"В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" (Б. Чичерин). "лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам" жан-жак руссо Предпосылки создания правового государства

Соловьева Валерия Валерьевна

Конкурсное эссе по обществознанию, где автор рассуждает о том, каким должно быть государство, чтобы граждане чувствовали себя по-настоящему свободными. В тексте содержаться ссылки на высказывания, подобные теме, приводится пример из истории. Четко выражена собственная позиция автора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс творческих работ

«Роль права в моей жизни»

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 135»

Эссе на тему:

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам»

(Ж.-Ж. Руссо, французский философ XVIII века)

Выполнила: Соловьева Валерия Валерьевна,

ученица 11 «1» класса.

Руководитель: Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

ОМСК- 2013 год.

Каждый человек принимает участие в политической жизни общества. Мы можем быть политиками по случаю, по профессии, по совместительству. Слова французского философа, сказанные в XVIII веке актуальны и сегодня, когда власть в нашей стране настолько слаба, что не может обеспечить своим гражданам ни свободу, ни безопасность. Согласно теории общественного договора, одним из составителей которого являлся сам Руссо, государство создавалось гражданами, чтобы те, передав часть своих полномочий, обрели свободу и безопасность. Соответственно, чем сильнее становится государство, тем лучше оно справляется со своей задачей. Однако важно понимать, что под «силой» имеется в виду не «силовые методы», а смелость правителей государства и сила их духа. Ведь действительно, не в авторитаризме, не в тоталитаризме или монархии, а только в демократическом государстве власть учитывает интересы общества, интересы граждан. Сейчас каждый имеет право мирных собраний и публичных манифестаций, имеет равный доступ к государственной службе и право участвовать в управлении делами государства.

Экономическая жизнь общества также затрагивает человека ежедневно. Кто-то работает, кто-то совершает покупки в магазине или на рынке, и даже не задумывается, что может выполнять какие-либо экономические операции. Но и здесь не забывают о правах человека. Каждый имеет право на труд, свободу предпринимательской деятельности, право наследования и частной собственности. Социальные права тоже являются важной частью жизни человека и гражданина. Ведь именно в социуме происходит развитие индивида как личности. Мы не должны забывать, что человек имеет право на социальное обеспечение по возрасту, охрану здоровья и медицинскую помощь. Социальные права тесно переплетаются с гражданскими правами человека. Каждый имеет право на свободу слова, совести и вероисповедания. Но даже здесь нарушаются права человека. Создаются националистические, расистские группировки, которые не могут быть толерантны к людям другой нации, культуры, религии. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением обществоведа И.Н.Шевелева: «Гордиться своей нацией- патриотизм, хвалиться своей национальностью-национализм».
Однако нельзя забывать и о культурных правах человека. Ж.-Ж.Руссо говорил: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Действительно, если мы будем запрещать детям дерзость их воображения и полную свободу их творчеству, то наш мир не будет столь прекрасным и совершенным. Например, Моцарт начал создавать свои первые произведения совсем в юном возрасте. А Чарльз Дарвин, автор эволюционной теории происхождения человека, был признан выдающимся ученым лишь через двести лет после смерти.

Я согласна с высказыванием Ж.-Ж. Руссо т.к. каждый человек от рождения обладает определенным набором прав, и право на личную свободу одно из важнейших в этом списке. Но и личные свободы разнятся между собой. Свобод существует несколько: свобода слова, вероисповедания, передвижения, творчества. Но в данном контексте нас скорее интересует абстрактное понятие свободы в отношениях гражданин - государство, то есть то, что государство должно гарантировать в самом полном объеме, независимо от расы, пола и других субъективных показателей. Так только ли сильное государство способно обеспечить свободу своим гражданам? Должно ли государство быть сильным для обеспечения свобод, свободы своих граждан? Насколько соотносятся понятия свободы и силы?

Для начала нам необходимо определить для себя - что такое государство? Кроме того что это особая форма организации общества на определенной, ограниченной территории, это еще коммуникативное объединение людей с определенными ролями. Если верить договорной теории, то государство образовалось путем молчаливого признания возможности править одних и потребности в защите других членов общества. С другой стороны, что есть изначально государство, как не объединение с целью выполнения каких-то задач (здесь можно вспомнить ирригационную теорию): будь то защита, нападение, улучшение обстановки вокруг, технический и научный прогресс. Что есть граждане для государства, как не функциональные единицы - показатель состоятельности и дееспособности? Как любое производство, предприятие, организация, государство заинтересованно в том, чтобы КПД его функциональных единиц стремился к наибольшему значению, то есть к максимальной пользе при минимальных затратах. В каком случае проявляется высшая форма осуществления данного принципа? Конечно же в принципах рабства, когда свобода гражданина (а по сути даже не являвшегося таковым) ограниченна (а по сути сведена на нет), а всё его существование полностью, или почти полностью, занимает труд на благо государства. Отсюда следует что для того, чтобы позволить своим гражданам хоть какую-то свободу, государство должно располагать какими-то ресурсами. Если же подойти к проблеме, рассматривая свободу как свободу волеизъявления и голоса, то очевидно, что государство должно быть полностью уверенно в своей мощи, правоте, легитимности, в харизме лидера государственного аппарата и в прочих факторах, обеспечивающих государству полноту власти. Уверенность в том, что граждане имея свободу выбора, все же сделают его в пользу государства, обеспечивается именно силой государства. Слабое государство будет просто напросто разрушено собственными гражданами получившими свободу. Имея свободу, разве не станет гражданин терпеть власть над собой государства слабого - нет, не станет. Поэтому и должно быть сильным государство, обеспечивающее своим гражданам свободу. Оно должно быть уверенно, что эта свобода не обернется против него самого, не превратится в анархию или протест, но станет подспорьем в укреплении государственного уклада и его силы.

Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые страны стремятся к расширению своих границ и проводят агрессивную внешнюю политику. Следствием этого является насильственный захват чужих территорий и фактическое пленение населения, проживающего на этих территориях. Чтобы охранять свои границы, отбивать нападения агрессивно настроенных стран, необходимо иметь силовые государственные структуры: армию, вооружение, военную промышленность. Хотя сегодня в мире господствуют принципы гуманизма, которые декларированы в нормах международного права, сохранить суверенитет, а значит и свободу своих граждан, государству просто необходимо быть сильным.

Так, например, в 1989 году начался грузино-абхазский конфликт в связи с желанием Абхазии расширить автономию в составе Грузии и, в последствии, стать суверенным демократическим государством. В 1992 году началась настоящая война с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Будучи довольно слабой в военном и экономическом отношении, Абхазия не смогла обеспечить своим гражданам реализацию их конституционного права на самоопределение, что и позволило Грузии ввести свои войска на территорию Абхазии. Война длилась до 2006 года. И только посредничество России, одной из сильнейших стран мира, заставило Грузию прекратить этот конфликт и дать возможность населению Абхазии реализовать свою свободу и право на самоопределение.

Отсюда следует, что сила – непременный атрибут свободы. Свободен – значит силен. Только сильное государство может обеспечить своим гражданам свободу во всей её полноте, только сильное государство может оградить граждан от посягательств на их свободу, только сильное государство может не опасаться последствий, к которым может она привести. Только сильное государство может не опасаться, что свобода обернётся против него самого.
В заключение необходимо отметить, что многие права человек имеет с момента своего рождения, а многие получает, достигая совершеннолетнего возраста. Но какими бы ни были эти права, государство обязано защищать их, а человек, в свою очередь, обязан защищать свое государство.

Каждый гражданин своей страны имеет право на свободу и защиту своих прав, именно это и выделяет правовое государство, о котором говорит Роберт фон Моль в своей высказывании.

Чтобы подтвердить верность данного высказывания и своей точки зрения, обратимся к теории из курса обществознания. Правовое государство – это государство, основанное на верховенстве закона и права, главным направлением деятельности которого является признание, соблюдение и защита прав человека. Его основные признаки: гарантии свободы человека, верховенство закона и права, взаимная ответственность граждан и государства, разделение властей и демократический режим.

Приведем пример из курса истории. В нашей стране, в России, действует защита прав человека. Каждый в нашей стране имеет определенную свободу, которое дает нам наше государство. Соответственно, Россия – это правовое государство, и из этого следует, что свобода человека напрямую связана с правовым государством.

Приведем аналогичный пример, только из курса географии.

Швеция – это правовое государство, в котором ведется защита прав и свобод жителей данной страны. В этой стране защищают не только людей, но и животных, где ценят их права и свободы, что несомненно делает Швецию истинным представителем правового государства.

Сделаем вывод, что правовое государство не было бы правовым, если бы не свобода, которую дает гражданам государство.

Обновлено: 2019-05-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

«Свобода гражданина есть основание правового государства» Роберт фон Моль

Выбранное мною высказывание раскрывает проблему сущности правового государства и его основ. Немецкий юрист и правовед ХIХ века Роберт фон Моль утверждал: «Свобода гражданина есть основание правового государства». Другими словами, только государство, обеспечивающее права и свободы своим гражданам, может называться правовым.

Подтвердить мнение правоведа можно, опираясь на теоретическую аргументацию. Основным понятием, затронутым в высказывании, является «правовое государство», которое определяется учеными как государство, основанное на верховенстве закона и права, принципе разделения властей, уважении прав и свобод человека и обеспечивающее свободное функционирование гражданского общества. Признаками правового государства являются всесторонние и реальные гарантии прав и свобод гражданина, верховенство правового закона, взаимная ответственность гражданина и государства, режим демократии, законности и конституционности, поддерживаемый обществом. Невозможно не отметить такое понятие, как «свобода»-способность человека действовать в соответствии со своими интересами, возможность осуществлять выбор. По мнению Роберта фон Моля, именно свобода гражданина должна олицетворять правовое государство: люди, способные свободно выражать свое мнение и позицию, самостоятельно действовать на основе собственного выбора, смогут выступить в качестве опоры для развития страны.

Доказать справедливость суждения автора можно, опираясь на факты из социальной действительности. В современном мире США - сильная, развитая держава, правовое государство. Предполагается не сила экономической и военной развитости, а дух свободы, который процветает в этой стране. Это стало возможно благодаря высокой развитости СМИ, общественных организаций и других институтов гражданского общества.

Подтвердить справедливость высказывания Роберта фон Моля можно, опираясь на исторические факты. СССР являлся тоталитарным государством с огромным экономическим и военным потенциалом. Но в стране, в действительности, не гарантировались права и свободы граждан, навязывалась одна идеология, осуществлялись репрессии и все сферы жизни находились под строгим контролем со стороны властей. В итоге СССР распался. Советский Союз нельзя назвать правовым государством, в отличие от современной России. Конституция 1993 года закрепила равные права и свободы граждан, принцип разделения властей и верховенство правового закона. Это является ярким подтверждением слов автора.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Роберт фон Моль в своем высказывании оказался абсолютно прав: гарантия свобод человека-основополагающий принцип правового государства.

Я согласна с этим высказыванием, но я думаю, что существование гражданского общества невозможно без правового государства, а главный признак правового государства - верховенство закона. Именно поэтому человеческая свобода обязательно должна быть подкреплена законом для того, чтобы человеческие свободы не могли пересекаться.

Что бы подробнее разобраться с данным высказыванием, обратимся к понятию "гражданское общество". Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Таким образом, становится понятным, что гражданское общество не может существовать и развиваться без свободы.

Это подтверждает и история. До 1945 года Южная и Северная Корея была одной страной. Но после поражения Японии США и СССР подписали соглашение о совместном управлении страной и тем самым разделив её на две части. Через некоторое время Северная Корея стала закрытым государством КНДР. Две державы получили определенную свободу одновременно. Если Южная Корея добилась очень хороших высот в информационной, технической, медицинской сфере и уровень жизни в их стране поднялся, то Северная Корея так и осталась закрытым государством с низким уровнем жизни, с отсутствием развитой промышленности, медицины, культурной, политической и духовной жизни. Огромное влияние на развитость КНДР оказал политический строй и его руководители, которые не давали гражданам свободу в отличие от других стран.


Мы разобрали проблему, ограничения свободы в гражданском обществе на примере двух современных стран. Они начинали одновременно, имея в основе одинаковую культуру, экономику и менталитет. А сейчас мы можем наблюдать колоссальную разницу в развитости гражданского общества т.к. у одних была свобода, а у других нет.



В своем высказывании Б. Н. Чичерин затрагивает проблему сущности гражданского общества. По его мнению, положительной чертой гражданского общества является независимость личности от государства.

Я полностью согласен с точкой зрения Б. Н. Чичерина. Действительно, общество можно считать гражданским, если оно является совокупностью негосударственных общественных отношений и институтов. Но существование гражданского общества невозможно без правового государства, где верховенство принадлежит закону, дающему понятие о правах и свободах гражданина.

Одним из элементов гражданского общества являются профессиональные союзы. Из новейшей истории известно, что в Архангельской области за последние годы было проведено около 274 проверок профсоюзами с участием прокуратуры, для надзора и контроля за нарушениями прав трудящихся.

Важной целью формирования гражданского общества является взаимопомощь в защите интересов при ущемлении прав. Из средств массовой информации известно, что общество автомобилистов Приморского района, дабы обратить внимание власти на нарушение прав водителей, засыпало монетами яму на трассе.

Таким образом, могу сделать вывод, что только диалог правового государства и гражданского общества приводит к реализации прав и свобод личности.

"В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы" (Б. Чичерин)


Прежде чем рассуждать над этой проблемой, выясним, что же такое гражданское общество и правовое государство. Под правовым государством понимается такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих. Гражданское общество-это совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные интересы и потребности граждан в различных сферах жизни. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что граждане в правовом государстве обладают естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели. А это значит, что правовое государство тесно связано с гражданским обществом.
Правовое государство отличается от других типов государств некоторыми признаками: 1) верховенство права в обществе; 2) незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность; 3) разделение государственных властей; 4) взаимная ответственность государства и личности; 5)подчинение национальных правовых систем международному праву. Если в государстве соблюдаются вышеперечисленные принципы, то гражданское общество будет являться "центром человеческой свободы".

Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономической, духовно-культурной, политической. Но данные подсистемы являются условными, т.к. в реальной жизни они переплетаются в один целостный и динамичный организм.

В подтверждение вышесказанному можно привести пример из истории России. В 1993 году была принята Конституция РФ, которая свидетельствовала о возникновении правового государства. В ней закреплены все права и свободы человека, а это говорит о наличии в РФ гражданского общества.

Вторым примером может послужить информация из области знаний. Гражданин N. решил жениться на гражданке К., они подали заявление в ЗАГС и через месяц состоялась свадьба. В данном случае были реализованы права граждан, которые предусмотрены в гражданском обществе.

С9.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ДЕМОКРАТИЯ – ЭТО ПРАВЛЕНИЕ НАРОДА, ИЗБРАННОЕ НАРОДОМ И ДЛЯ НАРОДА. А. ЛИНКОЛЬН.

С автором, поднимающим проблему реализации народовластия в политической системе страны, вполне можно согласиться, ведь демократию как политический режим отличают приоритет прав и свобод человека, выборность представительных органов, разделение властей, плюрализм. Важно, что демократические ценности получают наиболее полное развитие в правовом государстве, где действует принцип верховенства права. Например, в РФ сам Президент обязан подчиняться Конституции и другим законам наравне с обычными россиянами.

В условиях демократии источником власти выступает народ, осуществляющий свои политические права через участие в свободных выборах и референдуме. Его мнение находит выражение в деятельности государственного аппарата, особенно законодательной ветви – парламента. Стало быть, сами граждане несут ответственность за свой выбор, наделяющий госчиновников широким спектром полномочий.

Однако даже должностных лиц возможно контролировать силами народа. Этой задаче отвечает гражданское общество, свидетельством зрелости которого является наличие действующих общественных организаций. Так, в России существуют Комитет солдатских матерей, Союз предпринимателей, Общество по защите потребителей: отстаивая права населения в различных сферах, они развивают в государстве ответственность перед избирателями, формируют мощную основу гарантированной, а не декларированной демократии.

С9.4. ПОЛИТОЛОГИЯ. ДЕМОКРАТИЯ НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ВЫШЕ УРОВНЯ ТОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ИЗ КОТОРОГО СОСТАВЛЕНЫ ЕЁ ИЗБИРАТЕЛИ. Б. ШОУ.

Автор затрагивает проблему развития политической культуры граждан в условиях демократии. Этот тип политического режима отличает прежде всего свобода, гарантированная государством, причём в различных проявлениях: от свободы совести до свободы выбора действующей власти.

Однако каждый из нас по-своему понимает свободу: кто-то видит её в соблюдении законов, кто-то в отстаивании своей позиции, кто-то в отрицании значимости государства –политическом нигилизме. Поэтому и важно говорить сегодня о политической социализации людей, в рамках которой потенциальные избиратели могут приобщиться к политической сфере, познакомиться с этапами политического процесса, политическим нормами. Результатом этого процесса выступает формирование политической культуры жителей страны. Будет ли она патриархальной, что характерно для традиционного общества, подданнической или активистской, зависит от действий государственных органов. Думается, что в РФ, являющейся правовым государством, власть заинтересована в повышении интереса к политике, росте численности электората с активной гражданской позицией.

Как нельзя лучше этому способствует неконтролируемая государством сфера жизни граждан, называемая гражданским обществом. Общественные организации являются посредником между государством и гражданами. Их влияние на политическую культуру населения неоспоримо в правовом просвещении, развитии политического информирования людей.

Таким образом, в стране, поддерживающей политический энтузиазм граждан, действительно возможна практическая реализация таких принципов демократии, как народовластие, верховенство права, политический плюрализм, разделение властей.

С9.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ПРАВОСУДИЕ – ОСНОВА ГОСУДАРСТВА. ЛАТИНСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ИЗРЕЧЕНИЕ.

В данном высказывании освещается проблема формирования правового государства, для которого прежде всего характерна реализация принципа верховенства права. Так, например, из СМИ известно, что дочери американского президента Д.Буша за административные проступки неоднократно подвергались наказанию в виде общественных работ, и это несмотря на родственные связи.

Впрочем, и РФ являет собой пример правового государства. В нашей стране высшей ценность, согласно Конституции, признаются права и свободы человека. Гарантом их исполнения выступает сам президент, который также находится под контролем законодательства. Некоторые его действия могут быть объявлены незаконными: тогда парламент вправе выразить главе стран недоверие, то есть импичмент.

Однако у граждан России есть не только права, но и обязанности, среди которых исполнение воинского долга, уплата налогов, охрана окружающей среды и памятников культуры, соблюдение нормативных актов. Сегодня они олицетворяют взаимную ответственность общества и государства, но история знает и иные примеры. В СССР в условиях тоталитаризма лишь декларировались права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, но власть делала невозможным их исполнение на практике. За излишне свободное суждение о партии и социалистическом строе можно было оказаться в числе врагов народа.

В современном мире особое внимание уделяется формированию общественных организации, осуществляющих связь жителей страны с государством. Их активная деятельность говорит о существовании гражданского общества. Его развитие и превращение в серьёзную политическую силу – дело будущего. Только при демократии, когда независимы СМИ, свободны и альтернативны выборы, гарантированы права людей, возможно говорить о правосудии и справедливости.

Таким образом, в данном контексте высказывается мнение об идеале нашей современности – правовом государстве.

С9.4. ПОЛИТОЛОГИЯ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ БЕЗ СИЛЫ БЕСПОМОЩНА, А СИЛА БЕЗ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЕСПОТИЧНА. Б. ПАСКАЛЬ.

Автор поднимает проблему формирования основ демократии и правового государства. Я согласна с ним в том, что государство, обладая монопольным правом на применение силы, может воспользоваться им исключительно в своих интересах. Так в СССР на фоне декларирования прав и свобод трудящихся сложился культ личности вождя, применялись репрессии, действовала цензура, что говорило о складывании тоталитаризма.

К счастью, сегодня Россия являет собой иной пример. По Конституции, обладающей высшей юридической силой, источником власти в стране выступает её многонациональный народ, осуществляющий своё участие в политике через референдум и свободные выборы. Жители государства защищены самим Президентом, выступающим гарантом их прав и свобод. Несмотря на многообразие последних, граждане исполняют и обязанности в форме уплаты налогов, несения воинского долга, охраны окружающей среды, соблюдения законов.

Однако важно, чтобы население осознанно подчинялось власти, а не боялось её возможностей. Иначе у него сформируется подданнический уровень политической и правовой культуры, нарушится потребность в активном участии в политическом процессе как с точки зрения активного, так и пассивного избирательного права. Если нормативные акты государства направлены на защиту интересов людей, на помощь им в жизнедеятельности, то государственный строй может называться правовым.

Таким образом, демократические ценности справедливости, политического плюрализма, свободы актуальны в современной России, поскольку жители страны, создавая гражданское общество, поддерживают власть в её начинаниях.

С9.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ЗАКОНЫ НАС ЗАЩИЩАЮТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ДРУГИХ, НО И ОТ САМОГО СЕБЯ. Г.ГЕЙНЕ.

Великий немецкий поэт поднимает проблему значения права как системы общеобязательных правил поведения в жизни и деятельности человека. Я согласна с автором в признании важности законов как источников правового регулирования наряду с правовыми обычаями и судебными прецедентами.

Нормативно-правовые акты в отличие от иных форм выражения права обладают письменной формой, государственным происхождением и юридической силой. Так, например, в иерархии правовых актов РФ, высшее положение занимает Конституция, устанавливающая основы государственного строя, главные права и свободы граждан. Представление о законодательной базе страны отличает человека высокой правовой культуры, ведь незнание закона всё равно не освобождает от ответственности.

Сегодня в России развито гражданское общество, участники которого осознанно соблюдают правовые нормы, понимают необходимость поддержания общественного правопорядка. Население постепенно легитимизирует власть, то есть одобряет её законные действия в различных сферах общественной жизни.

Нормы права, регламентирующие одинаковые направления общественных отношений, объединяются в институты и отрасли права. Они чётко разделены на публичное (регулирует связи государства с гражданами на основе принуждения) и частное (контролирует исполнение обязательств граждан по отношению друг к другу) право. Но все вместе они выполняют ещё и охранительную функцию, которая проявляется в защите интересов простых людей. В пример этому можно назвать соблюдение принципа презумпции невиновности, когда лицо не считается виновным, пока не доказана его вина. Он символизирует правовой характер нашего государства.

Стало быть, значение права в развитии демократии неоценимо: граждане признают законы как основу регулирования общественной жизни.

С9.5. ПРАВОВЕДЕНИЕ. ДЛЯ ПРАВОСУДИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕДСТВИЕМ, КОГДА В ПРИГОВОРАХ РЕШЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ЛИЧНОГО ПРОИЗВОЛА. А.Ф. КОНИ.

Автор затрагивает проблему опасности нарушения принципа верховенства права, составляющего основу существования правового государства. Я согласна с ним, т.к. зачастую законы используются для реализации личных интересов отдельных и власть имущих.

Когда требования правовой системы одинаковы для всех граждан без различия по имущественному положению, складываются более благоприятные условия для развития правового государства. Например, племянник Президента, учинив драку в общественном месте, должен знать, что понесёт наказание наравне с другими правонарушителями.

Этому может способствовать и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, исполнение которого проявляется в независимости судей, взаимном контроле парламента и правительства. Так в РФ Президент ежегодно осуществляет отчёт перед Федеральным Собранием, подводя итоги своей работы.

Важно помнить и о личной ответственности граждан перед законом и государством. Соблюдая нормативно-правовые акты, уплачивая налоги своевременно, исполняя воинский долг, россияне демонстрируют свою законопослушность, признают легитимность власти. А государственные органы отвечают им предоставлением гарантий их прав и свобод. Глава страны лично отвечает за реальное их исполнение.

Следовательно, государство, претендующее назваться правовым, должно прежде всего соблюдать правовые нормы, действуя в интересах своего населения. Участившиеся случаи разоблачения коррупционеров в России, освещающиеся в СМИ, свидетельствуют о действии правовой системы не только в отношении обычных трудящихся, но и в отношении чиновников.

С9.3. СОЦИОЛОГИЯ. НЕКОТОРЫЕ НЕПИСАНЫЕ ЗАКОНЫ ТВЁРЖЕ ПИСАНЫХ. СЕНЕКА.

Выдающийся римский философ поднимает проблему значения морали в современном обществе. Я согласна с тем, мораль как совокупность представлений человечества о добре и зле, возникших в глубокой древности, необходима сегодня как основа воспитания подрастающего поколения.

С9.3. СОЦИОЛОГИЯ. МОРАЛЬНУЮ СИЛУ НЕВОЗМОЖНО СОЗДАТЬ ПАРАГРАФАМИ ЗАКОНА. К.МАРКС.

Известный немецкий философ поднимает проблему значения морали в современном обществе. Я согласна с тем, мораль как совокупность представлений человечества о добре и зле, возникших в глубокой древности, необходима сегодня как основа воспитания подрастающего поколения.

В условиях информационного общества на первый план в качестве социального регулятора выходят нормы права, устанавливаемые и охраняемые государством. Они имеют общеобязательное значение и обладают юридической силой. Однако не все граждане понимают необходимость подчинения им.

Приобщение к социальным нормам начинается с семьи, где происходит первичная социализация ребёнка. Родители объясняют детям правила поведения в обществе, передают опыт и знания. Их действия направлены на формирование социально значимых качеств, отличающих личность. Например, старшего брата обязывают заботиться о младших ребятах, забирать их из детского сада, кормить и одевать, тем самым развивая способность к ответственности.

Хотя мораль и нигде не записана, она является внутренним сводом законов для человека. Она скорее регулирует мысли и чувства людей, направляя их в гуманистических интересах. Этические нормы находят выражение в нашей повседневности: так, начальник, придирчиво относящийся к исполнению служебных обязанностей своими подчинёнными, может помочь им в трудной ситуации советом. Иногда важнее, чем правовые обязательства, оказывается голос собственной совести.

В любом случае нравственность выступает одним из критериев общественного прогресса, показателем уровня развития общества в целом и отдельного человека в частности. Каждый из нас может бояться действия писаных норм в виде права, но отвечает за свои поступки всегда только сам перед собой согласно морали.

error: