Почему китай назвали "китаем" и "поднебесной". Государственный строй древнего китая. Основные институты права

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.

В мире много своеобразных стран с многовековой историей, но почему Китай называют поднебесной страной? На вопросы, откуда взялось такое понятие, и что оно обозначает, существуют конкретные ответы. Они уходят своими корнями в древнюю теорию, основанную философом Конфуцием еще до нашей эры. Что известно об этом?

Конфуцианство: основы учения

Каждая религия обладает своей философией. Можно бесконечно долго рассуждать о всех нюансах конфуцианства, но стоит ли? Достаточно перечислить некоторые положения:

  • Император – посланник неба, правитель всего мира.
  • Императорский двор – центр мира.
  • Поднебесная – это особое положение китайцев в мире, это их представление об устройстве государства.
  • Святилище главного города – храм Неба.
  • Китайцы делятся на руководителей и исполнителей, последние выполняют приказы.
  • Начинать совершенствоваться нужно сначала самому, а потом требовать этого у членов своей семьи.
  • Государство – это семья, поэтому чтобы успешно управлять им, нужно научиться следовать определенным правилам поведения.
  • У каждого человека свое предназначение, отец должен быть отцом, а сын – сыном.
  • Главная цель учения - добиться гармонии и справедливости.

Вполне понятно возникновение такого учения. Ведь государство отделено от всего мира: с одной стороны горами, с другой – морем. С третьей же стороны, с севера, на страну постоянно нападали кочевники. Вот в понимании всего китайского народа и возникла картина мира: в центре живет богобоязненный избранный народ, окруженный дикарями, которые ведут недопустимый образ жизни, грабя и убивая людей.

В древние времена считали, что небосвод покрывает только часть земли, причем только в месте нахождения страны во главе с императором. Недаром в далекую эпоху существовало еще одно название – срединное государство, то есть между святыми небесами и не благословенной землей. Позднее страну стали именовать поднебесной империей. Ведь китайцы считали именно себя приближенными небесного свода.

Поднебесная - это Китай или Япония?

Культуры этих стран имеют много общего: почитание неба, многие пункты конфуцианства и специфическое восприятие мира. Поэтому термин применяется как по отношению к Китаю, так и к Японии. Это не совсем правильно, ведь, например, не всегда можно сказать, что украинцы - это хохлы . Япония известна всему миру, как страна восходящего солнца.

Культ неба

Китайцы поклоняются безликому Богу – небу, оно считается источником жизни. Именно оно посылало мудрых правителей на землю, чтобы они сеяли мудрость, справедливость и стремились к гармонии. Жрецы были почитаемым сословием, но их деятельность больше заключалась в управлении страной, чем в проведении различных обрядов и трактовке учения. Предпосылкой формирования культа считают слияние трех культур. Народ не думает о загробной жизни, не готовится к ней. Их традиция – жить достойно на земле.

Особенность древней Китайской религии – отсутствие мифов. Их место занимают так называемые сказания о мудрости и справедливости императоров, которые по воле неба посланы сохранять гармонию на земле.

О мире под «голубым куполом»

Если в современном мире китаец говорит слово «поднебесная», то он имеет в виду весь мир, который расположен под небом. Все же остальные народы, употребляя этот термин, подразумевают только Китай. В чем необычность этого народа?

Китайцы – это особый народ, носитель древней мудрости, отличающийся трудолюбием и послушанием. Это государство многие считают отдельной планетой, настолько необычен уклад жизни и мировоззрение его жителей, настолько мелодично переплетаются в нем современность и древность. Сравнение китайцев с другими нациями приведет к тому, что они действительно займут особое место по многим критериям.

Другие названия Китая:

  • Джунго – центральное государство, так китайцы называют свою страну.
  • Серес – шелковый путь, так называли Китай в древнем мире римляне и греки.
  • Хина или Кина – используют жители Центральной и Северной Европы.

Современный Китай

Несмотря на многовековую историю, китайцы сохранили свои традиции и стараются максимально их придерживаться. Даже коммунистический строй не сломал их восприятия мира и культа неба. Одно из доказательств этому – Храм Неба, который поражает своим величием и близостью к голубому простору. Современные китайцы относятся к нему с особым трепетом. Это строение – гордость народа, который считает себя и свою страну поднебесной.

Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.

Новые хозяева Поднебесной империи

С тех пор как в середине XVII века Китай подвергся маньчжурскому нашествию, жизнь его населения не претерпела кардинальных изменений. На смену сверженной пришли правители рода Цин, сделавшие Пекин столицей государства, а все ключевые посты в правительстве заняли потомки завоевателей и те, кто их поддерживал. В остальном же все осталось по-прежнему.

Как показала история, новые хозяева страны были рачительными распорядителями, поскольку в 19 век Китай вступил достаточно развитой аграрной страной с налаженной внутренней торговлей. Кроме того, их политика экспансий привела к тому, что в состав Поднебесной (так называли Китай его жители) вошли 18 провинций, и целый ряд соседних государств выплачивал ей дань, находясь в Ежегодно в Пекин поступали золото и серебро из Вьетнама, Кореи, Непала, Бирмы, а также государств Рюкю, Сиама и Сикким.

Сын Неба и его подданные

Социальное устройство Китая в 19 веке представляло собой подобие пирамиды, на вершине которой восседал богдыхан (император), пользовавшийся неограниченной властью. Ниже него располагался двор, сплошь состоявший из родственников повелителя. В его непосредственном подчинении находились: верховная канцелярия, а также государственный и военный советы. Их решения проводились в жизнь шестью исполнительными ведомствами, в компетенцию которых входили вопросы: судебные, военные, обрядовые, налоговые и, кроме того, связанные с присвоением чинов и исполнением общественных работ.

Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались.

Ступени социальной лестницы

Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба.

Армия Китая

Поскольку в 19 веке ориентировалась главным образом на захват и подчинение соседних народов, то значительная часть государственного бюджета тратилась на содержание весьма многочисленной армии. Она состояла из пехоты, конницы, саперных частей, артиллерии и флота. Ядром являлись так называемые Восьмизнаменные войска, формировавшиеся из маньчжуров и монголов.

Наследники древней культуры

В 19 веке культура Китая строилась на богатом наследии, доставшемся со времен правителей династии Мин и их предшественников. В частности, была сохранена древняя традиция, на основе которой все претенденты на ту или иную государственную должность обязаны были пройти строгую экзаменационную проверку своих знаний. Благодаря этому в стране сложился слой высокообразованного чиновничества, представители которого назывались «шэныни».

У представителей правящего класса неизменным почетом пользовалось этико-философское учение древнекитайского мудреца Кун Фуцзы (VI - V вв. до н. э.), известного сегодня под именем Конфуция. Переработанное в XI - XII вв., оно легло в основу их идеологии. Основная же масса населения Китая в 19 веке исповедовала буддизм, даосизм, а в западных районах - ислам.

Замкнутость политической системы

Проявляя достаточно широкую религиозную терпимость, правители в то же время прилагали немало усилий для сохранения внутриполитического строя. Ими был разработан и издан свод законов, определявших меру наказания за политические и уголовные преступления, а также установлена система круговой поруки и тотальной слежки, охватывавшая все слои населения.

Одновременно с этим Китай в 19 веке являлся страной, закрытой для иностранцев, а особенно для тех из них, кто стремился наладить с его правительством политические и экономические контакты. Так, провалом закончились попытки европейцев не только установить с Пекином дипломатические отношения, но даже поставлять на его рынок производимые ими товары. Экономика Китая в 19 веке была настолько самодостаточной, что позволяла ограждать его от любого влияния извне.

Народные восстания в начале 19 века

Однако, несмотря на внешнее благополучие, в стране постепенно назревал кризис, вызванный как политическими, так и экономическими причинами. Прежде всего, он был спровоцирован крайней неравномерностью хозяйственного развития провинций. Кроме того, немаловажным фактором являлись социальное неравенство и ущемление прав национальных меньшинств. Уже в начале 19 века массовое недовольство вылилось в народные восстания, возглавляемые представителями тайных обществ «Небесный разум» и «Тайный лотос». Все они были жестоко подавлены правительством.

Поражение в Первой опиумной войне

По своему экономическому развитию Китай в 19 веке значительно отставал от ведущих западных стран, в которых данный исторический период был отмечен бурным промышленным ростом. В 1839 году британское правительство попыталось воспользоваться этим и силой открыть для своих товаров его рынки. Поводом для начала военных действий, получивших название «Первой опиумной войны» (их было две), послужило изъятие в порту города Гуанчжоу значительной партии наркотиков, нелегально завозимых в страну из британской Индии.

В ходе боев со всей очевидностью проявилась крайняя неспособность китайских войск противостоять самой передовой на тот момент армии, которой располагала Британия. Подданные Сына Неба терпели одно поражение за другим и на суше, и на море. В результате июнь 1842 года англичане встретили уже в Шанхае, а еще через некоторое время заставили правительство Поднебесной подписать акт о капитуляции. Согласно достигнутой договоренности, отныне британцам предоставлялось право свободной торговли в пяти портовых городах страны, а принадлежавший ранее Китаю остров Сянган (Гонконг) отходил им в «вечное владение».

Итоги Первой опиумной войны, весьма благоприятные для британской экономики, оказались губительны для рядовых китайцев. Хлынувшие потоком европейские товары вытеснили с рынков изделия местных производителей, многие из которых в результате разорились. Кроме того, Китай стал местом сбыта огромного количества наркотиков. Они ввозились и ранее, но после открытия национального рынка для зарубежного импорта это бедствие приняло катастрофические масштабы.

Восстание тайпинов

Итогом усилившейся социальной напряженности стало очередное восстание, охватившее в середине 19 века всю страну. Его руководители призывали народ к построению счастливого будущего, которое они называли «Небесным государством всеобщего благоденствия». По-китайски это звучит как «Тайпин тяньг». Отсюда и пошло название участников восстания - тайпины. Их отличительным знаком были красные головные повязки.

На определенном этапе восставшим удалось достичь значительных успехов и даже создать на захваченной территории некое подобие социалистического государства. Но очень скоро их вожди отвлеклись от построения счастливой жизни и всецело предались борьбе за власть. Этим обстоятельством воспользовались императорские войска и с помощью тех же британцев разгромили мятежников.

Вторая опиумная война

В качестве платы за свои услуги англичане потребовали пересмотра торгового договора, заключенного в 1842 году, и предоставления им больших льгот. Получив отказ, подданные британской короны прибегли к проверенной ранее тактике и вновь устроили провокацию в одном из портовых городов. На этот раз предлогом послужил арест судна «Эрроу», на борту которого также обнаружили наркотики. Конфликт, вспыхнувший между правительствами обоих государств, привел к началу Второй опиумной войны.

На этот раз военные действия имели для императора Поднебесной еще более пагубные последствия, чем протекавшие в период 1839 - 1842 гг., поскольку к войскам Великобритании присоединились падкие на легкую добычу французы. В результате совместных действий союзники оккупировали значительную часть территории страны и вновь вынудили императора на подписание крайне невыгодного соглашения.

Крах господствовавшей идеологии

Поражение во Второй опиумной войне привело к тому, что в Пекине открылись дипломатические представительства стран-победительниц, граждане которых получили право свободного передвижения и торговли по всей территории Поднебесной. Однако беды на этом не кончились. В мае 1858 года Сын Неба был вынужден признать левый берег Амура территорией России, что окончательно подорвало репутацию династии Цин в глазах собственного народа.

Кризис, вызванный поражением в Опиумных войнах, и ослабление страны в результате народных восстаний привели к крушению государственной идеологии, в основу которой был положен принцип - «Китай в окружении варваров». Те государства, которым, согласно официальной пропаганде, полагалось «трепетать» перед империей, возглавляемой Сыном Неба, оказались на поверку гораздо сильнее ее. Кроме того, иностранцы, свободно посещавшие Китай, поведали его жителям о совершенно ином мироустройстве, в основу которого положены принципы, исключающие поклонение обожествленному правителю.

Вынужденные реформы

Весьма плачевно для руководства страны обстояли и дела, связанные с финансами. Большинство провинций, являвшихся прежде китайскими данниками, перешли под протекторат более сильных европейских государств и прекратили пополнение императорской казны. Более того, в конце 19 века Китай охватили народные мятежи, в результате которых был нанесен значительный ущерб европейским предпринимателям, открывшим на его территории свои предприятия. После их подавления главы восьми государств потребовали в качестве компенсации выплаты пострадавшим владельцам крупных сумм.

Правительство, возглавляемое императорской династией Цин, оказалось на грани краха, что побудило его к принятию самых неотлагательных мер. Ими и стали реформы, давно назревшие, но осуществленные лишь в период 70-80-х годов. Они привели к модернизации не только хозяйственной структуры государства, но и к изменению как политического строя, так и всей господствовавшей идеологии.

Свободные общинники (нунфу) наделялись землей посредством системы колодезных полей. Она, будучи связанной с особенностями формирования армии, давала возможность строгого учета населения и его доходов . Земля делилась на квадратные уделы, ограниченные валами и деревьями; квадраты делились на девять участков (колодцев) площадью до 8 га; восемь колодцев принадлежали отдельным семьям на правах пользования и обрабатывались ими, а девятый обрабатывался всей общиной, и урожай с него шел в пользу местного господина; четыре колодца составляли город, четыре города — округ, четыре округа — район, четыре района — область. Каждый округ и район должны были поставлять в распоряжение своего господина определенное количество воинов, колесниц, лошадей и т.п.

Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства . Они не имели ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были пленение, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за отдельные виды преступлений , получение рабов от подчиненных племен в виде дани.

Древнекитайское государство Чжоу (XII в. — 221 г. до н.э.)

Империю Шан раздирали внутренние противоречия, поэтому соседним племенам в 1050 г. до н.э. ее удалось разбить. Период династии Чжоу был самым длительным в истории Китая (около 800 лет) и первые три столетия это государство было относительно монолитным. Однако центробежные тенденции постепенно нарастали, что и привело к очередной смене династии.

В период Западного Чжоу император приобрел титул Сына неба, государство стало именоваться Срединным (Поднебесным) царством, а все иные народы считатлись варварами.

Император был верховным главнокомандующим. Власть удельных князей (чжухоу), хотя и была существенно ограничена, но в основе своей сохранилась, поэтому многие из них назывались местными ванами и перед императором появлялись с нефритовым скипетром, который был меньше императорского. Ядро армии составляли небольшие кадровые отряды, к которым в случае войны присоединялось ополчение.

В VII в. до н.э. под напором варварских племен столица государства переносится на новое место — в Восточное Чжоу, которое со временем стало все больше превращаться в ряд самостоятельных государств, а чжоусские цари становились правителями своих небольших владений.

Роль императора резко снизилась, у него остались лишь некоторые ритуальные функции, и с постоянными междоусобными войнами удельных князей он ничего поделать не мог. Однако идея единства даже в этих условиях не покидала китайцев, поскольку себя они считали избранным народом, а вокруг их Срединного царства обитали варвары. Поэтому идея объединения постоянно присутствовала в китайском менталитете даже в период разгара удельного сепаратизма. А ведь на протяжении 242 лет существования царства Лу было отмечено около 500 военных столкновений между княжествами, а при сунском правителе Шангуне за десять лет произошло 11 войн.

Империя Цинь (221—206 гг. до н.э.)

Царство Цинь возникло еще в X в. до н.э. и первоначально зависело от Чжоу. Но именно вокруг царства Цинь стали постепенно объединяться разрозненные китайские царства.

Идейной основой объединительной деятельности цинских правителей стало учение легизма, обосновавшее тезис «сильного царства и слабого народа», который следовало держать в повиновении (Шан Ян, Хань Фей). В учении легизма аристократия видела идейное обоснование своих экономических и политических притязаний.

Воплощение идей легизма, способствующих жесткой централизации государства , начал правительственный чиновник Шан Ян еще в середине IV в. До н.э. (введена единая письменность, упорядочены меры веса и длины, разрешена свободная продажа земли с отменой системы колодезных полей). В итоге крестьянская община была разрушена, а для не желающих разделиться вводилось двойное налогообложение. В рамках административных преобразований вся территория Цинского государства была разделена на несколько десятков уездов, которые дробились на мелкие хозяйственные единицы, находящиеся под управлением правительственных чиновников. Каждые пять и десять семей связывались круговой порукой.

Император Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. сосредоточил в своих руках полномочия всех властей . Он создал разветвленный государственный аппарат , чиновники которого строго преследовались за малейшие злоупотребления, как, впрочем, и остальное население за любую провинность (неосторожные разговоры, малейшее подозрение в нелояльности к власти и т.п.). Повсеместно применялась коллективная ответственность. Военная реформа, в основе которой было введение воинской повинности для мужчин от 23 до 56 лет, позволила императору создать огромную армию, а на охрану государственных границ отправить неоплатных должников, бродячих торговцев, наказанных преступников и провинившихся чиновников.

Царство Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.)

Восстанием, произошедшим в 207—206 гг. до н.э., режим Цинской империи был сметен, и бывший сельский староста Лю Бань провозгласил себя императором Гао-Цзу. Он стал основателем династии Хань.

Новому императору досталось крайне упадочное в экономическом плане хозяйство — разрушенные ирригационные сооружения, отсутствие мобилизованных в армию мужчин, неурожай, повсеместный голод и нищета, распространившиеся даже на знать, которой приходилось ездить на волах. Лю Бань сократил армию и направил людей на восстановление системы оросительных каналов, отменил прежние жесточайшие законы . Однако и новые законы особой либеральностью не отличались. Вскоре были восстановлены прежнее аграрное законодательство и налоговая система, а также введен ранее отсутствующий подушный налог .

В рамках административной реформы страна была разделена на несколько крупных округов, а количество низовых территориальных единиц (областей и уездов) было увеличено в целях усиления контроля со стороны государственных чиновников. На них же возлагались полицейские и судебные функции.

Аристократии были возвращены отобранные прежним императором титулы и некоторые земли. Однако монарх старался противопоставить ей своих чиновников, которых наделял землей и привилегиями. К государственной службе был открыт доступ незнатной части населения, но способной оплатить должность и занять ее после сдачи специальных экзаменов.

Такая практика со временем привела к образованию слоя земельных магнатов, разорявших мелких собственников. Волна народных выступления, начавшихся с 15 г. н.э., жестоко подавлялись властями (например, восстание «Красных бровей» 18 г.). Тем не менее администрации все пришлось пойти на некоторые уступки. Прежде всего было смягчено крестьянское налогообложение и проведены некоторые изменения в государственном аппарате .

При императоре был создан Императорский совет с совещательным голосом, а также различные ведомства по управлению страной. Относительно стабильным стало экономическое развитие. Это период интенсивного строительства многих общественных сооружений, дорог и мостов. Вообще, несмотря на социальную нестабильность и многочисленные восстания, время царства Хань было блестящим периодом в истории Китая. Власть ханьских императоров распространилась на громадную территорию , вплоть до Каспийского моря. Китай вступил в торговые отношения с Римской империей.

Однако мощные крестьянские выступления и гражданские войны второй половины II в. н.э. (восстание «Желтых повязок» 184 г.) привели династию Хань к кризису и упадку. Усмирение и подавление восстаний укрепляли роль военачальников. В 220 г. Ханьская империя распалась на три самостоятельных царства (период Троецарствия).

Особенности права Древнего Китая

Источники права

Основной особенностью древнекитайского права было то, что при наличии обычного права и прецедентного права, порождавшегося деятельностью многочисленных судов , доминирующее значение имела правотворческая практика государственных органов . Наибольшей активности эта деятельность достигла III—II вв. до н.э. в царстве Хань.

На протяжении веков в Китае шло соперничество двух диаметрально противоположных правовых направлений: конфуцианства и легизма. Конфуцианство (VI в. до н.э.) основывалось на духовном благородстве, гуманизме, старых обычаях , стремлении к самосовершенствованию и добродетели. Приверженцы этого учения общественную мораль ставили выше права: по их мнению, в основе человеческой добродетели лежит моральное начало — ли. Легисты (III в. до н.э.) считали, что любой закон (фа), даже абсолютно несправедливый, должен неукоснительно соблюдаться, его нельзя ни оценивать, ни обсуждать, а лучший способ обеспечения его исполнения заключается в усилении жесткости политики бюрократического государства в отношении своих подданных.

Относительный компромисс был достигнут только в позднейший период: «где не хватает “ли” пусть применяется “фа”». Гармония отношений представлялась реализацией конфуцианской идеи неравенства людей в силу существующих социальных различий и строгой регламентацией их поведения.

Основные институты права

Субъектами преступлений считались все без исключения — и свободные, и рабы.

Среди традиционных преступлений, составы которых были основаны на конфуцианском учении (концепция «десяти зол»), можно выделить:

  • государственные (мятеж, заговор, непокорство государю и измена, разрушение или попытка разрушения храма, резиденции императора либо могил предков императора, кража предметов религиозного культа, печатей императора и членов его семьи, невыполнение или подделывание императорских указов, злословие в адрес императора, неумышленные оплошные действия при приготовлении пищи и лекарств императору либо иные действия, нанесшие вред его здоровью, бегство из страны или оставление осажденного города);
  • религиозные (колдовство, чародейство), против личности (убийство , убийство трех и более членов одной семьи, если они были добропорядочными людьми и сами не были виновны в наказуемых смертью преступлениях, нанесение телесных повреждений, приготовление, хранение и передача другим лицам ядов);
  • против собственности (кража, грабеж , убой чужого скота);
  • воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, трусость).

В качестве преступления рассматривалось непочтение к старшим в семье, особенно к отцу, несоблюдение траура по умершему, непочтение жены к мужу и его избиение, умысел убить или продать в рабство близкого родственника, несправедливые действия против сослуживцев, прежде всего начальника, учителя, воинского начальника, а также инцест. В царстве Цинь тяжким государственным преступлением считалось хранение запрещенной конфуцианской литературы, недонесение чиновником о проступке своего коллеги.

Во все времена древнекитайской истории основной целью наказания было устрашение, поэтому среди наказаний самыми распространенными были битье палками и смертная казнь . Существовала традиционная пятичленная система наказания, которой мог подвергаться преступник: татуировка (клеймение), отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь («Обозрение законов» 536 г. до н.э.). Наказания могли применяться как выборочно (если преступник не приговаривался к смертной казни), так и в комплексе (битье палками от 100 до 500 ударов, обращение в рабство, штраф). В воспитательных целях практиковался символизм, когда отрезание ноги заменялось покраской (татуировкой) колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и т.п.

Широко была распространена коллективная ответственность, при которой истреблялся весь род преступника. В период Цинского царства казни подвергалось три поколения родственников преступника (отца, матери и жены).

От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом.

Несмотря на то что еще в период Западного Чжоу практиковалась традиция разрешения конфликтов с помощью посредников, минуя официальные инстанции, в судебном процессе довольно рано стали проявляться государственные начала. С введением должности специального чиновника по расследованию дел состязательная форма была полностью вытеснена розыскной. Она начиналась с сообщения о преступлении, за неясность формулировки которого заявитель нес персональную ответственность. Однако доносы членов хозяйственной единицы (семьи) на родителей , деда, бабку и других близких родственников запрещались (смертная казнь), кроме как за убийства отца. Презумпция виновности (особенно в Цинском царстве) предусматривала широкое применение пыток, но при этом предусматривалась ответственность следователя за смерь подозреваемого.

ДЕГРАДАЦИЯ ЭЛИТЫ: "ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ"

http://www.contr-tv.ru

Древний и средневековый Китай создали непревзойдённую систему управления, которая позволила сохранить государство в течение почти 6000 лет, это единственный народ человеческой истории, сохранивший государственность, культуру и самоидентификацию за такой долгий период времени. Результат тем более поражает воображение, если учесть, что китайцы были исходно группой более чем 200 (!) разных народов, некоторые отстояли друг от друга дальше, чем русские от англичан и арабов. В середине I тысячелетия до н. э. политическая карта древнего Китая кардинальным образом меняется: от двухсот государств остается «всего лишь» около тридцати. Интересно, что до сих пор северные китайцы не понимают южных, только иероглифы являются средством общей коммуникации. Этим и ещё соседствующей Великой Степью объяснялись страшные войны, которые тысячи лет терзали Империю. Но китайцы не только выстояли, они выстроили уникальную цивилизацию, которая вновь претендует на позиции сверхдержавы. Вот это Элита с большой буквы. С ней не идет в сравнение ни Александр Македонский или какой-то Карл Великий, дела и империи которых сразу же были развалены бездарными преемниками. Приведенная ниже структура устройства Китайской Империи в значительной мере является упрощенной в том числе и по историческим периодам и царствам, чтобы не отвлекать читателя от понимания сути.

Основы социальных порядков и государственная машина были формально созданные в циньском Китае (1-е тыс. н.э.), но по сути пришли из 2 тыс. до н.э. и даже более ранней эпохи и оказались столь совершенными, что практически всяких изменений сохранились до революции 1911 г. Всё государственное управление в Китае было в руках профессиональных управленцев-чиновников. Стать чиновником мог любой свободный мужчина, сдав соответствующие экзамены. Чем выше должность, тем сложнее экзамены. Философия, литература, математика, тесты, на высшие должности рукопашный бой, включая бой с тяжёлым холодным оружием – меч, алебарда (в конце средних веков оставлено только для военных должностей). Что такое бой с мечом или алебардой, это надо знать. Только хладнокровный и решительный человек имеет шанс на победу. В процессе обучения много учеников отсеивается, в том числе по причине травм и гибели, оставшиеся приобретают дисциплину духа. Так отбиралась правящая элита Китая.

В Империи существовало особое ведомство обрядов - идеологии, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе патриотизма, незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он же выступал в роли «министра образования». Попытки экономии на упразднении «ведомства обрядов» всегда заканчивались однотипно: через небольшой промежуток времени– смутой и гражданской войной, нередко сопровождавшиеся распадом государства. После этого мудрым правителям приходилось десятилетиями объединять распавшуюся страну.

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором и не допускали притока «неприличествующей достойным людям» информации в массы. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах, образуя сложный механизм взаимоконтроля и получения информации. Они были «глазами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали государственные преступления. Внешняя и внутренняя обстановка в государстве, ведущего беспрерывные войны и постоянно присоединяющего новые территории, населенные недовольными, обычно была крайне неблагоприятной. Было большое количество шпионов и предателей, готовых за мзду войти в контакт с врагом. В целом, государственная структура успешно справлялась с этой задачей.

Глава ведомства сельского хозяйства был одновременно министром финансов, ответственным за поступления в государственную казну налогов и доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

Община была обособленной единицей с древних времён. Руководство общиной осуществляли староста и «отцы-старейшины». Система контроля распространялась и на органы местного самоуправления. Система взаимной ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или плохую работу подчиненных им чиновников. Очень важный момент - за плохую работу подчиненного в Китае отвечал его начальник.

Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что объяснялось частыми войнами. Основу военной силы составляли резервисты, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Должности командующих группой армий нередко передавались по наследству, но далеко не всегда. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства.

Розыск и задержание разбойников была обязанностью военного ведомства, куда входила дворцовая охрана. Начальник профессиональной Императорской Гвардии занимал важное место в государстве, будучи фактически начальником спецслужб, которые как отдельная единица не существовали. Китайцы избегали плодить специализированные подразделения и бюрократические службы со специальным назначением. Даже полицейские и разведывательные функции были отнесены к армии. Цель этого - «дабы избежать образования сущностей самих себя воспроизводящих». То есть они очень ясно понимали опасность образования бюрократических структур, заинтересованных не в решении порученной им задачи, а в оправдании своего существования и привилегий. Китайские императоры пользовались даосским принципом «проще предотвратить, чем вылечить» при обеспечении безопасности государства. Структура обеспечения государственной безопасности Поднебесной Империи была ИНТЕГРИРОВАННОЙ, то есть единым организмом, обеспечивающим безопасность общества на всех уровнях и направлениях. Интересно, что в подобная система (НКВД) была создана Сталиным и доказала свою высокую эффективность даже при крайне неблагоприятных для государства внешних и внутренних условиях.

По такому же принципу предотвращения заболеваний строилось здравоохранение Империи, которое было самым передовым в мире на протяжении многих тысячелетий, что привело к колоссальному росту населения Китая. Имперские медики разработали сложный комплекс гигиенических и санитарно-профилактических мероприятий, которые очень важны, так как большая часть территории Китая располагается в эпидемиологически неблагоприятных районах с природными очагами чумы, тифа и других опасных заболеваний.

Судебное ведомство Китая строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками, что традиционно относилось к особо тяжким преступлениям. В Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Провинциальный судья был одновременно начальником тюрем в округе согласно «принципу о неумножении сущностей». Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр. Высшей инстанцией был император.

Преемственность традиций и роль аккумулятора знаний в Китае составляла «тайная власть» Империи. Тайная власть в Китае, собственно говоря, никогда не была ни тайной, ни вообще «властью» в общепринятом смысле этого слова, в отличие от западных «лож» и «клубов». И высший чиновник, и мафиози из «триады», и последний деревенский бедняк знал и боготворил носителей мудрости, без которой не могло долго существовать китайское общество, именно они, таинственные мудрецы Востока создали основу уникального китайского устройства. Речь идет о даосах. Появившиеся из таинственных сект, пришедших с Запада примерно во 2 тысячелетии до н.э. они сыграли колоссальную роль в китайской истории и есть все основания полагать, что продолжают ее играть. Именно они, кстати, создали Теорию Жажд, рефлексотерапию, а также компас, Диалектику, искусство шпионажа и многое другое.

Говоря о даосах как Хранителях Знания Империи автор делает значительное упрощение, чтобы избежать крайне сложной картины общественных взаимоотношений Поднебесной Империи, тем не менее, он полагает, что ему удалось правильно передать суть. Дело в том, что даосы китайской традиции тесно переплелись с буддисткими и конфуцианскими мудрецами, буддизм в Китае кардинальным образом трансформировался под воздействием даосизма, породив ветвь Чань (Дзен) буддизма, резко отличающуюся от исходного. Нередко, как например в случае с упоминающимся ниже Чу Цаем мудрец был и даосом, и буддистом (а бывало что ещё и конфуцианцем) одновременно, имелось также немалое количество других философских и научных школ, которые были весьма похожи в основах. Упрощение делается, чтобы избежать рассмотрения таких сложностей, не влияющих на суть рассматриваемого материала.

Самое мудрое, что мог сделать человек, обидевший даосского мудреца – немедленно наложить на себя руки. Если он и мог бы бежать от агентов Императорской Гвардии, то ему некуда было скрыться от «триад» - китайской мафии. Неудивительно, что даже самый отчаянный разбойник не осмеливался оскорбить уважаемого мудреца. «Наезд» императорского дома на даосов в начале н.э. вылился в страшное Восстание Желтых Повязок, подавленное с огромным трудом. Больше императоры так «шутить» не осмеливались. С благословения даосских мудрецов и при их интеллектуальной поддержке началось восстание Тайпинов (и некоторых других) и они же, увидев вырождение руководителей восстания, отказались от их поддержки в самый его пик, когда казалось, рукой подать до победы. Сокрушительное поражение и нанкинская трагедия не заставили себя долго ждать.

Настоящие даосы никогда не жили в роскоши, хотя редко жили в бедности. Мудрецу было категорически запрещено заниматься политикой. Запрещено традицией, если он ее нарушает, то перестаёт быть авторитетом для клана, а вскоре – и для общества. Не уверен, что это результат благородства, просто эти хитрецы не любят совать голову под топор. Вместо себя они с усмешкой выставляли вперед конфуцианских жрецов, у которых была и роскошь, и формальная идеологическая власть. Однако в случае неудачного поворота событий именно этих бедолаг и закапывали живыми в землю тысячами, даосы же обычно оказывались в стороне и вскоре вновь были востребованы новой властью. Если же в них не было нужды, то, пожав плечами, они удалялись в свои хижины и лаборатории-монастыри, «идя по пути Счастья». После очередных кровопролитных потрясений в Поднебесной, обычно оказывалось, что нужда в них всё-таки есть. Даосы не имели никакой силы вне китайского государства, но способны были оказать помощь по принципу малого воздействия на систему в нестабильном состоянии. Они очень четко представляли себе свою роль в Империи. Умные чиновники – тоже. Обычно ни одно крупное государственное назначение не проходило без совета с уважаемым патриархом. Большая часть сил государственного деятеля уходила на грызню, рутину и борьбу за власть. Мудрец мог позволить себе роскошь быть вне этого, тратя свою жизнь на познание человеческой природы и приобретение Знаний, отдавая их в мир по мере необходимости.

Даосизм формально считается религией, но в ней нет Бога, хотя ряд направлений даосизма, смешавшихся с народным верованиями пантеон. «Вера в Бога есть вера в собственное бессилие, непонимание же того, что существуют Высшие Силы есть глупость», гласит даосское наставление. Строго говоря, даосов вполне можно было бы назвать материалистами.

Хранители Знания древнего Китая, почему они назвались даосами («идущими по пути»)? Надо же было им себя как-то называть. У них не было ни формальных обрядов, ни общепризнанных центров поклонения. Часто они к классическому даосизму имели очень отдаленное отношение, но к Знанию всегда – самое прямое. Обычным было, что какая-либо даосская школа (клан) теряла свой авторитет и растворялась, будто ее и не было, если она приобретала авторитет, то возрождалась из небытия. Все свои силы они сосредоточили на поиски Истины и служению Жизни, как они ее понимали. Если китайское общество по их понятиям соответствовало правильному Пути, то для служения ему они не жалели собственной жизни. Свободное от советов и изучения древних знаний время они посвящали разработке методов лечения и продления жизни и добились немалых успехов для своего времени. В средние века их даже называли «Бессмертными», что вполне понятно – при средней тогда продолжительности жизни в 35 лет даосы обычно жили до 90-95 и даже более.

Это были просто учёные мудрецы китайской традиции. Мистика, которую они любили нагонять вокруг себя, на поверку оказывалась хитроумными трюками для усиления духовной власти над темным народом. Но знания в области медицины, психологии, управления, математики, астрономии и даже, как можно сказать сейчас, системного анализа были вполне реальными и самыми передовыми для своего времени, хоть и не столь зрелищными. Именно за Знанием приезжали к ним на поклон императоры. Обычным было, когда на приказ «доставить мудреца во дворец» следовал ответ, что мудрец стар и не перенесет путешествия и пускай император сам едет к нему в горы. Наученному традицией императору оставалось вздохнуть и собираться в дорогу. Также обычным было в конце дальнего пути увидеть «немощного» старца, несущего бревно на плече или работающего в поле. Китайские императоры обычно были достаточно мудры, чтобы это проглотить, а то могло выйти боком. Китайцы убеждены, что если даосский мудрец не желает давать совета или просит что-либо выполнить, не стоит настаивать на своём ни в коем случае, несмотря на всю кажущуюся мудрость, последствия вынужденного совета обязательно будут очень плохими. Очевидно, что возникло это не на пустом месте.

Интересна в этом смысле легенда о Чжунь Чжене (в русских источниках - Чань-Чуне) – даосском мудреце, с которым неожиданно возжаждал беседовать сам Чингиз-Хан после завоевания раздробленного Китая. Согласно официальной информации тех лет, беседа велась о продлении жизни и улучшении здоровья Владыки. Беседа об оздоровлении и продлении жизни с даосским мудрецом это примерно то же самое, что сейчас дипломатический обед. Все прекрасно понимают, что посол приезжает в МИД вовсе не для того, чтобы поесть. В те времена в Китае было немало даосских лекарей, намного более искусных в лечении, чем Чань Чунь, который вообще-то говоря лекарем не был, но Хан захотел видеть именно его. Быть может Великого Хана потянуло познакомиться с даосизмом? Для этого не было необходимости никого звать, ближайшим советником Великого Хана был мудрец Чу Цай, прекрасно знавший буддизм и даосизм и имевший на него такое колоссальное влияние, что тот по его совету нарушил монгольский родовой закон, оставив трон не старшему, а 3-му сыну. Влияние-то было, но калибром талантливый самоучка, пусть и с опытом чиновничьей работы в высших управленческих структурах Китая, был явно не сравним с хранителем древних знаний Чунь Чанем, патриархом одного из самых уважаемых даосских кланов. Он – Чу Цай, как наследник одной из китайских династий, знал к кому надо обратиться за советом.

После беседы с мудрецом действия Чингиз-Хана были весьма показательны. Он освободил даосов от всех налогов и повинностей и запретил их обижать с многообещающей формулировкой: «Нарушивший указ Великого Хана сам он и его род будут Великому Хану противны». Для непонятливых поясню: такой великой милости удостаивались немногие.

Именно после встречи с Чжунь Чженем была кардинально реформирована структура государственного управления Орды. Появились или были коренным образом реформированы структуры государственного управления, впоследствии практически без изменений перенятые Московией: ямщицко-посыльная служба, система передачи документированного символа государственной власти – ярлыка и пайцзы, система мобильной обороны границ, шифрование посланий, унифицированная система сбора налогов, опора на местное духовенство покорённых племён и так далее. Большую часть этого воплощал незаслуженно забытый организационный гений – Угэдэй, сын Чингиз-Хана, тот самый, кому оставили трон по совету Чу Цая. Хотя он ли был гением, если за его спиной неизменно маячила фигура мудрого даоса, которому приписывают в разных вариациях авторство слов: «Чтобы сделать хороший лук, мастеру надо учиться много лет, для того чтобы учиться управлению государством, надо учиться ещё больше, государством должны управлять достойные мастера».

Легенда гласит, что когда Чунь Чань вернулся на родину, его стали обвинять в том, что он передал кочевникам, принесшим Китаю столько бед, важные знания, которые могут усилить их. На что тот с усмешкой ответил, что империя кочевников благодаря этим знаниям усмирит и воспитает кочевых дикарей, а когда она падет лет через 300, то тогда часть ее земель спокойно заберет Поднебесная и тем самым избежит кровопролитных войн и восстаний непокорных племен. «Монголы усмирят их для нас». «Если мудрецы объединены в школу, чтящую традиции, то ученики наших учеников смогут завершить то, что задумали Учителя наших Учителей». Хранители Знаний Поднебесной могли себе позволить планы длиной в сотни лет.

Орда просуществовала примерно 300 лет, после чего ее элита разложилась и государство рухнуло, часть ее земель действительно досталась Китаю практически без войны. Интересно, что династия Романовых тоже просуществовала примерно 300 лет.

О чём умолчал хитрый старик в беседе с Великим Ханом? О неизбежности вырождения элиты? О мерах предосторожности? О чем-то ещё, нам пока неизвестном? О чем шептались два китайских мудреца за спиной Великого Хана?

Гонения на даосов, как на «религиозных» людей, имели место в Маоистском Китае, но это было скорее изгнание и временное забвение, очень мало кто пострадал от репрессий, и совсем не так случилось с буддистскими и конфуцианскими жрецами, объявленные «мракобесами» они, что называется, «хлебнули по полной». В шестидесятые годы новая власть начала примиряться с носителями древних знаний, по всей видимости, когда Кормчий понял, что марксизм не работает, то пришлось идти на поклон за древней мудростью.

Высшие руководители «Красной Поднебесной Империи» зачастили во вновь отстроенные монастыри-лаборатории за советами и омоложением. Хитрый Мао неспроста так долго жил, несмотря на то, что у него была бурная, полная стрессов и лишений жизнь профессионального революционера. Примерно в это время закончились глупости «большого скачка» и началось настоящее восхождение Нового Китая. Что интересно, ходят слухи о том, что «Культурная Революция» с направлением в деревню на перевоспитание новой коммунистической знати началась по совету даосских мудрецов. Так ли это? Вполне возможно. Что интересно, было официальное сообщение, что в один из даосских монастырей ездил «на омоложение» Б.Ельцин.

Как долго будут ордена Хранителей Знаний стоять на страже Китая? Как долго будет терпеть новая китайская элита духовных конкурентов? Укажут ли им на дверь, ещё не вполне договорившись и, случится ли, как обычно после этого в истории, очередной распад Китая?

Как сказал один из знатоков даосских традиций: «Масоны и европейские кланы – слепые щенки по сравнению с даосами». Изучая историю, приходишь к выводу, что так оно и есть. И опять же, масоны служат себе, а даосы, если они китайцы - только Китаю. И ещё Истине.

Опыт Поднебесной Империи весьма поучителен, но в прямом смысле заимствование знаний от китайский мудрецов, нереально. Сомнительно, что китайские мудрецы поделятся знаниями с иноземцами, а если и поделятся, то не получится ли так же, как и с Ордой? Но, тем не менее, опыт создания сетевых (без единого центра) Орденов Хранителей Знаний нельзя не принимать во внимание. Кланы мудрецов были тем самым хранилищем знаний, которые передавали традиции между разрушившимся и возродившимся государством, когда гибла или деградировала старая элита, разрушался чиновнический аппарат и терялись традиции управления в государстве. Тогда молодая элита «доставала» казалась бы утраченные знания, необходимые для управления из «библиотеки знаний», там же она могла получить и Учителей для подготовки. Единственное, что было нельзя Хранителям Знаний – самим встать во главе государства, иначе они перестали бы быть собой, и традиция бы пресеклась. Они также знали, что этого делать нельзя по многим причинам, одна из которых – их последователи будут уничтожены будущими элитами, которые будут видеть в них опасных конкурентов. Они не могли позволить себе такого соблазна, на который в свое время купились египетские жрецы, ввязавшиеся в грызню за власть.

Призом за это было спасение и процветание Китайской Цивилизации, которую не зря часто сравнивали с Фениксом.

Есть основания полагать что именно этот путь окажется решением казалось бы неразрешимой извечной проблемы предательства российской элиты. Как будет называться этот «Орден Меченосцев», о котором мечтал Сталин и в каком виде он родится, покажет будущее, если оно вообще настанет для России.

Следовало бы указать, хоть это и не имеет прямого отношения к теме, обсуждаемой в статье, что даосские мудрецы нередко были по своим взглядам тем, что сейчас называют «коммунистами» - сторонниками справедливого общества с равенством возможностей, контролируемым государством-общиной распределением, планированием и добровольным отказом граждан от бесконтрольного потребления. Есть древнее даосское пророчество, согласно которому «лишь когда все люди будут жить в одной большой семье, то дети и отцы будут совершенно счастливы». Увы есть и другое: «Но наступит это нескоро, ибо нельзя изменить весь народ разом». Полагается, что это возможно, когда люди станут достаточно развитыми и совершенными.

Некоторые даосские секты несколько раз за последние две тысячи лет предпринимали попытки воплотить древние пророчества. Им удавалось строить общины, существовавшие столетия и тысячелетия и даже целые государства коммунистического типа, существовавшие многие десятки лет. Они помогли накопить неоценимые знания в области теории и практики управления государством и обществом.

«На этой земле сильный гнетет слабого, но не значит, что не может быть по-другому».

По одному из их древних пророчеств «Счастье людям на Земле принесет государство, идущее по пути Истины сообразно природе вещей».

Единственное место, где Хранители Знания могли обладать властью - даосская община, где их духовная власть была столь велика, что нередко имела приоритет над решениями внутриобщинной демократии. Подчинение общинников было добровольным, но за неподчинение авторитетам из общины могли изгнать или автоматически понизить в ранге, который определялся степенью уважения общинника. Однако рассмотрение даосских общин находится за пределами рассматриваемой темы.

error: