Ребенок с сдвг в школе советы. Гиперактивный ребенок и школа. Как делать домашнюю работу

Почему обычная школа и её дисциплина не работают

Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с первых же уроков ставят в жёсткие рамки: сидеть тихо, слушать учителя, выполнять задания. Для них это сложные и необоснованные правила, поэтому учебная мотивация тут же пропадает. Вместо решения уравнений они предпочитают летать в облаках и играть с соседями по парте.

Порой учителя считают, что такое поведение - следствие плохого воспитания, и начинают ещё строже дисциплинировать ребёнка. Такие методы травмируют психику учащихся с неврологическим дефицитом - дети становятся закрытыми и агрессивными. Чтобы избежать этих последствий нужна ранняя диагностика заболевания и комплексное лечение.

СДВГ относят к самым распространённым болезням у детей

Чаще всего, детям с СДВГ назначают препараты, и они продолжают ходить в обычную школу, не переходя на надомное обучение. Но одни только медикаменты не улучшат ситуацию, а побочные эффекты, такие как заторможенность и галлюцинации, могут и ухудшить её.

При этом большинство детей с СДВГ нормально обходятся без препаратов, если не ходят в традиционную школу. Такой вывод сделал профессор психологии в Бостонском колледже Петер Грей. Он проанализировал 28 семей, имеющих детей с неврологическим дефицитом. Большинство из детей с СДВГ отказались от медикаментозного лечения после перехода на домашнее обучение.

<<Форма с консультацией>>

Преимущества семейного обучения для детей с СДВГ

Дети с СДВГ подвержены влиянию других - если их позовут играть, они точно отвлекутся от занятий. Они эффективны только в постоянстве и порядке, им трудно привыкнуть к смене учителей или помещений. Они активные и любознательные, только когда делают что-то сами, они ненавидят сидеть на стуле и выполнять то, что им написали на доске.

Условия в традиционной школе только мешают им учиться, поэтому родители переводят их на семейное образование. Преимущества формата домашнего обучения детей с СДВГ:

  • Вы выстраиваете гибкий график учёбы и отдыха для ребёнка.
  • Контролируете отвлекающие факторы.
  • Адаптируете школьную программу и фокусируетесь на важных предметах.
  • Обучаете проходит по индивидуальным методам: игры, творческий подход.

Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ

Чтобы повысить учебную мотивацию ребёнка с СДВГ, родители должны создать для него комфортные условия, учитывая некоторые особенности.

  • Подберите индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
  • Создайте условия для творчества - изучайте природу в лесу, а не по учебникам, вместе придумайте математические конкурсы и награды, пишите разноцветными ручками и старайтесь всё применять на практике.
  • Выберите одно место и время для занятий. Гиперактивным детям сложно привыкать к переменам, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
  • Делайте в перерывах физические упражнения. Нужно часто менять деятельность - сделайте уроки короче, но эффективнее.

Помочь в организации учебного процесса могут онлайн-школы. Они дают образовательный контент и позволяют индивидуализировать нагрузку. В «Домашней школе Фоксфорда» вы можете просматривать лекции в записи, ставить их на паузу, когда ребёнку нужно отдохнуть, ускорять и замедлять их темп, если это необходимо. К тому же, у каждого ученика есть наставник, который следит за мотивацией и успеваемостью.

Резюме

Оптимальные условия для обучения ребёнка с СДВГ можно создать дома своими силами. Однако родителям не всегда хватает времени для занятий с такими непростыми детьми. Нужно самостоятельно адаптировать школьную программу, придумывать домашние задания, выстраивать график и выбирать нагрузку по предметам.

Сделать учебный процесс доступнее и интереснее помогают онлайн-школы. Они предоставляют лекции от опытных преподавателей, домашние задания и кураторов.

Домашняя онлайн-школа « Фоксфорда» поможет вам выстроить гибкий график и нужную интенсивность занятий для ребёнка с СДВГ.

В понедельник в рамках институционального перехода состоялся мастер-класс Неробцевой О. И., учителя русского языка и литературы, которая рассказала коллегам из начальной и средней школ о методике работы с детьми с синдромом дефицита внимания. Как раскрыть потенциал таких детей, какие методы и приемы обучения будут эффективными, каким образом они смогут приобретать учебные навыки — вот те вопросы, обсуждению которых было посвящено время. Огромное спасибо Оксане Ивановне за готовность делиться своим бесценным опытом!


Неробцева Оксана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

«ННОУ «Частная школа «Золотое сечение»

Дети-катастрофа: обучение детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) русскому языку в средней школе.

В середине 19 века (1845 год) немецкий врач — психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. В 1880 психолог Вильям Джеймс подробно описал яркое проявление импульсивности обращавшихся к нему детей и взрослых, а также чрезмерную склонность к раздражительности. В 1902 году английский врач Джордж Стилл выступил с описанием таких пациентов перед публикой в Королевской академии и впервые поставил акцент на биологических механизмах развития заболевания, а не на «издержках воспитания», как было принято в то время. Из его уст впервые прозвучали и основные причины страдания: родовые травмы и наследственный фактор. С 60-х годов 20 века это состояние назвали ММД (минимальная мозговая дисфункция), с 80-х годов 20 века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию под названием СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Большинство ученых считают, что проблемы с обучением и памятью связаны с тем, что мозгу таких детей сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы (Дубровинская Н. В., 1985; Брязгунов И. П.; Касатикова Е. В; 2007г., Goldman M. et. al., 1998г; Parker H. S, 1998; Hadders-Algra M, 2002г.)

«Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, что является в данный момент серьезной социальной проблемой, т. к. встречается у большого количества детей (по данным исследования им страдают около 18% детей в России) и очень мешает их социальной адаптации», — пишет профессор Л. С. Чутко. На сегодняшний день опубликовано более 6500 работ на тему СДВГ (Medline), поскольку эта болезнь становится болезнью времени и прогрессирует.

Очень показательна для таких детей тяга к онлайновым играм с быстрой сменой кадров и событий, «стрелялки», что еще более усугубляет проявление заболевание. Как определить наличие СДВГ у ребенка? Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разработали критерии гиперактивности:

1. Дефицит активного внимания:

Не последователен, ему трудно долго удерживать внимание;

Не слушает, когда к нему обращаются;

С большим энтузиазмом берется за задание, но так его и не заканчивает;

Испытывает трудности в организации;

Часто теряет вещи;

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

Часто бывает забывчив.

2. Двигательная расторможенность:

Постоянно ерзает;

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;

Очень говорлив;

Импульсивен;

Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

Плохо сосредотачивает внимание;

Не может дождаться вознаграждения (если между его действием есть пауза);

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из всех перечисленных признаков и они держатся более полугода, то предполагается с большой долей вероятности, что ребенок гиперактивен. Считается, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое заболевание, т. е. в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания (30-70%) при обязательном условии медикаментозно-психолого-педагогического воздействия.

Дети индиго (дети с двойной исключительностью — один функционально значимый дефицит компенсируется талантом и неординарностью мышления) чаще всего выделяется среди детей с СДВГ. С ними очень интересно работать в небольших группах. Среди общих рекомендаций по работе с учащимися с СДВГ особо следует отметить следующие:

Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски;

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; -на определенный отрезок времени давать только одно задание;

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

Итак, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

1. по развитию дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Поскольку такой учебный предмет как русский язык требует большой степени усидчивости, внимания, кропотливости в работе, для учеников с СДВГ, к сожалению, он становится самым рудным и нелюбимым. Предлагаю элементы методики обучения русскому языку детей с СДВГ, апробированные мною в группах до 8 человек и показавшие высокие результаты:

1. Урок должен иметь одинаковую структуру в течение долгого времени (2 нед.— 1 мес.). Когда ребенок знает, какой этап следующий, то чувствует себя спокойно.

2. Лингвистическая разминка в начале урока обязательно прописывается в левом верхнем углу доски (мозговая зона фиксации внимания) с примерами на уровне слова в столбик. Если вы сразу начнете работу на уровне предложения или текста, то запустите механизм дисграфии. На этом уроке ребенок сделает много ошибок на перестановку букв, слогов, замены.

3. Во время лингвистической разминки, прописанной в столбик, задавайте вопросы на сравнение примеров по разным параметрам с целью зрительного сканирования записи сверху — вниз и наоборот. Постепенно расширяйте зрительное пространство слева направо, дописывая к первичным примерам необходимое для изучаемой темы урока.

4. Работа с текстом должна приходиться на середину урока. Перед этим этапом обязательно должна быть проведена полноценная физразминка в положении стоя. При работе с текстом используйте перфорированные заготовки. Постоянно увеличивайте плотность урока за счет работы в тексте выделителями различных цветов для стимуляции внимания.

5. Используйте в работе прием письма по памяти как средство для увеличения порога внимания. Можно давать один и тот же выученный пример с промежутками в 1-2 недели.

6. Используйте прием перемещения знаков (букв, слогов, слов) для составления единого целого (слова, предложения, текста) обязательно в конце урока с целью создания элемента целостной картины мира.

7. В течение урока русского языка ребенок с СДВГ может качественно написать в тетрадь не более 70-75 слов (5-6 кл.), 80-85 сл. (7-8 кл.), поэтому большее количество заданий должно быть преподнесено в форме распечаток. У детей с СДВГ чаще всего нечитаемый почерк, и если с ним не работать, то он исчезнет совсем к 14 годам не из-за лени и небрежности, а как проявление заболевания. Можно включать в работу каллиграфические задания с обводками по кальке небольших текстов до 40 — 50 слов объема.

Хвалите учеников индивидуально, а не весь класс. Большинство детей с СДВГ создают уникальные тексты, рисунки, прекрасно танцуют, поют, рассуждают. У учителя русского языка есть замечательная возможность не опустить руки, а развить эти таланты, поддержав проблемы физиологии.

Использованная литература

1. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Если у вас ребенок с моторчиком», СПб, «Детство-пресс» 2011г.;

2. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», «Наука и техника», 2010г.;

3. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях», «Психотерапия», Москва, 2008г.;

5. Л. С. Чутко «Школьная дезадаптация в клинической практике детского невропатолога», СПб, 2005г.;

6. Т. А. Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД», СПб, «Иматон», 1997г.

В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение - результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Причины развития СДВГ

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:


Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.

Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

В чем отличие активности от гиперактивности?

Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.

Активный малыш

Гиперактивный

Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы.

Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач.

Всем интересуется, задает родителям много вопросов.

Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать.

Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон.

Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции.

Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях.

Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково.

Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности.

Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства.

Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:


Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:


Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Терапия гиперактивности

Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Медикаментозное лечение

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

  • «Декседрин».
  • «Фокалин».
  • «Риталин».
  • «Метилин».
  • «Виванс».

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

  • «Кортексин».
  • «Глиатилин».
  • «Фенибут».
  • «Пантогам».

Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

Лечение СДВГ в Израиле

При "гиперактивность" у детей школьного возраста, и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.

Большинство детей с диагнозом "гиперактивность" уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Народная медицина против гиперактивности

Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.

Как общаться с гиперактивным ребенком

Важно при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз "гиперактивность", надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – так звучит «диагноз» гиперактивных деток. Строго говоря, синдром – это состояние, совокупность симптомов, но еще не заболевание. Поэтому и диагноз пишем в кавычках.

Чем же отличаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания от остальных, не столь активных? Прежде всего – несвойственной возрасту импульсивностью, неспособностью сосредоточиться, сконцентрироваться. Они не могут усидеть на месте, очень эмоциональны, легко «вспыхивают», раздражаются или злятся. Их внимание ничем невозможно привлечь надолго, зато отвлечься они могут «на раз». «Живчики», «шустрики», даже «энерджайзеры» - так зовут их домашние. А врачи и психологи, описывая детей с СДВГ, используют другие термины. Например, упоминают про моторный тип развития, про аффективность.

Есть у гиперактивных малышей и более тревожащие проблемы, нежели неумение справиться с собственной нервной системой. Так, у них неустойчивый аппетит, им знакома бессонница, они бывают рассеяны и неуклюжи (из-за чего опасность падений возрастает). Нередко у них страдает самооценка, им трудно дается общение со сверстниками, они не умеют выстраивать отношения. Согласно статистике, таких детей становится в мире больше с каждым годом. По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций, в России СДВГ диагностируют каждому пятому ребенку в возрасте 7-11 лет. А некоторые психологи склоняются к мнению, что гиперактивностью в той или иной степени страдает от 16,5% до почти половины всех детей.

Как распознать СДВГ?

Специалисты обозначают следующие признаки гиперактивности.

  • Малыш не может пребывать в спокойствии: постоянно крутит руками и ногами, корчится, извивается, если сидит на стуле.
  • Ему сложно усидеть на месте, даже если этого требует ситуация (например, на уроке).
  • Моментально отвлекается на посторонние шумы и другие малейшие раздражители.
  • Не может ждать. Вообще. Правило «дождись своей очереди» – понятие, с которым ребенку с СДВГ очень трудно смириться.
  • Отвечает на вопрос, еще не успев его дослушать и подумать.
  • Испытывает сложности при выполнении предложенных задач.
  • Игры по правилам ему даются с трудом, он не может сохранять концентрацию внимания.
  • Не закончив одно дело, бросается делать другое.
  • Он шумный: тихий час, тихие игры – не для гиперактивного малыша.
  • Болтает без умолку.
  • Он мешает: пристает к окружающим, пытается их отвлечь от занятий, вмешивается в игры других детей.
  • Возникает ощущение, что часто ребенок не слышит, когда к нему обращаются.
  • Рассеянный и «растеряша»: у детей с СДВГ чаще всего теряются шапки, сменка, варежки, он забывает дома пенал, а портфель – на улице.
  • Не думает о последствиях, что делает его действия опасными: может выбежать на дорогу, не глядя по сторонам, и совершает другие подобные «бездумные» поступки.

Если у малыша наблюдаются несколько вышеперечисленных признаков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, скорее всего, имеет место быть, и ребенка лучше показать специалисту: неврологу, психологу, психотерапевту.

Причины гиперактивности у ребенка

Врачи полагают, что этот синдром – следствие микроскопического органического поражения головного мозга, которое при диагностике не может быть определено (так называемой минимальной мозговой дисфункции). Она могла возникнуть потому, что еще во время беременности что-то пошло не так: наблюдалась внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), заболевание будущей мамы, хроническое или острое, а возможно, в дело включились генетические факторы, или роды были не очень простыми. Мальчики примерно вдвое чаще страдают от СДВГ, и врачи видят причину в том, что на ранней стадии развития плод мужского пола более уязвим к разного рода патологиям беременности и родов.

Какие проблемы с адаптацией к школе возникают?

Родителям гиперактивного ребенка приходится непросто: мало того, что дома маленький «вулканчик» способен натворить дел, так и далеко не все окружающие готовы мириться с его соседством. Для учителя первоклассник с СДВГ – тоже задачка не из простых: чтобы помочь ему адаптироваться в школе, придется приложить гораздо больше усилий и потратить больше времени, чем на адаптацию других детей.

Какие сложности в первом классе могут подстерегать ребенка?

  • Интеллектуальные способности гиперактивных деток обычно выше среднего, но при этом часто наблюдается:
  • Недостаточность речевого развития
  • Несовершенная тонкая моторика (такие дети хуже пишут, рисуют)
  • Сниженный интерес к знаниям, к приобретению интеллектуальных навыков
  • Отсутствие систематичности в занятиях, требующих внимания и концентрации.

Все это может стать помехой в учебной деятельности.

Малыш с СДВГ – вспыльчив и гневлив, следовательно, с одноклассниками ему уживаться непросто. Конфликты почти неизбежны, а те, кто не вступает в него, стараются держаться от ребенка подальше – это, согласитесь, не способствует доброжелательному общению.

Жалобы на ребенка с СДВГ других родителей – тоже довольно частое явление.

Старший дошкольный и младший школьный возраст – это время, когда у детей гиперактивность проявляется наиболее остро. Причина в том числе в том, что именно в этом возрасте малыш вынужден переходить от ведущей игровой деятельности (которая давала выплеск его энергии) к ведущей учебной. Интеллектуальные нагрузки увеличиваются, от малыша требуются другие, несвойственные ему навыки: умение концентрироваться, терпеть, сидеть в неподвижной позе длительное время, доводить дело до результата, делать задания одно за другим. Школа – это система правил, норм, требований и регламентов для жизни ребенка. А как втиснуть в правила и регламенты малыша, который попросту не может быть организованным, неподвижным и тихим?

Вот почему проблема школьной дезадаптации у таких гиперактивных деток проявляется в наиболее сильной степени. И только образовательная система, которая учитывает индивидуальные нужды каждого ребенка, способна адаптироваться под его уникальность, способна максимально облегчить вхождение этих детей в образовательный процесс. Такая система, как «Начальная школа XXI века», является программой, рассчитанной на детей с разным уровнем подготовки к школе и разными психофизическими особенностями. Благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку обучение по этой программе может быть комфортным и корректным даже для непоседливых, импульсивных и рассеянных малышей. Так образовательная система делает школьную среду соответствующей возможностями каждого ребенка.

Еще несколько лет назад в классе могло быть всего 1-2 ученика с гиперактивностью. В наши дни, по наблюдениям педагогов, до 20-30% учащихся первых классов являются гиперактивными детьми.

Гиперактивность характеризуется повышенной потребностью в движении. Поэтому просидеть за партой 30-45 минут для ребенка с гиперактивностью задача непосильная. А ведь еще и на переменах бегать не разрешают! Игровая зона, где малыш сможет сбросить напряжение, справиться с агрессивностью с помощью активных игр, очень важна для такого ребенка.

Поскольку гиперактивный ребенок не может дождаться окончания вопроса учителя и отвечает без разрешения, часто кричит ответ с места, возможен диссонанс между школьными правилами и поведением ребенка. Важно предупредить учителя об особенностях малыша и выработать совместно методику взаимодействия с ним.

Если ребенок с СДВГ устает (а устает он быстро), он еще сильнее теряет концентрацию внимания. Результат – масса ошибок и небрежности во время выполнения заданий. При этом он все знает, однако стандартная система оценок знаний, умений и навыков, принятая в школе, попросту не рассчитана на особенности гиперактивного ребенка. К счастью, в первом классе оценок не ставят, однако эту проблему придется решать – также совместно с учителем и при активном участии родителей в развитии и воспитании малыша.

Требовать каллиграфического (или хотя бы понятного) почерка от первоклассника-непоседы – пустая задача. Навыки чтения, письма у ребенка с СДВГ нарушены не только из-за проблем с вниманием, но и из-за недостаточного развития мелкой моторики, координации движения, речевого развития, зрительного восприятия. Стоит учитывать, что наглядные учебные пособия и тактильная поддержка (счетный материал, инфографика, карточки, игрушки-антистресс и т.п.) способствуют усвоению информации гиперактивным ребенком.

Задачи, с которыми предстоит столкнуться в период подготовки к школе и адаптации к первому классу, решаются комплексно при участии родителей, педагогов, психологов и врачей (неврологов, психиатров). Педагогическая и психологическая коррекция может сочетаться с медикаментозной терапией. Но важнее всего – участие родителей, их терпеливый и системный подход к воспитанию гиперактивных детей.

Плюсы гиперактивности

Да, они тоже есть, и очень важно знать о них и родителям, и учителям.

Гиперактивные детки всегда более креативны, нестандартно мыслят, способны одновременно думать в нескольких направлениях – их мышление очень гибкое, а ответы поражают оригинальностью.

У них «всегда есть план». А точнее, несколько различных вариантов одного ответа. Более того, они никогда не отвечают одинаково дважды даже на один и тот же вопрос! Если ответ предполагает точность – например, учитель хочет слышать результат решения уравнения – гиперактивный ученик скучает и «тормозит». Но если нужно продемонстрировать несколько способов решения одной и той же задачи, тут «живчики» на коне.

С ними не соскучишься. Да, если относиться к их постоянному желанию влезть во все и сразу как к помехе, возникают сложности. Но в организации мероприятий, где требуется вовлечение всех участников, нет никого лучше гиперактивных малышей, которые успевают тормошить всех и сразу.

  • Будьте сдержанны и терпеливы. Иногда за «выходки» ребенка хочется наказать, накричать на него или как-то иначе бурно отреагировать. Но давать выход своим собственным эмоциям, особенно негативным, не стоит. Не стоит усугублять напряженную обстановку вокруг эмоционально лабильного малыша.
  • Поддерживайте свое чадо в каждой попытке вести себя «правильно», то есть конструктивно, позитивно и подчиняясь правилам. Ему, поверьте, это непросто дается!
  • Помиритесь с близкими. Конфликты в семье, в которой растет гиперактивный ребенок, провоцируют усугубление его состояния. Поэтому в повседневном общении постарайтесь избегать упреков, обид, категоричных оценок, криков, угроз – словом, любых провоцирующих факторов, даже если ваши эмоции направлены не на ребенка, а на других членов семьи.
  • Не ругайте, а переключайте внимание. Делайте это с юмором и легко. Пытайтесь понять своего ребенка с тем, чтобы договариваться с ним без манипуляций, и не запрещать ему (следовать запретам ребенку с СДВГ сложно), а взаимодействовать на основе взаимного уважения и любви.
  • Организуйте распорядок дня. Для гиперактивного ребенка соблюдение режима особенно важно. У него должны быть свои обязанности, при выполнении которых он заслуживает искреннюю похвалу.
  • Организуйте быт ребенка так, чтобы у него была возможность побыть одному. Это может быть отдельная комната или уголок, где он может по-настоящему расслабиться. В оформлении не используйте ярких красок – красный, оранжевый, желтый возбуждают нервную систему, и не только отвлекают, но и раздражают ребенка.
  • Играйте с ребенком чаще. Подвижные игры позволят «выпустить пар», игры в театр и разыгрывание сценок из прочитанных книг позволят пережить и транслировать эмоции голосом, мимикой, жестами. Очень часто «живчики» обладают актерским талантом, так что не стесняйтесь устраивать овации своему маленькому непоседе.
  • Будьте на связи с учителем, взаимодействуйте с ним. От первого учителя во многом зависит атмосфера в классе, и конечно, его обязательно нужно предупредить об особенностях вашего малыша, чтобы гиперактивность первоклассника не стала для учителя сюпризом. Подумайте, как направить чрезмерную импульсивность и активность ребенка в продуктивное, позитивное русло.
  • Поддерживайте, успокаивайте, хвалите ребенка, чтобы не усугублять его состояние еще и комплексом неполноценности или отрицательными переживаниями. Очень важно, чтобы сложный первый год жизни в школе малыш прожил без стресса, обрел в школе новых друзей и получал знания в комфортной ему обстановке.

Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

«Мой сын в этом году пошел в школу. Он с рождения был очень подвижным и нервным мальчиком, а в школе его проблемы обострились: учительница жалуется, что он громко разговаривает на уроках, вертится и мешает всему классу. Да, он сложный ребенок. Школьный психолог говорит, что у него синдром гиперактивности. Что это такое?»

Полностью этот диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые; у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. В среднем в мире детей с СДВГ около трех процентов, следовательно, в классе, состоящем из тридцати учеников, вполне может оказаться такой ребенок.

Когда проявляются симптомы СДВГ? Считается, что это происходит до семилетнего возраста, хотя иногда они могут впервые проявиться и лет в десять-одиннадцать. Чаще всего к врачу обращаются родители первоклассников: «Все сидят спокойно, а мой не может!». Впрочем, некоторые уточняют: «А вообще-то с ним было очень трудно с самого рождения».

Заостренный темперамент

Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз СДВГ означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.

Сейчас нередко любого импульсивного, очень подвижного малыша, не задумываясь, называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только врач. На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности.

Уровень активности можно определять по специальным шкалам, которые заполняют родители, и врач сравнивает, насколько показатели конкретного ребенка отличаются от стандартных. Эти шкалы основаны на серьезных исследованиях, проводившихся в США и Европе. Нормы в них, правда, американские и европейские. В своей работе я опираюсь на них, хотя и с осторожностью.

Не расстройство личности

Первое, что нужно знать родителям: СДВГ — не психическое заболевание, а расстройство развития. Просто у ребенка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим — он уже рождается таким. Часто родители спрашивают у меня: «Это мы где-то недоглядели, чего-то вовремя не сделали?». Нет. Родители здесь не виноваты. Если бы мы могли заглянуть к такому ребенку в мозг, то увидели бы, что те области, которые отвечают за самоконтроль, за управление поведением, у него работают иначе, чем у других.

Парадокс в том, что эти дети выглядят абсолютно нормальными. Вот он просит прощения и обещает исправиться, однако раз за разом свои обещания нарушает — и его начинают считать испорченным... Я спрашиваю у одного мальчика: «Что ты на уроках-то разговариваешь?». А он отвечает: «Да я забываю, что нельзя». Дети с СДВГ забывают правила и ведут себя, поддавшись импульсу. Родители, которые знают об этом, легче прощают такого ребенка, не навешивают на него всевозможные ярлыки и, надеюсь, не винят себя понапрасну.

Причин у СДВГ может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что у детей с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар сразу после рождения чаще развивается СДВГ.

error: