Морской десантник. Морские десанты в локальных войнах. Феодосия. Морской десант

Десант, будучи высажен на побережье, может: а) занять прибрежный район, создав здесь базу для дальнейшего движения в глубь страны; б) своим движением в тыл и фланг нашей армии поставить ее в трудное положение; в) занять базы флота, чем совершенно прекращается боевая деятельность последнего; г) десант, даже небольшой, способен довершить разрушение прибрежных сооружений, что, в полной мере, может быть недоступно только одному флоту.

В нашей обстановке, в предвидении возможности воины с противниками, с которыми мы не имеем сухопутной границы и разделены морем, десант является для них способом перенесения войны на нашу территорию. Пока противник действует только одним флотом, нам угрожает блокада и разрушение отдельных пунктов побережья. Но когда при этом он имеет задачей высадить десант - в опасности находятся не только прибрежные, но отдаленные от моря районы, куда его высаженная десантная армия может проникнуть.

Не говоря уже о крупных десантных операциях, сопряженных с высадкой целых армий, отдельные десантные отряды, действующие в прибрежной полосе под МОЩНЫМ прикрытием флота, имея от него поддержку, в виде огня судовых орудий, и обеспеченный на моретыл могут представить собой серьезную угрозу.

Они довершат и закрепят операции, предпринимаемые флотом против берега занятием прибрежных районов или уничтожением всех сооружений, представляющих для обороняющегося побережья ту или другую ценность. Действия флота совместно с сухопутными войсками в случае, если фланг армии упирается в море, сообщают операциям последней большую устойчивость: своим могущественным артиллерийским огнем, покрывающим прибрежную полосу на 20 - 25 километров, флот может обеспечить прибрежным группам войск крупное преимущество перед неприятелем, облегчая их наступление и сдерживая противника.

Однако, возможность действий флота с сухопутными войсками, а прежде всего возможность высадки крупных десантов - в полном мере зависит от того, в какой степени обеспечено обладание морем. Выполнение больших десантных операций требует безусловного обладании морем, н про тивном случае, десант может быть поражен силами слабейшего, но сохранившего за собой свободу действий флота обороняющегося.

Всем вышеуказанным операциям, напрапленным против берегов, должна противостоять организованная оборона последних. Противник наступает. Ему, в широком смысле этого слова, принадлежит инициатива действий. Он волен избирать любые условия для выполнения своих операций. Он озаботится провести свои операции в выгодной для себя и невыгодной для обороняющего побережье обстановке, право выбора ее предоставлено ему.

Сказанное является трудным заданием для обороны, которая должна быть построена в расчете на действия именно в неблагоприятной для себя обстановке. Это - одна из основных предпосылок, с которой надо подходить к рассмотрению операции обороны побережья.

Все действия противника должны быть предусмотрены обороняющим, и каждое из них должно встретить сопротивление со стороны последнего. Обороняющий должен обладать силами, вполне гибко организованными, чтобы быть в состоянии бросить их туда, куда потребуют обстоятельства момента.

Его действия могут проходить с запозданием уже по причине того, что инициатива операции у противника, и пройдет некоторое время, прежде чем направление н смысл этих действий для него выяснятся. Но он должен наверстать недостаток инициативы гибкостью сил, участвующих в обороне, гибкостью организации их и управления ими.

Последнее может быть достигнуто только в том случае, когда непосредственное командование силами объединено па месте, когда обороняющийся противопоставляет сопротивление, выполняемое по обдуманному и руководимому единой волей плану, а не ряд разрозненных усилий.

В царской России армия, флот и береговые крепости не были связаны тем единством, какое требуется для их успешной совместной деятельности. Каждое из них направлялось ведомственными планами и идеями того министерства, к которому они принадлежали, при отсутствии общего направления в подготовке, организации и боевом использовании.

Поэтому прибрежные операции, а прежде всего оборона берегов, являлись наиболее слабыми местами стратегии царской армии. Требуя полного и исключительного единства, они проводились в порядке междуведомственного компромисса.

Численность морской пехоты США остается 200000 военнослужащих. В настоящее время численность личного состава регулярных сил морской пехоты составляет около 172 тыс.чел., резерва - 42 тыс.человек. В боевой состав регулярных сил м.п. США входят три дивизии (1,2 и 3) (Сл.№3), три авиационных крыла (1,2 и 3), три группы разведки (1,2 и 3), три группы тылового обслуживания (1,2 и 3), батальон охраны дипломатических представительств, учебные части и подразделения. Одна экспедиционная дивизия морской пехоты состоит в резерве.

Боевое применение морской пехоты США предусматривается в составе оперативных формирований: трех (1,2,3) экспедиционных дивизий; трех (1,2,3) экспедиционных бригад и семи (11,13,15,22,24,26,31) экспедиционных батальонов морской пехоты.

Экспедиционная дивизия ( 50 тыс.чел.) включает дивизию морской пехоты, авиационные крыло морской пехоты, группу разведки и группу тылового обслуживания.

Экспедиционная бригады ( 16 тыс.чел.) состоит из полковой десантной группы (2-5 батальонов морской пехоты с приданными подразделениями усиления), смешанной авиационной группы и бригадной группы тылового обслуживания.

Экспедиционный батальон ( 2,5 тыс.чел.) состоит из батальонной десантной группы (батальон морской пехоты с подразделениями усиления), смешанной авиационной эскадрильи, подразделений разведки и тылового обслуживания.

Для повышения стратегической мобильности морской пехоты развернуты три эскадры судов-складов (всего 14 судов), размещенных в Индийском (о. Диего-Гарсия), Тихом (о. Гуам) океанах и в Средиземном море. Они имеют на борту тяжелое вооружение для трех передовых эшелонов экспедиционных дивизий морской пехоты, численностью 17 300 человек каждый и запасы предметов снабжения, обеспечивающие ведение этими формированиями боевых действий в течение 30 суток (на каждой: 58 танков, 36 ор.ПА, 24-81 мм М, 100 плав. БТР, 30 БМ LAV, 6 ПУ ЗУР, 96 ПТРК «ТОУ», 96 ПТРК «Дракон»).

Вооружение для бригады морской пехоты США складировано также на береговых складах в Норвегии. В боевом составе ВМС США 35 десантных корабля,: 4 штабных десантных корабля; 11 универсальных десантных кораблей; 12 десантно-вертолетных кораблей-доков; 8 десантных транспортов-доков и 334 катеров разного уровня.

США в рамках концептуального документа 2008 года "Перспективы развития морской пехоты США на период до 2025 года" планирует на ротационной основе поддерживать в пяти приоритетных морских районах мира передовое присутствие ЭУГ силами экспедиционных дивизий. Причем организационно-штатная структура американской МП традиционно включает наземную, авиационную и морскую составляющие, а ее боевое применение осуществляется в составе так называемых гибридных формирований разнородных сил, включая спецназ федеральных ведомств США и ССО.

Для выполнения этой миссии Комендатуре МП США потребуется 31 десантный корабль нового класса, в том числе 10 ДВКД типа San Antonio. В зоне ответственности СК ОВС НАТО в Европе морская пехота насчитывает три бригады, два полка и восемь отдельных батальонов м.п. (в Великобритании - бр м.п.; в Нидерландах - бр м.п.; в Турции - бр м.п. и шесть отд. б-нов м.п.; в Испании - полк м.п.; в Италии - полк м.п.; во Франции - один отд. б-н м.п.; от США - отд.б-нов м.п. - 1). В зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике одна бр, два полка и 5 б-нов м.п. В зоне Тихого океана в состав ВМС входят: в КНР - две бр. м.п., в Республике Корея - две дивизии и одна бр. м.п., в Тайване- три бр. м.п., во Вьетнаме- две бр. м.п., в Тайланде - одна дивизия м.п., в Индонезии- две бр. м.п., в Филиппинах - три бр. м.п.

Основное предназначение соединений и частей морской пехоты - это участие совместно с силами флота, СВ и ВВС в морских десантных операциях в качестве передового эшелона войск (сил) десанта, для захвата плацдармов на побережье противника и обеспечение высадки главных сил.

Виды десантных операций (боевых действий).

Морская десантная операция в соответствии с принятыми взглядами военного командования основных зарубежных государств, представляет собой наступление, проводимое с моря военно-морскими и находящимися на кораблях десантными силами, включающее высадку десанта на побережье, занятое противником. МДО могут проводиться для решения следующих основных задач: для содействия войскам, наступающим на приморских направлениях; захвата военно-морских баз и пунктов базирования ВМС противника; захвата важных объектов в прибрежной полосе, островов; для овладения проливными зонами; проведения диверсионных актов на коммуникациях и объектах тыла.

По взглядам военного командования основных зарубежных государств, морские десантные операции (действия) могут проводиться для решения тактических, оперативных и стратегических задач. Общее руководство силами в морской десантной операции крупного масштаба с участием экспедиционной дивизии морской пехоты (эдмп) осуществляет обычно главнокомандующий вооруженными силами на театре военных действий (в НАТО ГК РК ОВС НАТО), а в операциях меньшего масштаба - командующий флотом . Непосредственное руководство десантной операцией осуществляет командир объединенными десантными силами, при котором создается объединенный штаб. Командиром объединенными десантными силами назначается представитель военно-морских сил, который одновременно является командующим силами флота в операции.

В соответствии с существующими взглядами морские десантные операции в зависимости от поставленных целей, масштабов и задач подразделяются на три основных вида: вторжение, захват и рейд . Кроме этого, в НАТО предусмотрены: демонстративные морские десантные действия и морские десантные действия по эвакуации.

Вторжение - десантная операция стратегического значения, проводимая с участием всех видов вооруженных сил . Примером «вторжения» на территорию России в период Крымской войны 1853-56 гг. служит проведенная в сентябре 1854 года англо-французским экспедиционным корпусом десантная экспедиция (прообраз МДО) на Крымский полуостров, обороняемый русскими войсками. В ней участвовало 89 боевых кораблей и около 300 транспортов, было высажено 62 тыс.человек личного состава, успешно действовавших против корпуса генерала А.С. Меньшикова, насчитывавшем 34 тыс.человек.

Крупнейшей операцией типа «вторжение» является Нормандская десантная операция «Оверлорд» по высадке американо-английских войск в Северной Франции, начатая 6 июня 1944 года. В составе десанта действовало: четыре армии (2,8 млн.чел. личного состава), три вдд, участвовало 1213 боевых кораблей, 5786 транспортов и вспомогательных судов. Операция проводилась под руководством генерала Дуайта Эйзенхаура, в последующем президента США.

Захват - десантная операция оперативного значения, осуществляется с целью овладения и удержания прибрежных районов, плацдармов, ВМБ, крупных портов, островов и др. Она проводится силами флота и морской пехоты.

Рейд - десантные действия тактического значения. Он проводится обычно с разведывательно-диверсионными или демонстративными целями силами от роты до полка морской пехоты. В 1991 году МНС проводили такие действия по захвату о.Файлак и о.Бубиян в зоне Персидского залива. Десантирование подразделений м.п. осуществлялось с десантно-высадочных средств и вертолетов, кораблями осуществлялась огневая поддержка на глубину до 20 км.

Примером демонстративных действий могут служить проведенные многонациональными силами в зоне Персидского залива в 1991 году мероприятия по активной разведке побережья Кувейта, разминированию и ликвидации морских заграждений, сосредоточению 1-ой и 2-ой дивизий м.п. США в прибрежной полосе. Однако МДО проводились лишь по захвату отдельных островов, а основные силы морской пехоты наступали вдоль побережья залива.

Десантные действия вида «эвакуация» предусматривают операцию по эвакуации войск с побережья противника с применением военно-морских сил.

Подготовка и планирование морской десантной операции.

Независимо от масштаба морская десантная операция включает пять основных этапов: планирование, погрузку сил десанта на десантные корабли и суда, репетицию высадки десанта, переход морем, высадку десанта и боевые действия на берегу.

Э т а п п л а н и р о в а н и я включает период времени от момента получения директивы от вышестоящего штаба на проведение морской десантной операции до начала В ходе планирования прорабатываются вопросы управления, взаимодействия, связи, огневой и авиационной поддержки, перехода морем, высадки сил десанта и организации боя за плацдарм. Время, необходимое для планирования, зависит от масштабов и сложности операции. Считается, что для нормального планирования высадки десанта в составе батальона требуется не менее 15 суток, бригады (полка) - 30 суток, дивизии - более 60 суток. Планирование крупных десантных операций, проводимых со стратегическими целями, занимает до трех-четырех месяцев.

Погрузка сил десанта на корабли и суда - период, в течение которого происходит сосредоточение сил и боевой техники десанта и погрузка их на выделенные корабли и суда. После завершения подготовки сил к операции осуществляется переброска частей и подразделений наземных сил в районы сосредоточения, располагающиеся вблизи пунктов погрузки. Переброска из мест постоянной дислокации осуществляется побатальонно автотранспортными средствами, а при большом удалении от района погрузки - железнодорожным транспортом или транспортной авиацией. В целях рассредоточения сил и средств десанта для ЭДМП могут назначаться два и более пунктов (портов) погрузки, удаленных друг от друга до 150-300 км.

Пунктами погрузки могут быть как порты, так и специально оборудованные участки побережья вне портов. Сосредоточение грузов и техники в районы погрузки обычно заканчивается за 24 часа до начала погрузки. Десантные корабли и суда, выделенные на погрузку, за 1-2 суток до погрузки сосредоточиваются в бухтах и на якорных стоянках вблизи порта погрузки. При этом организуется оборона указанных районов силами АУГ, КУГ, КПУГ и базовой патрульной авиацией. При проведении десантной операции в составе экспедиционной дивизии морской пехоты за 5 суток до формирования объединенного десантного соединения грузятся предметы снабжения, за 2-3 суток - тяжелое вооружение и боевая техника, затем, за 1-2 суток - боевые части и подразделения дивизии.

Общая продолжительность погрузки экспедиционной дивизии морской пехоты (численностью до 50 тысяч человек) составляет около 5 суток, бригады (до 16 тысяч человек) - 2 суток, батальона (до 2500 человек) - 24 часа. Районы сосредоточения соединений и частей м.п. прилегают непосредственно к территории портов (пунктов погрузки). В районе сосредоточения дивизия размещается побатальонно (на удалении 2-4 км один от другого) во временных лагерях. Погрузка войск, боевой техники и запасов снабжения экспедиционной дивизии производится обычно в нескольких районах, каждый из которых включает несколько пунктов погрузки.

Погрузка может осуществляться следующими способами: «по-боевому» и «административным» . Способ погрузки «по-боевому» является основным при проведении морских десантных операций и используется обычно при переброске первого эшелона экспедиционной дивизии, когда высадка ее осуществляется с ходу на необорудованное побережье противника с использованием десантно-высадочных средств. В этом случае главное внимание уделяется обеспечению высокой готовности к немедленному ведению боевых действий при высадке на побережье. При этом подразделения, которые должны быть высажены первыми, производят погрузку последними. «Административный» способ предусматривает максимальное использование полезного объема десантных кораблей и транспортов для размещения личного состава, оружия, военной техники и грузов. Вопросы тактического использования подразделений при этом способе погрузки не учитывают, в связи с чем он приемлем для переброски второго и последующих эшелонов десанта (например, при перевозке войск усиления с континентальной части США в другие регионы).

Для расчетов переброски ЭДМП считается, что вес одного морского пехотинца с личным оружием - 100 кг, занимаемая площадь - 0,3 м2, объем - 3 м3. При определении потребностей в транспортных средствах для переброски ЭДМП принимается, что при «административном» способе погрузки не используется только 20%, а при способе «по-боевому» - до 50% полезного объема десантного корабля.

Репетиция высадки десанта проводится в целях проверки разработанных планов и порядка высадки, отработки организации управления и связи. В ходе репетиции объединенное десантное соединение в целом или отдельные его подразделения, а также штабы проигрывают один или несколько эпизодов по высадке десанта в условиях, приближенных к боевым. Особое внимание обращается на отработку взаимодействия, организацию огневой и авиационной поддержки при высадке личного состава и боя за плацдарм. Перед проведением репетиции, а также самой операции на всех уровнях проводится инструктаж, целью которого является проверка степени уяснения командирами плана операции. Репетиция высадки проводится с соблюдением мер скрытности во избежание раскрытия замысла, целей и задач морской десантной операции. Она начинается, как правило, с рассветом и по длительности не превышает двух суток.

Переход морем

Переход ДЕСО морем продолжается от момента убытия десантных кораблей и судов из пунктов погрузки до прибытия их в район высадки. По окончании погрузки (репетиции) отряды и группы десантных кораблей в сопровождении кораблей непосредственного охранения следует из портов погрузки в районы формирования десантных отрядов, а затем - в район формирования объединенного десантного соединения. Выход кораблей из пунктов погрузки осуществляется, как правило, в темное время суток.

Районы формирования десантных отрядов находятся от пунктов погрузки на удалении до 40 миль (75 км) , объединенного десантного соединения - до 200 миль (370 км). В этот район с целью поддержания благоприятного оперативного режима заблаговременно прибывают авианосная ударная (АУГ) и корабельная поисково-ударная группа (КПУГ). На формирование десантных отрядов затрачивается 3-4 часа, объединенного десантного соединения - 20-24 часа. Противолодочную и противовоздушную оборону формирования объединенного десантного соединения обеспечивают развернутые авианосная ударная и корабельные поисково-ударные группы. Состав сил охранения зависит от возможностей по выделению для этих целей эскортных кораблей, состава охраняемых групп кораблей и судов маршрута перехода. Для охранения десантного соединения, осуществляющего переброску экспедиционной дивизии, выделяются одна-две АУГ, КПУГ и до 10-15 кораблей непосредственного охранения. Силы охранения десантного отряда с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту могут быть ограничены 4-6 кораблями.

Походный порядок объединенного десантного соединения предусматривает непосредственное охранение, состоящее из кораблей классов «эскадренный миноносец/фрегат», располагающихся, как правило, в круговом ордере на расстоянии до 20-50 кабельтовых (4-9 км) от корабля-уравнителя. На угрожаемые от подводных лодок противника направления выдвигаются АУГ (30-130 миль, или 55-240 км) и КПУГ (20-70 миль). Для прикрытия десантных кораблей с воздуха на расстояние 20-40 миль (18-75 км) выдвигаются отдельные группы кораблей ПВО (ракетные крейсера и эсминцы). Авиационное прикрытие десантного соединения обеспечивают самолеты палубной истребительной авиации. Боевые воздушные патрули (БВП) находятся на угрожаемых направлениях на удалении до 150 миль (280 км) от десантных кораблей. На каждой позиции БВП на высотах 3000-14000 м одновременно барражируют в течение 1,5-2 часов один-два истребителя. Противолодочное охранение десантных кораблей и судов ведется в ближней зоне кораблями непосредственного охранения - до 50 миль, в средней зоне (до 130 миль) - противолодочными самолетами и вертолетами АУГ, кораблями КПУГ, в дальней зоне (до 200 миль от ордера) - самолетами базовой патрульной авиации (2-5 самолетов).

Основные силы прикрытия объединенного десантного соединения составляют АУГ. АУГ включает: авианосец, 8-10 кораблей сопровождения и обеспечения, 1-2 подводные лодки. По оценкам военных специалистов США роль авианосцев в будущем рассматривается как основного ударного компонента сил общего назначения флота.

В настоящее время только девять стран имеют авианосцы на вооружении . США располагают 11 подобными кораблями. Но руководство военно-морских сил США направило Конгрессу предложение о временном сокращении численности авианосцев с 11 до 10 в течение 2012-2015 годов. Великобритания имеет на вооружении три авианосца (типа «Инвинсибл»), плюс 2 стоящихся авианосца из серии "Королева Элизабет». Италия - два авианосец " Конти ди Кавур " и «Джузеппе Гарибальди». Индия «Вираат»,Испания - «Принсипе де Астуриас», Бразилия - «Сан-Пауло», Франция «Шарль де Голль», и Таиланд -«Чакри Нарубет» - по одному. Единственный авианосец в распоряжении российского флота - "Адмирал Кузнецов". Китай владеет недостроенным тяжелым авианесущим крейсером "Варяг" (до 1990 года - "Рига"), выкупленным у Украины. Корабль, получивший новое имя "Ши Лан", находится на инспекции и ремонте в сухом доке военно-морской базы в городе Далянь.

На завершающей стадии этапа перехода десантного соединения в район высадки в соответствии с планом операции может быть осуществлена предварительная подготовка района высадки силами передового отряда, который прибывает в район за 3-4 суток и расформировывается в день начала высадки.

Подготовка района высадки включает: уничтожение сил и средств противодесантной обороны на берегу (позиций ракетного и артиллерийского оружия, пунктов управления, связи и других важных объектов); установление местонахождения и уничтожение минных заграждений, выявление и уничтожение подводных лодок, кораблей и катеров, находящихся в районе проведения операции; ведение разведки в районе высадки с целью уточнения расположения важных объектов противодесантной обороны, построения обороны, состава ПДО, инженерного оборудования района, выявление наличия и расположения резервов; обеспечение проходов в противодесантных заграждениях в воде и на берегу, установку навигационных знаков изоляцию района высадки; высадку демонстративных десантов с целью отвлечения противника от основного района высадки; ведение радиоэлектронной борьбы; сбор метеоданных. В случае, если приоритет отдается достижению внезапности, подготовка района не проводится .

С прибытием в район высадки главных сил объединенного десантного соединения десантные корабли и суда располагаются в назначенных районах стоянок и маневрирования. Авиационное прикрытие районов стоянки и маневрирования транспортов осуществляют авианосные ударные группы, располагающиеся на удалении до 100-120 миль (180-220 км) от побережья. На угрожаемых от подводных лодок противника направлениях действуют корабельные поисково-ударные группы на удалении до 70 миль (130 км) от берега.

Высадка морского десанта.

Она включает окончательную подготовку района высадки, огневую корабельную и авиационную подготовку и поддержку, развертывание кораблей и судов десантного отряда, перегрузку войск и техники на десантно-высадочные средства, переброску сил десанта с десантных кораблей к пунктам высадки десантно-высадочными средствами и вертолетами; высадку штурмовых подразделений первого эшелона десанта, боевые действия на берегу по захвату и расширению плацдарма, выгрузку запасов материально-технических средств, высадку подразделений десантных сил второго и последующих эшелонов и решение ими задач на берегу.

Наиболее целесообразным способом высадки десанта считается комбинированный, когда 2/3 сил первого эшелона высаживаются с моря и 1/3 - вертолетами в глубь противодесантной обороны противника. Время высадки эдмп составляет 3-5 суток, первого эшелона эдмп (эквивалентен эбрмп) - 8-12 часов, эбмп - 1,5-3 часа. Район высадки эдмп подразделяется на пункты высадки полковых десантных групп, обозначаемых наименованием цвета («красный», «желтый» и т.д.), которые в свою очередь делятся на участки высадки батальонных десантных групп («красный-1», «красный-2», «желтый-1», «желтый-2» и т.д

С выходом десантных кораблей в районы спуска на воду десантно-высадочных средств (внутренний район стоянки и маневрирования) начинается перегрузка десанта на десантные катера и плавающие бронетранспортеры, которые по завершению погрузки осуществляют спуск на воду и направляются в районы формирования десантных волн. После окончания погрузки на десантно-высадочные средства первой волны десанта они выходят в район формирования боевого порядка, а затем - на исходную линию (1000-1500 м до 4 км от берега) и на максимальной скорости (8-10 уз) движутся к берегу. Таким же образом действуют все плановые волны.

Используя огонь корабельной артиллерии, удары авиации подразделения морской пехоты атакуют позиции войск противника, обороняющие морское побережье. Заграждения преодолеваются по подготовленным в ходе огневой подготовки проходам. Рота первого эшелона высаживается, как правило, не более чем в двух плановых волнах, следовательно, через 5-10 минут на каждом участке высадки бои ведет подразделение не менее роты морской пехоты. Обычно при высадке назначается 6-9 плановых волн, в которых высаживаются батальоны первого эшелона с запасами боеприпасов, медикаментов и других средств МТО, хранящимися в ротах. С окончанием высадки плановых волн (через 1-1,5 ч.) в бою за высадку участвуют батальоны первого эшелона десанта в полном составе без тыловых подразделений. Задачей каждого батальона (батальонной десантной группы) является захват участка местности размером до 5х5 км и создание условий для высадки и ввода в бой резерва полка (бригады). В случае успешных действий батальонов первого эшелона начинается переброска подразделений поддержки, усиления, резервов полков, а также средств МТО «по вызову».

В некоторых случаях волны «по вызову» не формируются, переброска осуществляется десантными катерами и вертолетами по мере их высвобождения. В то же время силами береговой группы обеспечения высадки десанта осуществляется установка плавучих секционных причалов, которые используются для разгрузки самоходной неплавающей техники с танко-десантных кораблей и судов типа «Ро-Ро». Высадившийся резерв полка (бригады), как правило, усиленный танковыми подразделениями, при поддержке полевой артиллерии и авиации, развивая достигнутый войсками первого эшелона и воздушных десантов успех, завершает прорыв обороны противника и наступает в направлении главного удара. Одновременно завершается разгром подразделений первого эшелона противника и объединяются захваченные плацдармы.

Конечной целью действий на берегу является уничтожение противостоящей группировки противника, захват назначенного объекта и овладение плацдармами, размеры которых могут составлять: - для экспедиционного батальона - 5х5 км; - для экспедиционной бригады (полка м.п.) - 7-10х10-15 км; - для экспедиционной дивизии - 20-30х30-40 км. С выходом к назначенному рубежу и захватом объекта командиру десанта предписывается прекратить наступление и закрепиться даже в том случае, если обстановка благоприятствует дальнейшему продвижению.

Вертолетный десант высаживается одновременно или спустя 30-40 минут после часа «Н» . В зависимости от состава вертолетного десанта его высадка в тыл противника осуществляется на глубину от 5 до 15 км от побережья (батальон - на глубину до 10-15 км, рота - до3- 5 км). Высадка личного состава роты морской пехоты осуществляется 16 средники транспортно-десантными вертолетами типа СН-46 «Си Найт» или 10 тяжелыми транспортно-десантными вертолетами типа СН-53 «Си Стэлье н».Для переброски основных сил батальонной десантной группы требуется совершить до 70, а для переброски всей батальонной десантной группы с боевой техникой и предметами снабжения - до 200 вертолето-вылетов. Полеты вертолетов в район высадки и обратно осуществляются по одним и тем же маршрутам, но на разных высотах: в зону десантирования - на высоте 100-500 м, обратно 500-1000 м.

Общее управление высадкой вертолетного десанта осуществляет командир объединенного десантного соединения при помощи центра управления тактической авиацией. В течение первых двух суток операции предусматривается наиболее интенсивное использование вертолетов, при этом к полетам привлекаются 90-100% боеготовых машин с напряжением 6-10 ч. налета в сутки на вертолет, после чего они должны пройти технический осмотр и обслуживание. При планировании действий транспортно-десантных вертолетов считается, что в первом рейсе будут участвовать до 90%, во втором - 80% имеющихся вертолета. При продолжительных операциях к полетам должно привлекаться не более 60-70% вертолетного парка с напряжением 2-3 ч. налета в сутки.

Перспективы развития морских десантных операций

Командование основных зарубежных государств осуществляет в настоящее время комплекс мероприятий по существенному повышению боевых возможностей амфибийно-десантных сил путем принятия на вооружение флота и морской пехоты современных видов оружия и военной техники, десантных кораблей и катеров новых типов, а также совершенствования организационно-штатной структуры экспедиционных формирований морской пехоты.

Одновременно были пересмотрены принципы организации и проведения морской десантной операции, основу которой составляет концепция «загоризонтной высадки десанта». Суть концепции заключается в обеспечении начала высадки за пределами дальности обнаружения береговыми постами наблюдения и досягаемости огневых средств противодесантной обороны (30-50 миль от побережья) и максимальном сокращении времени от момента обнаружения десантно-высадочных средств до выхода их на берег. Десантирование штурмовых эшелонов экспедиционных формирований морской пехоты предусматривается осуществить с помощью -катеров на воздушной подушке типа LСАС, тяжелых транспортно-десантных вертолетов СН-53Е «Супер Стэльен» и самолетов вертолетного взлета и посадки МV-22А «Оспрей».

Первые MV-22 Osprey уже действуют в Ираке и Афганистане, а первая эскадрилья F-35 Lightning II, как ожидается, войдет в боевой состав примерно в 2012 году . Использование десантно-высадочных средств нового поколения позволит увеличить количество потенциальных направлений десантирования, существенно расширить плацдарм высадки десанта и не менее чем в 2-3 раза сократить время десантирования штурмовых эшелонов. При этом существенно повысится внезапность высадки на различных участках, как по фронту, так и в глубину противодесантной обороны, что вынудит противника рассредоточить силы, а это, в свою очередь, приведет к ослаблению зависимости сил десанта от авиационной и корабельной огневой подготовки (поддержки).

ровок вооруженных сил США на постоянной или временной основе и наращиванию возможностей для их быстрого усиления, в основном за счет морских десантных сил.

Морской десантной операцией может быть как высадка на берег разведывательной группы из четырех человек, так и высадка целой армии на значительную часть побережья. Независимо от масштаба операции они являются одними из самых сложных тактических операций, так как они требуют необычно интенсивной тыловой поддержки.

Морской десантной операцией может быть как высадка на берег разведывательной группы из четырех человек, так и высадка целой армии на значительную часть побережья. Независимо от масштаба операции они являются одними из самых сложных тактических операций, так как они требуют необычно интенсивной тыловой поддержки. Большинство наступательных морских десантных операций делится на семь этапов:

Планирование и подготовка;

Посадка и погрузка на суда;

Движение к месту высадки десанта;

Подготовительные операции перед высадкой;

Движение от транспортов к пункту высадки;

Десантирование;

Закрепление.

Речные патрули наиболее уязвимы для засад на берегу. На рисунке группа спецназа атакует патруль на трех лодках, а другие команды прикрывают их с тыла и фланга на случай нападения противника.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

Планирование, возможно, является самым сложным этапом операции, так как включает координацию действии многочисленных родов войск в едином плане сражения. Должны быть проанализированы все имеющиеся разведывательные данные об объекте. Первое, выбор места высадки. Оно должно быть благоприятным для высадки морского десанта с открытой навигацией в акватории в районе высадки десанта и отсутствием неблагоприятных морских условий, например, очень сильных поперечных течений. Должен быть относительно крутой подъем береговой линии (мелководье увеличивает риск попадания кораблей на мель еще до высадки); место высадки должно быть достаточно обширным для того, чтобы разместить все атакующие силы и части последующей тыловой поддержки.

Прежде всего разведка должна определить все укрепленные точки противника и расположение вооружения в любом месте высадки, особенно тех видов оружия, которые могут угрожать движению судов в акватории высадки и десантным силам при их движении от транспортов к берегу. Эти позиции обычно подавляются воздушной бомбардировкой и обстрелом с моря перед высадкой.

После выбора и определения района высадки начинается напряженная работа по планированию материально-технического обеспечения. Материально-техническое обеспечение морской десантной операции координируется между армией, военно-морским флотом и военно-воздушными силами. Они согласовывают между собой, что штурмовые части достигают места назначения при полном материально-техническом обеспечении, которое будет сохранено в течение дней и недель после высадки. После того как вопросы тыла будут определены, остается установить время и день. Время высадки обычно должно совпадать с хорошими погодными условиями, способствующими движению судов и осуществлению поддержки с воздуха, а также при низком уровне активности противника в районе высадки. Ночные десантирования являются обычно большой тактической неожиданностью, но делают само десантирование более непредсказуемым. Рассвет и сумерки наиболее обычное время для высадки десанта.

ПОСАДКА И ПОГРУЗКА НА СУДА

Посадка и погрузка состоит из сбора людей и оборудования для предстоящей операции и погрузки их на борт судов, которые доставят затем их к месту десантирования. Это очень не просто загрузить все на борт перед отправлением в плавание. Во время операций военно-морской пехоты США в Тихом океане во время Второй мировой войны было обнаружено, что порядок в котором происходит погрузка материалов на борт, имеет исключительное значение для того, что произойдет впоследствии. Боеприпасы и техника всегда грузятся последними, потому что при высадке они потребуются первыми. Питьевая вода имеет такое же значение. Все оборудование должно распаковываться на плацдарме высадки без загромождения территории и превращения ее в неподконтрольную для коменданта пункта высадки.

ДВИЖЕНИЕ К МЕСТУ ВЫСАДКИ ДЕСАНТА

Период перехода к месту высадки десанта является опасной фазой морской десантной операции. Флот и авиация противника обычно пытаются перехватить десантное оперативное соединение (ДОС] до того, как оно достигнет исходного рубежа для атаки. Главная опасность в современных сражениях - противокорабельные ракеты и морские мины, запускаемые самолетами и кораблями противника, и угроза, исходящая от подводных лодок (хотя только несколько государств в мире имеют высокоразвитый подводный флот). Десантное оперативное соединение выбирает наименее опасный путь. Оно остается в открытом море как можно дольше, держась вдали от береговой линии, на которой может находиться разведывательное оборудование и, возможно, противокорабельное оружие. Открытое море дает также возможность рассредоточить силы с значительным расстоянием между судами на случай вражеского нападения.

Разведка берега (перед высадкой). В обязанности солдат входят: измерение крутизны берега (А); составление сообщения о характере прибоя (В); обеспечение безопасности для лодки и команды (С); осмотр, определение местоположения и фотографирование ориентиров на берегу (D).

Большинство десантных оперативных соединений хорошо защищены во время перехода. Эсминцы защищают от вражеских надводных кораблей и подводных лодок, а сопровождающие самолеты обеспечивают прикрытие с воздуха. Боевые корабли рассредоточиваются среди, как правило, невооруженных транспортных судов. Весь конвой защищен системами дальней разведки, такими, как загоризонтные РЛС, и самолетами раннего обнаружения (AWAC). Если ДОС засечено, оно наносит сильный ответный удар, продолжая держать курс к месту высадки десанта.

Морские десантные операции требуют продуманного планирования, ослабление сил врага начинается за недели до начала перехода. В результате большинство ДОС должны иметь возможность совершать переходы, не встречая сопротивления со стороны противника. Более опасным является период размещения после высадки, когда противник имеет больше времени для планирования наступательных ударов. Многие из британских судов, потопленных аргентинской авиацией во время Фолклендской войны, были потеряны именно в этот период.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕД ВЫСАДКОЙ

Перед тем как штурмовая группа вступит в действие, зона высадки десанта подготавливается для того, чтобы дать десанту наилучшие шансы на успех, Наиболее обычным видом подготовки является огонь на подавление для разрушения позиций противника. При подготовке к высадке войск союзников в Нормандии бомбардировщики союзников сбросили около 80 000 тонн бомб на ключевые тыловые цели в Западной Франции, разрушив сеть автомобильных и железных дорог, которые могли бы быть использованы для усиления немецких контратак. Непосредственно в день вторжения военно-морские силы союзников подвергли береговые позиции врага массированному обстрелу крупнокалиберными снарядами и ракетным огнем. Морские пехотинцы США при операциях в Тихом океане также использовали массированный огонь для разрушения прибрежных позиций противника. Однако сам по себе огонь, ведущийся с кораблей по береговым целям, имеет ограниченный тактический эффект. Японские войска на острове Окинава, например, отошли в глубь острова, когда американцы начали подготовительный обстрел перед высадкой, для того чтобы сберечь свои силы и встретить американцев в более защищенной зоне.

Используются также и многие другие виды подготовительных операций перед высадкой. Введение в заблуждение имеет большое значение для отвлечения противника от настоящего места высадки. Перед высадкой в Инчоне (Корея) в 1950 году американские боевые пловцы оставили разведывательное снаряжение в месте, расположенном вне реальной зоны предстоящей высадки для того, чтобы ввести противника в заблуждение относительно планов войск ООН. Введение в заблуждение может быть достигнуто и высадкой отвлекающего десанта или проведением операции в какой-либо части вражеской территории. Для атаки на позиции противника вне зоны высадки могут быть использованы специальные силы, например, большой парашютный десант, высаженный в глубине территории, может оттянуть силы противника с побережья. Другой операцией перед высадкой является психологическая война против защитников побережья. Ведение радиопередач и разбрасывание листовок, направленных на подрыв морального духа, могут способствовать тому, что сопротивление на побережье будет менее стойким.

Операции перед высадкой включают также устранение препятствий в зоне высадки десанта, Обычно это подводные ловушки для десантных судов (мины или металлические балки, предназначенные для пробивания корпусов кораблей), противопехотные и противотанковые мины или ловушки для машин непосредственно на самом берегу. Поэтому непосредственно перед операцией должен быть высажен скрытный десант для разрушения препятствий или, что более обычно, нанесения их на карту, чтобы десантные части могли избежать их.

ДВИЖЕНИЕ ОТ СУДОВ К БЕРЕГУ

На этом этапе операции штурмовая команда транспортируется от основной группы кораблей к месту высадки. Это делается на специально сконструированных десантно-высадочных средствах типа плавающих транспортеров или вертолетах, размещенных на авианосцах. Отплытие начинается из специально предназначенного района сбора, расположенного близко к береговой линии, движение от судов к берегу прикрывается огнем поддержки. Необходимо отметить, что, особенно в современной военно-морской доктрине, концепция движения от транспорта к берегу часто заменяется концепцией движения от транспорта к объекту. В этом случае высадившиеся части движутся прямо из района высадки к объекту в глубь территории, не ожидая сосредоточения средств тыла на берегу. Движение транспорт - цель обеспечивает быстрый темп операции, но требует высокой степени самообеспеченности десантных войск.

ДЕСАНТИРОВАНИЕ

Первая задача десанта - захват плацдарма на берегу. По вражеским позициям ведется сильный огонь, и десантные подразделения начинают движение «огонь и маневр» в зоне высадки. Укрепленные позиции врага штурмуются и разрушаются по отдельности, а береговые препятствия расчищаются. Часть зоны высадки предназначается для подкрепления и служб материально-технического обеспечения, которые обеспечивают безопасность плацдарма и поддержку продолжающейся операции. Плацдарм расширяется и заполняется дополнительными частями по мере захвата вражеских позиций. Тем временем ведется бомбардировка с воздуха и обстрел из дальнобойных корабельных орудий вражеских позиций, расположенных далеко за пределами зоны высадки десанта для того, чтобы предотвратить усиление противника.

Как только плацдарм закреплен, десантные части или продвигаются к целям, расположенным в глубине, или позволяют другим частям принять на себя выполнение этой миссии. Раненых эвакуируют с берега на госпитальные суда, находящиеся недалеко от берега.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Закрепление является важным элементом общего успеха морской десантной операции. Как правило, после высадки десанта следует крупномасштабная

контратака противника, если у него имеются для этого силы. Это попытка уничтожить плацдарм, нанести урон высадившимся силам и предотвратить любое дальнейшее сосредоточение средств тыла. Поэтому материально-техническое обеспечение и подкрепление должны поступить на берег как можно быстрее. Для организации снабжения с берега передовых частей должны быть также выгружены транспортные средства. Одновременно корабли, производящие десантирование, должны получать материально-техническое снабжение с кораблей снабжения для поддержания темпа операции.

Эффективное маневрирование во время закрепления приводит к тому, что плацдарм превращается в надежную действующую базу для продвигающихся в глубь войск и основной исходный пункт для продвижения внутрь страны.

Десант в Инчоне

Морской десант в порту Инчон (Корея) был осуществлен войсками ООН в 1950 году для того, чтобы начать наступление в 332 километрах за линией фронт. Операция была исключительно трудной. Фактически, только четыре дня в месяц были пригодны для проведения этой операции. В остальные дни глубина воды внутри порта, составлявшая 9 м, была недостаточна для осадки десантных кораблей, составлявшей 8,8 м. К тому же здесь не было прибрежной полосы, и поэтому высадка должна была совершаться прямо в центре города Инчон. Вход в порт был настолько узок, что один затонувший корабль полностью блокировал бы проход для всех остальных. Основные десантные силы прибыли 14 сентября. Морские штурмовики и штурмовики ВВС, а также тяжелая корабельная артиллерия вели обстрел позиций противника в течение почти двух дней, разрушив наиболее эффективные оборонительные позиции. Атака началась в 6 часов 15 минут утра 15 сентября. Батальон 5-го полка морской пехоты захватил Волми-до - остров с мощной обороной, доминировавший над бухтой. Потери при этом составили всего 17 раненых. Атака против самого порта началась ранним вечером. Подразделение морской пехоты имело в своем распоряжении всего три часа до того, как вода спадет и оставит их десантный корабль на мели. Серьезной проблемой стала и навигация из-за дыма, стелющегося из районов, подвергнутых бомбардировке. Войска быстро высадились на берег и вошли в город. К половине второго ночи 16 сентября высадка была закончена и все поставленные цели достигнуты. Благодаря внезапности атаки, потерн составили всего 20 убитых солдат из 70 000.

К.Макнаб, У.Фаулер / Современный бой/ Оружие и тактика.

ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ДЕСАНТА НА БЕРЕГУ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕСАНТА В БОЮ ЗА ВЫСАДКУ

В В О

ПЕРЕХОД МОРЕМ

Командиры сил высадки и десанта совместно определяют: порядок действий десанта в различных ситуациях, которые могут возникнуть на переходе; порядок использова-

7.5. Переход морем

ния личного состава десанта при борьбе за живучесть кораблей; порядок проведения дезактивации и дегазации вооружения и техники, а также санитарной обработки личного состава при нахождении десанта на кораблях; способ пересадки личного состава и перегрузки техники и грузов с поврежденных кораблей на неповрежденные, а также замены подразделений десанта, потерявших боеспособность; организацию аварийно-спасательной службы подразделений десанта, совершающих переход морем на штатной плавающей технике.

Переход морем совершается рассредоточенно, с соблюдением всех мер маскировки. Маршруты движения кораблей выбираются так, чтобы до определенного времени противник не смог определить район и время высадки десанта. Широко применяются ложный маневр и перевозка ложных десантов, соблюдаются радиомолчание и светомаскировка. В некоторых случаях переход морем может совершаться методом последовательного перехода кораблей в промежуточные пункты, расположенные ближе к району высадки. При этом десант может находиться на кораблях или выходить для посадки (погрузки) в один из промежуточных пунктов. Во всех случаях построение походного порядка кораблей на переходе морем должно обеспечивать наибольшую безопасность их движения, свободу маневра, надежность управления, успешное отражение атак и ударов противника с моря и воздуха, быстрое перестроение в боевой порядок и высадку десанта в установленной последовательности (рис. 7.2).

На переходе морем организуются охранение и прикрытие десантных кораблей от атак и ударов подводных лодок, надводных кораблей и авиации противника. Для этого выделяются корабли охранения, используются огневые средства десантных кораблей и десанта.

Переход морем на штатной плавающей технике подразделения десанта осуществляют по кратчайшим маршрутам. Протяженность перехода зависит от ряда факторов: запаса хода машин, скорости машин на воде, условий перехода и состояния моря. Плавающие машины оборудуются светосигнальными устройствами и всплывающими буями. Перегрузка машин сверх установленных норм не допускается.

Переход морем подразделений на плавающей технике производится в походном порядке с организацией всех мер


180 ^ л - ^- Высадка морского десанта

обеспечения (рис. 7.3). Корабли (катера) навигационного лидирования встречают колонны плавающих машин на исходном рубеже, занимают место в голове их и лидируют заданным" курсом на установленной для плавающих машин



Рис. 7.2. Походный ордер кораблей с подразде 1 лением десанта на борту (вариант)

скорости. Корабли (катера) аварийно-спасательной службы замыкают колонны и следуют между ними. Коломны охраняются силами и средствами старшего начальника.

Оповещение о радиоактивном и химическом заражении осуществляется по корабельной сигнализации (по радио, голосом). Для защиты используются защитные свойства корабля, техники десанта, индивидуальные средства защиты. Для оказания необходимой помощи личному составу и проведения санитарной обработки и дезактивации на каждом корабле предусматриваются запасы воды и других средств.

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 181

Рис. 7.3. Походный порядок подразделения при

преодолении водного пространства на плавающей

технике (вариант)

Бой за высадку является решающим и самым ответственным этапом высадки морского десанта. Он представляет собой разновидность наступательного боя и имеет ряд


особенностей: сближение с противником осуществляется на кораблях; развертывание подразделений в боевой порядок, как правило, происходит непосредственно перед передним краем обороны противника; огневые средства десанта вводятся в бой по мере выгрузки их на берег; существенное влияние на высадку оказывают состояние погоды, моря, приливо-отливные явления и другие гидрометеорологические условия.

Бой за высадку, как правило, включает: развертывание сил высадки из походного порядка в боевой; огневую подготовку; высадку передовых подразделений и проделывание проходов в противодесантных заграждениях в воде и на берегу; высадку первого эшелона, резервов и захват ими пункта высадки; огневую поддержку действий подразделений десанта на берегу; высадку остальных сил и средств десанта.

По приказу командира сил высадки десантный отряд с подразделениями десанта перестраивается из походного в боевой порядок для высадки, корабли огневой поддержки занимают назначенные районы для открытия огня. Перестроение из походного порядка в боевой заканчивается с выходом первой волны десантных кораблей к исходной линии, обозначаемой обычно хорошо видимыми знаками и буями.

Огневая подготовка, как правило, проводится непосредственно перед высадкой. В ней участвует максимальное количество корабельной артиллерии и авиации, выделенных для обеспечения высадки десанта, а также огневые средства десанта, заранее подготовленные для ведения огня с десантных кораблей. Продолжительность огневой подготовки определяется необходимой степенью подавления противодесантной обороны противника и зависит от количества привлекаемых средств и их огневых возможностей, скорости десантно-высадочных средств и плавающей техники (при высадке на плав). Заканчивается огневая подготовка с подходом подразделений десанта на безопасное от разрывов снарядов своей артиллерии расстояние.

В ходе огневой подготовки в первую очередь уничтожаются огневые средства противника, которые могут оказать противодействие подходу десантно-высадочных средств к пункту высадки, высадке воздушного десанта и передовых подразделений морского десанта, действиям групп разграждения по проделыванию проходов в заграждениях. Ракет-

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 183

ные части, средства применения оружия массового поражения и батареи береговой артиллерии противника подавляются до выхода сил высадки в зону их огня, а в последующем - по мере их обнаружения. При планировании и проведении огневой подготовки предусматривается подавление всех объектов, которые могут оказать противодействие высадке десанта.

Если в период огневой подготовки по противодесантной обороне противника наносятся ядерные удары, то удаление десантно-высадочных средств (плавающей техники) от района взрыва должно предусматриваться в пределах радиуса безопасности для личного состава. Такое минимально допускаемое безопасное расстояние обеспечивает минимальный разрыв по времени между поражением объектов противника и началом высадки десанта.

Количество проделываемых проходов на пункте высадки зависит от построения боевого порядка батальона, количества десантных кораблей, одновременно подходящих к берегу, и обычно составляет 1-2 прохода на роту и 3-6 на батальон. Проходы в основном проделываются взрывным способом с помощью плавучих, удлиненных и шнуровых зарядов. Ширина прохода должна быть не менее ширины проводимых кораблей, увеличенной на два безопасных радиуса от взрыва морских мин вероятного противника. Проходы в воде обозначаются гидрографической группой, высаживаемой вместе с группой разграждения. Проверку, а иногда и проделывание проходов проводят группы разграждения. Для обозначения назначенных проходов в воде применяются хорошо видимые буи и вехи, окрашенные в разные цвета. Проходы на берегу обозначаются специальными указками.

Группы разграждения, гидрографические группы и подразделения для их прикрытия высаживаются обычно с быстроходных десантно-высадочных средств или вертолетов и являются передовыми подразделениями десанта.

Боевой порядок батальона (рис. 7.4) состоит из боевых порядков рот со средствами усиления, резерва (иногда и второго эшелона) и огневых средств, находящихся в непосредственном подчинении командира батальона. Боевой порядок роты состоит из боевых порядков взводов. В зависимости от обстановки и условий высадки взводы в роте могут действовать в линию, уступом вправо или влево, углом назад или вперед. Огневые средства, находящиеся в


Б. Подразделений десанта в бою за высадку 185

подчинении командира роты, располагаются за боевыми порядками взводов, в промежутках между ними или на флангах. Для высадки батальона в порт или овладения укрепленным пунктом (объектом) на побережье могут создаваться штурмовые группы из рот.

Высадка батальона проводится одним или двумя эшелонами, а роты, как правило, одним эшелоном.

Подразделения высаживаются в последовательности, которая позволяет командиру вводить в бой на берегу подчиненные подразделения в соответствии с принятым решением.

При подходе десантных кораблей к району высадки подразделения десанта приводятся в готовность к высадке, раскрепляется техника, личный состав занимает свои места в танках, бронетранспортерах и других машинах, проверяется готовность оружия к стрельбе и техники к движению; двигатели машин при необходимости опробуются и прогреваются. При значительном волнении моря техника раскрепляется непосредственно перед выходом на берег или на плав. При высадке десанта без техники личный состав находится в готовности к высадке.

Десантные корабли после развертывания в боевой порядок под прикрытием огня кораблей и авиации, расчлененные по фронту и эшелонированные в глубину, следуют к пункту высадки.

Для затруднения противнику наблюдения за подходом десанта к пункту высадки и ведения прицельного огня в ряде случаев могут ставиться дымовые завесы специально выделенными для этого кораблями (катерами). Дымовые завесы не должны затруднять ориентирование и подход к берегу десантных кораблей, ведение огня кораблями, нанесение ударов авиацией и выход плавающей техники на берег (при спуске ее на воду).

Командир десанта уточняет обстановку, обобщает данные о противнике, оценивает результаты огневой подготовки, уточняет свое решение на высадку и при изменении ранее принятого решения согласует его с командиром сил высадки; ставит (уточняет) задачи подчиненным командирам подразделений; вместе с командиром сил высадки уточняет дополнительные задачи кораблям огневой поддержки. Командиры подразделений десанта ведут наблюдение за противником, изучают местность в направлении


1"86 _________Гл. 7. Высадка Морского десанта

высадки, уточняют результаты огневой подготовки и единые ориентиры на местности.

Высадка десанта начинается по* сигналу командира сил высадки.

В тех случаях, когда десантно-высадочные средства не могут вплотную подойти к берегу (при глубине места высадки не более 1 м), подразделения высаживаются на берег на плавающей технике или непосредственно в воду. Неплавающая техника выгружается в воду в том случае, если глубина места выгрузки и грунт дна позволяют ей двигаться к берегу своим ходом.

С подходом десантных кораблей к берегу (исходной линии спуска плавающей техники на плав, месту выгрузки неплавающей техники в воду) по команде командира корабля открываются ворота и опускается аппарель. Высадка десанта начинается немедленно после остановки корабля и опускания аппарели. Высадка десанта без техники может также проводиться с борта корабля с помощью различных приспособлений, а иногда и непосредственно в воду.

При наличии противодесантных заграждений в воде и на берегу в последних проделываются проходы. Для обеспечения пропуска подразделений десанта по проделанным проходам в воде и на берегу организуется комендантская служба, которую осуществляют инженерно-десантные (инженерные, саперные) подразделения.

При сильном противодействии противника подходу десантных кораблей к берегу или неблагоприятных навигационных условиях может быть нецелесообразна или вообще исключена возможность высадки десанта непосредственно на берег. В этом случае обычно первый эшелон десанта высаживается на плавающих машинах. Для спуска плавающей техники на плав назначается линия спуска, удаление которой от берега зависит от состояния моря, системы огня противника, характера и глубины противодесантных заграждений в воде, мореходных качеств плавающей техники и условий видимости. Обычно это расстояние подразделения на плавающей технике должны преодолевать во время огневой подготовки. Для достижения высоких темпов высадки во всех случаях необходимо приближать исходную линию спуска плавающей техники на плав к берегу. Иногда для обеспечения внезапности и скрытности высадка может назначаться за пределами видимости десантных кораблей

7.6. Подразделения десанта в бою за высадку 187

радиолокационными станциями подразделений, обороняющих побережье.

Высадившиеся на берег подразделения первого эшелона с ходу развертываются в боевой порядок и стремительно атакуют обороняющегося противника. С подходом подразделений на безопасное от разрывов снарядов своей артиллерии расстояние огонь переносится в глубину и начинается огневая поддержка десанта, в которой участвуют корабли, авиация и артиллерия десанта по мере выгрузки ее на берег. В боевых порядках подразделений батальона могут находиться корректировочные посты корабельной артиллерии. Артиллерия батальона (штатная и приданная) с высадкой на берег немедленно открывает огонь отдельными орудиями (установками). В последующем управление огнем централизуется в масштабе батареи (взводов). Зенитные средства с выходом на берег прикрывают боевые порядки подразделений первого эшелона, командно-наблюдательный пункт и высадку (выгрузку) оставшихся на кораблях сил и средств десанта.

Командир и штаб высаживаются на берег вместе с основными силами и развертывают свой командно-наблюдательный пункт; уточняют обстановку и усиливают разведку; если необходимо, уточняют задачи высадившимся подразделениям и порядок высадки остальных сил и средств. С высадкой на берег командир десанта выходит из подчинения командира сил высадки, но продолжает поддерживать с ним тесную связь и взаимодействие. Командир сил высадки продолжает высадку (выгрузку) оставшихся на кораблях подразделений десанта и его материальных средств, поддерживает огнем бой десанта на берегу.

В ходе высадки не допускается скопления техники в пункте высадки, особое внимание уделяется быстрой выгрузке танков, артиллерии и своевременному вводу их в бой.

Задача подразделений десанта после высадки на берег- расширение захваченного участка и развитие успеха в глубину. Командир десанта и командиры всех подразделений должны сосредоточить все силы для разгрома противника, обороняющего наиболее важные объекты и опорные пункты, от овладения которыми зависят успех высадки и выполнение последующей задачи десантом, а также принять меры, исключающие контратаки противника во фланг и тыл высадившимся подразделениям.


Гл. 7. Высадка морского десанта

При высадке одновременно морского и воздушного тактических десантов для овладения пунктом высадки особое внимание уделяется согласованности действий их с силами высадки в фактически складывающейся обстановке. Если воздушный десант высаживается для обеспечения высадки морского десанта, его подразделения уничтожают противника в пункте высадки, овладевают прибрежной полосой и господствующими высотами, не допускают подхода резервов противника, проделывают проходы в противодесантных заграждениях и решают другие задачи в интересах успешной высадки морского десанта. С высадкой на берег всех сил и средств десанта и овладением ими рубежом, обеспечивающим успешные последующие действия, бой за высадку заканчивается.

После боя^за высадку характер последующих действий подразделений определяется боевой задачей, действиями противника в районе высадки и в направлении наступления десанта, темпом продвижения подразделений, наступающих вдоль морского побережья, и временем, в течение которого десанту предстоит самостоятельно вести боевые действия (рис. 7.5).

Часть сил высадки выделяется для огневого сопровождения боевых действий десанта, эвакуации раненых и больных, подвоза материальных средств и прикрытия его от ударов противника с моря. Боевые действия десанта поддерживаются авиацией и огнем подразделений, наступающих вдоль побережья, в пределах досягаемости.

При нанесении удара во фланг и тыл противнику с целью содействия наступающим вдоль морского побережья подразделениям основные усилия десанта сосредоточиваются на развитии наступления в глубину противодесантной обороны и выходе на рубеж (в район), обеспечивающий благоприятные условия для развертывания десанта в боевой порядок и атаки. Решительная атака во фланг и тыл противнику способствует успешному наступлению подразделений вдоль побережья. Для своевременного и организованного выхода на рубеж атаки (в заданный район) подразделения десанта используют проме-

7.7. Ведение боевых действий десантом на берегу 189

Рис. 7.5. Ведение боя батальоном на берегу после овладения пунктом высадки (вариант)


Гл. 7. Высадка морского десанта

жутки и.бреши в обороне противника, обходят, а при невозможности обойти уничтожают или блокируют уцелевшие опорные пункты, решительно продвигаясь вперед.

При выполнении задачи по овладению важным рубежом (объектом) и удержанию его до подхода подразделений, наступающих вдоль побережья или выходящих к морю, действия морского десанта должны быть направлены на стремительное выдвижение к указанному рубежу (объекту) и овладение им. Захваченный рубеж (объект) может удерживаться как до подхода подразделений, наступающих вдоль морского побережья или выходящих к морю, так и до определенного времени, когда будет достигнута цель высадки морского десанта.

Оборона рубежа (объекта) строится по принципу удержания отдельных опорных пунктов, связанных между собой единой системой огня, особенно противотанкового. Опорные пункты готовятся к круговой обороне. Для создания устойчивой обороны в первую очередь используются естественные препятствия и инженерные заграждения.

При ведении боевых действий в тылу противника морской десант должен быть готов к отражению сильных контратак пехоты и танков, к встречному бою с выдвигающимися резервами противника. Для отражения контратак основные огневые средства, в первую очередь противотанковые, развертываются на выгодном рубеже и уничтожают контратакующего противника. Одновременно принимаются меры для развития наступления с целью выполнения поставленной задачи. Во встречном бою морской десант должен стремиться частью сил сковать противника с фронта, а главными силами нанести ему удар во фланг и тыл.

Независимо от выполняемой задачи, характера действий противника и условий местности командиры подразделений десанта должны вести разведку, организовать противовоздушную оборону, защиту от оружия массового поражения, а также обеспечение флангов и тыла.

Огневое сопровождение десанта продолжается до предельных дальностей действительного огня корабельной артиллерии, до соединения десанта с подразделениями, наступающими вдоль побережья (выходящими к морю), или до выполнения десантом поставленной задачи на берегу.

7.8. бысадка морского десанта в особых условиях iQl;

Высадка десанта в шхерных, северных и пустынных районах, а также на скалистые берега и в зимнее время является высадкой в особых условиях.

Шхерным районом считается часть прибрежного водного пространства с сильноизрезанной береговой чертой и многочисленными островами различной величины. Для шхерных районов характерны разветвленная сеть продольных и поперечных фарватеров, а также различные навигационные опасности.

Успех высадки морского десанта в шхерном районе достигается быстрым захватом островов, господствующих над узлами фарватеров, своевременным сосредоточением усилий на главном направлении, смелым маневром силами и средствами на направлении обозначавшегося успеха, а также инициативными и дерзкими действиями подразделений десанта и командиров десантных кораблей (катеров).

Высадка морского десанта в шхерном районе отличается рядом особенностей. Для высадки используются, как правило, десантные корабли и катера, имеющие малую осадку. Пункт посадки выбирается ближе к пункту высадки. Пункты высадки в большинстве случаев имеют малые размеры, что определяет необходимость высадки на них в ряде случаев мелких подразделений, способных самостоятельно решать боевые задачи. Высадка десанта расчленяется на ряд боев по овладению отдельными островами и опушками шхер.

Наступление с острова на остров представляет собой форсирование водных преград с ходу. Для форсирования применяются в первую очередь плавающие танки и бронетранспортеры. При этом каждый из захваченных островов используется как опорный пункт для овладения последующим. Если занятие какого-либо острова требует значительных сил и времени, то он, как правило, блокируется огнем с соседних островов и корабельной артиллерии, ударами авиации.

При высадке морского десанта в северных районах следует учитывать: отсутствие развитой дорожной еети; трудность выполнения инженерных работ; сложные метеорологические условия и полярную ночь (день); низкую


Гл. 7. Ёысадка морского десанта

температуру морской воды. На боевые действия подразделений десанта в северных районах оказывают также влияние гористая и болотистая тундровая местность с большим количеством валунов, а в зимних условиях, кроме того, глубокий снежный покров и низкая температура окружающего воздуха.

Выполнение боевых задач морским десантом в пустынной местности затрудняется сложностью маскировки и ориентирования, резкими колебаниями температуры, сильными ветрами, отсутствием воды. При выполнении задач, особенно после овладения пунктом высадки, командиры подразделений должны, как правило, указывать подразделениям азимуты наступления, обеспечивать их необходимым запасом воды и устанавливать контроль за ее расходом. Пески требуют применения техники более повышенной проходимости и принятия дополнительных мер для обеспечения выхода техники на берег. Сложность проведения мероприятий по маскировке обязывает командиров уделять больше внимания противовоздушной обороне.

Высадка морского десанта на побережье, имеющее крутые или скалистые берега, обычно проводится мелкими подразделениями. Основными задачами высаженных подразделений являются: ведение разведки, действия в качестве обходящих подразделений для удара во фланг и тыл обороняющемуся на побережье противнику и др. Подразделения, высаживаемые на скальные участки побережья, должны уметь преодолевать скалы с помощью альпинистского снаряжения, а также специальных приспособлений и устройств. "- ,.

При подготовке высадки морских десантов зимой необходимо предусматривать оборудование утепленных укрытий для личного состава в районе ожидания и пунктах посадки, подготовку оружия и боевой техники в условиях эксплуатации при низких температурах и дополнительные мероприятия для повышения проходимости машин. Командиры подразделений не должны допускать случаев обморожения личного состава. При глубоком снежном покрове используются обходящие подразделения на лыжах, а также буксировка лыжников за машинами высокой проходимости. Необходимо учитывать возможность действий подразделений десанта в условиях снежных зарядов и пурги.

7.9. Обратная посадка подразделений десанта 193

войска, предназначенные для высадки с моря или высадившиеся на побережье противника. По масштабу и целям различают М. д.: стратегические, оперативные, тактические и разведывательно-диверсионные. М. д. высаживаются способом «берег - берег», когда десант перевозится на десантных кораблях (См. Десантные корабли) и высаживается непосредственно на берег, или способом «корабль - берег», когда десант перевозится на транспортах и перегружается с них на десантно-высадочные средства у побережья противника.

  • - войска, специально подготовленные и высаженные или предназначенные для высадки иа территорию противника в целях ведения боевых действий...

    Словарь военных терминов

  • - специально подготовленные для высадки войска на территорию, занятую противником, или в определенные районы на своей территории, или высадившиеся на ней с целью ведения служебно-боевых или боевых действий...

    Пограничный словарь

  • - высадка сухопутных войск, перевезенных морем или по воздуху, на территории противника для военных действий, а также с охранительными и демонстративными целями...

    Морской словарь

  • - так называется состав определенной части судовой команды, свозимой для независимого действия на берегу...
  • - Так называется состав определенной части судовой команды, свозимой для независимого действия на беегу...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - войска, специально подготовленные для высадки на территории, занимаемой противником, или высадившиеся на ней с целью ведения боевых действий...
  • - войска, предназначенные для высадки с моря или высадившиеся на побережье противника. По масштабу и целям различают М. д.: стратегические, оперативные, тактические и разведывательно-диверсионные...

    Большая Советская энциклопедия

  • - войска, специально подготовленные для высадки на территорию, занимаемой противником, или высадившиеся на ней с целью ведения боевых действий...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ; мн. деса/нты, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - муж., франц., воен. высадка; выездное войско, привезенное на судах...

    Толковый словарь Даля

  • - ДЕСА́НТ, -а, муж. 1. Высадка войск на вражескую территорию, а также вообще высадка куда-н. быстродействующих военизированных групп. Произвести д. Д. пожарных в тайге. 2...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ДЕСА́НТ, десанта, муж. . 1. Отряд войска, высаженный с кораблей на неприятельскую территорию для военных операций. 2. Военная операция, заключающаяся в высадке войск...

    Толковый словарь Ушакова

  • - деса́нт м. 1. Высадка войск на территории противника для ведения боевых действий. 2. Войска, специально подготовленные для такой высадки. 3. перен. Группа лиц, направленная куда-либо с какой-либо целью...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - дес"...

    Русский орфографический словарь

  • - деса́нт "высадка войск", начиная с Петра I; см. Смирнов 102. Из франц. descente "спуск" ...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - ДЕСАНТ а, м. descente f. 1. воен. Высадка войска с кораблей на территорию неприятеля. Сл. 18. || Военная операция, заключающаяся в высадке войск. Уш. 1934. Высадка войск на территории противника. БАС-2...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"Морской десант" в книгах

Десант

Из книги В море погасли огни автора Капица Петр Иосифович

Десант 4 июля. Там, где река Луга впадает в море, образовался пресноводный залив, похожий на тихую заводь, заросшую ряской и лилиями. На отмелях в илистое дно вбиты толстые колья, меж которых в воде установлены рыбацкие сети. На колья то и дело садятся чайки. Поглядывая, нет

Десант

Из книги Осажденная Одесса автора Азаров Илья Ильич

Десант Из Севастополя мы получили извещение, что десантная операция переносится на одни сутки. Это решение не уменьшило нашего беспокойства: пока не прибыла 157-я дивизия, нельзя было рассчитывать на удачу, и полк, который высадится, явно обрекался на гибель. Мы не смогли бы

Феодосия. Морской десант

Из книги Иван Айвазовский автора Рудычева Ирина Анатольевна

Феодосия. Морской десант Свидание с родными было недолгим. Иван приехал сюда не отдыхать, а набираться новых впечатлений и работать – писать виды приморских городов. Вот как художник вспоминал о начале поездки в Крым: «По прибытии в Крым, после кратковременного свидания

Морской десант

Из книги Миусские рубежи автора Корольченко Анатолий Филиппович

Морской десант Чтобы не допустить отхода немецко-фашистских войск из Таганрога на Мариуполь, командование решило в ночь на 30 августа высадить в тылу, противника, в районе Безыменовки и Веселого, отряды морской пехоты. Одним из них командовал капитан Ф. Е. Котанов.Стоя на

Десант

Из книги Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923 автора Юзефович Леонид

Десант 1В мае 1923 года Строд находился далеко от охотского побережья. Он вообще ни разу в жизни там не бывал и приморскую весну описал со слов ротмистра Нудатова, в том году наблюдавшего ее приход: «Реки Охота и Кухтуй наполнялись мутной водой и готовились стряхнуть с себя

50 «По его мнению… Ельню захватил крупный немецкий десант… Ракутин предполагал, что через день-два, максимум через три десант этот удастся уничтожить»

Из книги Сто суток войны автора Симонов Константин Михайлович

50 «По его мнению… Ельню захватил крупный немецкий десант… Ракутин предполагал, что через день-два, максимум через три десант этот удастся уничтожить» 24 и 25 июля мы с Трошкиным оказались свидетелями первых боев за так называемый Ельнинский выступ, которые закончились

ДЕСАНТ

Из книги Десант автора Туманов Юрий Викторович

ДЕСАНТ Командиру полка Георгию Осиповичу Кузнецову, комбату Котунову, убитым на Немане летом 1944 года, командирам огневых взводов Анатолию Попову и Григорию Камениру, разорванным бомбой вместе со своими орудийными расчетами зимой 1942 года в калужской деревне Проходы, и

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)

автора

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) Николо-Богоявленский кафедральный собор считается символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы. Но это не просто символ – Никола Морской, как его называют

Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца) Силуэт этого грандиозного собора виден за несколько десятков километров до подхода к городу. Морской Никольский собор, видимый в хорошую погоду из Петербурга, – это не только одна из

Часть первая Десант на Дунае Первый десант войны

Из книги Десанты 1941 года автора Юновидов Анатолий Сергеевич

Часть первая Десант на Дунае Первый десант войны

ДЕСАНТ

Из книги Последние гардемарины (Морской корпус) автора Берг, фон Владимир Владимирович

ДЕСАНТ Бледным золотом окрасилось небо над Инкерманом, розовые волны побежали по голубизне и оранжевый поток широких лучей залил и голубое и розовое одним торжествующим цветом царственного светила.Оно выкатилось за меловыми горами и залило море и горы утренним

десант

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

десант десантное отделение БМП, БТР Пехота спала в «десантах» БМП, сидя плечом к плечу. Он часто садился в десант машины и писал стихи. Снова рванулся к машине, открыл левый, правый десант, помог выбраться находившимся там товарищам… }

error: