Методы развития интеллектуальных способностей. Как развить свой интеллект. Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере

Развитие интеллекта у человека повлияло на его становление Homo sapiens, что отделило человеческий род от животного мира. Так начала формироваться цивилизация. Индивид, проживающий в современном обществе, имеет возможность самостоятельного развития интеллектуального потенциала, и поддержки мозга в тонусе в течение всей жизни.

Интеллект: что это такое

Интеллектом называется мыслительная способность индивида, которая характеризуется относительной устойчивостью. В переводе с латинского – постижение, осознание. Рассудок позволяет не только воображать, мыслить, ощущать, воспринимать. Мозг обладает рядом свойств:

  • логические;
  • прогностические;
  • аналитические;
  • критические;
  • дедуктивные;
  • способность к концентрации.

Возможности мозга противопоставлены инстинктам, образцам поведения. Это значит, что интеллектуальный потенциал динамичен, он прогрессирует по желанию человека.

Независимо от исходного объёма знаний и мыслительных навыков, любой индивид способен увеличивать и расширять когнитивные способности до желаемого показателя. Выполнение нестандартных задач, «напрягающих» мозговые извилины и ломающие стереотипное суждение, способствует достижению высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Высокий уровень мозгового развития даёт возможность адаптироваться и понять, как действовать в новой ситуации. Человек, обладающий интеллектом, чётко определяет проблему и оптимально её решает.

Виды интеллекта

Разделение умственных возможностей на определённые виды противоречит знаменитому тесту, определяющему уровень IQ. В то время как теория дифференцированного интеллекта утверждает то, что каждый индивид в какой-то мере развивает все интеллектуальные вариации.

Кстати! Доктор психологических наук, Д. Флинн по результатам масштабных мировых исследований величин IQ установил, что коэффициент увеличивался на протяжении 50 лет.

Американский психолог Гарднер выделяет следующие виды интеллекта:

  • Пространственный . Человек легко ориентируется в пространстве, создавая маршруты и ходы в неизвестной местности, ситуации. Зачастую подобным видом владеют архитекторы, водители, проектировщики, шахматисты.
  • Музыкальный . Предрасположенность к чёткой дифференциации звуков, мелодий, тонов, ритма, которая свойственна музыкантам, певцам.
  • Телесно-кинестетический . Способность управлять телом, чётко балансируя. Танцоры, гимнасты, акробаты наделены этой разновидностью.
  • Лингвистический . Умение интуитивно осознавать правильное написание, произношение, значение и сочетаемость лексических единиц. Склонность к изучению иностранных языков.
  • Логико-математический . Предрасположенность к нахождению взаимосвязи между цифрами, датами, фактами, что свойственно учёным.
  • Натуралистический . Способность находить отличия между природными явлениями, различать дары флоры.
  • Межличностный . Человек социализируется в обществе, хорошо взаимодействует с людьми, улавливая их настроение.
  • Внутриличностный . Умение осознавать и чувствовать внутренние переживания и эмоции, понимать, как ими управлять.

Согласно данной классификации, каждый индивид имеет врождённую предрасположенность к определённым действиям. Эта склонность указывает на те типы интеллекта, к которым относится человек. Именно поэтому в одной личности не всегда может заключаться несколько способностей.

Как развить интеллектуальные способности у взрослых

Подсознание как важнейший элемент интеллектуальной деятельности вступает в процессы умственной активности только при наличии мотива. Известный российский бизнес-тренер, Максим Поташёв заявляет о том, что любой мотив либо вознаграждение влияет на мозговую деятельность, активируя её.

Психологи утверждают, что уровень интеллекта находится в прямой зависимости от наследственного фактора и жизненного опыта человека. Когнитивные возможности у взрослых совершенствуются, благодаря нахождению новых решений в незнакомой ситуации.

Интересно! Одним из критериев высокого интеллекта является способность интуитивно находить выход из сложной ситуации.

Для понимания, как развить интеллект, вначале нужно прекратить просмотр глупых телешоу, сериалов, не несущих полезную информацию. Постоянно заставляйте мозг работать: решайте головоломки, кроссворды, создавайте проекты.

Существенное значение имеет кислород: клетки мозга насыщаются им, что способствует умственному развитию. Также полезна физическая нагрузка.

Из этого следует, что для развития рассудка, не нужно банально заучивать книжные правила и факты. Необходимо решать задачи творчески, находя лучший вариант. Интеллектуальный «багаж» увеличивается по мере взросления.

Известный швейцарский философ Жан Пиаже считал, что центральное звено психического развития – интеллект. Дети легко формируют нужную схему поведения для конкретной ситуации, адаптируясь к ней. В ходе такого взаимодействия происходит осознание ребёнком законов и правил жизни.

На основании подобных умозаключений Пиаже выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная (0-2 года) . Новорожденный открывает окружающее пространство с помощью движений и органов чувств, устанавливает зависимость личных манипуляций и их последствием.
  2. Дооперациональная (2-7 лет) . Появляется начальное представление о предметах, их назначениях. Однако, многие виды опыта ещё не доступны ребёнку.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) . Ребята способны логически манипулировать предметами, объединять их в группы. Отсутствует способность к обобщению.
  4. Формальные операции (12 лет и далее) . Подросток способен абстрактно мыслить, воображать нереальные предметы. Все операции разума доступны.

Существует версия о том, что интеллект разнится у мужчин и у женщин. По утверждению психологов, что женский разум интенсивно развивается до определённого времени, мужской – постепенно на протяжении всей жизни.

Если женщина задаётся вопросом, как повысить интеллект, то она должна ответить на него до 35 лет. Научное сообщество считает, что развитие ума и интеллект женщин постарше не прогрессирует. Однако, некоторые теории опровергают данную версию.

Развитие памяти и интеллекта

Неотъемлемой частью повышения интеллекта является развитие памяти и речи. Поскольку эти психические процессы взаимодействуют с мыслительными и умственными способностями.

Память является психической функцией и одним из видов мозговой активности. Задача памяти заключается в хранении и воспроизведении хранящихся в сознании впечатлений.

Нейробиолог, лауреат Нобелевской премии – Рита Леви-Монтальчини – в столетнем возрасте участвовала в научных конференциях, медицинских конгрессах. Она утверждает, что мозг человека нейропластичен: если одни нейроны погибают, то другие начинают выполнять их функции. Однако, они требуют постоянной стимуляции.

Заставьте мозг функционировать, поддерживая его в увлечённом состоянии:

  • займитесь спортом;
  • храните вещи в одном и том же месте;
  • будьте наблюдательны;
  • учите стихи;
  • рассказывайте сказки;
  • соотносите абстрактные идеи с конкретными образами.

Читайте больше книг, написанных сложным языком: придётся приложить усилия для понимания текста. Эти несложные советы помогут держать ум «в тонусе».

Методики развития интеллекта

Способы имеют сложный комплексный характер. Чтобы в престарелом возрасте вспомнить все моменты, происходившие в жизни, необходимо в молодости тренировать мозг. Это требует высокой степени самоконтроля, усидчивости, силы воли.

Помимо этого, на интеллект влияет образ жизни и качество питания. Частые стрессы и конфликты разрушают нейроны головного мозга.

Рассудок всячески препятствует действиям человека по его развитию. Ведь основная цель мозга – накопление энергии. Лень и безделье содействуют интеллектуальной деградации.

Любопытный факт! Установлено, что мужской мозг «выключается» после сексуального контакта. Это объясняет желание поспать сразу после полового акта.

Лоуренс Кац создал методику, повышающую уровень развития интеллекта – нейробика. Суть обучающей методики заключается в выполнении привычных действий по-новому:

  • пропылесосить квартиру с завязанными глазами;
  • добираться на работу по иному маршруту;
  • читать перевёрнутую вверх ногами книгу;
  • смотреть фильм без звука.

Получая новые впечатления мозг посылает сигнал нейронам, которые организуются в группы для обработки новых импульсов.

В поисках литературы, повышающей интеллектуальный потенциал, остановите выбор на таких образцах:

  • Дэвид Гэймон, «Аэробика для ума»;
  • Ольга Кинякина, «Мозг на 100%»;
  • Рон Хаббард, «Самоанализ»;
  • Алекс Ликерман «Непобедимый разум»;
  • Гарри Адлер, «Техника развития интеллекта»;
  • Эдвард де Боно, «Научите себя думать».

В качестве средства для «мозгового штурма» можно использовать и киноленты, которые побуждают к творческому мышлению, стирая шаблонные стереотипы.

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели . Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Человек, который постоянно практикует интеллектуальные умения, обрабатывая многоплановую информацию разными методами, не становится менее обучаемым. Ему одновременно удаётся сохранять ясность мысли и оперировать накопленным багажом готовых данных.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.
  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития , памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. ), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. ?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны .

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Твитнуть

Плюсануть

Отправить

Поймали себя на мысли, что после внеочередных пьяных вечеров, а также бесконечного безделья, которое сопровождается глупейшими поступками в нашей жизни, мы откровенно тупеем. Вот серьезно, такими умными были в 18 лет, а сейчас IQ явно снижен до уровня плинтуса. Почему это происходит? И как, наконец, поумнеть, либо вернуть себя в прежнее «остро интеллектуальное» состояние?

Скажем честно: мы понятия не имеем, что с этим делать. Мы, черт возьми, не специалисты. Но у нас есть один кореш, который шарит в нейропсихологии. Шарит, потому что он сам нейропсихолог. А зовут его Николай Французов. Он работает экспертом научного отдела - это сайт, который призван прокачать твои интеллектуальные способности с помощью различных научных методик. Причем сервис одинаково эффективен не только для тебя, но и для детей или людей пожилого возраста. С помощью него ты легко сможешь повысить свою эффективность, держать мозг в тонусе в течение всего дня, а также забыть об ошибках на работе.

Сама методика Wikium нацелена на то, чтобы повысить число синапсов - контактов между двумя нейронами, которые отвечают за гибкость ума, память, креативность, талант.

Никогда не думай, что ты слишком туп для чего-то

У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта. В результате в течение всей жизни человек способен к интеллектуальной деятельности.

Как часто ты говоришь себе что-то вроде: «Я слишком глуп для этого!»? Нам кажется, что это происходит постоянно, но дело не в твоем мозге. Если ты здоров, то возможности для развития у тебя ровно такие же, как и у других людей. Но нужно помнить, что нельзя стать умным или более приспособленным к жизни лишь благодаря пассивному существованию. Напротив, ты должен активно вгрызаться в процесс обучения, постоянно пробовать что-то на практике, а не только в теории. Если ты сделаешь это, то станешь действительно умным парнем.

Следи за здоровьем

В нашем современном мире человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих на него негативное воздействие. К примеру, вредная экология и различные заболевания, пониженное количество кислорода и недостаточная физическая активность, повышенные уровень стресса и тревожность, физическое напряжение и нарушенный сон, монотонная деятельность и постоянный информационный шум. И этот список можно продолжать. Все это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Известно, что временные (условные) нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени, или возобновления данные связи могут быть действительными на протяжении всей жизни.

Да, вряд ли ты думал, что увидишь здесь этот совет, но без него никуда. Твой мозг - это, черт возьми, орган, который надо поддерживать в порядке. Он связан со всем телом. Разумеется, если ты запускаешь организм, дико бухаешь либо нервничаешь, уничтожая свои нейронные связи, то и мозг будет работать плохо. Ты когда-нибудь видел академика-алкаша? Нет, алкаши могут быть только писателями, да и то, утверждение сие с большой натяжкой. В общем, хочешь ловить все на лету? Займись спортом, ешь правильную пищу, перестань волноваться по мелочам, избавься от дурных привычек.

Однако стоит помнить, что физическая сила мало влияет на развитие интеллекта, несмотря на то, что умственные способности человека напрямую зависят от физиологических особенностей. Э.П. Бебриш приводит данные, что по развитию физической силы умственно отсталые дети не уступают нормальным школьникам. Также существует масса примеров людей, чьи выдающиеся интеллектуальные способности никак не связаны с наличием физической силы: Стивен Хокинг, Шопен, Тулуз-Лотрек, Теренс Тао и т.д.

Вместо поглощения информации развивай системный подход

Системность, организованность в запоминании является важнейшим условием в развитии памяти. Необходимо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.

Здесь мы еще раз процитируем нашего эксперта, который подробно описал несколько простых, но эффективных упражнений для выработки системного мышления. Такое мышление, в свою очередь, поможет тебе правильно обращаться с огромными потоками информации, которые сегодня нас окружают.

1. «Исключите из использования на время одно или несколько познавательных чувств. Попробуйте осуществить принятие пищи с завязанными глазами, примите душ с закрытыми глазами или заткните уши во время выполнения обычных дел.

Подобное исключение будет способствовать не только развитию остальных познавательных функций и, соответственно, закреплению уже созданных рабочих нейронных связей, но и формированию образности происходящего. Также построению логики между данными образами, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии наглядно-образного мышления».

2. «Отличным методом будет развитие амбидекстрии. То есть используйте свою не ведущую руку в различных видах деятельности, например: почистить зубы с утра, расчесаться или использовать компьютерную мышку. Попробуйте написать небольшой текст обеими руками одновременно, или поменяйте местами нож и вилку во время использования их при приеме пищи. Данный метод способствует развитию нейронных связей в новых областях и активации головного мозга, в свою очередь это положительно сказывается на работе памяти».

3. «Необходимо тренировать наблюдательность. К примеру, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет, или на автомобиль определенной модели из общего потока, придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней. Тем самым вы разовьете определенные свойства функции внимания и памяти (концентрация, избирательность, распределение, переключение, кратковременное запоминание)».

4. «Как можно больше читайте и записывайте. После того, как прочли или выучили что-то, попробуйте это записать хотя бы раз, если у вас на это есть время. Один раз записать - это как дважды прочесть и все организовать в своей голове».

5. «Помимо этого, делайте предполагаемый для заучивания материл доступным именно для вас, то есть, если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме. Важной будет системная организация всей той информации, которую вы стараетесь запомнить. Записывайте необходимые факты и устанавливайте между ними смысловые связи, запомнив которые вы будете видеть всю картину целиком».

А если хочешь затестить свой интеллект, прежде чем начать тренировать его, то обратись к классическим головоломкам вроде кубика Рубика, Танграма и пр. Еще можешь попробовать решить несколько творческих задач типа задачи Карла Дункера или Сэма Глаксберга. В мире есть не только тест IQ, как ты уже понял.

Читай, читай, читай

При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения, и представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику. Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг.

Теперь ты понял, зачем BroDude заставляет тебя читать? Просто хотим, чтобы ты стал умнее, друг. Причем мы думаем, что читать нужно разную литературу. Не только научно-популярные книги прокачивают твой интеллект. Художественная литература, особенно высокого уровня, тоже помогает развить личность. В книгах содержится масса идей, которые впоследствии можно воплотить в жизнь, - глупо не пользоваться ими. К тому же книги помогают смотреть более объективно на мир. С помощью них ты сможешь принимать взвешенные решения.

И мы описали далеко не всю пользу. Николай Французов, наш эксперт, если ты забыл, говорит следующее: «При чтении прямой речи в мозгу активируются участки слуховой коры. Подключение слуховой коры при чтении прямой речи обуславливает и ее более яркое воздействие: мозгу легче представить то, что говорится «от первого лица». Скорее всего, те же голосовые участки слуховой коры задействуются и при работе внутреннего голоса - скажем, при воображаемых диалогах».

Интеллект человека отвечает за усвоение новой информации, понимание и применение в жизни полученного опыта. Говоря простым языком, он объединяет способность мыслить, воображать, запоминать, представлять и воспринимать действительное. Чтобы развивать способности, следует заниматься развитием интеллекта с помощью упражнений, загадок и задач.

Евгений всегда был отличником и отличался успехами в учебе в университете. Но он не хотел останавливаться на достигнутом этапе, вследствие чего начал искать способы саморазвития. Изучив множество материалов, он пришел к выводу, что нужно использовать комплексный метод. Используя только развивающие задачи или чтение, человеку быстро надоедает данная деятельность. Поэтому для успешного совершенствования созданы целые списки с методами повышения уровня знаний.

После регулярных тренировок Сергей увидел положительный результат. Останавливаться на данном этапе он не захотел, и теперь со временем усложняет задачки и обучается новому постоянно. Данный пример дает не только уверенность в эффективности метода, но и мотивирует на то, чтобы заняться саморазвитием.

Множественная теория интеллекта

В 1983 году ученый Говард Гарднер описал в своей книге теорию о семи моделях интеллекта. Работая в данной сфере, через несколько лет он добавил еще одну модель. Данная теория набрала невероятную популярность. Причиной тому послужит следующий факт. Люди узнали, что развитие мозговой деятельности происходит в разных областях, в зависимости от индивидуальных особенностей индивидуума.

Работа ученого доказала, что каждый человек обладает высоким интеллектом в разных сферах. Все 8 моделей объединяются, создавая общий фон интеллектуального развития.

Основой для данного развития становятся генетические особенности и жизненный опыт.

  1. Языковой.
  2. Логико-математический.
  3. Музыкальный.
  4. Телесно-кинетический.
  5. Межличностный.
  6. Внутриличностный.
  7. Пространственный.
  8. Натуралистический.

Было произведено много попыток для создания теста на уровень развития определенного интеллекта. Данные тесты предназначались для того, чтобы человек мог определить какой интеллект ему можно развивать, а какой преобладает. Но ученый пришел к выводу, что это почти нереально. Это связано с тем, что вопросы в тестах давали бы информацию об интересах и предпочтениях людей.

Способы развития интеллекта

Может показаться, что описанные методики и интеллект не имеют ничего общего. Но не стоит предполагать заранее. Именно в необычности и кроется эффективность упражнений. Особенное преимущество заключается в повседневном использовании данных методов. Главное заниматься регулярно, и не отвлекаясь на посторонние моменты.

  1. Отдых. Основа всех основ в любом развитии человеческого тела. В уставшем состоянии эффект от занятий будем минимальным. Поэтому перед началом саморазвития нужно как следует отдохнуть.
  2. Записи. Основной анализ информации происходит в момент записи данных в блокнот. Бывают моменты, когда в голову приходит гениальная идея, но вместо того, чтобы быстренько ее записать, человек надеется на свою память. Также, с помощью записей удобно размышлять о будущих планах или событиях. Большая вероятность выполнения всего запланированного происходит, когда все дела были записаны на бумагу.
  3. Тихая обстановка. Большая масса людей после рабочего дня привыкли заниматься не общим развитием, а делами, которые способствуют дополнительной усталости в организме. К таким делам относят компьютерные игры, соцсети, телевизор и т. д. Вместо этого лучше сесть почитать книгу в спокойной обстановке или отправиться на вечернюю прогулку.
  4. Игры для развития. Логические игры считаются отличным способом для развития умственных способностей. Существуют игры как для одного, так и для всей семьи. Например, шарады, кроссворды, шашки, шахматы, домино, командные настольные игры.
  5. Общение. Благодаря общению человек может не только скрасит досуг, но и узнать много нового. Особенно полезно общение с более умными людьми. За ними хочется тянуться и впитывать опыт. Также частые знакомства избавят от скованности, застенчивости и разовьет коммуникативные навыки.
  6. Чтение. Данный вид развития помогает развить воображение, словарный запас. Такой метод подходит и взрослому и ребенку. Нужно лишь выбирать подходящую литературу. Читая познавательную книгу, человек постоянно поддерживает мозг в тонусе.
  7. Обучение. С помощью обучения человек всегда стремится стать умнее. Находясь на занятиях, происходит изучение как теоретических, так и практических навыков. Если человек нигде не учится на данный момент, можно самостоятельно начать изучать языки или любую другую интересную тему.
  8. Самообразование. Данный метод частично относится к обучению, так как половину знаний человек находит самостоятельно. Имея желания, всегда можно найти возможность научиться чему-то новому и полезному. В современном мире предостаточно возможностей, позволяющих обучится. Например, бесплатные мастер классы, вебинары и т. д.


Также необходимо выполнять физические нагрузки, выставлять перед собой цели, мыслить позитивно и заниматься непривычными для себя новыми вещами.

Задачи и головоломки для саморазвития

Примеры задачек для развития интеллекта:

  1. Александр Сергеевич решил открыть свой бизнес в сфере продаж. Его целью было открытие зоомагазина. Изначально он продавал кошек редких, потому что они были в наличии. Александр Сергеевич приобрел для кошек большие клетки. Когда он впускал в каждую клетку по одной кошке, то одному коту не хватало домика. А если в каждую клетку располагали по две кошки, одна клетка оставалась пустой. Сколько клеток купил Александр Сергеевич, и сколько у него изначально было котов?
    Ответ: У Александра Сергеевича было 4 кошки, и он купил 3 клетки.
  2. В одном лесу жили 2 стаи волков. Одна стая всегда говорила правду, вторая стая всегда лгала. В один день в лесу заблудился человек, и встретил он волка. Когда человек узнал, что волк из стаи правдивых животных, он попросил показать выход из леса. По пути они встретили еще одного волка. Человек попросил первого волка отправиться узнать, к какой стае относится второй волк: лжецов или правдивых. По возвращению волк сказал, что второе животное относится к стае правдивых волков. К какой из стай относился сопровождающий волк?
    Ответ: В лесу любой волк из любой стаи мог сказать, что он их правдивой стаи. Именно поэтому волк сказал единственный возможный ответ. Поэтому он был из правдивой стаи.
  3. Проходил чемпионат по волейболу, в котором принимали участие 4 команды: «Дружба», «Солнце», «Веселые ребята» и «Чемпионы». Каждая команда сыграла друг с другом 1 раз. В случае победы, команде отдавали 2 очка, если была ничья – 1 очко, если команда потерпела поражение — 0 очков. В последней игре «Дружба» проиграла» «веселым ребятам». Но команда «Дружба» все равно выиграла чемпионат. «Веселые ребята» в свою очередь не изменили счет своих результатов. Как сыграли команды «Солнце» и «Чемпионы»?
    Ответ: Чемпионат состоит из 6 игр, следовательно, это 12 очков. Команда «Дружба» набрала не более 4 очков, потому что финальная игра выиграна. Но команда также не может иметь 3 очка, так как тогда у других команд было бы не более 2 очков. Следовательно, у групп имеется не более 9 очков. У «Дружбы» 4 очка. Они выиграли у «Солнца» и «Победителей».
    До завершающей игры «Веселые ребята» не могли иметь два или даже одно очко. В другом случае, если бы они победили «Дружбу», то поднялись бы на место повыше. Поэтому две другие игры «Веселые ребята» проиграли и поэтому набрали всего два очка. Следовательно, «Солнце» и «Чемпионы» победили «Веселых ребят». Между собой – ничья.

Множество других интересных задач и головоломок можно найти в журналах или в интернете.

Заключение

От уровня развития интеллекта зависит многое в жизни человека. Благодаря умственным способностям открывается множество дверей для успешной жизни. При этом нельзя останавливаться на достигнутом. Лучше продолжать саморазвиваться и добиваться большего. При этом, развиваясь самостоятельно, присоединяйте к своим занятиям детей. Отличный способ провести время вместе и развить интеллект у ребенка. Тогда жизнь заиграет новыми красками, и предоставит массу возможностей.

error: