Усиление королевской власти 16 17 века. Презентация на тему "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв". Единая экономическая политика

Разделы: История и обществознание

Цели урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу.

Тип урока: изучение нового материала.

Новые термины: абсолютизм, сословное представительство.

План урока

  • Организационный момент, целеполагание.
  • Определение понятия “ абсолютизм”:
    1. работа с документами;
    2. словарная работа.
  • Последствия абсолютизма:
    1. эвристическая беседа;
    2. вывод.
  • Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.
    1. работа с текстом учебника;
    2. составление схем;
    3. сравнение и вывод.
  • Монарх – помазанник Божий.
  • (рассказ учителя).

  • Абсолютизм и личность.
    1. работа с учебником;
    2. составления плана ответа.

    VII. Домашние задание п. 3, учебник “Новая история. 1500-1800”. Автор А.Я.Юдовская. Таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    I. Сегодня, мы познакомимся с характерной для ряда стран Западное Европы, периода Раннего Нового времени формой феодального государства – абсолютной монархией или абсолютизмом.

    Рассмотрим и сравним возникновение абсолютизма и королевской власти в XVI –XVII вв. в Англии и во Франции. Именно в этих государствах он ярче всего проявился.

    Записываем тему урока.

    II. Определение понятия “ абсолютизм”.

    Что такое абсолютизм или абсолютная монархия? Чтобы выяснить это обратимся к историческим документам. (Приложение 1)

    Задание: 1) “О чём идёт речь?”

    “Что такое абсолютизм?”

    2) привести отрывки, где говорится об установлении абсолютной власти короля.

    Вывод: абсолютизм-власть одного человека в государстве.

    Что пишут об абсолютной власти в словаре? (Работа со словарями)

    Запись в тетрадях определения “Абсолютизм”.

    Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.

    III. Последствия абсолютизма.

    Вопросы для беседы:

    1) Как вы думаете, каким будет положение феодальной знати при абсолютизме? Сохранят ли они свою независимость? Почему?

    2) Абсолютизм и междоусобные войны, возможно ли их сосуществование? Почему?

    3) Как, по вашему мнению, должен относиться монарх в эпоху абсолютизма к сословно-представительным органам? Почему?

    Обобщение ответов учащихся и дополнительный рассказ учителя.

    Действительно, при абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий и пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость.

    Так, например, во Франции королевской власти были подчинены провинция Нормандия и Бургундия.

    В Англии, Генрих VIII Тюдор лишил независимости и подчинил Лондону северные графства и Уэльс.

    Чтобы не допустить повторения кровавых событий подобных войне Алой и Белой розы, английские короли распустили феодальные войска, сравняли с землёй замки бунтующих феодалов.

    Окрепнувшая монархическая власть всегда стремилась избавиться от сословно-представительных органов.

    Ученики делают вывод с последующей записью в тетрадь.

    “Последствия усиления королевской власти в XVI-XVII вв.”:

    1. Ликвидируется независимость феодальной знати.
    2. Прекращаются междоусобные войны.
    3. Ограничивается деятельность сословно-представительных органов.

    IV. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и во Франции и их функции.

    Рассмотрим органы власти в Англии и во Франции существовавшие в XVI - XVII веках. (Рисунок 1, Рисунок 2)

    Изобразим в виде схем, для удобства сравнения.

    1. – класс делится на 2группы: “Англия” и “Франция”;
    2. – работа с текстом учебника;

      – составление схемы;

      – запись в тетрадь.

    3. “англичане” - работают по страницам 24-27;

    “французы” - работают по страницам 28-29.

    Рисунок 1. Органы власти в XVI-XVII вв. в Англии и их функции.

    Рисунок 2. Органы власти в XVI-XVII вв. во Франции и их функции.

    Сравнить и сделать вывод.

    1. В каком государстве власть короля была более сильной. Почему?

    Вывод: ФРАНЦИЯ.

    СРАВНЕНИЕ:

    1. Парламент и Генеральные штаты:

    а) полномочия;

    б) когда созывались и как созывались;

    2) Тайный совет – Совет (правительство).

    3) Судебные органы Англии и Франции;

    4) Местная власть:

    а) как выбиралась;

    б) полномочия.

    Итог: по схемам вы видите, что королевская власть стоит над всеми властями: исполнительной, законодательной, судебной, а во Франции даже, законодательная власть была в руках короля.

    В управлении государством монархи опирались на армию, полицию, чиновников.

    V. Монарх – помазанник Божий.

    В XVI веке начинают складываться учения, обосновывающие необходимость абсолютизма.

    Власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Религиозным учениям вторили и светские. XVI-XVII веках во Франции уже была развита наука о государстве и праве, где главным положением являлось положение о том, что верховная законодательная власть сосредотачивалась в руках монарха.

    В XVI – XVII веках был сильно развит культ короля. О жизни королевского двора, придворной службе в Версале, во Франции прочитаете самостоятельно в учебнике (“Этикет при дворе Людовика XIV”, стр. 30).

    VI. Абсолютизм и личность.

    Мы, с вами рассмотрели абсолютизм с точки зрения государства, интересы которого он защищал. А защищал ли абсолютизм интересы людей, личности в государстве.

    Работа с текстом учебника, страница 27.

    Отвечаем на вопрос 4, страница 30. Способствовало ли укрепление абсолютизма усилению личных прав человека в обществе?

    VII. Домашние задание п. 3, таблица “Значение установления абсолютизма” для:

    1. государства; 2) личности.

    VIII. Итог: выводы учеников и учителя; выставление оценок.

    Урок 3. Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе

    Цели: охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.

    Планируемые результаты: сравнить развитие Англии и Франции, их политическую систему, методы управления; оценить деятельность исторических личностей изучаемой эпохи, давать развернутые характеристики исторических персоналий; научиться обосновывать свои суждения; давать определения понятий.; объяснять изученные положения на конкретных примерах.

    Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к деятелям рассматриваемой эпохи.

    Оборудование: карта ««Европа в XVI – XVII вв.», мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Актуализация опорных знаний

    Сообщения учащихся о путешествиях Христофора Колумба и Фернана Магеллана. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

    Какое значение имели Великие географические открытия? При ответе используйте план в тетради (ответ учеников, выполнение тестовых заданий)

    III. Мотивационно-целевой этап

    В 19 в. канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности». Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике? Выясним в ходе нашего урока.

    Тема: «Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе».

    План урока:

    Один король –одна страна.

    Монарх –помазанник Божий.

    IV. Работа по теме урока

    «Рожденный подданным должен повиноваться».

    Работая с § 3 учебника (с. 29, 30), запишите определение абсолютизма и определите, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю.

    Запись в тетради

    Абсолютизм – это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку – монарху.

    Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства.

    Один король –одна страна.

    Работая с § 3 учебника (с. 29-37), заполните сравнительную страницу.

    Признаки абсолютизма

    Отношения с представительным органами

    Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Имели право вето – могли запретить любое решение парламента.

    Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов.

    Общегосударственный аппарат управления

    Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников).

    Интеданты, представители короля и мощный аппарат чиновников (от 8 до 46 тыс. человек).

    Постоянная армия

    Малочисленная армия, но сильный военный флот.

    Самая большая и сильная сухопутная армия в Европе.

    Государственная армия

    Единая законодательная система

    Налоги устанавливались парламентом, что не давали королю возможности постоянно их увеличивать.

    Законы обсуждались в парламенте и принимались королем.

    Постоянный рост прямых и косвенных налогов.

    Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали законом.

    Монарх – наместник Христа на Земле

    Англиканская церковь, распространение протестантизма.

    Католичество. Король смог подчинить церковь в первую очередь себе.

    Государственная экономическая политика

    Меркантилизм

    Меркантилизм.

    Вывод. Несмотря на особенности развития и в Англии, и во Франции короли стремились к укреплению личной власти, полагая, что право повелевать дано им Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.

    Монарх –помазанник Божий.

    Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войну и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянство простолюдинам, издавать законы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.

    Работая с § 3 учебника (с. 34-36) и дополнительным материалом «Этикет при дворе Людовика XIV» с. 38; 39, определите, соответствовал ли король Франции характеристике абсолютизма, данной Бисмарком. Ответ подтвердите примерами из текста.

    Людовик XIV не отличался скромностью, «даже статуи в парке должны были напоминать о его блеске – Юпитер был изваян с лицом самого Людовика XIV». Не был о ни честным, ни беспристрастным – осыпая придворных подачками, он стремился контролировать их жизнь и не допускать заговоров.

    Создание национальных государств.

    Работая с текстом на с. 37,38 учебника, картой «Европа в XVI – XVII вв.» выделите особенности образовавшихся национальных государств. Ответ запишите в тетрадь.

    Записи в тетради

    Англия и Франция превратились в централизованные монархические государства;

    Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность, в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов;

    Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками, что было в те времена большой редкостью.

    V. Закрепление изученного материала

    Проверим насколько хорошо вы усвоили новый материал.

    Дайте определения понятия «абсолютизм» и «меркантилизм». (Абсолютизм – форма правления, предполагавшая верховную неограниченную власть монарха. Меркантилизм - экономическая концепция, основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов)).

    Назовите причины формирования абсолютизма в странах Европы. (Прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства).

    Почему в сословно-представительных органах короли видели угрозу своей власти? (Сословно-представительные органы утверждали размер налогов в стране, тем самым определяя размер королевской армии, которая являлась опорой абсолютной власти монарха).

    Как идеологически обосновывалась абсолютная власть монархов? (Король-помазанник Божий, его власть освещена выше).

    Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

    VI. Подведение итогов урока

    Монархи Европы, добиваясь и получая абсолютную власть в стране, в тоже время не могли установить деспотичную власть (им нельзя было заключать подданных в тюрьму, лишать их собственности и т.д.)

    Дополнительный материал

    О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

    Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом многие писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной – в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

    Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. А именно: говорят, что один щедр, другой скуп – если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии это еще тот, кто хочет отнять чужое, а скупым мы называем того, кто слишком держится за свое – один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один честен, другой вероломен; один изнежен и малодушен, другой тверд духом и смел; этот снисходителен, тот надменен; этот распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот прямодушен; это упрям, тот покладист; этот легкомыслен, тот степенен; этот набожен, тот нечестив и так далее. Что может быть похвальнее для государя, нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.

    Макиавелли Н. «Государь»

    Разделы: История и обществознание

    Класс: 7

    Цель: учащиеся должны получить общее представление о состоянии общества нового времени, конкретное представление о роли церкви и абсолютизма в развитии национальных государств; выявить роль представительных органов при абсолютизме; развивать умение анализировать и делать обобщения, выводы; составлять схемы (основные черты абсолютизма), развивать умение делать сообщения, формировать стремление к самообразованию, к саморазвитию.

    Основные понятия : абсолютизм, монарх, этикет, меркантилизм.
    Исторические личности : король Яков I Стюарт, Людовик XIV, Генрих VIII.
    Оборудование урока : карта «Западная Европа в 1648 г.»

    Ход урока

    1.Проверка домашнего задания (ответить на вопрос: Что важного вы для себя узнали при изучении темы «Эпоха Великих географических открытий», сообщения о Х Колумбе, Ф. Магеллане)
    2.Изучение нового материала.

    План изучения нового материала:

    1. «Рожденный подданным должен повиноваться»
    2. «Один король - одна страна».
    3. «Не будет больше войн всех против всех».
    4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
    5. Единая система государственного управления.Судебная и местная власть под контролем короля.
    6. Монарх-помазанник божий.
    7. Армия и налоговая система на службе короля.
    8. Единая экономическая политика.
    9. Создание национальных государств и национальной церкви.

    1. «Рожденный подданным должен повиноваться»

    При рассказе учителем данного вопроса учащиеся составляют схему, отражающую основные черты абсолютизма. Это дает возможность провести самопроверку учащимися.

    2.«Один король - одна страна».
    Самостоятельно прочитать текст учебника с. 23. Ответить на вопрос как учащиеся понимают «Один король - одна страна».

    3. «Не будет больше войн всех против всех».
    В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать кровопролитные войны «всех против всех», приносившие несчастье всем жителям страны. Короли распускали феодальные войска, сравнивали с землей замки бунтующих феодалов. Земли мятежников конфисковывались и передавались в королевскую казну.

    4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
    Рассматривая вопрос об укреплении территориальной целостности государств в период абсолютизма необходимо пользоваться картой «Европа в 1648 г».
    По данному вопросу необходимо раскрыть отношения между королями и парламентами в Англии и Франции. (По Англии чтобы сделать парламент послушным, Елизавета пыталась влиять на его состав (на состав палаты общин). В конце вопроса учащимся дать задание ответить на вопрос: Какое место в системе государственного управления отводила парламенту Елизавета Тюдор?

    5.Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля.
    В Англии центральным административным и исполнительным органом стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.
    Во Франции и Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал членов совета и сам решал все вопросы. Организация судебной системы также использовалась для укрепления абсолютизма.

    6.Монарх-помазанник божий.
    К содержимому тексту учебника на с. 27-28 необходимо добавить, что в Англии Елизавета Тюдор стремилась достичь народной любви и поклонения, рассматривая это как одно из средств достижения личной безопасности и укрепления государственной власти. С этой целью королева бесконечно показывалась народу. Огромным спросом пользовались изображения королевы.
    По Людовику XIV можно использовать дополнительную информацию на с. 30-32 учебника «Этикет при дворе Людовика XIV».

    7.Армия и налоговая система на службе короля.
    8 Единая экономическая политика.
    Эти вопросы можно объединить и дать на самостоятельное изучение учащимся. После прочтения текста ответить на вопрос: «Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика»? Учащиеся должны ознакомится с термином меркантилизм и записать его определение в тетрадь.

    9.Создание национальных государств и национальной церкви.
    В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие национальные границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства. У населения таких государств складывается национальное самосознание (Англия, Франция). В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех», доставлявшие страдания всем слоям населения.

    Проверка знаний:
    1. Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал «войны всех против всех». В то же время в XVI – XVII вв. происходят революции, одна задача которых – уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему велась в обществе борьба против абсолютизма?

    Литература:

  • Грибов В.С. Тематический контроль по истории. Новая история. XIX век. М.: Интеллект-Центр, 2005 г.
  • Грибов В.С. Дидактические материалы по истории Нового времени: 7-8 классы. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 г.
  • Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по новой истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005 г.
  • Кочетов Н.С. Новая история. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной. «Новая история» Волгоград: Учитель, 2007 г.
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 7 класс. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Юдовская А.Я. Новая история 1500-1800 г.7 класс М.: Просвещение, 2007 г
  • В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств — Франции, Англии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. Его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию. Церковь полностью интегрируется в государственную систему. В качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. Под воздействием различных факторов на рубеже XV—XVI столетий традиционные сословия деформировались, оказываясь в большей мере заинтересованными в усилении королевской власти. Дворянство видело в ней источник финансовой поддержки, а также стремилось получить придворные должности, посты в армии и государственном управлении. Происходившая реформация существенно ослабила позиции духовенства, которое утрачивает прежнюю автономию от светских властей. Третье же сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживали сильную королевскую власть, видя в ней залог своей стабильности и процветания. Используя заинтересованность ряда сословий, монархии удается возвыситься до положения «надсословной» силы и завоевать абсолютную власть. В таких условиях огромное значение приобрели личность монарха, его способности и склонности. Основой политической стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим значительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. При абсолютизме утверждается новый принцип управления: государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства.
    Абсолютизм формируется в XVI-XVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Однако в Европе на данном этапе развития существовала и так называемая «региональная» модель абсолютизма (характерна для итальянских и германских земель с их полицентризмом). Здесь, хотя и в рамках небольших государств, также шел процесс укрепления монархической власти, формирование бюрократического аппарата и регулярной армии. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе II, Англия при Елизавете I, Франция при Людовике XIV достигают пика развития абсолютистской системы. Надеюсь помогла

    error: