4 в чем особенности метода направленных ассоциаций. Метод ассоциации – один из способов реализации инновационных подходов в обучении младших школьников. Область применения метода свободных ассоциаций

Ассоциация - это связь между словами, понятиями, идеями, при которой восприятие или вспоминание одного влечет за собой извлечение из памяти другого. При выполнении задания на ассоциативное запоминание пар слов было выявлено, что слова, между которыми ассоциации устанавливаются легко, хорошо воспроизводятся, а отсутствие явных ассоциаций затрудняет запоминание. Но если человек может быстро установить связь между словами в паре, эта пара прекрасно запоминается. Например: «Жук ползет по креслу» или «Круглая белая ромашка похожа на фонарь». На этом и базируются основные приемы произвольного запоминания - выработано довольно много правил быстрого создания ассоциаций, которые помогают запоминать самый разный материал.

Основные правила создания ассоциаций:

  • 1) ассоциации должны быть нестандартными, индивидуальными, связанными с личным опытом;
  • 2) представляйте ваши ассоциации как можно более «многомерно» - наглядно, со звуками, запахами, температурой, весом и т. п.;
  • 3) преувеличивайте или как-то необычно деформируйте ваши ассоциации;
  • 4) придавайте ассоциациям движение.

Упражнение 33. МЕТОД АССОЦИАЦИЙ

  • 1. Создайте как можно больше сложных и подвижных ассоциаций для запоминаний пар слов из списка II, который использовался исследовании памяти методом ассоциаций. Обсудите это в группе.
  • 2. Выполняется в круге. Первый человек говорит какое-нибудь слово соседу справа. Тот повторяет слово и тут же дает ассоциацию с ним. Следующий человек повторяет оба слова и дает свою ассоциацию со вторым. Третий должен будет повторить уже три слова и добавить свое и т. д.

Упражнение 34. МЕТОД СВЯЗАННЫХ АССОЦИАЦИЙ

ИНСТРУКЦИЯ 1. Ведущий дает для запоминания список слов. Каждый участник должен быстро соединить их в единый (возможно, парадоксальный) сюжет, не нарушая порядок и используя как можно меньше «лишних» слов. Например, слова: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА можно объединить так: «Я разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА. Она плывет и сталкивается с КОМАРОМ, который от страха залезает в КОНВЕРТ. Конверт сворачивается и превращается в ГУСЕНИЦУ».

Список слов для создания сюжета связанных ассоциаций: КАРТА, ПТИЦА, ЖУРНАЛ, ШАМПУНЬ, ОРЕХ, КРОКОДИЛ, ОБЛАКО, БАНАН, СТАКАН, ПЛАТОК, КЛЮЧ, КЛУБОК, ЛОЖКА, ЧЕРВЯК, НОСКИ.

После написания сюжета каждый участник закрывает его и на другом листе воспроизводит те слова, которые запомнил. После этого ведущий читает список для проверки.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Работа в подгруппах по три-четыре человека. Каждый участник составляет список слов (не менее 15) и передает его остальным членам подгруппы, которые как можно быстрее создают сюжеты связанных ассоциаций и отдают их вместе со списками ведущему. Затем каждый воспроизводит все списки - свой и других членов подгруппы. Ведущий возвращает списки авторам, и проводится проверка.

Упражнение 35. МЕТОД ЦИЦЕРОНА

Великий оратор древности мог говорить часами, не пользуясь конспектами, не сбиваясь и не повторяясь. Смысл метода запоминания, названного его именем, состоит в том, что запоминаемые единицы (покупки, пункты плана и т. п.) надо мысленно расставить (или написать) в хорошо знакомой комнате или на местности в строго определенном порядке. Затем, когда нужно воспроизвести эту информацию, человек вспоминает данную комнату и « считывает» то, что было на ней «записано».

Тренировка начинается с того, что каждый должен назвать любой конкретный предмет и описать его. Группа с помощью ведущего мысленно «размещает» эти предметы по комнате: на доске, на стенах, на подоконнике и т. д. так, чтобы в аудитории «оказалось» не менее 16 разных предметов. Затем каждый член группы воспроизводит список всех названных предметов. Подобным образом проводятся еще несколько циклов, при которых постепенно в перечень включаются отвлеченные понятия (пункты плана, например). Сначала - два-три, затем больше. Постепенно количество запоминаемых слов может достигать 40-50.

Упражнение 36. ЗАПОМИНАНИЕ ФАМИЛИЙ

Описание метода запоминания. Многие фамилии в русском языке происходят от названий животных, предметов, профессий или их свойств, например: Воронин, Березкин, Кузнецов, Серов. Если нужно запомнить фамилию конкретного человека, который носит подобную фамилию, нужно выделить какое-нибудь свойство его внешности или поведения и найти ассоциацию с фамилией. Например, если у Воронина темные волосы, то «он темный, как ворона», или он «размахивает руками, как ворона крыльями» и т. п. Если же не удается найти никакого сходства, можно создать ассоциацию «от противного» - «он светлый, какой никогда не бывает ворона», но такая связь запоминается хуже.

Если же у фамилии нет никакого конкретного значения, ее можно запомнить с помощью фонетических ассоциаций, при которых ищутся ассоциации к звучанию фамилии или ее частей. Например, для фамилии ЛАРСЕН создается сюжет: «ЛАРец, полный СЕНа». После этого нужно связать какие-нибудь особенности человека с ларцом или с сеном. Другие примеры: ЧУМАКОВ = «ЧУМ среди МАКОВ», ЧЕРКАШИН = «ЧЕРная КАШа». Аналогичный прием можно использовать для запоминания окончаний. Например, для запоминаний фамилий, заканчивающихся на -ИН, стоит вводить в сюжет что-то «индийское», а для фамилий на ОВ - ОВощ или ОВцу. Полезно заранее разработать для себя ассоциации к наиболее распространенным в России окончаниям фамилий: «-цов», «-цев», «-кин», «-штейн», «-вич», «-ский».

Аналогичным образом, по звуковым ассоциациям можно запоминать имена. Например: ИВАН = ИВА, ПАВЕЛ = ПАВлин, БОРИС = БОРщ и РИС, ИММАНУИЛ = И МАНит в ИЛ. Иногда можно использовать созвучия- рифмы, типа «Наташка-пташка» или «Антошка-картошка».

Для запоминания сочетания имени и фамилии можно использовать сюжет, состоящий из ассоциаций с именем и фамилией. Например: «НЕШУМОВА НАТАЛЬЯ = = нешумная пташка», «ТКАЧЕВА ЕЛЕНА = ткачиха ЛЕНтяйка».

ИНСТРУКЦИЯ 1. Ведущий читает список фамилий и имен, каждый учащийся составляет смысловые или фонетические ассоциации, затем, не глядя в свои записи, воспроизводит список. Потом список читается еще раз для проверки.

Список отдельных фамилий и имен для создания ассоциаций и запоминания: ЛИТВИННОВА, КОТИКОВ, ШАМШИН, МАНСУРОВ, ШИЛКИН, НАХИМЗОН, ГОРКЕВИЧ, МАЙОРОВ, ПЕТРУШИН, ВОЕЙКО, СВЕТЛАНА, ОКСАНА, ДЕНИС, ЕЛЕНА, ВИТАЛИЙ, ГРИГОРИЙ.

ИНСТРУКЦИЯ 2. Аналогично упражнению «Метод связанных ассоциаций». Работа в подгруппах по три-четыре человека. Но каждый участник составляет список не просто слов, а имен и фамилий.

ИНСТРУКЦИИ 3, 4. Аналогично инструкциям 1 и 2, но используются списки сочетаний имен и фамилий, например: КАЗАКОВА ОКСАНА, ГЕНДЕЛЬМАН БОРИС, РОЗАНОВ АНТОН, МОТЫЛЕВ ДЕНИС, ШАХОВА ИРИНА, ЛЕЩИНСКИЙ ГРИГОРИЙ, МАЙОРОВ ИВАН, ТЮРИН НИКОЛАЙ, АНДРЕЕВ ПАВЕЛ, СВИРИДОВ ВАСИЛИЙ, БИТОВА АНАСТАСИЯ, ГУСЕВА ЕКАТЕРИНА, ОВЕРЧЕНКО СОФЬЯ, КИРРИЛОВ ВАЛЕНТИН, БАРШЕВ АНДРЕЙ, ВАТОЛКИНА СВЕТЛАНА.

Упражнение 37. ЗАПОМИНАНИЕ НАЗВАНИЙ ЛЕКАРСТВ

Запоминание названий лекарств важно и в обыденной жизни, и в социальной работе. Чаще всего названия лекарств являются искусственными словами, поэтому для их запоминания нужно использовать метод звуковых, фонетических ассоциаций, описанный выше. Чтобы запомнить и назначение препарата, его нужно объединить в сюжете с ассоциациями на название. Например: ФУРАЦИЛИН - противовоспалительное средство - «От ФУРАжки на лысине возникло воспаление, пришлось носить ЦИЛИНдр.», МУКАЛТИН - средство от кашля - «Какая МУКА кашлять от ТИНы»

ИНСТРУКЦИЯ. Аналогично предыдущим упражнениям, но используется список лекарственных препаратов и их применений:

СОФРАДЕКС - глазные и ушные капли, ВОЛТАРЕН - при суставных болях, ТИРЕОКОМБ - гормон щитовидной железы, ЛЕВОМИЦИТИН - антибиотик, ПАПАЗОЛ - от спазмов и повышенного артериального давления, СЕНАДЕ - слабительное, КОРДАРОН - сердечное, ГИПОТИОЗИД - мочегонное.

Общей инструкцией в начале анализа является предложение расслабиться, войти в полусонное состояние со свободно плава­ющим вниманием и говорить абсолютно все, что приходит в го­лову. При этом акцент делается на том, чтобы проговаривать все возникающие мысли и чувства, даже если они кажутся несуще­ственными, неприятными или глупыми, в том числе относящи­еся к анализу и личности аналитика. Именно так в идеале при­меняется основной метод - метод свободных ассоциаций. Фактически Фрейд и Юнг были первыми психологами, исследо­вавшими этот феномен. Фрейд чисто эмпирически, исходя из своих клинических наблюдений, Юнг строго научно, изобретя тест словесных ассоциаций.

Метод основан на идее, что по-настоящему свободные ассо­циации человека, сумевшего оставить рациональное мышление, вовсе не являются случайными и подчинены четкой логике - логике аффекта. Однако во фрейдистской интерпретации такая цепочка ассоциаций, если удастся преодолеть сопротивление, обязательно приводит к ядру психического конфликта - комп­лексу и раннему травматическому опыту, лежащему в основе его формирования. Таким образом, предполагается, что все звенья этой цепи связаны и чем дальше мы продвигаемся, тем ближе мы к выяснению сути. Поэтому Фрейд постулировал возмож­ность прямых интерпретаций (если при любом начале ассоци­ирования все равно приходишь к одному и тому же результату) и принципиальную допустимость самоанализа. Парадоксаль­ность применения фрейдистского варианта этого метода состо­ит в том, что, поскольку теоретически выведен единственный источник всех психических конфликтов - эдипов комплекс, - то в свободном ассоциировании в общем-то нет большой необ­ходимости, во всяком случае его конкретное содержание не имеет значения. Именно против этой догматической умозри­тельной схемы возражал Юнг. Он говорил, что с таким же успе­хом вместо того, чтобы слушать клиента, можно было бы прочесть какое-нибудь объявление да и любую строчку из газеты. Он обнаружил, что ассоциации подобны паутине или кругам, расходящимся на воде от брошенного камня. Они всегда вра­щаются вокруг аффективно заряженных образов и образуют психическую ткань, в которую этот образ плотно вплетен. Ас­социации - это не средство вытащить на поверхность давно вытесненное. Будучи неразрывно связанными с центральными образами посредством своих аффективных коннотативных ас­пектов значений, они образуют саму материю психического, сам способ жизни и функционирования нашей души. В сущности, каждый из ключевых образов, стягивающий на себя пучок ас­социаций, имеет нечто универсальное, присущее всем людям, то есть архетипическое.

Поэтому иногда юнгианское применение этого метода на­зывают циркулярным, или круговым, ассоциированием в отличие от линейного ассоциирования в классическом психоана­лизе. В юнгианской практике важно кружить возле образа, все время возвращаться к нему и предлагать новые ассоциации, пока не станет ясен его психологический смысл. Причем дело не в том, чтобы извлечь некую идею по поводу этого образа, а в самом непосредственном переживании образа со всеми при­крепленными к нему ассоциациями. Только тогда может ро­диться не умственное, сугубо рациональное понимание, а по­нимание психологическое, при котором объект познания не вытаскивается на поверхность и вырождается до чего-то более плоского, а исследуется in vivo в присущей ему среде, остава­ясь живым. Линейное ассоциирование представляет собой по­знание психической жизни в виде работы или соревнования, в которых важен результат. И мы думаем, что каждый следую­щий шаг приближает нас к заветной цели. Если же происходят задержки в пути, то обязательно кто-то в этом повинен. Классическое определение сопротивления связано именно с сопро­тивлением свободному ассоциированию. При циркулярном же ассоциировании мы можем охватить взглядом всю перспекти­ву и увидеть, что в некоторых точках мирового океана бушует шторм, а в других местах штиль и хорошая погода. Мы можем видеть колебания температуры и солености воды, не оценивая воду как правильную или неправильную. В зависимости от же­лания клиента можно погрузиться в выбранном месте, почувствовать себя там, ощутить глубинные течения. Возможно, се­годня он еще не готов к плаванью в непогоду. Ему нужны время и некоторая тренировка. Важно лишь не терять из виду эти бурные воды. Но необходимости попасть именно туда нет, по­тому что океан един, можно достичь дна с любой точки. Таким образом, хотя метод свободных ассоциаций одинаково исполь­зуется в психоанализе и юнгианском анализе, в него вклады­вается разный смысл, и если первый делает акцент на слове «ассоциация», то второй, скорее, на слове «свободная». Надо помнить, что задача этого метода - не в том, чтобы «вывести клиента на чистую воду», а в организации свободного доступа к бессознательному содержанию. Такой подход требует от аналитика отказа от собственных моноидей, которые могут вести процесс ассоциирования и в результате обеднять образ. Существует соблазн привести клиента к тем же ассоциациям, которые возникли у аналитика.

Суть этого метода - контакт с бессознательным - должна воплощаться в самой свободной, метафорической, исполнен­ной фантазиями атмосфере анализа. Если такая атмосфера не образовалась, то любые четкие инструкции не дадут нужного эффекта. Приведем пример. В одном из сновидений клиентка рожает почерневшую от времени доску в виде рыбы, на кото­рой стоит знак, что это девочка. Ассоциации клиентки в основ­ном касались неприятных ощущений, связанных с ее женствен­ностью. Ассоциации у аналитика - с почерневшими досками как иконами и с рыбой как символом Христа. Однако высказы­вание этих идей аналитиком или его попытка привести ассоци­ации клиентки к духовному измерению могли быть вызваны неосознанным желанием отстраниться от ее болезненных пе­реживаний, связанных с принятием своей женственности. Позднее аналитик вспомнил образ, объединяющий оба направ­ления ассоциаций, - образ черной богоматери. Желание ана­литика направить ассоциации в свое русло имеет смысл рассмат­ривать с точки зрения контрпереноса. В данном случае аналитик возвышает, идеализирует клиентку, что подтвердилось дальней­шим ходом анализа, но это идеализирующее отражение может быть необходимым для принятия ею собственной женственности. Конечно, циркулярное ассоциирование не останавливает­ся на двух доминирующих направлениях ассоциаций. Здесь оно может привлечь наше внимание к отношениям клиентки с дочерью, ее внутренним ребенком, и тем, что рождается в анали­зе, к тому, насколько она чувствует себя черной рыбой в темных водах бессознательного, к ее рисункам в черном цвете (почер­невшим от времени) и т. д. Но такая работа не может быть вы­полнена за один аналитический сеанс. Весь длительный анали­тический процесс можно рассматривать как циркулярное ассоциирование, когда вновь возникающие образы постоянно играют с предыдущими, порождая новые значения. Так, в инициальном сновидении, которое мы будем обсуждать ниже, рож­дение рыбы-доски «оживляет» море и одновременно придает другие значения следующему за этим сну о рыбе в чистой коло­дезной воде.


Тренировка памяти
>
Метод ассоциаций

Метод ассоциаций - это первый и основной метод развития памяти , который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

Что же такое ассоциация? Ассоциирование - это в широком смысле связывание чего-то с чем-то . То есть ассоциация - это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека - вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.

Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово "красный" (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный"), можно получить такие ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и др. Такие различия зависят прежде всего от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций вам необходимо будет научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания - это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910) заметил: "Искусство хорошей памяти - это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить...". И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним. Для того, чтобы ассоциации помогали вам эффективнее, нужно прежде всего усвоить несколько правил их создания или построения.

Правило №1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.

Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности.

И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлятъ все самое яркое, необычное и волнующее. Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.

Создание ассоциаций всегда индивидуально , а потому читатель должен относиться к приводимым ниже примерам лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций. Для того, чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно прежде всего научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные.

Попробуем, например, связать несколькими способами слово "апельсин" и слово "мыло". Очень хочется надеяться, что вы усвоили Правило №1 и сразу откажетесь от связей, подобных этой: "Я купил апельсин и мыло". Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: "Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла".

Вас не должна смущать странность или нереальность созданной вами связи - ведь, как вы знаете, именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: "Я рисую апельсин куском мыла". Связь может быть и такой: "Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло". Теперь придумайте еще 2-3 оригинальные связи (ассоциации) между словами "апельсин" и "мыло" сами.

Попробуем связать между собой слова "дерево" и "телевизор". Естественно, связь "дерево показывают по телевизору" нам не подходит. Она забудется так же быстро, как и возникла. "Телевизор висит на дереве" - уже лучше, но еще лучше, еще необычнее будет представить себе, что много маленьких телевизоров висят на дереве (словно листья или плоды).

"Телевизор вмонтирован в ствол дерева" - тоже неплохо. А вот связь: "При включении телевизора, из него начинает расти дерево", - на мой взгляд, самая удачная из перечисленных. Вам станет понятнее мое мнение, когда вы ознакомитесь с остальными правилами построения ассоциаций для запоминания.

Сначала построение таких связей кажется делом очень и очень странным, иногда почти бредом, но вы не должны забывать, что научиться строить такие связи просто необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания. Попробуйте придумать еще несколько существенно различающихся связей между словами "телевизор" и "дерево". Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше.

Между прочим, подобным образом тестируют творческие способности человека. Чем человек больше оригинальных и отличающихся по существу (а не "дерево вылезло сверху...", "дерево вылезло сбоку... или снизу") связей может создать, тем выше его творческий потенциал. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.

*** Упражнение 1.

Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:

СТАКАН и ТУФЛИ
КАРАНДАШ и ШЛЯПА
ТЕЛЕФОН и АРБУЗ

Для каждой пары придумайте по 3-4 связи, не забывая про Правило №1.

В Приложении вы найдете еще несколько пар слов для самостоятельной тренировки. Еще сложнее придумывать связывать такие слова, между которыми стандартные ассоциации просто так и напрашиваются. В этих случаях надо уметь придумывать другие ассоциации, строить новые связи.

Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Важно потому, что наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь.

Например, между словами "трава-цветок", "кошка-мышка" сами по себе напрашиваются такие связи: "в траве растет цветок" и, соответственно, "кошка поймала мышку". Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески. Особенно часто это происходит при запоминании не двух, а целой цепочки элементов.

Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов "подушка" и "одеяло". Это сложнее, чем для слов "апельсин" и "мыло", не правда ли? И все же для хорошего овладения методами развития памяти надо научиться уходить от привычных связей, ломать привычные стереотипы. Вот несколько примеров оригинальных связей между этими словами

"Подушка пришита (прилипла) к центру одеяла".
"Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло".
"Подушка лопнула и превратилась в одеяло".
"Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись".

*** Упражнение 2.

Потренируйтесь в создании неожиданных связей между словами:

ВОДА и ЦВЕТОК
КОТ и МОЛОКО
КОНВЕРТ и РУЧКА

Придумайте по 3-4 оригинальных связи между словами каждой пары.

Конечно, логичнее всего было бы связать "кот" и "молоко" так: "Кот пьет молоко", но если вы действительно хотите, чтобы метод ассоциаций приносил вам в дальнейшем максимальную пользу, то проявите побольше фантазии и придумайте что-нибудь поинтереснее. Например, хотя бы такую: "Кот плавает в молоке". Еще несколько пар слов, привычные связи между которыми надо изменить на новые вы найдете в Приложении .

Правило №2. Представляйте ваши ассоциации визуально.
Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" сюжет, который придумали. Иначе это правило называется МЕТОДОМ ОЖИВЛЕНИЯ . Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.

Правило №3. Преувеличивайте ваши ассоциации.
Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово "масло", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово "свет", то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.

Правило №4. Ваши ассоциации должны двигаться.
Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п.

Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола "был", используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. При усвоении длинного списка старайтесь, чтобы каждый его элемент становился как бы действующим лицом, то есть совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента списка.

*** Упражнение 3.

Теперь, когда вы знакомы уже со всеми правилами составления ассоциаций, самое время потренироваться еще. Хорошо, если при составлении ассоциаций вы будете помнить про все 4 правила. Свяжите при помощи метода ассоциаций слова:

ПИДЖАК и УХО
ЛАМПОЧКА и ВЕНТИЛЯТОР
МЯЧ и КОТЛЕТА
САЛЮТ и ГРИБ
КРАСКА и СТЮАРДЕССА
БИНОКЛЬ и МОЧАЛКА
РАДИО и АНТЕННА
ВЕЛОСИПЕД и МЕЛ

Если у вас возникли трудности при создании связей между словами, обратитесь за помощью к вашим знакомым, а еще лучше - к детям, ведь они мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации, главное побольше фантазии и воображения.

Кстати, напомню, что умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.

Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари не только создал на базе этого весьма невинного занятия целую методику развития творческих способностей у детей, но и придумал ей замечательное название - "бином фантазии". В его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй" вы найдете не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы, быть может, уже потратили уйму времени.

Однако мало знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами, необходимо приобрести в этом полезном деле практический опыт. Вы можете заняться этим когда угодно, в любую свободную от умственной деятельности минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Например, почему бы вам не попробовать придумать связи между двумя произвольными предметами, которые вам попались по дороге от кровати до ванной?

На следующий день попробовать снова связать их же, но на сей раз другим способом. А потом, быть может, удастся придумать и третий, и четвертый вариант связи. Или можете выбрать два других предмета. Все равно у вас эти секунды ничем не заняты. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете оспаривать тот факт, что она менее необходима, чем зарядка для тела. Вы можете выполнять такую зарядку для ума и в момент, когда ждете, что вот-вот закипит кофе, и когда ваш партнер немного опаздывает на встречу.

Ну а теперь самое время проверить, насколько хорошие связи между словами вы создали в Упражнении №3. Не подглядывая в задание (лучше закройте его листком бумаги), постарайтесь воспроизвести второе слово в паре:

Лампочка -
Пиджак -
Котлета -
Велосипед -

Гриб -
Бинокль -
Краска -
Антенна -

Мы все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление - исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. Со времен Аристотеля выделяют несколько видов ассоциаций:

1. По смежности , то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей - пчелы, медведь - зима - берлога, зима - мороз - снег... Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.

2. По сходству , по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции...Например: мяч - арбуз, лимон - лимонад, снег - вата... Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)

3. По контрасту , то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро - зло, гора - равнина, гора - ущелье, искры - снежинки...

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей - обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации могут быть важным источником информации. Они способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.

Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.

Методы управления процессом генерирования ассоциаций

«Поле ассоциаций»

Использование системно-функционального подхода.

1. Стартовое понятие представить в виде системы, в которую входят подсистемы.

Пример: дерево. Это понятие включает в себя такие подсистемы, как листья, корни, ветви, ствол, корни, кора и т.д.

2. Представить стартовое слово частью большей системы.

Пример: дерево входит в такие системы как лес, парк, сад, природа и т.д.

3. Определить функции, выполняемые этим понятием, где и когда оно встречается.

Пример: из дерева изготавливают мебель, бумагу , строят дома , используют как дрова для печи , камина и т.д.

4. Рассмотреть понятия-ассоциации как системы.

Пример: лес – грибы, ягоды, звери, птицы, леший, лесник, грибники и т.д.

ПРИМЕР: Построение поля ассоциаций понятия "Личность"

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает более сложный вариант, рассмотренного нами метода, который он назвал методом «Гирлянды ассоциаций» Его цель облегчить поиски решения проблемы при дефиците информации, то есть когда возможные пути решения человеку не известны. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы. В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Можно выделить следующие этапы метода «гирлянд ассоциаций».

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды - гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду - гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с эле ментами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

История

Метод свободных ассоциаций или ассоциативный эксперимент первыми применили Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт в 80–х годах 19 столетия с целью исследования психических процессов. В начале ХХ века Э. Крепелин, З. Фрейд и К.Юнг начали применять его в психиатрии для изучения бессознательного. Суть метода в этом случае состоял в быстром спонтанном ответе первым, пришедшим в голову словом на предъявленное «слово – стимул». Универсальность ассоциативных процессов послужила причиной прикладного применения данного метода в 70-х годах ХХ столетия в менеджменте, бизнесе, рекламе и изобретательском творчестве.

Функции метода

1. Метод ассоциаций может выступать эффективным способом творческого решения проблем и поиска новых решений, а также применяться для выявления всех возможных признаков и свойств исследуемого объекта.
2. Он может рассматриваться как эвристический прием, используемый для избавления от традиционных, стереотипных связей, расшатывании стереотипов, выработке совершенно нового взгляда на проблему и достижения оригинальности, свежести, неожиданности идей и решений.
3. Метод ассоциаций выступает как способ расширения семантического пространства проблемы, получения неожиданных образов, понятий и смыслов, высвечивания новых возможностей.
4. Метод выступает как способ, пробуждения фантазии и воображения, активизации творческого мышления в решении различных прикладных задач.

Сущность и цель метода

Суть метода состоит в нахождении как можно большего числа отдаленных и неожиданных ассоциаций к рассматриваемому объекту или проблеме и созданию новых связей между данными ассоциациями и исходным объектом.
Создание смысловых связей между проблемой и различным способом найденным ассоциативным объектом (понятием, образом, чувством, феноменом или процессом), является средством усмотрения и нахождения аналогии, которая и содержит в себе творческую идею.
Применение метода позволяет разорвать старые связи, разрушить стереотипы, высветить новые контесты и тем самым перекинуть мостик к аналогиям, выступающими мощными генераторами новых идей.
Именно аналогии, найденные с помощью ассоциативной связи, содержат в себе самые сильные, свежие и неожиданные решения.

Методологические и теоретические основания метода

Фундаментальные принципы
1. Принцип всеобщей связи , общности и единства всех объектов и явлений мира. Все связано со всем. Ассоциативные связи носят глобальный характер и возникают между любыми объектами, имеющими любые общие признаки. Любое слово способно порождать в сознании безграничную систему связей и отношений.
2. Принцип универсальности основных закономерностей и структур творчества. Творческие механизмы и принципы работы одной сферы деятельности переносятся на другую.
3. Принцип неисчерпаемости и бесконечного богатства мира. Мир более широкий, богатый и разнообразный, чем мы видим и чем он нам кажется. Слово — стимул порождает в нашем сознании безграничную систему связей, пробуждает самые разнообразные и неожиданные образы.
4. Принцип прагматичности. Весь мир предстает как ресурс: все может быть полезно, у нас в распоряжении весь Универсум.
5. Принцип единства сознательного с бессознательным , подсознательной творческой активности. Ассоциации являются способами спонтанного порождения содержания бессознательного, мостиками, зонами перехода между сознательными и подсознательными процессами. Ассоциативное мышление осуществляется при отключенном или отсроченном логическом анализе.

Теоретические основания
Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между объектами действительности и психическими представлениями, понятиям, ощущениями, восприятиями, переживаниями, двигательными актами, при которых одно представление об объекте порождает другое, сходное с ним.
Объектом-стимулом для генерирования ассоциаций могут быть любые объекты окружающего мира: случайно выбранные слова, символы, рисунки, мелодии.
На внутреннем, психическом уровне ассоциации понимаются как связи между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое, а на психофизиологическом — как условный рефлекс.
Ассоциации появляются без активного восприятия, спонтанно и без логической оценки.
Сила, оригинальность и яркость ассоциаций зависит от богатства внутреннего мира человека, опыта, направленности и его индивидуальных особенностей.
Открытие и установление новых ассоциативных связей.
В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между совершенствуемым объектом или решаемой проблемой и случайно выбранными элементами внешнего мира и внутреннего мира, включающего содержания ОПЫТА. При открытии или создании новых ассоциативных связей, сознание и подсознание человека, начинает генерировать новые идеи.
Сам процесс открытия и рождения новых ассоциативных связей и нахождение новых аналогий ведет к созданию оригинальных идей и творческих решений проблемы.
Таким образом создается следующая творческая цепочка: проблема или совершенствуемый объект – найденное с помощью свободных ассоциаций слово — открытие связи между проблемой и этим словом — создание аналогии –рождение оригинальной идеи.
Творчество понимается как связывание отдаленных феноменов, понятий и смыслов, видов деятельности, различных миров и сфер реальности
При этом хождение на основе созданных связей полезных функциональных аналогий, позволяет переносить принципы работы, успешные способы действия и способы решения проблем из знакомых миров во вновь открытые.

Способы создания ассоциаций

1. Свободные ассоциации создаются путем спонтанного ответа на предъявленное слово без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера.
При этом ассоциации могут быть выражены любой частью речи: существительным, прилагательным, глаголом, а также переживанием, образом, символом.
2. Направленные или контролируемые ассоциации ограничиваются определенными, заранее заданными условиями.
Примером последних служит инструкция, предписывающая создание ассоциаций по контрасту, словами определенной части речи (существительными или прилагательными), символами, цветами, именами знаменитостей и т.д.

Ассоциации могут генерироваться с помощью следующих техник:

а) на стимул-слово моментально дается слово-ассоциация,
б) ассоциации генерируются и группироваться вокруг центрального слова-стимула,
в) ассоциации генерируются в виде потока и выстраиваться в виде цепи, в которой одна ассоциация свободно порождает другую.

В практике активизации творческого решения проблем способы генерирования ассоциаций представляются как:
1. Генерирование множества ассоциаций в ответ на одно слово-стимул .
Данная техника напоминает «Майнд- мэппинг», картографию ума или создание интеллектуальных схем. Случайно выбранное слово или совершенствуемый объект держатся в фокусе внимания, и при этом свободно генерируются все слова-ассоциации, связанные с этим объектом.
Например: Телефон – волны, компьютер, музыка, искусство, рука, свет, тепло, вибрации, пиджак, мир, искусственный интеллект, цепь, энергия, оружие, робот…
2. Представления цепи ассоциаций, в которой стимульное слово порождает последовательность связанных с друг другом слов-ассоциаций, каждое из которых порождает другое.
Например: Телефон–связь-отношения-любовь–роза-бархат-тепло-лампа-солнце-жизнь-здоровье… (Связка телефон-здоровье может служить источником ряда оригинальных и сильных решений по усовершенствованию устройства).
Формы генерации ассоциаций:
1. Индивидуальная.
2. Групповая – в которой, каждый член группы составляет свои «облака» и «цепи» ассоциаций, служащих материалом общего, взаимообогащенного пула ассоциаций, идей и решений.

Правила метода

1. Предлагаемое ключевое слово –стимул, желательно должно быть существительным и вызывать какой-то образ.
2. Необходимо создать атмосферу спонтанности, игры, юмора и творчества, способствующую порождению у участников стремительного потока свободных ассоциаций.
3. Критика на этапе генерирования ассоциаций должна быть запрещена.
4. Ассоциации должны быть образными, яркими, отдаленные, смелые, а их смена происходить, быстро, гибко и стремительно.
5. Необходимо записывать все что приходит в голову при отключенной критичности и логическом анализе.
6. Все ассоциации и идеи должны фиксироваться.

Процедура и основные сновные этапы

1. Сформулировать и записать на доске проблему. Можно выделить ключевое слово, выражающее суть проблемы. Слово совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта.
2. Определить список, облако, цепь ассоциативных слов и записывает все ассоциации в блокноте или на доске.
При этом каждый участник группы создает:
А) Группу слов, связанных с ключевым словом-стимулом (3 мин).
б) Цепочку слов, в которой каждое слово является ассоциацией к предыдущему (3 мин).
3. Последовательно объединять ключевое слово , со всеми словами, начиная с отдаленных по смыслу и стоящих в конце ряда.
4. На основе аналогий, созданных каждой связкой и последующим переносом свойств, форм и принципов работы с ассоциативного объекта на ключевой, генерировать новые идеи и решения.
5. Систематизировать и оценить полученные идеи и решения и выбрать наилучшие из них.

Преимущества

1.Метод свободных ассоциаций - один из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей.
2. Процесс реализации метода сопровождается положительными эмоциями, активизирует творческое мышление, пробуждает фантазию и воображение участников.
3. Применение метода расшатывает стереотипы, способствует преодолению инерции мышления, существенно расширяет поле поиска и способствует порождению свежих, оригинальных и неожиданных идей и решений.

Ограничения

Успешность метода во многом зависит от компетентности ведущего-фасилитатора, способного создать атмосферу спонтанности, игры и творчества. В противном случае участники предлагают стереотипные ассоциации, которые не могут являться источником оригинальных идей.

Метод ассоциаций тесно связан с методами бисоциаций , аналогий , метафор, случайного слова и принудительных связей .

Навигация по теме << Предыдущая запись >">Следующая запись >>

(Visited 804 times, 1 visits today)

error: