Расчет платы за негативное воздействие 1с. Экологические платежи: размеры и нормативная база. Признание расходов на нвос

2017 год объявлен годом экологии. Позаботиться об окружающей среде предстоит и бизнесу - путем уплаты в бюджет экологического сбора. Уплатить экосбор нужно не позднее 15 апреля 2017 года, а еще придется подготовить и сдать новую отчетность.

Экологический сбор появился в законодательстве в 2015 году, когда были внесены поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ). Однако нормативные документы о порядке и особенностях уплаты сбора выпустили только в 2016 году. В апреле утвердили ставки экосбора, в августе 2016 года — форму для расчета суммы. Рассчитать и уплатить в бюджет экосбор организациям нужно до 15 апреля 2017 года.

Не путайте экологический сбор с уже известной бухгалтерам многих компаний платой за негативное воздействие на окружающую среду. Она взимается с 2002 года на основании статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», в частности, за:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщиками названы ИП и организации, чья деятельность связана с перечисленными видами загрязнений или размещением отходов (ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ)

Плательщики экосбора

Заплатить экосбор обязаны производители и импортеры одежды, разнообразной упаковки, канцелярии, нижнего белья, ковров, бытовой техники, те, кто выпускает газеты и прочие товары. Всего 36 наименований по перечню, приведенному в распоряжении Правительства РФ от . Этот список нужно внимательно изучить, чтобы понять, подпадает ли ваш товар под новый сбор. Не платить его смогут лишь те, кто в полном объеме утилизирует свой товар после утраты потребительских свойств.

Товары, подлежащие утилизации

Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»

Группа № 3 «Спецодежда»

Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»

Группа № 5 «Белье нательное»

Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»

Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»

Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»

Группа № 9 «Тара деревянная»

Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»

Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»

Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»

Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»

Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»

Группа № 16 «Изделия из резины прочие»

Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»

Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»

Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»

Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»

Группа № 21 «Стекло полое»

Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»

Группа № 23 «Тара металлическая легкая»

Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»

Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»

Группа № 26 «Техника бытовая электронная»

Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»

Группа № 28 «Аккумуляторы»

Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»

Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»

Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»

Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»

Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»

Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»

Группа № 36 «Услуги по изданию газет»

Утилизировать отходы компания может самостоятельно или через уполномоченную организацию на договорной основе. Допускается вступить в союз производителей/импортеров, который также на договорных условиях займется сбором и утилизацией отходов. Как фактически реализовать эти возможности, пока неясно, поскольку не вся нормативная база подготовлена. Тем не менее, обязанность сдавать отчетность и уплачивать налог уже установлена.

Юристы не советуют оспаривать необходимость уплаты экосбора. Приводят в пример историю с системой «Платон», когда КС РФ признал законность взимания платы с дальнобойщиков (также не налоговый платеж). К тому же, отсутствие нормативных документов в части контроля выполнения нормативов утилизации и заключения договоров со сторонними подрядчиками не мешает уплате сбора.

Сумма к уплате

Чтобы рассчитать сумму сбора к уплате, нужно ставку сбора умножить на массу готового товара (или на массу упаковки для такого товара) и на норматив утилизации. Рассчитывается сбор в специальной форме и сдается вместе с копией платежного поручения об уплате сбора. На проверку правильности исчисления сбора Росприроднадзору отведено 3 месяца со дня представления этих документов.

Что потребуется для расчета экосбора

  1. Нормативы утилизации отходов (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р).
  2. Порядок расчета сбора (утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
  3. Ставки экосбора (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).
  4. Форма для расчета сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488).
Приведем пример расчета суммы сбора к уплате. Допустим, компания ввозит 100 тонн аккумуляторов. Норматив утилизации для аккумуляторов равен 10 %. По истечении отчетного года компания должна утилизировать 10 тонн продукции или уплатить экосбор за 10 тонн. Ставка сбора равна 2025 рублей за 1 тонну. В бюджет придется уплатить 20 250 рублей (10 тонн х 2025 руб./тонну = 20 250 рублей).

Какую отчетность сдать

Контролировать процесс утилизации отходов позволит отчетность, которую производители и импортеры должны сдать в Росприроднадзор до 1 апреля 2017 года, а именно:
  • декларация о количестве выпущенных товаров — в ней указывается количество произведенного/ввезенного товара и упаковки за отчетный год. Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417;
  • отчет о выполнении нормативов утилизации — в нем отражается, какое количество отходов конкретного товара уничтожено. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
Отчитаться можно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора ЭДО. Например, в системе Контур.Экстерн для этого предусмотрен специальный «Модуль Эколога». Отчетность на бумаге сдать можно, но придется сопроводить ее копией на электронном носителе. Производители товаров сдают бумажный отчет в территориальный орган РПН по месту регистрации, импортеры отчитываются непосредственно в Росприродназор.

Внимание!

До 1 апреля 2017 года нужно сдать Декларацию о количестве выпущенных товаров и Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Компании, которые не уплатят сбор, пропустят срок уплаты, не представят расчет суммы сбора получат от Росприроднадзора требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения этого требования юрлицо или ИП не погасит долг перед бюджетом, Росприроднадзор взыщет его в судебном порядке (Постановление № 1073).

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.

Правительство РФ 13 сентября 2019 года выпустило Постановление №193. В нем отражаются новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Коэффициенты определяются, исходя из стоимости тонны загрязняющих веществ.

Применяться новые значения будут с 2019 года. Соответственно в 2019 году необходимо ориентироваться на эти значения. Закон поможет более тщательно регулировать состояние природной охраны.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По словам министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, новые тарифы не приведут к финансовой нагрузке на предпринимателей. Напротив, ставки помогут скорректировать траты на мероприятия по охране природы.

Радуют стимулирующие коэффициенты. Они будут применяться, если предприятие занимается обезвреживанием отходов и последующей их утилизацией.

Законные основания

13 сентября 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №193. В нем отражены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. В приложении к документу выделяются различные загрязняющие вещества, по каждому из которых определен соответствующий размер. Также в законе указана плата за размещение производственных отходов в соответствии с их классификацией по опасности.

Если территории и объекты являются особо охраняемыми, то применяется дополнительный коэффициент. Он равен двум.

Изменился порядок начисления платы за отрицательное влияние на окружающую среду.

Ранее были в пользовании нормативы за:

  • выбросы;
  • сбросы загрязнений;
  • размещение отходов.

Сейчас их заменили на ставки. Плата для хозяйствующих субъектов может быть снижена, если они проводят мероприятия, направленные на снижение отрицательного влияния на воздух, воду и почву. Также дополнительно могут применяться снижающие коэффициенты.

Введение новых ставок и дополнительных коэффициентов предусматривается с 1 января 2019 года. Предыдущие документы, регулирующие плату за загрязнение природы, не будут применяться.

На основании статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» Правительством РФ было выпущено Постановление, в котором:

  • утверждаются новые ставки, которые будут применяться при расчете платы за загрязнение природы;
  • отмечается, что особо охраняемые объекты и территории должны применять дополнительный коэффициент, равный двум;
  • прежние документы признаются утратившими силу;
  • прописывается дата начала применения новых ставок – январь 2019 года.

Ставки и коэффициенты

Во втором пункте нового Постановления Правительства РФ вводится коэффициент, равный двум. Он применяется к тем территориям, которые считаются особо охраняемыми федеральным законодательством. Норма, прописанная в нем, была взята из части 3 статьи 16.3 ФЗ №7-ФЗ.

Разработанный проект документа был передан для изучения в Министерство экономического развития в конце 2019 года. Для его рассмотрения были проведены согласительные совещания.

В результате исследования проект отправлен на доработку. Например, из текста было принято исключить показатель АОХ. Ведь законодатели решили, что его нельзя считать загрязняющим веществом.

Вопрос, когда необходимо использовать коэффициент 2, остается неоднозначным. Ранее, в соответствии с Постановлением №344, было более понятно его применение.

Ведь нормативно-правовой акт конкретизировал список особо охраняемых зон:

  • лечебно-оздоровительные местности;
  • курорты;
  • районы Крайнего Севера;
  • приравненные к Крайнему Северу местности;
  • Байкальская зона;
  • области экологического бедствия.

Часть третья статьи 16.3 ФЗ №7-ФЗ и пункт второй Постановления №913 имеют более размытую формулировку. Поэтому не исключено, что плательщики и контролирующие органы могут выразить несогласие по тем или иным пунктам.

Стоит помнить, что коэффициент применяется только на особо охраняемых территориях. Это должно быть прописано в государственных актах. Если регионы или муниципальные власти самостоятельно устанавливают особую охрану, то повышающий коэффициент применяться не будет.

В законе нет коэффициентов, которые бы применялись при определенных экологических факторах.

К ним можно отнести состояние:

  • воздуха;
  • воды;
  • почвы.

Также не применяются дополнительные коэффициенты для территорий Крайнего Севера и идентичных им.

Характеристика новых ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду

Размер платы за отрицательное влияние на природу установлен на период с января 2019 по декабрь 2019 года. В законе не прописывается необходимость принятия ставок и их последующая индексация.

В законе прописывается перечень веществ, которые могут считаться загрязняющими.

Они используются при определении загрязнения:

  • атмосферного воздуха неподвижными и перемещающимися источниками;
  • поверхностных и подземных вод;
  • природы при размещении производственных и потребительских отходов.

Отчет при определении платы ведется по окончании календарного года. Внести средства нужно не позже 1 марта того года, который следует за отчетным.

Внесение платы всеми лицами, которые обязаны это делать, осуществляется квартальными авансовыми платежами. Сделать это необходимо до 20 числа нового месяца по окончании квартала. Платеж составляет 1/4 часть от полной суммы, внесенной в прошлом году. Исключение составляют субъекты малого и среднего бизнеса.

Если задолженность по НВОС не будет погашена, то начисляется пеня. Ее размер составляет 1/300 ставки Центрального Банка РФ на момент уплаты просрочки. При этом нельзя взимать более, чем 0,2% за каждый день неуплаты.

Начисление пени производится каждые просроченные сутки, начиная с первого дня после окончания допустимого срока. Он отмечается в пункте 3 статьи 16.4 ФЗ №7-ФЗ.

До 1 марта лицам, которые ответственны за внесение платы за НВОС, необходимо подготовить расчеты, суммы на основании правительственных ставок и коэффициентов.

Если будет обнаружена переплата, то в соответствии с заявлением может быть осуществлен возврат. Также разрешается зачесть сумму в следующий период. Недоимки нужно погасить сразу же.

Порядок взимания платы

Плата с организаций взимается за каждую тонну вредных веществ. Для некоторых предприятий и предпринимателей выделяют снижающие коэффициенты, которые стимулируют их внедрять новое оборудование и защищать окружающую среду.

Может быть заключен, если в должностные обязанности работника входит хранение и продажа товарно-материальных ценностей, а также их перевозка, переработка и использование в процессе производства.

Значение коэффициента текущей ликвидности узнайте из .

Министерство природных ресурсов провело исследование и сделало прогноз. если учреждения будут использовать льготные условия, то расходы на оплату за НВОС будут снижены практически в два раза, чем в 2019 году.

На отдельных территориях применяется дополнительный коэффициент 2. Это относится к объектам, подлежащим особой охране.

Вносить плату необходимо до 1 марта 2019 года. При этом предусматривается внесение авансовых платежей каждый квартал до 20 числа месяца следующего за отчетным периода. Авансовый платеж равняется 1/4 части от суммы, которая была оплачена в прошлом году.

Норма не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Ими оплата должна быть внесена до марта 2019 года. При нарушении сроков Росприроднадроз может привлечь к ответственности.

В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ №65н, который был издан 1 июля 2013 года, разработаны КБК для новых ставок оплаты за НВОС:

Наименование платежа Код
Негативное влияние на окружающую среду 1 12 01000 01 0000 120
Выбросы неподвижных объектов, которые загрязняют атмосферный воздух 1 12 01010 01 0000 120
Выбросы подвижных объектов, которые загрязняют атмосферный воздух 1 12 01020 01 0000 120
Загрязнение водных ресурсов 1 12 01030 01 0000 120
Размещение производственных и потребительских отходов 1 12 01040 01 0000 120
Другие способы загрязнения природы 1 12 01050 01 0000 120
Выбросы в результате сжигания факела или рассеивания нефтяного газа 1 12 01070 01 0000 120

Кто и по какой базе платит

В 2019 году список лиц, которые должны платить за НВОС, отражается в статье 16.1 ФЗ №7-ФЗ.

В ней отмечается, что оплата осуществляется:

  • индивидуальными предпринимателями, загрязняющими в ходе деятельности окружающую среду;
  • предприятиями, наносящими вред природе;
  • учреждениями, которые образуют отходы потребления и производства.

Не начисляется сбор ИП и юрлицам, которые минимально вредят природным ресурсам.

Платежная база, согласно которой ведется расчет, отражена в статье 16.2 ФЗ №7-ФЗ.

Она включает в себя объем:

  • загрязнений;
  • потребительских отходов;
  • отходов производства.

Они должны ориентироваться на сведения:

  • экологического производственного контроля;
  • по количеству выброшенных вредных загрязнений;
  • о допустимых сроках и количестве отходов производства и потребления, которые можно хранить, а также превышении значения.

Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.

Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .

Смысл НВОС

Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.

Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .

Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :

  • выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
  • сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
  • размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).

Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.

Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.

Порядок исчисления и взимания платы

В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.

Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.

На 2018 год данный документ утратил силу.

Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.

Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.

Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.

В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.

При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.

Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :

  • нормативы ПДВ и ВСВ;
  • лимиты размещения отходов;
  • объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
  • размер платы за НВОС;
  • фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
  • соответствующие коэффициенты.

Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.

Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.

Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.

Форма расчёта

Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.

Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.

В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :

Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.

Исследование конкретных ситуаций и примеры

Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :

  • ПДВ — 2 т;
  • ВСВ — 3 т.

В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.

  • фактический выброс – 2,5 т;
  • норматив по ПДВ – 5 руб./т;
  • норматив по ВСВ – 25 руб./т;
  • коэффициент экологической значимости – 1,9;
  • дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
  • индексация на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:

2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.

Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:

0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.

В итоге получим:

58,37 + 72,96 = 131,33 руб.

То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.

Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.

  1. Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
  2. Класс опасности – 4.
  3. Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
  4. Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
  5. Коэффициент экологической значимости – 1,9.
  6. Дополнительный коэффициент – 1,0.
  7. Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
  8. Поправка на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:

2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.

Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды

При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.

Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.

Условие Коэффициент
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом 0,3
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,33
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса 0,49
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий 0,5
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,67

Ответственность за нарушение

За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .

К таким существенным нарушениям относятся :

  1. Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
  2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
  3. Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.

Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.

Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .

Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицу – до 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .

Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В нашей стране на законодательном уровне установлена обязанность компенсировать вред, наносимый природе и экологии хозяйственной деятельностью. Такой компенсацией является плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Рассмотрим порядок ее уплаты.

Плата за НВОС в 2017 году

Не всякое воздействие на экологию признается вредным в целях исчисления соответствующего взноса в 2017 году. Обязанность уплаты этого взноса напрямую зависит от вида вредного воздействия.

Действующее в настоящее время законодательство требует компенсировать вред экологии в виде рассматриваемой платы в следующих случаях:

  • при загрязнении воздуха стационарными источниками;
  • при загрязнении вод путем сброса отходов и т.п.;
  • при хранении и удалении мусора.

Предусмотрен законодательством и перечень лиц, обязанных платить данный взнос.

Такая обязанность ложится на плечи организаций и частных коммерсантов, которые загрязняют экологию на территории нашей страны (за исключением обладателей объектов загрязнения последней по уровню вредности категории), а также региональных операторов, осуществляющих деятельность по вывозу мусора.

Для исчисления платы за НВОС в 2017 году плательщику нужно знать:

  • количество загрязняющих экологию отходов за конкретный период;
  • класс опасности таких отходов;
  • разрешенные нормативы выбросов;
  • лимиты на количество отходов.

Эта информация отражается плательщиком при обязательном декларировании в отношении платы за НВОС (декларирование за текущий год необходимо завершить до 13 марта 2018 года).

Расчет платы за НВОС в 2017 году

Для правильного исчисления платы плательщику следует умножить количество загрязняющих экологию отходов (отдельно по каждому виду) за конкретный период на соответствующую ставку с использованием установленных коэффициентов (см. Постановление Правительства от 13.09.2016 N 913). Затем необходимо сложить цифровые значения по каждому виду отходов.

Государство заинтересовано в применении хозяйствующими субъектами новых экологически чистых технологий на производстве. По этой причине им разработаны и введены коэффициенты, влияющие на размер платы, значения которых варьируются от ноля до ста.

Сумма платы может быть уменьшена на сумму расходов, которые плательщик понес, реализуя на своем производстве мероприятия по минимизации вредного влияния на экологию. Такие расходы должны быть подтверждены соответствующей документацией.

Внесение платы за НВОС

Плательщики обязаны вносить плату ежегодно по месту нахождения объекта, оказывающего негативное влияние на экологию.

По общему правилу уплату рассматриваемого взноса за 2017 год необходимо произвести не позднее 1 марта 2018 года.

Для субъектов, не подпадающих под критерии малого и среднего предпринимательства, установлены обязательные квартальные авансовые платежи (не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом).

Невыполнение указанных требований законодательства повлечет негативные последствия в виде начисления пени за каждый просроченный день. Исчисление пени прекратится лишь на дату погашения соответствующего долга.

error: