Принципы и правила фасилитации. Шпаргалка: Фасилитация в профессиональном образовании Приемы и техника фасилитации в образовательной сфере

Фасилитация – ведущая компетенЦИЯ современного педагога

Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если мы ориентируемся на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенести акцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) процессов осмысленного учения . Основоположником понятия фасилитации является представитель гуманистической педагогики К. Роджерс.

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Новый уровень задач требует от учителя в некоторой степени «эталонных» личностных характеристик. Определяющими для реализации фасилитации педагога является развитие трех качеств личности: аттрактивность (от лат. attrahere привлекать естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражение, а наоборот манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию), толерантность (от лат. tolerantia терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и ассертивность (от англ. assertiveness настойчивость, утвердительность – у веренная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей).

К. Роджерс назвал этот комплекс личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом.

Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:

    выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;

    определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.

Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.

Итак, какие цел и я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.

Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.

Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.

Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.

    Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.

2. Н е боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

    Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

    Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.

Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1) .

Таблица 1

Дискуссионные методы

Круглый стол

Сократовская дискуссия

Панельная дискуссия

Форум

Симпозиум

Дебаты

«Займи позицию»

Подиум-дискуссия

Аквариум

Метод-ПРЕСС

Результаты применения:

    Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.

    Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.

    Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.

Игровые методы

Ролевая игра

Драматизация

Деловая игра

Суд

Результаты применения:

    Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

    Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культур­ного выражения.

    Обеспечение ученику возможности включаться в кол­лективную деятельность и общение.

Методы организации мыследеятельности

Мозговой штурм

Мировое кафе

Метод Дельфи

Мыслерешето

Дерево ответов (дерево решений)

Обучение в парах

Интерактивная лекция

Пресс-конференция

Незаконченное предложение

Чтение с пометками

Результаты применения:

    Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.

    Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.

    Развитие умения работать в группе.

    Развитие способности продуцировать множество решений.

    Развитие умения выступать публично.

    Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.

Методы организации творческой деятельности

Метод символического видения

Метод сравнения версий

Метод «Если бы…»

Метод ключевых слов

Метод вживания

Метод конструирования вопросов

Метод смысловых ассоциаций

Результаты применения:

    Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.

    Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.

    Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.

Методы рефлексии

Ключевое слово

Рефлексивный экран

Синквейн

Метод пяти пальцев

Корзина мнений

Ступени

Плюс – минус – интересно

Экспертная комиссия

Результаты применения:

    Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.

    Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.

    Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.

    Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.

Основная форма организации деятельности на уроке учителя-фасилитатора – групповая. Для успешной организации такой работы необходимо

    во-первых, уметь ставить четкую цель, к которой придет группа в конечном результате, формулировка не должна быть расплывчатой и должна быть понятна всем;

    во-вторых, уделить большое внимание уделить разработке процесса, в котором участвует группа, а так же последовательности выполняемых заданий;

    в-третьих, налаживать продуктивное общение между членами групп, уметь управлять конфликтами и направлять в нужное русло ход дискуссий;

    в-четвертых, в процессе работы суметь раскрыть способности участников, оценить имеющиеся навыки и помочь развить новые скрытые потенциалы, отыскать движущие силы и направить энергию на эффективное решение учебной задачи;

    в-пятых, поддерживать участников групп и, используя диалог, учитывать мнение каждого члена группы;

    в-шестых, всячески поощрять лидерские качества в других членах группы.

Высшее достижение фасилитатора - это создание у членов группы впечатления, что всю работу они выполнили самостоятельно.

Я убедилась, что фасилитаторская позиция учителя имеет свои «плюсы» и «минусы».

«Плюсы»

«Минусы»

    активность учеников;

    обращение к их личному опыту;

    творчество учеников;

    возможность их личностного роста;

    шлифовка мастерства учителя.

    сложность изложения теории;

    сложность соблюдения временных рамок;

    большие энергозатраты учителя.

Главная же трудность в том, что феномен фасилитации не возникает вдруг. Ему предшествуют саморазвитие и самообразование педагога. Переход традиционно работающего учителя к та­кому новому для него стилю деятельности происхо­дит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и его самого, и учащихся. Поэтому веду­щими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, посто­янный профессиональный рост педагога-фасилитатора.

Максимальная раскрепощенность, полная свобода слова, уважение достоинства каждого, поощрение различных идей безотносительно к их ценности – вот та среда, которая в полном объеме будет отвечать принципу фасилитации и формировать у обучающихся ценности современного общества.

50.Основные подходы к психологическому (воспитательному) воздействию

3 подхода к воспитательному психологическому воздействию:

1. Императивный (объектный) подход - в основе лежит положение о том, что человек - объект воспитания. Основные функции: контроль поведения, установок человека, направление их в нужное русло.

2. Манипулятивный (объектный, монологичный) подход - в основе лежит положение о том, что человек по своей природе зол, аморален, его необходимо обуздать.

3. Диалогический подход - через диалог, наиболее оптимален при организации взаимодействия людей. В основе лежит положение о том, что внешние условия всегда преломляются через внутренние (установки, убеждения), не игнорируя активность самого человека. Ребенок является объектом и субъектом данных отношений.

51. Принципы воспитания

Принципы - это общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

1) Включение воспитанника в значимую для него деятельность.

2) Принцип демонстрации личности последствий своего поступка для референтной группы.

3) Принцип смены социальной позиции ученика.

4) Принцип смещения мотивации потребления на мотивацию творчества (принцип духовного развития личности ).

52. Психология самовоспитания

Самовоспитание - это сознательная, планомерная деятельность человека, направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которые соответствуют требованиям общества и своей личной программы.

На всех возрастных этапах являются работающими 2 основных механизма:

Интериоризация

Рефлексия

Самовоспитание начинается в том случае, если в нем есть настоящая потребность. Самовоспитание возникает на основе самосознания, которое включает:

- самопознания в таких формах, как самоконтроль, самоанализ, самооценка, самонаблюдение и т.п.

- самоотношение : самолюбие, самоуверенность, самовосхваление, чувство достоинства и зрелости

- саморегуляция : сдержанность, самообладание, самодисциплина.

Способы воздействия на самого себя:

1. Самовнушение

2. Целенаправленное подражание

3. Самопохвала

4. Самоосуждение

5. Самонаказание

6. Самоприказ

7. Самопринуждение

8. Самоодобрение

9. Самоконтроль

10. Самоанализ и др.

Ковалев считает, что основными являются самоубеждение, самоуважение, самоуправление.

53. Воспитание учащихся с девиантным поведени ем

Асоциальным называется поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, корыстной. агрессивной ориентации и социального-пассивного типа.

К отклонениям корыстной ориентации относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную денежную выгоду.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действии, направленной против личности: оскорбления, хулиганство, побои и т.д.

Отклонения социально-пассивного типа - это уклонение от своих обязанностей, долга, нежелание решать свои личные и социальный проблемы.

Девиантное поведение - противоправное поведение.

Стадии развития асоциального поведения (по Невскому):

1) Неодобряемое поведение: эпизодические шалости, озорство.

2) Порицаемое поведение, связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей.

3) Девиантное поведение - нравственно-отрицательные проявления и проступки

4) Делинквентное поведение - предпреступное поведение

5) Преступное поведение

6) Деструктивное поведение

Необходимо формировать устойчивость личности ребенка. Об устойчивости можно говорить в том случае, если ребенок в состоянии предъявлять требования к себе и выполнять их. Основной механизм формирования устойчивой личности - интериоризация, необходимо стимулировать самовоспитание.

54. Гуманистическая психология об обучении и воспитании

К.Роджерс выделил 2 типа учения: 1 - бессмысленное, 2 - осмысленное.

1 - принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение значений.2 - свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, влияющее на всю личность, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта.

В современном мире необходимо перенести акцент с преподавания на учение и организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию, т.е. фасилитацию процессов осмысленного учения.

55. Основные методические приемы учителя-фасилитатора.

Согласно гуманистич. подходу, основная задача учителя - фасилитация (стимулирование и инициирование) осмысленного учения. Приемы:

1. Максимальное использование ресурсов процессов обучения (наглядность и т.п.)

2. Организация и использование в процессе обучения обратной связи (дискуссия, диалог).

3. Использование контрактов, индивидуально-групповых договоров (програм. Обучение).

4. Организация групп свободного общения с целью повышения уровня псих. культуры межличностного общения и формирования личностных установок (открытость).

5. Организация процесса обучения в диадах (дает прогресс в усвоении знаний).

56. Личностные установки учителя-фасилитатора

Роджерс анализирует три основные установки:

1 - истинность и открытость (открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися). Эта установка альтернативатипичной для традиционной установке на сугубо ролевое поведение.

2 - принятие, доверие (внутренняя уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося). Во многомэта установка совпадает с педагогическим оптимизмом, опорой на положительные качества воспитанника.

3 - эмпатическое понимание (видение внутреннего мира и поведенияучащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами. Эта установка альтернативна типичному для традиционного учителя «оценочному пониманию», пониманию через оценку, посредством приписывания учащимся фиксированных оценочных клише или ярлыков.

На основе этих установок каждый учитель-фасилитатор вырабатывает свой собственный инструментарий обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

О.Н. ШАХМАТОВА

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАВ. КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДОЦЕНТ

Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.

Центральным звеном личностно развивающего образования является формирование и развитие личности. При этом значимо не столько формирование определённых свойств, качеств, познавательных процессов, знаний, умений, навыков, сколько развитие стремления и способности к самостоятельности, саморазвитию и самореализации личности. В межличностном взаимодействии субъектов образования, педагогов и учащихся, создаются условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придания обучению характера сотрудничества, и на этой основе достижения целей и задач образования.

Создавшееся положение актуализирует потребность исследования условий оптимального профессионального развития личности и разработку технологий, позитивно влияющих на этот процесс. Личностно-развивающее образование, помимо традиционных форм и методов, хорошо зарекомендовавших себя, предусматривает использование развивающих технологий: диалоговые лекции, моделирование профессиональных ситуаций, деловые игры, игровые упражнения, тренинги. Важная роль при реализации этих технологий отводится ведущему - педагогу. При их реализации возникает необходимость принятия педагогом новой позиции - педагога-фасилитатора.

Термин фасилитация (от англ. to facilitate - облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором.

В теоретических и практических разработках в области обучения и воспитания К. Роджерса и других психологов гуманистического направления исследованы особенности личности, деятельности, общения и творчества педагога-фасилитатора. К. Роджерс стремился преодолеть обезличенность воспитания в учебной среде, обращаясь к

интересам обучаемого, к возможностям стимулировать и развивать именно личностный подход.

Центральной гипотезой этого подхода является то, что человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции и поведения. Доступ к этим ресурсам возможен при соблюдении трёх условий, способствующих созданию определённой фасилитационной психологической атмосферы. Этими условиями являются:

Конгруэнтное самовыражение в общении, подлинность, искренность;

Безусловное позитивное отношение и безоценочное принятие других;

Активное эмпатическое слушание и понимание.

Анализ теоретических и практических разработок в области гуманистического направления обучения и воспитания показал, что деятельность педагога представляет собой не некий определённый метод, а, прежде всего особую направленность личности, совокупность ценностей, мировоззренческие представления о жизни, о людях. Основу системы установок и ценностей педагога, по мнению К. Роджерса, составляют убеждения:

В личностном достоинстве каждого человека независимо от возраста, уровня культурного и интеллектуального развития;

В значимости и востребованности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия;

В радости обучения как сотворчества, возникающей при

условии положительных личностно окрашенных

взаимоотношений.

Таким образом, если применить эту гипотезу к образовательному процессу, то для того, чтобы активизировать развитие личности, необходимо создать особую психологическую атмосферу, благоприятствующую проявлению личностной активности, или другими словами, осуществить фасилитационное педагогическое

взаимодействие. Следует отметить, что фасилитационное

педагогическое воздействие оказывает не только педагог на учащегося, но и учащийся на педагога.

Отечественные исследователи (Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Куликова, А.Б. Орлов, В.Н. Смирнов и др.), основываясь на концепции К. Роджерса, определяют фасилитационное педагогическое взаимодействие как субъект-субъектное

взаимодействие, в рамках которого происходит совместный личностный рост и педагога, и обучаемого.

Педагогическая фасилитация как процесс - это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

Учитель-фасилитатор - педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

В 2001 году преподавателями, аспирантами и студентами института психологии РГППУ было начато исследование особенностей личности и деятельности педагога-фасилитатора. Теоретической основой исследования стала концепция профессионального становления личности педагога (Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С.).

На первом этапе исследования изучались особенности восприятия личности фасилитатора, её перцептивнокоммуникативных характеристик, поведения. Респондентам был предложен опросник, включающий 15 полуоткрытых и открытых вопросов, а также сочинение на тему «Педагог-фасилитатор в моей жизни». Выборка составила более 500 человек. Полученные результаты позволили создать социально-психологический портрет педагога-фасилитатора, образ, сформировавшийся в сознании респондентов. Обобщённо, используя наиболее часто встречающиеся в ответах и сочинениях высказывания и характеристики, его можно представить как педагога, обладающего «приятной внешностью», «хорошим чувством юмора», «способного понять чувства и переживания учащихся, подобрать индивидуальный подход к каждому»; «относиться к учащимся с любовью и уважением», осуществлять педагогическое взаимодействие «на равных». Это профессионал в своём деле; умеет преподнести изучаемый материал в доступной форме, показать его актуальность, и заинтересовать учащихся своим предметом.

Второй этап включал в себя поиск и изучение личности и деятельности реально работающих педагогов-фасилитаторов, исследование проводилось в профессиональных лицеях городов Екатеринбурга, Челябинска, Качканара, Талицы, Ирбита.

В исследовании приняло участие 377 педагогов и учащихся. Экспертами выступали руководители учебных заведений: директора, заместители директора по учебно-производственной, учебновоспитательной, научно-методической работе и учащиеся. Для выявления фасилитационной составляющей деятельности педагогов, преподавателей и мастеров производственного обучения был разработан комплекс методик, в который вошли стандартизированная беседа, шкала экспресс-диагностики, бланк экспертной оценки, метод незаконченных предложений, личностные опросники, наблюдение. Результатом стало выделение трёх групп педагогов, которые условно получили название: педагогов-

фасилитаторов, педагогов, с ситуативным проявлением фасилитации, педагогов, у которых фасилитация отсутствует.

Значимые и интересные результаты, отражающие особенности фасилитации, были получены методом наблюдения. Методика

наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога с учащимися была разработана с учётом теоретических подходов зарубежных (К. Роджерс, Р. Зайонк и др.) и отечественных психологов (В.В. Бойко, И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер, С.Д. Смирнов и др.) Основой стали требования, сформулированные и предъявляемые к педагогу-фасилитатору К. Роджерсом: демонстрация доверия

обучаемым, помощь в формулировании и уточнении целей и задач обучения, поиск и опора на внутреннюю мотивацию в учении, выраженная эмпатия, эмоциональная открытость, активность в групповом взаимодействии, стремление передавать опыт. Формализованное наблюдение осуществлялось по

стандартизированной программе, элементы которой фиксировались в протоколе - бланке наблюдения. При разработке бланка фиксации результатов наблюдения фасилитационного взаимодействия на занятиях были проанализированы методика косвенной оценки межличностных отношений, предложенная Ф. Кронжетом, А. Моллером, (Техника наблюдения реальной ситуации), методика наблюдения и экспертной оценки ситуации, (Ситуационный тест Р. Бейлса).

Основываясь на выделенных В. В. Бойко конкретных признаках экспрессии уверенности - неуверенности в себе, внутреннего комфорта - беспокойства, активности - инертности, уважения -неуважения к партнёру по общению и др., были определены внешне наблюдаемые и подлежащие фиксации признаки проявления психологических свойств. В качестве специально подготовленных наблюдателей - экспертов выступали студенты 5 курса института психологии РГППУ очной и заочной форм обучения, которые проходили педагогическую и преддипломную практики в учреждениях начального профессионального образования. К началу исследования учащиеся и педагоги уже были с ними знакомы и присутствие студентов исследователей не отвлекало их внимание от педагогического взаимодействия. Наблюдатели располагались таким образом, чтобы видеть и лицо педагога, и лица учащихся. Наблюдения протоколировались: данные заносились в

подготовленный «Бланк наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога и учащихся» способом балльных оценок, количественных характеристик признаков, записи конкретных формулировок и фактов.

Анализ фиксированных в процессе наблюдения индивидуальнопсихологических особенностей личности обосновал необходимость сформировать три группы качеств: аттрактивность, толерантность, ассертивность, наиболее важных для возникновения фасилитации. Например, в группу единиц наблюдения, характеризующих аттрактивность педагога, вошли такие полярные показатели, как «улыбка, жизнерадостное выражение лица» - «понурое, грустное выражение лица», «богатство, выразительность мимики» - «бедность мимики», «немного увлажненный приветливый взгляд» - «строгий

сухой взгляд», «темп речи, достаточный для понимания» - «слишком быстрый или слишком медленный темп» и др.

Группу единиц наблюдения, определяющих толерантность педагога, составили такие характеристики, как «терпеливо выслушивает ответы учащихся» - «нетерпимость к мнению учащихся, перебивает, пресекает их», «держится на равных» -«надменен, занимает позицию «сверху», «подбадривает, поощряет» - « не

подбадривает, не поощряет» и др.

В группу единиц наблюдения, характеризующих ассертивность педагога, отнесены такие полярные показатели, как «положение головы прямо, подбородок приподнят» - «голова опущена»; «подтянутые точные движения» - «суетливость, неточные движения, потирание рук, «хруст» пальцами»; «побудительная выразительность движений» - «отсутствие побудительности в движениях», «форма одежды скорее деловая» - «форма одежды скорее неделовая, «расслабляющая».

Педагогическая фасилитация представляет собой двусторонний процесс взаимовлияния субъектов взаимодействия (педагога и обучаемых). Следовательно, в деятельности обучаемых можно также выделить элементы, составляющие группы единиц наблюдения. Были выделены такие элементы, как активность, инициативность, внешняя выраженность интереса к материалу, активизация мышления, реализация творческого потенциала. Например, показатели активности, инициативности: «выход к доске по

собственному желанию», «желание взять задание», «желание подойти к педагогу во время перерыва» и др. Внешняя выраженность интереса к материалу фиксировалась с помощью следующих показателей: «контакт глаз с педагогом», «изменение выражения лица в ответ на слова педагога», «корпус тела и голова направлены прямо на педагога» и др. Показатели активизации мышления учащихся: «уточняющие вопросы педагогу», «просьбы дать совет, оценку», «стремление высказать свою точку зрения, мнение» и др. Показателями активизации творческого потенциала учащихся: нестандартность при выборе формулировок, техническое творчество и др.

Данные подверглись количественной и качественной обработке. Количественная обработка заключалась в подсчете среднего балла группы единиц наблюдения, присвоении соответствующего уровня проявления данного показателя (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий). Качественная обработка позволила сделать выводы о наиболее значимых характеристиках фасилитации в обучении и воспитании:

Сотрудничество: взаимодействие педагога с учащимся, а

также учащихся между собой основывается на понимании, поддержке, педагог-фасилитатор занимает позицию конструктивного решения учебных и межличностных

конфликтов, практически не прибегал к конфронтации, приспособлению, уклонению;

Собственная позиция: за каждым участником признается право на собственное мнение, позицию, педагог-фасилитатор искренне заинтересован во мнениях других, при этом не навязывает своё;

Индивидуальность и равенство: каждый субъект общения признается неповторимой личностью, педагог-фасилитатор внимательно относится ко всем учащимся, а не только к лидерам и самым активным;

Самораскрытие: педагог-фасилитатор педагогически грамотно открыто проявляет свои собственные чувства и эмоциональные переживания, снимая психологические защиты и барьеры отчужденности между участниками взаимодействия;

Организация учебной пространственной

среды: фасилитационная организация

пространства позволяет свободно устанавливать зрительный контакт, выполнять совместные действия, обмениваться вербальными и невербальными средствами коммуникации, эмоциональными состояниями, обеспечивая обратную связь и взаимопонимание.

Результаты эмпирического исследования позволили выделить фасилитацию в качество профессионально важного качества личности педагога. Это профессиональное психологическое новообразование, интегрирующее в себе индивидуальнопсихологические особенности эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сфер, проявляющееся в межличностном взаимодействии и позитивно влияющее на выполнение педагогической деятельности. С нашей точки зрения, определяющим для реализации фасилитации педагога, является развитие трёх качеств личности, к которым относится аттрактивность, толерантность и ассертивность.

Аттрактивность - стремление человека к формированию позитивного отношения к себе со стороны других людей, которое основывается на собственном положительном чувстве к этим людям, искренности, открытости, конгруентности. Положительному восприятию личности во многом способствует эмпатии. Эмпатия, проявляясь в сочувствии, эмоциональной поддержке, позволяет повысить сбалансированность межличностных отношений, делает поведение человека социально адаптированным. Толерантность -умение без раздражения и выраженной враждебности относиться к мнениям, взглядам, привычкам других людей, быть великодушным и терпимым. Постижение искусства вести диалог без назидания и безапелляционных указаний, выступает в качестве мощного фасилитационного средства. Ассертивность - комплексное чувство уверенности в себе, в собственных силах. Уверенность проявляется

как стабильное позитивное отношение к собственным навыкам и способностям.

Аттрактивность, толерантность и ассертивность - формируемые качества личности, определяющие гуманистический характер межличностных отношений, проявляющийся прежде всего в укреплении веры человека в самого себя, возможности своего профессионального развития и самосовершенствования. Реализация фасилитационно развивающего подхода делает необходимой адаптацию, модернизацию и разработку новых психологических технологий - упорядоченной совокупности действий, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.

Психотехнологии по своим задачам, формам и методам представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки, способствующие овладению новыми

профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитию личности в целом. В качестве методологических концепций, лежащих в основе разработки психотехнологий развития фасилитации педагога, можно выделить:

1. направление гуманистической психологии, базирующееся на постулате свободы и бесконечных возможностей реализации потенциала каждой личности;

2. теорию социального научения, которая рассматривает важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитацию и присвоение новых моделей поведения в случае положительного подкрепления;

3. нейролингвитстическое программирование, представляющее собой эффективную систему техник, обеспечивающую понимание и эффективное взаимодействие в сфере межличностного общения.

К психотехнологиям относится диалоговые лекции, диагностирующие практикумы, рефлексивные семинары, тренинги интеллектуальные, коммуникативные, сензитивные и др. Применение этих технологий в опытно-экспериментальной работе позволило разработать принципиально новую интегративную психотехнологию -диагностирующий семинар-тренинг. Основу для развития фасилитации педагога создаёт диагностика профессионально важных качеств личности, а также рефлексивный семинар -тренинг, открывающий возможности более полной реализации педагогом своих достоинств в профессиональном пространстве.

Семинар - тренинг направлен на проектирование каждым участником индивидуально ориентированных средств общения (эмпатическое понимание, умение слушать, принимать человека таким, какой он есть, анализировать личностные способности). Значительное место в тренинге уделено вербальным средствам общения: как началам классической риторики, так и новейшим достижениям нейролингвистического программирования. Благодаря

им педагоги смогут подобрать языковые средства, адекватные особенностям учащихся, овладеть искусством конструктивного общения. На занятиях предусмотрено освоение приёмов саморегуляции психических состояний. В тренинге отрабатываются методы изменения своего поведения, техники формирования новых личностных черт, контроля над эмоциями. Упражнения направлены на активизацию механизмов нестандартного социального интеллекта, новых тактик профессионального поведения. Диагностирующий семинар-тренинг относится к методам психологического взаимодействия, рассчитанным на актуализацию личностных свойств, в частности аттракции, толерантности, ассертивности, и в целом фасилитации педагога.

Список литературы

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

2. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации //Образование и наука. 1999. - №2(2).

3. Зеер Э.Ф. психология личностно ориентированного образования.

Екатеринбург, 2000.

4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

6. Орлов А. Б. Перспективы гуманизации обучения //Вопросы психологии, 1998.-№6.

7. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем //Семья и школа. 1987.-№11.

8. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. - Москва - Новосибирск, 1997.

9. Смирнов В.Н. Педагогические теории, системы и технологии. - М., 1997.

УЧИТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР - учитель, работающий в парадигме личностно ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков).

В течение более 40 лет педагогические идеи Карла Роджерса оказывают колоссальное влияние на методы и практику современного образования. Роджерс- единственный, кто создал свою собственную концепцию обучения, выделяющую 2 основных типа обучения, значимые для человека: традиционное и человекоцентрированное. Он выступает противником некоторых положений традиционной педагогики, при которых обучающийся пассивно получает интеллектуальные знания, которыми обладает учитель. А именно: учитель обладает знаниями, учащиеся должны их усвоить; базисные элементы - это уроки, экзамены; учитель является руководителем, а обучаемый - подчиненным; обучаемый не определяет ни целей, ни методов, ни содержания и не имеет права выбирать учителей, взаимное доверие учителя к обучаемому минимальное. Альтернативная педагогика выделяет ряд отличительных черт, которые изменяют поведение, установки и личность обучающегося - это личностная вовлеченность, самоинициируемая вовлеченность и его проникающая способность.

Роджерс делает ударение на необходимости переноса акцента с преподавания на учение в процессе обучения, создания таких условий для преподавания, чтобы оно перестало быть простым переносом информации, а являлось фасилитацией осмысленного учения. Под фасилитацией К. Роджерс понимает и облегчение, и стимулирование процесса учения для учащегося. Это означает создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, а также атмосферы педагогической и психологической поддержки.

Роджерсом было сформулировано 9 основных положений человекоцентрированного подхода:

1. фасилитатор достаточно уважает себя и учащихся, чтобы убедиться в том, что они, как и он сам, думают о себе и учатся для себя;

2. он руководствуется своим опытом;

3. он разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание;

4. обучаемый выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими;

5. учащийся сам оценивает уровень обученности и воспитанности;



6. он собирает информацию от других членов группы и преподавателя;

7. постепенно создается климат, облегчающий учение;

8. все направлено на постоянное поддержание учебно-воспитательного процесса;

9. самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

Согласно теории Роджерса, учитель должен мотивировать обучающихся к значимому учению. Он рассматривает 3 главные установки учителя-фасилитатора:

Первая установка - «конгруэнтность» учителя, то есть его «истинность». Она подразумевает, что учитель в отношениях с обучающимися должен быть таким, какой он есть на самом деле.

Вторая, описываемая терминами «принятие», «доверие», означает внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого обучаемого.

Третья установка - «эмпатическое понимание». Это умение учителя видеть внутренний мир и поведение каждого студента именно с его точки зрения.

Итак, преподаватель, который ведет себя естественно и в безоценочной манере понимает и принимает внутренний мир своих обучаемых, создает нужные условия для фасилитации их значимого обучения и в целом развития личности. Если необходимые составляющие отсутствуют, преподаватель оказывает гибельное влияние на личность обучающихся.

Выделяя основные установки учителя-фасилитатора, Роджерс руководствуется некоторыми методическими приемами:

1) применение ресурсов учения и создание особых условий, которые облегчают обучающимся их использование и обеспечивают им психологическую и физическую доступность;

2) формирование различных обратных связей между преподавателем и учащимися в процессе обучения;

3) заключение групповых и индивидуальных контрактов с обучающимися;

4) формирование процесса обучения в разновозрастных группах;

5) распределение обучающихся на 2 группы - склонных к гуманистическому и к традиционному обучению;

6) создание групп свободного общения для повышения уровня психологической культуры межличностного общения и актуализации личностных установок.



Идеи Карла Роджерса нашли свое теоретическое и практическое применение. Теоретически педагогические идеи Роджерса применил в своем методе «Советник-ученик» Чарльз Карран, который рассматривает учащихся как группу людей, нуждающихся в консультировании и терапии со стороны учителя. Целью преподавателя являлось создание необходимых межличностных отношений в группе, способствующих понижению уровня тревожности и повышению самооценки, эмпатии и раскованности. Человекоцентрированный подход на практике применяется в Полуостровной школе, ШИВИ (Школа Изобразительных и Визуальных Искусств).

Существует заблуждение относительно человекоцентриованного подхода к обучению, что он применим только к определенным предметам и особым ситуациям. Это ложное представление успешно опровергли учителя - фасилитаторы Б. Ромей, Э. Уайт, Л. Канн, Дж. Бакхэм, Дж. Аллендер, Р. Маучник-Питрик, преподающие математику, информатику, экологию, геологию, литературу и иностранный язык. В России концепция человекоцентрированного подхода в обучении с позиций психологии разработана И.С. Якиманской. Многие российские школы находят свое практическое применение основных положений концепции К. Роджерса. Они используются Т.В. Дмитриевой, Н.М. Басалаевой, М.А. Зарай.

Педагогические идеи К. Роджерса о значимом обучении, роли преподавателя и о его взаимоотношениях с учащимися составляют основу гуманизации обучения за рубежом. По результатам такого обучения происходит развитие учащихся, а именно, повышается самооценка учащихся, увеличивается IQ, развиваются познавательные способности. Это все в конце концов приводит к повышению успеваемости и улучшению посещаемости и здоровья. Анализ работы преподавателей показывает, что чем выше их способности, тем более творческим, дифференцированным и индивидуализированным является их подход к учащимся.

Традиционалисты не всегда положительно относятся к гуманистическому обучению. Это связано, прежде всего, с отказом от контроля и власти над учащимися, с предоставлением свободы и личной ответственности. Но опыт школ США показывает, что возможен человекоцентрированный подход в условиях преобладания традиционного обучения.

Для демократизации и гуманизации школ и общества особую значимость приобретают гуманистические идеи Карла Роджерса, способствующие умножению потенциала обучения. Однако заимствуя опыт любой образовательной системы, нельзя забывать о национальных особенностях. Необходимо творчески использовать педагогические идеи зарубежного опыта и адаптировать их к новым социокультурным условиям.

Легко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания - любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации .

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    • работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего . Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.

Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“ “). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:

Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация - это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

error: