Теоретический материал по обществознанию. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ. Шемаханова И.А. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

  • Человек и общество
  • Право
  • Политика
  • Экономика
  • Социальные отношения

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Экзамен

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

  • с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
  • на выявление структурных элементов понятий;
  • на знание терминологии, определение понятий;
  • на установление соответствий позиций.

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

    Начинайте подготовку заранее. Предмет лишь на первый взгляд кажется легким: получить высший балл не так-то просто.
  • В процессе подготовки придется учить наизусть многие термины и определения. Не стоит просто механически зубрить предложенные в учебнике формулировки, факты, события, фамилии. Постарайтесь уяснить суть, и тогда вам проще будет запомнить материал.
  • Все, что требуется выучить наизусть, выписывайте в специальную тетрадь.
  • Начинайте с заданий, которые кажутся вам легкими. Пропускать их не стоит – даже если вы уверены в себе, не помешает освежить знания.
  • После этого переходите к более сложным темам. Изучите теорию, повторите несколько раз определения, а затем приступайте к практическим упражнениям. В завершение снова удостоверьтесь, что точно помните терминологию.
  • Выполняя пробные варианты, тренируйтесь внимательно читать вопросы. Практика показывает, что непонимание вопросов – одна из распространенных причин ошибок.
  • Опытные репетиторы рекомендуют начинать подготовку в декабре-январе с изучения экономики. Этот раздел невелик по объему.
  • После этого следует взяться за самое сложное – право. Практика показывает, что именно этот раздел обществознания вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Уделите изучению права побольше времени.
  • Социальные отношения, человек и общество – сравнительно простые разделы. За них можно приняться в последнюю очередь.
  • В идеале изучение теории следует закончить в апреле. После этого дайте себе небольшой отдых и займитесь повторением. Убедитесь, что помните все формулировки и определения, можете наизусть повторить все нормативно-правовые акты.
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

Введение

Введение

Данное пособие является результатом обобщения учителем-практиком опыта работы по подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию. При составлении пособия автор руководствовался нормативно-правовыми актами, регламентирующими дидактические единицы и требования к освоению содержания курса обществознания:

– федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);

– спецификация КИМ единого государственного экзамена 2014 г. по обществознанию;

– кодификатор элементов содержания по обществознанию для составления КИМ единого государственного экзамена.

В работе представлены разделы курса, предусмотренные документом, определяющим содержание КИМ: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Теоретический материал, представляющий эти линии, сгруппирован в пять блоков-модулей.

Пособие содержит общепринятые факты и концепции. В данном пособии предпринята попытка охватить широкий круг вопросов по обществознанию, систематизировать их и сделать пособие максимально полным.

Материал данного пособия предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию, дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ.

Структура пособия соответствует кодификатору элементов содержания по предмету.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вашу мать, сэр! Иллюстрированный словарь американского сленга автора Московцев Николай Г

Введение Все дилетанты, но в разных областях . Занимаешься всегда не тем, чем собирался. Предлагаем любителям нетривиальных путешествий словарь-путеводитель по экзотической части американского английского. Такой язык мало доступен тем, кто не принадлежит к местной

Из книги Пистолет и револьвер в России автора Федосеев Семён Леонидович

Введение Пистолеты и револьверы - наиболее массовое в мире оружие. За ним закреплен приоритет «личного оружия нападения и защиты, предназначенного для поражения живой силы противника на коротких расстояниях (до 50 м) и в рукопашной «схватке». Если в армиях почти всюду на

Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.

Введение Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи. Фельдшер является

Из книги Лечение растениями. Энциклопедический справочник автора Непокойчицкий Геннадий

Введение Биология и медицина признают, что организм человека является так называемой открытой системой по восприятию и излучению энергии. Он воспринимает доходящую до Земли энергию Космоса – прану, эфир – и преобразует ее для своей жизнедеятельности (либо излучает

Из книги Как читать анализы крови, мочи и кала. Домашний справочник автора Измайлова Инна

Введение Невозможно представить себе грамотного человека, который ни разу в жизни не пролистывал свою медицинскую карточку и не вчитывался в результаты исследований. Собственное здоровье и здоровье детей нас тревожит, и мы хотим знать о нем как можно больше. К

Из книги Ремонт сантехники автора Горбов А М

ВВЕДЕНИЕ Даже кратковременное отсутствие воды в квартире доставляет ее обитателям массу неудобств. Чтобы оградить себя от подобных хлопот и аварийных ремонтов, необходимо тщательно соблюдать рекомендации по обслуживанию и использованию бытовой

Из книги Энциклопедический словарь псевдонимов автора Колосова Светлана

Введение Псевдонимы (от греч. слова «pseudonymos» – носящий вымышленное имя) заслуживают изучения как один из важных факторов творческой жизни всех времен и народов. Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах) можно назвать псевдономастикой, или

Из книги Справочник семейного доктора автора Коллектив авторов

Введение «Salus aegroti suprema lex» («Благо больного – высший закон») – это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. В дальнейшем мы увидим, что

Из книги Домашний справочник самых важных советов для вашего здоровья автора Агапкин Сергей Николаевич

Введение Если вы открыли эту книгу, значит, была на то причина. Скорее всего, вы просто однажды поняли, что хотите как можно больше знать о своем здоровье. Зачем? Да чтобы сохранить его и прожить долгую и полноценную жизнь без боли, недомоганий, слабости, больниц и лекарств.

Из книги Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера автора Солнцев Г.

Введение КлассификацияЧасовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными.

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Обществознание

ЕГЭ по обществознанию – 2019: план подготовки

В 2018 году на ЕГЭ по обществознанию минимальный балл не преодолели 17,4% выпускников - больше, чем в 2017 году. Анализ результатов показал, что многие участники экзамена невнимательно читали задания, не понимали требования. На основе показателей предыдущих лет и демоверсии ЕГЭ-2019, автор методических пособий Роман Пазин объяснил, что должны включать этапы подготовки, и разобрал наиболее сложные задания.

План подготовки

    Помните, что подготовка к ЕГЭ по любому учебному предмету не может быть оторвана от изучения этого предмета в основной и средней школе.

    Предупредите учеников: ЕГЭ по обществознанию - сложный экзамен. Многие «слабые» выпускники выбирают его только потому, что ошибочно считают простым.

    Проведите стартовую диагностику.

    Проводите периодическую рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы.

    Поэтапно формируйте определенные предметные умения через учебные задания.

    В тестовой части обратите особое внимание на задания № 8, 14, 19 и 20. Результат их выполнения в 2018 году: менее 59%. Чаще всего ученики допускают ошибки в заданиях, требующих знания Конституции РФ.

    Обратите внимание выпускников на критерии выполнения второй части.

    Возьмитесь за варианты КИМ по обществознанию на завершающей стадии подготовки к экзамену. Непосредственно изучение КИМ нужно в первую очередь для того, чтобы отработать темп выполнения работы, привыкнуть к формату записи ответов, закрепить сформированные приемы выполнения конкретных заданий.

Разбор заданий второй части

Задания 21-24

Объединены вокруг фрагмента научно-популярного текста. Проверяют умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, применять ее в заданном контексте, составлять характеристику текста и его отдельных положений на основе изученного курса, использовать информацию из текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать суждения, связанные с проблематикой текста. Для выполнения необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему (в вопросах указан источник ответа).

Советы ученику:

    Поймите, что именно требуется для успешного ответа.

    Определите, из каких частей складывается задание.

    Постарайтесь выполнить все задание.

    Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа; неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы).

    Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено в задании.

    Практикуйтесь как можно чаще.

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Задание 25

Проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Это сложное задание, в 2018 году его выполнили всего 30% экзаменуемых. В связи с этим в новой демоверсии появилось разделения задания по пунктам, критерии оценивания стали более четкими.

Для успешного выполнения нужно помнить формулу понятия:

Понятие = родовой признак + видовые признаки

Примеры:

Командная экономика - тип экономической системы, основанный на преобладании государственной собственности, государственном планировании, централизованном ценообразовании при определяющей роли государства в экономике.

Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением на определенный законом срок напрямую или формируется представительным общенациональным органом.

Задание 26

Проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.

Чаще всего представлено в одной из двух моделей:

    «Раскрыть на примерах» («Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»).

    «Проиллюстрировать примерами» («Назовите любые три тенденции развития современного образования и проиллюстрируйте примером каждую из них»).

Задание 27

Задача. Направлена на анализ представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснение связи социальных объектов и процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и других суждений, объяснений, выводов. Так проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

В структуре задача имеет условие (проблемную ситуацию, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т. п.) и требование (вопрос или систему вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия). Для успешного выполнения ученику необходимо обладать базовыми теоретическими знаниями, уметь применять их к анализу конкретной ситуации, дать четкий, логически связанный ответ.

Пример:

Во время летних каникул 17-летний школьник Валерий решил устроиться курьером. В ходе собеседования работодатель объяснил, что Валерия возьмут на работу без испытательного срока и медицинского осмотра, но для заключения трудового договора необходимо получить согласие хотя бы одного из родителей Валерия. Что в названных условиях заключения трудового договора противоречит российскому законодательству? (Назовите два противоречия). Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет, не упомянутые в условии задачи.

Задание 28

Требуется составить план развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Так выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в плане структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. Сложное задание: в 2018 году с ним правились только 27% выпускников. План эссе по обществознанию должен содержать не менее трех пунктов, в том числе два «обязательных» пункта (детализированных в подпунктах). Важно избегать ошибок и неточностей.

Разновидности задания:

    Составление плана ответа по широкой теме («глобальная модель»). В данном случае отсутствует необходимость рассматривать еще более широкую тему, а затем ее конкретизировать. Примеры тем: «Деятельность как способ существования людей», «Культура и ее роль в жизни общества», «Специфика и роль религии в жизни общества».

    Составление плана ответа по теме узкой направленности, аспекту широкой темы («локальная модель»). В этом случае целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к конкретному аспекту, который следует рассмотреть. Примеры тем: «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности», «Религия как одна из форм духовной культуры».

На практике обычно составляется 5-8 пунктов, 3–5 из которых детализированы в подпунктах - это нужно для того, чтобы «угадать» минимально два пункта, которые разработчики закладывают в ответ как «обязательные». Раскрывать следует те пункты, которые экзаменуемый лучше всего знает (чтобы не сделать обществоведческих ошибок). Необходимо учитывать контекст задания и стараться раскрыть предложенную тему, демонстрируя в первую очередь знание содержания. Не обязательно детализовать все или почти все пункты плана в подпунктах.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.

Теории происхождения:

1) Религиозная. Божественное происхождение.

2) Человек – создание неземное, пришельцы из Космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

3) Человек появился в результате эволюции (Ч.Дарвин)

Человек – биосоциальное существо:

1) Биологическое в человеке: анатомия, физиология, обладает кровеносной, мышечной системами. Приспосабливается к условиям существования.

2) Социальное в человеке: неразрывно связан с обществом, способен и готов к общественно-полезному труду, обладает сознанием и разумом.

Основные отличия человека от животного:

1) Обладает мышлением и членораздельной речью.

2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

3) Не только приспосабливается, но и преобразует окружающую действительность.

4) Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5) Присутствуют духовные потребности.

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Виды потребностей:

1) Биологические (первичные, врожденные):

А) физиологические (пища, сон, отдых)

Б) Экзистенциальные (безопасность существования)

2) Вторичные (приобретенные)

* социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание)

* духовные (в знаниях, творчестве)

Способности – это совокупность свойств человека, благодаря которым обеспечивается его деятельность.

Уровни развития способностей:

  • Способности

    Одаренность

  • Гениальность

Деятельность человека

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Компоненты деятельности: Субъект (тот, кто осуществляет деятельность)

Объект (то, на что направлена деятельность)

Структура деятельности:

Цель - средства достижения целей - действия - результат

Виды деятельности, в которые включается каждый человек в процессе развития:

Игра – целью является не результат, а процесс (развлечение), происходит в условной ситуации (воображаемой обстановке), которая быстро меняется, используются замещающие предметы, нацелена на удовлетворение интересов участников, способствует развитию личности.

Общение – обмен информацией, эмоциями и идеями. Способствует социализации человека (усвоению норм, принятых в обществе), оказывает влияние на психическое состояние, помогает осуществлять совместную деятельность.

Учение – приобретение человеком знаний, умений и навыков. Может осуществляться организованно (в образовательных учреждениях) и неорганизованно (как дополнительный результат), может иметь характер самообразования.

Труд – направлен на достижение практически полезного, заранее ожидаемого результата осуществляется при наличии определенных знаний, умен

Виды деятельности (по объектам и результатам):

Материальная (создание материальных благ)

    Материально – производственная (преобразование природы)

    Социально – преобразовательная (преобразование общества)

Духовная (создание культурных ценностей)

    Познавательная

    Ценностно – ориентировочная (формирование положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира)

    Прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности)

Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат, или новые средства достижения цели). Может быть компонентом какой-либо деятельности, или самостоятельной деятельностью (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей, художников).

Познавательная деятельность человека

Познание – деятельность человека. Результатом которой является получение нового знания об окружающем мире.

Познание имеет два уровня:

1) Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

2) Рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления

Виды знаний:

1) Научное (достоверное обобщение фактов)

2) Ненаучное:

* мифология * жизненный опыт * народная мудрость * паранаука (околонаучное знание)

Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету

    Абсолютная (исчерпывающее достоверное знание)

    Относительная (неполное, неточное знание)

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

На формирование личности влияют: семья (воспитание), окружение (общение), общество, историческая эпоха, личное стремление человека к самоусовершенствованию.

Личность обладает следующими чертами: активная жизненная позиция, сила воли, ответственность, реалистическая самооценка (не заниженная и не завышенная).

Личность формируется в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения принятых в обществе норм и освоения социальных ролей. Социализация бывает первичной (детство) и вторичной (длится всю жизнь).

Самопознание – процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Духовный мир человека

Структура духовного мира человека:

1) Познание (основано на интеллекте)

2) Эмоции – кратковременные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, гнев, страх)

3) Чувства – эмоциональные состояния, более длительные чем эмоции (дружба, любовь, тоска, патриотизм)

4) Мировоззрение – система общих взглядов на мир. Мировоззрение бывает: религиозное, обыденное, научное.

Свобода и ответственность

Свобода – возможность действовать на основе выбора, осознавая ответственность за него.

Свобода человека в обществе ограничена свободой других людей. Свобода проявляется в умении управлять своим поведением. Регулятором подобного поведения является совесть.

В широком смысле – обособившаяся от природы часть мира.

В узком смысле – круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения; -- исторические периоды развития общества.

Основные сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

Учреждения

(организации )

Экономическая

(обеспечивает удовлетворение материальных потребностей)

Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, и соответствующие отношения

Заводы, фирмы, биржи, банки.

Социальная

(обеспечивает удовлетворение потребностей в общении, коллективности)

Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы

Политическая

(обеспечивает удовлетворение потребности в организованности, дисциплине, мире, в законе и порядке)

Организация государственной власти, отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями

Парламент, правительство, партии, общественные организации

Духовная

(обеспечивает удовлетворение потребности в самореализации, в нравственном совершенствовании, в познании)

Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы, церковь.

Общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система (система – включает в себя отдельных индивидов и социальные группы, между ними существуют согласованные связи), которая характеризуется динамичностью, альтернативностью и незавершенностью развития. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Природа:

В широком смысле – весь мир.

В узком смысле – весь материальный мир, за исключением общества.

Взаимосвязь природы и общества:

Общество

1) с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее, т.е. целенаправленно,

2) развитие науки усиливает влияние общества на природу

3) влияние может быть улучшающим (создание заповедников, ужесточение природоохранного законодательства) или ухудшающим(истощение природных ресурсов)

Природа:1) создает условия для существования общества

2) природные условия влияют на хозяйство и образ жизни общества

3) в ответ на действия человека природа также может «ухудшать»

жизнь общества (стихийные бедствия)

Типология обществ

сравнения

Аграрное

(традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное

(информационное)

Экономика

Основная ценность – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством

Основная ценность – капитал, 85 % населения заняты в промышленности, массовое промышленное производство

Основная ценность – знания, 66 % населения занято в сфере услуг, автоматизация производства, компьютеризация общества

Социальная структура

Общество делиться на сословия, сословия замкнуты (трудность перехода)

Общество делится на классы, они открыты и подвижны

Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса

Политика

Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти

Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти,

Сильное гражданское общество

Духовная жизнь

Господствуют традиционные ценности (семья, религия), малое количество образованных людей

Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура

Высокий уровень образования (и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации

Развитие общество может происходить следующими путями:

1) Эволюция – постепенное развитие, способом преобразования являются реформы.

2) Революция – коренное, качественное изменение всех или нескольких сторон общественной жизни (научно-техническая революция приводит к преобразованию производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления).

Прогресс – направление развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, движение вперед к более совершенному. (Регресс – обратное движение)

Отличительной чертой развития современного общества является глобализация.

Глобализация – процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств в разных областях деятельности (экономике, культуре…)

Глобальные проблемы человечества:

1) Вызваны деятельностью людей всего мира.

2) Создают угрозу дальнейшему существованию человечества

3) Могут быть решены совместными усилиями

Глобальные проблемы:

    Экологическая (истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды)

    Неравномерность развития отдельных регионов (отсталость развивающихся стран)

    Демографическая (рост населения)

    Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

    Угроза международного терроризма

ПРАВО

Совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых его принудительной силой

Публичное право – область государственных дел (конституционное, административное, уголовное, финансовое)

Частное право – сфера частных дел (гражданское, семейное, трудовое)

Система права внутренняя структура права. Включает:

1) Отрасли права 2) Подотрасли права 3) Институты права 4) Правовые нормы

Основные отрасли системы российского права:

1 ) Конституционное (закрепляет форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан)

2 ) Административное (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, организацию и деятельность органов исполнительной власти)

3 )Гражданское (регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения)

4 ) Семейное (регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми)

5 ) Трудовое (регулирует трудовые отношения)

6 ) Уголовное (определяет преступность и наказуемость деяний)

Источники права :

1) Законы и подзаконные акты (различаются по юридической силе, высшей юридической силой обладает Конституция )

2) Правовой обычай

3) Юридический прецедент

4) Договор с нормативным содержанием (основан на взаимном волеизъявлении сторон)

Правонарушения: преступления и проступки

Основные виды юридической ответственности:

1 ) Дисциплинарная (нарушение трудовой, учебной дисциплины)

2 ) Гражданско-правовая (причинение имущественного вреда)

3 ) Административная (за административные проступки)

4 ) Уголовная (за преступления)

5 ) Материальная (за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации)

Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, ценностей, правового поведения личности.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Способ защиты прав, свобод и законных интересов – судебная защита

В случае нарушения прав человек обращается в «основное звено» – суды общей юрисдикции – районные суды, рассматривающие большинство судебных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Приговоры в уголовном судопроизводстве и решения в гражданском судопроизводстве выносятся от имени Российской Федерации. Если человек не удовлетворен решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России, в случае несогласия и с его решением – в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.

Прямо направлено на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО, Военные преступления против человечества в соответствии с нормами международного права не имеют срока давности.

.

Социальная сфера жизни общества охватывает взаимоотношения между людьми, группами, объединениями. Общество имеет социальную структуру - внутреннее устройство.

Элементы социальной структуры общества:

I . Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Виды социальных групп:

по численности:

    Малая группа (от 2 до 30 человек). В малой группе люди хорошо знают друг друга (лично знакомы), заняты каким-либо общим делом. Наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. Например – семья, школьный класс, экипаж самолета.

    Большая группа. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Например – нация, класс.

по взаимодействию:

    Формальная (официальная). Ее деятельность определяется посредством нормативных документов (школьный класс, футбольная команда «Зенит»)

    Неформальная (неофициальная). Ее деятельность определяется личными интересами ее участников (поэтический кружок, организация болельщиков футбольной команды «Зенит», компания друзей)

Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, моральной и правовой ответственностью.

Функции семьи:

1) Репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)

2) Социализации (воспитание детей, формирование индивида как личности)

3) Хозяйственно – экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, ведение домашнего хозяйства)

4) Эмоциональная (психологическая поддержка)

5) Духовно – нравственная (развитие личности)

Виды семьи:

по характеру распределения домашних обязанностей:

    Традиционная (патриархальная) – домашние обязанности выполняет женщина, мужчина зарабатывает деньги и является главой семьи.

    Партнерская – обязанности не разделяются, выполняются совместно или по очереди, важнейшие вопросы жизни семьи решаются вместе.

по родственной структуре:

    Нуклеарная, малая (супружеская пара с детьми)

    Расширенная, многопоколенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними)

    Неполная (один родитель с ребенком или детьми)

по числу детей

*Многодетная * малодетная * бездетная

II. Социальные общности – совокупности людей, характеризующиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельными субъектами исторического и социального действия.

    Этнические общности – существуют на определенной территории, имеют общий исторический опыт, историческую память, язык и культурные традиции. Разновидности: племя, народность, нация

    Классы – различаются по месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства Например: буржуазия, рабочий класс, или высший класс, средний класс, низший класс.

    Социально -демографические общности (пожилые люди, подростки)

Молодежь – группа людей от 16 до 25 лет, проблемы – трудно найти место в жизни, получить интересные предложения о работе в силу недостаточности жизненного опыта.

    Социально-территориальные (горожане, сельское население, сибиряки)

    Профессиональные (горняки, учителя, врачи)

Различные социальные группы и общности занимают разное общественное положение.

В обществе с первобытных времен существует неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов (денег, власти, образования и престижа) между различными слоями населения.

Показателями социального положения могут являться: богатство, доход власть, профессия, образование, престиж, образ жизни.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. (У человека может быть много статусов, это будет называться статусным набором. Среди них могут быть основные и неосновные)

    Предписанный статус – не зависит от заслуг личности (пол, национальная принадлежность)

    Достигаемый статус – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека

Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы. (У одного человека может быть много ролей, в совокупности они называются ролевым набором. Например: на работе – сотрудник, дома – муж, в гостях у родителей –сын, в компании друзей – друг, в день выборов – избиратель и т.д.)

Принято различать две основные формы социального взаимодействия :

1) Сотрудничество – обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, взаимодействие направлено на достижение совместной цели. Отношения дружбы, партнерства, поддержки.

2) Соперничество – отсутствие совместной цели, но наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта (экономическая, политическая конкуренция). Отношения зависти, неприязни, озлобления.

При столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов соперничество может перерасти в конфликт.

Конфликт – столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Виды социальных конфликтов:

1) Экономические 2) Межнациональные 3) Политические 4) Семейно-бытовые

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

    Переговоры (мирная беседа сторон по решению проблемы)

    Компромисс (решение проблемы через взаимные уступки)

    Посредничество (использовании третьей стороны при решении проблемы)

    Применение силы, власти, закона (одностороннее использование той стороной, которая считает себя сильнее)

Социальные конфликты имеют как негативные последствия (стресс, беспорядки, жертвы), так и позитивные последствия (снятие социальной напряженности, стимулирование социальных изменений).

Поведение человека в обществе может быть:

1) Соответствующим нормам (конформистским)

2) Отклоняющимся (не соответствует нормам –девиантным)

Презентация по обществознанию "Факторы производства и факторные доходы". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к . Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Презентация по обществознанию "Гражданство РФ". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ.

Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Понятие и виды юридической ответственности". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к . Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Отклоняющееся поведение и его типы". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Виды социальных норм". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию " Виды, причины и последствия инфляции". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Социальный контроль". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

Целевая аудитория: для 11 класса

Презентация по обществознанию "Понятие власти". Презентация может быть использована как на уроке по данной теме, так и для подготовки к ЕГЭ. Представлен теоретический и практический материал. Задания соответствуют новому формату экзаменов. Источники указаны.

error: