Опыт работы в детском саду. Консультация для педагогов «Обобщение и представление педагогического опыта: советы воспитателю дошкольного учреждения. Передовой педагогический опыт воспитателя: Изучение, обобщение, распространение и внедрение

В рамках экологической акции «Зелёный росток»», в ДОУ для детей и родителей в апреле 2016 года проведена «Неделя экологической грамотности». Организован цикл мероприятий, направленных на формирование нетерпимости к замусориванию города: тематические занятия, викторины, экологические досуги, выставки детских работ, показ презентаций, оформление газет, плакатов. Дошкольники разных возрастных групп подготовили экологические спектакли о необходимости соблюдения правил поведения в окружающей природе, непосредственными участниками которых были родители. Дети познакомились с Экологическим Уставом. Воспитатели доступно объяснили детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов - каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Напомнили о правилах в природе, о важности поддержания чистоты на улицах и дворах города. Педагоги обратились ко всем родителям с призывом: «Помогите сделать и сохранить город чистым!».

Многие родители откликнулись, проявили творчество в совместном с детьми изготовлении поделок «Вторая жизнь упаковки», оформили газеты и плакаты. На участке ДО высадили деревья и кустарники.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, стихий. Важность экологической культуры каждого жителя нашего города, педагоги ДО донесли до своих родителей и детей.

Сложная экологическая обстановка во многих городах в последнее время вызвана многочисленным транспортом, выбросами в атмосферу продуктов отработки заводов, свалками бытовых и производственных отходов, а также недостаточным озеленением. Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного отношения, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

План мероприятий в рамках экологической акции «Зелёный росток»

Цель: формирование природосообразного поведения дошкольников, эмоционально-положительного, ответственного отношения к окружающему миру, воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически.

Задачи:

  • Способствовать формированию у дошкольников осознанно-правильного, бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношения к себе, как части природы.
  • Способствовать формированию понимания ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
  • Воспитывать у дошкольников и родителей чувство ответственности за состояние окружающей природы, экологическую культуру.

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

1 Создание в ДОУ творческой группы по проведению экологической акции март Старший воспитатель
2 Создание подборки методической и детской литературы по экологическому воспитанию дошкольников, а также:
Картотеки наблюдений на прогулке
Картотеки дидактических игр и подвижных игр экологического содержания
Картотеки опытов и экспериментов
Картотеки конспектов ОД и стихов о бережном отношении к природе
март Старший воспитатель, воспитатели

Гречишникова
Синицына
Масюкова М.А.
Шохова Т.А.

Телятникова Н.В.

Блинова Г.М.

3 Проведение акции «Каждой пичужке – кормушка» и «Покормите птиц!» 22.03 Сергеева Г.М.
3 Тематическая неделя «Птицы – наши друзья» Познавательные беседы о птицах 22 марта – Сороки (Жаворонки) 21-26.03 Старший воспитатель, воспитатели
4 Проведение цикла бесед, просмотр фильмов, презентаций нацеленных на воспитание природосообразного отношения к природе, здорового образа жизни март, апрель Воспитатели всех возрастных групп
5 Тематическая неделя экологических знаний:
  • День экологических знаний
  • Оформление стенгазет, плакатов «Экология глазами детей и родителей»;
  • Оформление газет, плакатов на тему: «И взрослые, и дети за чистоту в ответе»
  • Организация экологических десантов «Чистоту любимому детскому саду»;
  • Экологическая викторина «Знатоки природы Самарского края»;
  • Создание совместно с воспитанниками экологической книги
11.04 – 15.04 Воспитатели всех возрастных групп

Дегтярева Е.В.

Все педагоги
Воспитатели старших и подготов. групп

Маклакова Л.П.

6 Музыкально-литературный досуг посвященной Всемирному Дню Земли. 22.03 Колесникова И.С.
Дегтярева Е.В.
7 «Любить природу значит беречь её»;
«Проблемы экологии глазами детей »;
22.03 Воспитатели старших и подготовит. групп
8 Экспериментальная лаборатория «Иллюзия воды»
Проведение серии опытов с водой для старших дошкольников
Апрель Телятникова Н.В.
9 Экологический спектакль для детей старшего дошкольного возраста «Весеннее пробуждение леса» 20.04 Горохова Л.Н.
Шейко Е.В.
Красильникова Ю.Е.
10 Досуг «Путешествие в космос» 12.04 Панина И.Б
Мезинова Е.Ю
11 Театрализованное представление «Приключение колобка в лесу» 21.04 Макарова О.О.
11 Проведение экологических субботников:
  • посадка зеленых насаждений, цветов
Апрель Зам. зав по ВМР
Ст. воспитатель
воспитатели
12 Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание средствами игры» 04.04 Дегтярева Е.В.
13 Подведение итогов акции Создание картотеки методических материалов экологического содержания Май Ст. воспитатель

Старший воспитатель Блинова Г.М.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

12 апреля – День авиации и космонавтики

В 2016 году исполнилось 55 лет со дня полёта первого космонавта Ю.А. Гагарина в космос.

Большой цикл мероприятий в нашей образовательной организации был посвящен этому знаменательному событию. Это просмотр фильмов и презентаций о космосе, и чтение детской художественной литературы, и конкурс детских рисунков, и изготовление космических композиций совместно с родителями, и оформление мини-музеев о космосе и космонавтах, и участие в районном конкурсе.

Воспитатели Панина И.Б., Мезинова Е.Ю., музыкальный руководитель Красильникова Ю.Е. организовали интересный познавательный досуг «Космическое путешествие, где дети, путешествуя на различные планеты, читали стихи, танцевали и играли. Это зрелищное, костюмированное мероприятие вызвало у всех много положительных эмоций и впечатлений.

Большую помощь и поддержку в подготовке тематических мероприятий оказали родители. Всем большое спасибо!

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 г.о. Самара Литовченко Г.П.

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 г.о. Самара Литовченко Г.П. на тему: «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» напечатан в научно-методическом журнале для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» №2 (9) за 2015 год.

Галина Порфирьевна стала участником Международной научно-практической конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: реализация основных принципов в деятельности организаций».

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Опыт работы педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей и событиями ВОВ

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современных социально – политических условиях встает очень остро.

В этом году исполнилось 70-лет со дня Победы в ВОВ. Эта знаменательная дата в истории нашей страны никого не могла оставить равнодушным.

И хотя в ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного образования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства». А это является фундаментом для последующего формирования патриотизма и гражданственности.

Воспитанию важнейшего чувства патриотизма у дошкольников, мы уделяем особое внимание, используя разнообразные формы работы:

  • Экскурсии
  • Чтение художественной литературы, познавательные беседы
  • Просмотр видеоматериалов о ВОВ
  • Встречи с ветеранами
  • Создание мини музеев (уголков)
  • Сбор материала о родственниках - участниках ВОВ
  • Оформление выставки рисунков и поделок
  • Конкурс чтецов
  • Флешмоб.

Не многие дети могут побеседовать с очевидцами ВОВ, поэтому мы присоединились к международной акции «Читаем детям о войне», знакомили дошкольников с художественными произведениями, читали письма с фронта. Беседовали с воспитанниками на темы: «Ордена и медали», «История георгиевской ленточки», «Дети войны».

В совместной с детьми деятельности рассматривали фотографии, открытки, ордена и медали военных лет, занимались изготовлением поделок и композиций.

Много впечатлений осталось у детей от просмотра фильмов и презентаций о ВОВ. Мы используем презентации, составленные педагогами нашего ДОУ и педагогами Кировского района, такие как «Чем знаменит Кировский район», «Самара военная», которые способствуют обогащению представлений детей о истории родного города, воспитывают чувство гордости.

Каждый год организуем встречи с ветеранами. Встречаясь с ветеранами, дошкольники узнают интересные факты из их жизни, о трудностях нашего народа в годы ВОВ.

С целью формирования у дошкольников чувства эмоциональной сопричастности к малой Родине, уважения к её защитникам, в ДОУ был организован цикл мероприятий: сбор материала о родственниках детей и сотрудников, участвующих в ВОВ, оформление стенда «С Днем Победы» с краткой биографией и конкретными фактами из их жизни.

Свои впечатления дети отразили в рисунках, выставку которых мы оформили в холле и в группах.

Каждый год дети радуют ветеранов микрорайона, выступая на концертах для ветеранов Кировского района на площадке школы № 38 и в этом году - 7 мая дети приняли активное участие в Торжественном мероприятии, посвященном 70-летию Победы, поздравили ветеранов Кировского района.

Такие мероприятия способствуют воспитанию уважения к людям, пережившим страшные, тяжёлые годы ВОВ, отстоявшим мир.

«Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!»

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 Телятниковой Н.В.
«Значение кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников»

Опыт работы был представлен на районном семинаре «Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками по развитию познавательной активности».

Успешные» люди – это те, которые умеют рассуждать, общаться с людьми, вести диалоги, спорить, отстаивать свои суждения, т. е. люди умеющие логически мыслить.

Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи существенно снизились. Она стала скуднее, дети живут жизнью героев мультфильмов, родители мало уделяют внимание детям, мало общаются с ними.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук и развития речи у детей, мною были выбраны пальчиковые кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнении.

Эти упражнения направлены на:

  • развитие межполушарных связей;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики и речи;
  • развитие мышления, памяти, внимания и способностей

Опыт работы воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №462 Галочкиной Е.Ю.
Интерактивное взаимодействие дошкольниками в познавательной деятельности

В апреле 2015 года опыт работы был представлен на районном семинаре «Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками по развитию познавательной активности».

В современном обществе и экономике сегодня совершаются стремительные изменения. Они требуют от человека быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество. Уметь налаживать эффективное общение с людьми.

Задача детского сада - обогатить представление дошкольника об окружающем мире, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, пробуждать познавательный интерес.

Одна из актуальных задач педагога была и остается проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, развитие самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к личностному взаимодействию.

Рядом с дошкольниками должны находиться грамотные, творческие педагоги, так как на воспитателя ложиться ответственность за качество взаимодействия. Потому что именно процесс взаимодействия педагога с детьми занимает центральное место в системе дошкольного образования.

Традиционное обучение не может решить подобной задачи. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Сегодня появляется новый подход в обучении дошкольников - интерактивное обучение.

Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру образовательной деятельности детей, требует особой организации, и особого выбора интерактивных методов и приемов обучения.

Поэтому можно утверждать, что интерактивное обучение - дидактическая система, которая имеет свою особую технологию. Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и высоким качеством усвоения материала.

Технологии интерактивного обучения используются как в НОД, так и в совместной деятельности.

Интерактивное обучение это диалоговое общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога с детьми.

Суть в том, что все участники оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Они имеют возможность понимать, рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность детей в процессе познания и освоении материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Дети обмениваются знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет получить новые знания.

Цель интерактивного обучения состоит в обеспечении эмоционально-личностного роста каждого ребенка, создание комфортных условий, при которых дети активно взаимодействуют между собой, при этом каждый чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Организация познавательной деятельности в форме интерактивного обучения позволит решать такие задачи:

  • ​ Развитие мыслительного процесса
  • ​Развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи
  • ​ Развивать речевую активность
  • ​ Развивать коммуникативные умения и навыки
  • ​ Формировать мотивационную готовность к личностному взаимодействию дошкольников
  • ​​ Формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде

Педагог выступает в роли консультанта, обращается к опыту детей, помогает искать решения уже поставленных задач, ставить новые.

Интерактивное обучение требует от педагога необходимых методических и психологических знаний и умений.

Работая в детском саду №462 города Самары, я применяю на практике технологии интерактивного обучения, разработанные коллективом воспитателей и специалистов детского сада №187 города Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада», где работая долгое время, я входила в состав творческой группы. Хочу представить одну из технологий интерактивного обучения - «Корзина идей»

  • На мотивационном этапе дети получают прямой вопрос, ставятся перед проблемой или вводятся в проблемную ситуацию.
  • Затем дети распределяются на малые группы и вспоминают правила и нормы сотрудничества:
  1. Все говорят по очереди.
  2. Выслушиваем всех.
  3. Свои идеи складываем в корзину идей.
  4. Выбирают одного от группы, кто будет говорить.

Деление на группы осуществляется на основе доброжелательности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Сначала каждый ребенок ищет ответ самостоятельно, выбирает карточки, рисует схемы, наполняет модель содержанием.

Затем происходит обмен информацией в парах или в малых группах. Дети обсуждают, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, какие противоречия возникли, находят общее решение. Далее все идеи собираются в общую корзину, даже если они ошибочны. Каждая группа выдвигает своего докладчика. Дети совместно обсуждают полученные результаты.

Воспитатель, как субъект интерактивного общения, вносит свои идеи. Обычно это новые знания. Взрослый косвенно руководит работой малых групп. В процессе общего обсуждения уточняются идеи, исправляются ошибки и формулируется вывод.

На заключительном этапе воспитатель организует рефлексию.

Опыт работы воспитателя Рогановой И.Г.
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к сказке»

В апреле 2015 года, Роганова И.Г. выступила с презентацией своего опыта работы с воспитанниками, на районной педагогической гостиной «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора».

Ирина Геннадьевна получила не только Сертифакат ТИМО Кировского района ЦРО городского округа Самара, но и Благодарственное письмо Самарского регионального пушкинского общества и музея А.С. Пушкина за активную пропаганду наследия А.С. Пушкина и безупречную деятельность в плане духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, и сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих отношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Экологическая культура горожанина — 2015

В рамках Всероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», в ДОУ для детей и родителей в марте 2015 года, проведена «Неделя экологической грамотности». Организован цикл мероприятий, направленных на формирование нетерпимости к замусориванию города: тематические занятия, викторины, экологические досуги, выставки детских работ, показ презентаций, оформление газет, плакатов.

Воспитатели доступно объяснили детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов - каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Напомнили о правилах в природе, о важности поддержания чистоты на улицах и дворах города. Педагоги обратились ко всем родителям с призывом: «Помогите сделать и сохранить город чистым!».

Многие родители откликнулись, проявили творчество в совместном с детьми изготовлении поделок «Вторая жизнь упаковки», оформили газеты и плакаты.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, стихий. Важность экологической культуры каждого жителя нашего города, педагоги ДОУ донесли до своих родителей и детей.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

Опыт работы педагогов — 2015
Формирование у воспитанников здорового образа жизни

В последние два десятилетия отмечается тревожная тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Один из путей её решения - следование принципам и правилам здорового образа жизни.

Педагоги нашего ДОУ большое внимание уделяют формированию здорового образа жизни у своих воспитанников.

Двигательный режим ребенка в детском саду, утренняя гимнастика, бассейн, прогулки на свежем воздухе, физкультурные занятия, спортивные праздники… Педагоги постоянно стараются подчеркнуть пользу движений для здоровья.

Воспитатели работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре Астаниной Т.А. - это не просто опытный специалист, а мастер своего дела.

В феврале, в нашем ДОУ, проводился конкурс «Спорт и я - мы друзья».

Цель: формирование у дошкольников индивидуального и коллективного опыта здорового образа жизни.

В конкурсе приняли участие педагоги всех возрастных групп, творчески подготовив различные игровые эстафеты для дошкольников.

Особые впечатления остались у детей от спортивных праздников, где они соревновались с родителями, не уступая им ни в чем.

Педагоги подготовительных групп: Иванова Л.П., Гречишникова С.С., Синицына А.П., Шохова Т.А. провели большую организационную работу с родителями.

В результате, спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья» прошёл на очень высоком уровне. Родители вместе с педагогами выступили в роли полноправных партнеров, объединившись с детьми, для участия в различных эстафетах. Все 100% родителей поддержали своих детей.

Огромное удовольствие и заряд положительных эмоций получили и воспитанники, и родители, продемонстрировав в играх-соревнованиях свою ловкость, выносливость, быстроту, умение действовать по правилам.

Родители проверили свои возможности и вспомнили о необходимости занятий спортом всей семьёй.

Активное участие в спортивном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья», приняли и родители воспитанников средней группы, под руководством воспитателя Маклакова Л.П. Это были их первые семейные эстафеты полезные для всех!

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">

В октябре 2013 года первая квалификационная категория присвоена педагогу-психологу Блиновой А.М.
В 2012 году получили рецензии по авторским программам «Волшебное путешествие» и «Страна эмоций» педагог-психолог Блинова А.М. , по программе «Здоровый малыш» воспитатель Колесникова И.С.

В 2012 году методическое пособие «Познавательное развитие детей 5-7 лет, автор Блинова Г.М., рекомендовано как основное в методических пособиях «Конструктор образовательной программы детского сада» и методическом пособии «Рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ», для работы с дошкольниками в соответствии с ФГТ. ТЦ «Сфера» Москва 2011, 2012.

В 2013 году получила рецензию Клюевой Т.Н. по авторской программе «Интеллектуальное развитие дошкольников с ОНР» учитель-логопед Ульрих Н.Ф.

В электронном журнале СИПКРО размещены статьи по опыту работы с детьми и педагогами учителя-логопеда Ульрих Н.Ф., педагога-психолога Блиновой А.М., старшего воспитателя Блиновой Г.М.
В электронном журнале ТИМО ЦРО г.о. Самара размещен опыт работы с детьми воспитателя Колесниковой И.С., Гречишниковой С.С., Паниной И.Б., Анучкиной О.А., старшего воспитателя Блиновой Г.М., инструктора по физической культуре Грищенко Н.В., учителя-логопеда Ульрих Н.Ф., педагога-психолога Блиновой А.М.

Материалы спортивного праздника «Масленица», автор инструктор по физвоспитанию Грищенко Н.В., размещены на сайте «Планета Детства» (сертификат № 4071)

Педагоги МБДОУ ЦРР детского сада № 462 принимали активное участие в мероприятиях районного, городского и Российского уровня по распространению своего педагогического опыта

19—20 сентября 2012 года состоялся педагогический форум педагогических работников Кировского района. Педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М. представила презентацию опыта работы с детьми на тему «Психологические аспекты решения задач социально-личностного развития ребенка».

С 9 по 11октября 2012 года в Центре развития образования г.о. Самара прошёл городской педагогический марафон. На секции «Опыт работы педагогов ДОУ по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста с сообщением « Социально-личностное развитие дошкольников средствами сказкотерапии» выступила педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М.

С 29 октября по 10 декабря 2012 г. на базе нашего ДОУ ЦРО г.о. Самара организованы курсы для воспитателей «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в рамках реализации федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, на которых старший воспитатель Блинова Г.М. поделилась опытом работы с детьми по познавательно-речевому направлению в соответствии с ФГТ.

7 декабря 2012 года на методическом объединении для воспитателей Кировского района, Мезинова Е.Ю. делилась опытом работы по организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.

С 19-22 марта 2013 года в ЦРО городского округа Самара на городской конференции «Политехнологичность современной образовательной среды как условие реализации ФГОС» опытом работы на тему: «Социальное партнёрство — условие развития современного ДОУ» поделилась старший воспитатель Блинова Г.М.

27 марта 2013 года воспитатели Мокроусова З.П. и Шейко Е.В. выступили на районном семинаре «Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность» с презентацией опыта работы с детьми.

9 апреля 2013 года на районном семинаре «Реализуем ФГТ» представили свой опыт работы с детьми инструкторы по физвоспитанию Астанина Т.А. и Грищенко Н.В.

В апреле 2013 года подведены итоги районного конкурса педагогических проектов «Реализуем ФГТ», воспитатель Колесникова И.С. вошла в число победителей, получив 3 место в номинации «Методический проект для детей».

22 апреля 2013 года учитель-логопед нашего ДОУ Ульрих Н.Ф. представили свой опыт работы на районном семинаре «Организация логопедической работы в рамках ФГТ»

15 мая 2013 года на городском семинаре «Организация и проведение мониторинга в ДОУ», организованного для старших воспитателей, выступила учитель-логопед нашего ДОУ Ульрих Н.Ф., с презентацией на тему: «Особенности мониторинга речевого развития дошкольников».

21 мая 2013 года инструктор по физическому воспитанию Грищенко Н.В. представила презентацию своего опыта работы на городском педагогическом марафоне. Рассказала педагогам, как обучает дошкольников плаванию с элементами аквааэробики.

23 мая 2013 года на базе нашего ДОУ состоялся городской педагогический марафон на тему: «Дошкольное образование: новые требования и пути их решения», секция «Реализация коррекционной работы в рамках ФГТ». Мастер-класс по коррекционной работе с детьми провела педагог-психолог нашего ДОУ Блинова А.М., она поделилась опытом развития эмоционально-личностной сферы детей.
Кроме всего изложенного выше педагоги подготовили детей к участию во многих конкурсах.

В ноябре 2013 года воспитатель Анучкина О.А. представила свой опыт работы по формированию педагогической культуры родителей на международной конференции, которая проходила в СИПКРО.
За весомый вклад в реализацию духовно-нравственной программы в рамках выставки-форума «Самара Православная», наше дошкольное учреждение награждено Благодарственным письмом и Почетной грамотой.

Администрация и педагогический коллектив нашего ДОУ, в сентябре 2013 года награжден Благодаственным письмом Центра развития образования г.о. Самара, за эффективную методическую работу по повышению творческого мастерства педагогов района, внедрение в образовательный процесс новых технологий, форм и методов обучения.

Благодарственные письма коллектив и организаторы мероприятий получили в октябре 2013 года от Детского Епархиального образовательного центра «Воскресение» за сотрудничество в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей.

Педагогическая гостиная — 2013

11 декабря 2013 года в ДОУ состоялась педагогическая гостиная для педагогов Кировского района, где был представлен опыт работы с нашими воспитанниками, по нравственно-патриотическому воспитанию.
Педагоги рассказали о инновационных формах работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС.

Старший воспитатель Блинова Г.М. представила презентации « Социально-нравственное воспитание в свете современных требований российского образования» и «Воспитание социально-активных и творческих граждан своей страны через социальное партнёрство с учреждениями образования», воспитатель Гречишникова С.С. поделилась опытом работы по созданию презентации для детей на тему «О большой и малой Родине».

Мультимедийную презентацию по ознакомлению с правами детей через сказки, представила воспитатель Панина И.Б.

Опытом работы со своими воспитанниками по приобщению к русской народной культуре и сотрудничестве с семьями воспитанников, делились воспитатели Анучкина О.А., Панина И.Б. и музыкальный руководитель Красильникова Ю.Е.

Педагог-психолог Блинова А.М. представила презентацию «Психологический аспект нравственного воспитания дошкольников», рассказала о работе с дошкольниками по авторской программе «Волшебное путешествие».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувст и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского языка.

Опыт работы с воспитанниками показал, что произведения детской художественной литературы, театрализованная деятельность благотворно влияют на эмоциональное развитие, обогащают новыми впечатлениями, способствуют познавательному развитию, нравственно-эстетическому воспитанию, доставляют детям радость и удовольствие, способствуя радостному проживанию детства, что предусматривает ФГОС ДО.

Работа по обобщению педагогического опыта. Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников».

Выполнила: Кутурова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "ЦРР - детский сад №172"
г. Иваново
Назначение: Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию работу по обобщению педагогического опыта на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников".Данный материал может быть полезен воспитателям.
Цель:

Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду я предлагаю вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранением и укреплением здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров и физически, и нравственно. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием, воспитанием активной гражданской позиции. Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувств патриотизма.
Актуальность темы:
Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Цель:
Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
В своей работе использую различные технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
развивающего обучения,
консультативные,
визуальные,
проектные,
ИКТ.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Содержание работы по направлениям включает:
Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой, традициями.
Знакомство с профессиями.
Знакомство с государственной символикой города и других стран.
Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
Знакомство с героями сказок и их подвигами.
Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
Заключение:
На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Диагностика.
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, поселку, дружбе, ко всему живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
Осуществляют элементарный самоконтроль.

Разделы: Работа с дошкольниками

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

1. Условия формирования опыта

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

2. Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

3. Актуальность и перспективность опыта

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

4. Новизна опыта

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

5. Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

6. Трудоемкость опыта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

Планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Подборе оборудования и материалов;

Применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

Разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Технология опыта

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Рисование нитками”

“Печатание бумагой”

“Рисование мыльной пеной”

“Рисование методом наката”

“Рисование ребром картона”

“Рисование с помощью соли”

Рисование методом напыления”

“Рисование кляксами”

“Клеевая техника”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”

“Рисование ногами”

“Рисование по кругу”

“Мятый рисунок”

“Рисование по клейстер”

“Рисование по стеклу”

“Рисование методом тычка”

“Печатание спичечным коробком”

“Оттиск поролоном”

“Пуантилизм”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

8. Результативность опыта

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей.

В рамках МДОУ:

  • Конкурс детского изобразительного творчества “Моя любимая мамочка” (диплом за активное участие)
  • Выставка конкурс изобразительного искусства “Наши папы - бравые солдаты” (диплом за активное участие)
  • Конкурс фотогазет “Моя семья” посвященный Международному дню семьи (диплом в номинации “За оригинальность”)

На муниципальном уровне:

  • Конкурс рисунков Лабытнангского ТВ, посвященному 140-летию г. Лабытнанги (Благодарственное письмо)
  • Городской конкурс детских творческих работ “Осторожно, огонь” - I место

На региональном уровне:

  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Ямал будущего”
  • Участие в III окружном конкурсе детских творческих работах юных натуралистов – экологов. Тема: “Экологическая катастрофа” Сергей Е.
  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Лики победы” (диплом за участие)

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51% , со средним уровнем 49%.

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и

эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Библиография

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  4. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
  5. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

Мизгиева Аза Герихановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д\с "Солнышко"
Населённый пункт: П.Солнечный Усть-Майский улус РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: "Обобщение педагогического опыта работы в ДОУ"
Дата публикации: 29.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Обобщение

Педагогического опыта работы

Воспитателя 1 смешанной группы

Мизгиевой Азы Герихановны

П.Солнечный

Здравствуйте, меня зовут Мизгиева Аза Герихановна, я -воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Солнечный. Позвольте предложить

Вашему вниманию опыт своей работы!

Целью моей работы в детском саду является гармоничное развитие детей

дошкольного возраста.

Перед собой я ставлю такие Задачи:

Формирование интегративных качеств дошкольников

Реализация образовательных областей

Развитие познавательных психических процессов дошкольников

Расширение собственной методологической культуры.

В своей работе я использую информационно - коммуникационные

технологии, проектную деятельность.

Проект – игра всерьёз: результаты её значимы для детей и взрослых.

Исходным пунктом проекта является детский интерес.

Для успешной результативной работы я использую интеграцию

социальное партнёрство, вовлечение родителей в деятельность ДОУ.

Особое внимание уделяю активному участию каждого ребёнка в

образовательной деятельности, развитию его воображения, логики мышления

и фантазии.

Направления работы моей деятельности реализуются через применение

педагогических технологий. Основными являются:

Личностно-ориентированная технология, реализуется через

психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на

основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его

индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,

полноправному участнику воспитательного процесса.

Игровая технология требует правильной организации пространства,

предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора

психолого-педагогических методов и приемов;

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и

педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и

успехов ребенка;

для повышения эффективности образовательного процесса использую-

информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) .

Без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Я

считаю, что в ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в

семье, а значит - основой успеха являются родители. Во время выполнения

проекта по НПК с детьми 1 младшей группы родители принимали активное

участие. Вместе со мной искали материал, ходили в спортивный зал с

ребенком, принимали активное участие во всех конкурсах как спортивных,

так и творческих.

Проекты некоторые краткосрочные («Мой веселый звонкий мяч), некоторые

долгосрочные («Мой зеленый подоконник», «Пластилинография»,

«Сказкотерапия»).

Проект«Мой зеленый подоконник» преследовал цель экологическое

воспитание детей дошкольного возраста,

воспитание бережного отношения к природе и добродушного отношения к

окружающему миру; изучить развитие растений на примере одного цветка;

привлечь внимание к проблеме охраны природы.

С помощью родителей мой воспитанник выращивал у себя дома цветы от

посадки семечка до распускания бутона. В ходе проекта он сделал для себя

вывод, что цветы очень нежные растения и им нужен постоянный уход. На

сколько хрупок окружающий мир, что одним неправильным движением

можно погубить все вокруг. Природа это великий дар, который нам послан

всевышним и мы –люди должны беречь и охранять природу. Цель проекта

была достигнута.

Следующий проект был посвящен здоровому образу жизни и назывался

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель проекта:

узнать, что мяч может использоваться не только для подвижных игр, но и

стать предметом для изучения и рассмотрения.

Задачи проекта:

Воспитать интерес к спорту, здоровому образу жизни.познакомить со

свойствами мячей, учить сравнивать их по размеру, цвету, форме. Показать,

что в различных видах спорта используются различные виды мячей.

Третий проект «Пластилинография» посвящен нетрадиционной технике

рисования. В этом проекте я преследовала следующие цели и задачи:

Цель: повышение интереса родителей к совместной деятельности с

ребенком, получение новых знаний и освоения их в практической

деятельности, освоение родителями и детьми нетрадиционной техники

рисования пластилином,

Развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на

бумаге и широкому применению их в детском садике.

Ожидаемый результат: создание лепной картины с изображением объемных

предметов на горизонтальной поверхности.

В ходе проекта была достигнута цель, родители стали больше внимания

уделять совместной деятельности с детьми, посещают собрания, участвуют в

конкурсах совместно с детьми, изготавливают поделки.

В этом 2018г я начала новый проект «Сказкотерапия».

Актуальность исследования в том, что речь играет важную роль в

становлении личности ребенка-дошкольника. Речь в педагогике и психологии

рассматривалась как основа развития: мышления, воображения, памяти,

эмоций. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве

закладывает основы успешного обучения в школе.

Дело в том, что возраст детей 1 младшей группы от 1,5до 3 . Дети приходят в

садик еще не умея говорить. А «сказкотерапия» помогает им совместно с

родителями увеличить и активизировать словарный запас.

В ходе этого проекта я планирую уделять большое внимание именно

совместной работе родителей и их детей. Родители будут шить костюмы для

театральных представлений, участвовать в совместных праздниках, читать

дома детям сказки, которые учат нас добру. Воспитывают в них патриотизм,

прививают любовь к своей Родине. В наш современный век, в погоне за

материальным достатком мы порой забываем про духовную жизнь. А ведь

именно сказка является тем связующим звеном, который помогаетдетям

повторяя за родителями слова песенок сказок, потешек, примеряя на себя ту

или иную роль вырасти полноценным гражданином своей страны.

Может быть это слишком высоко сказано, но я считаю это именно так! Ведь

как говорится «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

На этом у меня все Спасибо за внимание!

Описание опыта работы воспитателя

МБДОУ «Детский сад № 3» г. Бийска

Мезенцевой Натальи Анатольевны

В своей деятельности по реализации основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период, добилась стабильных положительных показателей освоения воспитанниками основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Образовательной программы за два учебных года подтверждают положительную динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В 2012 - 2013 учебном году данные качества сформированы на высоком (достаточном) уровне у 35% детей средней группы; в 2013 - 2014 учебном году у 65% детей старшей группы, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственную среду организую в соответствии с федеральным государственным стандартом и требованиями к созданию предметной развивающей среды, обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются детьми и в ходе реализации других областей. В группе создала игровую и учебную зоны. Обогатила и расширила познавательно-речевую, здоровьесберегающую, игровую среду через создание центров: речевой, математический, центр изодеятельности, театральный и музыкальный, физкультурный, центр художественной литературы, оборудовала мини - лабораторию по опытно - экспериментальной деятельности и т.д. Наполнила их материалами и оборудованием, которые создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов. Обеспечиваю детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Направления моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий, основными являются:

Личностно-ориентированная технология реализуется через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное взаимодействие является основой для всех последующих технологий и способствует формированию всех интегративных качеств портрета выпускника детского сада;

Здоровьесберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, и др.

Здоровьесберегающая технология способствует формированию положительного социально-психологического климата в группе детей, может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельно как совместная деятельность педагога и детей;

Игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно - ролевые игры, режиссерские игры, сказкотерапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Игровая технология требует правильной организации пространства, предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора психолого-педагогических методов и приемов;

4. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка;

5. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) использую для повышения эффективности образовательного процесса.

Методическая тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования».

В свете последних изменений в образовании пересмотрела содержание работы по данной проблеме.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.

В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора методической темы.

Результативность работы по методической теме:

Организовала:

обогащенную предметно-развивающую среду, направленную на развитие самостоятельного экспериментирования, соответствующую принципам комфортности, вариативности, функциональности, учета интересов и предпочтений дошкольников.

По данной проблеме мной разработан учебно-методический комплект, который включает в себя:

перспективно - тематическое планирование по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования; практические указания по организации поисково - познавательной деятельности; серия экспериментов с объектами неживой природы.

Изготовила:

«исследовательский фартук» и карточки. Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка; таблицы с алгоритмами выполнения исследований; журнал исследований, дневников наблюдений для фиксации результатов опытов и экспериментов.

Оформила:

Картотеку научных игр для дошкольников; Картотека опытов и экспериментов.

Пропагандирую данную работу среди родителей:

Наглядная информация в родительском уголке. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Совместный досуг «Клуб открытий» родители, воспитатели и дети демонстрируют опыты, решают проблемные задачи.

Руководствуясь принципом последовательности в образовательном процессе, определила этапы усложнения поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Объектом детского экспериментирования стали следующие темы:

«Что у нас под ногами?»; «Волшебница вода»; «Воздух-невидимка» «Волшебное электричество»; «Чудесное притяжение»; «Волшебство света и цвета».

Во время совместного экспериментирования с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Опытом своей работы по данной теме неоднократно делилась перед педагогами МБДОУ д/с № 3, города, области, страны:

На методической выставке «Формирование готовности субъектов образования к переходу на ФГОС» в образовательном округе «Бийский», на Всероссийской НПК выступала с докладом. Опубликовала научно-методические работы в сборнике материалов II Международной заочной научно-практической конференции. Методические разработки на образовательном портале педагогов «Сетевой портал работников образования»-/http://nsportal.ru/lopatina-natalya-anatolevna/.

Я и мои воспитанники принимаем участие в различных конкурсах, выставках, проводимых на уровне МБДОУ д\с № 3, а также на муниципальном, региональном, федеральном уровнях:

городского «Умники и умницы». «Конкурс рисунков, посвященный ЗОЖ». «Конференция детей дошкольного возраста «Знатоки природы». Всероссийского конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Мы наследники наукограда». «Я - исследователь» в номинации «Естествознание». Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и творческих проектов «Дети войны». Всероссийского конкурса декоративно-прикладного искусства «Талантоха». Являюсь лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» в номинации «Ребенок в высокотехнологичном обществе». Лауреат VII Всероссийского творческого конкурса в номинации «Педагогические проекты». Победитель городского конкурса «Весна Победы» в номинации «Лучшая методическая разработка конспектов НОД» Участник городского конкурса среди педагогов «Волшебница игра!». Победитель в номинации «Сердце отдаю детям» городского конкурса «Воспитатель года».

Награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд, достижение высоких результатов, преданность профессии, профессионализм.

Принимаю активное участие в жизни МБДОУ д\с № 3 и являюсь председателем профсоюзной организации ДОУ.

Спасибо за внимание!

error: