Формирование личности школьника. Развитие и формирование личности школьника Личностное развитие школьника

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Работа 3. Развитие и формирование личности школьника

План

1. Специфика школьного возраста как особого периода становления личности

2. Методы и приемы развития личности школьника в условиях современной школы

3. Критерии сформированности личностных качеств

Список использованной литературы

1. Специфика школьного возраста как особо го периода становления личности

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же школьный период занимает особое место в педагогике. Главное содержание школьного возраста доставляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей школьного возраста.

Известно, что важнейшие психологические характеристики школьников: направленность личности, активность, знания, умения, способности, характер, настроения и переживания -- в значительной степени задаются содержанием и методами учебно-воспитательной работы в школе. По утверждению В. В. Давыдова, все виды и способы деятельности человека, в том числе и его индивидуальная активность, потребности, стремления, склонности от начала и до конца есть результаты присвоения общественно заданных и в определенном смысле нормативных образцов этой деятельности. «Воспитание и образование,-- подчеркивает он,-- выступают, таким образом, как всеобщая и необходимая форма психического развития детей, как форма его организации...».Однако у нас еще мало исследований, в которых глубоко и всесторонне была бы изучена взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и психического развития ребенка, этого мощного резерва повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе, а следовательно, и решения в значительной степени проблемы нормализации учебной нагрузки школьников, способствующей благоприятному формированию их личности.

2. Методы и приемы развития личности школьника в условиях современной школы

Проблема формирования личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Основными педагогическими средствами развития личности школьников является понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. И при этом важную роль играет метод личной перспективы, создающий у ребёнка веру в свои возможности. Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает полноценному развития личности ребенка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. Нужны также учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

школьный личностный психология педагогика

3. Критерии сформированности личностных качеств

К определению критериев сформированности личностных качеств в педагогике и психологии существуют различные подходы.

Бихевиористский подход предполагает наблюдения за поведением учащихся в различных учебных ситуациях и использование для этого индивидуальной психолого-педагогической карты-профиля развития учащегося. Однако заполнение бланка результатов наблюдения после учебных ситуаций не способствует оптимизации оценивания качеств личности. Существует известная проблема «сплошного» наблюдения, когда невозможно фиксировать, а затем воспроизводить все, что было в поле зрения. К тому же, от учителя требуются особые навыки включенного (эмпатически-рефлексивного) наблюдения.

Показатели личностных изменений:

Особенности учебной деятельности: произвольность психических процессов (степень сосредоточенности и целеустремленности); развитие мышления; сформированность важнейших учебных действий; развитие речи; развитие тонкой моторики; умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

Особенности поведения и общения: взаимодействие со сверстниками; взаимодействие с педагогами; соблюдение социальных и этических норм; поведенческая саморегуляция; активность и независимость (самостоятельность).

Отношение к учебной деятельности: наличие и характер учебной мотивации; устойчивое эмоциональное состояние.

Феноменологический подход предполагает самоотчеты учащихся о своих состояниях в различных учебных ситуациях. Например, проективные (вербальные и невербальные) формы самоотчетов учащихся собираются в конце учебной ситуации и могут способствовать оптимизации оценивания качества. У учителя должны быть проективные методические средства для самооценки учащегося и, возможно, навыки последующей интерпретации ее результатов. После этого результаты можно зафиксировать в индивидуальной психолого-педагогической карте-профиле развития учащегося. Для оперативной самооценки учащимися своего пребывания в учебной ситуации, педагогами могут быть использованы карточки с заданными рисунками, выполненные, например, исходя из методологической ориентации как на разработанные уже методики невербального семантического дифференциала, так и на методики проективной диагностики. Разработка технологии оценки качества в личностно-значимом образовании является актуальной исследовательской задачей.

Показатели личностных изменений: академическая успеваемость; «Я-концепция»; отношение к школе; креативность; независимость и конформизм; любознательность; тревожность и приспособленность; локус контроля; сотрудничество.

Критерии личностного роста: принятие себя; открытость внутреннему опыту переживаний; понимание себя; ответственная свобода; целостность; динамичность; принятие других; понимание других; социализированность; творческая адаптивность.

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. Просвещение,1968.

3. Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.- Мн., 1979 г.4. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М, 1978

5. Кевля, Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка / Ф.И. Кевля. - Вологда, 1999.

6. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. - М.: Просвещение, 1969 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия "личность" и "личностные качества". Анализ личности современного человека. Психологическая характеристика личности младшего школьника. Исследование формирования личности младшего школьника в учебной деятельности на примере самооценки детей.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Развивающий потенциал инновационного образования и психологической практики. Система психологической поддержки и сопровождения становления личности школьника. Понятие психологического сопровождения. Развитие когнитивных качеств младшего школьника.

    дипломная работа , добавлен 14.08.2010

    Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2002

    Интересы и ценности ребенка младшего школьного возраста. Кризис 7 лет и изменение самосознания ребенка, его личности и психических функций: половая идентификация, психологическое время личности, развитие чувств. Воспитание младшего школьника в играх.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Семейные взаимоотношения как одно из главных условий гармоничного или дисгармоничного развития личности. Особенности формировании личности школьника. Развитие высших потребностей у умственно отсталых детей. Источник формирования дисгармонической личности.

    реферат , добавлен 13.04.2009

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Формирование в психологии понятия самооценки человека: общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Источники и значение самооценки в развитии личности, ее влияние на особенности поведения школьника в различных ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Изучение уровня сформированности нравственных норм и правил поведения ребят. Создание благоприятных условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2014

    Теоретический анализ сущности, задач и функций социализации личности. Отличительные черты социализации младшего школьника и роли в этом процессе семьи. Особенности взаимодействия детского сада и школы в рамках семейной социализации младшего школьника.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2010

    Изучение мотивации как внутренней психологической характеристики личности. Подбор методик, направленных на выявление уровня сформированности учебной мотивации младшего школьника. Формирование устойчивых познавательных и позитивных интересов у учащихся.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересо­ванного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориента­ции на государственно-общественное управление образованием, пра­ве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы.

Добрый день уважаемые педагоги и родители!

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Казалось бы создано правовое поле для сотрудничества семьи и школы. На деле наблюдаем иногда обратное. Сегодня, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из... под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию взаимодействия родителей и педагогов, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов твopчecкoro и свободного развития личности ребенка.

Поэтому очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.

Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой, и широтой влияния.

Педагог не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи.

Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловлено уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.

С поступлением ребенка в школу семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания - это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.

Взаимодействие семьи и школы начинает осуществляться по основным принципам:

Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.

Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

К основным направленням деятельности педагогов и poдителей относятся:

  • познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
  • поддержка физического здоровья обучающихся;
  • дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;
  • поддержка одаренных детей;
  • социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. В создании такого союза родителей и педагогов важнейшая роль надлежит классным руководителям. Не все родители стремятся к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классный руководитель более всех должен быть заинтересован в целенаправленном поиске путей решения этой проблемы.

Чтобы найти пути ее решения, наше образовательное учреждение ищет новые формы взаимодействия с семьей понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Приоритетные функции семьи:

  • воспитательная;
  • оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • познавательно-образовательная;
  • бьповая;
  • трудовая;
  • культурно-просветительная;
  • досyroво-творческая;
  • стимулирующая самостоятельный опыт личности;
  • охранно-защитная.

Приоритетные задачи семейного воспитания:

  • гармоническое развитие ребенка;
  • забота о здоровье детей:
  • помощь в учении;
  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
  • помощь в социализации личности;
  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества
  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
  • подготовка к будущей семейной жизни

Основные компоненты семейного воспитания

  • климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения)
  • режим семейной жизни
  • содержании е деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей)

Я уже говорила, что современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот государства к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, увеличение количества не полных семей и имеющих одного ребенка. И это далеко не все проблемы как для семьи, так и для школы. Возможно, стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой. Какой?

Отец поздравил сына с днем рождения: «Тебе - семнадцать.

Ну, совсем большой!

И через год получишь разрешение

На прегрешенья взрослых:

На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»

Сын посмотрел задумчиво в окно:

«Спасибо, папа, за слова привета,

Но сигареты, водку и вино

Уж года три, как бросил я все это».

(Значительная часть подростков отдаляется от родителей, родители от детей.)

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется помощь со стороны образовательного учреждения.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Причины привлечения родителей к организации УВП:

  • знание условий обучения и воспитания ребенка
  • помощь классному руководителю в развитии интересов и способностей учеников

Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития.

Как же вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс, как сделать их своими союзниками и помощниками? Процесс сложный и длительный

Для себя мы определили главное, что взаимодействие семьи и школы должно строится на идее толерантности . В её основе - принятие любого ребенка с его недостатками и достоинствами, с его талантами и особенностями мышления. Кто лучше знает своего ребенка, чем его родители? Поэтому позитивные изменения, отвечающие интересам детей, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Педагогический коллектив гимназии ясно представляет себе этапность такой работы, ее основные направления и проблемы.

В построении творческого союза можно выделить 2 этапа: знакомство (целеполагание), совместная деятельность - партнерство.

На первом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей - важный фактор для построения партнерства.

Родители учащихся могут ознакомиться с целями гимназии: они размещены на сайте учреждения, информационных стендах, буклетах. Традиционным стало проведение публичного отчета о деятельности гимназии. Информация о деятельности нашего учреждения регулярно появляется в СМИ, мы издаем собственную газету «Гимназист».

Публичное обнародование своих приоритетов и результатов деятельности позволяет привлечь именно тот контингент, которому наши идеи кажутся очень близкими. В итоге формируется желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

В решении проблемы взаимодействия гимназии и родителей одним из важных шагов является изучение воспитательного потенциала семьи. Чтобы иметь об этом достаточно полное представление, мы создали социальные паспорта классов и гимназии. В них собираются и анализируются по определенным параметрам количественные и качественные данные о семьях. Изучаются семьи, составляется социально-демографический портрет, анализируется организация и принципы семейного воспитания, взаимоотношения родителей с гимназией.

Полученные аналитические данные позволяют выработать стратегию взаимодействия педагогов и родителей, определить взаимополезность участников образовательного процесса.

Совместная деятельность - второй этап построения партнерских отношений. Здесь важно понятие общего вклада. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

Соблюдение этических норм и договоренностей,

Поддержка,

Продуктивность.

Каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть, что о нем и его ребенке действительно заботятся? Что он нужен гимназии? Что его интересы, способности, знания востребованы?

Это выражается в регулярном информировании, просвещении, консультировании, социальной и психологической помощи семье

На родительских собраниях классные руководители объясняют важность сотрудничества, предлагают перечень дел, формы работы, которые могут организовать родители. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.

Педагоги, администрация привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.

Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.

В результате была создана модель работы школы и семьи. (схема)

Ключевые функции взаимодействия образовательного учреждения и семьи:

Информационная;

Воспитательно-развивающая;

Формирующая;

Охранно-оздоровительная;

Контролирующая;

Бытовая.

Задачи взаимодействия:

Формирование активной педагогической позиции родителей;

Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

Активное участие родителей в воспитании детей.

Работа с семьей подразделяется на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье.

Еженедельно каждый родитель получает информацию об успехах и проблемах в обучении и воспитании своего ребенка от классного руководителя.

Ежемесячные формы общения с родителями - это:

Эти классические формы работы с родителями имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной ·атмосферы; ... хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского и педагогического творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации по актуальным вопросам воспитания детей.

Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей : это праздники День Знаний, Посвящение в гимназисты, День Матери, Ярмарка Дары Осени, Презентация профильных классов, День рождения гимназии, творческие отчеты, бал призеров предметных олимпиад, Праздник Семьи, классные часы и т.д.

В то же время педагоги используют и специальные средства:

- организацию психолого – педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем (организация занятий лектория «Педагогическая азбука», семинары, практикумы, конференции, открытые уроки, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, создание творческих групп, групп по интересам)

Привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, его будущего и, соответственно, к разработке программе действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив;

- участие родителей в анализе достижений ребенка , его трудностей и проблем;

Поощрение, поддержка, пропаганда успехов и достижений родителей в воспитании детей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление воспитательного потенциала.

Цель вводимых форм и методов работы – личностное развитие ребенка. Информированность взрослых о проблемах детей, желание сделать первый шаг навстречу, узнать, чем живет сегодня школа, улица позволяет родителям стать значимой группой

Предложенная модель оптимизации взаимодействия педагогов и семьи позволяет нам не только сформировать открытое информационное пространство гимназии, но и дает возможность родителям самим активно участвовать в планировании работы гимназии, в развитии личности гимназистов

Эффективная работа по организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся позволяет нам перейти к построению партнерских отношений.

Необходимыми условиями формирования партнерских отношений являются их добровольность и долговременность, взаимная ответственность. Мы понимаем, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Поэтому не ждем мгновенного результата, а стремимся четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно.

Какой результат можно ожидать по прохождению всех этапов взаимодействия? Что даст детям развитие социального партнерства между семьей и гимназией?

Мы предполагаем, что результат – не только приобретение новых материальных ресурсов для реализации образовательных проектов, но и приобретение учащимися знаний в предметных областях, развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическая комфортность (в том числе и в детском коллективе). Но самое главное – мы ожидаем, что изменения отношений между детьми и родителями . Сформированное таким образом гуманистическое пространство развития, в котором растет ребенок, будет являться одним из главных факторов воспитания и развития личности гимназиста на всех ступенях обучения.

Приведу высказывание замечательного педагога А,С,Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.» Главное – чтобы и опыт, и убеждения были правильными. Научить детей разбираться в сложных жизненных ситуациях, самостоятельно находить правильные решения, отстаивать свои убеждения – задача, которую можно решить только совместными усилиями семьи и школы.

Взаимная договоренность - залог успешности педагогического альянса (объединение, союз)

Как же классные руководители на разных ступенях обучения развивают личность ребенка через взаимодействие семьи и школы?

В связи с этим, одной из главных задач, поставленных коллективом гимназии, на ближайшие годы является:

развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями

Решение этой задачи осуществляется по двум направлениям:

В работе с родителями необходимо:

1. Продолжить формирование у родителей педагогических, культурных представлений о своей роли в воспитании ребенка о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.

2. Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

3. Активизировать работу органов родительского самоуправления через создание при родительских комитетах гимназии и классов советов по различным направлениям деятельности, ежегодное проведение общегимназических родительских конференций, внедрение инновационных форм таких, как родительские ринги, тренинги, вечера.

В работе с педагогами:

1. Продолжить формирование понимания значимости сотрудничества гимназии с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми.

2. Формировать у педагогов потребность решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями.

3. Организовать методическую работу по освоению педагогами гимназии:

  • методов изучения семьи;
  • диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями;
  • активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.

По сравнению с дошкольным возрастом школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники - вся социальная среда. Соответственно и образцы поведения задают школа, семья, товарищи и специально подобранная литература.

В этом наборе факторов ведущую роль играет учебная деятельность . Именно учение дает основание для того, чтобы требовать от ребенка сосредоточенности, волевых усилий, саморегуляции поведения. Дети, у которых достаточно развита учебная мотивация, те, кто хочет учиться в школе, легко справляются со своими обязанностями, и в их поведении появляются такие личностные качества, как ответственность, прилежание, волевая направленность. Обычно это связано с большой любовью к учителю и желанием заслужить его похвалу. При слабой учебной мотивации требования воспринимаются как внешние, тяжкие, ребенок ищет способы избежать неприятностей. Его наказывают и порой достаточно жестоко.

В школе складывается новая система отношений с действительностью. Учитель выступает не просто как взрослый, но как полномочный представитель общества. Его авторитет непререкаем. Он действует на основе единых критериев оценки, его отметки ранжируют детей: этот сделал на «5», этот - на «3». И в глазах школьника отметка выступает как эталон не только конкретных знаний, но и всех личностных качеств.

Отношение к товарищу зависит от получаемых им отметок. Слабого ученика даже на улице могут назвать «двоечник!». Отличника считают образцом всех ценных качеств. Он самый добрый, самый скромный, самый чуткий... «потому что пятерки получает ». Его первым прокатят и в санках, ему стараются подражать. Эмоциональные отношения становятся опосредованными, зависящими от успехов, от оценки учителя.

Самооценка также зависит от отметок. При поступлении в школу ребенок полон надежд на свои успехи и оценивает себя несколько завышенно. Но получение троек и двоек вызывает у него заниженную оценку всех своих качеств. В эксперименте мы спрашивали первоклассников, считают ли они себя скромными (чуткими, правдивыми), и слышали обычно:

«Нет, я иногда тройки получаю». На вопрос «А что ты умеешь делать хорошо?» даже ученики 3-го класса говорили только об учебных умениях: «Я читаю хорошо, а задачи у меня слабо».

У многих учеников к 3-4-му классу самооценка становится заниженной, и это снижает мотивацию к достижению успеха.

Специальная работа показывает, однако, большие возможности детей в развитии объективной, адекватной самооценки. С этой целью ученикам предлагали оценивать свои домашние работы до учителя и сравнивать затем с его оценкой. Через непродолжительное время эти оценки стали совпадать, дети стали видеть свою работу глазами учителя, что привело не только к повышению успеваемости, но и к развитию самокритичности и уверенности в своих силах.

Центрация на учебных делах и отметках может иметь и отрицательное влияние на личностное развитие школьника. Появляется «школьный эгоизм», когда ребенок становится центром семейных забот и требует всеобщего внимания к себе, ничего не отдавая другим. Своеобразным противовесом такому развитию событий служит участие школьников в домашнем труде. Родители, конечно, дают детям определенные поручения, но зачастую это сопровождается многократными напоминаниями и упреками. Глубокое личностное влияние оказывает инициативный труд, вызванный заботой о близких и ответственностью перед ними.

В нашем (совместно с Ч. Т. Осмоновой) исследовании трудовой активности младших школьников детям было предложено завести тетрадь самоконтроля, где были перечислены все посильные виды труда, и вести ежедневно собственные отметки выполненных дел. Причем договорились отмечать по-разному дела, выполненные по своему желанию, по просьбе взрослых или после многократных напоминаний. Особая отметка - знак качества - выставлялась, если работу похвалили взрослые, поблагодарили, если сделано было на совесть. Дети еженедельно рассказывали в классе о домашних делах, причем к таким относились и инициативное внеклассное чтение, и подбор пословиц о труде, и разучивание незаданных стихов, то есть умственный труд поощрялся наравне с физическим.

И хотя отметок за эту работу не ставилось и дети сами оценивали ее по заданным критериям инициативности, но внимание учителя, заинтересованность неучебными делами поддерживали активность ребят, мотивировали на достижение успехов. Это послужило значимым фактором в развитии таких личностных качеств, как саморегуляция поведения, забота о близких, уверенность в достижении успеха, адекватность самооценки.

Нельзя не отметить и такой аспект личностного развития, как моральные представления и моральные эмоции. Они также связаны с личностью учителя и учебной деятельностью. Мнение и требования учителя рассматриваются как основа моральных норм. В нашем исследовании младшие школьники весьма своеобразно определяли моральные понятия: «скромность - это если В. Г. сказала не хвастаться, то и не надо никому говорить»; «чуткость -это если В. Г. сказала помогать товарищу, то надо заниматься с ним так, чтобы он не обиделся» и т. д. Все моральные суждения начинались от мнения любимой учительницы.

Однако знакомство с произведениями художественной литературы выводит школьников за пределы личного опыта. Им становятся доступны и альтруистические, и гражданские чувства, они переживают патриотические страницы истории, героизм своего народа, и тогда уже личность учителя остается «за кадром». Хотя и в этом случае многое зависит от его одобрения.

За время начального обучения развивается общение ученика с товарищами. Вначале это дружба с тем, с кем рядом посадили за парту или с кем рядом живут. Но по мере того, как учебная работа становится привычной и появляются другие занятия и интересы, отношения с товарищами становятся более избирательными. Представления о сверстниках выходят за рамки полученных ими отметок. Накапливается опыт совместной внеклассной работы как основа личностных оценок: «С Кириллом неинтересно. Придем к нему, - он сам все захватит, сам делает, а ты стой да смотри». Пятерки уже не спасают Кирилла от осуждения. Мнение товарищей к 3-4-му классу становится регулирующим фактором личностного развития.

Хорошие учителя направленно формируют общественное мнение в классе. За беспорядок на перемене, мусор или неоткрытую форточку спрашивают с дежурного так, чтобы он потребовал от виновного. В конце уроков заслушивают короткие отчеты дежурных, поощряют их требовательность и тех, кто им подчинился. Это приводит к обобщению моральных норм и правил поведения, что так необходимо при переходе в среднюю школу.

Мы только можем помочь познать себя. Галилео Галилей

В современном быстро меняющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от нас с вами.

Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе, в том числе и внеурочная, направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру

Сл.№3


Личностное развитие учащегося в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который:

    понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре т.е. универсальные учебные действия (далее - УУД));

    владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);

    умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).

Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД.

Сл.4

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс переноса действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

Всем этим целям, на мой взгляд, отвечает внеурочная деятельность творческой направленности.

Занятия творчеством способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа внеурочной деятельности «Кукольные истории» для 3-4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Сл.№5

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Разработав программу внеурочной деятельности «Кукольные истории» для 3-4 класса ставлю следующие цели:

    Развитие художественных способностей детей через приобщение к народной культуре на примере создания изделий декоративно-прикладного искусства.

    Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Сл.№6

Именно традиции русской семьи с её ценностями и нравственными устоями являются основой в построении программного материала

В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера.

Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, являлась хранительницей коллективного опыта.

Сл.7

Особе внимание уделяю понятию материнства т. к. занятия посещают девочки.

Материнство является базовым, жизненным предназначением, важным состоянием, значительной социально-педагогической функцией каждой женщины и выражается, прежде всего, в поведении матери. Поэтому, возрождение материнской культуры представляет собой проблему общества.

Сегодня материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления.

В общественном же сознании материнство всегда представляло одну из наиболее значимых человеческих ценностей. Ведь именно мать является продолжательницей рода, а в совокупности - основой здоровой и полноценной нации.

Считаю что сегодня, нам необходима ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции. Традиция, как система передачи и наследования духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения. В этой связи обращение к фольклору, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, является, на мой взгляд, оптимальным.

Сл.№8

Структура занятия:

    Введение в тему занятия

    Повторение правил работы.

    Выполнение творческой работы (от простого к сложному).

    Рефлексия. Самооценка своих способностей, что получилось, что не получилось.

Сл.№9,10,11

    Введение в тему (видео ряд кукол, беседа на основе проблемных вопросов) Румяная многослойная матрешка и печально-свирепый щелкунчик, язвительный Петрушка и гламурная Барби – какие разные характеры, облик, история жизни. Однако все они состоят между собой в дальнем родстве, поскольку все это – куклы.

Сл.12.

Но кто был предком этого разномастного семейства?

Их общий предок был создан не для детских забав. Наоборот, первые куклы были серьезными и влиятельными участниками семейной и общинной жизни. Некоторые историки считают, что в глубине веков, когда древние люди, приносили друг друга в жертву, однажды кукла заменила собой человека.

Самая известная представительница таких кукол избавителей – Масленица, фигуру которой сжигали, прощаясь с долгими холодами, болезнями, однообразной зимней жизнью. Куклы служили тотемами, символизировали силы природы, охраняли от болезней и несчастий, их поддержкой можно было заручиться, надеясь на хороший урожай и здоровье.

Сл.13-22

    Понимание типов кукол, введение понятия «Оберег», его смысл, значение и функциональность для семьи.

Примеры: Обереги (пеленашка, крупеничка и т. д.)

Сл.23

Повторение правил работы. Домашних кукол "вертели" обычно из старого тряпья, не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом. Если учесть, что вещи в семьях переходили по наследству, от матери к дочери и т.д., не трудно представить, сколько энергетики в себе хранили такие лоскуты...

    Кукла не колотая не резанная, использование красной нити, узлов.

Сл.№24,25

    Выполнение творческой работы. Пошаговые инструкции, индивидуальная работа с детьми

    Рефлексия. Фото работ

В результате такой работы

Учащиеся должны знать:

Оберег - как субъект культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.

Учащиеся должны уметь:

    понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

    учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

    называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

    выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений

    выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами

    выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

    наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

    добывать необходимую информацию

Сл.№26

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

итоговые – в конце года в ходе фестиваля организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

А теперь самое время попробовать себя в искусстве изготовления кукол.

Как мы уже поняли смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка должна стать почти одушевлённым существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой и суженого указать, ребёнка от хвори вылечить, о судьбе поведать.
Кроме всего прочего, изготовление куклы имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях.

Сл. 27

Личностное развитие учащихся в процессе обучения
как показатель
качества образования.
Личностное развитие учащихся понятие – ёмкое.
Основные показатели личностного развития: эмоционально-
ценностное отношение учащихся к познанию, знаниям;
сформированность мотивации достижения успеха;
готовность учащихся к самоопределению. На мой взгляд,
развитие у учащихся указанных базовых показателей дает
достаточно возможностей для объективной характеристики
их личностного развития. При этом не следует забывать, что
наиболее важные образовательные результаты возникают
тогда,
когда любые воздействия преподавателей,
воспитателей начинают совпадать с собственными усилиями
ребенка по своему образованию.
Технологии личностно-ориентированного обучения
больше всего направлены на раскрытие индивидуальных
особенностей учеников и их развитие. “Любое действие, -
утверждает И.С.Якиманская, - признается качественным
только тогда, когда за ним стоит личностный смысл,
внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее,
признаваемое другими качество этого действия”.
Быстро изменяется мир, новое развитие общества в
нынешних рыночных условиях ставит свои проблемы перед
образованием. Иной должен быть выпускник. В то же время
достаточно много фактов, свидетельствующих о снижении
качества образования. Проблема качества образования
требует постоянного внимания, анализа и адекватного
решения.
Работа преподавателя над проблемой развития
учащихся в процессе обучения помогает ему овладеть
эффективными технологиями развития личности учащихся,
умениями конструировать урок, в котором ученик становится
субъектом своего образования,
а преподаватель –
организатором управления развитием ученика. В условиях
дифференцированного обучения выявлены его основные
принципы, способствующего развитию таких личностных
качеств, как уровень обученности, познавательный интерес
учащихся к учебному предмету.
Дифференцированное обучение не решает все проблемы
повышения качества образования, если в учебном процессе
не акцентируется внимание на обеспечении личностного
развития учащихся. Для решения вопроса о выходе

В этом
образования в плоскость сегодняшних требований к его
качеству в центре образовательного процесса должен быть
ученик, содействие его успешной социализации.
На уроке учащиеся оказываются в ситуации выбора,
вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия
новых знаний, для них создаются условия для самооценки и
взаимооценки учебной деятельности.
В работе
преподавателя постоянно используется сравнительная
диагностика.
Наиболее приемлемой для преподавателя в процессе
урока формой отслеживания развития является
анкетирование.
Различные способы формирования у
учащихся мотивации достижения успеха позволяют
перевести их с уровня отрицательного и безразличного
отношения к учению на положительный, ответственный,
осознанный.
преподавателю помогает
профессионально продуманная формулировка цели урока,
выбор методов работы на уроке, способы диагностики
достижений учащихся в развитии личностных качеств.
Вопросы к уроку ставятся таким образом, что позволяют
направить деятельность учащихся на применение своих
способов получения недостающих знаний, на выбор наиболее
рационального способа действия. Учащиеся совместно с
преподавателем составляют собственный план действия, что
позволяет направить их усилия на развитии мотивации
достижения успеха. В процессе педагогической диагностики
учащимся предлагается проанализировать себя по
следующим позициям: готов к преодолению ситуации
трудности; стараюсь на уроке избежать неудачи; считаю, что
знания, полученные на уроке, пригодятся в жизни; я
стараюсь выбирать задания повышенной трудности и др.
Диагностика позволяет преподавателю проследить
динамику изменения отношения учащихся к учению и
знаниям как ценности. У учащихся мотив достижения успеха
(70%) преобладает над избеганием неудач (30%).
Анализ результатов диагностики также показывает, что
изменилась профессиональная позиция преподавателя:
переход с позиции носителя знаний, “дающего“ знания в
позицию организатора познавательной деятельности
ученика. Преподаватель создает условия для актуализации и
развития субъектной позиции ученика в учебно-
познавательном процессе; в его практической деятельности
доминирующей технологией становится личностно-
ориентированное обучение, которое обеспечивает создание

условий на уроках для проявления индивидуальных
способностей учащихся и их самостоятельности.
Из года в год наблюдается положительная динамика
успеваемости,
их
познавательного интереса в процессе учения.
Достичь таких результатов помогает решение следующих
задач:
 Строить свою работу в опоре на знания возрастных и
знаний учащихся,
качества
психологических особенностей учащихся.
 Уметь устанавливать конструктивный контакт с
учащимися: избегать в процессе общения с учащимися
отрицательных, низких оценок их работы и уровня их
развития.
 Не сравнивать учеников друг с другом, оценивать
только действия, не давая отрицательных оценок
личностных качеств.
 Демонстрировать в своей профессиональной
направленности центрацию на учеников, на совместную
деятельность с учениками и сотрудничество.
 Видеть в каждом учащемся личность, уважать, ценить,
демонстрировать интерес к его личностным
проявлениям.
 Постоянно создавать ситуацию успеха в учебной
деятельности, поощрять учащихся.
 Опираться на базовые личностнообразующие
потребности каждого ученика: в творческой
деятельности, в признании, защищенности,
самореализации, уважении.
 Постоянно демонстрировать учащимся бодрое
настроение, активность, жизнелюбие и оптимизм, веру
в их успех.
 Прогнозировать результаты своего педагогического
воздействия.
 Ориентироваться на доброжелательное взаимодействие
с родителями, другими преподавателями и
психологами, преследуя единую цель – развитие
личности ученика, и совместно работать на ее
достижение.
Для реализации личностно-ориентированного подхода,
необходимо особо строить образовательный процесс, а это
предполагает специальное конструирование учебного
текста,
методических
рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога,
дидактического материала,

особенности

форм контроля за личностным развитием ученика в ходе
овладения знаниями.
Например, при работе с текстом, который надо сообщить
на уроке, я, помимо характера изложения, цели усвоения,
учитываю личностное отношение детей к работе с этим
текстом. Если текст содержит информацию справочного
характера, она “обезличена” – усваивается всеми как
обязательная. Но есть информация, выражающая результаты
чужого опыта. Я нацеливаю учащихся на развитие не памяти,
а самостоятельности мышления. “Человек, по-видимому,
создан чтобы мыслить: в этом все его достоинство, вся его
заслуга, вся его обязанность в том, чтобы мыслить как
должно”, – писал Блез Паскаль.
При разработке дидактического материала учитываю
психолого-педагогические
учащихся,

объективную сложность предметного содержания заданий, и
различные способы их решения.
В содержание заданий ввожу описание приемов их
выполнения, которые задаю непосредственно:
 в виде правил,
 предписаний,
 алгоритмов действий,
 опорных конспектов,
или путем организации
самостоятельного поиска:
 реши разными способами,
 найди рациональный способ,
 сравни и оцени два подхода,
 выбери правильное решение.
Все используемые дидактические приемы можно условно
разделить на три типа:
 Приемы первого типа входят в содержание усваиваемых
знаний. Описываются в виде правил, предписаний.
 Второй тип – приемы умственной деятельности,
направленные на организацию восприятия учебного
материала, наблюдения, запоминания, создания образа
 Приемы третьего типа задаются обучением, но не связаны
с предметным содержанием знаний. Эти приемы
обеспечивают организацию учения,
делают его
самостоятельным, активным, целеустремленным. К ним
относятся приемы целеполагания,
планирования,
рефлексии – это создает основу для самообразования,
самоорганизации школьника в учении.

беседу,
Один и тот же учебный материал усваивается через
активное включение различных сенсорных систем: не только
зрения и слуха, но и через моторику, тактильные восприятия,
различные семантические коды, опорные конспекты, т.е.
мыслительные операции, которыми пользуются ученики,
работая с учебным материалом.
В процессе реализации личностно-ориентированного
подхода в обучении необходимо менять функцию и форму
организации урока. Теперь урок должен подчиняться не
сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а
выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому
содержанию.
Приведу фрагмент урока физики при изучении темы
«Электромагнитные волны».
Организую свободную
(эвристическую)
стимулирующую учащихся
высказаться, не боясь ошибиться по поводу того, как они
содержательно определяют эти термины.
Я часто обращаюсь к учащимся с вопросами:
 Что вы знаете об этом? Где наблюдали?
 Какие свойства, признаки можно выделить?
 Где в жизни это можно использовать?
Нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет
правильных и неправильных ответов, просто есть разные
позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем
отрабатывать с позиции предмета. Не принуждаю, а
убеждаю учеников принять то содержание, которое
предлагается с позиции научного знания. Научное
содержание рождается как знание, которым владею не
только я – преподаватель, но и ученик, у нас происходит
своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его
содержания. При этих условиях усваиваемое знание не
“обезличено”, а становится личностно-значимым. Ученик при
этом есть творец этого знания, участник его порождения.
На уроках особое внимание уделяю развитию мышления
и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения
которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы.
Эта деятельность требует мыслительных усилий,
обсуждения, групповых и парных формы работы, в рамках
которых можно организовать конструктивное общение и
сотрудничество.
Список литературы:

1 Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение/
И.М. Осмоловская, – М.: Сентябрь, 2002. – 160с., – ISBN 5­ 88753­
055­3
2 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие/ Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 296с.,–
ISBN 87953­127­9
3 Симонова А. Технология уровневой уровневой дифференциации/
А.Симонова// Учитель –2000.­№6–с.20­23.
4 Степанов Е.Н. Личностно­ориентированный подход в работе педагога:
разработка и использование/ под ред.Е.Н. Степанова – М.:ТЦ Сфера,
2006.­128 с.
5 http://tco­physics.narod.ru/
6 http://[email protected]

error: