Годы жизни людовика 14. Король-Солнце Людовик XIV и английские короли

Французский король Людовик XIV (1638-1715) остался в истории как автор изречения «Государство - это я». Система государственной власти, при которой монарх (царь, король, император) может принимать решения лишь по своей воле, без всяких представителей народа или дворянства, называется абсолютизм. Во Франции абсолютизм сложился еще при отце Людовика XIV, Людовике XIII (его время описывается в знаменитом романе А. Дюма «Три мушкетера»). Но Людовик-папа сам страной не правил, его больше интересовала охота. Все дела решал первый министр кардинал Ришелье. Маленький Людовик рано остался без отца, и до его совершеннолетия страной управлял другой первый министр, тоже кардинал, Мазарини. Большое влияние на государственные дела оказывала королева-мать, Анна Австрийская. Юный король, как казалось, интересовался только танцами, балами и музыкой.

Но после смерти Мазарини он резко повзрослел, не стал назначать первого министра и сам каждый день подолгу занимался делами. Его главной заботой были государственные финансы. Вместе с государственным контролером финансов Ж. Кольбером король добивался увеличения государственных доходов. Для этого поощрялось развитие мануфактур, началась история знаменитого лионского шелка, гобеленов. Именно в эпоху Людовика XIV Франция стала стремительно превращаться в законодательницу мод всего мира. Даже враги-англичане старались скопировать парижские фасоны одежды и причесок (а ведь это была эпоха весьма причудливых мод). Желая придать блеск своему царствованию, Людовик сделал свой двор ослепительно-роскошным и окружил себя всеми искусствами, как выдающиеся правители древности.

Его придворными драматургами были Мольер, Расин и Корнель, любимым композитором - Люлли, а художники, мебельщики, ювелиры создавали изделия невиданного до той поры изящества.

В детстве Людовик перенес немало неприятных минут во время восстания парижских горожан Фронда («Рогатка»). Поэтому он решил построить для себя новую роскошную резиденцию Версаль за пределами Парижа. Все это требовало огромных расходов. Людовик XIV ввел несколько новых налогов, которые тяжким бременем легли на крестьян.

Быстрое промышленное развитие Франции вступило в явное противоречие с ее средневековым укладом жизни, но Людовик не тронул привилегии дворянства и оставил сословное деление общества. Впрочем, он приложил большие усилия для организации заморских колоний, особенно в Америке. Территории здесь были названы Луизиана в честь короля.

Король-Солнце - так называли короля льстивые придворные. Однако Людовик переоценил свое величие. Он отменил указ о веротерпимости своего деда, Генриха IV, поэтому страну покинули сотни тысяч протестантов, многие из которых были замечательными мастерами-ремесленниками. Переселившись в Англию и Германию, они создали там текстильную промышленность, которая впоследствии успешно конкурировала с французской. Он поссорился даже с римским папой, сделав французскую церковь независимой от Рима. А уж воевал он со всеми своими соседями. И эти войны закончились для Франции в целом неудачно.

Некоторые территориальные приобретения обошлись слишком дорого. К концу царствования Людовика Франция вошла в пору экономического спада, от былой зажиточности крестьян остались лишь воспоминания. Наследником Людовика XIV стал его правнук Людовик XV, прославившийся, в свою очередь фразой: «После нас хоть потоп». Великолепный фасад государства Короля-солнце скрывал гнилые опоры, но лишь Великая французская революция показала, насколько они прогнили. Однако культурное влияние страны утвердило за ней европейское первенство на долгие века.

Король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года - дольше, чем какой-либо другой монарх крупнейших государств Европы.


Вступил на престол малолетним и управление государством перешло в руки его матери и кардинала Мазарини. Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом высшая аристократия, поддерживаемая Испанией и в союзе с парламентом, начала волнения, которые получили общее название Фронда и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября 1659).

В 1660 г. Людовик женился на инфанте испанской Марии-Терезии Австрийской. В это время молодой король, выросший без правильного воспитания и образования, не возбуждал ещё больших ожиданий. Однако, как только кардинал Мазарини умер (1661) Людовик приступил к самостоятельному управлению государством. Он обладал даром подбирать себе талантливых и способных сотрудников (например, Кольбер, Вобан, Летелье, Лионн, Лувуа). Людовик возвёл учение о королевских правах в полурелигиозный догмат.

Благодаря трудам гениального Кольбера многое было сделано для укрепления государственного единства, благосостояния трудящихся классов, поощрения торговли и промышленности. В то же самое время Лувуа привёл в порядок войско, объединил его организацию и увеличил боевую силу. После смерти короля Филиппа IV Испанского он объявил притязания Франции на часть Испанских Нидерландов и удержал её за собой в так называемой деволюционной войне. Заключенный 2 мая 1668 г. Аахенский мир отдал в его руки Французскую Фландрию и ряд пограничных местностей.

Война с Нидерландами

С этого времени Соединённые провинции имели страстного врага в лице Людовика. Контрасты во внешней политике, государственных воззрениях, торговых интересах, религии приводили оба государства к постоянным столкновениям. Людовик в 1668-71 гг. мастерски сумел изолировать республику. Путем подкупов ему удалось отвлечь Англию и Швецию от Тройственного союза, привлечь на сторону Франции Кельн и Мюнстер. Доведя свое войско до 120 000 чел., Людовик в 1670 г. занял владения союзника Генеральных штатов, герцога Карла IV Лотарингского, а в 1672 г. перешёл через Рейн, в течение шести недель завоевал половину провинций и с триумфом вернулся в Париж. Прорыв плотин, появление у власти Вильгельма III Оранского, вмешательство европейских держав остановили успех французского оружия. Генеральные штаты вступили в союз с Испанией и Бранденбургом и Австрией; к ним присоединилась и империя после того, как французская армия напала на архиепископство Трир и заняла наполовину уже соединённые с Францией 10 имперских городов Эльзаса. В 1674 г. Людовик противопоставил своим неприятелям 3 больших армии: с одной из них он лично занял Франш-Конте; другая, под начальством Конде, сражалась в Нидерландах и победила при Сенефе; третья, во главе которой стоял Тюренн, опустошала Пфальц и успешно сражалась с войсками императора и великого курфюрста в Эльзасе. После короткого перерыва вследствие смерти Тюренна и удаления Конде Людовик в начале 1676 г. с новыми силами явился в Нидерландах и завоевал ряд городов, в то время как Люксембург опустошал Брейсгау. Вся страна между Сааром, Мозелем и Рейном по приказанию короля была превращена в пустыню. В Средиземном море Дюкен одержал верх над Рейтером; силы Бранденбурга были отвлечены нападением шведов. Лишь вследствие неприязненных действий со стороны Англии Людовик в 1678 г. заключил Нимвегенский мир, давший ему большие приобретения со стороны Нидерландов и весь Франш-Конте от Испании. Императору он отдал Филиппсбург, но получил Фрейбург и удержал все завоевания в Эльзасе.

Людовик на вершине могущества

Этот мир знаменует апогей могущества Людовика. Его армия была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами. Французская нация своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию в Версаль) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях. При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж). Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондерства или королевской опалы. «Абсолютный без возражения, - по словам Сен-Симона, - Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди все более оттеснялись куртизанами и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.

Король все меньше и меньше сдерживал свои желания. В Меце, Брейзахе и Безансоне он учредил палаты воссоединения (chambres de réunions) для разыскания прав французской короны на те или другие местности (30 сентября 1681 г.). Имперский город Страсбург в мирное время был внезапно занят французскими войсками. Точно так же поступал Людовик и по отношению к нидерландским границам. В 1681 г. флот его бомбардировал Триполи, в 1684 г. - Алжир и Геную. Наконец, составился союз Голландии, Испании и императора, заставивший Людовика в 1684 г. заключить в Регенсбурге 20-летнее перемирие и отказаться от дальнейших «воссоединений».

Религиозная политика

Внутри государства новая фискальная система имела в виду лишь увеличение налогов и податей на возраставшие военные потребности; при этом Людовик, как «первый дворянин» Франции, щадил материальные интересы потерявшего политическое значение дворянства и, как верный сын католической церкви, ничего не требовал от духовенства. Политическую зависимость последнего от папы он постарался уничтожить, добившись на национальном соборе 1682 г. решения в свою пользу против папы (см. Галликанизм); но в вопросах веры его духовники (иезуиты) сделали его послушным орудием самой ярой католической реакции, что сказалось в немилосердном преследовании всех индивидуалистических движений в среде церкви (см. Янсенизм). Против гугенотов был предпринят ряд суровых мер; протестантская аристократия была принуждена обратиться в католицизм, чтобы не лишиться своих социальных преимуществ, а против протестантов из среды других сословий пущены были в ход стеснительные указы, завершившиеся драгонадами 1683 г. и отменой Нантского эдикта в 1685 г. Эти меры, несмотря на строгие наказания за эмиграцию, заставили более 200000 трудолюбивых и предприимчивых протестантов переселиться в Англию, Голландию и Германию. В Севеннах даже вспыхнуло восстание. Возрастающая набожность короля находила поддержку со стороны г-жи де Ментенон, которая после смерти королевы (1683) была соединена с ним тайным браком.

Война за Пфальц

В 1688 г. вспыхнула новая война, поводом к которой послужили, между прочим, притязания на Пфальц, предъявленные Людовиком от имени своей невестки, Елизаветы-Шарлотты Орлеанской, состоявшей в родстве с умершим незадолго перед тем курфюрстом Карлом-Людвигом. Заключив союз с курфюрстом кельнским, Карлом-Эгоном Фюрстембергом, Людовик приказал своим войскам занять Бонн и напасть на Пфальц, Баден, Вюртемберг и Трир. В начале 1689 г. французские войска ужаснейшим образом опустошили весь Нижний Пфальц. Против Франции составился союз из Англии (только что свергнувшей Стюартов), Нидерландов, Испании, Австрии и германских протестантских государств. Люксембург разбил союзников 1 июля 1690 г. при Флёрюсе; Катина завоевал Савойю, Турвиль разбил британско-нидерландский флот на высоте Дьеппа, так что французы на короткое время имели перевес даже на море. В 1692 г. французы осадили Намюр, Люксембург одержал верх в битве при Стенкеркене; зато 28 мая французский флот был совершенно уничтожен Росселем у мыса Ла-Гог. В 1693-95 г перевес стал склоняться на сторону союзников; в 1695 г. умер Люксембург; в том же году понадобился громадный военный налог, и мир явился необходимостью для Людовика. Он состоялся в Рисвике, в 1697 г., причём в первый раз Людовику пришлось ограничиться status quo.

Война за испанское наследство

Франция была совершенно истощена, когда немногими годами позже смерть Карла II Испанского привела Людовика к войне с европейской коалицией. Война за испанское наследство, в которой Людовик хотел отвоевать всю испанскую монархию для своего внука Филиппа Анжуйского, нанесла неизлечимые раны могуществу Людовика. Старый король, лично руководивший борьбой, держался в самых тяжелых обстоятельствах с изумительным достоинством и твердостью. По миру, заключенному в Утрехте и Раштатте в 1713 и 1714 гг., он удержал за внуком собственно Испанию, но и итальянские и нидерландские её владения были потеряны, а Англия уничтожением франко-испанских флотов и завоеванием ряда колоний положила основание своему морскому владычеству. Французской монархии уже не пришлось до самой революции оправиться от поражений при Гохштедте и Турине, Рамильи и Мальплаке. Она изнемогала под тяжестью долгов (до 2 миллиардов) и налогов, вызывавшей местные вспышки неудовольствия.

Последние годы. Семейная трагедия и вопрос о преемнике

Таким образом, результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции. Другим последствием был рост оппозиционной литературы, особенно развившейся при преемнике «великого» Людовика. Домашняя жизнь престарелого короля под конец жизни представляла печальную картину. 13 апреля 1711 г. умер его сын, дофин Людовик (род. в 1661 г.); в феврале 1712 г. за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 г. упал с лошади и убился до смерти младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, оставался лишь один наследник - четырёхлетний правнук короля, 2-й сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV). Ещё ранее Людовик узаконил 2-х своих сыновей от г-жи Монтеспан, герцога Мэнского и графа Тулузского, и дал им фамилию Бурбонов. Теперь он в завещании своём назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие. Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и всю начинавшую уже падать внешность своего «великого века». Он умер 1 сентября 1715 г.

В 1822 г. ему была воздвигнута конная статуя (по модели Бозио) в Париже, на Place des Victoires.

История возникновения прозвища «Король-Солнце»

Людовик XIV с 12-летнего возраста танцевал в так называемых «балетах театра Пале-Рояль». Эти мероприятия были вполне в духе времени, ибо проводились во время карнавала.

Карнавал эпохи барокко - это не просто праздник, это - перевёрнутый мир. Король на несколько часов становился шутом, артистом, фигляром (как и шут вполне мог себе позволить предстать в роли короля). В этих балетах юному Людовику довелось сыграть роли Восходящего солнца (1653) и Аполлона - Солнечного бога (1654).

Позже устраивались придворные балеты. Роли в этих балетах распределял сам король или же его друг - де Сент-Эньян. В этих придворных балетах Людовик также танцует партии Солнца или Аполлона.

Для возникновения прозвища важно и другое культурное событие эпохи барокко - о так называемой Карусели. Это празднично-карнавальная кавалькада, нечто среднее между спортивным праздником и маскарадом. В те времена Карусель называли просто «конным балетом». На Карусели 1662 года Людовик XIV предстал перед народом в роли римского императора с огромным щитом в форме Солнца. Это символизировало то, что Солнце защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

Принцы крови были «вынуждены» изображать разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления.

У историка балета Ф. Боссана читаем: «Именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, но конный балет».

Образ Людовика XIV в массовой культуре

Людовик XIV появляется в трилогии о мушкетёрах Александра Дюма. В последней книге трилогии «Виконт де Бражелон» в заговор вовлечён самозванец (якобы брат-близнец короля), которым пытаются заменить Людовика. В 1929 году на экраны выходит фильм «Железная маска», основанный на «Виконте де Бражелон», где Людовика и его брата-близнеца сыграл Уильям Блэкуэлл. Луи Хэйвард играл близнецов в фильме 1939 года «Человек в Железной маске». Ричард Чемберлен сыграл их в экранизации 1977 года, а Леонардо Ди Каприо - в ремейке этого фильма в 1999.

Людовик XIV также появляется в фильме «Ватель». В фильме Принц Конде приглашает его в свой замок Шантельи и пытается произвести на него впечатление дабы занять пост главного маршала в войне с Нидерландами. Ответственный за развлечение королевской особы - мастер Ватель, которого блестяще сыграл Жерар Депардье.

В новелле Вонды МакЛинтр «Луна и Солнце» показан двор Людовика XIV в конце XVII-го столетия. Сам король появляется в Барочном цикле трилогии Нила Стивенсона.

Людовик XIV является одним из главных персонажей в фильме Жерара Корбьё «Король Танцует».

Людовик XIV предстает в образе прекрасного соблазнителя в фильме «Анжелика и король», где его сыграл Жак Тожа (фр. Jacques Toja), также появляется в фильмах «Анжелика - маркиза Ангелов» и «Великолепная Анжелика».

Впервые в современном российском кинематографе образ короля Людовика XIV исполнил артист Московского Нового драматического театра Дмитрий Шиляев, в фильме Олега Ряскова «Слуга государев».

Людовик XIV является одним из главных персонажей в сериале Nina Companéez 1996 года "L" Allée du roi" "Путь короля". Историческая драма по роману Франсуазы Шандернагор "Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д"Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции". В роли Франсуазы д’Обинье снялась Доминик Блан (Dominique Blanc), в роли Людовик XIV снялся Дидье Сандр (Didier Sandre) .

Самое длительное время на престоле Франции находился Людовик XIV Бурбон, получившие прозвище «король-солнце». Людовик родился в 1638 году после 22 лет бесплодного брака короля Людовика XIII и Анны Австрийской, и уже спустя пять лет стал французским королем. После смерти отца, Людовик с матерью проживал в довольно аскетической обстановке в Пале-Рояль.

Несмотря на то, что Анна Австрийская была регентшей государства, вся полнота власти была у первого министра кардинала Мазарини. В раннем детстве молодому королю пришлось пережить гражданскую войну – борьбу с так называемой Фрондой, и лишь в 1652 году мир был восстановлен, однако, несмотря на то, что Людовик уже был совершеннолетним, власть оставалась у Мазарини. В 1659 году Людовик заключил брачный союз с испанской принцессой Марией-Терезией. Наконец, в 1661 году после смерти кардинала Мазарини Людовик смог сосредоточить всю полноту власти в своих руках.

Король был слабо образован, плохо читал и писал, однако обладал чудесной логикой и здравым смыслом. Главной отрицательной чертой короля было чрезмерное себялюбие, гордость и эгоизм. Так, Людовик посчитал, что во Франции нет дворца, подчеркивающего его величие, поэтому с 1662, он начал строительство , которое затянулось на долгих пятьдесят лет. Начиная с 1982 года, король почти не бывал в Париже, весь королевский двор размещался в Версале. Новый дворец был чрезвычайно роскошным, на его строительство король потратил четыреста миллионов франков. Во дворце находились многочисленные галереи, салоны и парки. Король обожал игру в карты, его примеру следовали и придворные. В Версале ставили комедии Мольера, почти каждый вечер устраивались балы и приёмы, был разработан новый строжайший церемониал, который должен был, исполнятся до мелочей каждым из придворных.

Еще при жизни Людовика стали называть Королём Солнцем из-за отождествления королевской власти с небесным светилом, причем шло это еще с 16 века, Однако во время Людовика XIV достигло апогея. Людовик обожал всевозможные постановочные балеты, маскарады и карнавалы и главная роль в них отводилось, конечно, королю. На этих карнавалах король представал перед своими придворными в роли Аполлона или Восходящего солнца. В возникновении этого прозвища большую роль сыграл Балет Тюильри 1662 года, на этом карнавале король предстал в образе римского императора, в руках которого был щит с изображением солнца, как символа короля, который озаряет всю Францию. Именно после этого конного балета Людовика стали называть Королем Солнцем.

Всегда рядом с Людовиком было множество красивых женщин, однако король никогда не забывал свою супругу, в их браке родилось шесть детей. Так же у короля было более десяти внебрачных детей, некоторых из которых король узаконил. Именно при Людовике возникло понятие «официальной фаворитки» — любовницы короля. Первой стала Луиза де Лавальер, которая родила ему четверых детей и закончила свою жизнь в монастыре. Следующей известной любовницей короля стала Атенаис де Монтеспан, она около 15 лет была рядом с королем наравне с королевой Марией-Терезией. Последней фавориткой, была Француаза де Ментенон. Именно она после смерти королевы Марии-Терезии в 1683 году стала морганатической супругой французского короля.

Людовик полностью подчинил всю власть своей воле, в управлении государством монарху помогали Совет министров, Совет финансов, Почтовый совет, Торговый и Духовный советы, Большой и Государственные советы. Однако в решении любых вопросов последнее слово оставалось за королем. Людовик ввел в оборот новую налоговую систему, которая в основном отразилась в увеличении налогов с крестьян и мелкой буржуазии для расширения финансирования военных потребностей, в 1675 году даже был введен налог на гербовую бумагу. Монархом была введена первая конфикация торгового права, и был принят Торговый кодекс. При Людовике продажа государственных должностей достигла своего апогея, в последние годы его жизни для обогащения казны были созданы две с половиной тысячи новых должностей, что принесло в казну 77 миллионов ливров. Для окончательного установления абсолютизма он даже хотел добиться создания французского патриархата, это бы создало политическую независимость духовенства от папы. Также Людовик отменил Нантский эдикт и возобновил преследования гугенотов, что, скорее всего, являлось последствием влияния его морганатической супруги де Ментенон.

Эпоха Короля Солнце ознаменовалась во Франции широкомасштабными завоевательными войнами. До 1681 Франция сумела захватить Фландрию, Эльзас, Лотарингию, Франш-Конте, Люксембург, Кель и земли в Бельгии. Лишь с 1688 года завоевательная политика французского короля начала терпеть крах, огромные затраты на войну требовали постоянного повышения налогов, король часто отдавал на переплавку свою серебряную мебель, и различную утварь. Понимая, что война может вызвать огромное недовольство у народа, Людовик начал добиваться мира с противником, которым на тот момент был король Англии Вильгельм Оранский. По заключенному договору Франция лишалась Савойи, Каталонии, Люксембурга, в конце концов, сохранить удалось лишь захваченный ранее Страсбург.

В 1701 году уже стареющий Людовик развязал новую войну за Испанскую корону. На испанский трон претендовал внук Людовика Филипп Анжуйский, однако нужно было соблюсти условие неприсоединения испанских земель к Франции, но французская сторона сохранила за Филиппом права на трон, кроме того французы ввели свои войска в Бельгию. Против такого положение вещей выступили Англия, Голландия и Австрия. Война с каждым днем подрывала экономику Франции, казна полностью опустела, много французов голодало, на переплавку ушла вся золотая и серебряная посуда, даже при королевском дворе белый хлеб был заменен на черный. Мир был заключен поэтапно в 1713-14 году, испанский король Филипп отказался от прав на французский трон.

Сложная внешнеполитическая обстановка усугубилась и проблемами внутри королевской семьи. На протяжении 1711-1714 годов от оспы скончался сын монарха – дофин Людовик, немного позже внук и его жена, а спустя двадцать дней от скарлатины умер и их сын – правнук короля пятилетний Людовик. Единственным наследником остался грудной правнук короля, которому и суждено, было взойти на престол. Многочисленные смерти детей и внуков очень подкосили уже старого короля, и в 1715 году он практически не вставал с постели, а в августе этого же года он умер.

14 мая - 1 сентября Коронация 7 июня , Реймсский собор , Реймс , Франция Регент Анна Австрийская (1643-1651) Предшественник Людовик XIII Преемник Людовик XV Наследник - : Филипп I Орлеанский
- : Людовик Великий Дофин
- : Людовик, герцог Бургундский
: Людовик, герцог Бретонский
- : Людовик, герцог Анжуйский
Король Наварры
14 мая - 1 сентября
Регент Анна Австрийская (1643-1651) Предшественник Людовик XIII Преемник Людовик XV
Дофин Франции
5 сентября - 14 мая
Предшественник Людовик XIII Преемник Людовик Великий Дофин Вероисповедание католичество Рождение 5 сентября (1638-09-05 ) […]
Сен-Жерменский дворец , Сен-Жермен-ан-Ле , Королевство Франция Смерть 1 сентября (1715-09-01 ) […] (76 лет)
Версальский дворец, Версаль , Королевство Франция Место погребения Базилика Сен-Дени , Париж , Франция Род Бурбоны Отец Людовик XIII Мать Анна Австрийская Супруга Дети От 1-го брака:
сыновья: Людовик Великий Дофин , Филипп-Шарль , Луи-Франсуа.
дочери: Анна-Елизавета, Мария-Анна, Мария-Тереза .
Имел множество внебрачных детей (некоторые узаконены).
Автограф Награды Людовик XIV на Викискладе

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды , стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство - это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика - время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век . Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло , отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.

Биография

Детство и молодые годы

Людовик был старшим сыном короля Людовика XIII и королевы Анны Австрийской, первым ребенком за 23 года их совместной жизни. После него у правящей четы родился ещё один сын, Филипп . Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской , которая правила в тесном тандеме с первым министром кардиналом Мазарини . Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом принцы и высшая аристократия, поддерживаемые Испанией и в союзе с Парижским парламентом , начали волнения, которые получили общее название Фронда (1648-1652) и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября ).

Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан - герцога Мэнского и графа Тулузского , и дал им фамилию Бурбонов . Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие . Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и начинавший уже блекнуть декор своего «великого века».

Семья

История возникновения прозвища Король-Солнце

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нём солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг - граф де Сент-Эньян . Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошёл со сцены лишь в 1670 году .

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важное культурное событие эпохи барокко - Карусель Тюильри 1662 года . Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года , данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию .

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Образ Людовика XIV в массовой культуре

Художественная литература

  • Людовик XIV является одним из основных исторических персонажей трилогии о мушкетёрах Александра Дюма .
  • Михаил Булгаков . Кабала святош .
  • Герой цикла романов «Анжелика» Анны и Сержа Галлон .
  • Герой романа Франсуазы Шандернагор «Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д’Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции» (англ.) русск.
  • А. А. Гурштейн «Звезды Парижа» 2016. (Роман-хроника из жизни астрономов времен Людовика XIV).

Кино

  • Железная маска / The Iron Mask (США ; ) режиссёр Аллан Дуон , в роли Людовика Уильям Бэйкуэлл.
  • Человек в Железной маске / The Man in the Iron Mask (США ; ) режиссёр Джеймс Уэйл , в роли Людовика Луис Хейуорд .
  • Железная маска / Le masque de fer (Италия , Франция ; ) режиссёр Анри Декуэн , в роли Людовика Жан-Франсуа Порон .
  • Захват власти Людовиком XIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция ; ) режиссёр Роберто Росселлини , в роли Людовика Жан-Мари Патт.
  • Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (Великобритания , США ; ) режиссёр Майк Ньюэлл , в роли Людовика Ричард Чемберлен .
  • Путь короля / L’allée du roi (Франция; ) режиссёр Нина Компанеец , в роли короля Людовика XIV Дидье Сандр (фр.) русск. .
  • В 1993 году Роже Планшон снял биографический фильм «Луи, король-дитя» о детских годах и юношестве Людовика XIV.
  • В фильме 1998 года «Человек в железной маске » Людовик XIV представлен жестоким, эгоистичным, любящим всевозможные развлечения, а также слабым политиком. По сюжету фильма у Людовика есть брат-близнец, который впоследствии занимает место короля и приводит Францию к «Золотому веку». Сыграл Людовика XIV Леонардо Ди Каприо .
  • Также ему посвящён фильм режиссёра Жерара Корбьё «Король Танцует» , в котором раскрывается тема взаимоотношения власти и искусства.
  • Людовик XIV является одним из главных героев и драмы Ролана Жоффе «Ватель» . В фильме принц Конде приглашает короля в свой замок Шантильи и пытается произвести на него впечатление, дабы занять пост главнокомандующего в предстоящей войне с Голландией. Людовика XIV играет Джулиан Сэндс .
  • Людовик XIV предстаёт в образе прекрасного соблазнителя в фильме «Анжелика и король », где его сыграл Жак Тожа (фр. Jacques Toja ), также появляется в первых двух фильмах киноэпопеи «Анжелика - маркиза Ангелов » и «Великолепная Анжелика ».
  • В фильме Олега Ряскова «Слуга государев » роль короля Людовика XIV исполнил артист Московского Нового драматического театра

Короли и королевы Франции | Династия Бурбонов | Людовик XIV Король-Солнце

«Государство - это я»

Людовик XIV (1638-1715)
получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand) — король Франции и Наварры король Франции из династии Бурбонов, период правления (1643-1715)

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век.


Людовик родился в воскресенье, 5 сентября 1638 года в новом дворце Сен-Жермен-о-Лэ. До этого на протяжении двадцати двух лет брак его родителей был бесплодным и, казалось, останется таким и впредь. Поэтому современники встретили известие о появлении на свет долгожданного наследника изъявлениями живейшей радости. Простой народ видел в этом знак Божьей милости и называл новорожденного дофина Богоданным.

Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской, но фактически всеми делами вершил ее фаворит кардинал Мазарини.

Giulio Raimondo Maz(z)arino

На детство и отрочество Людовика пришлись бурные события гражданской войны, известной в истории как Фронда. В январе 1649 года королевское семейство в сопровождении нескольких придворных и министров бежало в Сен-Жермен из охваченного восстанием Парижа. Мазарини, против которого, главным образом, и было направлено недовольство, пришлось искать убежище еще дальше - в Брюсселе. Только в 1652 году с огромным трудом удалось водворить внутренний мир. Но зато в последующие годы, вплоть до самой смерти, Мазарини твердо держал в своих руках бразды правления. Во внешней политике он также добился немаловажных успехов.

Подписание Пиренейского мира

В ноябре 1659 года был подписан Пиренейский мир с Испанией, положивший конец двадцатичетырехлетним военным действиями между двумя королевствами. Договор был скреплен брачным союзом французского короля с его кузиной, испанской инфантой Марией Терезией. Этот брак оказался последним деянием всесильного Мазарини.

Бракосочетание короля Людовика IV и Марии-Терезии Австрийской

В марте 1661 года он умер. До самой смерти, несмотря на то что король уже давно считался совершеннолетним, кардинал оставался полноправным правителем государства, и Людовик во всем послушно следовал его указаниям.

Но едва Мазарини не стало, король поспешил освободиться от всякой опеки. Он упразднил должность первого министра и, созвав Государственный совет, объявил повелительным тоном, что решил отныне сам быть своим первым министром и не желает, чтобы кто-либо от его имени подписывал даже самые незначительный ордонанс.



Очень немногие в это время были знакомы с настоящим характером Людовика. Этот юный король, которому исполнилось только 22 года, до той поры обращал на себя внимание лишь склонностью к щегольству и любовными интригами. Казалось, он создан исключительно для праздности и удовольствий. Но потребовалось совсем немного времени, чтобы убедиться в обратном. В детстве Людовик получил очень плохое воспитание - его едва научили читать и писать. Однако от природы он был одарен здравым смыслом, замечательной способностью понимать суть вещей и твердой решимостью поддерживать свое королевское достоинство. По словам венецианского посланника, "сама натура постаралась сделать Людовика XIV таким человеком, которому суждено по его личным качествам стать королем нации".



Он был высок ростом и очень красив. Во всех его телодвижениях проглядывало нечто мужественное или геройское. Он обладал очень важным для короля умением выражаться кратко, но ясно, и говорить не более и не менее того, что было нужно.


Всю жизнь он прилежно занимался государственными делами, от которых его не могли оторвать ни развлечения, ни старость. "Царствуют посредством труда и для труда, - любил повторять Людовик, - а желать одного без другого было бы неблагодарностью и неуважением относительно Господа". К несчастью, его врожденное величие и трудолюбие служили прикрытием для самого беззастенчивого себялюбия. Ни один французский король прежде не отличался такой чудовищной гордостью и эгоизмом, ни один европейский монарх так явно не превозносил себя над окружающими и не курил с таким удовольствием фимиам собственному величию. Это хорошо видно во всем, что касалось Людовика: в его придворной и общественной жизни, в его внутренней и внешней политике, в его любовных увлечениях и в его постройках.



Все прежние королевские резиденции казались Людовику недостойными его персоны. С первых дней царствования он был озабочен мыслями о строительстве нового дворца, более соответствующего его величию. Он долго не знал, какой из королевских замков превратить во дворец. Наконец, в 1662 году выбор его пал на Версаль (при Людовике XIII это был небольшой охотничий замок). Однако прошло более пятидесяти лет, прежде чем новый великолепный дворец был готов в своих основных частях. Возведение ансамбля обошлось примерно в 400 миллионов франков и поглощало ежегодно 12-14% всех государственных расходов. В течение двух десятилетий, пока шло строительство, королевский двор не имел постоянного местопребывания: до 1666 года он располагался в основном в Лувре, потом, в 1666-1671 годах - в Тюильри, в течение следующих десяти лет - попеременно в Сен-Жермен-о-Лэ и строящемся Версале. Наконец, в 1682 году Версаль стал постоянной резиденцией двора и правительства. После этого до самой своей смерти Людовик бывал в Париже всего 16 раз с короткими визитами.

Когда Людовик окончательно поселился в Версале, он приказал отчеканить медаль со следующей надписью: "Королевский дворец открыт для всеобщих увеселений".

Réception du Grand Condé à Versailles -Великий Конде приветствует Людовика XIV на Лестнице в Версале

В молодости Людовик отличался пылким нравом и был очень не равнодушен к хорошеньким женщинам. Несмотря на красоту молодой королевы, он ни на одну минуту не был влюблен в свою супругу и постоянно искал любовных развлечений на стороне. В браке с Марий-Терезией (1638—1683), инфантой Испанской у короля родилось 6 детей.



Maria Theresa of Spain (1638-1683)

Two Queens of France Anne d"Autriche with her niece and daughter-in-law, Marie-Thérèse d"Espagne

Людовик Великий Дофин (1661—1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.

Louis le Grand Dauphin (1661—1711)

The Family of the Grand Dauphin

Porträt Ludwig des XIV. und seiner Erben

У короля было так же множество внебрачных связей и внебрачных детей.

Луиза-Франсуаза де Ла Бом Ле Блан (фр. Louise-Françoise de La Baume Le Blanc, duchesse de la Vallière et de Vaujours (1644-1710)) — герцогиня де Лавальер и де Вожур, фаворитка Людовика XIV.


Louise-Francoise de la Baume le Blanc, Duchesse de la Valliere and de Vaujours (1644-1710)

От короля Луиза де Лавальер родила четырёх детей, из которых до зрелого возраста дожили двое.

  • Мария Анна де Бурбон (1666 — 1739) — мадемуазель де Блуа.
  • Людовик де Бурбон (1667—1683), граф де Вермандуа.

_________________________________

Новым увлечением короля стала маркиза де Монтеспан. Обладая ясным и практичным умом, она хорошо знала, что ей нужно, и готовилась очень недешево продать свои ласки. Франсуаза Атенаис де Рошешуа́р де Мортема́р (фр. Françoise Athénaïs de Rochechouart de Mortemart (1640- 1707), известная как маркиза де Монтеспан (фр. Marquise de Montespan) — официальная фаворитка короля Франции Людовика XIV.

Связь короля с маркизой де Монтеспан продолжалась шестнадцать лет. За это время у Людовика было множество других романов, более или менее серьезных...Пока король отдавался чувственным удовольствиям, маркиза Монтеспан на протяжении многих лет оставалась некоронованной королевой Франции.


Фактически у короля Людовика и маркизы де Монтеспан было семеро детей. Зрелого возраста достигло четверо(всем король дал фамилию Бурбонов):

  • Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670—1736)

  • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673—1743), Мадемуазель де Нант

  • Франсуаза-Мария де Бурбон (1677—1749), Мадемуазель де Блуа

Louise-Françoise de Bourbon and Françoise-Marie de Bourbon

  • Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678—1737)

Луиза-Мария-Анна де Бурбон (1674—1681), Мадемуазель де Тур умерла в возрасте 7-и лет

Мари́я-Анжели́ка де Скора́й де Русси́ль, герцогиня де Фонта́нж (фр. Marie Angélique de Scorailles de Roussille, duchesse de Fontanges (1661 — 1681) одна из многочисленных возлюбленных французского короля Людовика XIV.

Duchesse de Fontanges

Kогда Людовик начал охладевать к любовным приключениям, его сердцем овладела женщина совсем иного склада. Франсуаза д’Обинье (1635—1719), маркиза де Ментенон —она долгое время состояла гувернанткой при его побочных детях, затем официальная фаворитка короля.

Marquise de Maintenon

С 1683 года, после удаления маркизы де Монтеспан и смерти королевы Марии Терезии, г-жа де Ментенон приобрела безграничное влияние на короля. Их сближение завершилось тайным браком в январе 1684 года. Одобряя все распоряжения Людовика, г-жа де Ментенон при случае давала ему советы и руководила им. Король питал к маркизе глубочайшее уважение и доверие; под ее влиянием он сделался очень религиозен, отказался от всяких любовных связей и стал вести более нравственный образ жизни.

Семейная трагедия и вопрос о преемнике

Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла совсем не радужную картину. 13 апреля 1711 года умер Людо́вик Вели́кий Дофи́н (фр. Louis le Grand Dauphin), 1 ноября 1661—14 апреля 1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.

В феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года упал с лошади и несколько дней спустя скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, у Бурбонов оставался лишь один наследник — четырёхлетний правнук короля, второй сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV).

История возникновения прозвища Король-Солнце

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нем солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» — придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала.

Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок, которая называлась «Балетом ночи», юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона — Солнечного бога (1654).

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг — граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошел со сцены лишь в 1670 году.

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важно культурное событие эпохи барокко — Карусель Тюильри 1662 года. Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII же веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Эпоха правления Людовика XIV длилась 72 года и 110 дней.



error: