Новая газета про чебурашку департамент образования. Запрет на отдельные слова в электронном журнале. О Чебурашке и не только

Чебурашка на селекторе

Действующие лица: руководитель городского методического центра (РГМЦ), руководитель департамента образования (РДО), директор школы (ДШ)

РГМЦ: Уважаемые коллеги, это совершенно замечательное поручение — принести изделие «Чебурашка». И либо вся семья делала это изделие «Чебурашка» дома, либо вся семья искала этого «Чебурашку». А каждый ребенок знает, что Чебурашка живет в ящике с апельсинами. Поэтому я думаю, что есть некоторая проблема. Если это изделие изготавливают в школе, то зачем же мы носим его туда-сюда? РДО : Александр Яковлевич! ДШ : Да, Исаак Иосифович! РДО : Ваше отношение к такому домашнему заданию? ДШ : Исаак Иосифович, ну, у нас после 10 марта был подготовлен приказ после таких вот… когда появляются в электронных журналах от некоторых учителей, чтобы что-то принести. И каждый учитель был ознакомлен. И у нас вообще запрет существует, чтобы включали в домашнее задание что-то приносить. Но в какой-то момент, конечно, это не вопиющий, но… у нас не разрешено, в общем. Был ослаблен контроль за мониторингом, за журналами со стороны администрации. И, в общем, там наказание, конечно, получат, но мы, конечно, против. Вообще против того, чтобы вообще приносили. Школа должна сама обеспечивать всеми связующими материалами… РДО : А вот мне интересно, сколько дней дается несчастной семье на выполнение такого задания? Или это вечером написали, а утром… РГМЦ : Бывает такое, что вечером написали, а завтра утром надо принести… Максимально два-три дня. РДО : Александр Яковлевич, у вас много Чебурашек дома? Лично? ДШ : Ни одного. РДО : Ни одного! А вы говорите, это не вопиющее нарушение! ДШ : Вопиющее нарушение. РДО : А! Вопиющее! ДШ : Да. РДО : Ну и вы сказали, у вас установлен запрет. Ваш работник нарушил ваш запрет. Ваше решение? ДШ : Ну это значит завуч, ему объявлен выговор. Работнику тоже объявлен выговор, учителю. Ну и, в конечном счете, будет проведено еще… педагогический совет, и это будет озвучено. Ну, в общем, до каждого педагога достучимся, что это очень серьезное нарушение. РДО (тяжело вздыхает ): Александр Яковлевич, если запрет можно нарушить фактически безнаказанно, то кто же его будет считать за запрет? Вот я понимаю там на коробке написано: «Не влезай! Убьет!», и череп с костями нарисован. Все понимают, что это запрет, что касаться электрических проводов нельзя. Потому что убьет. Вот это запрет. А у вас это так… Попробовали, нарушили, ничего не случилось — всё, запрет снят. Можете отменить, Александр Яковлевич. ДШ : (кивает опущенной головой ). РДО : Если запрет можно нарушить безнаказанно, то запрет нужно срочно отменять. И написать: «Я ошибся. Всем разрешено носить Чебурашек, крокодилов…» Хорошо хоть не написали: «Принести крокодила», да еще без кавычек. Это Северо-Восток у нас? Инспектор здесь? Значит, передайте куратору, что я жду решений по директору. Петр Саруханов / «Новая»

Учителя который день обсуждают ролик про Чебурашку. И даже, страшно сказать, обсуждают, не написать ли открытое письмо Великому и Ужасному Начальнику департамента образования г. Москвы г-ну Калине о том, что нельзя так себя вести с людьми.

В самом деле: каждому, кто когда-нибудь смотрел трансляцию совещаний в департаменте образования, стиль общения Исаака Иосифовича Калины с подчиненными мучительно знаком. Он напоминает манеру общения Сталина с наркомами. Начальник задает вопросы, на которые только он сам знает ответы, подчиненный заикается, краснеет, мямлит, присутствующие стараются слиться с окружающей обстановкой.

Московская система образования — ​да и не только московская — ​построена на вертикали страха. Все боятся всех. Все, что ты делаешь в школе, ты делаешь до первого родителя, который решит на тебя пожаловаться: объем ли ему домашних заданий не понравится или формулировка темы сочинения.

Родителям школьников нелегко. Когда в одиннадцать часов ночи твое дитя вдруг вспоминает, что завтра в школу надо принести дневник наблюдений за природой за месяц, презентацию на тему «Обитатели лесостепей» или мягкую игрушку «лисенок», родители звереют. Звереют они уже и в том случае, если ребенку предложено выбрать, какое стихотворение о природе он сам хотел бы выучить наизусть, и в том, если ему завтра нужно принести в школу циркуль. Им надоело учиться за своих детей. Покупать за них поделки (вы не знали? Есть целый черный рынок поделок из природных материалов для началки!). Рисовать за них контурные карты, ваять презентации (никто ведь в здравом уме не считает, что ребенок в 8 лет сам способен сделать презентацию в Power Point, правда?).

Весь год родители стенали: какие, к чертовой матери, желуди и каштаны, когда уже три недели снег лежит? Родим мы их, что ли? Почему учитель ставит двойку за отсутствие транспортира? Неужели нельзя выдать каждому по транспортиру на уроке?

Вопли эти достигли нужных ушей. Возмездие настигло виновных. Теперь учителям во многих школах Москвы категорически запрещено писать в графе «домашнее задание» слово «принести», даже если принести требуется циркуль на урок математики. Только «не забыть циркуль».

Виновных публично секут, чтобы остальным неповадно было. Наступило ли торжество справедливости? Да прям.

Знакомая учительница пишет: «Я не имею права повести пятнадцатилетних учеников в парк без второго сопровождающего и без письменного разрешения от родителей. Я не имею права показать им на уроке кино по своему выбору, потому что мой выбор наверняка не понравится кому-то из родителей, и они будут жаловаться».

Родители так устали бояться школы, что взбунтовались, и теперь уже школа их боится.

А для школы бояться — ​привычный образ действий.

В моем детстве школой управлял страх. Вызов к директору, вызов на педсовет, разбор персонального дела на комсомольском собрании — ​всего этого боялись. Одно время казалось, что держать население в постоянном испуге не стоит, что можно попробовать снять испуг. Но если снять испуг, то с людьми тогда надо считаться, разговаривать, а это трудно, потому что они неразумные и шумят на разные голоса.

Каждый, кто был на родительском собрании, наверняка хоть раз испытывал соблазн выстрелить холостым в воздух для острастки, когда мама Пети в очередной раз спрашивает, можно ли на физкультуру не белую, а светло-серую футболку. И кажется тогда, что самый эффективный способ управления этим разбродом — ​перепугать всех до такой степени, чтобы стояли у стены по струнке и кашлянуть боялись.

Фигня в том, что, когда стоишь у стены по струнке и кашлянуть боишься, — ​учиться невозможно. И учить тоже невозможно. Хоть по ФГОСам, хоть по старинке. Познавательная активность — ​капризная штука: просыпается только тогда, когда человек не испытывает тревоги, когда он доверяет тому, кто ведет его по новому миру дальше в непознанное.

А как учить без страха и управлять без страха — ​нынешняя школа не знает. Нет у нее таких способов. И в государстве их нет; не успели еще наработать — ​как опять решили брать на испуг. И как быть, когда тобой пытаются управлять при помощи страха, учителя тоже не знают.

…Никто на совещании в департаменте не встал и не сказал, как Алиса на суде: «Да вы просто карты».

Никто даже не попробовал. Страшно.

На самом деле мы очень храбрые, честное слово. Но вот этот текст я тоже храбро подпишу псевдонимом. Не потому, что я боюсь Исаака Иосифовича и всего департамента образования, вместе взятого. Хотя я очень не люблю, когда на меня кричат, и могу даже заплакать.

Все просто: не я строила эту школу. Не я ею руковожу. Я отведу свои десять часов в неделю и уйду. Я закончу этот год и могу уволиться, на мое место найдут нового учителя — ​а школа останется. А что можно сделать со школой — ​мы все видели в процессе реорганизации школ в большие комплексы.


Исаак Калина. Фото: РИА Новости

Мы знаем: школу можно обезглавить из-за Чебурашки. Это — ​в рамках закона. Школу можно совсем уничтожить, и это мы тоже видели.

И моя индивидуальная храбрость, которая мне ничего не стоит, в общем-то, ведь я ничем не рискую, кроме одного из нескольких рабочих мест, — ​обернется разрушением чьего-то дела жизни.

Учителю трудно быть храбрым — ​у него всегда есть заложники. И научить быть храбрым ему трудно: ну уйдет он из школы из-под власти директора-самодура, как в «Обществе мертвых поэтов», а дети останутся. Это ответственность учителя или безответственность?

Как ни пытаются нам внушить, что наша работа — ​чистая технология, она все равно упирается в этику. И никакая технология без этики не работает. И никакая машина долго на чистом страхе не едет. А если едет, то потом разваливается. У Салтыкова-Щедрина все написано.

Анна Гамалова,
для «Новой»

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

О Чебурашке и не только...

  • 3474
  • 30.04.2017

Публикация Владимира Погодина о Чебурашке, которого нельзя просить принести ученика в Москве, вызвала дискуссию в Facebook. Мнения были высказаны самые разные.

Борис Старцев: "В тему «Никаких чебурашек нет» вставлю свои 5 копеек.
Кто не в танке - суть в том, что московское начальство заметило в электронном дневнике одной из школ домашнее задание «Принести чебурашку». На селекторе директору за это устроили выволочку - он невнятно оправдывался, что дескать, запрещал такое, на что Калина ему сказал - что если запрещали, а учителя не слушаются, по вашей персоне будет принято решение. Ну и вообще - нельзя требовать приносить в школу чебурашек, потому что не в каждой семье эти чебурашки есть.

В ленте по теме - сплошной негатив, Калину ругают, а я со своей шкурной родительско-ученической позиции, пожалуй, поддержу.

Из собственного тяжелого детства помню два кейса, когда велено было в школу принести нечто. Первый кейс - на урок ботаники учительница потребовала редьку дикую. Это такое растенье дикорастущее, желтый цветок, ради которого я обегал всё Северное Тушино и еще, наверное, часть Южного. Но не нашел и потому не принес. Что мне было за это - не помню, но редьку проклятую запомнил на всю жизнь. Спустя какое-то время совершенно случайно, на Ленинградке, в районе танковых ежей, где теперь ИКЕА, набрел на целую поляну этой редьки. И подумал: эх, знал бы, что она здесь растет!

А второй кейс - я о нем как-то писал здесь - когда по природоведению нужно было сделать дома макет термометра и принести его в школу. Требовалось, чтобы на этом макете была красная лента, которая якобы температуру показывает, так что - принести нужно было срочно - пришлось порезать пионерский галстук матери, который у нее хранился с 1950-х годов, - по тамошним меркам эдакую семейную реликвию.

Кстати, у ребенка в нынешней школьной жизни таких кейсов, по-моему, не случалось. Хотя если бы вот так велено было бы принести чебурашку - сбегали бы в «Европейский» и честно купили бы. Но лучше без этого. Я, конечно, много всякой ерунды помню из детства и юности (чем ближе к старости, тем, похоже, всё больше), но вот эти кейсы, когда требование учителя принести в школу нечто или оказывается невыполнимым по объективным причинам, или чревато серьезными издержками, в голове крепко засели. Пожалуй, были это такие микро-травмы психологические, усиленные синдромом отличника.

Так что лучше без чебурашек, прав Калина".

Светлана Лаврентьева: "Ну ладно, Чебурашка... А как быть тем школам, в которых в рамках предмета "Материальные технологии" до сих пор преподается домоводство, в том числе, кулинария? Продукты для занятия - это тоже зона ответственности школы? А кто и когда их должен покупать? Насколько я знаю, школа абсолютно все закупать должна через объявление тендера. Десяток яиц и 100 грамм растительного масла для урока тоже? Или господин Калина прикажет кулинарию изучать с помощью интерактивной доски, без плиты? Почему учитель не может попросить что-то, необходимое для урока, принести, если родители не против?"

Арина Павлова : " А если на страничке дз написано "Принести текст поэмы Твардовского "ВасилийТеркин"?.. вопрос все-таки в том, что Чебурашек нельзя или нельзя слово "принести"? Волнуюсь..."

Анатолий Шперх: "Ну, нет в этом разборе на селекторе разбора педагогического кейса. Вам понятно, какого Чебурашку надо принести? За сколько времени дано это задание?

Почему возник Чебурашка и почему его вообще надо принести?
Рассматривать такие вопросы вне контекста не просто бессмысленно, но преступно.
В итоге получается, что борьба ведётся не с явлением (принуждение нести в школу предметы, нужные для обеспечения учебного процесса), а со словоупотребление. Не написал бы учитель злополучного слова "принести", все было бы тип-топ.
Но главный вопрос, который вообще за кадром: а что это вообще за такое странное задание? Какой Чебурашка имеется в виду? Кукла? Поделка? Книжка?
Об этом - ни слова".

Комментарии (11)

    https://vk.com/wall96055579_613

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 8 лет

    Род деятельности : Учитель в

    Регион проживания : Москва, Россия

    Соглашусь с Анатолием. Директор поинтересовался, что конкретно учительница имела ввиду? Может нужно было доделать изделие дома. Дети не успели на уроке. Ведь и задерживать детей после уроков запрещено! Ну,и в конце концов, доброго слова про эту учительницу не услышали. Как бы встал бы! Как бы ответил! Защитил бы честь учителя! Объяснил, что учительница имела ввиду Все равно терять нечего!

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 4 года

    Род деятельности : Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания : Ленинградская область, Россия

    как же утомило слово "кейс"...

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 2 года

    Род деятельности : Заместитель руководителя в организации дополнительного образования

    Регион проживания : Санкт-Петербург, Россия

    А в чем проблема, господа? Ненормированная лексика? Понимаю, откуда корни.

    Бизнесмен приходит к чиновнику за разрешением на свой бизнес-проект. Получает ответ: “Цена вопроса – занесите полтора лимонных Чебурашек в кейсе, и дело в шляпе.”

    Депутаты разузнали про эту историю и занялись регуляторным законотворчеством. Слово “занести” было дружно осуждено как артефакт ненормативной лексики. Был внесен законопроект, в котором было настоятельно рекомендовано избегать употребления жаргонизма “занести”, заменив его на более нейтральное “принести”. Правда, они не знали, что их же коллеги из области оказания культурных услуг обществу по сходным причинам уже выдвинули законопроект, запрещающий кодировать дензнаки чебурашками и употреблять такие антирусскоязычные жаргонизмы как кейс, вместо того, чтобы выражаться строго в рамках русских культурных традиций: “дать на лапу”.

    Вчера дотошные активисты модернизации оборзевания пытали меня, с какой целью я пасусь на сайте Педсовета, вместо того, чтобы просто опубликовать статью о своей образовательной концепции. Мне было неловко признаваться, что прежде чем садиться писать, считаю необходимым уточнить, какие аспекты достойны внимания учителей, а какие им давно известны, поэтому и общаюсь. Но здешняя тема побила все рекорды моих представлений о нынешнем состоянии дел со стандартом образования.

    Бог ты мой! Все давно уже стандартизовано! Вплоть до кейспрейскуранта на разные учебные пособия! Здесь уже не до вопросов типа: а хоть на экране показали детям мультфильм, что происходит с растением, посаженным в почву, зачем нужен цветочный горшок и в чем его преимущества и недостатки?

    Теперь я понял, что со своей концепцией образования оказался типичным рыцарем печального образа, который борется в ветряными мельницами уже и без того полностью стандартизованного образования, в котором предусмотрена каждая мелочь типа кейса цветочных горшков. И правда, старый я идиот и великовозрастный размечтавшийся Митрофонушка с учебными кейсами в качестве прилагательной, но никак не существительной проблемы школьного образования!

    Мир! Труд! Май! Кейс! Прейс!! Чай!

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 2 года

    Род деятельности : Пенсионер

    Регион проживания : Москва, Россия

    Кейс? Понятно, у этого с мозгами - вава, зомбак амеровский!

    Таких можно не слушать, зомби они, бедняги. Если не могут по-русски выразить свои мысли, то означает это, что своих мыслей у них уже нет, вытравлены "амер-слэнгом".

    Необходимо сокращать число таких зомбаков! Это одно из условий выживания русских.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 3 года

    Род деятельности : Предприниматель

    Регион проживания : Ростовская область, Россия


    • Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 8 лет

      Род деятельности : Журналист

      Регион проживания : Москва, Россия

      Обогащение языка за счет заимствований - это прекрасно! Язык от этого хуже не становится, только богаче. У каждого носителя появляется выбор, какое слово использовать в той или иной ситуации. А наличие такого выбора - это хорошо, а не плохо.

      Да, да. Только не для русского языка. Смешно "обогащать" самый богатый язык. Вот для примитивного бедненького англо-языка левополушарных - это может быть справедливо.

      Статус в сообществе : Пользователь

      На сайте : 3 года

      Род деятельности : Предприниматель

      Регион проживания : Ростовская область, Россия

Не выключенный телефон во время проверки ОГЭ – аморальное поведение, за которое учителю грозит увольнение, штраф размером до пятидесяти тысяч рублей и запрет на работу в образовательных учреждениях. После того как Департамент образования Москвы возглавил Исаак Калина, увольнения учителей и школьных директоров по незначительным поводам и без должной проверки стали обычным делом, обеспокоены эксперты. Учитель стал “шестеренкой в системе”, которую можно легко заменить на более дешевую, – демонстрируют истории, которыми с Радио Свобода поделились преподаватели московских школ.

Александра Витальевна Шкурина двадцать лет работает в школе учителем английского языка. Не первый год проверяет работы ОГЭ. В конце мая, когда уроки в школе еще не закончились, но уже начались экзамены в выпускных классах, работать приходится семь дней в неделю.

– Я была в комиссии по проверке устной части экзамена в 9-м классе. Работала и в субботу, и в воскресенье, – рассказывает Александра Шкурина. – Просто устала, забылась и один раз на автопилоте положила телефон в карман куртки. Сидела в наушниках, проверяла зашифрованные работы, куртка висела на стуле. В какой-то момент зазвонил телефон. Я была в шоке, потому что была уверена, что выключила его, как только вошла в школу. Мне сделали замечание. Телефон я отключила тут же, извинилась, продолжила работу. На следующий день снова пришла на проверку экзамена, отработала все до конца – до 30 мая. А 1 июня вечером меня вызвали к директору. Я зашла в кабинет, вижу, что на компьютере идет трансляция селекторной в Департаменте образования, там крики стоят сумасшедшие, что школу нужно выкинуть из рейтинга. Директор (Алексей Дмитриевич Головин. – Прим. РС ) спрашивает, что за скандал с телефоном. Я говорю, что не было никакого скандала – просто забыла выложить. На что мне ответили, что я позор школы, и если я не хочу, чтобы меня уволили по статье, я должна написать заявление по собственному желанию. На вопрос, по какой статье, я ответа так и не получила. Но я была просто в состоянии аффекта и зачем-то написала заявление. Мне дали подписать приказ об увольнении. Я даже не стала его читать, просто подписала.

Через несколько дней выяснилось, что в приказе значилось расторжение договора по соглашению сторон, хотя Шкурина была уверена, что договорились об увольнении по собственному желанию. Директор стал утверждать, что это одно и то же, вновь угрожал, что если учительница не согласится на такие условия, ее уволят по статье, но по какой – снова не объяснил. Разбираться в ситуации, что именно произошло во время проверки тестов и повлияло ли это на результаты экзамена, никто не стал. По требованию Департамента образования, в специальном списке учителей в интернете напротив фамилии Александры Витальевны поставили пометку – “не рекомендована для работы в учебных заведениях”.

– Отнеслись ко мне, как будто я маньяк-педофил, а это показательная казнь. В школах всех запугали с этими проверками, с рейтингами. Ведь рейтинги – это финансовые вливания для школы. И директора боятся всего, готовы вышвырнуть человека, только чтобы прикрыть себя.

На защиту Александры Витальевны встали ее коллеги. Одна из учительниц написала обращение на имя директора в ее поддержку, собрала примерно тридцать подписей. Но затем в школе объявили экстренную планерку. После ее окончания под коллективным письмом больше никто не подписался. А некоторые даже стали затирать свои фамилии.

Обратились к директору и родители. На свое коллективное письмо получили ответ, в котором говорится, что “дальнейшая трудовая деятельность Шкуриной А. В. в качестве учителя вызывает, по крайней мере, недоверие”, т. к. “учитель, нарушающий правила, не сможет убедить обучающихся их соблюдать”.

С этим мнением родители не согласны, отправили обращение в Департамент образования. Пока ответа не последовало.

– Александра Витальевна прекрасный педагог, – говорит мама одного из учеников Шкуриной Ольга Мазуренко, – она нашла подход к каждому ребенку, к каждому родителю. Всю информацию, кто опаздывает, кто что забыл, нам сообщала. Тряслась над каждым, как над своим ребенком. Если бы такого отношения не было, если бы она не была профессиональным педагогом, мы бы так не переживали.

В ответном письме директора есть несколько противоречий. Он пишет, что Шкурина уволилась по собственному желанию. К тому же утверждает, что к административной ответственности она не привлекалась. Но 16 июня учительнице пришло письмо из Департамента образования: ее вызвали для составления протокола об административном правонарушении. Накануне Александра Витальевна должна была явиться в Управление государственного надзора и контроля в сфере образования. Вместо нее пошел ее адвокат: Шкурину хотят привлечь к ответственности как должностное лицо и взыскать штраф размером до 50 тысяч рублей.

История Александры Шкуриной стала широко известна благодаря тому, что ее дочь написала подробный пост об этой ситуации в Facebook. И подобный случай далеко не единственный. Марина Христофоровна Корозо проработала педагогом-психологом почти тридцать лет.

– Я ежегодно работаю на ОГЭ и ЕГЭ, – рассказывает Марина Христофоровна. – Никогда не было никаких накладок, никаких замечаний. 30 мая я, как обычно, пришла принимать экзамен. Здесь с самого утра, когда мы еще только поднимались на инструктаж, женщина, которая является членом государственной экзаменационной комиссии, Андреева Любовь Борисовна измотала нас своими придирками и окриками. Она все время говорила, что у нас у всех что-то в руках, хотя мы на инструктаж поднимаемся со своими вещами. Кто-то пытался надеть жакет, она не разрешила – сказала, что там карманы. По ее прихоти мы даже заклеивали орфографические словари. Экзамен длится несколько часов, сидеть все это время неподвижно невозможно. И я набрасывала в конце экзамена тезисы из изложения, которое диктовали детям. Потому что мой 9-й класс тоже сдавал в этот день экзамен. Думаю: сейчас я приду домой, они мне сразу станут в "Вконтакте" писать, что у них там было, обсудим вместе. И я накидала себе на листочке пару слов, чтобы не забыть, цветочек еще рисовала, писала имя внучки. Сложила этот листочек вчетверо, он лежал на столе до того, как все дети ушли, и я никому его даже не думала передавать. В аудитории это невозможно: мы не имеем права подходить к детям, смотреть в их работы. В конце я взяла листочек в руку, и мы пошли сдавать работы в пункт приема экзамена. Когда мы туда зашли, женщина из госкомиссии как орлица на меня накинулась и стала кричать: “Что у вас в руках, выложите быстро все, что у вас в руках!” Я все кинула, у меня очки упали на стол, салфетки. Она схватила этот листочек и стала орать: “Смотрите, это шпаргалка, для чего вы это написали? Для чего? Вы знали, что вы делали”. Я говорю: вы знаете, я написала чисто для себя, никому ничего не передавала. И началось такое… все, кто были в пункте приема экзамена, все замерли в страхе, в ужасе. Андреева быстро все отксерокопировала, стала звонить в Департамент образования. Я, конечно, была в состоянии аффекта и тоже стала кричать: что я нарушила, я никому ничего не давала, почему вы сейчас со мной как с государственным преступником общаетесь?

Корозо заставили написать объяснительную записку, где она указала, что листочек никак не повлиял на проведение экзамена. Учительница, которая сидела с ней в одном классе, подтвердила, что листочек никому не передавали. После этого еще в течение четырех дней Корозо принимала экзамены как обычно. 2 июня ее вызвали к директору, где вручили трудовую книжку с записью “уволена по инициативе работодателя за аморальное поведение, несовместимое с воспитательной деятельностью”. На вопрос Радио Свобода к директору, в каких документах прописано, что за личные записи во время проведения экзамена следует наказание в виде увольнения, Кулешов Виктор Петрович сказал только, что делал все по закону, за документами отправил к Корозо. Коллеги учительницы поддержали ее, написали положительный отзыв о ее работе. Ученики создали петицию против увольнения Корозо на сайте change.org, которую подписали более пятисот человек.

– Был селектор, – рассказывает Марина Христофоровна, – и говорят что Исаак Иосифович (Исаак Калина – руководитель Департамента образования города Москвы. – Прим. РС ) на директора так кричал, угрожал, что если он не примет меры, порядок в лицее наведет он. Директор, конечно, боясь за все на свете, уволил меня. Мне не показали даже акта расследования моего дела. Сейчас увольняют без суда и следствия. Я лично видела селектор, где директора уволили за то, что родитель написал жалобу: моего ребенка по какому-то признаку обделили – всему классу дали желтые груши, а ему зеленую. Учитель в школе не личность, он шестеренка, которую легко заменить. Если я получаю сорок тысяч – у меня стаж, высокий учительский разряд, то на мое место можно взять молодого преподавателя, который будет согласен работать за двадцать тысяч. С приходом Калины все перевернулось, мы почувствовали, что попали в ад.

Другая похожая история произошла в мае этого года, когда директора школы уволили после селектора за то, что учитель задал принести на урок “Чебурашку”.

Преподаватель лицея №1537 сделал запись в электронном журнале: "принести изделие "Чебурашка". На такое домашнее задание пожаловались родители: сегодня в школах запрещено просить детей приносить что-либо. На селекторе Департамента образования Исаак Калина назвал этот случай "вопиющим": во-первых, если учителя не соблюдают запретов, то, значит, директор плохо работает, а во-вторых, "вы бы еще крокодила попросили принести без кавычек", сказал он. Уверения директора, что педагогам будут сделаны выговоры и до каждого донесут, что так делать нельзя, Калину не устроили. Директора уволили сразу после селектора.

При увольнениях учителей и директоров стало частой приписка “уволен за аморальное поведение”, отмечает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель"

– Сейчас будто мода какая-то на "аморалку", под которую можно подвести все, что угодно и которую так и норовят увидеть к месту и не к месту. И на такие жалобы в департаменте, конечно, теперь могут смотреть гораздо внимательнее. Если в школе есть конфликтная комиссия, куда входят и учителя, и представители администрации, и сами родители, то любую ситуацию можно проговорить и разрешить внутри самой школы. Но, как правило, у нас вся эта система извращена, и никакого нормального разбирательства на самом деле нет, впрочем, как и поддержки учителей.

Отсутствие разбирательства, да и просто человеческого отношения к учителям замечают многие в этой профессии. Педагог Елена попросила не называть ее фамилии. Ее за наличие мобильного телефона на ЕГЭ приговорили к административному штрафу. Вину свою признает, но главной проблемой считает то, что учителей сделали абсолютно безвольными.

– В наш функционал работа на ЕГЭ с утра до ночи не входит. Сначала ты должен пройти обучение, затем пробные экзамены. Все это начинается с февраля. Работаешь в субботу и воскресенье. Как будто у меня нет личной жизни, и я не могу ничего планировать. Притом что в прошлом году указание, кто из учителей выходит на экзамены, пришло в половине двенадцатого ночи. Многие просто даже не знали, что должны работать. А преподавателей просто обязывают. Должны заключать отдельный договор на эти работы, но такого нет. При этом невыход на экзамен чреват скандалами даже не столько для учителей, сколько для директоров. Телефон брать нельзя, не пойти на ЕГЭ тоже, хотя мне это совершенно не нужно. Но я ждала важный звонок из дома. Я дежурила в коридоре, а не в классе, достала телефон, чтобы посмотреть, не пришло ли СМС. В данном случае для меня важнее была моя семья. Я не совершала государственное преступление. Меня увидели, и разгорелся скандал. Был административный суд, платила штраф, но из школы не уволили. Я так понимаю, что директор отделался легким испугом.

С Еленой соглашается учитель из другой школы Надежда Синенко, возлагая вину на школьных директоров:

– Директора стали финансистами, дети и их обучение их не волнует. А из учителей делают менеджеров по оказанию услуг. Поэтому к нам такое “уважение” и потребительское отношение.

Каждый учитель, с которым побеседовало Радио Свобода, говорит о страхе директоров перед политикой Калины, о неуважении к личности педагога, о чрезмерных нагрузках, о сложностях в работе с детьми из-за подобной политики Департамента образования. Родители сегодня могут сообщить о том, что кто-то обижает их ребенка, при помощи мобильного телефона, зайдя на сайт Департамента образования. И на селекторе тут же разберутся, что произошло. Возможно, уволят очередного учителя или директора, чьи права, похоже, защищать никто не спешит.




---


Калина, Исаак Иосифович, не пора ли и честь знать?

    Михаил Чураев,

    Товарищи, мы в каком театре абсурда живём???
    Это вот КТО руководит образованием наших детей??
    Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель?
    Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием.
    ---
    Итак, вывод руководителя московского департамента образования: СРОЧНО принести данные по директору, педагог которого попросил принести Чебурашку. Срочно!
    А вот я, родитель, пишу, что директор ГБОУ СОШ283 Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми, от которых родители бегут СОТНЯМИ - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами.

      Наталья Фурсова,

      Михаил Чураев,
      Товарищи, мы в каком театре абсурда живём???
      Это вот КТО руководит образованием наших детей??
      Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель?
      Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием.
      ---
      Итак, вывод руководителя московского департамента образования: СРОЧНО принести данные по директору, педагог которого попросил принести Чебурашку. Срочно!
      А вот я, родитель, пишу, что директор ГБОУ СОШ283 Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми, от которых родители бегут СОТНЯМИ - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами.
      Калина, Исаак Иосифович, не пора ли и честь знать?

      И ЭТО ПОВСЕМЕСТНО! По всей стране, кроме, может быть, редких исключений.

        Марина Сухотерина,

        Наталья Фурсова,
        Михаил Чураев,
        Товарищи, мы в каком театре абсурда живём???
        Это вот КТО руководит образованием наших детей??
        Исаак Иосифович - он кто? Главный запретитель?
        Почему нельзя написать "принесите Чебурашку"? Я, родитель, сделал бы Чебурашку с удовольствием.
        ---
        Итак, вывод руководителя московского департамента образования: СРОЧНО принести данные по директору, педагог которого попросил принести Чебурашку. Срочно!
        А вот я, родитель, пишу, что директор ГБОУ СОШ283 Москвы взяточница, аморальная личность и врёт, как дышит, угнетает весь педсостав, кроме собственных лизоблюдов, эксперименты ставит над детьми, от которых родители бегут СОТНЯМИ - где реакция? Реакции ноль. Такого директора Департамент Калины прикрывает всеми силами.
        Калина, Исаак Иосифович, не пора ли и честь знать?

        И ЭТО ПОВСЕМЕСТНО! По всей стране, кроме, может быть, редких исключений.

        Полностью согласна, его прихлебатели сидят и в ус не дуют. Одна из директоров гимназий баллотируется в муниципальные депутаты и заставляет всех за себя голосовать! Учителя обзванивают родителей!! Сначала сам пусть своих всех вышвырнет. Все развалили!


        И прикрывает Департамент, и своих ставит, и своими душит учительство. И стиль управления подчиненными ненормальный, и негласные указивки пенсионеров убирать и москвичей тоже... реализуются. Конвейер при приеме на работу следующих запущен. Это в щколе-то! Зато директор из детсада разваливает школу, а ему дифирамбы на совещаниях поют... следующий намечает убрать 18 человек и убирает, не моргнув глазом врет, и тоже - ничего, нормально...
        Я рада, что заговорили учителя. Если говоришь правду, то,как правило, один, остальных уже запугали. А потом эта "сплоченная" команда воплощает в жизнь отлаженные не на одном учителе сценарии.

Как я увидел первый зрительный образ Чебурашки? Это было жарким июлем 1964 года. Племяннице моего друга, писателя Феликса Камова, купили цигейковую шубу с большим воротником. Девочке было года четыре, а шуба была куплена на вырост. Девочка...

Как я увидел первый зрительный образ Чебурашки? Это было жарким июлем 1964 года. Племяннице моего друга, писателя Феликса Камова, купили цигейковую шубу с большим воротником. Девочке было года четыре, а шуба была куплена на вырост. Девочка делала шаг и валилась на пол. Феликс сказал:

Вот опять упала Чебурашка!

Я спросил:

Что это за слово такое?

Он объяснил мне, что это редко встречающееся слово. Что “чебурахнуться” - значит упасть. И вот это “чебурахавшееся” существо мне надолго запомнилось.

Вторым толчком для возникновения Чебурашки послужил маленький хамелеончик с огромными глазами, которого я увидел на гроздьях бананов, когда писал дикторский текст к фильму об Одесском порте.

Из этих двух моментов и вырос Чебурашка.

Сначала появилась моя книга про Крокодила Гену и Чебурашку. А потом через несколько лет в киносценарии фильма “Крокодил Гена”, который мы писали с режиссером Романом Качановым, мы пояснили, что Чебурашка - ночной зверек типа лемура, но не лемур.

И когда люди, желающие присвоить себе право на Чебурашку, говорят, что я написал в предисловии к книге, что зверек чуть ли не смесь филина с кенгуру, они передергивают. В предисловии к книге мною описана любимая игрушка моего детства, а не Чебурашка.

Первый кукольный образ Чебурашки появился в 1968 году в Ленинградском театре кукол. В то время по заказу Евгении Ильиной, завлита театра кукол, я писал пьесу “Крокодил Гена”.

В это же время режиссер Роман Качанов ставил фильм “Крокодил Гена”. Мы решили писать пьесу вместе. Мы приехали в Ленин-град, где получили хороший втык от завлита за неправильное понимание драматургии. Познакомились с ведущими актерами - Фаиной Костиной и Никитой Охочинским. И с художницей по куклам Скриповой-Ясинской.

Мы рассказали ей свое видение героя, и она создала первую куклу - Чебурашку с большими круглыми ушами и большими глазами.

Следующий, уже рисованный, образ Чебурашки создал художник Борис Степанцев на студии “Диафильм” для диафильма “Крокодил Гена”. У него тот же абрис, что и у ленинградского Чебурашки.

И, наконец, был создан третий Чебурашка - для мультфильма. Его рисовал Роман Качанов. У его сына, тоже Романа и тоже режиссера, есть эскизы отца.

Художник Шварцман, который претендует на авторство Чебурашки, утверждает, что автор этого образа - он. Но пока нет ни одного документа, безусловно подтверждающего этот факт. Нет рисунка, принятого и утвержденного худсоветом или дирекцией студии.

Зато есть кукла, сделанная кукольным мастером - художником Олегом Масаиновым. Так почему же не он автор мультипликационного Чебурашки?

Но в конфликте вокруг Чебурашки есть еще одно обстоятельство. Дело в том, что, когда я передавал Японии право на использование моего персонажа, я указал в договоре, что вся территория бывшего СССР остается за мной. В то время как изображение мультипликационного Чебурашки, на которое претендует Л.А. Шварцман, было продано на весь мир, а значит, на Россию тоже. И теперь этот рисунок не может быть использован в пределах России.

Слава богу, что Чебурашку можно рисовать по-разному. У меня дома есть тысячи Чебурашек разных художников. И это меня спасает. Только адвокаты Л. Шварцмана с любого Чебурашки в стране немедленно требуют дань, подать, налог, несмотря на то что всемирные права на изображение проданы за океан.

Когда я заключаю договоры с фирмами на производство товаров, я заключаю договоры на мой персонаж. Потом говорю: а теперь идите к художникам. Можете выбирать любого Чебурашку - Чебурашку Алфеевского, Степанцева, Чижикова, Калиновского, Солина, Шварцмана и любых других. Но с Чебурашкой, которого Шварцман считает своим, надо быть осторожнее, он продан.

И адвокаты, которые заключают от его имени договоры в России, ставят Леонида Ароновича в опасное положение.

error: