Психологическая помощь детям с гиперактивностью и дефицитом внимания. Открытое письмо родителей детей с сдвг — министру образования россии. Этиология и патогенез

Кузнецова Екатерина Николаевна,

воспитатель ГБЮДОУ д/с №2

Кировского района Санкт-Петербурга

Проблему гиперактивных детей лучше всего решать «всем миром». Для лучшего эффекта специалисты предлагают использовать комплексный подход, сочетающий в себе и медицинские, и психологические и педагогические методики. Из всех психолого-педагогических методик самая важная - это поведенческая терапия. Её цель - изменить ближайшее окружение ребенка, отношение родителей и педагогов, создать благоприятную среду для развития. Большое внимание нужно уделять консультированию родителей гиперактивных детей. От того, как они сумеют научиться общаться со своим ребенком, как смогут организовать его свободное время, учитывая его особенности поведения, во многом зависит и успешность лечения такого ребенка.

Существует множествопсихотерапевтических методик, кото-рые могут принести пользу, как матери, так и ребёнку. Например такие как:

Визуализация - это так называемая релаксация, мысленное слия-ние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Пока-зано, что визуализация определённого символа, картины или процесса, оказывает благоприятный эффект, создаёт условия для восстанов-ления умственного и физического равновесия.

Визуализацией пользуются для расслабления и вхождения в гипнотическое состояние. Также её применяют для стимуляции защитной системы организма, увеличения кровообращения в оп-ределённом участке тела, для замедления пульса.

Медитация снижает активность симпатической нервной сис-темы, способствует снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание, снижается потреб-ность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, ре-акция на стрессовую ситуацию уравновешивается

Аутогенная тренировка [Шульце] включает в себя серию упражнений, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма.Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне зам-кнуты, поэтому в программу коррекции обязательно включаются релаксационные упражнения. Это помогает им расслабиться, сни-жает психологический дискомфорт в незнакомых ситуациях, по-могает успешнее справляться с различными заданиями

Вторая методика аутогенной тренировки — психомышечная тренировка, разрабо-танная А.В. Алексеевым, — применяется у детей постарше: в воз-расте 8—12 лет.

Из всех психотерапевтических методик аутогенная трениров-ка наиболее доступна в овладении и может применяться самосто-ятельно. Она не имеет противопоказаний у детей с синдромом де-фицита внимания с гиперактивностью.

Гипноз и самогипноз . Большинство психотерапевтов считает, что все виды гипноза — это не что иное, как самогипноз. Доказано, что самогипноз благо-творно воздействует на любого человека

Семейная психотерапия необходима, так как воздействовать надо не только на ребёнка, но и на его близких с целью изменения обстановки в се-мье. Благоприятный эффект показан при использовании семей-ной психотерапии. Она необходима не только родителям, кото-рые чувствуют вину за «плохое» воспитание ребёнка, но и самому ребёнку.

Угиперактивных детей встречаются разнообразные нару-шения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства. Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении ребён-ка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций ваши усилия будут вознаграждены.

Главное место в коррекционной работе отводится консультированию родителей. Работа с ними должна строиться в двух направлениях: должны проводиться просветительские беседы, и практические занятия, такие как - игровая терапия и тренинги. В своих отношениях с ребёнком надо придерживаться позитивного отношения. Хвалить ребенка в каждом случае, когда он этого заслу-жил, подчёркивать даже незначительные успехи. Помнить, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

На практических занятиях родителей надо обучить, как правильно общаться со своим ребенком, как организовать его жизнь, питание, домашнюю среду, как контролировать его деятельность и направлять его активность в полезное русло.

Родителям, прежде всего надо изменить саму систему воспитания своего ребенка: от наказания - к поддержке. Он всегда должен чувствовать помощь и поддержку своих родителей.

Изменить поведение самих родителей, и их отношение к ребенку - демонстрировать спокойствие, избегать слова «нет», «нельзя», строить свои взаимоотношения на доверии и взаимопонимании.

Поручать ребенку часть домашних дел, которые необходимо вы-полнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполнять их за него.

Изменить психологический микроклимат в семье, то есть взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребенку, проводить досуг всей семьей. Вызывающее поведение ребёнка — это его способ привлечь внимание родителей. Проводить с ним больше времени: вместе играть, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим соци-альным навыкам.

Взрослые должны включить специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения. Например, можно завести дневник самоконтроля и отмечать в нём вместе с
ребёнком его успехи дома и в детском саду или в школе, и каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

Обязательно дома соблюдать определенный режим дня и места для занятий.Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку.
Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок. Награждайте ребёнка за соблюдение режима дня.Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим любимым делом. Однако не следует и перегружать ребёнка занятиями в разных кружках.

Надо избегать завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Стараться ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

Обязательно родителям надо определить для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков,
гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех
подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том,
чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к
другим.

Надо объяснить родителям, что с гиперактивными детьми лучше избегать по возможности больших скоплений людей. Пре-бывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрез-мерное возбуждающее действие.

В организации программы коррекции обязательно дожжен участвовать социальный педагог - как основной координатор и посредник между родителями и педагогом. Педагоги, на основе рекомендаций специалистов, должны осуществлять процесс обучения и воспитания, учитывая индивидуальные особенности их поведения и развития.

Надо ввести систему оценивания знаний ребенка. Хорошее поведение и успехи в учёбе обязательно вознаграждать. Устно хвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим за-данием.

Одна из самых важных проблем неусидчивость гиперактивных детей, поэтому надо, по возможности, изменить для них продолжительность занятий. Такой ребенок может поддерживать работоспособность не более 10 - 15 минут.

Другая немаловажная проблема - это повышенная отвлекаемость. Такие дети не могут работать в группе, и поэтому педагогу следует с таким ребенком проводить самостоятельные работы наедине.

Третья проблема - неумение гиперактивных детей строить взаимоотношения с другими детьми. Тут обязательно должно быть включение в работу педагога и работа педагога психолога или социального работника, чтобы отрабатывать с ребенком навыки выражения гнева в приемлемой форме, обучать ребенка конструктивным способам разрешения конфликтов на уроках, учить ребенка самоконтролю и технике самоуправления.

Заключение

В настоящее время нет какой-либо единой концепции профилактики, диагностики и лечения СДВГ. Это действительно сложная проблема, лежащая на стыке генетики и неврологии, педиатрии и неонаталогии, возрастной физиологии, социологии и педагогики.

К сожалению еще не все врачи, педагоги и психологи достаточно знакомы с этим заболеванием. Тут требуется своевременная диагностика и комплексная коррекция: психологическая, медицинская и педагогическая.

Но это состояние и более оптимистично по возможности реабилитации в отличие от многих других неврологических заболеваний, при условии, что реабилитация будет проводиться своевременно, то есть в возрасте 5 - 10 лет.

Проблема СДВГ имеет социальное значение, так как у подростков с таким диагнозом рано развивается тяга к алкоголю, наркотикам, правонарушениям. Поэтому за рубежом уже проводится профилактика и лечение этого заболевания. Думаю, что и у нас скоро на эту проблему будут больше обращать внимания. В настоящее время и в Москве и в Санкт-Петербурге уже созданы группы поддержки для родителей гиперактивных детей, даже работает Интернет-сайт (http://adhd-kids.narod.ru/).

Залогом успеха в лечении служит постоянное наблюдение специалистов за состоянием ребенка вплоть до окончания школы, консультативное сопровождение, и при необходимости изменение плана лечения.

Литература:

1.Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Кропотов Ю.Д. Гиперактивный ребенок: лечить или наказывать. СПб.: 2004

2.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М., 2008

3.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседы - это серьёзно //Посоветуйте доктор. 2002.№9

4.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Психологический статус детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью //Семейная психология и семейная психотерапия. 2001.№4

5.Монина Г.Б., Лютова Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая коррекция. М.: 2002

7.Сандуленко Э. Гиперактивный ребенок в школе и дома. //Воспитание школьника.. - 1999.-№4

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - одно из наиболее распространенных нарушений развития, которое чаще всего проявляется у детей до 7 лет. СДВГ может иметь более серьезные последствия, чем кажется на первый взгляд. Симптомы включают в себя сложности с концентрацией внимания (дефицит), неусидчивость, невозможность контроля собственного поведения, чрезмерную активность, что вызывает трудности в учебе, общении со сверстниками, родителями и окружающими взрослыми. Различают подтипы СДВГ с преобладанием гиперактивности, дефицита внимания и смешанный подтип.

СДВГ является наиболее частой причиной школьной неуспеваемости у детей.

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Дети с таким нарушением могут:

● Часто вертеться и ерзать на стульях;
● Безостановочно разговаривать;
● Постоянно находиться в движении, стремиться потрогать, поиграть со всем, что находится в поле зрения;
● Испытывать сложности с тем, чтобы оставаться на месте во время урока, при выполнении домашних заданий, за приемом пищи и пр.;
● Неспособны сохранять тишину во время выполнения заданий.

Причиной возникновения СДВГ может служить наследственность или сочетание таких факторов, как повреждения головного мозга на ранних этапах развития, неблагополучная окружающая среда, неправильный стиль воспитания. При отставании или нарушении развития управляющих функций мозга, отдельные способности могут быть развиты у этих детей на высоком уровне.

Родители и учителя могут упустить факт наличия у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, особенно если он остается очень тихим и малоподвижным, - при внешней сосредоточенности в действительности ребенок может не концентрироваться на выполняемом задании.

Детей с СДВГ часто обвиняют в отсутствии дисциплины и воспитания , хотя первопричиной подобного поведения могут быть не столько особенности характера и воспитание, сколько описанные нарушения развития.

Большое значение имеет раннее начало психологической помощи ребенку и его семье при наличии признаков такого нарушения.


Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

СДВГ всегда требует комплексного подхода. В детском психологическом центре Август мы проводим диагностику и лечение синдрома дефицита внимания у детей, используя наиболее эффективные современные диагностические и терапевтические методики:

    Нейропсихологическая коррекция - курс занятий, включающий двигательные и когнитивные задания, направленные на коррекцию и тренировку отдельных психических операций и способностей, формирование навыков самоконтроля, развитие социальных навыков.

    Психотерапия - консультации психотерапевта и тренинги эффективной детско-родительской коммуникации, развитие навыков социального взаимодействия.

    Дефектологическая коррекция - выявление и коррекция нарушений учебных навыков, трудностей освоения школьной программы.


Семья является основной средой жизни ребенка и определяющим фактором формирования его личности, а соответственно и его будущего. И это, без сомнения, особенно относится к ребенку с СДВГ - для него семейный опыт является действительно решающим. Исследования показали (см. Barkley, 1996. С. 130-168), что главными факторами, которые определяют прогноз, возможность полноценного развития ребенка с СДВГ, его самоактуализации, являются характеристики семьи ребенка. Именно от них зависит риск формирования у ребенка вторичных психосоциальных проблем. Как уже не раз отмечалось, СДВГ - это своего рода катализатор, который в одной среде способствует реакциям, приводящим к одним последствиям, а в другой - к другим. Социальная среда определяет характер и следствие этих реакций - будут ли они положительно или отрицательно влиять на судьбу ребенка и его семьи, и в какой мере. Именно поэтому внимание к характеристикам семьи, понимание ее опыта и тесное сотрудничество с родителями в рамках семейно-центрированного подход необходимы для обеспечения эффективной помощи.
Ребенок с СДВГ - это стресс и совершенно особый опыт для всей семьи. Это ребенок, который требует постоянного присмотра, часто попадает в переплеты все переворачивает, ломает, разбивает. Этот ребенок еще и неподатлив - вопреки множеству объяснений, разъяснений, нотаций, замечаний, он продолжает делать то, чего нельзя, - а то, что нужно, не делает (перечеркивая своим поведением все ожидания родителей и ближайшего окружения). А если учесть, что родителям никто не объяснял, что это особенный ребенок, который нуждается в особом подходе, то становится понятными фрустрации и разочарования, переживаемые семьей.
Но это еще не весь негативный опыт: следует добавить советы и комментарии близкого окружения и просто прохожих, соседей и т. д. «лучше воспитывать ребенка», «это вы его/ее так разбаловали, это ваша вина», замечания из школы, вызовы к директору, советы перевести в другую школу, постоянный стыд и страх («что еще натворит мой ребенок? »). Постоянные возмещения стоимости разбитых окон, сломанных игрушек и т. д. Извинения перед другими за поведение ребенка. Злость на других за недостаток толерантности и понимания, за отказ гулять вместе, за нежелание приглашать в гости вместе с ребенком. А коллективные петиции родителей одноклассников с требованием перевести этого ребенка в другой класс или школу...
Также стоит вспомнить супружеские конфликты с выяснениями, кто виноват и кто и как должен воспитывать. И отчаяние из-за проблем с успеваемостью, многочасовые общие «сидения» над домашним заданием. И конфликты с ребенком - нервные срывы с криками и побоями, а потом злость на себя и стыд за свое поведение. И ощущение потери контакта с ребенком, непонимание друг друга. Страх за будущее ребенка. Страх за будущее его братьев и сестер. Недостаток поддержки. Отчаяние, одиночество, безысходность. Как с болью высказалась одна мама: «Я теряю своего ребенка... »
Неудивительно, что исследования родителей детей с СДВГ показали высокий уровень стресса - один из самых высоких по сравнению с родителями детей с другими формами ограничений у ребенка (Mash, Johnston, 1983; Breen, Barkley, 1988). СДВГ является в действительности одним из наиболее стрессогенных для родителей расстройств. А последствия высокого уровня хронического стресса хорошо известны: это и снижение иммунитета, и развитие психосоматических заболеваний, и расстройства психического здоровья. Поэтому чрезвычайно важным компонентом программы помощи семье ребенка является обучение методам «совладания» со стрессом и непосредственное решение тех проблем, которые служат причиной стресса.
Особенностью опыта семьи в связи с существованием большого количества мифов и недоразумений вокруг СДВГ является стресс от непонимания того, что происходит с ребенком и как ему эффективно помочь. Многие семьи в Украине имеют опыт отрицательного взаимодействия со специалистами - разные, противоречивые и неразъясненные диагнозы, противоположные по смыслу советы, разнообразные методы лечения и реабилитации (и, к сожалению, подавляющее большинство из них - методы и средства, не имеющие никаких научных и клинических доказательств эффективности) ; финансовые затраты, связанные с этим; негативное восприятие ребенка специалистами, обвинение родителей в неумении контролировать ребенка, иногда настоящая война между родителями и учителями и т. п. Споры вокруг того, что происходит с ребенком и как ему помочь, часто присутствуют и в самой семье, где муж и жена по-разному воспринимают ситуацию и предлагают разные подходы к ее решению. Отсюда - непоследовательность в воспитании и, как следствие, углубление поведенческих проблем. Недостаток информации, понимания происходящего, отсутствие эффективного сотрудничества со специалистами является одним из самых существенных источников стресса для семьи, в которой растет ребенок с СДВГ. Это подтверждает важность информирования, образования родителей.
Понятно, что получение реальной информации о состоянии ребенка и о том, в чем заключаются его «невидимые ограничения», бывает эмоционально нелегким для родителей. Ведь вместе с ним приходит осознание ограничений ребенка, реальности пожизненного расстройства и потеря надежды на попытки вылечить СДВГ «одним курсом медикаментозной терапии». Эмоционально примириться с этой реальностью - задача не из легких. Возникают эмоциональные реакции, типичные для ситуаций, когда родители узнают о других формах расстройств развития ребенка, например, ДЦП, умственной отсталости: отрицание реальности диагноза и прогноза, поиск «чудодейственного» исцеления, злость, чувство вины, страх за будущее, отчаяние, подавленность. Можно сказать, что задача принятия реальности включает в себя задачу примирения с потерей того, что, возможно, ожидалось и хотелось от жизни - как для своего ребенка, так и для своей семьи. Это также примирение с тем, что в жизни будут специфические трудности и испытания, далеко не все из которых можно будет обойти или избежать. Примирение с реальностью, как и ее осознание, происходит не одномоментно, оно длится в течение жизни. Но, безусловно, без принятия диагноза невозможно работать с реальностью. Ведь только тогда, когда эмоционально мы можем «отпустить» то, что невозможно, мы можем «инвестировать» в развитие возможного, в помощь ребенку в развитии и самоактуализации. И потому в клинической работе с родителями нужно быть внимательным к их чувствам, к их эмоциональной реакции на осознание особых потребностей своего ребенка. Примирение нуждается во времени. При этом необходимо сопровождение, и поддержка на этом пути и помощь в том, чтобы увидеть положительное как в ребенке, так и в жизни, увидеть возможности развития, то, что можно изменить - и сосредоточить всю энергию на достижении возможных изменений.
К сожалению, не все родители находят силы, поддержку и необходимые знания, чтобы справиться с трудностями, связанными с воспитанием ребенка с СДВГ. Исследования показывают, что для части семей, которые не имеют необходимых собственных ресурсов и внешней помощи, этот опыт иногда приводит к негативным последствиям. У родителей детей с СДВГ по сравнению с родителями из «контрольной группы», чаще наблюдается заниженная самооценка - в частности, в сфере родительства, и это особенно касается матерей; также выявлены более высокие показатели депрессии (Lahey, Piacentini, McBurnett et al., 1988; Mash, Johnston, 1983). Развитие депрессии является прогностически неблагоприятным фактором, так как приводит к углублению нарушений в сфере родительства и в жизни семьи в целом, образуя замкнутый круг: нарастание поведенческих проблем у ребенка - самообвинение, низкая самооценка - развитие депрессии - углубление нарушений в контакте с ребенком - дальнейшее нарастание поведенческих трудностей. Поэтому выявление данных проблем и эффективное вмешательство становятся чрезвычайно важными. Необходимо учитывать, что преждевременные попытки научить родителей методам поведенческой терапии (который, как уже упоминалось выше, является одним из основных методов помощи детям с СДВГ) в случае невыявления депрессии, например, у матери, приводят к ухудшению ситуации: ведь в состоянии депрессии мать будет неспособна внедрять новые методы поведенческого влияния, и следовательно потерпит очередную неудачу и испытает еще большее разочарование и страх.
Более высокие показатели стресса, заниженной самооценки, самообвинений и депрессии у матерей по сравнению с отцами понятны в силу существующей гендерной роли женщины как в первую очередь ответственной за воспитание детей в отличие от мужчин, которые преимущественно беспокоятся о финансовом обеспечении семьи. Дисфункциональность и негативные последствия для обоих полов такого ригидного определения гендерной роли доказаны социологами и психологами, но общество еще далеко от осознания данного факта как проблемы, которая нуждается в решении на уровне общественного и индивидуального сознания. Вследствие таких представлений о роли мужчины и женщины в семье страдают как женщины (из-за отсутствия надлежащей поддержки со стороны мужчины, его более пассивной и отстраненной роли в воспитании детей), так и мужчины, (т. к. их отношения с детьми часто более отстраненные, прохладные, источником стресса для мужчин также становится чрезмерная самоидентификация с размером собственного заработка). Разумеется, данная картина наблюдается далеко не во всех семьях. Тем не менее, с клинической точки зрения чрезвычайно важно не только поддерживать матерей, но и активно привлекать отцов, давая им возможность осознать собственную значимость для детей, важность их присутствия в семье и ответственность за достижение перемен к лучшему. Прочные супружеские отношения, активное участие обоих родителей в воспитании детей - один из наиболее весомых факторов позитивного прогноза развития ребенка с СДВГ.
Другой проблемой семей является социальная изоляция. Это также вполне понятно и является следствием негативного опыта взаимодействия семьи с окружающей средой и отторжения семьи социальным окружением, самоизоляции семьи с целью избегания неприятных ситуаций. Отсутствие социальной поддержки как со стороны ближайших членов семьи, так и от друзей, соседей и т. п. является неблагоприятным фактором, ведь, как известно из исследований последствий хронического стресса, наличие социальной поддержки является важнейшим фактором, защищающим от негативного влияния стресса на физическое, психическое и социальное здоровье (Greenberg, 1999). Более того, отрицательное взаимодействие с социальным окружением может быть само по себе фактором стресса для семьи и ребенка. Следовательно, в процессе диагностики важно выявить характер взаимодействия семьи с социальным окружением, наличие социальной поддержки, и в «пакет» помощи следует включать группы взаимоподдержки «родители для родителей», программы волонтеров и т. п. Без сомнения, не менее важным является и общее просвещение общества относительно детей с СДВГ и их особых потребностей - что способствовало бы как усилению понимания, толерантности, так и ослаблению предубеждений и негативного отношения.
Более высокие показатели распространенности психической патологии у родителей детей с СДВГ, к сожалению, касаются не только депрессии. В связи с генетической природой этого расстройства у родителей также часто наблюдается СДВГ или, по крайней мере, резидуальные, «остаточные» симптомы. Если у ребенка СДВГ, то по статистике 20-35% родителей также имеют это расстройство (Bіederman Faraone, Mick et al., 1986). Иногда, когда родителям передается информация об СДВГ, они узнают в себе или в супруге его признаки. Это создает для них дополнительные трудности, в частности в воспитании ребенка: импульсивные реакции могут препятствовать внедрению последовательной дисциплины, вспышки неконтролируемой злости с физическим насилием не только моделируют в ребенке агрессивное поведение, но и вредят взаимоотношениям между родителями и ребенком. Поэтому выявление СДВГ у родителей, их просвещение относительно особенностей этого расстройства в зрелом возрасте и специфическая помощь, в частности, в сфере родительства, в контроле над «импульсивным воспитанием» чрезвычайно важны.
У родителей с СДВГ статистически повышены показатели и других расстройств, связанных с СДВГ: наблюдаются депрессия, биполярное расстройство, тревожные расстройства, расстройства личности (в частности антисоциальное), зависимость от алкоголя и наркотиков, проблемы с контролем агрессивного поведения, интеллектуальная недостаточность и прочие (Bіederman Faraone, Mick et al., 1986). Это же касается и социальных проблем, таких как безработица, низкий социально-экономический статус, трудности в межличностных отношениях.
Наличие у родителей проблем с психическим здоровьем нуждается в повышенном клиническом внимании и в силу того, что это является прогностически неблагоприятным фактором. Помощь ребенку с СДВГ возможна лишь в контексте семейно-центрированных услуг, где именно вся семья, а не только ребенок является фокусом терапевтических воздействий.
Другим распространенным явлением в семьях, где есть ребенок с СДВГ, бывает нарушение отношений между родителями и ребенком. В некоторых семьях оно может носить злокачественно-прогрессирующий характер. Barkley (1996. С. 132-146) описывает типичную спираль ухудшения отношений: сначала родители стараются игнорировать поведенческие проблемы, думая, что ребенок так ведет себя, чтобы привлечь внимание. Потом, в связи с тем, что проблемы усиливаются, родители начинают больше внимания уделять ребенку: объяснять, ругать, стыдить, делать замечания или же стараются воспитывать «методом пряника» - уговорить ребенка, «купить» и т. п. Но и эти методы не помогают или же дают лишь незначительный эффект. В отчаянии родители могут прибегнуть к крайним формам дисциплинирования: запугиванию («отдадим тебя в интернат, милиционеру» и т. п.), эмоциональному шантажу («не будем любить тебя, если ты будешь так себя вести»), физическому наказанию. Наконец начинают «сдавать нервы» и появляютя «взрывы» жестокого отношения к ребенку, физического воздействия, эмоциональных обид. У родителей может развиться негативное восприятие ребенка как злого, нехорошего, с «ужасным» характером. Такое восприятие может оправдывать жестокое или отчужденное отношение к ребенку, его отвержение. Может нарастать желание избегать ребенка, «освободить» себя от родительской роли. Конечно, не все родители доходят до этого. Есть множество семей, которые любят и понимают своего ребенка, ищут пути помощи - и собственными усилиями или с помощью специалистов достигают значительных успехов. Но есть и такие семьи, где спираль негативных взаимодействий лишь приводит к нарастанию поведенческих проблем ребенка, к ухудшению отношений. Наконец в части семей может развиться неверие в то, что ребенку можно помочь и что родители могут как-то повлиять на его поведение. Соответственно исчезают или же становятся непоследовательными попытки поддерживать дисциплину. В некоторых семьях имеет место прямое или косвенное отчуждение ребенка, эмоциональное и физическое воздействие: риск испытать такое отношение у детей с СДВГ в 2-4 раза выше, чем у ровесников из контрольной группы (см. Goldsteіn, Goldsteіn, 1998. С 110-112).
Таким образом, и в диагностическом процессе, и в подходах к помощи большое внимание должно уделяться характеру отношений между родителями и ребенком - качество этих отношений является определяющим в психологическом развитии ребенка, формировании его личности.
Описывая опыт семьи, нельзя обойти вниманием братьев и сестер ребенка с СДВГ. Вспоминаю одного мальчика, который признался, что, когда вырастет, мечтает переехать жить в Африку - «подальше от Андрея» (своего гиперактивного брата). Стресс негативных взаимодействий, как непосредственно с гиперактивным братом или сестрой, так и с родителями для братьев и сестер такого ребенка также высок. Нелегко и родителям, перегруженным проблемами гиперактивного ребенка, оставаться внимательными к потребностям других детей. А иногда и конфликты между братьями и сестрами для родителей становятся дополнительным источником стресса... Поэтому с клинической точки зрения важно сохранять системное восприятие семьи и быть чуткими к тому, как все члены семьи реагируют на присутствие ребенка с СДВГ, как это отражается на жизни каждого члена семьи, какие реакции порождает. Следует также помнить, что если в семье есть один ребенок с СДВГ, риск наличия расстройства у родных братьев и сестер довольно высок - от 25 до 35% (Bіederman Faraone, Mick et al., 1986) - поэтому при обследовании важно хотя бы скрининговыми вопросами исследовать характеристики всех детей.
В завершение хочется еще раз отметить силу двустороннего влияния - как ребенка с СДВГ на других членов семьи, - так и наоборот. Это влияние может иметь положительные, защитные, ресурсные компоненты и вместе с тем факторы стресса и травматизации. Как уже не раз отмечалось, СДВГ - это особенное расстройство, в котором главные этиологические факторы являются биологическими, а прогностические - социальными. Положительное влияние семьи на ребенка - тот главнейший фактор, который может предупредить возникновение вторичных проблем и содействовать полноценному развитию и самоактуализации ребенка. Однако влияние семьи может быть, и отрицательным и соответственно определять прогноз будущего ребенка. Выделено, по меньшей мере, несколько отрицательных прогностических семейных факторов: неадекватные методы поведенческого контроля и дисциплины со стороны родителей, наличие психических расстройств у родителей, дисфункциональные супружеские отношения, агрессивное/антисоциальное поведение родителей (Barkley, 1996. С 151). Помощь ребенку с СДВГ возможна лишь при условии помощи его семье в преодолении тех специфических трудностей, с которыми она сталкивается.
Эта глава была сфокусирована преимущественно на особых трудностях, с которыми сталкивается в своем опыте семья с гиперактивным ребенком. Тем не менее важно помнить, что опыт воспитания ребенка с особыми потребностями и, в частности, гиперактивного несет в себе и много положительных возможностей, о которых часто говорят сами родители. Статистически повышенные показатели специфических проблем в семьях детей с СДВГ не должны приводить к стереотипному восприятию этих семей как патологических или дисфункциональных. Как и каждая семья, семья ребенка с СДВГ может иметь как свои трудности, так и свои сильные стороны, и положительный опыт. Многие родители отмечают опыт личностного роста, открытие особого смысла жизни, любви, более глубокого единства и взаимной поддержки между членами семьи - как следствие столкновения с испытаниями и опытом их преодоления...

Выводы
 Главные прогностические факторы СДВГ, вопреки его биологической природе, социальны - в частности, прогноз дальнейшего развития ребенка в значительной мере определяется характеристиками семьи.
 Существует сильное двустороннее влияние как семьи на ребенка, так и ребенка на семью - это влияние имеет как отрицательные, так и положительные аспекты.
 Исследования показали повышенные показатели стресса у родителей детей с СДВГ, занижение самооценки, в частности в сфере родительства, и более высокую распространенность депрессии. Часты также супружеские конфликты и нарушения отношений между родителями и ребенком.
 Статистически повышен и риск определенных психических расстройств у родителей - наличия СДВГ, а также расстройств настроения, антисоциального поведения личностных расстройств, интеллектуальной недостаточности, зависимости от алкоголя и др. Это касается далеко не всех родителей и не должно быть основанием к предубежденному восприятию родителей.
 Для многих семей большой проблемой является социальная изоляция и отрицательное взаимодействие с социальным окружением.
 В особом внимании нуждается не только ребенок с СДВГ, но и его братья и сестры, которые сталкиваются со специфическими трудностями и часто имеют опыт негативного взаимодействия, а соответственно и риск нарушения отношений с братом или сестрой с СДВГ.
 Семейный контекст ребенка с СДВГ очень важен также и с точки зрения обеспечения эффективных клинических вмешательств: обследование ребенка необходимо всегда проводить в семейно-центрированном фокусе; семья должна быть активно вовлечена в процесс терапии ребенка, а часто и сама нуждается в специфической помощи.
 Важно не патологизировать семью и осознавать, что, как сам ребенок с СДВГ может иметь много положительных черт, так и опыт его воспитания для многих родителей может быть положительным, содействовать личностному развитию, единению и взаимной поддержке между членами семьи.

Первый подход, который я использую в работе с СДВ-детьми (все, что я говорю, вполне применимо и к взрослым людям, страдающим синдромом дефицита внимания и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), заключается в том, чтобы научить их четко различать моменты, когда они «здесь» и когда они «выпадают из реальности» . Я прошу детей уделять особое внимание тому, когда они присутствуют в настоящем моменте, то есть там, где мы должны впитывать и запоминать что-то, и когда их присутствие является только видимым.

Родители могут помочь детям натренировать то, что я называю мышцей внимания , играя в игру, которую я назвала «Отвлекающий монстр» . Попросите ребенка сосредоточить внимание на выполнении какого-нибудь простого домашнего задания, пока вы будете пытаться (для начала в легкой форме) отвлечь его чем-то. Когда ребенок начнет решать задачу по математике, мама может вслух произнести: «Интересно, что бы мне приготовить такое на ужин? Ммм, детям всегда нравится что-нибудь типа брюквы и брюссельской капусты...»

Ребенок должен стараться изо всех сил не отвлекаться и не поднимать головы. Если он справляется с этим заданием, то получает один балл. Если ребенок отвлекается, то балл получает мама. Детям нравится, когда у них появляется возможность проигнорировать слова родителей, и подобная игра, становящаяся с каждым разом все труднее, помогает им научиться концентрировать внимание.

Другая интересная игра, позволяющая детям тренировать внимание, заключается в том, чтобы дать им сразу несколько команд , которые они должны выполнить, предварительно запомнив нужную последовательность (с учетом того, что вы не будете повторять это дважды). «Выйди задом наперед во двор, сорви три травинки, положи их в мою левую руку, а затем начинай петь „С днем рожденья тебя“».

Начинайте с простых заданий, а затем переходите к более сложным. Большинству детей очень нравится эта игра, поскольку благодаря ей они понимают, что значит использовать свое внимание на все сто процентов.

...И правильное питание

Хорошо отдохнувший и получивший достаточное количество жидкости и полезной пищи мозг способен работать эффективнее, чем мозг уставший, обезвоженный и не набравший нужное количество калорий.

Ко мне на прием приходили люди с серьезными проблемами, связанными с вниманием, которые добивались невероятных результатов, просто сократив количество потребляемого сахара и увеличив количество часов для сна. Исследование, проведенное Корнельским университетом в 1993 году, показало, что исключение из рациона молочных продуктов, пшеницы, кукурузы, дрожжей, цитрусовых, яиц, шоколада, арахиса и искусственных красителей и консервантов сокращало проявление симптомов СДВГ.

Предшествующее этому исследование выявило, что гипоаллергенная диета, дополненная приемом витаминов и таких микроэлементов, как кальций, магний, цинк, способствовала достижению благоприятных результатов. Уровень содержания омега-3 кислот в плазме и красных кровяных тельцах у детей с СДВГ всегда гораздо ниже, чем у детей, не страдающих подобным синдромом, посему включение в рацион дневной дозы омега-3 будет способствовать положительной динамике лечения.

Домашнее задание

Давайте немного поговорим о том, что представляет наибольшую проблему для детей с СДВГ (и без него): домашняя работа. Важно еще раз подчеркнуть, что родители должны поддерживать ребенка, проявляя заботу и дружелюбие, объясняя, что они на его стороне, а не выступать с позиции противоборствующей силы или угрозы.

Осознавая, с чем ребенку приходится сражаться, когда он старается изо всех сил сконцентрироваться на выполнении совершенно непривлекательного и скучного для него задания — например, когда он решает несколько страниц задач по математике или переписывает слова, дабы выучить их правописание, — родитель может сказать: «Я понимаю, дорогой, это совсем тебе не интересно, не так ли?» и тем самым помочь ему больше раскрыться для участия и советов.

Я учу детей, как помочь их мозгу проснуться перед выполнением домашней работы при помощи легких постукиваний пальцами по всей голове или мягкого массажа ушных раковин (при этом происходит стимулирование важных акупунктурных точек). Перед выполнением домашнего задания дети могут также разбрызгать немного освежителя воздуха в комнате, где они будут заниматься. Ненавязчивый запах поможет быстрее запустить мозг в работу.

Десятиминутное правило может оказать огромную помощь при выполнении домашней работы, к которой дети так не хотят приступать. Этот метод сводится к тому, что вы говорите ребенку, что домашнее задание, которое ему больше всего не нравится, он может выполнять в течение всего десяти минут, даже если по факту на это нужно намного больше времени. Через десять минут ребенок уже решает сам, будет ли он продолжать заниматься или остановится на достигнутом. Это один из самых моих любимых трюков, при помощи которого я заставляю себя выполнять повседневные дела, такие как заполнение бумаг или мытье посуды!

Еще одна идея заключается в том, чтобы попросить ребенка выполнить небольшую часть задания, а потом подпрыгнуть десять раз или походить туда-сюда по дому и лишь после этого продолжить занятия. Подобный перерыв в постылом домашнем задании поможет пробудить префронтальную кору и активизировать работу центральной нервной системы. Благодаря этому ребенок начнет проявлять больше внимания к тому, что он делает, и уже не будет воспринимать свою работу как пожизненную каторгу.

Мы хотим, чтобы ребенок обязательно увидел свет в конце туннеля, и добиться этого можно, разбивая большие задания на меленькие и посильные кусочки.

Обсуждение

27.06.2018 21:36:18, AnyMans85

Комментировать статью "Как помочь ребенку с СДВГ? 10-минутное правило и еще 5 способов"

СДВГ ли? Ваше мнение.. Медицина/ дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой Врачи ставили гиперкинетический синдром, но я то вижу, что и дефицит внимания есть.

Занимаясь лечением простуды у ребенка, мамы могут сталкиваться с ошибочными рекомендациями, которые не только не помогут малышу выздороветь, а порой даже являются опасными для его здоровья. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные ошибки и заблуждения в лечении респираторных инфекций у детей. «Температуру необходимо срочно сбивать» Повышение температуры тела - это защитная реакция детского организма, целью которой является уничтожение инфекции. Сбивая температуру уже при...

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных Рассосалось позднее) У меня была гиперактивность без дефицита внимания) 02.08.2015 10 на СДВГ, хотя и с другим ездят.Там кровных 99 % Пытала врача от чего и почему, из его...

Психолог и блогер Джун Силни написала потрясающую статью о том, как жить рядом с человеком, страдающим от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). А AdMe.ru перевел ее для вас. - На самом деле, любить человека с СДВГ трудно. Вы никогда не знаете, что сказать. Это как гулять по минному полю: вы ходите на цыпочках, но понятия не имеете, какой шаг (или слово) вызовет взрыв эмоций. Люди с СДВГ страдают. Жизнь для них сложнее, чем для большинства. Их блестящие умы постоянно находятся в...

Что такое внимание? В основе любого психического процесса лежит какое-либо действие. Внешнее действие, которое первоначально происходило с участием сенсорных и моторных органов чувств, сворачивается и становится автоматическим, осуществляясь без внешнего выражения и речевого сопровождения. Внимание - это нечто, что происходит в головном мозге незримо. Это умственно-автоматизированное действие. Бессмысленно говорить ребенку: «Будь же, наконец, внимательным», когда он не видит и не воспринимает...

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

Первый раз в первый класс... Для каждого родителя это радость, а вот для маленького первоклашки - это один из самых сложных этапов в жизни, который сопровождается стрессом. Поэтому родителям стоит уделять внимание не только материальной стороне этого события (покупать рюкзаки, тетради, карандаши и т.д.), но и психологическому здоровью своего ребенка. Для успешного обучения младшего школьника очень важен как режим дня, так и равномерно распределенная нагрузка. Кроме того, ему необходима...

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к...

Там серьезные специалисты. У нас тоже стоял вопрос о дефиците внимания перед школой. После того как _преподаватели_ услышали меня. Не ребенок кого то, а взрослые люди И если задаться целью, то признаки СДВГ (да чего угодно) можно найти у любого ребенка.

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Агрессия совсем не признак СДВГ, как и серьезные нарушения в сфере социального общения.основной признак это дефицит внимания, т.е Адаптировать ребенка к школе можно, многие СДВГ дети учатся в школах.и медикаментозное лечение тоже иногда не плохо помогает.

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы...

В настоящее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) считается одним из наиболее частых поведенческих расстройств у детей.

..."ММД, гипертензивный синдром, гипердинамический синдром с дефицитом внимания ". СДВГ я пока не наблюдаю, обращенную речь понимает хорошо, так что я стараюсь сама не нервничать У обоих моих самодельных детей был гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. (СДВГ). В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье.

СДВГ (вопрос к Элле Анатольевне). Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Впервые услышала, что существует медицинский термин " синдром дефицита внимания /гиперактивность".

синдром гиперактивности и дефицита внима. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Я считаю, что это выдуманная болезнь, и родители делают большую ошибку, сажая детей на таблетки. А у меня ко всем мамам детей с СДВГ вопрос - страдают ли ваши дети ночным...

Я мама ребёнка с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью). То тут, то там по всему русскому Инету я вижу обсуждение темы гиперактивных детей. А не объединиться ли нам в единый форум взимопомощи и поддержки родителей детей с СДВГ?

error: