По мнению К. Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:
1. Гипертимный тип . Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности и инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью и недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность.
По данным А. Е. Личко, гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» с точки зрения делинквентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом, он прочно занимает лидирующее положение по этому критерию. В группе подростков-делинквентов, состоящих на учете за различные правонарушения гипертимная и неустойчивая акцентуация составляет 76%. Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью и склонностью к риску.
2. Застревающий тип . Главными особенностями этого типа является умеренная общительность, склонность к нравоучениям, длительность эмоциональных переживаний. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, подозрителен, мстителен; ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. В связи с тем, что оскорбление личных интересов и достоинства никогда не забывается, окружающие характеризуют таких людей как злопамятных. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна.
3. Эмотивный тип . Главной особенностью эмотивной личности: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность. Эти люди предпочитают общение в узком круге избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль.
Как это ни странно, доля эмотивных акцентуантов в группе подростков с асоциальным поведением достаточно высока и составляет величину порядка 36%.
4. Педантичный тип . Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность и тяга к порядку, нерешительность и осторожность, добросовестность и серьезность, формализм и занудливость. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. На службе они ведут себя как бюрократы, предъявляя окружающим много формальных требований.
5. Тревожный тип . Главной особенностью тревожной личности является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило нет или они незначительны. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения».
6. Дистимический тип . Дистимическая личность - антипод гипертимной. Дистимитики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре домоседы, серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: добросовестностью и обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность и замедленность мышления, неповоротливость и индивидуализм.
7. Циклотимный тип . Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего также часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во врем душевного подъема они ведут себя как люди с гипертивной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистимической акцентуацией. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, испытывает чувство одиночества. Самооценка нередко бывает неточной.
8. Демонстративный тип . Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительным приукрашенным изложением событий. Демонстративная личность обладает следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления. Отталкивающие черты: эгоизм, хвастовство, отлынивание от работы.
9. Возбудимый тип . Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения зависит в значительной мере не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.
Возбудимый тип акцентуации входит в группу особого риска делинквентного поведения. По данным различных психологических исследований этот тип занимает второе-третье место по распространенности в группе делинквентов. Важно отметить не только то, что возбудимый тип - один из наиболее часто встречающихся среди делинквентов, но и то, что именно возбудимые акцентуанты - наиболее частые участники насильственных правонарушений, т.е. тех противоправных действий, которые являются особо опасными с социальной точки зрения и имеют, кроме того, самые суровые правовые последствия.
10. Экзальтированный тип . Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее проявление. Такие люди часто спорят, но, не доводя до открытого конфликта. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, проявляют яркость и искренность чувств. Их отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированный тип . Такие люди отличаются высокой контактностью, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находятся в тени. Они располагают привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающими особенностями являются подверженность влиянию и страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов и сплетен.
12. Интровертированный тип . Его, в отличие от предыдущего, отличает очень низкая контактность, оторванность от реальности и склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство и упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.
a) Ж.-Ж. Руссо
б) Платон
в) Ф. Фребель
2. Кто из великих педагогов прошлого настаивал на преимущественном использовании «метода естественных последствий» в воспитании ребенка, считая его наиболее эффективным?
a) Ж.-Ж. Руссо
a) Ж.-Ж. Руссо
б) Дж. Локк
4 . Какой принцип положил в основу отбора содержания обучения ребенка Дж. Локк?
a) свобода
б) принуждение
в) природоссобразность
г)утилитаризм
5.С какого возраста предлагал начинать систематическое обучение ребенка?
б) с 6 лет
в) с 10 лет
5.. Кто их нижеперечисленных педагогов впервые соединил обучение с производительным трудом?
a) Ж.-Ж. Руссо
6. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?
7. Кем впервые был предложен звуковой метод обучения детей грамоте?
9.Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
a) Дж. Локк
10. Кому принадлежат слова; «Обучение только тогда хорошо, оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»?
11. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали
12 Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный эвристический методы обучения выделены в соответствии
a) со спецификой усвоения различных видов содержания
б) с функциями
в) с источниками познания
г) со структурой личности.
13. Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:
a) линейный
б) концентрический
в) спиралеобразный
г) смешанный
14. Технология проблемного образования предполагает:
a) усвоение знаний в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности
б) изучение учебного материала поэлементно в логической последовательности
в) направленность на самостоятельную познавательную активность обучаемых по поиску новых понятий и способов действий
г) вооружение учащихся в сжатые сроки знаниями основ наук в концентрированном виде
15. Идеи развивающего обучения заложили
16. Теоретические и практические основы педагогики сотрудничества впервые разработаны учеными
б)России
в) Англии
г)Франции
17. Направление в педагогике, получившее развитие в США в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века; основано на личностно-ориентированном характере воспитания и обучения, отказе от использования отметки
a) педагогика ненасилия;
б) педагогика сотрудничества;
в) педагогика гуманистическая;
г) педагогика принуждения.
18. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию:
a) творчества учителей;
б) учебных целей;
в) воспитательных целей;
г) личностно- ориентированного учебного процесса.
19. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования примерное соотношение объемов базовых предметов, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией:
в) 50:30:20;
20. Основная функция курсов по выбору:
a) профилизационная;
б) профориентационная;
в) организационная;
г) мотивационная
21. Теория воспитания - это
a) наука, изучающая онтологические и гносеологические основы воспитания
б) наука, изучающая проблемы развития личности
в) наука, выявляющая индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей
г) раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности воспитания, его структурные элементы, концепции и системы
22 Основополагающей в современных системах воспитания является теория
a) психоаналитическая (А. Гезел, З. Фрейд)
б) когнитивная (Ж. Пиаже, Д. Дьюи)
в) поведенческая (К. Лоренс, Д. Уотсон)
г) гуманистическая (Ж.-Ж. Руссо, В. Сухомлинский
23. Если педагог является единичным субъектом учебно - воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это
б) личностно - ориентированные
в) гуманно - личностные
г) свободного воспитания
24. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии
б) личности - ориентированные
в) гуманно – личностные
г) сотрудничества
25. Программа, в которой занятия проводятся деятельностным методом, т. е. знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя называется
a) «Школа-2000»
б) «М. Монтессори»
г) «Истоки»
26. Обучение в системе Монтессори обеспечивает
a) занятие
в) развивающая среда, самоконтролирующие материалы
г) самостоятельная деятельность
27. По системе Монтессори « процесс воспитания» - это
a) руководство учителя ребенком
б) сотворчество учителя и ребенка
в) невмешательство педагога в развитие ребенка
г) систематическое воздействие
28. Тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем,
a) лицей;
б) гимназия;
29. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется
a) общая психология;
б) возрастная психология;
г) все ответы верны.
30. Учение как фактор социализации, усвоение связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
a) физиологии;
б) биологии;
в) психологии;
г) педагогике.
31. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, - это:
a) мышление;
б) интеллект;
в) эвристика;
г) адаптация
32. Системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляет суть
a) личностного подхода
б) системного подхода
в) культурологического подхода
г) антропологического подхода
33. Развитие организма человека называется:
a) онтогенезом;
б) филогенезом;
в) социогенезом;
г) антропогенезом.
34. Действия, направленные на анализ условий ситуации и их соотнесение со своими возможностями в целях правильной постановки учебной задачи, называются:
a) ориентировочными;
б) исполнительскими;
в) контрольными;
г) оценочными
35. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции:
a) конструктивной;
б) организаторской;
в) коммуникативной;
г) гностической.
36. В качестве доминирующей основы для формирования умений и навыков выступает следующий интеллектуальный механизм:
a) формирование ассоциаций;
б) подражание;
в) различение и обобщение;
г) инсайт (догадка)
37. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является
a) ролевая игра
б) учение
в) общение в системе общественно-полезной деятельности
г) учебно-профессиональная
38. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:
a) от 3 до 7 лет;
б) от 3 до 10 лет;
в) от 3 до 13 лет;
г) от 3 до16 лет
39. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:
a) включается в условия достижения цели;
б) входит в содержание основной цели деятельности;
в) включается в способы достижения цели;
г) предъявляется в свободном порядке
40. Понимание связи между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, - это способность к
a) обобщению;
б) моделированию;
в) умозаключению;
г) сравнению.
41. Общее понятие, обозначающее процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой – это:
a) рефлекс;
б) запечатление;
в) научение;
г) повторение
42. Самый простой вид научения - это:
a) привыкание .
б) классическое обусловливание.
в) оперативное обусловливание.
г) комплексное научение.
44. Метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику,
a) инверсия;
б) дискуссия;
в) метод эвристических вопросов;
г) «мозговая атака».
45. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
a) абстрактно-логическое;
в) теоретически-образное;
б) наглядно-действенное;
г) наглядно-образное
46. Способность учителя объективно оценить собственные психические состояния и поведение, понять, как его воспринимают другие участники педагогического процесса-это
a) рефлексия;
б) эмпатия;
в) идентификация
г) коммуникативность .
47. Наиболее эффективным стилем поведения в конфликте является
a) уход от конфликта
б) приспособление
в) конфронтация, соперничество
г) стремление решить проблему путем компромисса, сотрудничества
48. Определить тип барьера в педагогическом общении, возникаюищий при неправильном отношении учителя к учащемуся
a) физический барьер
б) социально-психологический барьер;
в) барьер неправильной установки сознания;
г) организационно–психологический барьер;
49 По, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
a) сангвиников;
б) флегматиков;
в) холериков;
г) меланхоликов.
50. Тип людей, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений:
a) дистимики
б) циклотимики
в) гипертимики
51. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, связанное с угрозой для благополучия личности, - это:
в) настроение;
г) стресс.
52. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?
a) релаксация;
б) рефлексия;
в) эмпатия,
г) инициация.
53 Состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, равнодушием к событиям окружающей действительности, ослаблением побуждений и интересов, называется
a) депрессией;
б) апатией;
в) стрессом;
г) фрустрацией.
54. Поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам - это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
55. Поведение противоречит общественной идеологии, политике, общечеловеческим истинам - это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
56. Проявления поведения являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством - это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
57. Поведение связано с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющее ущерб окружающим - это
a) асоциальное
б) делинквентное
в) девиантное
г) антисоциальное
58. Предупреждение возможных нарушений правил поведения ребенком посредством внушений прослеживается в модели
a) учебно-дисциплинарной
б) операциональной
в) личностно –ориентированной
г) учебно-рефлекторной
59. Арттерапия - это реабилитационная технология, основанная на применении средств
a) верховая езда на лошади
б) искусства
в) социокультурной анимации
г) физической культуры
60. Туротерапия - это социокультурная, реабилитационная технология, в основу которой положены
a) туристические и экскурсионные виды деятельности
б) креативные компоненты, имеющие в своей основе работу с пластическим материалом
в) музыкальные игры, пение, игра на музыкальных инструментах
Лекция для педагогов "Педагогически трудные дети"
Подростки – это уже не дети, но ещё и не взрослые люди. Они считают себя самостоятельными и независимыми и всё больше и больше стараются походить на своих товарищей.У них сильно развито чувство справедливости, и они склонны к конфликтам и спорам. Поведение подростка непредсказуемо.
Каждому педагогу в своей практике приходится иметь дело с так называемыми «трудными» детьми, при столкновении с которыми все обычные педагогические подходы перестают действовать. Таких детей называют девиантами и акцентуантами. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой или подразумеваемой нормы психического здоровья, поведения, культуры или морали.
Наиболее характерны такие отклонения для детей подросткового и юношеского возраста в силу происходящих в этот возрастной период гормональных сдвигов и перестройки представления молодого человека или девушки о самих себе.
Основной причиной девиантного поведения является понижение уровня самоуважения. Низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, от которого хочется избавиться. Чаще всего оно вызывается недостатком родительского внимания и любви в раннем детстве. В результате дети переживают синдром эмоциональной недостаточности, при этом у одних людей оказываются сломанными преимущественно внутримозговые психические процессы на уровне биохимического обмена веществ, а у других- отношения с окружающим миром. Чувство самоунижения впервые возникает через переживание своего несоответствия предъявляемым общественным требованиям. В этом случае встаёт проблема выбора – или продолжить свои мучения, или же повысить самоуважение в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. Поэтому желание соответствовать требованиям коллектива и общества уменьшается, а стремление уклониться от них растёт.
«Трудных» подростков можно условно разделить на группы.
1)Гипертимики – люди, которые отличаются повышенной активностью, общительностью, склонностью к необдуманному озорству и частой сменой увлечений. Они добры, отзывчивы и незлопамятны. Больше всего на свете любят общение с друзьями и всевозможные авантюрные приключения. Не переносят однообразной и монотонной работы. Наказанием для них является ограничение впечатлений и вынужденное одиночество.
Не любят, когда: - существуют ограничения их активности;
- надо выполнить работу по определённым правилам и ограничениям;
- отсутствует свободное и разнообразное общение.
В педагогической работе важно выработать привычку держать в порядке свои вещи, книги и записи. Порядок на столе и в своей комнате – первая задача. Вторая – порядок в чувствах и мыслях наводится при помощи самонаблюдения и регулярного ведения дневника. А также выработать привычку доводить начатое дело до конца.
2)Дистимки – сосредотачиваются на мрачных сторонах действительности, отличаются особой серьёзностью и постоянно угнетённом настроением. Они обидчивы, быстро утомляются от напряжённой работы, часто ищут у себя разного рода болезни. Имеют заниженную оценку в отношении как самого себя, так окружающего его мира. В педагогической работе с ними следует уделять внимание целенаправленному улучшению их здоровья и повышению выносливости.
Не любят, когда: - кто-то критикует их поведение и находит у них недостатки;
- когда окружающие не жалеют их и не оказывают им внимания и поддержки;
- когда долго приходится выполнять трудную и ответственную работу;
- когда приходится менять привычную обстановку и приспосабливаться к новым условиям жизни;
- когда нет рядом человека, на кого можно опереться и кому можно поплакаться в жилетку.
В педагогической работе можно порекомендовать каждый день такому подростку играть какое-то время роль победителя, которому всё удаётся в жизни;
На листе бумаги составить список своих достоинств и поместить его на видном месте. Регулярно читать список и дополнять его новыми признаками.
3)Циклотимики – люди, которые отличаются периодической сменой настроения. То они активны и энергичны, то - вялы и замедленны. В педагогической работе надо идти от их настроения в данный момент. Сложными ситуациями для них являются неожиданные просьбы и поручения, особенно если они противоречат их настроению в данный момент. Сюда же надо отнести трудность отхода от привычного стереотипа деятельности, нарушения привычек. Поэтому надо щадить подростка в момент спада его активности. В это время рекомендуется давать задания, отвлекающие от негативных эмоций. Лучше всего для этого подходит несложная физическая работа в кругу близких друзей.
4)Шизоиды – отличаются замкнутостью, погружённостью в свой собственный мир, малообщительны. В то же время для них характерны хороший теоретический ум, устойчивость интересов, постоянство занятий.
не любят, когда: - кто-то пытается вторгнуться в их внутренний мир;
- надо установить тёплые неформальные контакты с другими;
- им поручают руководить другими;
- нарушаются привычки и стереотипы;
- надо приспосабливаться к работе в коллективе.
В педагогической работе следует избегать прямых попыток вторжения в его внутренний мир и лучше применять тактику косвенного выявления проблем, которые его занимают.
5)Сензитивы – люди, которые отличаются повышенной впечатлительностью и ранимостью. Часто страдают от комплекса вины и неполноценности. Их отличительные черты – робость и застенчивость, избегание шумных игр. Хорошие исполнители и преданные друзья. В работе для них главное не сама работа, а те симпатии, которые завязываются между коллегами.
не любят, когда: - им приходится выступать публично и с кем-то соперничать;
- над ними насмехаются;
- над ними осуществляются постоянный контроль и повышенная опека;
- рядом нет близкого друга, с кем можно было бы поделиться своими переживаниями;
- кто-то о них плохого мнения.
Педработа с таким ребёнком должна быть направлена на повышение его самооценки, осознание им своей чрезмерной мнительности и напрасных опасений, тренировку в принятии самостоятельных решений.Научить подростка в ответ на чью-либо шутку или насмешку не обижаться, а отвечать заранее подготовленным ответом.
6) Эпилептоиды – люди, которые отличаются повышенной эмоциональностью и возбудимостью, нетерпимостью к малейшим нарушениям порядка и каким бы то ни было возражениям. Очень властолюбивы, любят командовать.
Не любят, когда: - нарушается привычный распорядок их жизни;
- нет возможности проявить свой авторитет и показать свою власть над другими;
- их критикуют и высмеивают. В этом случае они испытывают сильнейший гнев и ярость, выражающиеся в агрессивном нападении на обидчика.
В педагогической работе с такими подростками рекомендуется:
*давать возможность снимать излишнее негативное эмоциональное напряжение через занятия спортом, различные виды физических нагрузок;
* подобрать дело, в котором ребёнок мог бы удовлетворять свою потребность во властвовании и развить природные лидерские качества.
7) Психастеники – подростки, которые отличаются повышенной тревожностью и беспокойством по поводу своей собственной судьбы. Отрицательными чертами этого типа являются нерешительность и постоянные сомнения, робость, покорность, неверие в свои силы.
Не любят, когда приходится: - принимать самостоятельные решения;
- быстро переключаться с одного дела на другое;
- выслушивать критику в свой адрес;
- выступать публично.
При работе с такими подростками рекомендуется в ситуации, когда надо принять не очень важное решение, не начинать раздумывать, а отвести на раздумья 1 минуту и потом действовать. Приняв решение, не отступать от него. Постараться перевести как можно больше дел в разряд не очень принципиальных, не требующих долгих размышлений.
8)Параноики – люди, которых отличает предельная целеустремлённость в достижении какой-либо цели. Лучшего результата достигают, работая в одиночку, а не в группе. Доказывая свою правоту, вступают в конфликт, не замечая его и не реагируя на чувства окружающих.
Не любят, когда: - их подвергают критике;
- приходится подчиняться другим;
- приходится заниматься неинтересным делом.
В общении часто конфликтуют из-за своей нетерпимости и категоричности, подозрительности.
В педработе рекомендуется стиль доброжелательного доверия, совместное обсуждение планов, признание за ними личностной значимости. Предложить подростку смотреть на окружающих с доброжелательной улыбкой. Это повышает самооценку собеседника, в ответ на что и он начинает относиться к подростку более дружелюбно.
9)Истероиды – к ним относятся люди с выраженным стремлением постоянно находиться в центре внимания, демонстрируя окружающим свои таланты, наряды. Для такого подростка другие – средство для личного самоутверждения. Если такой человек слышит в компании, как про кого-то говорят хорошо, а про него забыли, он впадает в раздражение и допускает колкости в адрес того, о ком говорят.
Не любят, когда: - их критикуют и кто-то задевает их самолюбие;
- они сталкиваются с равнодушием окружающих;
- в их жизни отсутствуют яркие впечатления.
В педагогической работе следует преодолевать тенденцию постоянно «тянуть одеяло на себя». Этому помогает знакомство с героями произведений искусства, имеющими аналогичный тип характера, пробуждение интереса и сочувствия к окружающим. Выход эгоцентрических тенденций возможен через участие такого подростка в художественной самодеятельности.
10) Конформный тип – для представителей этого типа свойственно бездумное соглашательство с окружающими. Они стремятся «быть как все», ибо это создаёт ощущение безопасности. Они неважные лидеры, но хорошие исполнители чужих решений.
Не любят, когда: - их отвергает группа, к которой они привязаны;
- осваивается новая деятельность без образцов или лидеров;
В педагогической работе надо создавать условия для проявления самостоятельности и стойкости в отстаивании позиций. Важно также найти для подростка такую группу по интересам, в которой утверждаются общественно значимые ценности и интересы. Это могут быть спортивные секции, кружки по интересам.
11) Неустойчивый – для представителей этого типа свойственны непослушность и непоседливость. Позитивными качествами личности являются общительность, открытость. Негативными – склонность к пустому времяпровождению, болтливость, хвастливость, безответственность, лживость. Таких подростков не привлекают интеллектуальные увлечения, так как они не способны долго сосредотачиваться на каком-либо предмете из-за слабости внимания.
Не любят, когда: - от них требуется жёсткое соблюдение дисциплины;
- их ограничивают в развлечениях;
- надо длительно на чём-либо сосредотачиваться;
- надо принимать какое-то решение и нести за него ответственность.
В педагогической работе требуется постоянное внимание со стороны взрослого. Лучше всего на таких подростков действуют физический труд и занятия спортом, которые дисциплинируют их и дают им эмоциональную разрядку.
12) Астеник – для людей этого типа свойственна повышенная утомляемость и связанная с ней раздражительность. Привлекательными чертами этого типа являются скромность, исполнительность, дружелюбие; негативными – капризность, плаксивость, неуверенность в себе.
Не любят, когда: - оказываются в ситуации какого-либо напряжения – психического или физического;
- оказываются в ситуации открытого конфликта, когда приходится отстаивать свою точку зрения;
- смеются над их слабостями и неумелостью;
- находятся в ситуации вынужденного общения с большим количеством людей.
В педагогической работе надо создавать ситуации, в которых можно тренировать их уверенность, твёрдость и смелость. Таковыми обладают ситуации публичного выступления.
13) Лабильный – характерной чертой этого типа является частая смена настроений от малозначимых причин. Положительными чертами этого типа являются общительность, добродушие, преданность в дружбе, искренность и отзывчивость в периоды светлого настроения.Негативными – обидчивость, ослабленный самоконтроль, проявляющийся в раздражительности и склонности к конфликтам в периоды подавленного настроения. Такие подростки труднопредсказуемы в общении, когда в ответ на невинное замечание могут или смехом разразиться, или слезами от обиды. Всё их поведение зависит от настроения, на которое влияют самые незначительные факторы.
Не любят, когда: - оказываются в ситуации соперничества;
- ущемляется их чувство собственного достоинства;
- нет успеха и общественного признания;
- их критикуют за неправильное поведение.
В педагогической работе следует помнить о необходимости для них постоянной эмоциональной поддержки, укрепления самооценки. Этому способствует установление с таким подростком доверительного контакта.