Слово БИОТЕХНОЛОГ происходит от сочетания греческих слов «bios» — жизнь, «techne» — мастерство, искусство и «logos» — учение. Это в полной мере отражает деятельность биотехнолога. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика, химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Специалисты по биотехнологии искусно используют живые биологические организмы, их системы и процессы, применяя научные методы генной инженерии, с целью создания новых сортов продуктов, растений, витаминов, лекарственных средств, а также улучшения свойств существующих видов в растительной и животной среде, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям, вредителям и болезням. В медицине биотехнологи играют неоценимую роль в создании новых лекарственных препаратов для ранней диагностики и успешного лечения самых сложных болезней.
Как любая наука биотехнология постоянно развивается, достигая небывалых высот. Так, в последние десятилетия она закономерно вышла на уровень клонирования и достигла определенных успехов в этой сфере. Клонирование жизненно важных человеческих органов (печень, почки) даёт шанс на лечение, полное выздоровление и повышение качества жизни людей во всём мире.
Биотехнология как наука находится на стыке клеточной и молекулярной биологии, молекулярной генетики, биохимии и биоорганической химии.
Отличительной особенностью развития биотехнологии в 21 веке в дополнение к её бурному росту в качестве прикладной науки является то, что она проникает во все сферы жизни человека, способствуя эффективному развитию всех отраслей экономики. В конечном итоге всё это содействует экономическому и социальному росту страны. Рациональное планирование и управление достижениями биотехнологии может решить такие важные для России проблемы, как освоение пустующих территорий и занятости населения. Это станет возможным, если применять достижения науки как инструмент индустриализации для создания маленьких производств в сельских районах.
Общий прогресс человечества во многом обязан развитию биотехнологии. Но с другой стороны, справедливо считается, что если допустить неконтролируемое распространение генно-модифицированных продуктов - это может способствовать нарушению биологического баланса в природе и в конечном итоге создать угрозу здоровью человека.
Особенности профессии
Функциональные обязанности биотехнолога зависят от того, в какой отрасли промышленности он работает.
Работа в фармацевтической отрасли предполагает:
- участие в разработке состава и технологии производства лекарств или пищевых добавок;
- участие во внедрении нового технологического оборудования;
- испытание новых технологий на производстве;
- работа по совершенствованию разработанных технологий;
- участие в выборе оборудования, материалов и сырья для новой технологии;
- контроль за правильностью выполнения вспомогательных технологических операций;
- участие в разработке технико-экономических показателей (ТЭП) по лекарственным средствам;
- пересмотр их по причине замены отдельных составляющих или изменения технологии;
- своевременное ведение необходимой документации и отчетности.
Работа в научно-исследовательской сфере заключается в исследованиях, методических разработках и открытиях в области генной и клеточной инженерии.
Работа биотехнолога в такой важной сфере как охрана окружающей среды предполагает такие обязанности:
- биологическая очистка сточных вод и загрязнённых территорий;
- утилизация бытовых и промышленных отходов.
Работа в образовательных учреждениях предполагает преподавание биологических и сопутствующих дисциплин.
В любой области работа биотехнолога является творческой, научно-исследовательской и, безусловно, интересной и необходимой обществу.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Специалисты по биотехнологии чрезвычайно востребованы в настоящее время, а в дальнейшем будут востребованы ещё больше, так как биотехнология — профессия будущего и ей предстоит бурное развитие. В перспективе профессия биотехнолога будет востребована и в других отраслях человеческой деятельности, которые даже ещё не существуют или только находятся в стадии становления.
К плюсам можно отнести престиж профессии и её многозначность, то есть возможность трудоустройства на смежные профессии в самые различные организации (см. места работы) на позиции генетического биоинженера, инженера биопроцессов, биотехнолога липидов, биотехнолога белка, биотехнолога фармацевтики, биоинженера клетки и ткани.
Биотехнологи тесно сотрудничают с зарубежными научно-исследовательскими институтами. Российские ученые пользуются высоким спросом, поэтому можно сделать хорошую карьеру за рубежом.
Минусы
Не всегда оправданное отрицательное отношение общественности и части научного мира к продуктам генной инженерии.
Место работы
- фармацевтические компании;
- парфюмерные производства;
- фирмы и компании по производству продуктов питания;
- предприятия аграрно-промышленного комплекса;
- научно-исследовательские институты и лаборатории;
- биотехнологические предприятия;
- компании в сфере космонавтики и робототехники.
Важные качества
- аналитический ум;
- широкая эрудиция;
- любознательность;
- нестандартное мышление;
- наблюдательность;
- терпение;
- ответственность;
- чувство долга;
- целеустремленность.
Обучение на Биотехнолога
На этом курсе можно получить профессию микробиолога за 3 месяца и 15 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.
Оплата труда
Зарплата на 16.09.2019
Россия 23000—88200 ₽
Москва 35000—200000 ₽
Ступеньки карьеры и перспективы
Биотехнологи могут работать на позициях биохимика, биолога, вирусолога, микробиолога. Начинающие специалисты, как правило, устраиваются лаборантами химического анализа в фармацевтических компаниях или на предприятиях пищевой промышленности. На заводах по производству лекарств и пищевых добавок можно работать контролером производства. Карьеру можно сделать по вертикали, повышая профессиональный уровень и, соответственно, разрядность должности, вплоть до руководителя производства. Работая в НИИ, при стремлении к научным открытиям, можно сделать карьеру в научном мире.
Знаменитые биотехнологи
Ю.А.Овчинников - один из самых известных ученых в биотехнологии, ведущий ученый в сфере мембранной биологии. Автор множества научных работ (более 500), в том числе «Биоорганическая химия», «Мембрано-активные комплексоны». Его именем названо Общества биотехнологов России им. Ю.А.Овчинникова.
Новости трансгенной инженерии. Учёные скрестили попугая и сахарный тростник. Теперь сахар сам говорит, сколько его класть в чай.
История возникновения биотехнологии как науки:
В самые давние времена люди, сами того не осознавая, применяли биотехнологии в выпечке хлеба, в производстве вина и кисломолочных продуктов.
Научную основу под все подобные процессы подвел Л.Пастер в XIX веке, доказав, что процесс брожения обусловлен микроорганизмами. Но в современном виде биотехнология как наука возникла не сразу, а пройдя несколько этапов:
- В 40-50-е годы ХХ века в результате биосинтеза пенициллина была создана микробиологическая промышленность.
- В 60-70-е годы произошло развитие клеточной инженерии.
- В 1972 году создание первой гибридной молекулы ДНК «in vitro» в США повлекло за собой возникновение генетической инженерии. После этого стало возможным преднамеренное изменение генетической структуры живых организмов. В 70-е годы возник и сам термин «биотехнология».
Поэтапность появления биотехнологии обусловило её неразрывную связь с клеточной и молекулярной биологией, биохимией, молекулярной генетикой и биоорганической химией.
Вы - ИТ-родитель и ваше чадо недавно сдало ЕГЭ? Спорим, я угадаю про вас две вещи:
1.
скорее всего, одним из предметов ЕГЭ была профильная математика,
2.
сейчас вы вместе с отпрыском находитесь в раздумьях, куда отнести аттестат - хотите максимально попасть в яблочко с перспективными ВУЗом и специальностью.
Если я угадала, прочитайте мою статью – она как раз для родителей, которым актуально понять, какие инженерные профессии будут пользоваться спросом в 2020.
Спрогнозировать будущее выпускника ВУЗа не так-то просто. Какие-то профессии будут отмирать под влиянием повсеместной автоматизации или невостребованности рынком, по каким-то будет переизбыток предложений и высокая конкуренция. Возьмем для примера популярную специальность - экономика. Многие из абитуриентов, сдав профильную математику, собираются пойти учиться на бухгалтеров или других финансовых специалистов. И хотя сейчас спрос на них высок, что будет в 2020, когда студент отучится и будет искать работу, спрогнозировать сложно. Все зависит от состояния нашей многострадальной экономики.
5. Наземный транспорт
Перспективность самой отрасли не вызывает никаких сомнений – пока человечество не научилось перемещаться по воздуху или телепортироваться в нужную точку пространства, оно будет развивать наземный транспорт.Существуют две основные задачи, для решения которых будут требоваться специалисты инженерного направления:
- Модернизация транспортной инфраструктуры. Количество машин растет вместе с благосостоянием населения и снижением банковских ставок по кредитам. Увеличение числа машин при той же пропускной способности дорог приводит к пробкам. Чтобы транспортные артерии могли нормально функционировать, город будет их модернизировать путем расширения, добавления новых уровней и т.п.
- Создание новых транспортных систем с применением интеллектуальных технологий (например, высокоскоростных железных дорог).
Соответственно, будет расти потребность в проектировщиках, специалистах по безопасности транспортной сети, техниках, обслуживающих системы управления дорожным движением.
Инженерные специальности в сфере наземного транспорта:
- 08.05.02 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
- 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов
- 23.03.01 Технология транспортных процессов
- 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы
- 23.05.03 Подвижной состав железных дорог
- 23.05.04 Эксплуатация железных дорог
- 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов
- Московский государственный университет путей сообщения
- Московский государственный технологический университет (МгТУ «Станкин»)
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения
- Московский автомобильно-дорожный институт
- Московский государственный институт электроники и математики
- Сибирский федеральный университет
- Ижевский государственный технический университет им. М.Т.Калашникова (ИжгТУ)
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
6. Энергетическая отрасль
Согласно исследованию Международного центра робототехники компании Cognitive Technologies в список 10 самых востребованных профессий в 2020 году попадает профессия «Специалист в сфере альтернативной энергетики».Что такое альтернативная энергетика – это микро-ветрогенераторы, солнечные батареи, биоэнергия (улавливаемая с поверхности тела) и т.д. Люди начнут генерировать энергию частным образом. Компаниям, производящим устройства для локальной энергогенерации, будут нужны специалисты, владеющие технологиями производства, передачи и хранения энергии.
С результатами исследования согласна и эксперт job.ru Оксана Елагина: «Одна из важнейших профессий будущего – специалист в сфере альтернативной энергетики », – считает она.
Базовые знания могут предоставить все инженерные специальности, связанные с энергетикой:
- 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника
- 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
- 13.03.03 Энергетическое машиностроение
- 14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика
- 14.05.01 Ядерные реакторы и материалы
- 16.03.02 Высокотехнологические плазменные и энергетические установки
- 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
- Московский энергетический институт
- Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана
- Московский физико-технический институт (МФТИ)
- Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
- Казанский государственный энергетический университет
- Ивановский государственный энергетический университет
Вопросы и пожелания по статье пишите в комментариях, обязательно прочитаю и по возможности отвечу всем.
Теги:
- job
- career
- абитуриент
- поступление
- Электротехника и электроника;
- Электродинамика;
- Метрология, стандартизация и технические измерения;
- Узлы и элементы биотехнических систем;
- Управление в биотехнических системах;
- Биохимия и основы биологии;
- Специальные вопросы биофизики;
- Биофизические основы живых систем;
- Конструкционные и биоматериалы;
- Распространение и возбуждение радиоволн в биообъектах;
- Технические методы диагностических исследований и лечебных воздействий;
- Медицинские приборы;
- Средства съема диагностической информации и проведения лечебных воздействий;
- Вопросы применения излучений различной природы для медицинской диагностики;
- Биотехнические системы медицинского назначения.
- Математическое моделирование биологических процессов и систем;
- Методы математической обработки медико-биологических данных;
- Медицинские приборы и системы;
- Биотехнические приборы и системы;
- Современные проблемы биомедицинской и экологической инженерии;
- Системы обработки и отображения медико-биологической информации;
- Акустические приборы в медицине;
- Жизненный цикл медицинских изделий;
- Локационные методы исследования объектов и сред;
- Регистрация теплового излучения биообъектов;
- Лазерные и оптические медицинские приборы;
- Микроволны в медицине;
- Основы компьютерной томографии;
- Конструирование и технология электронных средств;
- Автоматизированные системы функциональной диагностики;
- Основы маркетинга и менеджмента на предприятиях медико-технического профиля.
- Первого Московского Медицинского Университета им. И.М. Сеченова;
- Института Биологии Развития им. Н.К. Кольцова РАН;
- ВНИИИ Медицинской техники (ФГБУ "ВНИИИМТ") Росздравнадзора;
- ООО "Фирма РЭС".
- Электродинамика и распространение радиоволн;
- Цифровые устройства и программируемые логические интегральные схемы;
- Конструирование и технологии производства радиоэлектронных средств;
- Цифровая и микропроцессорная техника;
- Сетевые информационные технологии;
- Маркетинг и менеджмент разработок новой техники;
- Современные методы радиоизмерений;
- Блочная архитектура современной измерительной аппаратуры и программные средства постановки и проведения эксперимента;
- Телевидение и видеотехника;
- Дискретизация, квантование и основы цифровой фильтрации сигналов;
- Основы теории радиолокационных систем и комплексов;
- Автоматизация конструирования радиоэлектронных средств;
- Компьютерное моделирование антенн.
- АО ГСКБ “Алмаз-Антей”: разработка радиолокационных средств для систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства;
- ОАО “Российские космические системы”: системы управления космических аппаратов, радиотелеметрии и контроля запусков средств выведения; бортовая аппаратура космических аппаратов для исследований дальнего космоса;
- ОАО РКК "Энергия": создание автоматических космических и ракетных систем;
- РНИИ КП: разработка бортовой аппаратуры и интеллектуальных систем для МКС и проектов национальной космической программы;
- НИИ "Геодезия": исследования и натурные испытания современных видов высокоточного вооружения и боеприпасов;
- ОАО “НИИП”: исследование радиационной стойкости элементной базы радиоэлектронных приборов;
- Роскосмос: формирование и поддержание необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества;
- ФГБУ "ВНИИРТ"; ФГУП ГМЗ "Салют"; "МНИИ "Агат"; ООО НТЦ "Юрион" и многие др.
Кафедра Основ радиотехники является одной из старейших кафедр Национального исследовательского университета "МЭИ" (в составе МЭИ – с 1930 года) и до 1938 года была единственной кафедрой нашего вуза, на которой велась подготовка радиоинженеров. С 1998 года кафедра совместно с другими кафедрами Радиотехнического факультета МЭИ начала обучение студентов по специальности "Биомедицинские и биотехнические аппараты и системы". С переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования кафедра вместе с другими кафедрами Радиотехнического факультета МЭИ ведет подготовку бакалавров и магистров по направлениям "Радиотехника", "Биотехнические системы и технологии" и специальности "Радиоэлектронные системы и комплексы".
Бакалавры направления "Биотехнические системы и технологии" ориентированы на разработку и обслуживание разнообразной диагностической и терапевтической медицинской радиоэлектронной аппаратуры – от простейших измерителей ритма сердца и артериального давления до компьютерных томографов. Особенностью подготовки специалистов является ориентация на использование методов и схемотехнических решений радиоэлектроники для разработки разнообразной биомедицинской аппаратуры.
Студенты, обучающиеся по данному направлению, изучают биологию, физиологию, биофизику, закономерности взаимодействия электромагнитных и акустических полей с живыми организмами, методы и технику медико-биологических исследований и лечебных воздействий, ультразвуковые и оптические медицинские приборы.
Вместе с перечисленными дисциплинами они получают прекрасную подготовку во всех областях радиоэлектроники, включая цифровую и аналоговую схемотехнику, формирование и обработку сигналов, микроэлектронику, СВЧ и КВЧ электронику, конструирование радиоэлектронной аппаратуры. Особое внимание уделяется изучению информатики и вычислительной техники, пакетов прикладных программ для проведения расчетов, проектирования и моделирования.
Магистры направления "Биотехнические системы и технологии" ориентированы на научные исследования по разработке разнообразной диагностической и терапевтической радиоэлектронной медицинской аппаратуры – от простейших измерителей ритма сердца и артериального давления до компьютерных томографов, а также на создание новых эффективных алгоритмов обработки биомедицинских сигналов с целью извлечения диагностической информации. Особенностью подготовки специалистов является ориентация на использование методов и схемотехнических решений радиоэлектроники для разработки разнообразной биомедицинской аппаратуры.
Студенты изучают методы математической обработки медико-биологических данных, методы моделирования и проектирования биотехнических систем медицинского назначения. Вместе с этим они расширяют свои знания в таких областях радиоэлектроники как цифровая и микропроцессорная техника, прием и обработка сигналов, физика СВЧ и КВЧ излучения, основы радиолокации, конструирование радиоэлектронной аппаратуры. На протяжении всего времени обучения магистранты ведут научно-исследовательскую работу, участвуют в научно-технических конференциях и семинарах. В течение всего второго года обучения в магистратуре студенты проходят длительную производственную практику на профильных предприятиях.
Особое внимание в процессе обучения уделяется приобретению навыков компьютерного моделирования и программирования, а также совершенствованию переводов технической литературы с иностранных языков.
Студентам предлагаются курсы профильной подготовки, в том числе:
В обучении студентов принимают участие ведущие преподаватели и сотрудники:
В МЭИ создана и ведет работу по практической подготовке специалистов базовая кафедра "Эффективность и безопасность медицинских изделий" от ВНИИИМТ.
По окончании бакалавриата и магистратуры выпускники кафедры трудоустраиваются в отраслевые научно-исследовательские институты (разработка, регистрация, сертификация медицинской техники); фирмы, разрабатывающие биомедицинские приборы; исследовательские медицинские центры; фирмы – поставщики медицинского оборудования (сервисное обслуживание, менеджмент, маркетинг). Основные работодатели: ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравназдора, ОАО НИИ Космического приборостроения (отдел медицинской техники), МТО "Стормовъ", ООО "Сименс", GENERAL ELECTRIC, ООО "Филипс", ООО "Дрегер", ООО Сисменс РУС, Компания BTL, ООО "Интермедика сервис" и другие отечественные и зарубежные компании.
Бакалавры и магистры направления "Радиотехника", выпускники специальности "радиоэлектронные системы и комплексы" ориентированы на исследования, разработку и обслуживание разнообразной радиоэлектронной аппаратуры – от бытовых радиоэлектронных приборов до сложнейших систем наземной и космической связи.
Студенты, обучающиеся по данному направлению, получают прекрасную подготовку во всех областях радиотехники, включая изучение электродинамики и распространения радиоволн в различных средах, антенн и устройств СВЧ, современной элементной базы радиотехники (интегральных микросхем, программируемых логических интегральных схем, микроконтроллеров и сигнальных процессоров), аналоговой схемотехники, цифровой обработки сигналов, устройств формирования, передачи, приема и обработки сигналов, микроэлектроники, проектирования и конструирования радиоэлектронных средств и систем. Особое внимание уделяется изучению информатики и вычислительной техники, пакетов прикладных программ схемотехнического и системотехнического моделирования.
Широкий профиль подготовки позволяет нашим выпускникам работать в различных сферах науки и техники (телевидение и радиовещание, спутниковая и сотовая связь, IT-технологии, космическое приборостроение, радиолокация и спутниковая навигация), заниматься разработкой и обслуживанием сложной радиотехнической аппаратуры и радиотехнических систем.
Область профессиональной деятельности выпускников включает исследования и разработки, направленные на создание и обеспечение функционирования устройств и систем, основанных на использовании электромагнитных колебаний и волн и предназначенных для передачи, приема и обработки информации, получения информации об окружающей среде, природных и технических объектах, а также для воздействия на природные или технические объекты с целью изменения их свойств.
Студентам предлагаются курсы профильной подготовки, в том числе:
Обучающиеся по данному направлению студенты проходят производственную практику и трудоустраиваются на предприятия аэрокосмического и оборонного комплекса. Среди них можно назвать следующие:
В последние годы на кафедре активно развивается ряд научных направлений, связанных с созданием устройств биомедицинской электроники, датчиков на поверхностных акустических волнах, новых диэлектрических структур, а также с развитием методов обработки сигналов в медицинской диагностике, ультразвуковой дефектоскопии и лазерных измерительных системах. Студентов, которые придут на кафедру для выполнения курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, ждет интересная и увлекательная работа!
ЖДЕМ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ АБИТУРИЕНТЫ!
Подробности Создано 05.07.2018 16:08 Опубликовано 05.07.2018 16:09
В СПбГУТ предоставлен широчайший спектр перспективных, востребованных и высокооплачиваемых специальностей – технических, экономических, гуманитарных. Однако выбирать мы рекомендуем тот профиль, который вам интересен больше всего и в котором вы сможете освоить предлагаемую программу высшего образования. Только в этом случае можно стать настоящим специалистом.
Итак, что подходит именно вам? Не останавливайтесь сразу на одном варианте, а мы постараемся коротко рассказать о тех специальностях, которые предлагают факультеты нашего университета.
Сегодня мы расскажем подробнее о направлении «Биотехнические системы и технологии».
Кому подходит
Направление находится на стыке двух разных сфер – техники и биологии. С одной стороны, изучаются инженерно-технические дисциплины: информационные технологии, инженерная и компьютерная графика, метрология, стандартизация и технические измерения, электротехника и электроника, с другой – естественно-научные: химия, биология, экология, биофизические основы живых систем.
Чему учат
«Биотехнические системы и технологии» – это направление, на котором готовят биоинженеров и биоинформатиков для медицины, экологии, здравоохранения и научных исследований. В основе подготовки будущих специалистов по биотехническим системам сосредоточены знания и опыт использования технических средств, фундаментальных естественнонаучных законов конструирования новых технологий диагностики и терапии. Наличие широко перечня естественнонаучных дисциплин и дисциплин технического профиля создает портрет современного специалиста, который хорошо владеет информационными компьютерными технологиями и медицинскими знаниями, столь необходимыми при проведении диагностических и лечебных процедур.
Что умеет
После окончания обучения специалист данного профиля обладает такими умениями, как внедрение результатов испытаний и проектирования в производственный процесс биомеханических систем и технологий, создание математических моделей процессов и объектов с выполнением вычислительных экспериментов, участие в проектах по телемедицине, участие в диагностических и терапевтических процедурах, проводимых в современных клинических и научно-исследовательских учреждениях.
Выпускники этого направления могут принимать участие в разработке, внедрении и эксплуатации различных биотехнических приборов, в том числе медицинских. Создают инструментальные средства диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний человека. Проводят эксперименты и испытания в условиях диагностических и лечебных медицинских центров, больниц, амбулаторий и поликлиник. Выступают в качестве привлеченных специалистов по ремонту медицинских и диагностических систем.
Кем может работать
Эти специалисты относятся к разряду редких. Требуются как в НИИ и на предприятия, так и в амбулатории, лаборатории и больницы: современная медицинская техника нуждается в квалифицированном обслуживании и регулярных профилактических мероприятиях.
Будущие профессии – инженер автоматики и контрольных измерительных приборов, медицинский физик, инженер в области медицинской техники.
Средняя зарплата по Санкт-Петербургу – 47500 руб.
- 12.03.01 Приборостроение
- 12.03.02 Оптотехника
- 12.03.03 Фотоника и оптоинформатика
- 12.03.04 Биотехнические системы и технологии
- 12.03.05 Лазерная техника и лазерные технологии
Будущее отрасли
В последние годы происходит революция в материаловедении, связанная с распространением новых материалов – композитов или сложных неоднородных материалов, состоящих из армирующего компонента и матрицы, обладающих, по сравнению с традиционными материалами (такими как дерево, металл и камень) повышенной прочностью, легкостью, пластичностью. Кроме ставших уже привычными пластиковых и металлизированных композитов, широко распространяются композиты на стеклянной основе. Благодаря использованию композитных материалов качество изделий в аэрокосмической промышленности, машиностроении, строительстве и т. д. значительно повышается, а возможности их применения расширяются. В будущем также будет происходить встраивание в композитные конструкции «умных компонентов» (чипов и контроллеров), что позволит пользователям управлять свойствами помещений и техники. Это приведет к появлению «активных сред» – рабочих, жилых и учебных пространств, управляемых интеллектуальными системами и/или пользователем, в зависимости от необходимых задач или настроения (например, меняющие цвет стены, покрытие пола и т. д.).
Другим важнейшим изобретением является 3D-печать – возможность печатать с помощью специальных составов любые объекты: будь то компьютерная плата, музыкальный инструмент, оружие или медицинский протез. Открытия в этой отрасли позволяют улучшить свойства и пределы устойчивости материалов, механизмов и конструкций.
В связи с необходимостью выполнения Федеральной Программы развития медицинской промышленности требуется оснащение всех медицинских учреждений новейшей техникой, растет число фирм, разрабатывающих необходимое оборудование и число медицинских центров, где это оборудование необходимо установить. В будущем медицина и инженерия будут настолько дополнять друг друга, что появятся новые био-технические профессии, будут найдены ответы в вопросах культивирования клеток и тканей человека, микробиологические технологии разовьются, так что инженеры медицинского и биологического направления будут остро востребованы.
Оптоволоконная техника и другие нанотехнологии развиваются быстро и будет очень востребована в ближайшем будущем.
По оценкам экспертов РОСНАНО к 2015 году потребность в специалистах-нанотехнологах в России составит около 1 миллиона человек.