Образовательные технологии в интеллектуальном развитии. Технологии интеллектуального развития личности что такое интеллект. Награды и грамоты ОТИ

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.

Интеллект - это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: 1. способности познавать; 2. обучаться; 3. мыслить логически, систематизировать информацию 4. находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят: объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике; многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации; сознание; память.

Вербальный интеллект Включает в себя чтение, письмо, устную речь и общение. Он развивается с помощью изучения нового языка, чтения интересных книг, бесед, общения, дискуссий в интернете и т. д.

Логический интеллект Включает в себя вычислительные навыки, сферу рассуждений, умение решать различные проблемы с помощью логики и т. д. Для его развития необходимо решать ситуационные задачи, логические загадки и головоломки. Как стандартные, так и нестандартные.

Пространственный интеллект Включает в себя визуальное восприятие окружающей среды, способность создавать зрительные образы и манипулировать ими. Развивается через рисунок, живопись, скульптуру, тренировку навыков наблюдения, решение лабиринтов и другие пространственные задачи и упражнения, использующие воображение.

Физический интеллект Включает в себя координацию движений, ловкость, крупную и мелкую моторику, выражение себя через физическую активность и т. д. Развивается с помощью йоги, танцев, занятий спортом, активных игр, боевых искусств и различных физических упражнений.

Музыкальный интеллект Включает в себя понимание музыки и выражение себя с ее помощью, а также ритмику, танец, сочинительство, исполнительство и т. д. Можно развить, слушая разнообразную музыку, обучаясь игре на музыкальных инструментах, занимаясь пением или танцами.

Социальный интеллект Включает в себя способность правильно понимать поведение людей, умение быстро адаптироваться в обществе и навыки построения отношений. Мы можем развивать его на основе совместных игр, групповых проектов и обсуждения, а также драматической деятельности или ролевых игр.

Эмоциональный интеллект Включает в себя понимание эмоций и мыслей, а также способность их контролировать. Чтобы развить его, необходимо учиться распознавать, анализировать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, желания, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, привычки, стиль общения, предпочтения и т. д.

Духовный интеллект Включает в себя стремление к самосовершенствованию, способность мотивировать себя, ставить перед собой цели и искать смысл жизни. Развивается путем размышлений, медитации или молитвы.

Творческий интеллект Включает в себя создание чего-то нового, оригинальность, способность генерировать идеи. Для его развития подойдет любая творческая деятельность: участие в любительских спектаклях, рисование, танец, пение, кулинария, садоводство и т. д.

Существует масса видов деятельности, которые помогают развивать несколько типов интеллекта одновременно. Например, танец развивает социальный, музыкальный, пространственный и физический интеллект, а изучение языков – вербальный, социальный и творческий интеллект. Постоянно работая над собой, вы сможете:

четко и ясно излагать свои мысли; грамотно составлять тексты; легко и уверенно вести дискуссии; иметь отличную память; замечать то, чего не замечают другие; находить решения для проблем, в какой бы сфере вы с ними не столкнулись; легко распознавать обман и попытки манипулировать вами;

опережать конкурентов; безошибочно отличать блестящие идеи от бесперспективных; быстро обучаться новым навыкам; добиваться хороших результатов, прилагая минимум усилия; чувствовать других людей; контролировать ваши эмоции и многое другое.

«Инновационная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста»

Дайте ребенку что-нибудь в руки,

Чтобы он начал думать.

/народная мудрость/

Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, разработок.

Игрово́е обуче́ние - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

История возникновения

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения, разыгрывание «боев». В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV-XVII веках (1987) призывал все «школы - каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Игровое обучение:

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

· свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая педагогом, но без его диктата и осуществляемая по желанию ребенка, с удовольствием от самого процесса деятельности.

· творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

· эмоционально напряженная, приподнятая

· деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности , она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игровое развивающее обучение по технологии – это один из возможных путей развития детского интеллекта.

Особенности технологии:

Игровая основа

Открытость (предлагаемые игры можно сочетать с другими играми, известными сказками)

Вариативность (игры можно подбирать в соответствии с образовательными целями, корректировать степень сложности, дополнять игровыми заданиями)

Целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка .

Творческое развитие ребенка

«Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения дошкольника в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группы игровыми пособиями.

В условиях детского сада все игры концентрируются в одном месте - игровой комнате «Фиолетовый лес».Одним из вариантов оформления игровой в нашем детском саду создан объемный фиолетовый лес, населенный персонажами из сказок технологии.

Фиолетовый лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творческого потенциала педагогов.

Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В таком виде деятельности тренируются умения, совершенствуется моторика рук и интеллект, и самое главное, появляется ничем неограниченная возможность придумывать и творить.

Задачами технологии является:

1. развитие ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. развитие наблюдательности, исследовательского подхода.

3. развитие воображения, креативности мышления

4. гармоничное, сбалансирование развитие у детей эмоционально - образного и логического начал

5. формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.

Оригинальность и самобытность игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и незаметно втягивают ребенка в процесс «думанья» над задачей.

Что касается планирования педагогической деятельности, то оно строится с учетом психологических особенностей ребенка и типа ведущей деятельности. Использование игр в системе постепенного и постоянного усложнения (по спирали). Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка. Поэтапное использование игр определяется возрастными изменениями ребенка. На первом этапе задания включают в себя обследовательские действия: знакомство с цветом, формой, усвоение некоторых понятий. На втором этапе понятия, символы запоминаются с помощью образа. Следующий этап - знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, уменьшение, сложение, трансформация), планирование своих действий.

Весь педагогический процесс идет от самого ребенка, но при этом педагог не отменяет все задачи, которые он ставил перед ним. Ориентируясь на ребенка он через разные игровые ситуации выводит ребенка на те или иные решения, тем самым развивая интеллектуально-творческое мышление.

Уход от привычных нам занятий дает высокий результат в развитии интеллектуальном развитии ребенка, но что и не мало важно ребенок раскрывает весь свой творческий потенциал, раскрепощается (свободная форма проведения игровой деятельности).

Инновационная игровая деятельность предполагает и внедрение родителей в игровой процесс: проведение совместных игровых форм обучения, семинары-практикумы, открытые занятия, викторины и так далее.

Завершить консультацию хочется стихами:

Мы не просто в лес вошли-

Мы открыли в сказку двери.

В Фиолетовом лесу

Ждут нас сказочные звери,

В каждой области лесной

Есть свой сказочный герой.

Он игру предложит детям,

Просто сказка игры эти!

Нет крючков и нет магнитов,

Даже гвоздики не вбиты,

И картинки на экране

Возникают будто сами.

Задача очень непростая-

Обучить детей, играя

Эти игры без сомненья,

Развивают логику,

Терпение, моторику.

Семинар-практикум с родителями

Список используемой литературы, других информационных материалов:

1. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. , . М.: ТЦ Сфера,2007. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. . М.: ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Методический материал «Центра развивающих игр и методик»

Консультация

« Инновационная игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

Приоритетное направление работы Ломоносовского холдинга - развитие интеллектуальных способностей учеников с помощью уникальной авторской разработки - Образовательной технологии «ИнтеллекТ»(ОТИ) – научной системы педагогических методов повышения эффективности учебной деятельности за счет:

  • увеличения интереса к учебе;
  • снижения утомляемости;
  • развития интеллектуальных способностей школьников.

ОТИ была разработана задолго до внедрения в России образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), приоритетом которых стало интеллектуальное развитие учащихся, и предвосхитила необходимость именно такого подхода к образовательному процессу. Учителям интересно и легко применять «ИнтеллекТ» на уроках, ведь технология помогает добиваться значительных результатов с небольшими временными затратами.

Технология признана здоровьесберегающей – по оценке НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков. При этом она позволяет школьникам усваивать на 25% больше информации.

Что такое «ИнтеллекТ»? Это система упражнений, развивающих память, внимание, мышление, воображение и формирующих предметные понятия (тезаурус) на основе различных учебных предметов 1-8 классов: русского и иностранного языков, математики, естествознания, истории, географии, физики, химии.

Над внедрением ОТИ работает научно-методическая лаборатория Ломоносовской школы. Педагогами и технологами разработано и издано более 300 пособий с развивающими заданиями.

25-летний опыт Ломоносовской школы доказал, что ее ученики легче изучают школьные предметы, демонстрируют более качественные знания и навыки, успешнее сдают ЕГЭ и становятся студентами лучших вузов страны и мира.

«ИнтеллекТ» используется в школах России, Латвии, Украины, Белоруссии, Азербайджана. Наиболее эффективно ОТИ действует там, где она внедрена целостно и применяется на уроках всех базовых предметов.

Учителя ведут диагностическую карту, в которой отражена динамика роста каждого интеллектуального качества учащегося. По ней можно судить об успешности интеллектуального развития ребенка по конкретной учебной дисциплине и планировать индивидуально ориентированное обучение.

На основе ОТИ Ломоносовская школа создала и проводит Международную олимпиаду «ИнтеллекТ», концепция которой – дать возможность показать свой интеллектуальный уровень и почувствовать себя успешными не только отличникам, но и ребятам, которые учатся не так блестяще, но при этом имеют потенциал для развития.

Награды и грамоты ОТИ:

  • Международная премия «Профессия - жизнь» в номинации «Здоровьесберегающие технологии».
  • Грамота Администрации Президента РФ.
  • Почетная грамота Совета Федерации РФ.
  • Грамота Министерства образования РФ.
  • Грамота Департамента образования Москвы.
  • Автору Образовательной технологии «ИнтеллекТ» М.А. Зиганову вручены именные часы от Президента РФ В.В. Путина.

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений – обработки первичной информации; декомпозиции проблемной ситуации, что позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситуацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться строить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также генерировать недостающие знания.

Использование информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации информационных технологий.

Под интеллектуальными информационными технологиями (ИИТ) обычно понимают такие информационные технологии, в которых предусмотрены следующие возможности:

Наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, при решении творческих задач в определенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т.п.);

Наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логических выводов, аргументации и рассуждения, распознавания и классификации ситуаций, обобщения и понимания и т.п.;

Способность формировать вполне четкие решения на основе нечетких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных;

Способность объяснять выводы и решения, т.е. наличие механизма объяснений;

Способность к обучению, переобучению и, следовательно, к развитию.

Технологии неформализованного поиска скрытых закономерностей в данных и информации Knowledge Discovery (CD)) базируются на новейших технологиях формирования и структурирования информационных образов объектов, что ближе всего лежит к принципам обработки информации интеллектуальными системами.

Информационные технологии поддержки процесса принятия решений Decision Support (DS) представляют собой оболочки экспертных систем или специализированные экспертные системы, которые предоставляют возможность аналитикам определять отношения и взаимосвязи между информационными структурами в базах структурированной информации предприятия, а также прогнозировать возможные результаты принятия решений.

Тенденции развития ИИТ . Системы связи и коммуникаций. Глобальные информационные сети и ИИТ могут в корне поменять наши представления о компаниях и самом умственном труде. Присутствие сотрудников на рабочем месте станет практически не нужным. Люди могут работать дома и взаимодействовать друг с другом при необходимости через сети. Известен, например, успешный опыт создания модификации самолета «Боинг-747» распределенным коллективом специалистов, взаимодействующих по Интернет; Местонахождение участников каких-либо разработок будет играть все меньшую роль, зато возрастает значение уровня квалификации участников. Другая причина, определившая бурное развитие ИИТ, связана с усложнением систем коммуникации и решаемых на их основе задач. Потребовался качественно новый уровень «интеллектуализации» таких программных продуктов, как системы анализа разнородных и нестрогих данных, обеспечения информационной безопасности, выработки решений в распределенных системах и т.п.

Образование. Уже сегодня дистанционное обучение начинает играть важную роль в образовании, а внедрение ИИТ позволит существенно индивидуализировать этот процесс сообразно с потребностями и способностями каждого обучаемого.

Быт. Информатизация быта уже началась, но с развитием ИИТ появятся принципиально новые возможности. Постепенно компьютеру будут передаваться все новые функции: контроль над состоянием здоровья пользователя, управление бытовыми приборами, такими как увлажнители, освежители воздуха, обогреватели, ионизаторы, музыкальные центры, средства медицинской диагностики и т.п. Другими словами, системы станут еще и диагностами состояния человека и его жилища. Будет обеспечено комфортное информационное пространство в помещениях, где информационная среда станет частью окружающей человека среды.

Перспективы развития ИИТ . Представляется, что в настоящее время ИИТ подошли к принципиально новому этапу своего развития. Так, за последние 10 лет существенно расширились возможности ИИТ за счет разработки новых типов логических моделей, появления новых теорий и представлений. Узловыми точками в развитии ИИТ считаются:

Переход от логического вывода к моделям аргументации и рассуждения;

Поиск релевантных знаний и порождение объяснений;

Понимание и синтез текстов;

Когнитивная графика, т.е. графическое и образное представление знаний;

Мультиагентные системы;

Интеллектуальные сетевые модели;

Вычисления, основанные на нечеткой логике, нейронных сетях, генетических алгоритмах, вероятностных вычислениях (реализуемых в различных комбинациях друг с другом и с экспертными системами);

Проблема метазнаний.

Новой парадигмой создания перспективных ИИТ стали мультиагентные системы. Здесь предполагается, что агент – это самостоятельная интеллектуальная система, имеющая свою систему целеполагания и мотивации, свою область действий и ответственности. Взаимодействие между агентами обеспечивается системой более высокого уровня – метаинтеллектом. В мультиагентных системах моделируется виртуальное сообщество интеллектуальных агентов – объектов, которые автономны, активны, вступают в различные социальные отношения кооперации и сотрудничества (дружбы), конкуренции, соревнования, вражды и т.п. Социальный аспект решения современных задач и есть фундаментальная особенность концептуальной новизны передовых интеллектуальных технологий – виртуальных организаций, виртуального общества.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии. Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детский сад №12 «Росинка»

Семинар-практикум

«Игры нового поколения

В интеллектуальном развитии дошкольника»

Подготовила и провела:

Казанцевой М.А.

ноябрь, 2016

Семинар-практикум

воспитателя Казанцевой М.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Тема: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

Цель семинара:

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии

Применение игровых развивающих технологий (палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса) в учебно- образовательном процессе в группах дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;

Обучение педагогов методам применения развивающих игр (ИКТ, лист Мёбиуса).

План

1. Вступительное слово «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».

2. Презентация «Инновационные технологии: палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса развития интеллекта дошкольников».

3. Практическая часть: ИКТ, лист Мёбиуса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема нашей встречи: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».

Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.

П. Я. Гальперин

Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном - в увлекательной игровой форме.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Игра имеет особое значение в жизни ребенка.Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни.В игровой деятельности всегда присутствует воображение,а игра и воображение взаимосвязаны.

И сегодня мы уделим внимание развивающей игре " Удивительный лист Мёбиуса".

«Игра- это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».

В.А.Сухомлинский.

«Путешествие по развивающим играм»

Ход:

«Дерево ожидания»

Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.

Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру. Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.

Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

"Вхождение в игру"

Цель: интеллектуальная разминка.

Разминка направлена на тренировку простых мыслительных операций и на активизацию мыслительной деятельности.

Болотная трава, которой легко порезаться.(осока)

Катастрофа,случившаяся с автомобилем.(авария)

Какая ветка не качается даже при сильном порыве ветра.(железнодорожная)

Говорят,что когда она есть, ума не требуется. Что это?(сила).

Нацепив на ноги ласты,под водой плывут гимнасты.(аквалангисты)

Рыбкам маленький сачок сплел умелец- паучок.(мухам)

Без какой буквы не существует воздушное пирожное?(безе- без «е»)

Три девочки шли в школу под одним зонтом. Почему ни одна из них не промокла?(не было дождя).

Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)

Если б не было его, не сказал бы ничего.Что это? (язык)

Как называется отрезок,соединяющий точку окружности с центром?(радиус).

Теоретическая часть

Презентация

Практическая часть

1. «Каша из топора»

Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

На столе лежат следующие предметы и игрушки:

Шляпа

Кошка и мышка

Дом

Ежик и гриб

После презентаций игр обобщение.

По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов, дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику рук.

В игре ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв - он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности - рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

2. Мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса"

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Введённый федеральный государственный стандарт определённо изменил роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя . Я считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Немного истории

Лист Мёбиуса - топологический объект, односторонняя простейшая поверхность с краем. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Лента Мёбиуса была обнаружена независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858г. Лист Мёбиуса иногда называют прародителем символа бесконечности, т. к. находясь на поверхности ленты Мёбиуса, можно было бы идти по ней вечно. Сейчас мы это и попробуем.

Опыт № 1.

Возьмем полоску бумаги, перекрутим ее один раз и склеим концы. Это и будет лист Мебиуса. Легко убедиться, что у него одна сторона.

Возьмем приготовленный лист Мёбиуса и разрежем склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что получится? Конечно, если бы мы не перекрутили ленту перед склейкой, все было бы просто : из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что сейчас?

Вывод : получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее. К тому же перекручено оно не один раз, а два.

Опыт № 2.

Если разрезать ленту, отпуская от края приблизительно на треть её ширины;

Вывод : то получаются две ленты, одна- короткая лента Мебиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами.

Опыт № 3.

Разрезаем лист Мебиуса на одну четвертую от края.

Вывод : получается 2 кольца вдвое длиннее первоначальной ленты и вдвое перекрученные, сцепленные между собой.

Опыт № 4.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами посередине по линии, параллельной краю.

Вывод : получили два кольца с двумя перекрутами, сцепленные друг с другом.

Опыт № 5.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами на одну треть от края.

Вывод : получили один лист Мебиуса и два кольца с двумя перекрутами.

Опыт №6.

Возьмем полоску, перегнутую по длине один раз. Перекрутим ее на полный оборот и склеим концы, накладывая «домиком» один конец на другой. !Теперь разрежем двойной слой склеенной ленты по ее средней линии!

Вывод : получатся три кольца, сцепленные попарно.

3. «Дерево ожидания»

(рефлексия)

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

Закончить нашу встречу хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Самоанализ

семинара-практикума для педагогов

воспитателя Казанцевой М.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Тема: «Важные секреты педагогического мастерства».

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Петровский В.А., Сухомлинский В.А и др.).

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлением жестокости, дисгармоничных детско-родительских отношений.

Не все родители понимают самоценности своей семьи и особенности восприятия ее как социального и воспитательного института. Все это наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию.

Сотрудничество воспитателей и родителей, создает благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, интеллекта, приобщение к культуре общения.

Поэтому дошкольное учреждение уделяют этой проблеме большое значение, и ищут новые формы взаимодействия взрослых и детей.

Образ мира ребёнка не совпадает с нашим миром - миром взрослых.

Мир детства светлый и беззаботный. В нём дети много играют, а в игре они развиваются. Истинное воспитание ребёнок получает в семье! А детский сад для детей – это большая игрушка. Как нужно прожить день в детском саду? … Весело, интересно для себя и для других.

Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.

С целью актуализации творческого развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя был проведен семинар-практикум с педагогами.

В игре принимали участие воспитатели всех возрастных групп.

Для вовлечения педагогов в коллективную деятельность, развития умения и желания взаимодействовать друг с другом для решения педагогических ситуаций все педагоги были разделены на две команды.

Для достижения поставленной цели были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Для совершенствования педагогического мастерства педагогов, формирования у педагогов потребности: в творчестве, развития находчивости, сообразительности, логическом мышлении, педагогам были предложены задания: «Дерево ожидания», "Вхождение в игру (разминка)", презентация, «Каша из топора», мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса", опыты № 1-6, «Дерево ожидания (релаксация)».

Вывод: поставленная цель была достигнута, педагоги показали высокий уровень профессиональной подготовленности, работали сплоченно, показали умение работать в команде, аргументировано отстаивали свою точку зрения.

Были решены следующие задачи:

  • совершенствовалась профессиональная компетентность педагогов, в развитии интеллектуальной и творческой активности;
  • педагоги были вовлечены в коллективную деятельность, развивалось умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения предложенных задач.
  • были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Палочки Кьюзинера

Задачи:

  • познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  • познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  • осваивать прямой и обратный счет.
  • познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  • помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
  • научить делить целое на части и измерять объекты.
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
  • развивать логическое мышление, внимание, память.
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры Воскобовича

Цели и задачи технологии.1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Блоки Дьенеша

Задачи:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
  • Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
  • Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.


error: