Каспийский военный флот. Каспийская флотилия рф. Каспийская военная флотилия

function.mil.ru

Церемония подъема Андреевского флага и включения в состав флотилии новейшего противодиверсионного катера «Юнармеец Дагестана» (типа «Грачонок») состоялась в пункте базирования соединения надводных кораблей в Махачкале. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов лично вручил Военно-морской флаг командиру противодиверсионного катера старшине 1 статьи Реману Алирзаеву.

Выступая перед личным составом соединения главнокомандующий ВМФ России отметил, что сегодня новейшие патрульные катера, имеющие наименование юнармейцев Балтики, Заполярья, Крыма, Беломорья, Камчатки и Каспия, достойно несут свою службу.

15 июля малый ракетный корабль Каспийской флотилии «Углич» прошёл пролив Босфор, направляясь на боевую службу в Средиземное море. Для МРК «Углич» это первый поход в Средиземное море, ранее корабль не покидал пределы Каспийского моря.

Таким образом, теперь все 7 МРК проекта 21631 «Буян-М», имеющиеся у ВМФ России, побывали на боевой службе в Средиземном море!

Сегодня патрульный корабль Черноморского флота «Василий Быков» вышел из Севастополя и начал переход на Балтийский флот для участия в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.

В ходе межфлотского перехода экипажу предстоит преодолеть более 5 тысяч морских миль, пройти Чёрное, Мраморное, Эгейское, Средиземное, Северное и Балтийское моря, а также часть Атлантического океана.

Головной корабль проекта 22160 построен АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» и был передан Черноморскому флоту в декабре прошлого года.

Одновременно с патрульным кораблём «Василий Быков» из Севастополя на боевую службу в Средиземное море вышел МРК Каспийской флотилии «Великий Устюг».

  • Фото с сайта fleetphoto.ru
  • Малые ракетные корабли Каспийской флотилии «Великий Устюг» и «Град Свияжск» проекта 21631 совершают переход на Черноморский флот.


  • cdn2.img.ria.ru
  • Более 30 бронетранспортеров БТР-82А получила морская пехота Каспийской флотилии, сообщил журналистам начальник пресс-службы Южного военного округа Вадим Астафьев.

    «Подразделения морской пехоты Каспийской флотилии пополнились 32 бронетранспортерами БТР-82А, прибывшими эшелоном в Астрахань из Костромской области. … БТР-82А прибыли в подразделения морской пехоты в рамках программы перевооружения на современные образцы техники до 2020 года», — сказал он.

    После разгрузки с железнодорожных платформ машины своим ходом прибыли в воинскую часть, где личный состав начал готовить новую технику к предстоящим интенсивным полевым выходам. Военнослужащие из состава экипажей БТР проверили технические жидкости и исправность систем бронетехники.

    Астафьев напомнил, что в мае подразделения морской пехоты в Дагестане получили 29 единиц БТР-82А. В летнем периоде обучения на полигонах боевой подготовки будут задействованы более 60 новых бронемашин.

  • Фото с сайта fleetphoto.ru
  • Артиллерийские катера Каспийской флотилии АК-201, АК-248 и АК-326 совершили переход из Астрахани в Керчь для охраны судоходства в Азовском море и Керченском проливе.


  • function.mil.ru
  • Подразделения морской пехоты Каспийской флотилии пополнились новыми бронетранспортёрами БТР-82А, прибывшими эшелоном в Дагестан из Костромской области.

    Около 30 боевых машин уже прибыли в воинскую часть, где личный состав начал обкатку новой техники. Экипажи были заранее сформированы и прошли обучение вождению в учебных воинских частях Южного военного округа.

    БТР-82А прибыли в подразделения морской пехоты флотилии в соответствии с планом перевооружения на современные образцы техники войск округа.

    Ещё одна партия бронетранспортёров прибудет к морпехам в конце июня этого года.

  • Фото с сайта fleetphoto.ru
  • Отряд кораблей Каспийской флотилии в составе артиллерийского катера АК-248, рейдового тральщика РТ-234, рейдового водолазного катера РВК-933 и рейдового буксира РБ-410 совершает переход из Астрахани в Ростов-на-Дону, где 5 мая вместе с катерами Черноморского флота примет участие в параде в честь 100-летия образования Южного военного округа, который является преемником Северо-Кавказского военного округа.

    Впервые в новейшей истории корабли Каспийской флотилии прошли Волго-Донской судоходный канал, а сам переход из Астрахани в Ростов-на-Дону и обратно позволит отработать переброску сил ВМФ с одного театра на другой.

  • Фото из открытых источников
  • МОСКВА, 2 апр — РИА Новости. Каспийскую флотилию переведут из Астрахани в дагестанский Каспийск, заявил министр обороны Сергей Шойгу.

    «Там у нас разворачивается огромная стройка: пирсы, причалы, пункты обслуживания, жилье. Будет увеличиваться количество наших офицеров и военнослужащих кратно», — сказал Шойгу на совещании с руководством Минобороны.

    По его словам, перевод флотилии является серьезной составляющей безопасности в регионе.

    C 9 по 13 октября в северной и центральной частях акватории Каспийского моря прошли итоговые учения корабельных группировок Каспийской флотилии. Было интересно и насыщенно — море, корабли, стрельбы из различных видов оружия, в том числе и ракетами «Калибр».

    Учебная тревога!


  • Парад в Петербурге уже освещался, а это обзор по парадам в других городах.

    Парад кораблей Северного флота, в котором приняли участие надводные корабли и подводные лодки, а также военно-спортивный праздник состоялся в главной базе Северного флота Североморске. В парадном строю на рейде Североморска встали тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Верхотурье», атомный подводный ракетный крейсер «Орёл», большая дизель-электрическая подводная лодка «Калуга», большой десантный корабль «Кондопога», малый ракетный корабль «Рассвет», малые противолодочные корабли «Снежногорск» и «Брест», морской тральщик «Машинист», базовые тральщики, пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» погрануправления ФСБ России по западному арктическому району.



  • На горном полигоне Аданак в Республике Дагестан артиллерийское подразделение морской пехоты Каспийской флотилии (КФл) впервые провело учение с использованием комплекса разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец».

    Данный комплекс поступил на вооружение подразделений морской пехоты КФл в мае 2017 года. К учениям были привлечены около 100 военнослужащих, самоходно-артиллерийская батарея в составе самоходных артиллерийских орудий (САО) «Нона» и порядка 20 единиц боевой и специальной техники.

    По легенде учения разведывательным дозором обнаружен условный противник. Разведчик, оснащённый новым КРУС «Стрелец», используя лазерный дальномер из его комплекта, определил координаты цели и передал их в автоматическом режиме на персональный планшет командиру батальона, который принимает решение об использовании артиллерии.

    Самоходно артиллерийская батарея, получив приказ выдвинулась на позицию и используя полученные координаты выполнила стрельбу по назначенным целям, уверенно поразив мишенные позиции, имитирующие условного противника, тем самым на практике доказав эффективность использования и применения КРУС «Стрелец».

    Применение КРУС «Стрелец» при решении огневых задач, позволяет командиру сократить время от момента обнаружения цели до её поражения в два раза, что достигается путём передачи координат цели от разведчика до командира в автоматическом режиме без ручного ввода координат и их устного перечисления. Помимо этого, КРУС «Стрелец» сопрягается с различными средствами разведки, в том числе с БЛА и позволяет передавать в адрес командира сведения о состоянии здоровья разведчика, текстовые сообщения (СМС), речевую информацию и сведения о месте положения военнослужащего.


  • В состав отряда судов обеспечения Каспийской флотилии принято новое судно — рейдовый буксир «РБ-410». Представители завода-изготовителя передали буксир командованию флотского объединения. Под звуки гимна Российской Федерации на судне поднят Андреевский флаг, сообщила пресс-служба Южного военного округа.

    «РБ-410» построен на стапелях Астраханского судоремонтного завода и стал четвёртым судном данного проекта, три предыдущих успешно выполняют задачи по предназначению в акватории Каспия. Данный проект судна «река-море» спроектирован специально с учётом особенностей Каспийского моря и дельты реки Волга, оснащён новейшим оборудованием, современными средствами навигации «Глонасс», системами связи и автоматики.

    Главными особенностями «РБ-410» являются его высокая мореходность и возможность прохождения за счет своей небольшой осадки (280 см) малых глубин реки Волга, Волго-Каспийского морского судоходного канала и северной части Каспийского моря. Буксир оснащён двумя мощными двигателя по 800 лошадиных сил каждый. Он способен развивать скорость до 12 узлов в час, предназначен для буксировки кораблей и судов в прибрежных морских районах, снятия их с мели, выполнения кантовочных и швартовных операций.

  • А у меня в городе сегодня гости.

    В Морской порт Актау (Казахстан) с дружеским визитом 22 октября прибыли корабли Каспийской флотилии Военно-морского флота Российской Федерации в составе ракетного корабля Татарстан, флагмана Каспийской флотилии, малого ракетного корабля Град Свияжск и морского буксира МБ-58.

    В пост добавлены фото ухода кораблей.


    В ходе проведения стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016» корабельная ударная группа (КУГ) Каспийской флотилии в составе малых ракетных кораблей «Град Свияжск» и «Углич» успешно выполнила учебно-боевую задачу по поражению критически важных береговых объектов и корабельных группировок условного противника комплексом высокоточного ракетного оружия «Калибр».

    На первом этапе учения экипаж МРК «Град Свияжск» успешно выполнил ракетную стрельбу высокоточным оружием — комплексом «Калибр» по береговой цели. В результате ракетного пуска ракета, пролетев около 100 морских миль (180 километров) успешно поразила береговую цель — специальную мишенную позицию, имитирующую командный пункт условного противника.

    В ходе второго этапа были отработаны совместные действия корабельных группировок при ведении боя с надводными кораблями условного противника. Экипаж малого ракетного корабля «Углич» нанёс ракетный удар высокоточным оружием по морской цели из ракетного комплекса «Калибр». Ракета поразила цель — корабельный щит-мишень (имитатор корабля условного противника), находившийся на расстоянии более 70 морских миль (более 120 километров).

    Оперативное объединение Каспийская флотилия базируется в Астрахани, а в составе имеет надводные корабли, поисково-спасательные суда, авиацию, части береговых войск, а также специального, технического и тылового обеспечения. Главными задачами её являются следующие: обеспечить национальные и государственные интересы РФ в данном регионе, противодействовать терроризму.

    История

    Краснознамённая Каспийская флотилия - почти старейшее оперативное объединение военно-морского флота нашей страны, образованное в ноябре 1722 года императором Петром Первым. Одновременно был построен военный порт в Астрахани, чтобы защитить север и запад побережья Каспия. Каспийская флотилия ВМФ России участвовала практически во всех походах, которые предпринимала страна в данном регионе: 1722 года, предпринятый императором, сопровождался уже 80 крупными кораблями. С 1867 года главная база переместилась в Баку. Таким образом охранялись рыбные и торговые промыслы, были представлены флотилией промышленные интересы России в Иране. Заслуги были велики: Каспийская флотилия ВМФ России завоевала право на Георгиевскую ленту, которую носили моряки на бескозырках.

    В 1918 году флотилия стала Военным флотом Астраханского края, затем была реорганизована в 1931-м. В Великую Отечественную Каспийская флотилия ВМФ России воевала под Мариуполем, Керчью, Севастополем и многих других фронтах, моряки сопровождали в транспортах военные грузы и нефть по Каспию. За огромные заслуги в войне с фашистскими захватчиками многие сотни матросов и офицеров были удостоены медалей и орденов, а среди них - восемь Героев Советского Союза. Сама Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала Краснознамённой.

    Базирование и состав

    Когда государство СССР перестало существовать, а республики преобразовались в суверенные страны, в 1992 году силы, средства и корабли флотилии тоже были разделены. Семьдесят процентов всех средств перебазировались обратно в Астрахань, где находится главный штаб, а кроме того, в Каспийск и Махачкалу, остальные тридцать процентов отошли Азербайджану - жилой фонд, береговая инфраструктура и корабли. В 2010 году Каспийская флотилия уже находится в составе Она составляет едва ли не главную компоненту, поскольку в составе её находятся части морской пехоты, береговых войск ракетной артиллерии и много чего ещё, помимо основного состава - нескольких дивизионов и бригад кораблей.

    Сегодня Каспийская флотилия насчитывает около сорока кораблей и разнообразных судов, два сторожевых корабля - "Дагестан" и "Татарстан", три малых ракетных - "Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг", четыре малых корабля артиллерии - "Махачкала", "Волгодонск" и "Астрахань". А также имеются здесь ракетные и артиллерийские катера, два базовых тральщика и пять рейдовых, шесть десантных катеров и многое, многое другое. Каспийская флотилия, по данным Министерства обороны России, только в 2015 году участвовала в более сорока учениях разной направленности, в том числе и по борьбе с терроризмом. Флагманом служит ракетный сторожевой корабль "Татарстан" под командованием контр-адмирала Игоря Осипова. Суда и корабли, части и подразделения специального назначения - честь и слава, которую бережёт и преумножает Каспийская флотилия ВМФ России. Состав её разнообразен и насколько возможно полон: сюда входит даже гидрографическое судно службы ВМФ.

    Использование

    Надводная составляющая ВМФ защищает морские коммуникации, перевозит и прикрывает десанты, устанавливает минные заграждения и борется с минной опасностью, обеспечивает выход и развёртывание подводных сил, а также и возвращение их на территорию базы. Подводные же наносят неожиданные удары по континентальным и морским целям, а также и разведывательным. Вооружение Каспийская флотилия ВМФ РФ имеет самое современное: баллистические и крылатые ракеты. Морская авиация предназначается для противостояния группировкам надводных кораблей, для ракетных и бомбовых ударов по объектам на берегу, для отражения атак противокорабельных ракет и вражеских самолётов, для указания цели кораблям при обнаружении подводных лодок противника.

    Таким образом, обороняются все побережья Каспия: порты, пункты базирования и береговые объекты, а также ведутся боевые действия всем составом воздушно-морских десантов. Каспийская флотилия ВМФ России, состав которой предполагает качественную защиту наших рубежей, не только стоит на страже, но и сдерживает все военные силы остального мира, умиротворяет угрозы недоброжелателей по отношению к нашей стране, защищая её суверенитет даже за пределами сухопутных территорий - во внутренних и территориальных водах, а также свободное передвижение судов в открытых морях и океанах.

    Ради мира

    Создаются и поддерживаются условия, обеспечивающие безопасность морехозяйственной деятельности Российской Федерации, именно поэтому в Мировом океане присутствуют и военно-морские силы России. Демонстрируется флаг, корабли и суда ВМФ наносят визиты в отдалённые точки планеты, преследуя интересы РФ, а также осуществляется с участием ВМФ большая миротворческая и гуманитарная работа мирового военного сообщества.

    Так, в 2015 году, хотя Каспийская флотилия ВМФ России не базируется на пункте за пределами Каспия, были нанесены двадцать шесть ударов из УКСК крылатыми ракетами по объектам базирования террористов в Сирии, которые успешно поразили одиннадцать целей. Дальность в полторы тысячи километров вполне доступна кораблям флотилии: "Углич", "Великий Устюг", "Град Свияжск" и "Дагестан" отлично справились с поставленной задачей.

    Оснащение

    Все корабли, охраняющие наши границы на Каспии, разработаны и произведены на верфях страны: на Зеленодольском и Приморском Азовска, Астрахани, Феодосии, Петрозаводска, а также ССЗ "Волга", "Залив", "Имени 61 коммунара", но особенная гордость - ракетные катера и тральщики с берегов Невы, которые получила Каспийская флотилия ВМФ России. Адрес: Санкт-Петербург, Средне-Невский судостроительный завод. Ракетные катера оснащены тактическими крылатыми ракетами "Калибр", который производится в Екатеринбурге. На этой же основе разработаны комплексы подводного, надводного, воздушного и наземного базирования, а также экспортные варианты. Именно этим вооружением пользуются Россия, Индия и Китай.

    Данные об экспортном варианте официально разглашались, поэтому можно сказать о предельной дальности такой ракеты. Она составляет от двухсот семидесяти до трёхсот километров. Однако ещё в 2012 году состоялась встреча Сергея Аклеминского, вице-адмирала, который в то время командовал Каспийской флотилией, с президентом Дагестана, где прозвучали другие цифры. С. Аклеминский уверенно заявил, что в своём тактическом варианте кралатая ракета комплекса ЗМ14 ("Калибр") легко поражает цели, находящиеся на расстоянии более чем две с половиной тысячи километров. Двадцать шесть точных залпов в цель на территории Сирии и затем ещё восемнадцать настолько же успешных говорят о том, что вице-адмирал никого не вводил в заблуждение. Корабли и суда, откуда был нанесён удар, - это Каспийская флотилия ВМФ России, адрес её не менялся, Каспий она не покидала.

    Как поделили Каспий

    Берега Каспийского моря делят пять стран: Россия, Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран. Раньше, во время СССР, стран, претендующих на самое крупное озеро мира было только две - Советский Союз и Иран. Изменение политической карты значительно усложнило ситуацию. Этот регион чрезвычайно важен для каждой из вышеперечисленных стран, это и биологические, и энергетические ресурсы, здесь большие запасы газа и нефти, а также девяносто процентов осетровых рыб мира. В данный момент Каспий между прибрежными странами не поделен, кроме экономических зон и территориальных вод. Это положение не удовлетворяет ни одну из сторон. Каждая хочет любыми правдами и неправдами заполучить как можно больше территории. Наши интересы на Каспийском море защищает Каспийская флотилия ВМФ России. Фото демонстрирует, что защита эта достаточно мощна.

    Российская Федерация очень долго настаивала на том, чтобы Каспий был чем-то вроде кондоминимума, общим достоянием всех пяти государств, когда действия каждого согласовываются с остальными. Добиться понимания не удалось, и Москва изменила позицию, предлагая поделить морское дно по срединным линиям, продолжающим границы на суше, а толща моря будет общей. На такой раздел согласились Азербайджан и Казахстан. Однако Азербайджан хочет взять во владение не только дно, но и акваторию с воздушным пространством своего сектора. Ирану больше нравится делёж поровну - каждой стране двадцать процентов. Туркмения настаивает на сорока семи милях зон экономических интересов. Словом, согласия пока нет. Это объясняется тем, что на недавно открытые месторождения претендуют сразу несколько стран. Тем более что сложно провести границы по озеру, где уровень воды - величина непостоянная, а берега всё время меняют свои очертания.

    Причины напряжённости

    Все региона наращивают вооружение и увеличивают боевой состав своих военных флотов. Прирастают числом ударные ракетные корабли, ожидается появление подводных лодок. Развиваются как диверсионные, так и противодиверсионные части, а также ракетные средства на берегу, морская пехота и авиация. Об этом в один голос говорят эксперты в аналитическом центре по мировой торговле оружием. Наращивает вооружения и Каспийская флотилия ВМФ России: морская пехота, авиация, связь, вооружение - всё это получает пополнение и дополнения. А что делать, если ответ соседей на вопрос "зачем?" Россия получает весьма невнятный, а количество и качество военно-морских сил при этом у них растёт безостановочно.

    Угрозы с Каспия очень даже велики, как считают прикаспийские страны. Это контрабанда, наркотрафик, браконьерство и, конечно же, терроризм. Безусловно, каждый пункт этих объяснений достаточно актуален, тем более что современные контрабандисты, браконьеры и тем более террористы сейчас оснащены по последнему слову науки и техники. Но как можно использовать против браконьера ракетные корабли и подводные лодки с ядерными боеголовками на борту? Разумеется, такое вооружение предназначено для более серьёзного противника. Это может значить только одно: политические противоречия, которые создают во всём регионе такую высокую напряжённость, разрешатся нескоро.

    Интенсивность повысилась

    Летом 2016 года значительно увеличилось количество походов, в которых участвовали корабли Черноморского флота и Каспийская флотилия ВМФ России. Астрахань, являющаяся основным местом базирования флотилии, принимала участие в разработке планов учений и выполнения совместных учебно-боевых задач. Состав тактических группировок был различным, выполнялись артиллерийские и ракетные стрельбы с привлечением до двадцати судов и кораблей обеспечения.

    Проведены конкурсы международных армейских игр "Морское дерби", "Глубина" и "Кубок моря". Пройдено более 197 тысяч то есть свыше 336 000 километров. Время, проведённое в море экипажами, составило 2300 суток, то есть показатели прошлого года перекрыты почти в два раза.

    Учения-2016

    Только один июньский учебный сбор на Каспии длился две недели. Отряды боевых кораблей и приданные им суда обеспечения вернулись из морского похода по центральной и южной частям Каспийского моря. Пятнадцать суток выполняла поставленные задачи Каспийская флотилия ВМФ России. Махачкала и Астрахань приняли на своих базах корабли, прошедшие почти две тысячи миль (3600 километров морского пути) и выполнившие более пятидесяти разнообразных по направленности и тематике корабельных учений.

    Улучшилось совместное маневрирование, взаимодействие отряда кораблей, отработано движение разными строями. Проведены артиллерийские стрельбы, учения по противоминной защите, противовоздушной обороне во взаимодействии с авиацией, по поиску и сопровождению морских и воздушных целей, наведению авиации с дальнейшим уничтожением цели. Отработаны заправка на ходу горюче-смазочными материалами, пополнение материальных запасов с помощью судов обеспечения. И это только один поход. А учения продолжались весь весенне-летний сезон.

    Хорошая новость

    Спасательным буксирным судном пополнилась Каспийская флотилия в июле 2016 года. СБ-738 прекрасно выдержало государственные испытания: энергетические установки работают надёжно, навигационное оборудование и остальные системы показали себя с наилучшей стороны. Успешно пройден весь комплекс наладки и контроля аварийного и спасательного комплекта, выполнены поисковые, обследовательские и водолазные работы на разных глубинах, проверены мореходные качества, управляемость, ходкость, остойчивость, инерция на всех ходовых режимах.

    Судно приняло участие в корабельных учениях по его основному предназначению - тушение пожаров на берегу и на аварийных судах с оказанием помощи пострадавшим, в том числе и медицинской, и эвакуацией людей. Все характеристики судна подтверждены и соответствуют техническим условиям. Каспийская флотилия включила в свой состав ещё одну судовую единицу к двум другим, выполненным по этому же проекту. Теперь один буксир будет снимать с мелей корабли на Чёрном море, а два - на Каспийском. А также тушить пожары, подавать электроэнергию, поддерживать на плаву аварийные корабли, выполнять водолазные работы, собирать разлившиеся нефтепродукты с поверхности воды, выполнять обследовательские и поисковые работы.

    Каспийская флотилия - одно из старейших оперативных объединений Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Главная база - Астрахань, места базирования и дислокации - Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.

    Флагман - сторожевой ракетный корабль «Татарстан» (проект 11661К, тип «Гепард»).

    В настоящее время в состав флотилии входят более 50 кораблей и судов, в том числе:

    — 2 сторожевых корабля проекта 11661К («Татарстан» и «Дагестан»),
    — 3 малых ракетных корабля проекта 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг»),
    — 4 малых артиллерийских корабля проектов 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала») и 12411 (МАК-160),
    — 1 ракетный катер (в ремонте с 2008 г.),
    — 5 артиллерийских катеров,
    — 2 базовых тральщика,
    — 5 рейдовых тральщиков,
    — 6 десантных катеров,
    — малое гидрографическое судно «Анатолий Гужвин»,
    — спасательно-буксирное судно СБ-45 и др.

    Сторожевой корабль «Татарстан» во время военных учений «Кавказ-2012» в Каспийском море

    В составе флотилии - несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

    17 августа в состав флотилии принят новый спасательный буксир СБ-738 проекта 22870. До конца 2016 г. должны поступить два рейдовых буксира: РБ-410 строится по проекту 705Б астраханским филиалом судоремонтного завода «Звездочка», строительство РБ-937 (проект 90600) завершается на стапелях завода «Пелла» в Санкт-Петербурге.

    Ожидается, что в 2017 г. флотилию пополнят десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», а до 2020 г. ее состав пополнится еще 6 боевыми кораблями и катерами и будет почти на 90% состоять из новых образцов военной техники.

    Учебно-боевые задачи флотилии

    В 2016 г. Минобороны РФ публикует только общую статистику по выполнению учебно-боевых задач для Черноморского флота (ЧФ) и Каспийской флотилии.

    С января по октябрь корабли ЧФ и флотилии прошли свыше 400 тыс. морских миль (более 750 тыс. км). Наплаванность (проведенное в море время) составила свыше 4,6 тыс. суток, что почти на 40% превысило показатель предыдущего года.

    Выполнено более 600 боевых упражнений, в т. ч. свыше 40 ракетных стрельб, более 250 минно-тральных боевых упражнений, около 290 глубинных бомбометаний. В августе экипаж малого ракетного корабля «Углич» победил в конкурсе «Кубок моря — 2016», проходившем в рамках «Армейских международных игр - 2016».

    В сентябре корабли флотилии провели артиллерийские стрельбы в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2016».

    В октябре ракетный корабль «Татарстан» и малый ракетный корабль «Град Свияжск» совершили 20-дневный сбор-поход, за время которого они прошли около 2 тыс. морских миль (3,6 тыс. км), посетили порты Актау (Казахстан) и Бендер-Энзели (Иран).

    Из истории флотилии

    Образована 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 г. по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта. Флотилия и порт служили для защиты побережий Каспия - северного и части западного.

    Среди первых операций флотилии - участие в Персидском походе Петра I (1722–1723), к концу которого в составе флотилии имелось до 80 крупных кораблей.

    В 1867 г. главной базой флотилии стал порт Баку (ныне столица Азербайджана). До Октябрьской революции 1917 г. флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также представляла русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена Георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

    После Октябрьской революции, в апреле 1918 г., был создан Военный флот Астраханского края, 27 июня 1931 г. реорганизованный в Каспийскую военную флотилию.

    Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. моряки сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем и на других участках фронта, сопровождали транспорты с нефтью и военными грузами и т. д. За заслуги в разгроме нацистских захватчиков сотни моряков флотилии были награждены орденами и медалями, восемь из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

    27 апреля 1945 г. за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

    В 1950–1980-х гг. флотилия была одним из важнейших стабилизирующих факторов в регионе. На ее морских полигонах проводились испытания новых видов вооружения, в том числе крылатых ракет.

    Вслед за распадом СССР и преобразованием бывших республик в суверенные государства, 16 апреля 1992 г. произошел раздел сил, средств и кораблей флотилии между РФ и Азербайджаном. 70% сил и средств перешли России и были перебазированы из Баку в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой. Азербайджан получил право распоряжаться оставшимися 30% кораблей, береговой инфраструктуры и жилого фонда флотилии.

    В 2010 г. Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа в качестве морской компоненты. Ее главной задачей является обеспечение национально-государственных интересов России в регионе.

    В ночь с 6 на 7 октября 2015 г. корабли флотилии из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр НК» по объектам «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация) на территории Сирии.

    Сторожевой корабль «Дагестан» в пункте базирования Каспийской флотилии

    Артиллерийский корабль класса «река - море» «Астрахань» спущен на воду на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»

    Малый ракетный корабль проекта 21631 «Углич»

    Стрельба высокоточным оружием из ракетного комплекса «Калибр-НК» корабля «Дагестан» по береговой цели

    Головной корабль серии «Буян-М» «Град Свияжск»

    Торпедный катер отрабатывает тактические элементы в дельте Волги

    ВМФ России

    Каспийская военная флотилия

    Общие данные

    Численный состав

    535 человек (по состоянию на 1914 г.)

    Техника (по состоянию на 1914 г.) :

    • Техника подводная - 0 ед.;
    • Техника надводная - 7 ед..

    Военные конфликты

    Персидский поход (1722-1723), Русско-персидская война (1804-1813), Русско-персидская война (1826-1828),

    Каспийская флотилия – это оперативное объединение Российского Императорского флота в 1722 – 1917 гг., Морских сил РККА и ВМФ СССР в 1918-1991 гг. и ВМФ России с 1991 года по настоящее время. В 1722-1867 годах основные силы флотилии базировались в Астрахани, в 1867-1917 гг. в Баку, с 1991 года - в Махачкале и Астрахани.

    История

    Древняя Русь

    Первый морской поход русских в Каспийском море датируется 880 г. Арабские летописные источники упоминают о нападении русских лодей на города Табаристан и Аберегун, попытка окончилась неудачей. Но уже в следующем походе в 909 году, русские захватили города Абесгун и Макале (Миан-Кале), находящиеся в Астрабадском заливе.

    Морские походы русских на Каспии продолжались до конца XII века. Затем, почти на 300 лет сфера интересов русских княжеств переключилась на Балтийское море.

    Русское Государство

    Иван Грозный в 1556 году присоединяет Астраханское ханство к русскому государству. Это позволило в итоге, учитывая, что до это было завоевано Казанское ханство, открыть торговый путь по Волге и Каспийскому морю со странами Средней Азии и Персией. Обязанность по защите торгового морского пути лежала на казаках.

    Была предпринята попытка создания каспийской морской флотилии. 14 ноября 1667 года были заложены корабли, в том числе первый русский фрегат "Орёл". Однако вскоре восставшие казаки под предводительством Степана Разина сожгли их и создание флотилии было отложено на 52 года. В числе причин, помешавших созданию флотилии, кроме восстания казаков, историки указывают на борьбу за власть после смерти царя Федора Алексеевича, Северную войну, войну с Турцией.

    Российская Империя

    XVIII век. Создание флотилии. Персидский поход

    В 1704 году в Казани было основано адмиралтейство и начато строительство судов для Каспия. В период 1714-1720 годов несколько экспедиций русских моряков составили сводную карту Каспийского моря. Кроме того, под Казанью были обнаружены ценные породы дуба, которые использовались в производстве кораблей и поставлялись на Балтийские верфи. Перед Петром I стояла цель - создание флотилии для войны с Персией, самым сильным противником на Каспийском море в то время, чтобы получить беспрепятственный доступ к ресурсам Каспийского моря и торговым путям со Средней Азией и Индией.

    18 июля 1722 года Петр I вышел из Астрахани в Каспийское море с флотилией, состоящей из 274 судов с 22000 войск на борту под командованием генерал-адмирала Апраксина. Флотилией командовал генерал-адмирал Апраксин. Головным отрядом командовал сам Петр I под псевдонимом адмирал Петр Михайлов. На берегу Астраханского залива в районе нынешнего северного Дагестана десант соединился с 9000 кавалерии и 23 августа российские войска заняли Дербент.

    4 ноября 1722 года Петр I своим указом создает в Астрахани военный порт и военную флотилию. Именно эту дату принято считать днем создания Каспийской военной флотилии.

    Уже летом 1723 года Каспийская флотилия проводит успешную операцию по захвату Баку. Персидский поход заканчивается подписанием трактата 17 сентября 1723 года, по которому Российской Империи переходят Баку и Дербент с прилегающими территориями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад.

    После смерти Петра I, большая часть его завоеваний была утрачена, поэтому в 1781 году по указу Екатерины II в Каспийскую флотилию были переведены три фрегата, бомбардирский корабль и два бота. Управление соединением было получено князю Потёмкину. Соединившись с несколькими ботами из Астрахани, эта флотилия восстановила русское военное присутствие на Каспии.

    XIX век. Русско-Персидские войны.

    Русско-персидская война 1804-1813 гг.

    Русско-персидская война 1804-1813 гг.

    В 1804 году началась русско-персидская война. Каспийская военная флотилия активно участвовала в боевых действиях, бомбардировала крепости, сковывала действия персидских кораблей, подвозила продовольствие и боеприпасы для войск, сопровождала торговые караваны.

    Соединение кораблей в составе фрегата, яхты и пяти галиотов под командованием капитана-лейтенанта Веселаго 22 июня 1805 года подошло к крепости Энзели. Под прикрытием огня с кораблей, был высажен десант, который смог овладеть берегом. Было захвачено 8 персидских орудий и 2 судна. Через 9 дней, второй десант в 450 человек высадился и захватил укрепление Пиребазар в Энзелийском заливе. 15 августа началась осада Баку, эскадра в составе фрегата, яхты, четырех галиотов и шлюпа, имевшая в общей сложности 69 пушек, бомбардировала крепость Баку, а десант пошёл на штурм крепости.

    С 9 декабря 1812 года по 1 января 1813 года, соединение кораблей под командованием уже капитана 1 ранга Веселаго в составе 16-пушечного корвета «Ариадна», бомбардирского корабля «Гром», шхоута и люгера, проводило обстрел персидской крепости Ленкорань, и десантом помогло сухопутным войскам осаждавшем крепость. После взятия крепости была открыта прямая дорога российским войскам для завоевания Персии. В 1813 году, с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота, а так же земли западного побережья Каспийского моря до Астары.

    Русско-персидская война 1826-1828 гг.

    Русско-персидская война 1826-1828 гг.

    Гюлистанский договор был неприемлем для персов, они начали готовиться к новой войне, чтобы вернуть потерянный земли. В июле 1826 года, 60-тысячная армия персов вторглась без объявления войны на территорию Российской Империи и заняла Карабахское ханство. Обороняться русской армии активно помогала Каспийская флотилия.

    20 июля 1826 года флотилия в составе около 35 кораблей встала в оборонительный рейд около крепости Ленкорань. Командовал флотилией генерал-майор П.Г. Орловский. 27 июля персидская армия атаковала крепость. Флотилия обстреливала пехоту и конницу врага, но русские не смогли удержать крепость и 1 августа флотилия забрала солдат на борт и эвакуировала их в Баку. Когда персы атаковали Баку, Каспийская флотилия обеспечила превосходство на море, тем самым лишив сухопутные персидские части поддержки с моря. В этих боях отличился бриг "Орёл".

    С мая по сентябрь 1827 года корабельное соединение продолжало боевые действия против персов. Зимой флотилия пополнилась новыми кораблями: 8 бригов, 2 транспортных и несколько вооружённых судов, нанятых у частных судовладельцев. С наступлением весны, обновленная каспийская флотилия в количестве 55 кораблей внесла решающий вклад в победу русских войск под командованием генерала Паскевича.

    10 февраля 1828 года был подписан очередной мирный договор между Россией и Персией. По нему победившая Россия сохранила права на земли до реки Астары, получила Эриванское и Нахичеваньское ханства. Персия заплатила 20 миллионов рублей контрибуции, а также лишилась права содержать флот на Каспии.

    После завоевания всего Каспийского моря, у России не осталось врагов и Каспийская флотилия стала приходить в упадок. Сюда стали присылать проштрафившихся офицеров в качестве наказания. Ситуация несколько улучшилась с открытием месторождений нефти. Для защиты месторождений в 1867 году основной базой Каспийской флотилии сделали базу в Баку.

    Начало XX века.

    К 1914 году Каспийская флотилия имела в своем составе Бакинский военный порт, Астрабадскую морскую станцию и всего лишь семь кораблей: две канонерские лодки, два посыльных судна, транспорт, два портовых судна, а также отдельную флотскую роту. На флотилии служили 15 строевых офицеров, 3 инженер-механика, 13 офицеров по адмиралтейству, 8 медицинских чинов, 1 военно-морской чиновник, 18 кондукторов, 67 сверхсрочнослужащих, 409 унтер-офицеров и матросов.

    Командующим в то время был контр-адмирал В.А.Алексеев, затем контр-адмирал Е.В.Клюпфель, в подчинении которых находились как корабельные силы, так и вся инфраструктура, включая порты и маяки.

    До 1918 года Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

    Наиболее известные корабли каспийской флотилии

    Первый русский фрегат "Орёл"

    Первый русский фрегат "Орёл".

    «Орёл» (1667-1669) - первый русский парусный корабль западноевропейского типа, является разновидностью голландского пинаса. Построен по указу царя Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море.

    Экипаж корабля был 58 человек, из них 23 матроса и 35 стрельцов. Вооружение состояло из 22 пищалей (пушек), 40 мушкетов, 40 парных пистолетов и ручных гранат. Размер корабля составлял 24,5 м в длину и 6,5 м в ширину с осадкой 1,5 метра и водоизмещением 250 тонн.

    Корабль был спущен на воду в мае 1668 года, но ему так и не довелось выйти в Каспийское море, так как он был сожжен на рейде у Астрахани восставшими войсками Степана Разина. Причиной послужила сложность управления кораблем, необученные крестьяне и казаки не обладали необходимыми знаниями и предпочли сжечь корабль

    Скорость хода Луня достигала 500 км в час, а дальность хода до 2000 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами Москит. На момент создания одной из самых современных разработок. Москиты двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).
    Основным способом применения стал удар использование оружия без входа в зону противодействия противника.

    Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости

    В последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще и чаще. В марте 2014 года ученые Дальневосточного федерального университета заявили о начале разработки первого экспериментального образца пассажирского экраноплана. Ранее о намерении возобновить строительство такого вида судов на динамической воздушной подушке объявляла Пограничная служба ФСБ России. Министерство обороны страны так же озвучивало свой интерес к экранопланам, однако в государственную программу вооружений до 2020 года финансирование их разработки пока не было включено.

    Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.

    В настоящий момент единственный образец экраноплана "Лунь" списан и законсервирован на Каспийском море.

    "Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как "Лунь" носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде", сказал собеседник агентства.

    По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.

    Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна "Моринформсистема Агат" Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.

    По его словам, сейчас "идет этап перезагрузки советского периода, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование".

    Ранее на одной из специализированных выставок в РФ уже был представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 тонн.

    На международном военно-техническом форуме "Армия-2015" ЦКБ Алексеева представила гражданскую модель экраноплана.

    "Мы совместно с ЦКБ Алексеева вписываем экранопланы в систему управления флотом будущего, проводим исследовательские работы в этот области. Пока что мы проводим работы в основном в гражданской области, но выполнили также несколько научно-исследовательских работ в интересах Минобороны. В ближайшую пятилетку, я надеюсь, мы начнем заниматься этим плотнее", заявил Анцев.

    Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников заявил, что в программу кораблестроения до 2050 года включен пункт "развитие экранопланов".
    ----------
    обещанного осталось три года ждать!

    error: