Правила общения: как выстраивать отношения с окружающими. Хорошие взаимоотношения Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми

Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и

перестройка взаимоотношений со взрослыми. Юношеский возраст считается возрастом

разворачивания проблемы отцов и детей. Мы и Они (взрослые) – одна из ведущих тем юношеской

рефлексии, основа формирования особой юношеской субкультуры. С одной стороны, сохраняет свою

актуальность потребность освобождения от контроля и опеки родителей – актуальны процессы

обособления, стремления эмансипироваться, обособиться от влияния семьи, освободиться от

зависимости. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение

дочерью. Неумение или нежелание родителей принять автономию своих детей часто приводит к

конфликтам. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся

обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

С другой стороны, в юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Практически

нет ни одного социального или психологического аспекта поведения юношей, которые не были бы

связаны с семейными условиями. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама

общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии,

учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о

себе и своем прошлом, настоящем, будущем, - все то, что связано с жизненным самоопределением.

Но общение со взрослыми, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его

диалогичности и доверительности. Юноши и девушки стремятся быть со взрослыми на равных и

хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников. Поскольку идет интенсивное освоение

«взрослых» ролей и форм социальной жизни, они часто нуждаются во взрослых, поэтому в это время

можно наблюдать, как часто юноши и девушки ищут совета и дружбы у старших по возрасту.

Родители могут при этом долго оставаться примером, моделью поведения. По опросам

Т.Н.Мальковской установлено, что примерно 70% юношей и девушек хотели бы быть похожими на

родителей.

В целом, на ступени персонализации (по периодизации В.И.Слободчикова), в юности –

реальным партнером по общности, с которым каждый отождествляется лично и по-своему,

становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично

персонифицированный в таких культурных позициях как Учитель, Мастер, Наставник, а далее –

Консультант, Эксперт. Взрослый ценен и значим прежде всего своей реальной (а не идеальной – как



у подростка) взрослостью, которая содержательно раскрывается, обнаруживает себя через правила,

понятия, принципы, способы организации деятельности во всех сферах социально-культурного

бытия – в ремесле, науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно через приобщение к

деятельным формам взрослости человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной

биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы своей

самотождественности (самоидентификации, принятия себя) внутри совместного бытия с другими.

Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение. Вне

общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус

надо заслужить и уметь поддерживать, юноши и девушки не могут выработать необходимых для

самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств. В этом возрасте появляются первые

дружеские и любовные привязанности достаточно длительного, хотя по преимуществу

романтического характера. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской

взаимопомощи не только облегчает подростку и юноше обособление от взрослых, но и дает ему

чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В то же время именно в

юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от

вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности,

как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку

«сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения. В юности ценится

одиночество – чем самостоятельнее юноша или девушка и чем острее потребность в

самоопределении, тем сильнее у него потребность быть одному.

Общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач: 1) это очень важный

канал специфической информации (которую нельзя получить у взрослых); 2) это специфический вид

деятельности и межличностных отношений (усвоение статусов и ролей, отработки коммуникативных

навыков и стилей общения); 3) это специфический вид эмоционального контакта (осознание

групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость).

Отношения между людьми – это окружающий нас мир. Каждый день большинству людей на планете приходится взаимодействовать с другими людьми, вступать в коммуникационные связи, различного вида отношения.

Попытаемся разобраться в том, какие бывают отношения между людьми, какова их классификация и какие проблемы в связи с отношение людей, возникли в современном обществе.

Виды отношений между людьми

Различают следующие виды межличностных отношений:

  1. Приятельские отношения.
  2. Отношения знакомства.
  3. Товарищеские.
  4. Любовные.
  5. Деструктивные.
  6. Родственные.
  7. Супружеские отношения.

Данная классификация основывается на глубине отношений и их функций. Каждый вид отношений между людьми включает в беседу, взаимоотношение определенные уровни характеристики человека. В супружеских, дружеских отношениях предполагается наибольшее такое включение. Психология приятельских отношений, знакомства между людьми включают в себя взаимодействие, проявление только социокультурных особенностей индивидуума.

Критериями различения отношений между людьми является дистанция между собеседниками, частота коммуникации, ее продолжительность, применение ролевых клише.

Стоит отметить, что отношения дружбы проявляются в высоком уровне избирательности. Недоразумения в подобном виде отношений может возникнуть в случае, если один из партнеров переоценил отношения. Такая недооценка нередко приводит к распаду взаимоотношений. Деструктивные отношения характеризуются культивированием, поддержанием аномальных личностных характеристик и потребностей (хулиганство, стяжательство и т.п.).

Типы отношений между людьми

Помимо видов межличностных отношений выделяют также типы отношений:

  1. Кооперация – отношение между индивидуумами, во время которого партнеры достигают обоюдного согласия о конкретных целях, стремясь не нарушить его до тех пор, пока есть схожесть в их интересах.
  2. Конкуренция - отношение между людьми, которое проявляется в стремлении достичь групповых или индивидуальных целей во время личностного противоборства.

Эти типы и уровень выраженности таких отношений способны определить характер психологии взаимоотношений.

Проблема отношений между людьми

В связи с быстрым развитием цифровых технологий и пр., обострились проблемы личностного взаимодействия. Многие люди, несмотря на возможность безграничного общения в социальных сетях, чувствуют себя одинокими. Причиной этому является смена приоритетов и жизненных принципов.

Итак, отношения между людьми играют важную роль в жизни каждого человека. Необходимо каждый день работать над личностным усовершенствованием во взаимодействии с другими людьми.

Живя в обществе, люди вступают в разнообразные отношения друг с другом. У кого-то получается сразу найти общий язык с сослуживцами, детьми, мужем, другие же сталкиваются с теми или иными трудностями. На самом деле, чтобы стать интересным собеседником или просто наладить свою жизнь с помощью общения, достаточно знать несколько правил выстраивания отношений с людьми.

Главное, что нужно помнить: всё люди разные!

Что это значит? А значит это то, вряд ли найдётся какой-то шаблон общения или «каркас» диалога.

Например, чтобы привлечь внимание ребёнка к чистоте в своей комнате, нужно сказать ему что-то вроде «убери свою комнату, видишь мама устала после работы». Какой — то ребёнок ответить на это: «Конечно, мама». А другой пожмёт плечами и подумает: «Устала сегодня, уберёт завтра». Это самый простой пример, на самом деле их масса, но главный принцип понятен: необходим персональный подход к каждому собеседнику.

Предоставить свою просьбу или информацию нужно так, чтобы получатель почувствовал свою выгоду в этом

Это тоже очень просто. Самый яркий пример — собеседование, но этот метод применим во всех областях, главное понять принцип. При прохождении собеседование на должность менеджера по продажам важно рассказать работодателю о том, что нового появится в его компании после того, как он выберет сотрудника. То есть должны прозвучать не все наилучшие качества кандидата, а лишь то, что кандидат сможет сделать для фирмы!

Можно сказать так: «У меня большой опыт работы, я обладаю большими профессиональными навыками в этой области». А можно вот так: «Я имею большой опыт в этой сфере, именно поэтому смогу предложить новые идеи для продвижения товара, доход фирмы увеличится.» После сравнения двух этих вариантов, сразу видно кого возьмёт работодатель. В первом варианте рассказано о качествах претендента на должность, а во втором о том, что именно полезного для фирмы он может сделать.

Подобный принцип можно использовать и в семейных отношениях. Например, чтобы вся семья захотела поехать на рыбалку, нужно не нахваливать прелести этого отдыха, а найти то, что нравится членам семьи на природе, что именно для них будет там интересного.

Рассмотрим ещё два варианта. Первый: «Давайте поедем завтра на речку, поймаем много рыбы, повеселимся?». И второй: «Можем поехать завтра на речку, по дороге заедем к бабушке, наверное она испечёт вкусных пирогов». Если семья не любит ездить на рыбалку, то в первом случае последует отказ, а во втором согласие. Уже понятно почему? Конечно, ведь предложение сформулировано так, что другие видят в этом свою выгоду, а значит они согласятся.

Нужно обязательно оставить выбор за человеком

Никому не нравится, когда ему приказывают, не оставляя выбора. Это очень просто проследить на примерах. Первый: » Сделай уроки немедленно, через час проверю!» Второй: «Когда тебе будет удобно, чтобы мы вместе проверили твою домашнюю работу, через час или через два?». Очевидно, что во втором случае ребёнок почувствует свою значимость, ведь его спросили. В первом же ему приказали сделать то и то в определённые сроки.

Наладить отношения с любым человеком очень просто. Главное найти индивидуальный подход, дать почувствовать выгоду из того, что предлагается и оставить выбор. Ещё один важный совет, проверенные психологи советуют всегда ставить себя на место того человека, к которому адресована просьба, информация. Это позволит понять что нужно сказать или сделать ещё для достижения цели общения.

Вы никогда не задумывались над тем, насколько прочными нитями мы связаны со всем тем, что нас окружает? Всю свою жизнь мы тратим на то, чтобы укрепить или ослабить эти связи. В психологии для их определения используют термин "взаимоотношения". Это то, без чего невозможно наше существование в социуме, поэтому необходимо знать все нюансы построения взаимоотношений. Также следует уметь преодолевать проблемы в их структуре.

Взаимоотношения - это что такое?

С одной стороны, термин "взаимоотношения" понятен каждому ребенку, ведь малыш с момента появления на свет учится их выстраивать. Но с другой стороны, они являются очень тонкой субстанцией, которую невозможно осязать или увидеть.

Если объединить все описания в книгах по психологии, то можно сказать, что взаимоотношения - это совокупность связей между всеми окружающими нас людьми. Каждый человек, с которым нам приходится контактировать, становится втянутым в сложную систему. Она может быть кратковременной, как со случайными знакомыми. Но, например, с родителями мы имеем долговременные взаимоотношения. Они постоянно развиваются и длятся всю жизнь, до смерти кого-либо из участников.

Значение

Человек не может существовать без взаимоотношений. С самого раннего детства они становятся важным этапом его развития и становления как личности. В подсознании человека заложена тяга к взаимоотношениям. Мы испытываем острую нужду в друзьях и возлюбленных, нам необходимы их одобрение и признание. Познавая другого человека, мы лучше узнаем себя и свой внутренний мир. Это дает нам силы для достижения поставленных целей и творческого развития.

Психологи доказали, что проблемы во взаимоотношениях решаются в первую очередь путем изменений в себе. Если вы поменяете внутреннее отношение к миру, то и связь с ним станет совсем иной. Это позволяет связям находиться в постоянном движении и останавливаться, дойдя до определенных стадий.

Взаимоотношения: общий принцип формирования

Межличностные отношения формируются на уровне эмоциональной эмпатии и общности интересов. Изначально они выстраиваются из любого контакта и взаимодействия людей, в дальнейшем влияют на любую совместную деятельность.

Причем взаимоотношения имеют принцип избирательности. Они всегда ярко окрашены и зависят от сферы потребностей участников этих отношений. То есть каждый участник взаимоотношений преследует в них свои цели и потребности. Если они совпадают, то до реализации этих целей либо до их изменения отношения будут существовать и развиваться.

Виды взаимоотношений: характеристика и описание

Везде, где появляется человек, образуются взаимоотношения между людьми. Даже мимолетная встреча и краткое общение трактуются таким образом. Исходя из этого, их можно разделить на две больших группы:

  • деловые;
  • личные.

Деловые взаимоотношения вытекают из определенной деятельности и часто поддерживаются именно ею. Они контролируются правовыми нормами, реже подобные связи регулируются нормами морали и этики. Личные взаимоотношения основываются на особенностях характера и симпатии. Они регулируются только моральными нормами и имеют сложную структуру.

Каждый вид взаимоотношений имеет свои особенности. Но каждый человек в равной степени втянут в деловые и личные связи. Причем психологи отмечают взаимосвязь между умением выстраивать личные отношения и успехом в карьере, которая напрямую зависит от атмосферы в отдельной группе на основе конкретной деятельности.

Отношения имеют свою четкую структуру, которая в некоторых источника называется системой. Ее можно представить следующим образом:

1. Первый контакт. Во время знакомства между людьми происходит активное взаимодействие на подсознательном уровне. Большинство информации, которая и определит, насколько нам приятен либо неприятен собеседник, попадает в наш мозг за первые минуты общения. В этот временной промежуток укладываются оценка собеседника по многим параметрам и определение схожести или различия жизненных установок и целей.

2. Приятельские взаимоотношения. Если первый контакт оказался успешным и неоднократным, то между партнерами сформировываются Они являются тем переходным этапом, который может длиться годами и ни во что иное не перерасти. В приятельских взаимоотношениях их участники тесно связаны на эмоциональном и рациональном уровне. Они имеют общие интересы, схожесть жизненных позиций и активно обмениваются эмоциями, получая и отдавая необходимую энергию. Но в подобной системе связей оба партнера чувствуют себя абсолютно свободными и ничем не связанными.

3. Товарищеские взаимоотношения. Данная система взаимоотношений подразумевает более глубокое проникновение в мир друг друга. Оба участника доверяют друг другу, участвуют во всех делах и всегда оказывают посильную поддержку.

Данные три этапа системы проходят абсолютно все люди, участвующие в процессе. В дальнейшем развитие взаимоотношений идет по многовариантной ветви возможностей. Они могут стать сугубо деловыми или перерасти в интимные. В любом случае все начинается именно с первых вышеописанных этапов.

Как развиваются?

Учтите, что взаимоотношения не могут не развиваться. Они являются динамичной субстанцией, которая постоянно находится в движении. Это является основной характеристикой абсолютно любых отношений. Если они на какой-то момент останавливаются в своем развитии, то оба участника перестают ощущать удовлетворенность ими. А именно удовлетворенность является основным составным компонентом взаимоотношений. В случае, когда они перестают развиваться, оба партнера начинают искать новые источники удовлетворенности и комфорта, то есть вступают в новую систему взаимоотношений. Причем это в равной степени касается личных и деловых отношений.

Взаимоотношения: проблемы

Трудно представить межличностные связи, не омраченные различными проблемами. Проблема взаимоотношений серьезно занимает умы психологов. Специалисты анализируют их и подсказывают пути выхода из трудной ситуации. Самой распространенной проблемой являются конфликты, которые касаются абсолютно всех видов и категорий межличностных отношений.

История доказывает нам, что решить эту основную проблему практически невозможно, она существовала во все времена, но вот выявить ее причину и работать с ней психологи в состоянии. Причины конфликтов, являющихся основной проблемой взаимоотношений, можно представить следующим образом:

1. Препятствие в достижении желаемого. Если один человек становится на пути к заветной цели другого человека, то их взаимоотношения превращаются в серьезную проблему. Подобный сценарий развития конфликта возможен в деловых связях, когда разные люди претендуют на одну и ту же должность или желают получить премию за какие-либо достижения. В личных контактах такие проблемы встречаются не менее часто.

2. Психологические различия. Данная проблема существенно осложняет жизнь участников взаимоотношений. Они не могут прийти к единому мнению по различным вопросам, испытывают друг к другу необъяснимую антипатию, не могут существовать в одном пространстве.

3. Неправильная оценка другого человека. Эта причина проблем является наиболее распространенной. Один человек может приписывать другому несуществующие добродетели и в дальнейшем испытать разочарование от неоправданных надежд. Также провоцируют конфликтную ситуацию и обвинения в адрес другого человека, они становятся причиной долгих и затяжных проблем во взаимоотношениях, которые могут привести к их полному разрыву, если это возможно в принципе.

4. Реальные недостатки. Существует категория людей, которые сложно выстраивают взаимоотношения с социумом. Они обладают неуживчивым характером, приносящим им массу проблем и неприятностей. Такие люди часто разрывают отношения и не стремятся выстраивать другие.

5. Недопонимание. Во взаимоотношениях довольно часто проблемы вызывают недопонимания между их участниками. Оба человека имеют свое мнение и не могут прийти к компромиссу из-за определенных различий. Взаимоотношения детей и родителей часто страдают именно от данных проблем. Они относятся к преодолимым и решаемым.

Взаимоотношения - это самое важное, что имеет человек в жизни. Поэтому стоит дорожить ими и грамотно выстраивать, чтобы не пришлось страдать от их потери в будущем.

Отношения с окружающим миром, с окружающими людьми

Отношения с окружающим миром, с окружающими людьми - одна из важнейших составляющих успеха. В мире все взаимосвязано, и то, как вы вступаете в контакт с другими людьми, определяет, достигнете ли вы своих целей. Каждый из нас не может существовать отдельно от мира, поскольку мир является тем, что нас питает, развивает и поддерживает. В этой главе мы познакомимся с тем, что значит «контакт с миром» и как можно выстраивать его наиболее эффективно для достижения ваших целей.

Контакт - это взаимодействие, обмен между одним человеком и другим, между окружающей средой и организмом. Этот контакт может быть удовлетворяющим (то есть приводящим к результату - удовлетворению потребностей) или неудовлетворяющим.

Каждый раз, вступая в контакт с другим человеком, мы чего-то ждем от него и что-то можем дать ему взамен. Для того чтобы осознать, как именно устроен ваш способ контактировать с окружающим миром, другими людьми, и обнаружить, что в нем можно совершенствовать, проделаем следующее упражнение.

Упражнение

Возьмите лист бумаги и нарисуйте себя и окружающих вас в жизни людей символически, в виде кружочков. Нарисуйте стрелки от вас к другим людям и от них к вам. Обозначьте, что именно вы даете другим и что они дают вам. Это может быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия. Подпишите эти стрелки.

Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что вы отдаете не этим людям, а в остальной окружающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других людей: что они отдают не вам, а другим людям.

Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы, а ответы запишите в тетрадь:

* С кем и как вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?

* От кого вы больше получаете? От кого - меньше?

* Кому вы больше даете? А кому - меньше?

* Что есть общего, какие закономерности вы видите?

* Избегаете ли вы контактов с кем-либо? Почему? Хотели ли вы контактов с кем-либо? Почему?

* Избегаете ли вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?

* Хотели ли вы, чтобы кто-либо еще контактировал с вами?

* Получаете ли вы от других все, в чем вы нуждаетесь?

* Удается ли вам отдавать в окружающую среду все, что вы хотите отдать, и все, что вам не нужно?

Теперь нарисуйте длинную линию потребностей в контактах, один конец которой соответствует полному избеганию контактов, а второй - полному и непрерывному стремлению к контактам.

Ответьте на следующие вопросы и запишите ответы в тетрадь:

Где вы расположите себя на этой линии?

По каким признакам своей жизни и событий вы узнаете, что вы находитесь именно в этом месте этой линии?

Где вы хотели бы быть расположены?

По каким признакам вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему хотели бы прийти?

Наши способы контактировать зависят, прежде всего, от того, в чем мы нуждаемся и как мы в этом нуждаемся. Например, если вы нуждаетесь в том, чтобы вас ВСЕ любили и уважали, скорее всего, вы строите свой контакт одним из приведенных ниже способов:

Способ 1. Спасательница .

Спасательница постоянно заботится о других (родственниках, друзьях, коллегах, подчиненных и прочих), старается всем помочь решить их проблемы и задачи, всем сочувствует и переживает, всегда нагружена работой и заботой. При этом периодически (примерно раз в месяц) страшно расстраивается, когда ей самой отказывают даже в мелочах. Спасательница старается заработать свою «нужность» у других людей, ожидая в ответ любви всех и каждого. Не переносит критики в свой адрес, каждый раз возмущаясь: «Я для вас - все, а вы меня не любите!»

Способ 2. Скромница .

Скромница молчалива в компании, не рискует «высунуться» со своей точкой зрения, в глубине души убеждена в том, что она - никто и ничто, а все вокруг - выдающиеся люди. Избегает конфликтов и контактов в связи с тем, что ей кажется, что ее проблемы ничтожны по сравнению с голодающими детьми в Африке, а ее достижения незначительны по сравнению с достижениями ближайшего окружения.

Способ 3. Звезда .

Звезда никогда не довольна собой, при этом она многого достигает. Вокруг нее всегда множество поклонников и друзей, но она не верит в искренность их теплых чувств и старается достигнуть еще больше, чтобы доказать себе, что ее можно любить и уважать. Если ей не удается хотя бы раз в неделю стать центром внимания, чувствует себя ужасно, впадает в депрессию. Она убеждена, что раз на этой неделе ей не удалось «позвездить», значит, в жизни недостаточно смысла и ее никто не любит. Ее потребность в любви ненасыщаема. Она все время видит огромную дельту между собой, как ей кажется, реальной, и идеальной картинкой себя. И вот когда ей удается собрать огромную толпу медитирующих на нее людей, она говорит: «ЙЕС! Дельта равна нулю!», но потом люди почему-то идут по своим делам, и разница между ней идеальной и тем, что, как она считает, является ее реальным «Я», катастрофически растет, и тогда она очень злится: «Куда же вы, предатели, пошли?! А как же я?»

Все три описанных выше способа упираются в одну и ту же иллюзию - иллюзию, что все люди должны относиться к вам хорошо и что отношение других людей к вам в вашей, а не в их власти.

Невозможно, чтобы вас любили ВСЕ. Если вы осознаете это, тогда нет нужды:

а) брать на себя огромное количество чужих дел, чтобы почувствовать себя нужной «всем»;

б) отсиживаться в углу (вместо того, чтобы общаться), рискуя увидеть, что вас не любят «все»;

в) собирать вокруг себя стадионы, чтобы убедиться, что вас любят «все», затрачивая на это огромные усилия.

Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия.

К. Иммерман

Если вы осознаете, что вам нужна любовь не «всех», а конкретного человека, тогда вы вступаете в контакт с людьми иначе - более плодотворно, с меньшими усилиями и с конкретными целями. Такими целями может быть: получение услуги, взаимно интересный проект или занятие, обмен мнениями по поводу чего угодно, да и просто совместное проведение времени в кино или на огороде. В конечном счете, контакт - это еще и возможность разделить с кем-то свою жизнь, свои потребности, свои увлечения, интересы, дела и чувства.

Психологи установили, как ведет себя человек, который хочет взять у вас денег в долг: его взгляд приветлив, лицо открытое, рука слегка вытянута вперед, в ней пистолет.

В привычных ситуациях нужные эмоции запускаются непосредственно, так же прямо и естественно, как поднять руку: чтобы поднять (или опустить) правую руку, вам не нужно специальные методики и приемы. Вы просто поднимаете свою руку и просто опускаете ее. Так же просто вы удивляетесь, когда это вам нужно, и меняете удивление на теплую внимательность, когда нужна уже внимательность.

Самый главный "рецепт" настолько прост, что многих это даже раздражает: "Чтобы снять ненужную эмоцию, просто убери неправильное лицо. Поправь глаза и губы. Главное - сделать это сразу, пока эмоция еще не раскрутилась".

В большом числе ситуаций люди управляют своими эмоциями, не замечая, как они делают, даже если используют для запуска или прекращения эмоций специальные ключи эмоций . Самым простым и действенным ключом эмоций является выражение лица и рисунок тела: если к вам пришли гости и вам нужно выразить им свою искреннюю радость, вы начинаете их радостно приветствовать, заботливо ухаживать за ними, наверное их обнимете, и ваше лицо будет живым, теплым и открытым: практически сразу после этого вы уже чувствуете искреннюю радость.

Большинство людей объясняет это тем, что это "потому что люди приятные", не отдавая себе отчет в том, что настоящая причина в запуске ими кинестетических ключей эмоций и в обмене с гостями положительными эмоциями, поддерживающими и раскручивающими друг друга.

Напротив того, начавшееся возмущение, пока оно не раскручено, несложно снять только тем, что вы расслабите лицо, выдохните, снизите громкость своих высказываний, смягчите свои формулировки и, особенно, свои интонации. Кто хочет, тот всегда найдет способы, чтобы поднять или изменить свое настроение, снять ненужную эмоцию или настроить себя на то или иное дело. Встретиться с друзьями, включить бодрую музыку, шопинг, элементарно выспаться... - множество бытовых и одновременно эффективных способов известны всем. Кроме бытовых способов изменить свое состояние, существует много специальных упражнений. Это аутогенная тренировка , управление интенсивностью эмоции , Ключ Алиева и многие другие. Однако, чтобыуправлять собственным состоянием , в большинстве случае нужно не знание специальных приемов, а своевременное и внимательное использование того арсенала, который всем известен и всегда под рукой. Главное - желание и тренировка.

Управление эмоциями не следует представлять как особенно трудную задачу, но ее нельзя и упрощать. На самом деле, своими эмоциями умеют управлять не все, и не всеми эмоциями управлять можно в принципе. Умение владеть собой в трудных жизненных ситуациях - отдельная задача, требующая специальных знаний .

Задача управления эмоциями обычно оказывается непростой именно потому, что ее ставят люди, уже пропустившие момент возникновения эмоции, не предупредившие этого возникновения, не предупредившие действия других людей, создавших им эти эмоции. При этом, если человек переходит в более активную, лидерскую позицию и запускает свои и чужие эмоции сам до того, как на него польются волны чужих эмоций, ему уже не нужно управлять эмоциями своими. Он опередил и управляет ситуацией сам.

Может или нет человек управлять своими эмоциями, специалисту несложно определить, лишь взглянув на его тело. Если у человека тело собранное и одновременно спокойное, скорее всего человек своими эмоциями владеет. Если тело расхлябанное, руки-ноги и выражение лица гуляют случайно и как бы по собственной воле (такое бывает), человек, скорее всего, свои эмоции отслеживать и контролировать не привык. Еще хуже, если тело сильно напряжено, когда в теле общая зажатость или тело «дребезжит».

Ключи эмоций работают не всегда. Чтобы эта техника давала эффект, вначале нужно перевести себя внейтральное состояние . Как это сделать? Самый простой вариант - сосредоточить внимание на процессе своего дыхания. Замедлить его, задерживая после глубокого, медленного выдоха на несколько секунд...

При наличии изначально нейтрального фона нужные эмоции и эмоциональные состояния легко запускаются Ключом Воспоминания: воспоминанием аналогичной ситуации в прошлом. Если прошлую ситуации вспомнить подробно и пережить, увидеть картинку, людей и лица, услышать сказанные там слова, вспомнить свое там дыхание и ощущения - всплывает и бывшее тогда эмоциональное состояние.

Если нужно пережить эмоцию, которая не была в вашем опыте (или вы не можете вспомнить соответствующей ситуации из прошлого), нужную эмоцию можно создать ключами Речи (словами), Мысли (Образа) и Тела (Мимики и пантомимики). Нужно проговорить нужный внутренний текст , увидеть соответствующую картину мира и создать связанную с эмоцией мимику (иногда ее достаточно просто представить).

Например, если вам трудно создать состояние тупой покорности, достаточно представить бесконечный черный тоннель, по которому вы идете, голова вперед и вниз, шея как под ярмом, глаза застывшие в одну точку, где ничего нет, и внутренний текст «Что воля, что неволя - все равно…»

Ключи эмоций делятся на следующие категории:

Ключ «Картинка мира»

Фокус внимания: на что обращаете внимание, то и видите. Фиксируете внимание на том, что вы уверенный, спокойный и сильный человек - будете уверенным, спокойным и сильным. Перечисляете свои ошибки и слабые стороны - потеряете уверенность в себе.

Картинка ситуации: что вспомните, что представите - то и будет перед вашими глазами.

Метафора.

Смысл происходящего. Если вы уверены, что вам должны, а не дали - обида возможна. В противном случае - нет.

Чтобы войти в радостное состояние, сфокусируйтесь на радостных событиях в вашей жизни. Вспомните всё самое лучшее, что радует вас сегодня. Вспомните все свои удачные, радостные моменты за последнее время. Думайте сосредоточенно про это, представляя во всех деталях.

Ключ «Текст»

Внушения, фразы с интонацией. Я спокоен, уверен в себе. С каждым днем мои дела идут все лучше и лучше…

Ключ «Музыка»

Темпоритм, мелодия… Попробуйте печалиться под гремящий марш - или развеселитесь, или выключите марш, чтобы он не мешал.

Ключ «Кинестетика»

Все связанное с телом: дыхание, расслабление, осанка, мимика, выразительные движения и др. Сходите в спортзал, загрузите себя как следует и пробуйте печалиться. Скорее всего, заснете от усталости, а опечалиться не получится. См.→

Использование ключей

Список сменяемых эмоциональных состояний можно формировать как самостоятельно, под различные задачи, так и использовать уже готовые подборки. Для общей разминки используйте "Уверенность в себе, Гневное возмущение... ", для отдыха лучше чередовать парные состояния типа Восхищение - печаль . Для силы душевных мышц тренируйте "Победа-Поражение-Агрессия-Любовь ", для умения переключать свое эмоциональное состояние будет полезна гимнастика "Просветленный и Коммандос ".

По времени эмоциональная гимнастика занимает около 5-10 минут в зависимости от количества эмоций в списке. В результате занятий у вас улучшится эмоциональная выразительность, повысится настроение, ваш день станет пройдет энергичнее и интереснее. Стоит попробовать!

error: