1. Психолого-педагогические аспекты по развитию детской одаренности
2. Особенности раскрытия таланта в области литературы
3. Организация работы по развитию таланта в дополнительном образовании детей
4. История развития предмета и разных мероприятий в нем
5. Где в Москве можно развивать эту область
6. Успехи, достижения, проблемы олимпиадного движения по литературе в Москве
7. Особенности нормативной базы. Обзор литературы и интернет-ресурсов
1. Диагностика филологической одаренности
2. Специфика подготовки заданий для школьного и муниципального этапов. Выбор уровня заданий для школьника. Творческие задания
3. Специфика подготовки заданий для дистанционного и очного этапов Московской филологической олимпиады
4. Работа с учебными пособиями, энциклопедиями, статьями исследователей
5. Работа с электронными ресурсами: электронные библиотеки, Национальный корпус русского языка
1. Работа с терминологической базой при подготовке к олимпиадам
2. Стихотворные размеры
3. Метр и смысл
4. Учимся анализировать текст: четверостишие
5. Учимся анализировать текст: моностих
6. Учимся анализировать текст: двустишие
7. Учимся анализировать текст: необычные строфические формы и твердые формы (сонет, баллада)
8. Жанр и «память жанра». От классицизма к модернизму
9. Стилистика: «высокое» и «низкое» в поэтическом тексте
10. Виды пафоса. Комическое и трагическое
11. Виды композиции прозаического произведения. Сюжет и композиция. Сюжет и фабула
12. Выполнение аналитического задания: памятка по анализу стихотворного текста
13. Композиция работы. Стиль работы. Советы по выполнению комплексного анализа текста
Программа учебного курса по литературе
для 8 класса « Тайный мир текста »
Раздел I . Пояснительная записка
Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформировать у учащихся умения и навыки литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир текста – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в старшей школе. Курс « Тайный мир текста» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения. Учебный курс рассматривает текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Курс « Тайный мир текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках литературы с 5 по 7 классы. Данный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).
Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и отведённым временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса. Актуальность программы курса заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы мышления учащихся.
Содержание программы предполагает чтение и изучение художественного произведения как произведение искусства слова, как явление культуры. Это некий алгоритм анализа, последовательность аналитических действий, который способствует продвижению к постижению глубины смысла произведения и богатства формы.
Целью курса является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;
способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;
создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;
развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;
развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;
воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.
Рабочая программа учебного курса включает пять разделов: раздел «Пояснительная записка»; раздел II «Содержание курса»; раздел III «Тематическое планирование», Раздел IV «Урочно - тематический план»; раздел V «Учебное и учебно- методическое обеспечение».
Содержательный материал, положенный в основу программы, - это небольшие по объёму эпические и лирические произведения литературы XVIII-XX вв. в ее лучших, классических образцах, предназначенные для обязательного изучения и самостоятельного чтения учащимися. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора. Через слово как знаковую единицу восьмиклассники учатся постигать глубинный смысл произведения, воспринимать духовный опыт человечества. В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Для реализации программы и задач курса важно использовать многообразие коммуникативно-творческих форм и приёмов обучения, обозначенных как творческий практикум, поэтический семинар творческая лаборатория, творческая мастерская, эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся. Характер и объём работы определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать разные виды анализа текста;
знать методику сбора материалов для анализа;
знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;
знать индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.
Учащиеся должны уметь:
вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;
анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;
создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;
владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;
выполнять задания творческого характера;
работать индивидуально и в группе;
осуществлять лингвистический анализ текста;
создавать тесты по заданной спецификации;
создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему
Формы, способы контроля уровня достижений учащихся:
подготовка и защита проектов, докладов, рефератов;
проведение семинаров, исследований, экспериментов;
проведение творческих практикумов, мастерских, лабораторий;
самостоятельный анализ произведений и эпизодов;
конференции;
заочные экскурсии;
лекции, эвристические беседы;
презентации учащихся;
тестирование;
конкурс чтецов.
Конечная цель занятий курса - привить любовь и чуткость к художественному слову, научить мыслить самостоятельно, творчески. Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов на свободную тему со своим собственным комментарием. Лучшие учащиеся будут отмечены дипломами и благодарностями. Традиционная школьная отметка в данном курсе не предполагается. Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.
Работа по теме курса «Тайный мир текста» предполагает следующийожидаемый результат: изучение теоретического материала приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.
Предлагаемый курс « Тайный мир текста» рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю в течение учебного года). В программе указано примерное распределение учебного времени по темам курса, на занятиях по объективным причинам возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы, сокращение некоторых тем.
Раздел II. Содержание программы учебного курса
8 класс
Введение в курс (2 ч.)
Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.
Теория литературного анализа (3ч.)
Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.
Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.
Язык художественного произведения (14ч.)
Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.
Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.
Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет.Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.
Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.
Тексты. К.Бальмонт « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю.Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет « На железной дороге», А. Блок « На железной дороге».
Персонаж в литературном произведении (5 ч.)
Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.
Тексты . Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери « Маленький принц».
Функция детали в художественном произведении (3ч.)
Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).
Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»
Символика в художественном произведении (3 ч.)
Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.
Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», « Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».
Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)
Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.
Тексты. М.Горький « Старуха Изергиль», А. С.Пушкин « Капитанская дочка».
Обобщение изученного (1ч.)
Раздел III. Тематическое планирование курса
Всего часов |
||
Введение в курс | ||
Теория литературного анализа | ||
Язык художественного произведения | ||
Персонаж в литературном произведении | ||
Функция детали в художественном произведении | ||
Символика в художественном произведении | ||
Роль эпизода в художественном произведении | ||
Обобщение изученного | ||
Раздел IV . Урочно - тематический план курса
Номер урока | Название разделов и тем | Всего часов | Формы и методы обучения | Формы контроля |
Тема № 1.Введение в курс -2 ч. |
||||
Текст как знаковая система. | Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа | Конспект. Групповая рефлексия |
||
Лекция - беседа | ||||
Тема № 2. Теория литературного анализа - 3 ч. |
||||
Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. | Лекция учителя, конспектирование | Доклад на тему «Виды анализа» |
||
Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. | Лекция - беседа | Формулировка вопросов по теме |
||
Интерпретация. Отличие интерпретации от анализа. | Беседа. Практическое занятие | Творческое задание. Интерпретация любимо стихотворения |
||
Тема № 3 . Язык художественного произведения- 14 ч. |
||||
Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподражание. | Лекция- беседа | Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов |
||
«Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов. | Творческая лаборатория | Письменный анализ звукового строя стихотворения В.Маяковского |
||
Звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония. | Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём | Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов. |
||
Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра». | Поэтический практикум | Письменный анализ стихотворения |
||
Тропы. Виды тропов и связи между ними. | Групповые презентации Составление литературоведческого словарика |
|||
Эпитет как средство живой выразительной речи. | Урок- исследование | Работа с поэтическим тестом |
||
Эпитеты в исторических песнях. « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». | Урок- практикум | Сообщения учащихся |
||
Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина. | Творческая мастерская | Творческие работы учащихся |
||
Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Водопад», «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь». | Поэтический практикум | Анализ стихотворения на выбор |
||
Поэтический синтаксис.Интонация. Особенности поэтической интонации. | ||||
Фигуры речи как стилистический приём. | Лекция - беседа | Тестовый контроль |
||
Анафора и эпифора в поэтическом тексте. | Урок- эксперимент | Наблюдение над поэтическим текстом |
||
Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге». | Урок- практикум | Анализ стихотворений |
||
Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры». | Тестирование | Зачёт по теме |
||
Тема № 4. Персонаж в литературном произведении- 5 ч. |
||||
Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа. | Лекция - беседа | Групповая рефлексия |
||
Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». | Эвристическая беседа | Работа с текстом. Характеристика героини повести |
||
Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена. | Урок- исследование | Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы» |
||
Герой сказки А. де Сент - Экзюпери « Маленький принц». | Урок-исследование, творческая лаборатория | |||
Тема № 5. Функция детали в художественном произведении- 3 ч. |
||||
Деталь - малая и неделимая единица предметного мира произведения. | Лекция- беседа | Сообщения учащихся |
||
Роль детали в художественном произведении. | Творческая лаборатория | Самостоятельная работа. Работа с текстами |
||
Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама». | Урок- исследование | Индивидуальные задания |
||
Тема № 6. Символика в художественном произведении- 3 ч. |
||||
Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число. | Доклады учащихся |
|||
Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений ««Пленный рыцарь», «Сосед». | Поэтический практикум | Сообщения учащихся. Анализ стихотворений |
||
М. Горький « Песня о Соколе». Символико- аллегорический смысл ««Песни…». | Эвристическая беседа | Анализ текста, выразительное чтение отрывка наизусть |
||
Тема № 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч. |
||||
Эпизод - основной структурный элемент произведения. | Лекция - беседа | Групповая рефлексия |
||
Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Практикум | Индивидуальная работа учащихся над любым эпизодом повести |
||
М.Горький « Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставительный анализ двух легенд. | Урок- исследование | Анализ эпизода «Рассказ Изергиль о своей жизни» |
||
Тема № 8 .Обобщение знаний -1 ч. |
||||
Зачетная работа. | Творческая лаборатория. | Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся |
||
Итоговая читательская конференция. | Урок- конференция | Индивидуальные и групповые выступления учащихся |
||
Учебные и методические пособия:
Альбеткова Р.И. От слова к словесности.- Журнал « Русская словесность», № 4, 2002.
Гинзбугг Л.Я. О литературном герое.- Л.,1979.
Гиршман. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. – М., 1981.
Голуб И.Б. Источники выразительности художественной речи. – Журнал «Русская речь», № 2, 1980.
Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке. – Журнал « Русский язык в школе», № 3, 1991.
Горбаневский М. В. В мире имён и названий. – М.. 1988.
Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие 10-11 класс.- М.,1996.
Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX-XX вв. - М.: Наука, 1985.
Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.- М.-Л.,1966
Добин Е.О. искусство детали.- Л.,1975.
Иванов В.В. и др. Ещё раз о традиционной поэтической символике. - Журнал «Русский язык в школе», № 4,5, 1977.
Коганович С.Л.Технология обучения анализу поэтического текста.- Журнал « Русская словесность», № 1, 2003.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж. Учитель, 2001.
Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2000.
Маймин Е. А. Опыты литературного анализа.- М., Просвещение,1972.
Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения. - Журнал «Литература в школе», № 8, 1998.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
Пащук Н.М. Учимся анализировать поэтический текст. - Журнал « Русская словесность», № 2, 1999.
Семёнов Я. Троп. – Журнал « Литературная учёба» , № 1, 1987.
Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М., 2002.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М., 1986.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
Штильман С.Л.. Живая вода интерпретации.- Журнал « Русская словесность», № 5, 2002.
Эпштейн М. О. О значении детали в структуре образа. – Журнал « Вопросы литературы», № 1, 1984.
Интернет- ресурсы
http://www.gramota.ru/
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html.
http://slovnik.hgsa.ru/
http://www.slovari.ru
http://www.edu.ru
http://www.profile-edu.ru
Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --
Концепция содержания современного литературного образования определяется гуманистической педагогической парадигмой, главной отличительной особенностью которой является вовлеченность ученика в процесс познания, а в основе взаимодействия учителя и учащегося – такие характерные черты, как сотрудничество, сотворчество, толерантность, множественность импровизаций, стремление к поиску и открытию истины.
КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА
«Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики ».
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения
Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил ЕвграфовичМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. I. Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым. М. А. Антоновича. II. Post-scripium. - Содержание и программа «Отечественных записок» за прошлый год. Ю. Г. Жуковского. СПб. 1869 * После довольно продолжительного молчания гг.
Из книги Том 2. Литературно–критические статьи и художественные произведения автора Киреевский Иван ВасильевичМатериалы для характеристики современной русской литературы I. Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым М. А. Антоновича II. Post-scriptum. Содержание и программа «Отечественных записок» за прошлый год Ю. Г. Жуковского. СПб. 1869 ОЗ, 1869, № 4, отд. «Новые книги», стр. 273–283 (вып. в свет
Из книги Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие автора Гиль Ольга Львовна Из книги Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе автора Лекомцева Надежда ВитальевнаЦель и задачи курса Цель курса – формирование у студентов представления о литературе ХХ в. как культурно-историческом феномене, о неразрывной связи модернизма с кризисом общеевропейского сознания и культуры в начале прошлого столетия, о стремлении художников ХХ в.
Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов -- Из книги Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде автора Маликова Мария Эммануиловна Из книги автораЦель и задачи курса Цель курса – формирование у студентов представления о литературе ХХ в. как культурно-историческом феномене, о глубинной связи постмодернизма с модернизмом, о специфике неореализма, об особенностях массовой литературы, о своеобразии литературного
Из книги автора Из книги автораОсновные понятия курса ПостмодернизмСтруктурализмПостструктурализмДеконструктивизмИнтертекстГипертекстВеризмНеореализмМагический реализмХудожественное направлениеХудожественный методНеофрейдизмФеноменологияЭкзистенциализмАбсурдТеатр абсурдаНеподвижный
Из книги автораГлава I Обращение к зарубежной классике в процессе школьного изучения
Из книги автора1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Школьный курс литературы
Из книги автора1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе
Из книги автора1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют
Из книги автора1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего
Из книги автораГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический
Из книги автораСмена курса и первая «реорганизация» Политическая обстановка в стране резко меняется в 1928 году. Смена эта маркируется XV съездом ВКП(б), проходившим со 2 по 19 декабря 1927 года. Здесь был провозглашен курс на коллективизацию, утверждены директивы по первому пятилетнему плану
Можно ли за два дня пройти школьную программу? В Москве стартует новый образовательный проект по литературе
Текст: Наталья Лебедева
Фото:
Продвинутая классика
3 декабря в Москве стартует новый образовательный проект по литературе «YES TO READING» . За 14 часов (два дня по 7 часов) первые слушатели нового экспресс-курса смогут вспомнить или открыть для себя впервые основные произведения из школьной программы.
— У нас не будет сложных литературоведческих теорий и глубокого анализа произведений, основанного на знании всех деталей текста, — рассказывает автор проекта Евгения Вовченко . — Наоборот,
мы очень быстро и тезисно пройдем по всем основным произведениям. Наша задача — дать максимум информации в сжатые сроки.
А чтобы было не только познавательно, но весело и интересно, у нас предусмотрено большое количество интерактива — всевозможных обсуждений, игр и соревнований. Слушатели будут делиться своим личным опытом, представлять себя на месте героев, переносить события в современность. Разные форматы и способы подачи не дадут заскучать.
Свою аудиторию авторы проекта описывают так: взрослые люди, закончившие школу и институт, читающие время от времени книги, но не имеющие глубоких познаний в литературе.
Не всем повезло в школе с учителем литературы, а восполнить самостоятельно литературные пробелы не получается, да и времени не хватает.
— Сегодня очень популярны всевозможные лектории, но там обычно дают много глубокой информации, которая не всегда понятна человеку неподготовленному и требует серьезного литературного бэкграунда, — объясняет Евгения. — Приходишь туда и чувствуешь себя не очень образованным человеком, а это не всегда приятно, особенно взрослому человеку. А так хочется поговорить с кем-то о книге, обсудить, провести параллели с реальной жизнью. Вот этим мы и будем заниматься на наших экспресс-курсах, тем более, что формат «развлечение + образование» сегодня очень востребован.
Преподавателями курса станут известные литературоведы: (председатель Гильдии словесников), Артем Новиченков (писатель, литературовед, учитель литературы в школе № 2009), Егор Cартаков (старший преподаватель факультета журналистики МГУ), (учитель литературы в ГОУ Гимназия № 1514), Янина Солдаткина (профессор кафедры русской литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета).
По словам Евгении, никто из них не сомневается в успехе нового проекта, а свое участие в нем рассматривают, как некий вызов. Одно дело выступать перед подготовленной аудиторией, и совсем другое — заинтересовать своим предметом тех, кто мало что помнит или вообще даже не читал.
Первый курс будет посвящен шести основным произведениям из школьной программы по литературе,
как говорят организаторы, от до .
А в планах — отдельные курсы по зарубежной литературе, современной русской литературе, литературе разных стран мира.
— Готовиться к занятиям не нужно, — сразу предупреждает Евгения Вовченко. — Приходите с теми знаниями и впечатлениями, которые у вас есть. Наша задача сделать «высокую» литературу доступной для понимания каждого. Любой сможет осилить , главное — правильная мотивация и нужные люди рядом.