Как айсберг в океане. Почему «великие льды» меняют траекторию? Айсберг - это что? Как образуются айсберги С какой скоростью движется айсберг

В декабре прошлого года фотографу Алекс Корнелл (Alex Cornell) во время своей экспедиции в Антарктиду, посчастливилось сфотографировать удивительный айсберг необычного голубого цвета. Оказалось, что айсберг перевернулся и стала видимой та часть айсберга, которая обычно находится под водой. Очень красивый цвет, я ничего подобного раньше не видела.




Видео того, как айсберги могут поворачиваться:

Просто красиво

После этих фотографий мы с Осей много говорили об айсбергах, и вот разные интересные факты, которые можно рассказать детям:

1. Как образуются айберги

Они откалываются от больших шельфовых (т.е. плавучих или опирающихся на дно) ледников.

Можно в цветной воде с пеной запустить маленький кораблик и несколько замороженных льдин. И устроить исследование - что именно плывет перед кораблем - просто гигантская льдина или настоящий айсберг?

- В пластиковых формах (например, от мороженого) можно заморозить плоские льдины, если не наливать туда много воды.
- Неровный лед получится, если заморозить воду в помятых пластиковых стаканчиках. Только сильно лучше не мять, а то они трескаются.
- Отдельно можно заморозить воду в специальных формах для льда, и потом эти ледовые кусочки легко друг к другу прилипнут и можно будет сделать разные "айсберги".

Мы проверяли, действительно ли айсберг не тонет, и на сколько он погружается в воду.

2. Виды айсбергов. Айсберги бывают столообразными, куполообразными и пирамидальными. Айсберг с ровной поверхностью легко принять за остров. И на нем удобно жить, если ты пингвин.

А еще бывают айсберги "сухой док" - середина такого айсберга лежит ниже поверхности воды.

Мы пытались делать айсберги разной формы, получается очень смешно. Лучший айсберг - изо льда в миске для салата.
Заодно мы обсуждали нижнюю часть айсберга. Ученым известны случаи, когда айсберги дрейфовали против течения. И Ося долго отгадывал, как это может быть? А все дело в том, что над поверхностью возвышается лишь третья или четвертая часть всего айсберга, остальная же погружена в воду, и ее настолько много, что она "управляется" активными подводными течениями.

3. Самый большой айсберг :
В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся самый большой известный айсберг (B-15) в истории, достигающий 295 км в длине и 37 км. Представить это очень трудно, как мне кажется.

4. Интересно, что эти ледяные гиганты могут преодолевать огромные расстояния . Например, айсберги из Арктики доплывают почти до Бермудских островов, расположенных на расстоянии 4 000 км от места их образования. А вот антарктические айсберги можно увидеть в районе бразильского города Рио-де- Жанейро. А это более 5 000 км от побережья Антарктиды!

5. Уплывающие так далеко айсберги могут быть очень опасны для судоходства . Всем известна трагическая судьба английского пассажирского лайнера «Титаник», который столкнулся 14 апреля 1912 года с огромным айсбергом, и в результате затонул. Вскоре после этого был создан Международный ледовый патруль, который следит за движением айсбергов и предупреждает суда о возможной опасности. И с начала работы ледового патруля в северной Атлантике от столкновения с айсбергами не погиб не один человек.

Очень интересно, что оказывается, существует буксир айсбергов. В океане с крупными айсбергами борется судно «Atlantic Eagle».

Его единственной задачей является сдвинуть айсберг на несколько градусов от нежелательного курса. Когда буксир приближается к айсбергу, то его команда с помощью радара получает изображение подводной части айсберга. Затем буксир обходит вокруг него, огибая льдину и разматывая сотни метров мощного троса. Сделав петлю, оба конца закрепляются на судне огромными скобами. Затем наращивая мощность судна, сдвигают айсберг с места. Все это может быть очень опасно, потому что если айсберг вдруг решит перевернуться, то он вызовет огромную волну или расколется, и это может привести к затоплению корабля.

6. Цвет айберга

Молодые айсберги белого цвета, они состоят из льда и пузырьков воздуха. Эти воздушные пузырьки образуются в леднике, от которого откалывается айсберг. Когда снег спрессовывается и превращается в ледяные крупинки, часть воздуха тоже «запрессовывается» в лед и может занимать до 15% объема айсберга. При движении ледника в нем образуются трещины. Их заполняет вода, которая, в отличие от снега, замерзает без пузырьков. Тогда в айсберге появляются голубые прожилки: это лед, свободный от воздуха.
Так появляются айсберги в полосочку.

Пишут, что вот в этом айсберге при дрейфе в трещины попала и замерзла морская вода с водорослями:

А еще встречаются «черные» айсберги: они образуются, когда ледник начинает двигатья и «снимает» с поверхности слои горной породы или грунта, которые позже в его толще образуют черный цвет. А еще черный цвет в айсбергах может быть остатком вулканической пыли, которой покрыты их материнские ледники.

Айсберги — это гигантские плавающие ледяные горы различной формы, отколовшиеся от ледников, покрывающих материки.

1. Таяние ледников. Ледники Гималаев.

Ледники — природные образования, представляющие собой скопление льда атмосферного происхождения. На поверхности нашей планеты ледники занимают более 16 млн. км 2 , то есть около 11% всей площади суши, а их общий объем достигает 30 млн. км 3 .

Более 99% всей площади ледников Земли принадлежит полярным областям. Однако ледники можно увидеть даже и близ экватора, но располагаются они на вершинах высоких гор. Например, высочайшая вершина Африки — гора Килиманджаро — увенчана ледником, который располагается не ниже 4500 м.

Область, где накапливается снег, который не успевает целиком стаять за летний период - область питания ледника. Именно здесь из снега зарождается ледник.
В области питания снег превращается в лед различными способами. Сначала происходит укрупнение кристаллов, уменьшение пространства между ними. Так образуется фирн — переходное состояние от снега ко льду. Дальнейшее уплотнение под давлением вышележащего снега приводит к образованию льда молочно-белого цвета (из-за многочисленных пузырьков воздуха).

2. В Гренландии раскололся гигантский ледник.

Ледникам свойственно течь, обнаруживая пластические свойства. При этом образуется язык ледника, один или несколько. Скорость движения ледников достигает нескольких сот метров в год, но она не остается постоянной. Так как пластичность льда зависит от температуры, летом ледник движется быстрее, чем зимой. Ледниковые языки напоминают реки: атмосферные осадки собираются в русло и текут по склонам.

Северные айсберги отделяются от Гренландского ледникового покрова. Он ежегодно выбрасывает в океан более 300 км 2 льда. По размерам северные айсберги уступают южным, антарктическим. Чаще всего северные айсберги бывают длиной в 1-2 км, но встречаются и такие, которые достигают 200 и даже 300 км в длину и более 70 км в ширину. Высота отдельных ледяных гор вместе с подводной частью может достигать 600 м.

Дальность плавания айсбергов и длительность их существования зависят не только от скорости и направления морских течений, но и от свойств самого айсберга. Очень большие и глубоко промороженные (до —60°С) антарктические айсберги существуют по многу лет, а порой и более десятилетия.

Гренландские айсберги тают быстрее — всего за 2-3 года. Они меньше, и температура их промерзания не ниже —30°С.
В зависимости от происхождения айсберги отличаются и своей формой. Гренландские айсберги — ледяные горы куполообразной формы, реже они имеют пирамидальную форму. Антарктические айсберги чаще всего имеют плоскую поверхность и вертикальные отвесные стенки.

3.

Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят из льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега — фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части.

Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.

Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет — в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава».

Ледяные гиганты не редкость - в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы.

4.

Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота — 54 метра.

В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы.
Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.

В 1773 году появилось первое сообщение в печати о черных айсбергах у берегов Антарктиды. Ученые высказали предположение, что черный цвет айсбергов вызван деятельностью вулканов на Южных Шетландских островах. Ледники на этих островах покрыты толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой.

5.

Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад».

В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает гусгые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей.

6.

Айсберги плавают примерно до 40-х широт в Северном и Южном полушариях и оказываются в районах интенсивного судоходства, для которого они создают угрозу. Опасность заключается в том, что, во-первых, льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух и способствуют образованию туманов; во-вторых, большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой.

Столкновение судов обычно происходит с невидимой частью айсберга.
Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
Особую опасность представляют старые, подтаявшие айсберги, которые при волнении моря вообще невозможно обнаружить. Именно такой айсберг стал причиной катастрофы «Титаника».

7. «Титаник»

В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные
наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах.

Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк.
Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Теперь на судах устанавливают специальные приборы, предупреждающие об айсбергах.

Принятые меры дали ощутимые результаты — катастрофы практически прекратились, но 30 января 1959 года датский грузо-пассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.

Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга ».

8.

Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах.
Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.

9.

Но айсберги могут служить и источником пресной воды, которой все более остро недостает людям. Уже разрабатывают проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы Земли. Инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому и возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных
целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.

В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн — на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой — с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.

Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений.

10. «Калипсо»

Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта — судно потеряло управление. Ветер и волны погнали "Калипсо" к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг — образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией.
Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.


Игра “Знатоки географии”.

  1. Напишите название географического объекта (острова), координаты которого равны:

  2. 20˚ю.ш. и 46˚в.д. Мадагаскар

  3. 42ю.ш. и 147˚в.д. Тасмания

  4. 70˚с.ш. и 40˚з.д. Гренландия

  5. 35˚с.ш. и 136˚в.д. Японские острова
2. Напишите названия гор , одна из точек которых имеет координаты:

15˚ю.ш. и 70˚з.д. Анды

40˚с.ш. и 110˚з.д. Кордильеры

43˚с.ш. и 80˚в.д. Тянь-шань

30˚с.ш. и 80˚в.д Гималаи

3. Самый влажный материк? Южная Америка

Самые малорослые люди Земли? Пигмеи

Какое млекопитающее ближе всех подходит к человеку по умственному развитию? Дельфин

Какое государство занимает целый материк? Австралия

4. Кто этот человек? Христофор Колумб, П.П.Семенов-Тянь-шанский, Магелан, Васко да Гамма

5. Какое понятие в цепочке лишнее и объясните почему?»

Уголь, бокситы, нефть, природный газ, бензин.

Волга, Печора, Лена, Ангара, Дрейка.

Русские, татары, москвичи, казахи, коми.

6. В каждом из пяти приведённых географических названий или слов переставьте буквы так, чтобы получились географические названия.

НИАГАРА, БРАЗИЛИЯ, АФРИКА, КИТАЙ, ВОЛГА

ГИМАЛАИ, ЗАЛИВ, ОКЕАН, БОЛОТА, АТЛАС

7. “Географические ассоциации” (используя предложенный логический ряд необходимо угадать слово и объяснить ход своих рассуждений.)

1.1 Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)

1.2Река, море, испарение, облака, осадки.(Мировой круговорот воды)

1.3 Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (течения)

1.4.Скалы, пороги, вода. зрелище, грохот. (водопад)

1.5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

8..Игра “Таинственное письмо” Это письмо прочитать непросто. Многие слова в них пропущены. Для того чтобы отгадать, какие это слова, и полностью восстановить текст письма, необходимо подобрать нужные названия географических объектов, которые приведены в скобках вместо пропущенных нами слов.

Родная (озеро в Центральной Африке)! Вчера я гулял (река в Италии) тайге. Неожиданно из чащобы выскочил (река в Ираке). Его (река в Южной Африке) шерсть сияла даже в глубоких сумерках.. Но я был не вооружен, у меня в руках находился только тонкий (река). Зверь (река в Италии, река в РФ) человека, кинулся на меня, как (город в России) на зайца.Тут уже и моя (город в Центральной Америке) упала с головы. Но так же неожиданно в этот миг вдали затрубил (мыс в Южной Америке), и (река в Ираке) скрылся в тайге так же тихо , как и появился…(Виктория, По, Тигр, Оранжевая, Прут, По, Чуя, Орел, Панама, Горн, Тигр)

9. Игра «Верните зверей в слова»

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».

1.  Ги (правила сохранения здоровья)

2.П ок (небольшой населённый пункт)

1. Г (часть ноги от колена до стопы)

2. Бра ер (охотник вне закона)

1. Глю (виноградный сахар в плодах, мёде)

2. По (окраска поверхностей мелом или известью)

10.. Игра «Самый, самый»

Ночью – в сторону другую.

Ты назвать бы мне помог

Тот прибрежный ветерок.

Если вглубь материка Он забрёл из океана, Значит, будут облака, А порой и ураганы. К нам с дождём приходит он, Влажный ветреный... (Циклон.)

Зыбучий и непостоянный,

Нанос прибрежный, холм песчаный,

Что от порыва ветра

Готов бежать два метра.

Я не молчу, я хлопочу,

Колёса мельницы верчу,

И лодок лёгкие стада

Несёт моя вода.

(Река.)
В этом месте мелководном

Можно речку перейти,

Если мост для перехода

Не удастся вам найти.

(Брод.)
На карте Америки Северной – точка.

В ней радостно встретились мама и дочка.

И только друг друга они повстречали –

На чистом английском они зажурчали.

Увы, я в английском не слишком сильна,

Такие красивые, цвета лазури:

Одно Миссис Ипи, другое – Мисс Ури.

(Реки Миссисипи и Миссури.)

Этот крошка водоём

Весь затянут ряскою,

И живут лягушки в нём,

А ещё карасики.

Ну, конечно, чудо это! –

Вот уже который век

Даже самым жарким летом

На её вершине снег!

У той немаленькой горы

Характер тихий до поры.

Но может так случиться –

Взорвётся, задымится!

(Вулкан.)

Земля задрожала, вулкан задымился,

Огонь из-под пепла и камня пробился.

И вот уж из жерла вулкана потёк

Расплавленной горной породы поток!

Вблизи от вулканов бывает порой

Природный источник с горячей водой,

Что хлещет струёй кипятка вместе с паром.

Обычным фонтанам он вовсе не пара.

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет с семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра.)

В ней песков большие груды

Называются барханы,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.

(Пустыня.) Окаменевшая смола

Доисторических растений,

Что пригодиться нам смогла

Для всяких дивных украшений.

(Янтарь.)

Это топливо, сырьё

Из земли качают.

«Черным золотом» его

Люди величают. (Нефть.)
14. «Угадай страну».

1.Родина Олимпийских игр и марафонского бега. (Греция.)

2.«Молочная ферма» Европы. (Швейцария.)

3. В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс.км2, а население - на 17 млн. человек. (Германия.)

4.Страна тюльпанов. (Нидерланды)

5. Страна-банкир. (Швейцария.)

6. Государство - теократическая монархия. (Ватикан.)

7. Страна, непрерывно воюющая с морем. (Нидерланды.)

8. «Лесной цех» Европы. (Финляндия.)

9. Страна 80 тысяч озер. (Финляндия.)

Ответы: 1Глобус. 2. Куба. 3. Колумб. 4. Ландшафт. 5. Панама. 6. Сахара. 7. Столица.

16. Угадай географический объект.

Висячие сады Семирамиды

Пирамиды в Египте

Мавзолей в Геликарнасе

Фаросский маяк

Колос Родосский

Большой каньон

Водопад Виктория

Статуя свободы

Афинский Акрополь

Помимо обычных льдов, образующихся в результате замерзания морской воды, в некоторых районах Мирового океана можно встретить ледяные горы - айсберги. Это - обломки ледников, сползающих в море, различной формы и размеров. Иногда они похожи на пирамиды, нередко имеют форму куба, а в антарктических водах можно встретить огромные ледяные массивы с совершенно плоской поверхностью. Под действием солнечных лучей и морских волн форма айсбергов с течением времени меняется. Чем старее айсберг, тем причудливее его форма.
Обычно морские льды по мере выноса их из высоких широт в умеренные, быстро разрушаются. Айсберги более живучи. Их можно встретить там, куда морские льды никогда не доходят. Разбросанные прихотью ветров и течений по большой площадки океана, айсберги всегда представляли серьезную опасность для мореплавания. В недалеком прошлом, когда на кораблях не было радиолокаторов, встреча с айсбергами грозила большими неприятностями. Ночью или днем при плохой видимости на носу судна выставляли «впередсмотрящих» матросов для наблюдения за морем. Но в ночной темноте или тумане матросы могли заметить опасность только за несколько десятков или сотен метров. Поэтому часто приходилось уменьшать скорость хода судна, а иногда и совсем останавливаться. Однако это не всегда гарантировало безопасность корабля. Даже после изобретения радиолокатора возможность столкновения с айсбергами, как мы увидим ниже, полностью не отпала. Время от времени мы узнаем о катастрофах, вызванных столкновениями с айсбергами.
В 1912 г. весь мир потрясло известие о гибели огромного пассажирского корабля «Титаник». В то время это был самый большой в мире пароход, водоизмещением в 52 300 т, длиною - 250 м, а скорость хода его достигала 25 узлов (46 км/час). Он мог взять на борт 3500 пассажиров.
11 апреля 1912 г. «Титаник» вышел в свой первый рейс из английского порта Куинстаун (южная Ирландия) в Нью-Йорк, имея на борту 2201 человека (пассажиры и команда корабля); среди пассажиров было 109 детей.
Конкурирующие английские пароходные компании боролись за сокращение времени перехода через океан. Каждый выигранный день и даже час увеличивал приток пассажиров, ночты и грузов. Все было использовано для увеличения скорости корабля и обеспечения удобств пассажиров. Но не были предусмотрены в достаточной степени спасательные средства. На корабле было всего 16 шлюпок, рассчитанных на 1180 человек.
«Титаник» шел полным ходом, не считаясь с погодой (плохой видимостью и туманами), со средней скоростью в 22 узла. Он не снизил скорости и вблизи Ньюфаундленда, где в апреле особенно много айсбергов, которые весною спускаются далеко к югу. Хотя от других кораблей, плавающих в этом районе, непрерывно поступали по радио сообщения о встречах с айсбергами, капитан «Титаника» не принял мер предосторожности и шел с прежней скоростью, не слушая советов своих помощников. Ему приказано было спешить. Ведь «Титаник» должен был вырвать «голубую ленту» у лучших кораблей конкурирующей компании «Мавритании» и «Лузитании».
В 23 ч. 40 мин. «впередсмотрящий» доложил на мостик: «Впереди по курсу айсберг». Немедленно последовала команда изменить курс и застопорить машину, но было уже поздно: «Титаник» с полного хода налетел на ледяную гору. В огромную пробоину борта корабля хлынула вода и затопила все отсеки носовой части корабля до мидельшпангоута. Откачивать воду не было никакой возможности. Последовала команда оставить судно и садиться на шлюпки. А. между тем нос «Титаника» быстро погружался в воду, и через 2 ч. 40 мин. после столкновения корабль пошел ко дну.
Слишком неожиданной была встреча с грозным айсбергом, слишком велика была скорость движения корабля, слишком недостаточны средства спасения. Удалось спасти только 712 человек. Правда, шлюпки были рассчитаны на большее число пассажиров, но отчаянная паника, поднявшаяся на судне, и малый срок, в течение которого «Титаник» держался на воде после катастрофы, сделали свое дело.
Прошли годы. В районе гибели «Титаника» в 1913 г., на основании международного соглашения, была организована регулярная служба оповещения об айсбергах - Международный ледовый патруль. Суда Ледового патруля крейсировали в районе сосредоточения айсбергов на участке наиболее интенсивного движения судов. Зона деятельности патруля - воды, примыкающие к Ньюфаундленду с северо-востока, востока и юго-востока. В задачу патруля входит вести учет айсбергов, следить за их продвижением и предупреждать приближающиеся суда об опасности столкновения.
В 30-х годах нашего столетия был изобретен радиолокатор, позволяющий даже при плохой видимости получать на экранах прибора изображение айсберга или встречного корабля, плывущего на значительном расстоянии от судна. Но это все же не смогло полностью предотвратить случаи столкновения с айсбергами, приводящие к катастрофам. Как сообщалось в нашей печати, 30 января 1959 г. в 36 милях к юго-востоку от южной оконечности Гренландии (мыс Фарвель) от столкновения с айсбергом потерпел аварию и затонул датский теплоход «Ханс Хедтофт». Теплоход плавал за пределами зоны действия Ледового патруля.
«Ханс Хедтофт», водоизмещением около 3000 т, был построен в 1958 г. Так же как и «Титаник», он совершал свой первый рейс. Судно было оборудовано новейшей радиолокационной аппаратурой. Теплоход имел двойное дно, семь поперечных водонепроницаемых переборок, специальные ледовые крепления и множество спасательных средств (вместительный моторный бот, шлюпки и надувные плоты). Несмотря на это, теплоход довольно быстро затонул и из 95 человек, находившихся на борту теплохода (40 моряков, 55 пассажиров, из них 19 женщин и 6 детей) никому не удалось спастись. От первой телеграммы, переданной в эфир сразу же после столкновения в 17 ч. 58 мин., до последних телеграмм прошло 3 ч. 50 мин. За две минуты до лаконичной последней телеграммы - «Идем ко дну», радист теплохода передал по радио: «Судно медленно погружается. Просьба ко всем судам - немедленно прибыть на помощь. Наши координаты - 59 градусов 05 северной широты, 43 градуса западной долготы».
Осталось загадкой, почему экипаж теплохода не воспользовался спасательными шлюпками. Некоторый свет проливает сообщение немецкого рыболовного судна «Иоганес Крейес», находившегося ближе всего к месту аварии теплохода. Капитан «Крейеса» пятнадцать раз связывался по радио с аварийным судном, но ни в одной из радиограмм с теплохода не сообщалось о намерении капитана спустить шлюпки и покинуть судно. Вероятно, капитан теплохода Раус Рассмуссен, тридцать лет плававший в полярных водах, был уверен, что его судно не затонет и старался спасти теплоход. Но в последнюю минуту произошло что-то непредвиденное, ускорившее гибель судна. Скорее всего оно перевернулось вверх килем, похоронив под собою весь экипаж.
Поиски потерпевших кораблекрушение, проводившиеся в течение нескольких дней с судов и самолетов, не увенчались успехом. Но иногда на экранах радиолокаторов не получается различимого изображения айсберга, хорошо видимого простым глазом. Это бывает, когда айсберг слабо выдается над водой или обращен к судну наклонной стороной. «Ханс Хедтофт», по всей вероятности, столкнулся с небольшим айсбергом, незначительно выдающимся над поверхностью моря, изображение которого на экране локатора могло легко затушеваться отображением волн.
Но не всегда столкновение с айсбергом ведет к гибели судна. В январе 1956 г. советское экспедиционное судно «Лена» столкнулось в тумане с айсбергом в море Девиса на пути в поселок Мирный (Антарктида). Судно ударилось об айсберг левой скалой (носовая часть левого борта), резко накренилось и потеряло ход. Однако никаких повреждений корпуса не оказалось.
В 1958-1959 гг. в Ньюфаундлендских водах получили повреждения от встречи с плавучими льдами и айсбергами в условиях плохой видимости три наших корабля: «Чернышевский», «Радищев» и «Ногинск».
Где же чаше всего встречаются айсберги? Айсберги можно встретить в Северном Ледовитом океане и его морях, в северо-западной части Атлантики и в южных частях Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Особенно многочисленны айсберги в водах, омывающих Гренландию и Антарктический материк.
В северной части Тихого океана айсберги чрезвычайно редки. Основным «поставщиком» айсбергов в этом районе служит ледник Маласпина в заливе Аляска, спускающийся на широте 60° непосредственно в океан.
Айсберги Северного Ледовитого океана поставляются ледниками островов Шпицберген, Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Северной Земли и Гренландии.
Самые мощные ледники находятся в Гренландии. Вот почему и самые крупные айсберги встречаются в северном полушарии около ее берегов: в Баффиновом море, в Девисовом проливе и Гренландском море. Айсберги, рождающиеся от ледников других островов Северного Ледовитого океана, значительно уступают по величине гренландским.
Изредка ледяные горы встречаются и далеко за пределами указываемых на картах границ. Так, однажды, обломок ледяной горы был встречен на 36° 10" с. ш. и 39° з. д., то есть на 650 морских миль к юго-востоку от Большой Ньюфаундлендской банки и в 360 милях от обычной границы распространения айсбергов.
Был случай, когда айсберг обнаружили в 500 милях к западу от Ирландии, т. е. на очень большом расстоянии от границы распространения айсбергов. Но такие случаи чрезвычайно редки.
То же отмечено и для южного полушария. Судно «Дохра» встретилось в 1894 г. с айсбергом в 500 милях от границы их распространения. Ледяная гора находилась, очевидно, в последней стадии разрушения, так как только гигантский айсберг мог проникнуть в такие низкие широты (26° ю. ш. и 26° з. д.) и не растаять по пути. В Антарктике встречаются все виды айсбергов: столообразные, пирамидальные, куполообразные (айсберги-холмы), разрушенные и наклоненные. Но наиболее характерны для Антарктики столообразные ледяные горы, совсем не встречающиеся в Арктике.
Айсберги разнообразны и по размерам. В океане можно увидеть и небольшие куски льда - обломки айсбергов и огромные ледяные острова.
Лед, из которого состоят айсберги, совершенно пресный. Над водой обычно возвышается только 1/5 или 1/6 часть всего айсберга, остальная часть скрыта под водой. Иногда у айсберга образуется подводный выступ - таран.
В cpеднем, высота ледяных гор над уровнем моря в северном полушарии - 70 м, а в южном несколько меньше - 40-50 м. Но изредка встречаются ледяные горы высотою 150-200 м и даже 800 м.
Горизонтальные размеры айсбергов, особенно антарктических, могут быть также весьма значительными. В декабре 1854 г. в Атлантическом океане была встречена огромная ледяная гора высотой 90 м. В длину она простиралась на 75 км, а в ширину - на 11 км. До апреля 1855 г. эту гору видели экипажи 21 судна.
Один из очень больших айсбергов был замечен в Атлантическом океане к востоку от Фолклендских островов; он имел в длину 150 км. Но, пожалуй, самым большим был айсберг, встреченный моряками американского ледокола «Глетчер» в ноябре 1956 г. к западу от острова Скотта. Он имел в длину 333 км, а в ширину - 96 км.
Экспедиция на дизель-электроходе «Обь» в феврале 1958 т. в районе ледника Ниннис встретила айсберг длиной 80 км. Через год, по-видимому, этот же айсберг наблюдали китобои «Славы».
Самые крупные айсберги встречаются поблизости от мест их происхождения. Большинство их под действием морских волн и температуры разрушается. Они рассыпаются на множество мелких ледяных гор, сильно затрудняющих плавание. Однако некоторые большие айсберги, не имеющие глубоких трещин, сохраняются неразрушенными и выносятся ветрами и течениями в низкие широты. Айсберги южного полушария могут плавать по океану с момента отрыва от ледника до момента полного уничтожения около 10 лет. Продолжительность существования айсбергов северного полушария значительно меньше и не превосходит 5 лет. Возраст гренландских айсбергов и того меньше (не выше 2-3 лет). Причины меньшей продолжительности жизни северных айсбергов заключаются в том, что их быстро выносит Лабрадорское течение в низкие широты, где они и тают.
Антарктические айсберги, как правило, не прорываются через кольцо поперечного течения, опоясывающего весь земной шар по 40-45 параллели.
Айсберги никогда не достигали экватора, а тем более не попадали из одного полушария в другое. Поэтому совершенно фантастически звучит заметка турецкой газеты, воспроизведенная «Вечерней Москвой» 24 февраля 1958 г. В заметке «Находка в айсберге» в разделе «коротко о разном» газета писала: «Моряки американского флота подорвали динамитом у побережья Антарктиды огромную ледяную глыбу. Каково же было их изумление, когда из разлома показался хорошо сохранившийся труп человека... в смокинге. Вскоре было установлено, что это один из пассажиров трансатлантического парохода «Титаник», затонувшего при столкновении с айсбергом в 1912 году».
По-видимому, здесь допущена какая-то ошибка или же все сообщение от начала до конца вымышлено.
Представляет интерес проект буксировки айсбергов из полярных районов в тропические области, где испытывается недостаток в воде. С таким проектом выступил американский ученый Джон Исаакс из океанографического института Скриппса в Ла-Джола (Калифорния, США). Он предложил план буксировки больших антарктических айсбергов в район Южной Калифорнии, для которой проблема водоснабжения жизненно важна. Исаакс считает, что если использовать попутные морские течения, то для реализации его плана потребуется всего лишь 6 мощных океанских буксиров общей мощностью в 80 000 л. с. Маршрут буксировки можно выбрать так, что передвижению айсберга будут помогать морские течения. Ведь иногда Перуанским течением айсберги выносятся очень далеко в низкие широты. Можно выбрать в антарктических водах достаточно большой и хорошо сохранившийся айсберг и, пользуясь Перуанским течением, отбуксировать его к экватору. Затем, с южным пассатным течением несколько удалиться от материка и где-нибудь западнее Галапагосских островов войти в область экваториального противотечения, направленного с запада на восток. Это течение поможет буксирам подтащить айсберг к Панамскому перешейку. Здесь экваториальное течение разделяется на две ветви - северную и южную. Северная ветвь течения понесет айсберг к месту назначения - берегам Калифорнии.
В теплых тропических водах айсберг будет интенсивно таять, поэтому для его сохранения потребуется специальная защита из теплоизоляционного материала около трех метров толщиною.
Исаакс подсчитал, что для снабжения пресной водой южной Калифорнии в течение года (на что сейчас расходуют 100 000 000 долларов) потребуется очень крупный айсберг - в 20 миль (37 км длиною, 1/2 мили шириною) и с осадкой в 300 м. Такая форма айсберга наиболее удобна: узкая часть этого гигантского ледяного «кирпича» будет оказывать наименьшее лобовое сопротивление при буксировке.
Успех операции зависит от скорости буксировки (по Исааксу она потребует 6 месяцев) и качества защиты.
По предположению Исаакса, убыль айсберга во время буксировки в субтропиках будет в какой-то степени компенсироваться конденсацией на айсберге влаги из атмосферы, особенно во время стоянки его у Калифорнии, что может дать дополнительно около 25% воды.
Пресная вода, образовавшаяся при таянии айсберга во время стоянки, как более легкая, будет скапливаться на поверхности океана, поэтому вокруг айсберга должна быть устроена круговая защита из водонепроницаемого материала, несколько возвышающаяся над водой, но не очень глубоко опущенная под поверхность. Из этого резервуара воду можно непрерывно качать в глубь материка.
Операция буксировки айсберга связана с большими трудностями, и в научных кругах США проект Исаакса встречен весьма скептически. Директор Вудсхоллского океанографического института Эдуард Хенсон Смит считает его «умозрительным и в то же время фантастическим».
Однако делались попытки использования айсбергов для нужд человека более реалистического характера. При работе промыслового флота айсберги могут служить прекрасными ориентирами. За айсбергами можно отстаиваться в период волнения и проводить необходимые грузовые операции. Участники Советской антарктической экспедиции в 1957-1958 гг. широко использовали столообразные айсберги для посадки самолетов и вертолетов с полевыми научными партиями.
Но все же вред, причиняемый айсбергами человеку, не идет ни в какое сравнение с пользой, которую из них можно извлечь. Вот почему изучение жизни айсбергов, предсказание их путей - одна из важнейших проблем физической океанографии.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Задания школьного тура олимпиады по географии

7 класс фамилия, имя_________________________________

Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.

Успеха Вам в работе!

1. Определите географически е координаты города Кейптаун (юг Африки)_________________

2. Преобразуйте численный масштаб в именованный 1:30000000__________________________

3. «Самый, самый» (мировые рекорды)

4) самый высокий водопад__________________________________________________________

5) самое глубокое озеро_____________________________________________________________

6) самый холодный материк__________________________________________________________

7) самый широкий пролив____________________________________________________________

8) самое большое озеро______________________________________________________________

9) самый маленький материк__________________________________________________________

10) самое соленое место в Мировом океане_______________________________________________

4 . Объясните, что означают термины?

1) Лавразия ___________________________________________________________

2) Пассат _____________________________________________________________

3) Меридиан __________________________________________________________

4) Азимут _____________________________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

5. Существуют ли на Земле точки, для определения местонахождения которых достаточно определить только широту? Если да, то назовите их. ________________________________

(5 баллов)

6. Название этого объекта произошло от слова «масуну», которое на индейском языке означает «большая вода». Что это за объект? _______________________________________

7. С тибетского языка это название переводится как «богиня - мать Земли» Что это

_____________________________________________________________________________

8. Какому понятию принадлежат следующие ассоциации:

1) волна, землетрясение, опасность, скорость, бедствие ________________________

2) скалы, пороги, зрелище, грохот, вода _____________________________________

3) океан, лед, гора, опасность ______________________________________________

(за каждый правильный ответ 2 балла)

9. Чем можно объяснить тот факт, что самые многоводные реки мира протекают в экваториальном поясе? _________________________________________________________

(5 баллов)

10. Ученик Ваня Степочкин не подготовил домашнее задание ни по одному предмету. Всем учителям он объяснил, что вчера после уроков, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое море маленькую девочку на надувном матраце. Естественно, он бросился ее спасать, ну, а после случившегося, ему уже было не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило учителя географии усомниться в искренности слов мальчика?_____________________________________________________

(15 баллов)

11. Выберите правильные утверждения

  1. На южном полюсе холоднее, чем на северном
  2. Берингов пролив открыл Витус Беринг
  3. Карта имеет более крупный масштаб, чем топографический план
  4. Азимут на восток означает 180 градусов
  5. Самый большой остров в мире - это Сахалин
  6. Самая высокая вершина мира называется Джомолунгма
  7. На юге Евразия омывается Индийским океаном

12. Решите географическую задачу.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин- кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и опущусь на дно Марианской впадины, её глубина 11022м, и окажусь ближе всех к центру Земли». Полярник говорит: «Я поеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: « Я пробурю скважину в Персидском заливе глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Только пингвин ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде (высота Антарктиды 3000м, высота ледяного щита - 4 км). Кто из героев находится ближе всего к центру Земли? ______________________________________ (10 баллов)

13.

(за каждый верный ответ 2 балла)

14. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(15 баллов)

15.

1. Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________

2. Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________

3. Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________

4. Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________

5. Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________

(за каждый верный ответ 2 балла)

Ответы на задания олимпиады (школьный тур).

7 класс

1. 34 ю.ш 19в.д _

2. 1 см 300км _

1) Нил

2) Джомолунгма

3) -Амазонская

4) -Анхель

5 -Байкал

6) -Антарктида

7) -Дрейка

8) -Каспийское

9) -Австралия

10) Красное море (за каждый правильный ответ 2 балла)

1) Лавразия - древний материк, 2) Пассат -ветер от 30 широт к экватору

3) Меридиан -линия, соед. северный и южный полюс

4) Азимут - угол между направлением на север и на предмет (за каждый правильный ответ 2 б)

5. Сев. и юж. полюс (5 баллов)

6. Река Амазонка (2 балла)

7. Джомолунгма (2 балла)

1) цунами, 2) водопад, 3) айсберг (за каждый правильный ответ 2 балла)

9. выпадает наибольшее количество осадков (5 баллов)

10. дневной бриз дует с моря на сушу. А не наоборот (15 баллов)

11. Исправьте географические ошибки

Остров Мадагаскар, Аравийский море, Ладожское озеро , горы Гималаи, река Амазонка, Красное море ,

остров Гренландия (за каждый верный ответ 2 балла)

12. _полярник (10 баллов)

13. Укажите, каково назначение перечисленных в таблице приборов и инструментов. Заполните ячейки в таблице.

Название прибора

Назначение прибора

для определения разности высот между точками

Гигрометр

Для определения влажности воздуха

Люксметр

Для измерения освещённости

Батометр

для взятия пробы воды с заданной глубины естественного водоёма с целью исследования её физического и химического свойств, а также содержащихся в ней органических и неорганических включений

Сейсмограф

для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн

(за каждый верный ответ 2 балла)

14. во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. Чем ниже плотность воздуха, тем меньше передается тепла. Образно это можно объяснить так: чем выше плотность воздуха, тем больше молекул в единице объема, тем быстрее они двигаются и чаще сталкиваются, а такие столкновения, как и любое трение, вызывают выделение тепла. В-третьих, солнечные лучи на поверхность горных склонов всегда падают не отвесно, как на земную поверхность, а под углом. А кроме того, горам мешают прогреваться плотные снеговые шапки, которыми они покрыты, - белый снег попросту отражает солнечные лучи. (15 баллов)

17. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?

1. Магеллан

2. Крузенштерн

3. Марко Поло

4. Беллинсгаузен

5. Кук

  1. васко да Гама
error: