Этно-национальные вооруженные конфликты на территории ссср в годы перестройки - просмотр урока. В Сахаре не все спокойно…

Ослабление позиций России на международной арене. После распада СССР Россия стала правопреемницей СССР в Организации Объединœенных Наций. К началу 1992 ᴦ. она была признана 131 государством мира. Но место и роль России в системе международных отношений изменились. Снизилась внешнеэкономическая активность России.

Во взаимоотношениях со странами "ближнего зарубежья" возникли трудности. Между Российской Федерацией и Грузией обострились противоречия, связанные с нечеткой позицией России в грузино-абхазском конфликте. Разногласия возникли и с Украиной по вопросам раздела Черноморского флота и Крыма, завоеванного во второй половинœе ХVIII в. Россией и переданного Н.С. Хрущевым в 1954 ᴦ. Украинœе. Во взаимоотношениях со странами Балтии камнем преткновения стала проблема русскоязычного населœения. Россия лишилась союзников в Восточной Европе.

Важным направлением внешней политики России является развитие отношений со странами СНГ (Содружество Независимых Государств), представляющими новую форму сотрудничества республик бывшего СССР. Эти страны получили международное признание и поддержку.

Россия и Запад . Укреплению и расширению связей России на международной арене способствовали визиты Б.Н. Ельцина в Англию, Италию, Канаду, Францию, США в конце 1991 - 1992 гᴦ.; Индию - январь 1993 ᴦ.; его регулярные встречи с руководителями ведущих мировых держав.

Руководство России предприняло новые инициативы в области ограничения и сокращения вооружений. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахт пусковых установок, заявила о сокращении Вооруженных сил на 700 тыс. человек.

В начале февраля 1992 ᴦ. на встрече в Кэмп-Дэвиде российский и американский президенты приняли Декларацию, в которой была зафиксирована новая формула взаимоотношений между странами: "Россия и США больше не рассматривали друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения теперь характеризовались дружбой, партнерством, основанных на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе".

Основными вехами ликвидации "холодной войны" стали: заключение договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ-2) в декабре 1992 ᴦ., предусматривавшего взаимное сокращение Россией и США к 2003 ᴦ. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением по СНВ-1; визит Б.Н. Ельцина в США в сентябре 1994 ᴦ.; вывод российских войск из Германии (август 1994 ᴦ.).

Большие сдвиги были достигнуты во взаимоотношениях с Францией, Великобританией, Италией, Германией. Россия стала участником ежегодных встреч лидеров "большой семерки" - ведущих развитых стран, где обсуждаются важные экономические и политические вопросы. Россия пока не имеет статуса полноправного участника. В 1996 ᴦ. Россия вступила в Совет Европы.

Россия - Восток . Важной вехой в восточном направлении внешней политики стали визиты Президента России в Китай, улучшение отношений с Индией, странами Юго-Восточной Азии. Новое состояние стагнации в целом находится и в отношениях со странами восточных государств и некоторых стран Азии и Африки

Укрепление государственности. Политические реформы. Незадолго до наступления нового века 19 декабря 1999 ᴦ. состоялись выборы в Госдуму. Основная борьба развернулась между кремлевским блоком "Единство" и оппозиционным ему блоком "Отечество-вся Россия". К блоку "Единство", поддержанному премьером В.Путином, примкнули многие политики, региональные руководители. Это решило исход кампании: КПРФ получила 24,2%, "Единство"-23,3%, ОВР-13,3%, СПС-8,5%, Яблоко и ЛДПР-по 5,9%. В целом Кремль получил лояльное большинство в парламенте.

На досрочных президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000ᴦ., В.Путин победил уже в первом туре, получив 52,9% голосов, Г.Зюганов имел 29,2%, Г.Явлинский - 5,8%, остальные - меньше 3% голосов.

Новый президент приоритетной задачей объявил укрепление государства, усиление вертикали исполнительной власти . Были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. По поручению Путина они занялись приведением в соответствие регионального законодательства с федеральным, т.к. более 3,5 тыс. нормативных актов не соответствовали Конституции РФ и федеральным законам.

Была реформирована верхняя палата парламента - Совет Федерации , членами которого были губернаторы и председатели Государственных собраний субъектов Федерации. Οʜᴎ выводились из верхней палаты, их места занимали по два чиновника из каждого региона. Влияние местной элиты на центральную власть теперь ослабло. Для бывших членов верхней палаты был создан новый совещательный орган – Государственный Совет при Президенте РФ.

В результате проведенных мер удалось преодолеть характерную для 90-х гᴦ. конфликтность между парламентом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство из депутатов фракций "Единство", ОВР, "Народный депутат", "Регионы России", что позволило президенту проводить намеченную им политику.

Проблема укрепления государства имеет такой важный аспект, как преодоление недоверия граждан к своему государству. "Суть многих наших проблем - в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан". Государство обманывало и не обеспечивало защиту граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав и интересов значительной части населœения. Оно не доверяло правоохранительным органам. Это недоверие граждан не было преодолено. В 2007 ᴦ., и как признал Уполномоченный по правам человека при президенте РФ В.Лукин, главным предметом беспокойства граждан оставался произвол правоохранительных органов, на который приходится половина всœех жалоб.

Одним из ключевых направлений повышения эффективности госуправления является борьба с коррупцией. В 2006ᴦ. Россия подписала Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003ᴦ. При этом соответствующий закон Думой не был принят.

В условиях стабилизации в декабре 2003ᴦ. прошли очередные парламентские выборы. Партия "Единая Россия" получила больше всœех голосов (37,5%). В эту фракцию вошли депутаты одномандатники. Было обеспечено конституционное большинство. В парламент прошли депутаты от КПРФ, ЛДПР и "Родины", либеральные партии "Яблоко" и СПС не преодолели пятипроцентный барьер.

Внешняя политика в 1991 - 2000 гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внешняя политика в 1991 - 2000 гг." 2017, 2018.

Вооруженный конфликт в 1994-1996 годах (первая чеченская война)

Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годах - военные действия между российскими федеральными войсками (силами) и вооруженными формированиями Чеченской Республики Ичкерии, созданными в нарушение законодательства РФ.

Осенью 1991 года в условиях начавшегося распада СССР руководство ЧР заявило о государственном суверенитете республики и выходе ее из состава СССР и РСФСР. Органы советской власти на территории ЧР распускались, действие законов РФ отменялось. Началось формирование вооруженных сил Чечни во главе с верховным главнокомандующим президентом ЧР Джохаром Дудаевым. Сооружались рубежи обороны в Грозном, а также базы для ведения диверсионной войны в горных районах.

Режим Дудаева располагал, по расчетам Министерства обороны, 11-12 тыс человек (по данным МВД, до 15 тыс) регулярных войск и 30-40 тыс человек вооруженного ополчения, из них 5 тыс составляли наемники из Афганистана, Ирана, Иордании, республик Северного Кавказа и др.

9 декабря 1994 года Президентом РФ Борисом Ельциным был подписан Указ № 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино ингушского конфликта". В тот же день Правительством РФ было принято Постановление № 1360, предусматривавшее разоружение этих формирований силовыми методами.

11 декабря 1994 года началось выдвижение войск в направлении чеченской столицы - города Грозного. 31 декабря 1994 года войска по приказу министра обороны РФ начали штурм Грозного. Российские бронеколонны были остановлены и блокированы чеченцами в разных районах города, боевые подразделения федеральных сил, вошедшие в Грозный, понесли большие потери.

(Военная энциклопедия. Москва. В 8 томах 2004 г.)

На дальнейший ход событий крайне отрицательно повлиял неуспех восточной и западной группировок войск, поставленную задачу не удалось выполнить и внутренним войскам МВД.

Ведя упорные бои, федеральные войска взяли Грозный к 6 февраля 1995 года . После взятия Грозного войска приступили к уничтожению незаконных вооруженных формирований в других населенных пунктах и в горных районах Чечни.

С 28 апреля по 12 мая 1995 года согласно Указу Президента РФ осуществлялся мораторий на применение вооруженной силы в Чечне.

Незаконные вооруженные формирования (НВФ), используя начавшийся переговорный процесс, осуществляли передислокацию части сил из горных районов к местам расположения российских войск, формировали новые группы боевиков, обстреливали блокпосты и позиции федеральных сил, организовали небывалые по масштабам террористические акты в Буденновске (июнь 1995), Кизляре и Первомайском (январь 1996).

6 августа 1996 года федеральные войска после тяжелых оборонительных боев, понеся большие потери, оставили Грозный. НВФ вступили также в Аргун, Гудермес и Шали.

31 августа 1996 года в Хасавюрте были подписаны соглашения о прекращении боевых действий, положившие конец первой чеченской войне. После заключения соглашения войска в предельно сжатые сроки с 21 сентября по 31 декабря 1996 года были выведены с территории Чечни.

12 мая 1997 года был заключен Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.

Чеченская сторона, не соблюдая условий договора, повела линию на немедленный выход ЧР из состава России. Усилился террор по отношению к сотрудникам МВД и представителям местных органов власти, активизировались попытки сплотить вокруг Чечни на антироссийской основе население других Северо Кавказских республик.

Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 2009 годах (вторая чеченская война)

В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан с территории Чечни боевиков под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба. В группировку входили иностранные наемники и боевики Басаева.

Более месяца шли бои федеральных сил с вторгшимися боевиками, закончившиеся тем, что боевики были вынуждены отступить с территории Дагестана обратно в Чечню.

В эти же дни - 4 16 сентября - в нескольких городах России (Москве, Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия террористических актов - взрывы жилых домов.

Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября Президент РФ издал Указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", предусматривающий создание Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе для проведения КТО.

23 сентября российская авиация начала бомбардировки столицы Чечни и ее окрестностей. 30 сентября началась наземная операция - бронетанковые подразделения российской армии со стороны Ставропольского края и Дагестана вошли на территорию Наурского и Шелковского районов республики.

В декабре 1999 года была освобождена вся равнинная часть территории Чеченской Республики. Боевики сосредоточились в горах (около 3000 человек) и осели в Грозном. 6 февраля 2000 года Грозный был взят под контроль федеральных сил. Для борьбы в горных районах Чечни кроме восточной и западной группировок, действовавших в горах, была создана новая группировка "Центр".

25-27 февраля 2000 года подразделения "Запада" блокировали Харсеной, а группировка "Восток" закрыла боевиков в районе Улус-Керт, Дачу-Борзой, Ярышмарды. 2 марта Улус-Керт был освобожден.

Поcледней крупномасштабной операцией была ликвидация группировки Руслана Гелаева в районе с. Комсомольское, завершившаяся 14 марта 2000 года. После этого боевики перешли на диверсионно террористические методы ведения войны, а федеральные силы противопоставили террористам действия спецподразделений и операции МВД.

Во время проведения КТО в Чечне в 2002 году в Москве был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В 2004 году был совершен захват заложников в школе номер 1 города Беслана в Северной Осетии.

К началу 2005 года, после уничтожения Масхадова, Хаттаба, Бараева, Абу аль-Валида и многих других полевых командиров, интенсивность диверсионно-террористической деятельности боевиков значительно снизилась. Единственная масштабная операция боевиков (рейд на Кабардино-Балкарию 13 октября 2005 года) завершилась провалом.

С полуночи 16 апреля 2009 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) России по поручению президента Дмитрия Медведева отменил режим КТО на территории Чеченской Республики.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Августовский путч 1991 г . Угроза подписания нового союзного договора, согласно которому республики СССР получили практически полную автономию, вынудила наиболее реакционно настроенную часть руководства страны пойти на крайние меры. 19 августа 1991 г. в стране ввели чрезвычайное положение, в крупные города были введены войска. Была запрещена деятельность всех партий, кроме КПСС, демократически настроенные средства массовой информации были закрыты, по всей стране был введен комендантский час.
Пользуясь отсутствием в Москве М. С. Горбачева, и. о. президента СССР Г. И.Янаев, первый заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков объявили, что вся полнота власти принадлежит сформированному ими «Государственному комитету по чрезвычайному положению» (ГКЧП). Основной задачей своих действий ГКЧП объявил сохранение СССР и социалистических порядков.
Главным политическим противником ГКЧП был только что избранный президент РСФСР Б. Н. Ельцин, поэтому против него был направлен основной удар. Для ареста Б. Н. Ельцина и его сторонников к зданию Верховного Совета, где он находился, были отправлены спецподразделения. Но переворот провалился. Народ не поддержал программу ГКЧП, а руководители силовых структур отказались применять оружие против своих граждан. К тому же среди самих членов ГКЧП не было единства и решимости идти к поставленной пели до конца. Инициатива полностью перешла к демократическому лагерю, и уже 22 августа «путчистов» арестовали.
Основными последствиями «августовского путча» стали лишение КПСС власти и ускорение процесса распада СССР.
Распад СССР . К сентябрю 1991 г. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми, и Россия вынуждена была официально признать это. Но это был еще не конец СССР, агония некогда великого государства продолжалась еще несколько месяцев до декабря 1991 г., когда из него вышла одна из республик-учредительниц - Украина.
Распад СССР довершили Беловежские соглашения. Лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) 8 декабря 1991 г. подписали документ о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств. Чуть позже в состав СНГ вошли и другие бывшие республики СССР, кроме трех прибалтийских и Молдавии. Правопреемницей СССР стала Россия, практически вернувшаяся, таким образом, к своим границам XVII в.
Распад СССР чуть было не повлек за собой распад РФ, так как многие автономные республики изъявили желание стать самостоятельными. Только большие уступки и твердая позиция президента предотвратили этот процесс.
В результате длительных переговоров 31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали Федеративный Договор, согласно которому к субъектам Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования и города Москва и Санкт-Петербург.
Противостояние президента и парламента. Первым Президентом России, еще в составе СССР, 12 июня 1991г. был избран Б. Н. Ельцин. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку более 60 % граждан, принявших участие в голосовании. Вторым лицом в государстве являлся вице-президент А. В. Руцкой. На 5 съезде Верховного Совета России председателем этого органа власти был избран Р. И. Хасбулатов, представлявший, таким образом, высшую законодательную власть в РФ.
Уже в 1993 г. между президентом и парламентом начались разногласия по вопросу о формах проведения реформ. К осени эти разногласия достигли своей высшей точки и 21 сентября 1993 г. Ельцин объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народных депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями верхней палаты парламента Совета Федерации.
В ответ на это на срочно созванном 23 сентября X съезде народных депутатов было принято постановление о прекращении президентских полномочий Ельцина и о возложении его обязанностей на А. В. Руцкого. Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили не покидать здание и организовать его оборону.
«Белый дом» был, как и в 1991 г., блокирован войсками, на улицах снова появились баррикады, однако уставший от политических потрясений народ на этот раз не выразил своей поддержки ни одной из сторон. 3 октября сторонники парламента перешли в наступление, они пытались захватить здание телецентра, но это нападение было отбито, и уже 4 октября все закончилось.
В этот день по приказу президента тяжелые танки, выведенные на прямую наводку, не встречая никакого ответного сопротивления, расстреляли здание парламента. Обстрел длился несколько часов и в прямом эфире транслировался по телевидению. Начавшийся пожар и большое количество погибших и раненых заставили парламентариев сдаться. С кровавой войны в России началась новая эра - эра президентского правления.
Выборы в Государственную думу 1993 г . В декабре 1993 г. одновременно состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по проекту новой Конституции. Согласно новой конституции, одобренной большинством избирателей, Россия стала президентской республикой. Дума, по конституции, продолжает играть важную роль в политической жизни страны, но ее полномочия ограничены.
По итогам выборов состав ГД сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока «Выбор России» (Е. Т. Гайдар) - 96 мест. Второе место получила Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского- 70 мандатов. Компартия России (КПРФ) (Г.А.Зюганов) получила 65 мандатов, Аграрная партия России, близкая по взглядам к КПРФ, - 47 мандатов. Остальные партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), ДПР и «Женщины России») получили от 14 до 21 мандата.
Таким образом, состав ГД точно отражал глубочайшее расхождение политических пристрастий народа. Ни сто ронники президента, ни его противники не имели твердого, необходимого для бескомпромиссной законотворческой деятельности большинства.
Выборы в Государственную думу 1995 г. Выборы в ГД, согласно Закону о выборах, предусматривали теперь 5 % барьер для проведения избирательными блоками своих депутатов по федеральному списку. Т. е. избиратель отмечал в бюллетене не только фамилию кандидата, но и блок, которому он отдает предпочтение.
На конец 1995 г. данные по наиболее популярным блокам оказались следующими: КПРФ - 22,3% голосов избирателей, ЛДПР - 11,8 %, «Наш дом Россия» - 10 %, «Яблоко» - 6,89 %. По одномандатным округам предпочтение избирателей и их симпатии распределились примерно также: КПРФ получила 58 мандата, НДР - 10, «Яблоко» - 14. Таким образом, ГД в 1995-1999 гг. была по своему составу прокоммунистической. Однако, поскольку Россия уже была президентской республикой, это не имело решаюшего значения для определения ее политического и экономического курса. Гораздо более значимы были грядущие выборы президента.
Президентские выборы 1996 г. Зима и весна 1996 г. в политической жизни России ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б. Н. Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований.
Избиратели были поставлены перед выбором: либо построение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое, которое прочно увязывалось с «советской действительностью» и властью Коммунистической партии. В первом туре выборов большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. На прошедшем 3 июля втором туре выборов победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8 % избирателей, или около 37 % общего списка имеющих право голоса россиян.
Выборы в Государственную думу в 1999 г. Выборы в ГД 19 декабря 1999 г. принесли следующие результаты: первое место снова заняла КПРФ, получив 111 мандатов, на втором месте оказался блок «Единство» («Медведь») с 76 мандатами, на третьем ОВР («Отечество - вся Россия») - 62 мандата, на четвертом СПС («Союз правых сил»), на пятом «Яблоко» - 22 мандата и на шестом блок Жириновского- 17 мандатов.
Выборы президента в 2000 г. 26 марта 2000 г. прошли выборы Президента РФ; как и предполагалось, убедительную победу уже в первом туре одержал и.о. президента В. В. Путин, набрав 52,64 % голосов; второе место вновь, как и 4 года, назад занял лидер коммунистов Г. А. Зюганов, получив 29,34 %. Третье место досталось яблочнику Г. А. Явлинскому - 5,84 %. Четвертое А. М. Тулееву - 3,02%. И только пятое В. В.Жириновскому - 2,72 %. Таким образом, новым президентом России стал В. В. Путин.
Экономическое развитие. Дефицит. В конце 1991 г. экономическая ситуация в стране была весьма напряженной. Инфляция (обесценивание денег) достигала 25-30 % в месяц, что фактически сделало невыгодным производство и привело к его свертыванию. В магазинах и на складах отсутствовали товары первой необходимости, в некоторых областях нехватка продовольствия была столь велика, что угроза голода стала реальной.
В связи с этим правительство РФ разработало концепцию быстрого перехода к рыночной экономике, или шоковой терапии». «Отцом» реформы был заместитель председателя Совета Министров Е. Т. Гайдар (и.о. председателя в это время был Б. Н. Ельцин). Первым шагом Гайдара в экономической политике была либерализация цен (отказ от административного управления ценами), которая привела к стремительному росту цен и довольно быстрому наполнению внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами. Однако столь резкий переход от социалистической экономики к капиталистической вызвал к жизни целый ряд негативных моментов. За полгода цены выросли более чем в 10 раз, а за последующие годы - в тысячи раз, вклады населения в сберкассах «сгорели», подавляющая часть жителей России оказалась за чертой нищеты. Недовольство народа реформой было так велико, что Гайдар был лишен занимаемого поста, а дальнейшие реформы заморожены.
Пытаясь сгладить последствия реформ, правительство вынуждено было прибегнуть к политике крупных займов у иностранных государств и международных фондов. Предоставляя кредиты РФ, иностранные державы диктовали свои условия, обрекая страну на послушное выполнение их воли. Одним из условий кредитования была приватизация.
Приватизация- передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. В РФ приватизация была проведена летом 1992 г. Каждый гражданин РФ получил приватизационный чек, т. е. его часть общенародной собственности и теоретически равные стартовые возможности. Но эта реформа не привела к оживлению экономики, так как производство требовало не только смены формы собственности, но и капиталовложений. Поэтому с лета 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Распродажа государственной собственности позволила правительству временно снизить остроту социальных проблем, перебрасывая получаемые средства в социальные фонды.
Полученные за счет приватизации и кредитов деньги не были вложены в реальный сектор экономики и очень быстро закончились, что в результате повлекло за собой дефицит бюджета. Для получения средств государство было вынуждено передавать наиболее доходные предприятия в управление частных компаний - это окончательно уничтожило значимость и прибыльность госсектора. Однако политическая конъюнктура (близящиеся выборы) требовала немедленной подпитки социальной сферы, в связи с чем на финансовый рынок были выброшены акции ГКО, по сути дела, была построена финансовая пирамида, обреченная на крах.
Дефолт. 17 августа 1998 г. правительство, будучи не в состоянии обеспечить выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), разрешило банкам в течение 90 дней не производить выплат по своим финансовым обязательствам нерезидентам, т. е. объявило фактический дефолт (в экономике - отказ платить по своим обязательствам).

Курс доллара мгновенно вырос в 4 раза, акции российских компаний упали. После девальвации рубля правительство С. В. Кириенко было отправлено в отставку. Финансовый кризис перерос в политический после двукратного отказа Государственной думы утвердить В. С. Черномырдина на посту премьер-министра. Компромиссной для депутатов фигурой оказался Е. М. Примаков, в правительство которого были включены кандидаты от КПРФ. Падение рубля продолжалось в течение года, кризис охватил все социальные сферы: резко выросла безработица, упал и без того низкий уровень жизни.
В 1999-2000 гг. ситуация в экономике начала стабилизироваться. Рост курса доллара был остановлен, была достигнута договоренность о реструктуризации внешних долгов России. Правда, уровень зарплат в госсекторе и на большинстве частных предприятий так и не поднялся до прежнего докризисного уровня. Обострилась борьба между экономическими группами за наиболее доходные отрасли производства.
Чеченские войны. Еще до официального прекращения существования СССР, осенью 1991 г., в Чечне был осуществлен государственный переворот. Во главе республики встал Д.Дудаев, бывший генерал Советской Армии. Ни руководство СССР, ни впоследствии РФ не признали независимость мятежной республики, считая ее субъектом РФ. Это означало продолжение финансирования Чеченской республики по всем статьям производственного и социального обеспечения. Полученные средства руководство Чечни направляло на организацию и вооружение незаконных военных формирований. Способствовало этому процессу и наличие в Чечне огромных запасов вооружения, оставленного там частями СА. Не подчиняясь федеральному центру, Чечня стала постоянной угрозой безопасности РФ.
Желая ликвидировать этот очаг напряженности на Северном Кавказе и взять под контроль республику, правительство РФ негласно поддержало оппозиционные Дудаеву силы в Чечне. Однако в ходе гражданской войны между дудаевцами и их противниками последние были разбиты, что вынудило российское руководство пойти на силовое решение проблемы. Поводом ввода войск в Чечню послужил отказ Дудаева выдать пленных российских офицеров, воевавших на стороне его противников.
10 декабря 1994 г. в Чечню была введена группировка федеральных войск. Как было объявлено, целью военной операции являлись блокада Грозного, разоружение боевиков и восстановление на территории республики конституционного строя и правопорядка.
Начало военных действий в Чечне, наглядно продемонстрировало слабость военного руководства РФ. Нес-3 мотря на массовый героизм и высокий профессиональный уровень солдат и офицеров, из-за плохой подготовки и тактических просчетов федеральные войска смогли взять столицу Чечни - Грозный только в конце февраля 1995 г., ценой огромных потерь.
Противостоящие федеральным войскам чеченские боевики после потери Грозного и других крупных городов Чечни перешли к партизанской войне, руководил ими объявленный преступником Д.Дудаев.
В ходе полномасштабных боевых действий города И села Чечни были сильно разрушены, была уничтожена практически вся инфраструктура, большинство населения ie имело ни средств к существованию, ни работы. Эти обстоятельства вынудили правительство России выделить ia восстановление Чечни особую статью расходов.
В июне 1995 г. отряд боевиков под командованием UJ. Басаева совершил налет на г. Буденовск (Ставропольский край) и захватил в заложники всех находившихся в городской больнице и других жителей города. Ради спасения жизни заложников российское правительство выполнило все требования боевиков и согласилось начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но сложный переговорный процесс был сорван в октябре 1995 г. з результате покушения на командующего российскими войсками генерала А. С. Романова. Военные действия продолжились. Война выявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал. После провала операции федеральных войск в январе 1996 г. по обезвреживанию боевиков С. Радуева в Кизляре и с. Первомайском в России усилились требования прекратить военные действия. Промосковские власти в Чечне не сумели завоевать доверия населения и вынуждены были искать запиты федеральных властей.
Гибель Дудаева в апреле 1996 г. ситуации не изменила. 13 августе чеченские формирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о введении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю. 1996 г. в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни, ведение всеобщих демократических выборов, решение по статусу Чечни откладывалось на пять лет. По неофициальным данным, число погибших во время войны составило 80 тыс. человек (в основном мирных жителей), Раненых - 240 тыс. Российская армия потеряла почти 25 тыс. человек.
По итогам выборов, состоявшихся в Чечне в конце января 1997 г., президентом республики стал бывший полковник Советской Армии А. Масхадов, сформировавший новый состав чеченского руководства, в основном из полевых командиров. Однако реальной полнотой власти А. Масхадов не обладал, что повлекло за собой превращение Чечни в бандитское государство, где правил не закон, а сила оружия.
В начале августа 1999 г. начался военный конфликт в Дагестане, спровоцированный чеченскими боевиками под командованием Басаева и Хаттаба. Отряды численностью около 2 тыс. человек захватили несколько сел в Ботлихском районе (на юго-западе Дагестана) под предлогом установления в этом регионе Северного Кавказа исламской республики. В конце августа боевики были выбиты из этого района федеральными войсками. Но конфликт начал разрастаться, охватив практически все приграничные с Чечней районы Дагестана.
Не надеясь на военную силу, боевики прибегли к терроризму: были заложены подрывные устройства и взорваны жилые дома в Буйнакске, Волгодонске и Москве, погибли сотни ни в чем не повинных людей. Это привело к возвобновлению боевых действий в Чечне.
Осенью 1999 г. федеральные войска вновь были введены в Чечню, После длительных кровопролитных боев российским войскам удалось взять штурмом Грозный и ряд других населенных пунктов Чечни. К началу мая 2000 г. практически вся территория Чечни перешла под контроль федерального центра. На освобожденной от боевиков территории стала возрождаться нормальная жизнь.
Внешняя политика . Распад СССР привел к появлению двух линий во внешней политике РФ: взаимоотношений с государствами ближнего (бывшие республики СССР) и дальнего зарубежья (весь остальной мир).
РФ и ближнее зарубежье. Внешнеполитический курс РФ в отношении стран ближнего зарубежья строился на принципах формирования нового типа сотрудничества, основанного на взаимном уважении и доверии. Важнейшей задачей на начальном этапе было определение круга общих задач и интересов.
СНГ оказался довольно рыхлой организацией, где каждый член союза «тянул одеяло на себя». К 1993 г. окончательно рухнула единая рублевая зона, каждое государство обзавелось своей валютой. Большой проблемой стал раздел некогда общего имущества Советской Армии, особенно негативные последствия имела неудачная попытка создать объединенные вооруженные силы СНГ.
В связи с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и Севастополя обострились отношения России с Украиной. Только в 1997 г. после больших уступок со стороны РФ были достигнуты договоренности по этому вопросу.
Определенная напряженность возникла и в вопросе сокращения ядерного оружия. На момент распада СССР ядерное вооружение базировалось на территории не только Российской Федерации, но и в Белоруссии, на Украине и в Казахстане. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать России находившееся на их территории ядерное оружие. Однако из-за осложнений российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Только в 1994 г. было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного потенциала на Украине и ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Наиболее тесные и добрососедские отношения установились между РФ и Белоруссией, создано единое экономическое пространство, заключен договор о создании союзного государства. Хочется верить, что процесс интеграции этих двух независимых государств будет продолжаться.
РФ и дальнее зарубежье. Помощь западных стран попавшей в тяжелое экономическое положение России заставила нашу страну некоторое время идти в русле их политики. Этот процесс имел как положительные, так и отрицательные стороны.
Так, в 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании «холодной войны» и заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительные сокращения своих ядерных потенциалов (на 2/3) к 2003 г. В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. Из стран Европы были полностью выведены российские войска.
Однако очень скоро в отношениях между Россией и Западом наметился целый блок противоречий, в частности по вопросу о вступлении в НАТО бывших социалистических стран (Польши, Чехии и т.д.), по поводу бомбежек Югославии войсками НАТО, по чеченской проблеме. Большой отрицательный резонанс в мире вызвала попытка объединения России и европейских стран для создания противовеса США.
Эти противоречия вызвали некоторое охлаждение отношений. МВФ отказался продолжить политику предоставления кредитов РФ. Совет Европы приостановил членство РФ в этой организации, выставляя в качестве причины нарушение прав человека в Чечне, и т.д.
Югославский кризис. Одним из самых серьезных противоречий между Россией и НАТО была позиция но отношению к Сербии. После распада СССР в Югославии в 1990-1991 гг. наметились аналогичные тенденции. Сторонниками сохранения федерации выступили лишь Сербия и Черногория, остальные республики склонялись к конфедерации и полной независимости. Первой провозгласила свою независимость Словения, но особенно тяжело сербами было воспринято заявление Хорватии о выходе из СФРЮ, ведь на значительной части ее территории проживали сербы. Начались военные действия, вначале успешные для сербов, но из-за иностранного вмешательства Сербская Краина была практически очишена от сербов.
Конфликт продолжился в Боснии и Герцеговине, где после тяжелых сражений, этнических чисток и взаимных обвинений в геноциде под нажимом НАТО и ООН в 1995 г. были подписаны мирные соглашения. Контроль за соблюдением этих соглашений был возложен на силы ООН.
Следующим пунктом программы НАТО стало отторжение от Сербии автономного края Косово под предлогом зашиты интересов проживающих там албанцев.
В ночь с 23 на 24 марта 1999 г. авиация НАТО начала бомбардировки Сербии, в результате которых экономике страны и ее жителям был нанесен колоссальный ущерб. Косовский кризис вызвал крупнейший конфликт между НАТО и Россией после окончания «холодной войны».

Методическое обеспечение: Тема соответствует теме рабочей программы по истории для 5-9 классов и УМК «История России» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Форма проведения: урок формирования новых знаний.

Тип урока: комбинированный урок.

Образовательная цель:

1.Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в 90-е годы.

2.Подвести учащихся к пониманию особенностей международного положения России.

3.Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.

1. Обучающая: работая с ресурсными материалами, познакомиться с международной обстановкой после распада СССР; выяснить причины, приведшие мир к новому витку непонимания и неприятия позиций друг друга.

2. Развивающая: развивать умение учащихся самостоятельно работать с историческими документами, источниками, анализировать исторические факты.

3. Воспитательная: воспитание интереса к Отечественной истории, в целом и к данному периоду, как к периоду, послужившему отправной точкой многим политическим событиям конца XX и начала XX I века.

Методы: словесно- репродуктивный, наглядный, частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Формы деятельности обучающихся: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно - дидактические материалы: карта «Политическая карта», отрывок из серии фильмов «Намедни» (автор Л.Парфенов, серия «1991»), освещающий события распада СССР, видео «НАТО использует ситуацию на Украине»; раздаточный материал: текст « Как изменились после распада СССР место и роль России в мире? Как это влияло на пересмотр её внешней политики?»(Приложения 1), «Россия и Запад»,»Россия и Восток», Россия и СНГ» (Приложение 2), глоссарий (понятия) (Приложение 3)., «История расширения НАТО» (Приложение 4)

Для успешной организации урока учащимся необходимо ознакомиться с текстом параграфа, посвященного внешней политике России в 90-х гг. дома.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем. В течение урока вы будете работать индивидуально, в парах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, активно работать.

II.Мотивация. Актуализация опорных знаний об учающихсяпоранееизученномуматериалу.

Учитель. 90 – е г. это сложное время для России на международной арене, когда России приходится за каждое решение, в отстаивании своих интересов, вести борьбу с другими странами. Также мы знаем и положение нашей страны в период существования СССР во время холодной войны, когда почти все решения в мировой политике не решались без участия СССР.

Как могло произойти такое резкое изменение обстановки всего за небольшой период времени с 1991 года по 2000 год?

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

Учащимся представляется отрывок из серии фильмов «Намедни» (автор Л.Парфенов, серия «1991»), освещающий события распада СССР.

Вопросы для класса:

1) Какой исторический факт демонстрирует данный фильм?

2) Назовите год, в котором произошло данное событие.

Подготовка к восприятию темы.

Учитель. Конец XX в. в истории нашей страны и всего мира - особое время. Это время глобальной неопределенности.

Распад СССР и породил эту глобальную неопределенность. Прежде всего, было неясно, ограничится ли всё выходом 15 бывших советских союзных республик или процесс фрагментации евразийского пространства пойдет дальше.

Несколько десятилетий отношения между СССР и Западом не выходили за рамки «холодной войны». С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего, изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав - СССР и США.

Вопросы для класса:

1.Дайте определение понятию «холодная война».

2.Назовите два полюса противостояния во время « холодной войны»?

3.Назовите военные блоки времён «холодной войны».

Учитель предлагает обучающимся определить какие вопросы будут изучаться на сегодняшнем уроке.

Предполагаемый ответ: Как изменилась внешняя политика России в 90-е гг.? Как изменились международные отношения в 90-е гг. и роль России на международной арене?

В ходе урока вы сможете:

– определить основные внешнеполитические проблемы, которые Россия должна была решать после распада СССР и образования РФ;

Определить основные направления внешней политики России и ее задачи в 90-е гг.;

Учитель сообщает тему урока. Тема урока: «Геополитическое положение и внешняя политика России в 90-е гг.»

Объявление темы урока и целеполаганние.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель обращает внимание на понятие геополитика.

Геополитика – это концепция, которая провозглашает зависимость внешней политики страны от её географических факторов (положение страны, природные ресурсы, климат и др.)

III.Поисково-исследовательский этап.

1991 г. можно считать точкой отсчета нового времени, времени в котором, как тогда могло показаться, не будет противостояния двух сверхдержав и, как следствие, уменьшение числа локальных конфликтов. Однако какую картину мы можем наблюдать в реалиях?!

Работа с раздаточным материалом.

Учащимся представляется текст и задания к тексту.

Как изменилось после распада СССР место и роль России в Мире?

Как это влияло на пересмотр её внешней политики? (Приложение №1)

Задания и вопросы к тексту:

1.Какие внешнеполитические проблемы встали перед РФ после распада СССР?

2.Сформулируйте основные направления, задачи в виде 3-4-х тезисов.

Какие внешнеполитические проблемы встали перед РФ после распада СССР?

1.После распада СССР интерес к нашей стране в мире уменьшается, Россия утрачивает статус «великой державы».

2.Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.
Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным.

3.Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. К середине 90-х гг. - 1: 3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии - 1: 4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

4.Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. Перед Россией стояла задача сохранение территориаль­ной целостности и независимости;

5.В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.

Сформулируйте основные направления, задачи в виде 3-4-х тезисов.

Основные направления внешней политики Российской Федерации в настоящее время остаются достаточно традиционными:

1.Отношения с государствами «ближнего зарубежья»; отношения со странами «бывшего социалистического лагеря».

2. Отношения с государствами Западной Европы.

3. Отношения с Соединенными Штатами Америки.

4.Оношения со странами Востока и Азии.

Учитель дополняет ответы учащихся. Основные задачи записываются в тетрадь.

Учитель: Удалось ли России достигнуть поставленных важнейших внешнеполитических задач?! Это мы с вами и попытаемся выяснить.

Обучающимся предлагается одна из задач, так образуются учебные пары.

Задание учащимся:

Вспомнив прочитанный материал в учебнике, и воспользовавшись дополнительными материалами, определите:

1.Определите, была ли достигнута выбранная вами задача в реализации внешнеполитического курса России в 90-е гг.? Сформулируйте полученную информацию в виде вывода (суждения).

2.Обоснуйте ваш вывод, используя исторические факты (не менее 3-х).

Оценке подлежит: Итоговый продукт – сформулированный вывод о реализации задачи. Вывод должны быть сформулированы четко, конкретно и доказан историческими фактами. Количество их определяется принципом достаточности или учителем.

Оценка в группе носит дифференцированный характер.

Учащиеся могут самостоятельно определить критерии выставления оценок в соответствии с вкладом каждого учащегося в работу группы (сложности выполняемого задания и объема).

На самостоятельную работу в группе отводится 10 минут

Учащиеся определяют выступающего от пары. На выступление каждой пары отводится 1 мин.

Все правильно названные выводы фиксируют в тетради.

Общее задание, выполняемое учащимися во время выступления пар.

Задание: На основе полученной информации определите, и запишите изменения, которые произошли во внешней политике России в 90-е гг. ХХ века.

1 пара. Развитие и укрепление отношений со странами Запада, и в первую оче­редь с США. Приложение №2

2группа. Активизация восточного направления внешней политики, которое было второстепенным в начале 1990-х гг.

3 группа. Налаживание взаимовыгодного и эффективного сотрудничества со стра­нами СНГ;

Учитель дополняет ответы учащихся, обращает их внимание на понятие многополярность. Основные выводы записываются в тетрадь.

IV.Подведение итогов урока.

Учитель. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е годы была разносторонней, ориентированной на сохранение мировой многополярности, поддержку отношений с бывшими советскими республиками и интеграцию демократической России в мировое сообщество.

Учитель вместе с обучающимися подводит итог внешней политики России в 90-е гг. Он обращает внимание, на то что политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер.

С одной стороны, снизился уровень военного противостояния со странами Запада.

1. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны.

2. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций.

3. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики.

4.Наша страна заняла центральное место в Содружестве Независимых Государств.

С другой стороны:

1.Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы.

2.Принятие решения о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

3.Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Учитель. Всё это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, отражающей ее национальные интересы.

Основной вопрос: Россия и НАТО: партнеры или соперники?

Что Вы знаете об организации НАТО? Что было основным противоречием в отношениях России и НАТО в 1990-е годы?

Видео «НАТО использует ситуацию на Украине»

Какие сегодня противоречия между Россией и НАТО?

Учитель. Новый мировой либеральный порядок, установившийся после развала СССР в 1991 году, доживает свой век и Америке пора проститься с мировым господством.
Сегодня к Великим державам можно отнести США, Китай, Россию и Евросоюз. Для предотвращения возможной войны между ними великие державы обязаны признать друг друга равными игроками. Россия или Китай ведут самостоятельную политику, не подчиняясь диктату США. По его мнению, новый многополярный порядок уже сформировался, однако еще не осмыслен теоретиками и властями США.

Вывод: В целом российская внешняя политика проходит этап своего становления и эволюции, адаптации к новым мировым и российским реальностям, к пониманию своей исторической роли в условиях глобализации. В силу своей истории, территории, геополитического положения и обладания статусом ядерной державы Россия призвана быть великой державой. Понять, что это означает для страны на рубеже XX и XXI столетия после всех исторических катаклизмов и трансформаций – в этом состоит важнейшая задача российской внешней политики.

IV Рефлексия Примерные вопросы для обсуждения:

Какая информация была для вас наиболее полезной для понимания современных событий? Поясните свою точку зрения.

– Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века?

Домашнее задание. 1) П. 55, вопросы к параграфу. 2) Подготовить сообщения о межрегиональных конфликтах в период 1991 - 2000 гг., обращая внимание на участие НАТО в них

Опыт войны в Афганистане и других локальных войн заслуживает самого пристального внимания при решении проблем развития Вооруженных Сил, обучения и воспитания личного состава

Знать военную историю, историю Вооруженных Сил будущему офицеру важно, потому что она развивает нравственную природу человека путем изучения прошлого, чтобы воспитать молодое поколение, чтобы оставить грядущему поколению не искаженную историю.

Но еще более полезной военная история считается с точки зрения познания заключенного в ней опыта вооруженной борьбы.

Известный военный историк, профессор академии ГШ - генерал Орлов Н.А.писал: «Военная история является богатейшей и неистощимой сокровищницей военного опыта целых тысячелетий, из которой военные науки черпают материал для своих выводов. Она восполняет до некоторой степени недостаток личного опыта. Военные науки отличаются от других наук, тем, что повторение опыта для них недоступно, так как явление войны слишком сложны и сопряжены с потерей человеческих жизней. Опыт мирного времени может воспроизвести лишь обстановку действий, подготовку боя, но не само действие».

Таким образом, значение военно-исторических знаний для будущих офицеров велико и многогранно.

47. СССР - РФ: борьба с вооруженными националистическими группировками (1920-1956 гг.), а также этнические и региональные конфликты на территории бывшего СССР (1988-1991 гг.) и России (1991-2000 гг.).

Этнические и межрегиональные вооруженные конфликты:

Армяно-азербайджанский (Карабахский) вооруженный конфликт (1988-1994 гг.);

Грузино-осетинский (юго-осетинский) конфликт (1991-1992 гг.);

Вооруженный конфликт в Приднестровье (1992 г.);

Грузино-Абхазский вооруженный конфликт (1992-1994 гг.);

Гражданская война в Таджикистане (1992-1996 гг.);

Вооруженные конфликты на Северном Кавказе (1920-2000 гг.);

Осетино-Ингушский конфликт (октябрь-ноябрь 1992 г.);

Вооруженные конфликты и антитеррористические операции в Чечне и Дагестане (1920-2000 гг.);

Антитеррористическая операция на Северном Кавказе (август 1999-2000 г.);

Операция на территории Республики Дагестан;

Операция на территории Чеченской Республики.

Одной из особенностей современного мира является постоянное возрастание её агрессивности. Воинствующие силы ведут против государств и стран, освободившихся от колониального гнета, непрерывную борьбу в различных формах, стремятся помешать экономическому росту этих государств, разоружить их идеологически, расколоть и изолировать политически. Наиболее реакционные круги терроризма пытаются делать ставку на противоречиях между развитыми и развивающимися странами, между странами исповедующими ислам и христианство, на постоянное обострение международной обстановки, на актах прямой агрессии. Все это вынуждает народы миролюбивых стран повышать бдительность и активизировать действия в защиту мира, демократии и социального прогресса.

Усиление агрессивности и создание ими напряженной международной обстановки требуют от Вооруженных Сил быть в постоянной готовности к отражению любой агрессии.

Применение новых средств и способов вооруженной борьбы по-иному поставило вопрос обучения и воспитания личного состава. Наряду с военной обученностью и умением войск мастерски использовать вооружение и боевую технику от них потребовалась высокая морально-психологическая подготовка.

Опыт локальных войн показал, что наступление по-прежнему является основным видом боевых действий. Сохраняют свое значение такие принципы его ведения, как решительное массирование сил и средств на направлении главного удара,- внезапность действий, надежное огневое поражение обороняющегося противника, ведение наступления на широком фронте и в высоких темпах, надежное управление войсками и постоянное взаимодействие всех сил и средств.

В наступательном бою нашли широкое применение танковые тактические группы, усиленные мотопехотой и вертолетами. Они использовались для самостоятельных действий в глубоком тылу противника с целью захвата важных районов, объектов, стартовых площадок ЗУРС и НУРС. Новым в боевом применении танковых подразделений, усиленных ПТУРСами, явилось использование их в качестве противотанковых заслонов.

В локальных войнах широкое применение получили вертолеты, которые успешно выполняли боевые задачи в тесном взаимодействии с войсками непосредственно на поле боя.

Опыт оборонительных действий свидетельствует о возросших возможностях обороны, особенно по борьбе с танками и авиацией наступающей стороны. При этом важнейшим требованием к обороне остается ее активность, наивысшей формой проявления которой были, контратаки и контрудары. Локальные войны показали возросшее противоборство между танками и противотанковыми средствами. Наиболее эффективными средствами борьбы с танками оказались ПТУРСы и вертолеты огневой поддержки.

Существенное влияние на ход и исход боевых действий оказывала авиация. Возросшие возможности авиации позволяют ей значительно успешнее, чем раньше, решать задачи по завоеванию и удержанию господства в воздухе, по непосредственной поддержке боевых действий частей и соединений, по изоляции района боевых действий от притока резервов, по срыву подвоза различных материально-технических средств.

В локальных войнах проявилась тенденция к более тесному взаимодействию кораблей с частями и соединениями сухопутных войск. При этом действия сил флота нередко подчинялись интересам наземных войск, развертывающих бои на приморских направлениях. Большое развитие получили амфибийно-десантные средства, а также морская пехота.

Опыт локальных войн свидетельствует о значительно возросшей роли материально-технического обеспечения боевых действий войск. Для этой цели кроме автотранспорта широко применялись авиация, особенно вертолеты, а также транспортные корабли военно-морского флота. Практика локальных войн подтвердила решающую роль в войне человека и постоянное возрастание его роли, несмотря на наличие высокоэффективной техники, оружия и различных автоматизированных средств управления оружием и войсками. В связи с этим повысились требования к индивидуальной подготовке военнослужащих всех специальностей, поскольку наличие группового оружия предполагает высокую подготовку каждого из членов экипажа и расчета.

Краткие выводы

В послевоенном строительстве Вооруженных сил в развитии государств произошли значительные изменения. Решающим фактором этих изменений явилось появление и непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия и превра­щение его в главное средство вооруженной борьбы.

Ракетно-ядерное оружие увеличило боевые возможности войск и предъявило к ним новые требования. Сухопутные войска стали полностью моторизованными, а их основу сегодня составляют бронетанковые войска.

Развитие ВВС шло по линии оснащения их сверхзвуковыми реактивными самолетами с увеличенным радиусом действия, вооруженными НУРСами и УРСами с обычными и ядерными боеголовками.

В развитии ВМС главным направлением явилось превращение атомного ракетоносного подводного флота в главную ударную силу, По мере развития ракетно-ядерного оружия изменялись взгляды на способы ведения боя и операции. Их развитие шло в направлении увеличения размаха наступательных действий, отказа от наступления на сплошном фронте и перехода к действиям на отдельных направлениях, применения бронетанковых частей и соединений в первых эшелонах, превращения наступления с ходу в основной способ действий войск. Развитие способов ведения обороны находило выражение в увеличении ширины полос и глубины обороны, повышении ее устойчивости, .отказе от шаблонного позиционного построения и превращении мобильной обороны в основной способ оборонительных действий войск.

Опыт локальных войн показывает, что основная тяжесть в решении боевых задач и достижении целей войн приходилась на сухопутные войска. В подавляющем большинстве успешное выполнение боевых задач достигалось совместными усилиями всех родов сухопутных войск. Основным огневым средством в наступлении и обороне являлась артиллерия. Опыт войн, в особенности арабо-израильской войны 1973 г., подтвердил высокую боевую эффективность самоходной артиллерии. Боевая практика показала, что ПТУРСы являются весьма эффективным противотанковым оружием.

Несмотря на то, что во многих локальных войнах боевые действия велись на труднодоступной местности, танковые войска нашли широкое применение и играли при этом важную роль. Диапазон их боевых задач существенно расширился. В наступлении танки придавали группировкам войск высокую живучесть, способствовали ведению высокоманевренных боевых действий на большую глубину. В обороне танковые подразделения и части использовались для повышения ее активности и устойчивости.

Большая роль в локальных войнах принадлежала авиации, особенно тактической и армейской. Вместе с этим во Вьетнаме широко применялась и стратегическая авиация. Части и подразделения ВВС осуществляли поддержку и прикрытие наземных войск, завоевывали и удерживали господство в воздухе, а также использовались для переброски материально-технических средств. Большое развитие получили вертолеты.

В использовании ВМС характерным являлись как самостоятельные боевые действия сил флота, так и действия по поддержке сухопутных войск. Флот играл большую роль в успешном достижении целей совместных операций, нанося удары по важным военным и промышленным объектам и группировкам сухопутных войск, осуществляя высадку десантов, блокаду побережья с моря, оборону своего морского побережья, а также обеспечивая морские перевозки, перегруппировки и эвакуацию войск.

error: