Стратегические самолеты великобритании. Самолеты ввс великобритании. Отрывок, характеризующий Королевские военно-воздушные силы Великобритании

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2010, стр. 44-53

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Капитан А. ГОЛОВИН

ВВС Великобритании - самостоятельный вид вооруженных сил. Официальное его название -королевские военно-воздушные силы (RAF -Royal Air Force). Днем создания этого вида ВС считается 1 апреля 1918 года, когда были объединены авиационный корпус и морская авиационная служба. Национальные ВВС предназначены для решения широкого круга задач в тесном взаимодействии с сухопутными войсками и военно-морскими силами в составе объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) НАТО как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами или самостоятельно.

В соответствии с доктринальными установками военно-политического руководства основными задачами ВВС в условиях мирного времени являются: противовоздушная оборона национальной территории и объектов ядерного потенциала страны, военно-транспортные перевозки, поиск и спасение терпящих бедствие экипажей воздушных и морских судов, а также участие в миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой международных организаций.

В военное время на ВВС Великобритании возлагаются задачи по завоеванию и удержанию господства в воздухе, оказанию непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведению воздушной разведки и РЭБ, обеспечению ПВО войск и важных объектов на территории страны.

Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с"другими видами вооруженных сил способна оказать решающее воздействие на разгром противостоящего противника. В состав военно-воздушных сил входят также все силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы и радиотехнические средства. Для обеспечения боевых действий всех видов вооруженных сил в них имеется вспомогательная авиация.

Организация и боевой состав. Военно-воздушные силы Великобритании, непосредственное руководство которыми осуществляет начальник штаба ВВС, организационно сведены в авиационное командование. Оно отвечает за готовность соединений и частей ВВС к боевому применению и осуществляет административное руководство 1, 2 и 22-й авиационными группами, воздушными компонентами командований ВС Великобритании на о. Кипр и Фолклендских о-вах, а также отдельным полком ПВО и охраны объектов ВВС.

Общая численность личного состава военно-воздушных сил в мирное время 43 тыс. человек. В ходе мобилизационного развертывания она может быть увеличена до 90 тыс. человек. Формирование новых боевых авиационных подразделений и пополнение авиапарка планируется осуществлять за счет учебно-боевых эскадрилий и резерва самолетов ВВС.

Всего в составе ВВС имеется: 18 эскадрилий самолетов боевой авиации (из них шесть эскадрилий самолетов - носителей ядерного оружия); 16 - самолетов вспомогательной авиации и 10 вертолетных эскадрилий.

На вооружении ВВС находятся: около 600 боевых самолетов, в том числе до 200 в резерве; 450 самолетов вспомогательной авиации, включая 20 резервных;

Организационная структура ВВС Великобритании

два беспилотных летательных аппарата; 130 вертолетов; шесть зенитных ракетных комплексов ближнего действия.

Штаб ВВС (г. Хай-Уиком) включает пять управлений: оперативное, личного состава, разведки и безопасности, взаимодействия, МТО и расквартирования. Руководство ими осуществляет начальник штаба ВВС через своего заместителя.

Самолет ДРЛО и управления E -3 D A WA CS

На вооружении эскадрилий 1-й авиагруппы состоят боевые самолеты следующих типов: штурмовики «Харриер» (модификации GR.7 и GR.9), «Торнадо» GR.4, тактические истребители «Торнадо» F.3 и «Тайфун» F.2, учебные самолеты «Хок» Т.1. Всего в авиационной группе насчитывается 317 самолетов.

2-я авиационная группа вспомогательной и обеспечивающей авиации (штаб в г. Хай-Уиком) имеет в своем составе следующие эскадрильи: две - самоле тов ДРЛО и управления (8 и 23 аэ ДРЛО и управления), одну - самолетов РЭБ (51 аэ РЭБ), одну разведывательную (5 раэ) и три - самолетов базовой патрульной авиации (42, 120 и 201 паэ), авиационную БЛА (39 аэ БЛА), шесть военно-транспортных авиационных (24, 30, 47, 70 таэ, одну -стратегических военно-транспортных самолетов - 99 стаэ и одну - для перевозки руководства страны и вооруженных сил - 32 аэ), а также две транспортно-заправочные авиационные эскадрильи (101 и 216 тзаэ), семь вертолетных (7,18, 27, 28, 33, 78 и 230 вэ), три поисково-спасательные вертолетные (22, 202 вэ ПСС и 203 учбвэ ПСС).

На это формирование возлагаются задачи по выполнению перевозок войск и военных грузов по воздуху, ведению РЭБ, обеспечению дозаправки самолетов топливом в воздухе, ДРЛО воздушных целей и управлению авиацией в воздухе, а также по обеспечению функционирования оперативных органов управления и оповещения системы ПВО Великобритании.

На вооружении 2-й авиагруппы находятся самолеты следующих типов: самолеты ДРЛО и управления E-3D, ТЗС VC.10K3 и VC.10K4, «Тристар» (модификации К.1 и К.С1), тактические ВТС «Геркулес» (модификации C.I, C.3, С.4, С.5), стратегические ВТС С-17А, административные - ВАе 125 СС.З, ВАе 146 СС.2 и А 109, разведывательные - «Сентинел» R.1, самолеты БПА «Ним-род» (модификации R. 1 и MR.2), а также несколько БЛА MQ-9 «Рипер» - всего 117 единиц. Кроме того, на вооружении состоят вертолеты: поисково-спасательные «Си Кинг» HAR.3, транспортно-десантные «Чинук», «Пума» НС. 1 и «Мерлин» НС.З - всего до 100 единиц.

Многоцелевой тактический истребитель «Тайфун» F .2

Штурмовик «Харриер» GR. 7

Штурмовик «Ягуар» GR .3

Аэродромная сеть. На территории Великобритании в настоящее время функционирует около 200 аэродромов различных классов (в том числе 25 с грунтовыми ВПП), 100 из которых пригодны для использования современной авиацией. Большинство из них расположено на юго-востоке и юге страны. В распоряжении командования национальных ВВС имеется до 50 аэродромов, часть из которых постоянно используется для базирования боевой, военно-транспортной и вспомогательной авиации. Для управления воздушным движением в районах аэродромов установлены обзорные радиолокационные станции: AR-1, SR.787, S.511, AN/FPN-47 и AN/CPN-18.

Противовоздушная оборона в стране обеспечивается силами и средствами национальной системы ПВО. Основной ее задачей в мирное время является недопущение нарушений воздушного пространства, а в военное - прикрытие наиболее важных районов, объектов, группировок войск и корабельных группировок. Ответственность за организацию противовоздушной обороны района и состояние сил и средств ПВО возложена на начальника штаба ВВС.

Национальная система ПВО входит в состав зоны «Север» объединенной системы ПВО НАТО в Европе (Британский район ПВО). Он включает территорию и воздушное пространство Великобритании с Фарерскими и Шетландскими о-вами, акваторию пролива Ла-Манш, южной части Норвежского и западной части Северного морей.

В районе ПВО имеется два сектора: 1-й и 2-й, оперативные центры которых расположены в городах Боддам и Нитисхед соответственно. Зона ответственности 1-го сектора охватывает территорию Шотландии и воздушное пространство над прилегающими акваториями Норвежского и Северного морей, а 2-го - центральную и южную части Великобритании и воздушное пространство над прилегающими акваториями Ирландского и Северного морей, а также над проливом Ла-Манш.

Управление силами и средствами ПВО в пределах секторов ПВО осуществляется с их оперативных центров, которые расположены вдали от населенных пунктов и оборудованы подземными пунктами управления. Им подчинены три центра управления и оповещения, а также четыре поста наблюдения и оповещения. На центрах и постах круглосуточно задействуется по одной многофункциональной РЛС (тип 92, AR.320, S.723 «Мартелло»).

Для повышения живучести системы ПВО на территории Великобритании подготовлены пять позиций мобильных постов наблюдения и оповещения(МПНО) ПВО. Две из них (Аустон, Брайтон) находятся в 1-м секторе ПВО и три (Бландестон, Блейкни, Мандсли) - во 2-м. На каждой позиции может быть развернута одна транспортируемая РЛС S.723 «Мартелло» или AR.320. Для их размещения на территории МПНО подготовлены специальные площадки.

При формировании общей картины воздушной обстановки используются также данные, получаемые с находящихся на патрулировании самолетов E-3D системы AWACS из состава 8-й и 23-й авиационных эскадрилий ДРЛО и управления, которые базируются на аэродроме Уоддингтон, а также с радиолокационного поста обнаружения и сопровождения баллистических ракет и космических объектов системы «Бимьюс» в г. Файлингдейлз-Мур космического командования ВВС США. Это позволяет значительно расширить зоны обнаружения воздушных целей.

Основные аэродромы ВВС Великобритании

Истребитель ПВО «Торнадо» КЗ

Самолеты базовой патрульной авиации «Нимрод» R .1

В составе активных сил и средств Британского района ПВО насчитывается шесть ЗРК ближнего действия «Рапира» и 40 истребителей ПВО «Торнадо» F.3. Кроме того, к решению задач ПВО могут привлекаться истребительно-бомбардировочные эскадрильи.

С учетом имеющихся в наличии активных сил и средств ПВО в районе в качестве оптимального реализован принцип объектно-зональной ПВО, в соответствии с которым части истребительной авиации и ЗУР нацелены на перехват и уничтожение воздушного противника в строго определенных районах (зонах ответственности). Силы и средства противовоздушной обороны тесно взаимодействуют с органами и службами системы управления воздушным движением (УВД) Великобритании с целью получения сведений о самолетах, совершающих полеты в контролируемых службами системы УВД секторах.

В состав дежурных сил в каждом секторе ПВО выделяется два истребителя «Торнадо» F.3, которые находятся в 5-15-минутной готовности к вылету.

В мирное время общее руководство системой УВД осуществляет национальная служба воздушного движения. Она объединяет военную и гражданскую службу УВД. Первая отвечает за управление полетами военных самолетов в учебно-тренировочных зонах, районах авиационных полигонов и военных аэродромов, вторая - за УВД на воздушных трассах и в районах аэропортов. В угрожаемый период руководство этой системой передается военным органам управления.

Штаб военной службы УВД, имеющий статус отдела оперативного управления штаба авиационного командования ВВС Великобритании, расположен совместно с администрацией гражданской службы УВД в военном городке Аксбридж (западная часть Лондона). Непосредственное управление движением в воздушном пространстве страны осуществляют два центра УВД: Суонвик и Престуик.

Картина воздушной обстановки для диспетчерских служб центров УВД формируется на основе радиолокационных данных, получаемых от сети радиолокационных постов (РЛП) УВД. На территории Великобритании находится около 30 таких постов. В военное время они могут быть использованы в интересах системы ПВО для расширения зоны обнаружения воздушных целей на малых высотах.

Оперативная и боевая подготовка ВВС Великобритании проводится в ходе комплексных (как по планам НАТО, так и по национальным планам), летно-тактических и командно-штабных учений, проверок боеготовности частей и подразделений, а также повседневной боевой учебы. Она направлена на повышение боеготовности и выучки штабов, органов управления и подразделений всех родов авиации по организации и ведению боевых действий. Особое внимание уделяется отработке задач, которые могут решаться при проведении операций ОВС, ОВВС НАТО на Европейском театре войны, а кроме того, вопросов взаимодействия с ВМС.

Транспортно-заправочный самолет «Тристар»

В процессе боевой подготовки отрабатываются следующие вопросы: перевод авиационных соединений, частей и подразделений с мирного положения на военное и проверка их боевой готовности; взаимодействие при участии в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях; подготовка и ведение (совместно с другими странами НАТО и самостоятельно) воздушных наступательных и оборонительных операций; нанесение ударов в целях изоляции районов боевых действий; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; отражение массированных налетов авиации противника, прикрытие войск и объектов от ударов с воздуха; ведение воздушной разведки; организация управления авиацией, силами и средствами ПВО при решении различных задач в условиях применения ОМП и средств РЭБ; переброска войск, военной техники и грузов на различные ТВД; тыловое обеспечение войск. Согласно сообщениям зарубежных СМИ, ежегодно ВВС проводят около 50 различных мероприятий (20 по национальным планам и до 30 по планам командования НАТО).

Программа летной и тактической подготовки составляется в соответствии со стандартами блока. Отработка вопросов подготовки и ведения воздушных наступательных и оборонительных операций осуществляется в ходе штабных тренировок в составе объединенных ВВС и специальных учений-соревнований. В настоящее время для моделирования сложной воздушной обстановки все шире используются компьютерная техника, специальная аппаратура и тренажеры, позволяющие создавать конкретную обстановку с «реальными» целями, что приводит к значительному сокращению привлекаемых к учениям сил и средств. Таким образом, программа боевой подготовки личного состава ВВС Великобритании охватывает весь спектр решаемых ими задач и позволяет поддерживать боеготовность подразделений на требуемом уровне.

Перспективы строительства национальных ВВС. Строительство британских военно-воздушных сил осуществляется в соответствии с документом «Программа развития вооруженных сил Великобритании на период до 2015 года».

Основной целью проводимых мероприятий является создание меньших по численности и боевому составу, но обладающих большими боевыми возможностями авиационных формирований, способных самостоятельно или во взаимодействии с частями и соединениями сухопутных сил и ВМС решать широкий круг задач на любом ТВД преимущественно в составе многонациональных группировок НАТО и ЕС.

Транспортно-десантный вертолет СН-47 «Чинук»

В связи с этим предпринимаются меры по оптимизации организационно-штатной структуры и системы управления национальными военно-воздушными силами. Так, в 2010 году планируется расформировать отдельный полк ПВО и охраны объектов ВВС и образовать на его базе бригаду охраны объектов ВВС, при этом функции обеспечения противовоздушной обороны авиабаз передать сухопутным войскам.

Подлежат расформированию 43-я и 111-я истребительные авиаэскадрильи (самолеты «Торнадо» F.3) 1-й авиационной группы, а задачи обеспечения противовоздушной обороны Британского района ПВО предполагается возложить на 3-ю и 11-ю истребительные авиаэскадрильи, вооруженные самолетами «Тайфун» F.2.

Руководство ВВС страны считает, что усиление боевой мощи военно-воздушных сил будет осуществляться за счет перевооружения современными типами авиационной техники, модернизации имеющейся техники и оснащения ее высокоточным оружием с большой дальностью поражения. В частности, в 2011 году намечено завершить модернизацию всех тактических истребителей с вертикальным взлетом и посадкой «Харриер» GR.7 в версию GR.9, а также оснащение истребителей «Торнадо» GR.4 подвесными контейнерами с усовершенствованной прицельной системой «Лайтенинг».

Оснащение ударной авиации перспективными высокоточными средствами поражения средней и большой дальности с более эффективными боевыми частями позволит наносить удары по стационарным и мобильным целям без захода в зону действия ПВО, поражая одновременно несколько целей, а также сократить количество расходуемых боеприпасов и состав ударных групп.

Великобритания принимает активное участие в американской программе создания истребителя F-35 JSF (Joint Strike Fighter).

Увеличить возможности по дальности действия тактической авиации британских ВВС планируется за счет применения средств дозаправки в воздухе. С этой целью Великобритания продолжает разработку совместно с Францией, Германией и Испанией нового стратегического транспортно-заправочного самолета A.330-200MRTT. Руководство программой осуществляет объединенный консорциум «Эртэнкер», который должен построить 14 ТЗС для замены имеющегося авиапарка ТЗС национальных ВВС (намечается поставить: в 2011 году - один, в 2012-м - два, в 2013-м - пять, в 2014-м - три, в 2015-м -один и два в 2016 году).

В зарубежных СМИ отмечается, что ощутимый прирост возможностей ВТА следует ожидать после 2011 года с началом массового поступления в войска военно-транспортного самолета А.400М. Предусматривается поставка на вооружение британских ВВС 25 таких машин для поэтапной замены устаревших тактических ВТС С-130 «Геркулес», последние из которых будут находиться в их составе до 2030 года.

Повысить качество обучения летного состава национальных ВВС намечается за счет поступления на вооружение 30 учебно-боевых самолетов «Хок-128» к 2012 году.

Следует отметить, что военное ведомство страны в целях повышения эффективности использования боевой авиации намерено переложить часть разведывательных и ударных задач на БЛА.

Оценка оперативных возможностей авиационных группировок британских ВВС по предназначению и динамика их изменения в ближайшие шесть-восемь лет показывают, что произойдет значительное снижение оперативных возможностей группировки разведывательной авиации ВВС. Это определяет важность закупок к 2012 году 10 многоцелевых БЛА MQ-9 «Рипер» и"разработки собственных перспективных комплексов с разведывательными беспилотными летательными аппаратами.

Совершенствование органов управления силами и средствами разведки будет происходить прежде всего за счет интеграции систем управления, связи, разведки и РЭБ для обеспечения их оперативного и технического взаимодействия (сопряжения), а также стандартизации и унификации параметров технических средств, принятых в НАТО.

Таким образом, боевой состав ВВС Великобритании в период до 2015 года существенно изменится как с количественной, так и с качественной стороны. Основу самолетного парка будут составлять тактические истребители с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Ожидается рост количества БЛА в боевых и разведывательных авиационных частях и соединениях, который будет вызван широким внедрением в авиационную промышленность различных технических разработок на основе новейших технологий.

Тем не менее, несмотря на ожидаемый значительный рост потенциальных боевых возможностей, ВВС Великобритании смогут реализовать их лишь в составе объединенных авиационных группировок НАТО, оставаясь глубоко интегрированными в структуру управления и оперативного обеспечения ОВВС блока.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Великобритания, являясь активной участницей агрессивного блока НАТО, постоянно наращивает мощь своих военно-воздушных сил, которые, по мнению иностранных специалистов, занимают одно из ведущих мест среди ВВС капиталистических государств Западной Европы. Военное руководство страны отводит им важную роль в своих далеко идущих замыслах и предусматривает активные меры, направленные на дальнейшее наращивание их боевой мощи путем оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием, совершенствования организационной структуры, повышения качества боевой подготовки и улучшения тылового обеспечения.

Согласно натовским планам, о чем неоднократно писала западная пресса, силы и средства ВВС Великобритании предназначены для проведения воздушных операций с применением как обычного, так и ядерного оружия. Их основная задача - оказать необходимую авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС как своей страны, так и союзников по блоку на различных ТВД, и в первую очередь в Центральной Европе и Восточной Атлантике. Силы и средства ПВО ответственны за осуществление противовоздушной обороны территории Великобритании. По мнению экспертов НАТО, при обострении обстановки и в военное время она станет транзитным пунктом переброски войск из США и Канады в Европу, а в будущей войне явится также базой снабжения и обеспечения боевых действий войск на европейских ТВД.

Усилия Великобритании в рамках блока,НАТО сосредоточены в трех основных регионах: в Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш, где сконцентрирована крупная группировка боеготовых сил, а также в Центральной Европе - там содержится основная часть ударных сил блока.

Согласно сообщениям зарубежной печати, некоторые дислоцирующиеся в метро-соединения и части ВВС Великобритании входят в стратегический резерв верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, а другие выделены для усиления английских войск, находящихся в ФРГ, а также войск союзников на Северо-Европейском ТВД. Оставшиеся силы и средства предназначены для действий в районах Восточной Атлантики и в зоне пролива Ла-Манш.

За последние годы в ВВС Великобритании и в вооруженных силах в целом были проведены реорганизационные мероприятия. К наиболее крупным из них западная пресса относит упразднение департаментов видов вооруженных сил, в том числе ВВС, и создание единого органа управления, в который вошли представители всех видов вооруженных сил. По взглядам английских военных экспертов, это дало возможность сократить количество управлений центрального подчинения и численность личного состава, повысить оперативность в руководстве и планировании. Кроме того, в ВВС была расформирована 38-я авиационная группа. Ее силы и средства организационно вошли в состав 1-й авиационной группы. Проведены были и другие мероприятия по совершенствованию структуры военно-воздушных сил.

Организация и боевой состав . В военно-воздушных силах имеются два боевых командования - ВВС в Великобритании (часто называется командованием английских ВВС в метрополии) и английских ВВС в ФРГ , а также командование тыла. Все они непосредственно подчине­ны начальнику штаба ВВС (командующему). На последнего возложена ответственность за строительство этого вида вооруженных сил, составление планов использования авиации во время войны, организацию и проведение боевой подготовки частей, их материально-техническое обеспечение, а также за обучение и тренировку летного и технического состава.

Командование ВВС в Великобритании (штаб в Хай-Уиком) располагает силами и средствами для ведения боевых действии как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами союзников для осуществления противовоздушной обороны территории страны и прилегающих к ней районов (Атлантическая зона ПВО НАТО), оказания поддержки сухопутным войскам и BMС. Командование включено в структуру Североатлантического блока и подчиняется верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе, хотя силы его размещены в метрополии. В его составе имеются три авиационные группы (1, 11 и 18-я), а также отдельные части и подразделения, базирующиеся на заморских территориях: Фолклендские (Мальвинские) о-ва, о. Кипр, Гонконг, Белиз. В каждую группу входят авиастанции с приданными им авиационными эскадрильями.

1-я авиационная группа (штаб в Айпевон) включает следующие части и подразделения:
- Авиастанция Хонингтон: 9-я боевая и 45-я учебно-боевая эскадрильи так­тических истребителей «Торнадо-GR.l». Последняя входит в учебный центр боевого применения (22 машины).
- Марем: 27 и 617 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l»; 55 аэ самолетов-заправщиков «Виктор-К.2» и 232-я учебно-боевая эскадрилья («Виктор-К.2»).
- Колтисхолл: 6-я и 54-я тактические истребительные и 41-я разведывательная авиационные эскадрильи (все они вооружены самолетами «Ягуар-GR.l»).
- Уиттеринг: 1-я и 233-я (учебно-боевая) эскадрильи тактических истребителей «XappHep-GR.3».
- Брайз-Нортон: 10 аэ стратегических транспортных самолетов VC-10, 101 аэ самолетов-заправщиков VC-10K.2 и 3, 216 аэ самолетов-заправщиков «Тристар-K.l» и 241-я учебно-боевая эскадрилья (VC-10).
- Лайнем: 24, 30, 47, 70-я транспортные и 242-я учебная авиационные эскадрильи (все оснащены самолетами «Геркулес-С. 1 и 3»).
- Коттесмор: объединенный учебный центр подготовки экипажей самолетов «Торнадо» (от ВВС Великобритании в его составе имеется одна эскадрилья этих самолетов - 23 машины).
- Лоссимут: 226-я учебно-боевая эскадрилья тактических истребителей «Ягуар».
- Нортхолт: 32-я эскадрилья связи (самолеты «Андовер-C.l», HS-125 и вертолеты «Газель»).
- Бенсон: 155 аэ РЭБ (самолеты «Андовер-Е.З», которые используются для калибровки радиотехнических средств), «королевское звено» (самолеты «Андовер-СС.2» и вертолеты «Уэссекс-НС.4»; на них осуществляются перевозки членов королевской семьи, других высокопоставленных государственных деятелей и иност­ранных гостей).
- Броуди: 79-я и 234-я эскадрильи самолетов «Хок» 1-го учебного центра боевого применения.
- Чайвинор: 63-я и 151-я эскадрильи самолетов «Хок» 2-го учебного центра боевого применения.
- Альдегров: 72 аэ транспортных вертолетов «Уэссекс-НС.2».

11-я истребительная авиационная группа (штаб в Станмор):
- Авиастанция Бинбрук: 5 и 11 аэ, а также учебно-боевое подразделение истребителей-перехватчиков «Лайтнинг-Р.6».
- Льючарс: 43 и 111 аэ истребителей «Фантом-FG.l и -FGR.2», 228 учебно-боевая эскадрилья самолетов Фaнтом-FGR.2» и 27-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
- Уоттисем: 56 и 74 аэ истребителей Фaнтом-FGR.2».
- Конингсби: 29 аэ истребителей Фантом-FGR.2» и 229-я учебно-боевая эскадрилья самолетов «Торнадо-Р.2».
- Лоссимут: 8 аэ самолетов ДРЛО «Шэклтон-АЕW2», 48-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
- Уайтон: 25-я эскадрилья ЗУР «Бладхаунд-2» (ее отряды базируются в Баркстоун-Хит, Уайтон и Уоттисем).
- Уэст-Рейнем: 85-я эскадрилья «Бладхаунд-2» (ее отряды, кроме Уэст-Рейнем, находятся в Норт-Коутс и Боудси).

18-я авиагруппа береговой авиации (штаб в Нортвуд):
- Авиастанция Лоссимут: 12, 208 аэ и 237-я учебно-боевая эскадрилья легких бомбардировщиков «Буканир-5.2».
- Кинлосс: 120, 201 и 206 аэ базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
- Сент-Моган: 42 аэ и 236-я учебно-боевая эскадрилья базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
- Финнингли: 22-я и 202-я поисково-спасательные эскадрильи (оснащены специально оборудованными вертолетами «Уэссекс-НС.2» и «Си Kинг-HAR.3»). Их звенья несут дежурство на девяти аэродромах (Чайвинор, Льючарс, Валлей, Леконфилд, Манстон, Боулмер, Броуди, Колтисхолл и Лоссимут).
- Уайтон: 51 аэ РЭБ, оснащенная самолетами радиотехнической разведки «Нимрод-R.l», 100-я буксировочная эскадрилья, 360 аэ РЭБ, 231-я учебно-боевая эскадрилья (все они вооружены самолетами «Канберра» различных модификаций).

Части подразделения на других территориях:
- На Фолклендских (Мальвинских) о-вах: 23-я тактическая истребительная авиационная эскадрилья (Фантом-FGR.2), 1312-й отряд транспортно-заправочных самолетов «Геркулес-C.IK» и 1564-е звено вертолетов «Си Kинг-HAR.3», 1310-e звено вертолетов «Чинук-НС. 1» (недавно из последних двух звеньев была сформирована 78-я вертолетная эскадрилья).
- В Гонконге (аэродром Сек Конг): 28 аэ вертолетов «Уэссекс-НС.2».
- На Ближнем Востоке (о. Кипр, аэродром Акротири): 84 аэ вертолетов «Уэссекс-Н11.2С».
- В Белизе: 1417-е звено тактических истребителей «Xappиep-GR.3» и 1563-е звено вертолетов «Пума-НС.1».

Командование английских ВВС в ФРГ (штаб в Рейндален) предназначено для действий на Центрально-Европейском ТВД в составе 2 ОТАК объединенных ВВС НАТО. В нем имеется 11 боевых авиационных эскадрилий, одна - самолетов связи, две - транспортных вертолетов и четыре - ЗУР «Рапира», а именно:
- 3 и 4 аэ тактических истребителей «XappHep-GR.3» (авиабаза Гютерсло);
- 14, 17 и 31 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и «Ягуар-GR.l» (Брюгген);
- 15, 16, 20-я эскадрильи тактических истребителей «Торнадо-GR.l», 2 аэ самолетов «Ягуар-GR.l» в разведывательном варианте (Лаарбрух);
- 19 и 92 аэ истребителей ПВО (Фантом-FGR.2» (Вильденрат);
- 60 аэ самолетов связи «Пемброук» (Вильденрат);
- 18 и 230 аэ вертолетов «Чинук-НС. 1» и «Пума-НС. 1» (Гютерсло);
- 16, 26, 37 и 63-я эскадрильи ЗУР «Рапира» (Вильденрат, Лаарбрух, Брюгген и Гютерсло соответственно).
Командование тыла отвечает за материально-техническое обеспечение (МТО) частей и подразделений ВВС страны, организацию связи, подготовку летного и технического состава, ремонт и поддержание систем вооружения в боеготовом состоянии. В командование входят: главный центр управления МТО, специализированные части и периферийные органы МТО; штаб связи, учебные заведения и центры по подготовке личного состава для военной авиации страны.

Главный центр управления МТО (расположен в Хендон) является центральным органом, координирующим снабжение авиационных частей и подразделений средствами МТО. Он оборудован автоматизированной системой учета предметов снабжения, объединяющей до 600 устройств ввода данных, которые размещены в двух специализированных частях МТО и в периферийных органах - примерно на 100 авиационных станциях (базах) и пунктах снабжения.

Специализированные части МТО (Карлайл и Стаффорд) состоят из подразделений учета средств МТО и имущества, сбора заявок потребителей, технического обслуживания и ремонта, складирования и выдачи запасных частей и имущества. Кроме того, к ним относятся крыло снабжения передовых аэродромов и автотранспортная эскадрилья, предназначенная для перевозки средств МТО.

Ремонтные части (Сант-Атан, Кембл и Абингтон) выполняют ремонт самолетов и обеспечивают их складирование, а 431-я (Брюгген) отвечает за техническое обслуживание боевых самолетов командования английских ВВС в ФРГ.

Учебные заведения и центры. Подготовка летного и технического состава для ВВС Великобритании осуществляется в шести летных школах (1, 2, 4, 6, 7-я и центральная) и трех технических (1, 2 и 4-я), в авиационном и штабном колледжах, двух учебных центрах боевого применения (1-й и 2-й), учебном центре «полка наземной обороны», центральной школе управления воздушным движением, а также в 16 университетских эскадрильях и кадетском корпусе.

Летная школа № 1 (Линтон) осуществляет начальную летную подготовку лиц, вступивших в ВВС без предварительного обучения в университетских эскадрильях. На ее вооружении состоят самолеты «Джет Провост-Т.З и -Т.5». Курс обучения в ней длится 36 недель. Средний налет на каждого курсанта 60 ч.

Летная школа № 2 (Шоубери) готовит летный состав для вертолетных час­тей и подразделений. Она оснащена вертолетами «Газель-НТ.З» и «Уэссекс-НС.2». Срок обучения 20 недель, налет 90 ч. После ее окончания слушатели направляются в 240-ю учебно-боевую эскадрилью (вертолеты «Чинук-НС.1» и «Пума-НС.1», авиастанция Одигэм) или в учебное подразделение службы поиска и спасения.

Летная школа № 4 (Валлей) имеет в своем распоряжении три эскадрильи самолетов «Хок-T.l». На них летный состав обучается полетам на больших скоростях и малых высотах в ходе прохождения курса основной подготовки.

Летная школа № 6 (Финнингли) оснащена самолетами «Домини-T.l», «Джет Провост-Т.5» и «Джетстрим-T.l». Кроме летчиков, в ней обучаются штурманы, бортмеханики и другие члены экипажей многоместных самолетов.

Летная школа № 7 (Черч-Фентоц) готовит дополнительный контингент летчиков по программам начального обучения. В ней имеются две эскадрильи самолетов «Джет Провост-Т.З и -Т.5».

Центральная летная школа (Крануэлл) осуществляет подготовку инструкторов. Ее подразделения оснащены учебными самолетами «Буллдог-T.l», «Джет Провост-Т.З и -Т.5» (Скэмптон), «Хок-T.l» (Валлей) и вертолетами «Газель-НТ.З» (Шоубери). В ее состав входит также демонстрационная эскадрилья высшего пилотажа «Ред эрроу», оснащенная самолетами «Хок-T.l» (Скэмптон).

Технические школы № 1 (Халтон), № 2 (Косфорд) и № 4 (Сент-Атан) гото­вят младший технический персонал (техники, механики, слесари и т. д.) по различным авиационным специальностям. К ним относятся и имеющаяся в составе командования так называемая радио-школа, в которой личный состав учится обслуживать и ремонтировать авиационную (наземную и бортовую) радиоэлектронную аппаратуру.

Авиационный колледж (Крануэлл, самолеты «Джет Провост-Т.5») занимается начальной летной подготовкой слушателей, которые ранее приобрели навыки полетов в кадетском корпусе и университетских эскадрильях. Курс обучения длится 28 недель, средний налет на курсанта 75 ч. После этого летчики направляются в учебные заведения (центры) ВВС для прохождения курсов основной и повышенной подготовки.

Штабной колледж является основным высшим военно-учебным заведением по подготовке командных кадров ВВС (до уровня командира эскадрильи и ему равных). Учебные центры боевого применения (1-й в Броуди, 2-й в Чайвинор) предназначены для обучения летных экипажей практическому бомбометанию, воздушным стрельбам и другим видам боевого применения самолетов и вертолетов на заключительном этапе их подготовки перед направлением в строевые части. Центры вооружены учебно-боевыми самолетами «Хок» различных модификаций. В случае необходимости, то есть в угрожаемый период или в ходе боевых действий, на базе этих центров планируется развернуть четыре боевые эскадрильи, а именно: из самолетного парка, инструкторов и наиболее подготовленных слушателей 1-го учебного центра - 79-ю и 243-ю, а 2-го учебного центра - 63-ю и 151-ю. Эти четыре так называемые «теневые эскадрильи» предназначены для решения следующих основных боевых задач: оборона объектов от налетов воздушного противника на малых высотах, ведение воздушной разведки и борьба с надводными целями в прилегающих к Британским о-вам морских акваториях.

Учебный центр «полка наземной обороны» занимается подготовкой личного состава для подразделений обороны аэродромов, расчетов зенитных ракетных комплексов «Рапира» и военной полиции, обеспечивающей наведение порядка на авиационных базах и других объектах ВВС.

Центральная школа управления воздушным движением (Шоубери) готовит авиационных диспетчеров и других специалистов службы УВД. В ней они изучают теоретически и получают определенные практические навыки по организации, способам и методике управления воздушным движением в районе аэродромов, на трассах и в определенных воздушных районах. Для отработки таких задач, кроме комплекса необходимого наземного оборудования, в школе имеются самолеты «Джет Провост-4». Кроме того, для предварительной подготовки кандидатов в ВВС используются 16 учебных эскадрилий, созданных при основных высших учебных заведениях страны, - так называемые университетские эскадрильи. Все они оснащены учебно-тренировочными самолетами «Буллдог-T.l» и дислоцируются на авиабазах, аэродромах, аэропортах и посадочных площадках, расположенных в непосредственной близости от высших учебных заведений, в частности Лыочарс, Косфорд, Филтон, Тивершам, Тернхауз, Ньютон, Абботиш, Вудвейл, Абингдон, Лиминг, Финнингли и т. д. Для привлечения молодежи в ВВС широко используется упомянутый выше авиационный кадетский корпус . Он представляет собой разветвленную по всей стране организацию ВВС (штаб ее находится в Ньютон), в которой насчитывается 13 отдельных авиационных подразделений (звеньев и отрядов), оснащенных самолетами «Чипмунк-Т.10» и «Буллдог-T.l», до 30 планерных школ и других организаций.

Всего , как свидетельствует зарубежная печать, в составе ВВС Великобритании насчитывается около 100 эскадрилий, в том числе: 16 истребительно-бомбардиро-вочных, 9 истребительных (ПВО), 7 разведывательных (включая 4 эскадрильи базовых патрульных самолетов), 7 транспортных, 3 заправочные, 14 учебно-боевых, 7 вертолетных и 11 зенитных ракетных. На их вооружении находятся почти 1300 самолетов и вертолетов различного назначения (включая резервные машины) и 136 пусковых установок зенитных управляемых ракет (из них 64 ПУ ЗУР «Бладхаунд-2» и 72 ПУ ЗУР «Рапира»).

Рассматривая самолетный парк английских ВВС, западная пресса отмечает, что добрую его половину составляют боевые самолеты (свыше 600 единиц), в том числе около 200 новейших тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и истребителей ПВО «Торнадо-F.2А», более 120 многоцелевых тактических истребителей «Фантом», почти 120 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», 53 тактических истребителя «Харриер» с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Численность личного состава ВВС страны превышает 93 тыс. человек.

Развитие ВВС . Как отмечает зарубежная печать, военное руководство Великобритании осуществляет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее наращи­вание боевой мощи и повышение боеготовности военно-воздушных сил. Основное внимание уделяется совершенствованию самолетного парка и принятию на вооружение более эффективных систем оружия. С этой целью вместо устаревших истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» продолжают поступать новые боевые самолеты «Торнадо-GR.l» (всего для ВВС заказано 220 таких машин), которые предназначены главным образом для нанесения ударов по объектам, находящимся в глубине обороны противника, а также для решения задач по изоляции районов боевых дейст­вий. Оборудование и вооружение истребителей-бомбардировщиков «Торнадо-GR.l» позволяют им действовать на малых и предельно малых высотах в условиях ограниченной видимости. Самолеты оснащены станциями постановки активных и пассивных помех радиотехническим средствам системы ПВО противника. Они могут нести как управляемое, так и неуправляемое оружие класса «воздух - земля», в том числе УР «Мейверик», бомбовые кассеты BL.755 и т. д. Для защиты от истребителей противника на самолет подвешиваются две УР AIM-9L «Сайдвиндер» и могут быть использованы бортовые 27-мм пушки «Маузер».

Самолеты «Торнадо-GR.l» предусматривается использовать также для нанесения ударов по надводным кораблям. Для этого их намечается оснастить противоко­рабельными ракетами «Си Игл».

Для ПВО к концу 80-х годов планируется построить 165 истребителей-перехватчиков «Торнадо» и заменить ими истребители «Фантом» и «Лайтнинг». Кроме того, часть упомянутых выше самолетов «Торнадо-GR.l» предполагается оснастить разведывательным оборудованием, чтобы их можно было использовать также в ударном варианте, и перевооружить ими две эскадрильи (сейчас в них самолеты-разведчики «Ягуар-CR.l).

В то же время большую часть снимаемых с вооружения самолетов «Ягуар» и «Буканир» командование ВВС Великобритании намечает сохранить в строю до середины 90-х годов. С этой целью планируется модернизировать около 100 самолетов «Ягуар» и 50 «Буканир». Последние будут переоборудоваться в носители противокорабельных ракет «Си Игл».

Полковник В. Артемьев

Английские ВВС уже в ближайшие годы ждет настоящий разгром. Он будет не на полях сражений. Британия просто не в состоянии содержать свой военно-воздушный флот. Двадцать пять лет назад в составе ВВС Великобритании было более 600 самолетов. Сегодня их уже менее 250. К 2020 году это число может сократиться до 150-180 единиц. Причем значительная их часть будет находиться не в боевых частях, а числиться в резерве. Четырехкратное падение численности боевого состава за четверть века. «Феноменальный» результат, требующий объяснения…


К моменту окончания холодной войны ВВС Великобритании насчитывали в своем составе 26 эскадрилий боевой авиации. Королевские ВВС на тот момент были одними из сильнейших в мире (свыше 600 боевых самолетов). К 2010 году в составе ВВС Великобритании осталось 317 боевых самолетов и всего 12 развернутых эскадрилий боевой авиации.

Резкое сокращение военного бюджета страны на 2011 финансовый год стало причиной сокращения численности развернутых эскадрилий до восьми, а количества самолетов - до 250.

Уже к концу 2019 года ВВС спишут последние истребители-бомбардировщики «Торнадо», и численность развернутых боевых эскадрилий сократится до шести. На вооружении пяти из них будут находиться истребители «Тайфун», а шестая к этому времени должна будет иметь на вооружении самолеты F-35, это так и не доведенное до ума дитя американского ВПК.

К этому времени численность боевых самолетов в составе ВВС сократится до 170-180 единиц и королевские военно-воздушные силы по боевым возможностям затеряются где-то в третьем десятке мирового списка.

Как так получилось? Причина проста. Британские генералы выбрали неверную стратегию развития своего военно-воздушного флота, а еще они поставили не на ту иностранную «лошадь»…

Но не стоит забывать и о причинах чисто экономических. Мировой финансовый кризис заставил британских военных затянуть пояса, и в том числе ВВС страны пришлось сокращать программы закупок вооружений.

Но эта причина была не единственной. В конце концов, сокращение в 8-10% не могло иметь таких катастрофических последствий.

Чем были хороши самолеты «Торнадо» для британских ВВС? Стоимостью. И не столько стоимостью самого планера, сколько стоимостью его эксплуатации. Стоимость часа полета одного «Торнадо» был примерно вдвое ниже, чем стоимость часа полета F-35, которые должны прийти им на смену. А если еще добавить и стоимость самого самолета и затраты на замену инфраструктуры на аэродромах базирования, то выходит, что вместо трех «Торнадо» британцы могут содержать один «Лайтнинг-2».

Причем в тех войнах, которые сегодня ведет Великобритания, нет никакой разницы, кто будет бомбить (папуасов).

В 2015 году, когда решался вопрос, сколько Британия купит американских чудо-самолетов, все ожидали сокращение заказа примерно на половину. Но Лондон неожиданно подтвердил планы купить все 138 F-35. При этом было сокращено время нахождения на боевом дежурстве последних самолетов «Торнадо» на пять лет, что и стало главной причиной резкого сокращения числа боевых эскадрилий.

Также не очень сложились дела и у второго основного самолета британских ВВС, «евроистребителя» «Тайфун».

Предполагалось, что он будет очень экономичным. Британские генералы рассчитывали, что час его эксплуатации обойдется казне примерно как час эксплуатации рабочей лошадки ВВС США F-16 (около 20 000 долларов). Но постоянные модернизации и рост стоимости обслуживания ставит «Тайфун» практически в один ряд с F-15 (около 30 000 долларов за час полета). Это дало еще одну пробоину в бюджете ВВС Великобритании, что в конечном итоге привело к сокращению программы закупок истребителя «Тайфун».

Первоначально предполагалось купить 232 машины. Сегодня речь идет о меньшем числе машин. Причем уже с 2025 года ВВС планируют начать заменять первые серии «Тайфунов» на американские F-35.

Исходя из сегодняшних планов закупок самолетов, стоит ожидать некоторого роста численности самолетного парка боевой авиации Королевских ВВС в последующие несколько лет (на 1-2 эскадрильи). То есть королевские ВВС смогут вернуть нынешнюю численность боевых эскадрилий. Правда, если не случится форс-мажора.

Например, если США смогут к этому моменту решить все детские проблемы F-35 и в мире не случится очередного экономического кризиса (о котором уже предупреждают все ведущие экономисты мира).

А если что-то из этого случится, то британские ВВС окончательно превратятся во второсортные. К этому моменту самолеты «Тайфун» начнут устаревать, а заменить их будет уже нечем. Создать новый современный истребитель пятого поколения европейскому консорциуму, судя по всему, уже не по силам, а покупать у американцев будет просто нечего - потому, что ничего «лучшего», чем F-35, они предложить своим союзникам не могут.

Из 125 тысяч экипажей, служивших в стратегической бомбардировочной авиации в период между 1939 и 1945 г.г., 55 тысяч были убиты и ещё 18 ранены или взяты в плен. Потери составляют около 60%.

По статистике опасней всего во время Второй Мировой было служить только британским матросам на подводных лодках. Шанс быть убитым в обычной сухопутной операции составлял 20%, в то время как за стандартный вылет он составлял 30%.

(Всего 21 фото)

1. Binbrook, 1943 год. Члены 460-й эскадрильи на фоне тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика Avro Lancaster. (Picture: RAF Museum)

2. Avro Lancaster в полёте. (Picture: RAF Museum) Первый боевой вылет «Ланкастер» совершил в марте 1942 года. Он стал самым знаменитым и самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой войны, совершив более 156 тысяч боевых вылетов и сбросив более 600 000 тонн бомб.

3. В кабине пилота «Ланкастера» во время полёта над деревенькой Holme-on-Spalding Moor, что в Йоркшире. (Picture: RAF Museum)

4. База Mildenhall, 1942 год. Участница женских вспомогательных военно-воздушных сил везёт снаряды на тракторе Fordson. (Picture: RAF Museum)

5. 1944 год. Король Георг VI вместе с Королевой посещают военную базу Witchford, построенную в 1942 году. (Picture: RAF Museum)

6. База Mildenhall, май 1942 год. Члены 419-й эскадрильи доставляют двухтонный снаряд к двухмоторному бомбардировщику Vickers Wellington III, который широко использовался в первые два года войны. (Picture: RAF Museum)

7. База Binbrook, 1943 год. Механики работают над одним из двигателей бомбардировщика Avro Lancaster Mk I. (Picture: RAF Museum)

8. База Bottesford. Механики трудятся над двигателями Avro Lancaster Mk I. (Picture: RAF Museum)

9. Навигационная система. (Picture: RAF Museum)

10. В кабине пилота Avro Lancaster Mk I. (Picture: RAF Museum)

11. База Honington. Члены 9-й эскадрильи позируют на разбившемся Vickers Wellington. (Picture: RAF Museum)

12. База Waterbeach, 1944-1945. Семь членов экипажа в небольшом плавательном средстве. (Picture: RAF Museum)

13. Приблизительно 1942 год. Short Stirling - первый британский четырёхмоторный бомбардировщик, принятый на вооружение Королевских ВВС во время войны, загружается бомбами. (Picture: RAF Museum)

14. Приблизительно 1942 год. Short Stirling загружается бомбами. (Picture: RAF Museum)

15. Техническое обслуживание самолёта. (Picture: RAF Museum)

16. Приблизительно 1942 год. Члены 35-й эскадрильи осматривает двигатели тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика Handley Page Halifax. (Picture: RAF Museum) «Галифакс» - знаменитый современник «Ланкастера». Первый свой рейд «Галифаксы» совершили в ночь с 11 на 12 марта 1941 года на захваченный немцами французский порт Гавр. За время службы в Королевских ВВС «Галифаксы» совершили 82 773 вылета и сбросили 224 тысячи тонн авиабомб.

17. База Holme-on-Spalding Moor. Лейтенант Джон Таквелл и двое других членов экипажа позируют с двухтонной бомбой для самолёта Vickers Wellington III. (Picture: RAF Museum)20. 1939 год. Четыре Handley Page Hampden 144 эскадрильи над базой Hemswell. (Picture: RAF Museum) «Хемпден» нёс бремя раннего этапа войны над Европой, участвовал в первом налёте на Берлин и первом «тысячном» (в котором участвовало более 1000 самолётов) налёте на Кёльн.

21. Открытие мемориала в память о 55,573 погибших лётчиках Королевских Военно-воздушных сил Великобритании во время Второй Мировой войны (Picture: PAUL GROVER)

К ноябрю 1918 года, концу Первой мировой войны, британские ВВС (RAF— Royal Air Force, независимые военно-воздушные силы как род войск были созданы 1 апреля 1918 года) насчитывали 27 тысяч офицеров и порядка 300 тысяч лётного и наземного персонала (из них — около 32 тысяч женщин). Эти люди обслуживали 188 эскадрилий первого эшелона, 187 тренировочных эскадрилий и некоторые другие части — всего 3300 самолётов и 103 аэростата. Противовоздушную оборону Лондона обеспечивали 11 эскадрилий, 286 зенитных орудий и 387 прожекторов, воздушные командные пункты с радиотелефонами, часть истребителей имела ночные прицелы. В авиапромышленности работало порядка 347 тысяч человек. Однако «война, которая должна была покончить со всеми войнами», закончилась.

Заключение мира привело к стремительному сокращению ВВС: к январю 1920 года были уволены свыше 26 тысяч офицеров и 227 тысяч человек персонала. Из 99 эскадрилий на Западном фронте к концу октября 1919 года осталась… одна. Система ПВО исчезла полностью, включая комплексы связи.

ВВС как самостоятельному роду войск пришлось в буквальном смысле слова бороться за выживание. Хью Тренчард (Hugh Trenchard), глава штаба и с 1927 года маршал Королевских военно-воздушных сил, фактически воссоздал их «из пепла», по выражению Чаза Бойера. Тренчарду пришлось сражаться с конкурентами — армией, флотом, а также гражданскими политиками — за право ВВС быть самостоятельными: после окончания войны денег на всех решительно не хватало.

Существенным козырем ВВС стала возможность использовать их во множестве колониальных конфликтов, которые вела Великобритания в 20-30-е годы прошлого века. Сравнительно небольшое количество самолётов и их экипажей позволяло быстро и дёшево взять под контроль огромные труднодоступные территории.

Так, 25 мая 1919 года тяжёлый бомбардировщик Handley Page V/1500 «Старый картезианец» сбросил на Кабул четыре 51-килограммовые (112-фунтовые) и шестнадцать 10-килограммовых бомб (единственная боевая операция самолётов этого типа), что способствовало завершению третьей англо-афганской войны: тотчас после введения в дело воздушного флота обстановка резко изменилась в пользу англичан. В 1920 году авиация бомбила позиции сторонников «безумного муллы» Мохаммеда Хасана в Сомали и повстанцев в Ираке. Только с июня по декабрь 1920 года в Ираке было сброшено 97,5 т бомб за 4000 часов налёта, при потере 11 самолётов и 9 лётчиков. К 1922 году в Ираке размещалось 8 эскадрилий, которые держали в повиновении громадную страну, крайне враждебно настроенную к англичанам, хотя количество восставших временами превышало 130 тысяч человек.

Тренчард писал, что авиация должна быть превентивной силой. Демонстрация её возможностей должна быть концентрированной и продолжительной, а «наказание» — сильным и длительным. Тренчард приказывал как минимум за сутки до бомбардировки селений сбрасывать листовки с предупреждением. В том же 1922 году авиация подавляла выступления в Южной Африке. Помимо ударных действий, авиация обеспечивала разведку, связь, временами снабжение.

1923 год дал пример переброски войск по воздуху: порядка 300 солдат с пулемётами были перевезены на 100 км, также эвакуировались больные и раненые. В 1929 году самолёты эвакуировали 586 европейских беженцев из Кабула в Индию. ВВС значительно выигрывали у конкурентов по соотношению «цена-эффективность»: в Сомали лётчики сломили сопротивление за две недели, потратив 40-77 тысяч фунтов стерлингов против 6,5 млн фунтов для альтернативной сухопутной операции. Любопытно, что командовал 45-й эскадрильей в Ираке будущий глава бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне Артур Харрис.

«Рабочей лошадкой» первых лет послевоенной британской авиации стал тяжёлый двухмоторный бомбардировщик Vickers Vimy. Как и четырёхмоторный Handley Page V/1500, он разрабатывался для Первой мировой войны, но не успел на неё. В мирное время Vickers Vimy поставил целый ряд мировых рекордов и совершил первый успешный перелёт через Атлантический океан — под управлением лётчиков Джона Элкока и Артура Брауна в мае 1919 года. Другими участниками перелётов были разведчики Fairey IIID и летающие лодки Southampton.

Ограничения в финансировании ВВС привели к тому, что даже в 1930 году «в первой линии» продолжали использоваться самолёты конца Первой мировой — De Havilland 9A и Bristol F2B, немало повоевавшие в Индии. Royal Aircraft Factory R.E.8, считавшиеся абсолютно устаревшими ещё в 1918 году, продолжали применяться в Ираке 20-х годов.

Когда в январе 1930 года маршалом ВВС стал Джон Салмонд (John Salmond), RAFнасчитывали 57 эскадрилий, 22 из которых базировались вне Британии, плюс 9 эскадрилий Специального резерва. Четыре года спустя, 1 января 1934 года, ВВС выросли до 90 эскадрилий — 1794 самолётов.

Рост возможностей авиации, особенно военной, вызывал опасения за судьбу Лондона, чья уязвимость с воздуха была доказана ещё в Первой мировой войне. Штаб ВВС доказывал, что потери населения Лондона в первый же день войны составят 20 тысяч человек, а за неделю — 150 тысяч. На фоне многовековой неуязвимости Англии такие выкладки вкупе с множеством книг о воздушном вторжении приводили чуть ли не к истерии. Развитие химического оружия, активное применение авиации в Китае, Эфиопии и Испании только усугубляли опасения. В сентябре-октябре 1935 года из Англии ближе к местам боёв в Эфиопии были секретно переброшены несколько эскадрилий лёгких бомбардировщиков-бипланов Hawker и Fairey.

На воздушном параде 6 июля 1935 года пролетело 356 самолётов из 37 эскадрилий — и все были бипланами, с возрастом моделей от 5 до 15 лет. Необходимость обновления парка самолётов стала очевидной. 6 ноября того же года первый полёт совершил прототип истребителя-моноплана «Харрикейн», а 5 марта 1936 года — прототип ставшего позднее знаменитым «Спитфайра». Если в 1936 году «воздушный бюджет» составил 39 млн фунтов, то в 1938 — уже 111,5 млн. При этом необходимость защиты метрополии приводила к снабжению колониальных частей по остаточному принципу. Так, многоцелевой биплан WestlandWapity, будучи развитием ещё DH 9А, служил в Индии с 1928 по 1940. Только летом 1938 года пилоты начали осваивать цельнометаллический бомбардировщик BlenheimI. К моменту Мюнхенского соглашения RAFимели 149 эскадрилий в первой линии.

Но помимо совершенно новых самолётов требовались ещё и обученные пилоты, инфраструктура и многое другое. Сказывалась политика «тощих лет» 20-х и колебания начала 30-х годов. А на пороге была уже новая война — Вторая мировая.

Автор текста — Евгений Белаш.

Источники:

  • Bowyer, Chaz. RAF Operations 1918-1938. William Kimber & Co. Limited, 1988.
  • Buckley John. Air Power in the Age of Total War. 1999.
  • Omissi David E. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force, 1919-1939. Manchester: Manchester University Press, 1990.
  • Ашмор. Воздушная оборона Англии в мировую войну и в настоящее время. — М.: Воениздат НКО СССР, 1936. С. 128.
error: