Сын карла мартелла пипин. Темные века. Раннее Средневековье в хаосе войн. Объединение Франкской державы

Конспект урока по теме:

«Политическая система СССР в 1930-е годы».

Подготовила и провела:

учитель истории МОУ «Леткинская средняя

общеобразовательная школа»

Старошайговского района

Цель урока: контроль за уровнем знаний учащихся; углубить общие знания учащихся о сущности советской модели тоталитаризма; развивать умения учащихся анализировать документы, делать выводы, давать оценки явлениям, событиям, личностям.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Проблемный вопрос (на доске): «Какова причина массовых репрессий в СССР в 30-е гг.?»

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями, - это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой на настоящих людей едва ли бы значительно смягчилось, если рядом с ней поставить и другую нашу картину – с чудесно как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами-заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республикой. Пусть, может быть, это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны, тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного человеческого достоинства.

III. Об индивидуальном сопротивлении рассказывает один из учащихся.

«Что наша жизнь? – Игра!»

В 30-е гг. братьев Старостиных – Петра, Андрея, Александра, Николая – знала вся страна. Еще бы, братья-футболисты принесли славу своему клубу. В 1937 г. только «Спартак» сумел остановить победное шествие знаменитых басков, а в гг. «Спартак» - чемпион СССР. Надо сказать, в те годы шло соперничество между «Спартаком», созданным по инициативе генерального секретаря ЦК ВЛКСМ, и «Динамо», за которым стояло мощное ведомство – НКВД, а сам являлся почетным председателем «Динамо». Сталину, впервые увидевшему игру «Спартака» с трибуны Мавзолея на Красной площади во время Дня физкультурника в 1936 г., команда и братья понравились. Уже на следующий год Николай Старостин, капитан спартаковцев, получил орден Ленина. Ты скажешь, что тут необычного, с кем не бывает… Не торопись, вот-вот начнутся чудеса. В 1939 г. «Спартак» в полуфинале Кубка СССР обыгрывает тбилисское «Динамо», а потом выигрывает Кубок, победив в финале ленинградскую «Зарю». Кубок получили, на банкете отпраздновали, прошел месяц. Николая вызвали в ЦК ВКП(б) к заведующему отделом агитации и пропаганды Александрову. Вот разговор чиновника и футболиста:

Товарищ Старости, принято решение переиграть полуфинальный матч с тбилисцами. Надеюсь, вы поддерживаете это решение. (Именно так, в утвердительной форме. Это не вопрос - приказ.)

Это же невозможно. Переигрывать полуфинал после финала – случай небывалый!

Не вам решать, что возможно, а что нет. Вас вызвали не для дискуссии, а для того, чтобы передать мнение товарища Жданова. Идите.

Во втором тайме переигровки (счет был уже 3:0 в пользу команды Старостиных!) Берия в правительственной ложе встает, швыряет стул в угол и уезжает. Эх, ребята, ведь знали же!

Берия ничего не забыл. В марте 1942 г. четверых братьев арестовали (одного привезли с фронта). НКВД взял еще четверых футболистов «Спартака», мужей сестер Старостиных. Все они проходили по «делу братьев Старостиных» и обвинялись в создании боевой группы спортсменов. Дело как-то не выстраивалось: следствие начало с терроризма, скатилось до обвинений в хищении вагона, но вагон нашелся, а терроризм отпал. Тогда их обвинили в пропаганде нравов буржуазного спорта. Смешно? Сейчас – да, тогда – нет. Время было другое. Следствие шло два года, «террористы» сидели в одиночках во внутренней лубянской тюрьме. Наконец приговор – 10 лет лагерей.

Их спасло то, что в лагерях был спорт. Всюду жизнь! Проводились даже первенства по футболу среди команд Главного управления лагерей. Кто-то из братьев играл, кто-то тренировал лагерные команды. Через 12 лет они встретились в Москве: их «дело» пересмотрели.

III. Ученик у доски заполняет таблицу «Репрессии 30-х годов»

Политические репрессии 30-х гг.

«Шахтинский процесс»

Кирова, начало массовых репрессий

Политический процесс над Н. Бухариным и А. Рыковым

Восстановите хронологию событий

Комментарий учителя. Правящая партия в тоталитарном государстве не могла обойтись и без образа внутрипартийного врага. В этой роли выступали как бывшие «любимцы партии» - , и другие, так и масса менее значительных и просто рядовых ее членов. В плане внедрения в общественное сознание образа врага характерен подарок Уральской областной партийной конференции – топорик художественного литья. На правом его лезвии была насечка «руби правый уклон», на левом – «руби левый уклон», а на обухе – «бей примиренца». В этом топорике-символе воплощены сталинские призывы к беспощадной внутрипартийной борьбе.

IV . Объясните термины и исторические понятия:

Индустриализация

Конформизм

- «Железный занавес»

Репрессии

Тоталитарный режим

Репарация

Депортация

V . Что объединяет эти имена: Г. Ягода, Н. Ежов, Л. Берия?

Ягода Генрих Лаврентий

Генрихович Иванович Павлович

Вариант II.

1. В своем письме «Ко всем большевикам-ленинцам» оппонент Сталина старый большевик привел данные об огромных потерях продукции на промышленных предприятиях страны вследствие брака. Укажите причину этого:

а) массовое вредительство на фабриках и заводах;

б) низкая квалификация рабочих;

в) слабая производственная дисциплина.

2. В 1929 г. – главный оппонент Сталина:

а) был убит агентами ОГПУ;

б) был выслан за границу;

в) стал обвиняемым на первом публичном политическом процессе.

3. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:

в) М. Гризодуб;

4. Социально-политический смысл массового террора в стране в 30-е гг. заключался в том, чтобы:

а) переложить ответственность за провалы в экономике на «классовых врагов»;

б) навести порядок и дисциплину в стране;

в) устрашить врагов советской власти.

5. В августе 1938 г. при обсуждении вопроса об условно-досрочном освобождении заключенных из тюрем на заседании Президиума Верховного Совета Сталин выступил против применения этой нормы права , поскольку считал, что:

а) бывшим заключенным нет места в социалистическом обществе;

б) такая мера может привести к резкому падению дисциплины в местах заключения;

в) заключенные являются бесплатной рабочей силой.

6. В 30-е гг. в Красной Армии было пять маршалов. Трое из них были репрессированы. Это:

7. В СССР паспортная система была введена в:

а) 1932 – 1933 гг.;

б) 1937 – 1938 гг.;

в) 1939 – 1940 гг.

9. Укажите характерную черту кадровой политики 30-х гг.:

а) широкое использование буржуазных специалистов на руководящей работе;

б) при назначении на руководящие должности учитывалось социальное происхождение кандидата;

в) при назначении на руководящие должности принималась во внимание национальность кандидата.

10. Лидером «Союза марксистов-ленинцев», автором обращения «Ко всем членам ВКП (б)» был:

11. Укажите термины, соответствующие следующим определениям:

а) ряд руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий партийный или государственный орган;

б) верхушка господствующего класса;

в) кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для ведения крупного хозяйства на основе общественных средств производства и коллективного труда;

г) последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения;

д) штатные партийные работники, обеспечивающие функционирование структуру партии.

а) иерархия; б) колхоз; в) номенклатура; г) партийные функционеры; д) элита.

12. В новой Конституции СССР было законодательно закреплено:

а) завершение реконструкции народного хозяйства;

б) построение в основном социалистического общества;

в) построение развитого социализма.

13. Характерными чертами национальной политики СССР 30-х гг. были:

а) укрепление унитарного государства;

б) тенденция к русификации народов СССР;

в) значительное расширение политической самостоятельности союзных республик;

г) всесторонний расцвет всех наций и народностей;

д) нивелирование национальных культур и приглушение национального самосознания под видом «борьбы с национализмом».

VIII . Заключительное слово учителя.

В 1974 году узники Мордовских и Пермских политических лагерей решили объявить день 30 октября Днем политзаключенного в СССР. Как сообщалось в политическом биллютне «Хроника текущих событий», «в этот день заключенные намерены были объявить однодневные и двухдневные голодовки». Признанием одержанной победы стало решение Верховного Совета России от 01.01.01 года, которое внесло в государственный календарь памятных дат День 30 октября, названный «Днем памяти жертв политических репрессий». После выхода январского 1989 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий». Прокуратура Мордовии тщательно изучила 8 142 архивных уголовных дела. Ни в одном из них не обнаружено ни террориста, ни вредителя, ни врага народа, ни шпиона, а отсюда и выводы, что система боролась с безвинными людьми и уничтожала их. 9 380 человек реабилитированы. К сожалению, им вернули честное имя, но не жизнь.

И еще две цифры, как яркая вспышка, освещающая то время. Только 2 972 осуждены судом, а 6 338 невиновных – выслушали приговор от несудебных органов.

Прокуратура Мордовии продолжает заниматься проверкой архивных уголовных дел, выяснением обстоятельств массовых репрессий.

В 2000 году в Саранском Мордовском книжном издательстве вышла книга «Память. Жертвы политических репрессий». Эта книга – поименное поминовение всех безвинных жертв.

И сегодня на уроке мы прошли этот трагический путь от страха к ожесточению, от ожесточения к покаянию, от покаяния к надежде, от надежды к уверенности: знание того, что произошло в нашей истории, будет уроком для следующих поколений.

Список используемой литературы

1. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Книга для учителя. М. 2002 г.

2. Память. Жертвы политических репрессий. Республика Мордовия. Саранск. 2000 г.

3. Энциклопедия для детей «Аванта +» 1999 г. История России. XX век.

Разгром остатков небольшевистских партий.

Строительство социализма сопровождалось утверждением однопартийной системы в стране. Буржуазные партии были запрещены сразу же после победы большевиков. В первые месяцы 1918 г. ВЧК расправилась с анархистами . В одной Москве было убито около 40 и арестовано около 500 человек.

В начале 1920 -х гг., после Тамбовского и Кронштадтского восстаний, наступила очередь меньшевиков и эсеров . Еще с лета 1918 г. меньшевиков начали изгонять из советов. Но и к 1921 г. там оставались их представители. Немалое число сторонников меньшевиков находилось в рядах профсоюзов. В феврале 1921 г . было арестовано около 2 тысяч членов партии меньшевиков , в том числе все руководство. Члены ЦК были высланы за границу к их лидеру, Мартову. Рядовые члены партии отошли от активной политической деятельности, заявили о своем разрыве с социал-демократией.

Как известно, левые эсеры, бывшие одно время союзниками большевиков, не приняли Брестского мира. В знак протеста они вышли из состава правительства. 6-7 июля 1918 г. левые эсеры предприняли попытку государственного переворота . По мнению Ленина, тем самым эсеры скомпрометировали себя, превратились во врагов Советской власти. В 1921 г. возобновились репрессии против эсеров: 26 руководителей – расстреляны, несколько десятков человек были сосланы, значительная часть рядовых членов партии перешла на службу к большевикам. Немалая часть эсеров вместе с Авксентьевым эмигрировала. Летом 1922 г. прошел судебный процесс над эсерами.

Фактически к началу 1920-х гг. небуржуазные партии перестали существовать

Идейная и политическая борьба в большевистской партии в 1920-е гг. Установление единовластия И.В. Сталина.

В конце 1921-начале 1922 г. тяжело заболел глава советского правительства и фактический лидер большевистской партии Ленин. Среди его окружения началась борьба за власть . Она усилилась после смерти Ленина в январе 1924 г.

Самой популярной фигурой в большевистской партии был Троцкий . Он претендовал на партийное лидерство. Кроме него на роль наследников Ленина претендовали Зиновьев и Каменев . Они считали Троцкого своим главным противником и вступили в союз со Сталиным. В ходе внутрипартийной борьбы 1923-1924 гг. Троцкий потерпел поражение и был отстранен с поста наркома по военным и морским делам.

Но Зиновьев и Каменев недооценили Сталина . После поражения Троцкого они увидели, что Сталин ведет борьбу против них, опираясь на молодых партийцев.

В декабре 1925 г. прошел 14 съезд ВКП (б). На нем развернулась дискуссия о возможности построения социализма в одной стране . Зиновьев и Каменев не верили в подобную перспективу. На съезде Зиновьев и Каменев потерпели поражение. Зиновьев лишился поста руководителя Ленинградской партийной организации.

После съезда Зиновьев и Каменев заключили союз с Троцким, так называемый троцкистско-зиновьевский блок .

Но в руках Сталина находились рычаги власти. Союз с Бухариным, идеологом партии, позволял Сталину уверенно чувствовать себя в теоретических спорах с оппозицией. На 15 съезде ВКП (б) в 1927 г. троцкистско-зиновьевский блок был разгромлен. Троцкий, Зиновьев, Каменев и еще несколько десятков человек были исключены из партии . Каменев и Зиновьев с соратниками покаялись и были восстановлены. Троцкий счел для себя покаяние унизительным и вместе с несколькими сторонниками был выслан в Алма-Ату.

Главным соперником Сталина стал теперь Бухарин. В 1928 г. Сталин начал борьбу с так называемой “правой оппозицией ” во главе с Бухариным. Оппозиция выступала за продолжение новой экономической политики, Бухарин считал, что путь к социализму лежит через кооперацию, мирное “врастание” кулаков в колхозы. Сталин же считал, что новая экономическая политика себя исчерпала. “Правая оппозиция” была разгромлена. В 1929 г. Бухарин был снят с поста главного редактора газеты “Правда” и отстранен от руководства Коминтерном. В 1930 г. сторонники Бухарина лишились своих постов: Рыков был снят с должности председателя Совнаркома, Томский отстранен от руководства профсоюзами.

В 1929 г. Троцкого выслали в Турцию.

Таким образом, к концу 1920-х гг. Сталин становится единоличным лидером партии.

Еще в 1922 г. Сталин стал генеральным секретарем ЦК РКП (б). Это была техническая должность: ведение текущей работы, подготовка заседаний ЦК и т.п. Но Сталин ведал кадровыми вопросами. Это позволило ему поставить на ключевые посты своих людей. Они явились опорой Сталина в борьбе за власть. Другой опорой Сталина были члены партии, вступившие в нее уже после того как Сталин стал генеральным секретарем. В массе это были люди малообразованные и политически неграмотные. Они надеялись сделать карьеру. Победе Сталина во внутрипартийной борьбе способствовало и то умение, с которым он вел закулисные интриги , натравливал одних членов партии на других.

Укреплению позиций Сталина способствовали и так называемые партийные чистки . Они были проведены в 1929, 1933, 1935-1936 гг. Увеличивалось число рабочих в партии, сокращалось число интеллигенции и служащих.

В это же время происходил процесс свертывания внутрипартийной демократии . Реже созывались партийные съезды, конференции, пленумы ЦК. Перестали проводиться партийные дискуссии, в партии не было больше платформ, фракций и т.п. Решения Политбюро принимались все чаще путем сбора подписей под заранее подготовленным документом. Несогласные с линией партии исключались. Сталин стал конечной инстаницей в принятии важнейших партийных решений.

Формирование тоталитарной системы. Политические процессы и репрессии 30-х гг.

Большевистская партия была единственной в стране партией, она же являлась правящей партией. Поэтому укрепление позиций Сталина в партии означало и укрепление его позиций в государстве. От него одного все больше зависело принятие важнейших не только партийных, но и государственных решений.

В 1930-е гг. в СССР начала формироваться политическая система , основными чертами которой являлись:

Однопартийность . В партии установилась диктатура Сталина, о чем было сказано выше.

Предельная централизация власти . Фактически во главе государства стоял один человек. Он принимал решения единолично или советуясь с несколькими ближайшими соратниками. Потом эти решения оформлялись как законы.

Монополия официальной идеологии . Господствующей идеологией стала идеология Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Она насаждалась через средства массовой информации, культурно-массовые учреждения (клубы, красные уголки и т.д.), систему образования, литературу и искусство. Главным идеологом являлся Сталин. Для его выступлений были характерны односторонность оценок, догматизм, схематизм, непримиримость к инакомыслию, фальсификация истории и искажение реальной действительности и т.д. Сталин нашел простую, доступную массам форму изложения своих взглядов, использовал короткие и легко запоминающиеся фразы, четкую аргументацию, однозначные формулировки.

Формальный характер демократии . В выборах принимало участие более 90% избирателей. Но выборы были безальтернативными. Важнейшие государственные решения принимались не избранными народом депутатами, а Сталиным или узкой группой лиц. Депутаты лишь автоматически одобряли эти решения.

Полный партийный контроль за всеми сферами политической, социально-экономической и культурной жизни. В депутаты избирали либо коммунистов, либо лиц, доказавших преданность партии. Партийные организации действовали на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, учебных заведениях, учреждениях культуры и т.д. Почти все рабочие состояли в профсоюзах, подчиненных партии. Молодежь объединялась в комсомольские и пионерские организации, находившиеся под партийным контролем.

Массовые репрессии .

Конец 1920-х – 1930-е гг. время массовых политических репрессий. Руководил ими Сталин. Осуществлялись органами ОГПУ , потом НКВД . В ходе репрессий устранялись реальные и потенциальные противники режима и лично Сталина, предотвращалось недовольство народных масс социально-экономической политикой.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. прошла чистка в вооруженных силах, проведены процессы над старыми специалистами – дело Промпартии , дело Трудовой крестьянской партии .

В период массовой коллективизации репрессиям подверглись зажиточные крестьяне, так называемые кулаки и середняки .

После убийства Кирова 1 декабря 1934 г. репрессии усилились. Дела о “террористических актах” расследовались в течение 10 дней, процессы по ним проходили без прокурора и адвоката. Осведомительство, аресты без санкции прокурора, ложные обвинения – характерные черты работы правоохранительных органов. Личное признание считалось “царицей доказательств”, как выражался генеральный прокурор Вышинский. Признания выбивались на допросах силой. Приговоры утверждались списками . В 1937-1938 гг. Сталин подписал 383 таких списка. Максимальный срок заключения был увеличен с 10 до 25 лет. Наступление уголовной ответственности начиналось с 12 лет. Наказывались и члены семьи репрессированного, появился термин “член семьи врага народа”.

Политическая система СССР в 1930-е гг.

Утверждение всœевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность сталинизма, который приобрел форму режима личной власти (культа личности). Сталинизм имел свою социальную базу: активную - ближайшее окружение вождя и пассивную - народные массы, в числе которых рабочие, сельская беднота͵ среднее крестьянство, маргинальные слои. В 20-е гᴦ. в руках Сталина было сосредоточено всœе дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях номенклатуры. К серединœе 30-х можно считать политическую систему сталинизма окончательно сложившейся, что и было закреплено в новой Конституции СССР, которая была принятая на VIII съезде Советов 5 декабря 1936 ᴦ. и действовала до 1977 ᴦ. Конституция законодательно закрепляла "победу социалистического строя" в СССР. Высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет СССР (вместо съезда Советов), а между его сессиями - Президиум. Конституция запрещала эксплуатацию человека человеком, ликвидировала классовые ограничения в избирательной системе, устанавливала всœеобщие, равные прямые выборы при тайном голосовании. В 1939 ᴦ. на ХVIII съезде ВКП(б) было заявлено "о победе социализма в основном" и о "переходе к развернутому строительству коммунизма". В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: отсутствие эксплуататорских классов; замена частной собственности коллективистской; плановость, распространявшаяся на всœе народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всœеобщее среднее образование; всœеобщее избирательное право. Формально-юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности - государственной и групповой (кооперативно-колхозной), хотя сложившаяся к тому времени директивная экономика характеризовалась фактически полным огосударствлением средств производства. Сталинизм существовал как цельная, исключительно жесткая, авторитарная идеология, охватившая собой всœе сферы жизни общества. В ее базе лежал марксизм-ленинизм, еще более упрощенный и измененный. Политический режим, сложившийся в СССР к концу 30-х годов, имел тоталитарный характер.
Размещено на реф.рф
Его основными чертами были: стирание границы между государством и обществом; сосредоточение власти в руках партийного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; тотальный контроль над обществом и личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия; тенденция к распространению вовне советских идей и порядков; обстановка "желœезного занавеса" (ᴛ.ᴇ. ограничения в области политических и гуманитарных контактов с зарубежными странами в условиях внешнеторговой государственной монополии).

Существуют и другие точки зрения на характер политического строя СССР 30-х годов. Сторонники первой точки зрения считают реальной победу социалистического строя в СССР, хотя в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие признаки, как - ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов, репрессии и т.д. признаются проявлением деформации, происшедшей под воздействием ряда факторов, в т.ч. отсталости страны, личности Сталина, враждебного СССР окружения и пр.

По мнению других авторов, сталинизм представлял собой один из крайних, экстремальных, а именно - ультралевый вариант общемирового общественного развития (в отличие от ультраправого - фашистского и в противоположность неолиберальному - американскому и западноевропейскому).

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: ʼʼСталинская конституцияʼʼ, реже - ʼʼКонституция победившего социализмаʼʼ) - основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела ʼʼлибо форму государственной собственности (всœенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединœений)ʼʼ.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всœем гражданам предоставляла равные права:

всœеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Провозглашалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, а также неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, желœезнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всœенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 раздела "Основные права и обязанности граждан" Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) провозглашалась представителœем ʼʼруководящего ядраʼʼ всœех общественных и государственных организаций (в Конституции 1924 года партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями - Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции ʼʼколлективного президентаʼʼ возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название - Совет Народных Комиссаров СССР, но в 1946 году оно было преобразовано в Совет Министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

Впервые в текст Конституции была включена специальная глава, устанавливающая основные права и обязанности граждан. Декларировалось право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на образование, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. На практике, однако, большинство из этих прав постоянно нарушалось. Попытки реально использовать конституционное право на свободу слова влекли за собой преследование со стороны органов НКВД и осуждение за ʼʼантисоветскую агитациюʼʼ. Некоторые права власти сознательно не включили в текст Конституции, к примеру, право на свободу передвижения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Конституция СССР 1936 ᴦ. или, как ее еще называли, ʼʼСталинская Конституцияʼʼ, являлась во многом декларативным документом, прикрывавшим многочисленные нарушения законности в условиях тоталитарного режима.

Политическая система СССР в 1930-е гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политическая система СССР в 1930-е гг." 2017, 2018.

Подробное решение параграф § 17 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х гг., получила название «сталинский социализм»?

Потому что в СССР установился режим единоличной власти И.В. Сталина

Какую роль играла коммунистическая партия в советской политической системе 1930-х гг.?

Коммунистическая партия стала основной политической силой в в советской политической системе 1930-х гг. Такой режим называется однопартийная диктатура.

1. Какие изменения в советском обществе были отражены в Конституции 1936 г.?

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища

4. Расскажите о репрессивной политике, проводимой в СССР. Оцените её последствия.

Убийство С.М. Кирова

Борьба за власть. Сталин стремился избавиться от потенциальных и бывших конкурентов

Уничтожение потенциальной «пятой колонны» - тех на кому советское руководство не могло доверять в условиях международного кризиса

Ликвидация командного состава Красной Армии, который не был лично преданным Сталину.

5. Назовите массовые общественные организации, действовавшие в СССР. Какова была их роль в жизни страны, советского народа?

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС)

Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ)

Сеть массовых организаций охватывала все слои советского общества и объединяла представителей различных профессий

1. Как в данных документах эпохи отразилось формирование режима личной власти Сталина?

В первом документе Рютин обвиняет Сталина за те методы, которыми он добился единовластия в партии и в стране. Второй документ показывает создание культа личности Сталина.

2. На основании известных вам фактов подтвердите или опровергните утверждения авторов документов.

Рютин прав, т.к. Сталин укреплял свою власть при помощи террора и устранения несогласных и конкурентов. Второй документ, возвеличивая Сталина, приписывает ему все мыслимые и немыслимые заслуги и в частности то, что Сталин был основоположником коммунизма, хотя теория была разработана Марксом и Энгельсом и переложена на российский реалии Лениным.

1. Дайте характеристику «сталинскому социализму». Запишите в тетради основные его черты.

Сталинский социализм – политическая система в СССР в конце 1920-х - начале 1950-х годов и лежавшая в её основе идеология. Сталинизм характеризовался господством авторитаризма, усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и правящей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем над всеми сторонами жизни общества

2. Какие права, провозглашённые в Конституции 1936 г., позволяли назвать Основной закон СССР самым демократичным в мире? Как на деле в СССР соблюдались заявленные права и свободы граждан?

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Многие нормы Конституции оказались формальными. Под контролем партии проходили выборы заранее подобранных кандидатур в Советы всех уровней на безальтернативной основе. Любой гражданин мог быть арестован без санкции суда и прокуратуры

3. Раскройте понятие «культ личности» на исторических примерах.

Культ личности - возвеличивание отдельной личности, как правило, государственного деятеля). Например это возвеличивание Сталина, как это показано на примере второго документа на стр. 147.

5. В чём состояли особенности советской политической системы 1930-х гг. по сравнению с 1918-1920 гг., 1921 - 1928 гг.?

Особенностями политической системы 1930-х стало формирование единоличной диктатуры Сталина в противовес коллективным формам 1920-х гг. Также особенностью является размах репрессий, с помощью которых контролировалась элита и все общество.

6. В 1930-е гг. появился тезис: «Сталин - это Ленин сегодня». Как вы считаете, правомерно ли связывать сталинизм и ленинизм или это разные системы взглядов и идей? Сравните сталинскую и ленинскую политику построения социализма в стране по следующим признакам: экономическая основа системы (форма собственности); принцип и методы осуществления власти; цели государства, его идейно-теоретические основы, методы реализации задач. Подготовьте сообщение по данной теме.

Да правомерно, хотя Сталин во многом отошел от ленинских принципов построения социалистического государства. В частности Ленин подразумевал отмирание государства на пути движения к социализму и склонялся к преимуществу коллективного руководства, в то время как Сталин провозгласил идею отмирания государства через его усиление, благодаря чему смог сформировать централизованную систему единоличного управления страной. Но при этом идейно-теоретическое основы построения государства оставались одинаковыми – идеи коммунизма, хотя методы его построения опять же разнились. Сталин предполагал форсированные методы, в то время как Ленин после перехода к НЭПу согласился, что процесс трансформации должен быть более плавным и постепенным без резких скачков.

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём заключалась противоречивость национальной политики в СССР в 1920-1930-е гг.?

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги материала для самостоятельной работы и проектной деятельности.

Проведение индустриализации в основном в восточных регионах, где были запасы природных ископаемых;

Появление новых союзных, автономных республик и округов: к 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР;

Проведение жесткой централизованной политики;

Русификация всех республик (преподавание в школах, вузах на русском языке);

Реализация плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

2. Раскройте региональную и национальную специфику индустриализации в СССР.

Индустриализацию национальных районов не только строительство предприятий промышленности, но и процесс освоения природных богатств, создания национальных квалифицированных кадров инженерно-технических работников и рабочих.

В республиках, кроме РСФСР и УССР, был очень низок процент рабочего класса и инженерно-технического состава. Поэтому в формировании квалифицированных кадров в союзных республиках важная роль принадлежала работникам центральных промышленных регионов.

Если в масштабе СССР обеспечивалось преимущественное развитие тяжёлой промышленности, то в отдельных республиках преобладали отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Так обстояло дело в начальный период индустриализации в республиках Средней Азии, Закавказья.

Новые отрасли хозяйства в республиках создавались с учётом потребностей всей страны, если для этого имелись сырьевые ресурсы. Так, в Белорусской ССР возникли машиностроительная, химическая, топливная (торфяная), швейная, трикотажная и другие отрасли промышленности.

3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР в 1930-ые годы.

В 1930-е гг. в СССР появились новые союзные и автономные республики. Возникают Казахская и Киргизская ССР, упраздняется Закавказская федерация, а Грузия, Армения и Азербайджан вошли в СССР на правах союзных республик. Были созданы Еврейская автономная область, 8 национальных округов и 14 национальных районов на Крайнем Севере. Всего во второй половине 1930-х гг. в СССР входило 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных округов, 9 национальных округов. В 1940 г. в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.

По Конституции 1936 г. за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.

Утверждение в обществе административно-командной системы управления и режима личной власти И.В. Сталина оказывало влияние на национальную политику. Под видом федерации в СССР утверждается жёсткое централизованное унитарное государство. Ни одна советская республика не обладала правом принимать любые решения без согласования с Центром. Право свободного выхода из СССР носило формальный характер. В Конституции не предусматривалось право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

4. Как реализовывался план ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию»?

Централизация всех сторон общественной жизни требовала большего единства национальных республик. Произошёл определённый поворот и в национальной политике. Уже в 1930-1931 гг. на Украине и в Белоруссии были репрессированы представители национальной интеллигенции по делу о так называемых контрреволюционных националистических организациях «Союз освобождения Украины» и «Союз освобождения Белоруссии». Они необоснованно обвинялись в создании независимого национального государства. К 1933 г. речь велась уже о разоблачении сторонников «националистического» уклона во всех союзных республиках. Н.А. Скрыпник, старый член большевистской партии, член Политбюро ЦК КП(б)У и нарком просвещения, в 1928 г. утвердил новое украинское правописание. В 1933 г. его обвиняют в том, что он стремился «оторвать украинский язык от русского» и продать его «польскому, немецкому и другим западным языкам». Череда разоблачений «национал-уклонизма» прошла и по Белоруссии. Здесь одновременно боролись с местными белорусскими, еврейскими и польскими националистами внутри КП(б) Белоруссии.

На XVII съезде партии в 1934 г. И.В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.

7 августа 1929 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР». Ставилась задача унификации новых латинизированных алфавитов. Так начался переход на новый алфавит всех тюркоязычных народов СССР. С 1923 по 1939 г. на латиницу было переведено более 50 языков (всего в 1939 г. в СССР письменность имели 72 народа).

С 1932-1933 гг. кампания по латинизации пошла на убыль. Первым документом новой буквенной реформы стало постановление Президиума ЦИК СССР от 1 июня 1935 г. о переводе на кириллицу языков народов Севера. В печати появились многочисленные письма-обращения рабочих и колхозников о том, что латиница им не подходит. Отмечалось, что с ростом культурного уровня народов СССР латинизированный алфавит перестал удовлетворять потребности развития языков. Он не обеспечивал условий к сближению с культурой великого русского народа.

Таким образом, многие языки прошли через двойную реформу алфавита. В 1939 г. большинство языков народов СССР перевели на кириллицу.

В массовом порядке закрывались национальные газеты, русифицировалось начальное образование. В декабре 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) признало вредным существование особых национальных школ (финские, эстонские, латышские, немецкие, греческие и др.). Наркоматам просвещения национальных республик было рекомендовано реорганизовать указанные школы в школы обычного типа. 13 марта 1938 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) издают постановление «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». Было отменено использование местных языков в государственных учреждениях.

Увеличивалось количество школ, где преподавание велось только на русском языке. На русский язык было в основном переведено преподавание в высшей школе. Вместе с тем в средних и высших учебных заведениях сохранялось преподавание на языках народов СССР, что в значительной мере способствовало формированию национальных элит.

Фактическое признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.

В национальной политике руководство СССР в 1930-е гг. приступило к реализации плана ускоренного сближения и слияния народов в «единую советскую нацию».

5. Назовите особенности политики «коренизации», проводимой в 1930-ые годы.

Советская политика «коренизации», проводимая в 1920-е гг., была направлена на исправление дореволюционного курса на русификацию. Она формировала уважение к советской власти и укрепляла новую власть в национальных регионах. Вместе с тем такая политика способствовала определённой разобщённости, замкнутости союзных республик, что не соответствовало общему курсу развития союзного государства.

Цели национальной политики, проводимой в СССР в 1930-е гг.:

Создание единой общности – русский народ

Единение народов для проведения индустриализации

Преодоление отставания национальных окраин

Подготовка национальных кадров для индустрии

2. Почему руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике?

Руководство СССР уделяло большое внимание языковой политике потому, что признание русского языка государственным языком СССР создавало условия для межнационального общения. Русское население в национальных республиках, которое значительно увеличилось, чувствовало себя более комфортно. Молодое поколение в национальных республиках приобщалось к государственному языку и получало знания, необходимые для успешного продвижения в различных сферах общественной жизни.

3. Приведите факты, доказывающие свёртывание курса на развитие национальных культур в СССР в 1920-х гг.

На XVII съезде партии в 1934 г. И. В. Сталин в отчётном докладе выделил необходимость борьбы с «национал-уклонизмом». Раньше указывалось, что главную опасность представляет великодержавный шовинизм. По всем национальным республикам прокатилась волна разоблачений партийно-советских работников за националистические уклоны. Руководителей всё чаще стали присылать из Центра. Обычно местных руководителей заменяли русскими или послушными представителями местных народов. В 1937-1938 гг. фактически полностью были заменены партийные и хозяйственные руководители национальных республик. Многие деятели просвещения, литературы и искусства были репрессированы.

Немцы, финны, корейцы беспочвенно обвинялись в антисоветской деятельности и шпионаже. В Белоруссии и Украине признавалось нецелесообразным сохранять национальные районы, сельсоветы. Десятки тысяч финнов, поляков, немцев депортировали из приграничных районов Ленинградской области, Украины. Больше всех пострадали от депортаций корейцы. В сентябре 1937 г. более 170 тыс. человек из них были переселены с Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан.

4. Опишите достижения в сфере национального образования в СССР в 1930-е гг. Используйте краеведческий материал.

В 1920-1930-х гг. советское руководство стремилось быстрыми темпами осуществить преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе повысить образовательный уровень населения, ввести всеобщее начальное обучение. Это было вызвано потребностями модернизации экономики страны для преодоления тяжелых последствий Первой Мировой и гражданской войн, стремлением догнать развитые европейские страны, в том числе и по уровню образования. Главную роль в решении этой задачи играл учитель.

Государственная политика в отношении учительства включала в себя следующие основные задачи:

1. повысить общеобразовательный и профессиональный уровень педагогов;

2. улучшить материально-правовое положение школьных работников;

3. «перевоспитать» дореволюционную учительскую интеллигенцию в духе советских идей, воспитать новых педагогов, полностью поддерживающих политику большевистского руководства.

На качество работы учителей оказывал влияние их общеобразовательный уровень, который в начале 1920-х гг. оставался низким. Благодаря деятельности различного рода учебных заведений к 1929 г. в Уральской области количество учителей удалось увеличить более чем на треть, однако высшее образование было только у 4,2% школьных работников, низшее и среднее незаконченное - у 30%, что накануне введения всеобщего начального обучения было явно недостаточным. Это было следствием неудовлетворительного финансирования курсов повышения квалификации учителей, перевода финансирования специальных педагогических учебных заведений на местный уровень. В то же время задача введения всеобщего начального обучения требовала расширения профессиональной подготовки преподавателей общеобразовательных школ, увеличения сети педагогических учебных заведений.

Партийно-советскому руководству стало ясно, что без чрезвычайных мер невозможно быстрыми темпами подготовить достаточное количество учителей для введения всеобуча. Поэтому в 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, значительно усиливается роль административно-командных и насильственных методов в пополнении учительских рядов.

Под административным давлением в трудовых коллективах и общественных организациях стали проводиться мобилизации «добровольцев» на педагогическую работу, использовались и другие методы привлечения общественности к учительскому труду. Местные руководители, ощущавшие острую нехватку в преподавательских кадрах, искали решение этой проблемы при помощи новых, по большей части надуманных форм. В начале 1930-х гг. такими формами стали месячники «борьбы за кадры» и бригады по вербовке студентов в педтехникумы и педвузы.

Проводившиеся мероприятия позволили увеличить количество учителей в школах, но одновременно привели к значительному понижению образовательного уровня педагогов. Вследствие этого необходимость педагогической подготовки большинства выдвиженцев выходила на первый план.

Самой распространённой формой подготовки учителей в первой половине 1930-х гг. были краткосрочные педагогические курсы. Это объяснялось тем, что такая система позволила в короткие сроки подготовить большое количество школьных работников с наименьшими финансовыми затратами для государства. Педагогические курсы создавались при пединститутах и педтехникумах. По сравнению с педагогическими курсами 1920-х гг. продолжительность обучения планировалось увеличить с 1,5 месяцев до одного года. Но в 1930/31 уч. г. в связи с острой нехваткой учителей, вызванной потребностями ускоренного введения всеобуча, проводились трёхмесячные и даже двухмесячные курсы. Изменился и принцип комплектования курсов. Если в 1920-х гг. на курсы посылались, как правило, по желанию педагоги, проявлявшие активный интерес к школе и общественной жизни, то в 1930-е гг. на курсы мобилизовывались с предприятий в основном члены ВЛКСМ и профсоюзных организаций. Большее место в учебных планах отводилось общественно-политической подготовке учительства в духе советской идеологии.

В 1930-х гг. пополнение учительских кадров начальных и неполных средних школ начало осуществляться и за счёт выпускников специальных педагогических учебных заведений - педагогических техникумов (с 1937 г. они стали называться училищами) и вузов. Однако, несмотря на расширившуюся сеть этих учебных заведений, вплоть до конца 1930-х гг. решить кадровую проблему неполных средних и средних школ не удалось. В сельской местности на Урале из-за отсутствия учителей не велись такие предметы как история, иностранные языки, география, математика, русский язык и другие предметы, даже в выпускных классах.

Значительную часть требуемого количества учителей планировалось подготовить на педагогических курсах: 30% учителей начальной школы и 20% преподавателей неполной средней и средней школ Свердловской области. На краткосрочных курсах Челябинский облоно планировал подготовить около 50% учителей необходимых для ликвидации дефицита педагогических кадров. Заменить в полной мере стационарной подготовки краткосрочные курсы не могли, а выпуски из педтехникумов и педвузов были незначительными. Поэтому в условиях резкого увеличения количества преподавателей школ Урала уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки даже к началу 1940-х гг. оставался низким. Хотя необходимо отметить, что выпуски учителей из средних и высших специальных педагогических учебных заведений, начавшиеся во второй половине 1930-х гг., сыграли определённую роль в повышении общеобразовательной подготовки уральских учителей.

Существенные изменения в 1920-1930-х гг. произошли в материально-правовом положении учительства. С одной стороны, новая экономическая политика в первой половине 1920-х гг. позволила улучшить материальное положение советских людей, в том числе и учителей. С другой стороны, задача по повышению жизненного уровня учителей, ставившаяся партийными органами, не была решена в этот период. Рост цен на основные продукты питания опережал рост заработной платы. Размер оплаты труда учителей школ I ступени (в то время начальные школы) так и не достиг уровня заработной платы рабочих крупной промышленности. Выплата заработной платы систематически задерживалась на срок от одного до нескольких месяцев и более, что также сказывалось на социальной защищённости этой категории граждан государства. Материальные трудности усугублялись жилищным кризисом, который в равной степени затрагивал как городское, так и сельское учительство Урала. Тяжёлые условия жизни, отсутствие необходимого количества учреждений здравоохранения, общественного питания, приводило к росту заболеваемости среди педагогов. Невнимательное отношение к ним со стороны властных органов, вмешательство в дело образования некомпетентных чиновников приводило к тому, что права учителей нарушались довольно часто. Типичными для 1920-х гг. были случаи перевода учителей в течении учебного года из школы одного района в школу другого и увольнение с работы без объявления причин.

В начале 1930-х гг. уровень жизни педагогов по сравнению с предшествующим периодом, значительно снизился, что отражало изменения социально-экономической обстановки в отношении всех слоев населения советского государства. Попытки партийно-советских органов директивным порядком решить эту проблему результатов не принесли. Об улучшении положения можно говорить только со второй половины 1930-х гг. По сравнению с концом 1920-х гг., средняя заработная плата учителей начальных школ увеличилась в пять раз, учителей средних школ - в 3,7 раза. Однако в некоторых районах Свердловской и Челябинской областей продолжались задержки с выплатой зарплаты вплоть до конца 1930-х гг.

Пагубное воздействие на состояние учительского корпуса оказали репрессии 1937 - 1938 гг. К расстрелу и длительным срокам заключения внесудебными органами были приговорены как руководители народного образования, так и простые учителя.

Изменения в общественно-политической жизни страны в 1920-х гг., связанные с переходом к новой экономической политике, ознаменовали новый этап во взаимоотношениях между советской властью и учительством. С этого момента начинают проводиться широкие кампании по политической переподготовке учительства, одной из задач которых было «перевоспитание» дореволюционной учительской интеллигенции в духе марксистско-ленинской идеологии, привлечь учителей к пропаганде социалистической идеологии в обществе. Уральское учительство в этот период принимало участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, кампаниях по перевыборам в советы, распространении государственных займов, книг идеологического содержания и т.д. Отличительной чертой этой «общественной нагрузки» было отсутствие в большинстве случаев какой-либо оплаты и принудительный ее характер.

В 1920-х гг. происходит становление новой советской школы. Начался коренной пересмотр подходов к содержанию и методам образования, что находило отражение в новых учебных планах и программах.

Эти радикальные преобразования неоднозначно оценивались в учительской среде. Большей части уральских учителей, особенно с дореволюционным стажем работы, отказ от предметного метода изучения основ наук, домашних заданий, экзаменов, классной системы, т.е. методов обучения свойственных дореволюционной школе не был понятен. Поэтому новые учебные программы медленно прививались в педагогической практике. И дело здесь, на наш взгляд, во все не в консерватизме «старого» учительства, а в том, что эти революционные преобразования школьной системы вели к ухудшению навыков письма, счета и чтения. Во многом благодаря этой «консервативной» части просвещенцев в 1920-е гг. на Урале удалось сохранить традиционные подходы в обучении детей. Влиянием дореволюционного учительства на взгляды молодых учителей, наряду с другими причинами, на наш взгляд, можно объяснить и невысокий процент учителей-членов ВКП(б), низкую посещаемость учителями кружков и курсов политического просвещения.

В 1930-х гг., по сравнению с предшествующим периодом, усиливается административно-командное давление на педагогов. Спускаемое сверху планирование, административный нажим на работников органов народного образования и учителей с требованием любой ценой осуществить стопроцентный охват обучением. Ощущение своего бесправия и страх перед чиновниками заставлял идти на фальсификацию итогов работы по всеобучу.

Подчинение профессиональной деятельности учителей интересам бюрократической системы, политизация и идеологизация учительского труда негативно влияло на такую составляющую воспитательной работы, как нравственное воспитание. Это, в свою очередь, приводило к рецидивам детского хулиганства, половой распущенности, примеры которых можно было наблюдать как в городской, так и сельской местности. Учителей, основной своей задачей считавших обучение и воспитание детей, а не участие в различных идеологических акциях партийно-советские чиновники обвиняли во внедрении «враждебных методов преподавания в советской школе». В основном это были преподаватели, много лет отдавшие народному просвещению.

Вместе с тем, на наш взгляд, противопоставлять «старое» и «новое» учительство не вполне правомерно. Скорее всего, большая часть дореволюционной учительской интеллигенции ко второй половине 1930-х гг. приняла новые правила игры, установленные государством. Тем более, что идея введения всеобщего обучения активно поддерживалась в дореволюционных педагогических кругах. Большую роль, на наш взгляд, сыграли и мотивы морального порядка, связанные с особенностями социальной психологии российской интеллигенции, к которым можно отнести глубоко укоренившуюся традицию и идею служения народу, патриотизм, преданность своему делу, своей профессии, осознание необходимости своего труда для общего блага. Рычагами, которые позволили партийно-советским органам ускорить этот процесс, было сочетание «мягких» и «жестких» мер командно-административного воздействия на старую учительскую интеллигенцию. Основную роль в этом процессе, на наш взгляд, сыграла, с одной стороны, работа аттестационных комиссий, которые удаляли из учебных заведений людей с враждебной с их точки зрения антисоветской идеологией, с другой стороны присвоение учительских званий людям лояльным власти, повышало престиж учительской профессии, а вместе с тем и гарантировало рост материального благосостояния.

В начале 1930-х гг. произошел отказ от педагогических экспериментов 1920-х гг. Содержание школьных программ и учебные планы были переработаны в системе единомыслия, единообразия, установки на «усреднение и выравнивание» личности. Отказ от исследовательских методов обучения, распространенных в 1920-е гг. привел к преобладанию методов получения готовых знаний. Одновременное присутствие в школьной системе образования общегуманистического содержания и прагматических политических задач привело к формированию крайне идеологизированного сознания учащихся. «Классовый подход» к людям, событиям, явлениям оправдывал пренебрежение к человеческой жизни.

Вполне объективным процессом представляется нам установление единых типов общеобразовательной школы - начальной, неполной средней и средней. Эта преемственность позволила создать благоприятные условия подготовки кадров для советской промышленности.

Формирование чувства государственного патриотизма становится одной из приоритетных задач в школьной воспитательной работе во второй половине 1930-х гг. На наш взгляд в идее советского патриотизма можно наблюдать преемственность с русским дореволюционным патриотизмом. Прослеживается ярко выраженная тенденция военизации школьного образования, как накануне Первой Мировой войны так и Великой Отечественной войны.

В 1920 - 1930-х гг. произошли серьезные изменения в жизни уральского учительства. Во многом, благодаря целенаправленной государственной политике, к концу 1930-х гг. удалось повысить жизненный уровень учителей, решить проблему всеобщего начального обучения, развить сеть специальных педагогических заведений. Вместе с тем, политика партийно-советского руководства направленная на политизацию образования привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертами которого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм, агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности. Созданная командно-административная система делала зависимыми школьных работников от партийно-советских чиновников различного ранга, сковывала творческую инициативу педагогов. Не удалось «революционным» путем в кратчайшие сроки кардинально поднять образовательный уровень учителей.


Завершение формирования аппарата принуждения

Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьезные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали революцию как апогей самой ожесточенной и непримиримой борьбы классов. В годы революции и гражданской войны как класс перестала существовать крупная буржуазия. Теперь пришла очередь мелкобуржуазных слоев - этой, по мнению большевиков, благоприятной питательной среды для буржуазного перерождения еще не совсем окрепшего советского общества. Наиболее многочисленной, а значит и особенно опасной, являлась прослойка сельской буржуазии - кулаки, по которым и был нанесен сокрушительный удар.

Поскольку в исправительно-трудовые лагеря стали направлять огромное число лиц, причисленных к классово-враждебным элементам, в структуре ОГПУ создали Главное Управление лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных широко использовался в народном хозяйстве. Заключенные добывали уголь и руду, нефть и золото, строили железные и шоссейные дороги, заготавливали древесину, выращивали хлеб, овощи, занимались животноводством. До 200 тыс. заключенных периодически привлекались для выполнения наиболее тяжелых работ на государственных предприятиях многих отраслей промышленности, включая оборонные, даже на ударных стройках пятилеток.

В первой половине 30-х годов завершилось формирование мощного, строго централизованного административно-политического аппарата принуждения. Милиция, ранее находившаяся в двойном ведении НКВД союзной республики и исполкомов местных Советов, была выведена из-под контроля республиканских и местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. Органы ОГПУ самостоятельно вели следствия, устраивали судебные процессы, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В июле 1934 г. ОГПУ было преобразовано в НКВД СССР. При нем стал действовать внесудебный орган - Особое совещание.

Обновилось территориально-административное деление СССР, основу которого, после упразднения округов, составили области и районы. Новая единообразная территориально-административная структура способствовала усилению централизованного управления страной.

Советы оставались в стороне от коллективизации, что породило у определенной части партийцев скептицизм в отношении их жизнеспособности в сельских местностях. Однако предложения о замене сельсоветов правлениями колхозов не прошли. Перед Советами были поставлены задачи «повернуться лицом к ударничеству в промышленности и колхозному строительству». В конце 1930 - начале 1931 гг. провели перевыборы Советов, чтобы обеспечить широкое представительство в них колхозников и ударников.

В конце 1932 г. в СССР устанавливается паспортный режим. Паспорта вводились для жителей городов, рабочих поселков, районных центров, новостроек, совхозов, МТС и др. Сельское население (колхозники) паспортов не получало и учитывалось по спискам, которые велись сельсоветами. Свобода передвижения колхозников ограничивалась. По существу, они были прикреплены к деревне.

Внедрение паспортной системы сопровождалось жестокой политикой чистки городов. По решению Политбюро (апрель 1933 г.) организовывались «трудовые поселения», куда ссылались крестьяне, саботирующие хлебозаготовки, а также бежавшие в города кулаки, нашедшие работу на промышленных предприятиях. На принудительные работы были осуждены тысячи людей.

Искоренение организованной оппозиции

В разгар коллективизации организуются крупные публичные политические процессы. В ноябре 1930 г. проходил процесс над Промышленной партией («Промпартией»), в ходе которого по обвинениям во «вредительской деятельности» был осужден ряд высокопоставленных специалистов, якобы связанных с разведками империалистических государств и разрабатывавших в качестве их агентов планы интервенции против СССР. В марте 1931 г. в Верховном суде началось слушание дела «Союзного бюро меньшевиков», которое обвинили в пособничестве иностранным спецслужбам.

В условиях острых антагонизмов в аграрном секторе и роста социального напряжения в городах политические процессы начала 1930-х годов играли роль «превентивного удара» правящего режима по его «потенциальным противникам» в среде «старой» интеллигенции, представители которой работали в сфере государственного управления, в армии, в вузах, научных учреждениях и др. По мнению партийной верхушки, «буржуазные специалисты» могли сыграть роль идейных вождей или, по крайней мере, «пятой колонны» в случае широкомасштабных социально-классовых конфликтов, угроза которых была вполне реальной. В этих же целях в партии разворачивалась кампания по дискредитации лидеров «правой оппозиции», «идейно разгромленных» в конце 1920-х годов, но, с точки зрения сталинского окружения, имевших серьезное влияние в партийных массах и способных при определенных условиях перехватить политическую инициативу.

На XVI съезде партии (июнь - июль 1930 г.) было организовано обличение «правого уклона». Бухарин на съезде не присутствовал. Рыкова, Томского и Угланова вынудили признать «свои ошибки» и публично раскаяться. Тем не менее, в декабре 1930 г. Пленум ЦК ВКП(б) освободил Рыкова от обязанностей председателя Совнаркома СССР и члена Политбюро. Совнарком возглавил верный соратник Сталина - Молотов, а членом Политбюро стал Орджоникидзе.

Сталин последовательно искоренял последние ростки оппозиционности в высших эшелонах власти. В декабре 1930 г. из состава ЦК ВКПб) были выведены кандидаты в члены Политбюро, председатель Совнаркома РСФСР Сырцов и секретарь Закавказской парторганизации Ломинадзе. Сырцову инкриминировали неверие в обоснованность ускорения индустриализации, а Ломинадзе ставили в вину намерение притормозить темпы сплошной коллективизации в своем регионе. Тем самым партийное руководство предупреждало коммунистов, что самые строгие меры будут приняты не только за попытки встать в оппозицию, но и за колебания и сомнения в реализации «генеральной линии» партии.

В начале 1930-х годов в правящей партии уже не было организованной оппозиции сталинскому курсу. Возникали лишь локальные очаги протеста сложившимся в стране порядкам. М. Рютин, один из непримиримых противников «новой оппозиции», создал в августе 1932 г. «Союз марксистов-ленинцев», противопоставлявший себя «Сталину и его клике». Обличая Сталина, М. Рютин писал, что «гигантская централизация всего аппарата пролетарской диктатуры и сила политической инерции привели к тому, что Сталин, нажимая на одну кнопку террора, заставляет служить своим интересам весь механизм партии, Советов, профсоюзов, кооперации и др. Все винтики -большие и маленькие, второстепенные и первостепенные -хотят они или не хотят, «верят» они или «не верят», вынуждены вращаться вместе со всей машиной».

Организация М. Рютина просуществовала всего месяц. В сентябре 1932 г. начались аресты. В октябре на объединенном Пленуме ЦК и Президиума ЦКК Сталин провел решение о немедленном исключении из партии всех, «знавших о существовании этой группы». Коллегия ОГПУ приговорила Рютина к расстрелу. Однако ряд членов Политбюро (Киров, Орджоникидзе, Куйбышев) выступили против расстрела видного в прошлом большевика. Под их влиянием Сталину пришлось согласиться на замену смертного приговора Рютину 10-ью годами тюремного заключения.

Дальнейшие процессы по искоренению партийной оппозиции были связаны со смертью С. М. Кирова, которая послужила толчком к дальнейшему развитию политики репрессий.

Реакция на убийство Кирова последовала мгновенно. Уже 1 декабря 1934 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР о порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов. Сроки следствия по данной категории дел сокращались до 10 дней. Обвинительное заключение вручалось обвиняемому всего за сутки до суда, в котором дело рассматривалось без прокурора и адвоката. Обжалование приговора и подача ходатайств о помиловании не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. По этому закону только в декабре 1934 г. было репрессировано 6501 чел. Позже (сентябрь 1937 г.) аналогичный порядок вводился и по делам о вредительстве и диверсиях. В марте 1935 г. принят закон о наказании членов семей изменников Родины, а в апреле указ ЦИК СССР разрешил привлекать к уголовной ответственности детей с 12 лет.

ЦК ВКП (б) разослал всем партийным организациям закрытое письмо «О последствиях событий, связанных со злодейским убийством товарища Кирова». В нем декабрьская трагедия связывалась с «троцкистско-зиновьевским заговором» и коммунистов призвали изгонять из партийных рядов «приспешников» Троцкого, Зиновьева и Каменева. В январе 1935 г. Зиновьева и Каменева с группой их сторонников предали суду. На закрытом процессе Зиновьева осудили на 10 лет, Каменева - на 5, и на разные сроки тюремного заключения - всех остальных обвиняемых.

В марте-апреле 1935 г. Особым совещанием НКВД СССР старые и авторитетные большевики, принадлежавшие в начале 1920-х годов к «рабочей оппозиции» - Шляпников, Медведев, Масленников и другие, были осуждены на различные сроки заключения.

В 1935 г. проводилась проверка партийных документов, которой занимались партийные органы совместно с НКВД. В ходе ее собирались досье на коммунистов. За коммунистами, исключенными в процессе проверки из партии, устанавливалась слежка, многие из них арестовывались. На 1 декабря 1935 г. в связи с исключением из партии было арестовано более 15 тыс. чел.

Главный удар был нанесен по бывшим политическим соперникам Сталина, их действительным и мнимым сторонникам в партии. В политике правящей партии четко обозначилась тенденция к чистке партийных кадров и прежде всего старых коммунистов. Еще до начала августовского процесса (29 июля) ЦК ВКП(б) разослал всем партийным комитетам письмо, где утверждалось, что троцкисты и зиновьевцы сформировали террористические группы в Москве, Ленинграде, Горьком, Минске, Киеве, Баку и других городах. Они орудуют в стране, говорилось в письме, под «личиной коммунистов», и каждый большевик обязан распознать врагов, «как бы хорошо они ни маскировались». Это был откровенный призыв к партии искать врагов в собственных рядах, что имело далеко идущие последствия. Однако широкомасштабные карательные акции последовали не сразу. Партийное руководство пыталось продолжить политику «умиротворения» общества, дать ему передышку от предшествующей борьбы с кулаками, «вредителями», «оппозиционерами», «социально-чуждыми элементами» и другими категориями «врагов».

Конституция СССР 1936 г

Один из существенных элементов политики «умиротворения» общества касался разработки и принятия новой Конституции. 5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую Конституцию, которая внесла серьезные изменения в структуру органов власти. Упразднялись областные, республиканские и всесоюзные съезды Советов. Их место заняли районные, городские, областные, республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования, что приближало советскую систему к представительным органам традиционного (парламентско-муниципального) типа. Вместо ВЦИК образовался Верховный Совет СССР, избираемый всем населением и состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета национальностей.

Серьезной реформе подверглась избирательная система. Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательными правами наделялись все граждане СССР независимо от их социального происхождения. Упразднялось различие в нормах представительства рабочих и крестьян. Расширились общедемократические права граждан. В Конституции провозглашался целый ряд социальных прав новых для конституционного права - право на труд, на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности и др. Эти принципы получили общемировое признание и стали важным компонентом любой современной системы взглядов на гражданское общество.

Конституция 1936 г. провозглашала и другие демократические права, во многом заимствованные из западноевропейской традиции, такие, как свобода совести, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту.

Закладывался фундамент государственной идеологии, в основе которой лежало не учение о классовой борьбе, а социальное примирение, общность граждан или, говоря языком тех лет, «морально-политическое единство советского общества». Конституция отражала эволюцию государственного строительства в СССР в сторону формирования государственности традиционного типа с представительными формами власти, развитой системой органов государственного управления, с атрибутами, необходимыми любому государству.

Новая Конституция была нужна генсеку и потому, что он хотел видеть себя не только вождем партии, но и всей страны. Сталин, провозгласив в Конституции «нерушимое единство» рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции, наций и народностей СССР, превращался в вождя многонационального советского народа, державы, раскинувшейся на просторах одной шестой части планеты. Конституция как бы подводила итог государственного строительства, которым он руководил, и была призвана показать миру, что, возглавив страну, лежащую в руинах гражданской войны, именно он, Сталин, привел ее к победе социализма. Культ Сталина вступал в новую фазу развития, отличавшуюся, как ни парадоксально, если иметь в виду принятие в целом демократичной Конституции, беспрецедентными по масштабам репрессиями.

Изменения в политической системе

В 1930-е годы серьезные изменения претерпела политическая система советского общества. Ядро этой системы - ВКП(б) все больше врастало в государственные структуры и интенсивно огосударствлялось. Сталинские репрессии выбили поколение старых большевиков из политической жизни, и на их смену пришли молодые кадры, мало отличавшиеся от управленцев в собственном смысле этого слова. С января 1934 г. по март 1939 г. на руководящие партийные и государственные посты было выдвинуто более 500 тыс. новых работников. В 1939 г. только из 333 секретарей обкомов, крайкомов и ЦК национальных компартий 293 чел. являлись выдвиженцами XVII съезда ВКП(б). Причем среди этого важнейшего звена партийного руководства 61,6 % составляли молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет, 29,4 % - от 36 до 40 лет. В абсолютном большинстве (80,5 %) это были коммунисты, вступившие в партию после 1923 г. В начале 1937 г. картина была иной: среди секретарей обкомов, крайкомов и ЦК нацпартий коммунисты с дореволюционным партстажем составляли 38,6 % и 41,6 % имели партстаж с 1918 по 1920 г. В 1939 г. еще меньшим партстаж был у секретарей райкомов, горкомов и окружкомов партии - 93,5 % этих руководителей вступили в партию после 1924 г. Таким образом, партийная власть перешла от «старой большевистской гвардии» к выдвиженцам Сталина.

Полное единогласие, строгая иерархия, жесткое администрирование, военная дисциплина, укоренившиеся в ВКП(б), соответствующим образом отражались на всей советской политической системе, имевшей мало общего с той моделью, которая была зафиксирована в Конституции 1936 г.

На сферу государственного управления решающее воздействие оказывали задачи социально-экономических преобразований, которые решались через механизм административно-силового принуждения, что неизбежно вело к формированию мощного репрессивного аппарата, внесудебных учреждений типа «троек», к усилению централизации в управлении страной, прочному внедрению административно-директивных методов управления, повышению роли партийно-государственного аппарата в организации политической, хозяйственной, социальной, культурной жизни страны и соответственно к затуханию той активности общественных организаций, которая была характерна для них в 20-е годы.

Комсомол, возглавляемый в 30-е годы ярким молодежным лидером Косаревым, переживал сложный период развития. Комсомольцы были ударной силой строек первых пятилеток и своим поистине героическим трудом обеспечили успехи индустриализации. Они с необыкновенной жаждой знаний учились и пополняли ряды интеллигенции, достигали высот науки, культуры, творчества. Многие воспитанники комсомола достойно проявили себя на государственном поприще, в армии, в науке, образовании и культуре. Вместе с тем для развития ВЛКСМ как общественно-политической организации были характерны те же тенденции, что и для партии. В своей внутренней организационной структуре комсомол во многом копировал ВКП(б): действовали те же ЦК, обкомы, крайкомы, райкомы ВЛКСМ с профессиональными комсомольскими работниками, выступавшими от имени сотен тысяч рядовых комсомольцев и руководившими многочисленными комсомольскими организациями примерно теми же методами, что и партийные функционеры. Они точно так же, как и партаппарат, главную задачу видели в исполнении партийных директив вышестоящих партийных органов. Несмотря на это, партийное руководство суживало сферу деятельности комсомола. В апреле 1936 г., после пятилетнего перерыва, что противоречило уставу, собрался X съезд ВЛКСМ. На нем был принят новый устав ВЛКСМ, согласно которому комсомол лишался даже формального права активно влиять на общественно-политические процессы. Отныне сфера его деятельности ограничивалась воспитанием своих членов в духе преданности делу Ленина-Сталина, производственной и культурно-просветительной работой.

Сужался и круг деятельности профсоюзов, которые были лишены исконного права регулирования трудовых отношений и оплаты труда. С 1934 г. уходит в прошлое традиция заключения коллективных договоров. В 1937 г. отмирает последний пережиток рабочего контроля, так называемый «треугольник», когда, кроме директора, в принятии решений по производственным делам принимали участие партийные и профсоюзные организации предприятия. По сути, полностью сворачивалась даже видимость участия рабочих в управлении производством.

Советские общественные организации свою главную задачу видели в тесном сотрудничестве с партией и государством. К этому их обязывала политика правящего режима. В государстве рабочих и крестьян, согласно теоретическим представлениям большевиков, должен действовать такой политический механизм, который вбирает в себя все общественные организации трудящихся, так как они по своей социально-классовой природе идентичны собственно государству, являющемуся также одной из форм организации людей труда.

Юридически высшим органом государственной власти в СССР, согласно Конституции 1936 г., являлся Верховный Совет СССР, а высшим органом государственного управления - Совет народных комиссаров. Однако высшая власть концентрировалась в Политбюро ЦК ВКП(б).

Именно Политбюро, которое формально по партийному уставу формировалось ЦК ВКП(б) и было ему подотчетно, определяло не только основные направления внутренней и внешней политики страны, но и рассматривало массу второстепенных проблем, выступало главным арбитром при сглаживании ведомственных противоречий, непосредственно организовывало исполнение многих своих постановлений и старалось контролировать всю пирамиду власти.

Политбюро требовало от парторганизаций всех уровней активно заниматься хозяйственными делами. Эта установка находила воплощение во многих директивах. Так, в феврале 1941 г. XVIII партконференция записала в своих решениях: «необходимо, чтобы партийные организации систематически влезали в дела промышленных предприятий, железных дорог, пароходств и портов, выясняли их нужды и запросы и помогали хозяйственным организациям в их повседневной работе по руководству промышленностью и транспортом». Конференция обязала парторганизации усилить контроль за работой наркоматов и предприятий, вести учет оборудования, расходов сырья, материалов топлива, следить за продажей оборудования, поддерживать чистоту и порядок на предприятиях и пр. Партийное руководство всячески содействовало врастанию парторганизаций в хозяйственные структуры, рассматривая их как важное звено в механизме реализации пятилетних планов.

Политбюро осуществляло свою власть как через партийные, так через органы государственного правления и общественных организаций.

Стремление центра к жесткому руководству экономикой с опорой на административные рычаги управления влекло за собой упрочившуюся практику мелочной опеки деятельности предприятий, что сковывало, ограничивало самостоятельность, деловую инициативу, предприимчивость руководителей фабрик и заводов. Жизнь по «указке сверху» усугублял бюрократизм государственных структур, который стал распространенным хроническим заболеванием как сложившейся системы управления народным хозяйством, так и общества в целом. Негативные последствия этих явлений становились все более очевидными, о чем свидетельствуют многочисленные критические статьи центральной и местной прессы тех лет.

С бюрократизмом боролись различными средствами: от «политико-воспитательной» работы со служащими и управленческим персоналом до репрессий. Важная роль отводилась мерам партийного воздействия. В 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) принял новый устав партии, который обязывал первичные парторганизации контролировать деятельность администрации. Кроме того, новый устав предоставил ЦК ВКП(б) право назначать парторгов ЦК на особо важные для страны предприятия и стройки. Парторги ЦК наделялись самыми широкими полномочиями и стояли над хозяйственными руководителями. Институт парторгов ЦК восстанавливал практику чрезвычайных органов управления, зародившуюся в годы «военного коммунизма».

Реальная политическая власть концентрировалась в партийных органах. Советы лишь формально, по Конституции, являлись политической основой советского общества. В 1930-е годы их деятельность в основном замыкается на решении хозяйственных и культурно-просветительских задач. Широкое распространение получили различные секции Советов и депутатские группы, нередко работавшие непосредственно на предприятиях и в колхозах. И хотя в середине 1930-х годов количество секций и групп при Советах возросло в 4 раза, а объединяемый ими актив вырос с 2,3 до 3,6 млн. чел., эта огромная армия советских активистов создавала лишь фон «народной власти», не имея отношения к реальным рычагам управления государством.


error: