Институт православия. Социальные институты: примеры и структура. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества

Я никакой не знаток исторической литургики. Но я вижу, что что-то из того, к чему привык я за десятилетия своей церковной жизни, сегодня меняется. Может быть, эти перемены лишь кажутся новыми, а на деле в истории Церкви бывало и так. Предлагая к обсуждению статью обычного моего оппонента прот. Константина Буфеева, я надеюсь, что люди, более компетентные в литургическом богословии, нежели я, смогут успокоить недоумения о. Константина.
Вопрос в статье ставится один, сугубо богословский: насколько буквально священнослужители должны приобщаться из одной Чаши?

Помимо практики, описываемой в данной статье, появилась уже и другая практика: при многочисленных собраниях архиереев лишь первенствующие архиереи причащаются из той Чаши, что была на престоле, а остальные архиереи (и священники) причащаются вне алтаря и из Чаш, освященных не на той Литургии, где они молились, а на ранней Литургии. Впервые, говорят, так было на Дивеевских торжествах минувшим летом.
В Иерусалимской Церкви на службе местного Патриарха (в Назарете, на Благовещение) мне доводилось видеть и совсем необычную для наших северных мест практику: от небольшой Чаши причащаются архиереи. Для священников уже не хватает Крови. Но дьякона бегут в приходской дом, приносят оттуда бутылку вина и доливают в чашу, разбавляя оставшееся Причастие. Потом аналогично разбавляют Чашу и для причастия мирян… У нас тоже так будет? Не обсудить ли именно это на предстоящем Всеправославном Соборе?

…Еще верую, яко сие самое есть пречистое
Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя…
(Из литургической молитвы перед Святым Причастием)
При большом количестве причастников на Божественной литургии после завершения евхаристического канона Кровь Христова из одного потира специальным ковшом разливается по нескольким меньшим чашам. Это – удобная, известная и общеупотребительная церковная практика.
В ЖМП №9 2011 года напечатана статья митрополита Илариона (Алфеева) "Евхаристическая чаша на соборной Литургии", в которой он предлагает произвести изменение в традиционном проведении Литургии. В конце статьи автор формулирует свое предложение как "более практичный вариант: чаши с вином ставятся на престол рядом с главной чашей после великого входа, например при начале пения Символа веры".
Смысл этого "более практичного варианта" проведения Литургии сводится к следующему. Над одной "главной чашей" производятся все необходимые священнодействия – молитвы на проскомидии, великий вход, благословение во время евхаристического канона. При этом другие меньшие "чаши с вином" никак не участвуют в литургических действиях – ни в проскомидии, ни в великом входе, ни в анафоре. Просто после причащения духовенства (из главного потира) к вину, содержащемуся в этих меньших чашах, добавляется Тело Христово, и они используются для причащения мiрян. Таким образом, мiрян причащают не Телом и Кровью Господа, но Телом Христовым и вином.
Мысль, ранее неслыханная. Однако обоснованию именно этого радикального литургического нововведения и посвящена рассматриваемая статья митрополита Илариона. При этом, его аргументация вызывает много возражений – как в целом, так и в деталях.
1. Неудачный "экуменический" синтез
В церковной практике встречаются следующие виды причастия.
1. Причастие Телом и Кровью Христовыми. Так причащаются православные священнослужители в алтаре и мiряне в храме. Отличие между ними состоит лишь в том, что мiрянам Святые Тайны преподаются из чаши посредством лжицы, а духовенство причащается раздельно – сперва Телом, потом Кровью.
2. Причастие Кровью Христовой. Так причащают младенцев и некоторых больных, не способных проглотить частичку Святого Тела. Этот способ причащения применяется как вынужденная полумера и не считается нормальным и полноценным.
3. На католическом Западе была вековая традиция, когда мiряне причащались лишь облатками, в которых нет Крови Христовой.
4. Наконец, в протестантской традиции при воспоминании Тайной вечери все верующие причащаются хлебом и вином.
Отметим, что на Литургии Преждеосвященных Даров в чашу вливается обычное вино, но при этом Святой Агнец содержит в себе истинное Тело Христово, пропитанное истинной Кровью Господней. Не случайно поэтому младенцев, неспособных принять сознательно частицу Святых Даров, на этой Литургии не причащают. Это обусловлено тем, что вино в данном случае является не Святыней, но лишь средой, в которую вложены Святые Дары.
Подобным образом, при причащении больных запасными Дарами Тело и Кровь Христовы погружаются в сосуд с вином. Если же больной не в состоянии проглотить частицу запасных Даров, причащение следует проводить не вином, в которое вложена Святыня, но Кровью Христовой, взятой с последней Божественной литургии.
Причащения вином Православная Церковь никогда не знала.
Митрополит Иларион предлагает именно такой принципиально новый способ причащения.
Этот новый способ, по сути, представляет собой "экуменический" синтез, причем из инославной практики взято все худшее. Как у католиков, мiряне лишаются причастия Кровью Господней. Как у протестантов, верующим вместо этого предлагают вино из чаши. Отсутствует лишь одно – причащение православных людей как Телом, так и Кровью Христовой, указывая на которую Господь сказал: Пийте от нея вси (Мф. 26,27).
При этом у католиков и протестантов обмана не происходит. Первые знают, что мiрянам Кровь Христова не предлагается (такова уж их традиция), другие не сомневаются в том, что в чаше причастия содержится вино.
Новый способ причащения основан на подлоге. В то время как над вином в малых чашах не производится никаких литургических священнодействий, их содержимое, тем не менее, почему-то предлагается верующим как истинная Кровь Христова.
Между прочим, если из такой малой чаши причастить младенца, это будет еще один вид причастия – просто вином…
Во время анафоры звучат слова: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся". Диакон сопровождает этот молитвенный возглас, "преложь руце крестообразне, и подъемь святый дискос и святый потир", но содержимому этого потира, возносимого на Литургии, не причастны никто из мiрян. Они причащаются из других чаш, в которые никто не вливал Кровь Христову.
Происходит очевидная подмена, профанация Святыни.
2. Вино – или Кровь Христова?
На Тайной вечери были, по меньшей мере, две чаши с вином. Одна – чаша хвалы (Лк. 22,17), исполненная плода лознаго (то есть виноградного вина). Другая – чаша по вечери (Лк. 22,20), про которую Господь сказал: Сия чаша – Новый Завет Моею Кровию, яже за вы проливается. Вино могло находиться и в других сосудах, из которых оно наливалось в чаши для питья. Но все прочее вино, кроме наполнявшего чашу Новаго Завета, оставалось просто вином, и лишь на эту единственную чашу указал Христос, как на содержащую Его Святую Кровь: Сия есть Кровь Моя Новаго Завета (Мф. 26,28).
В любом алтаре также обычно содержится вино – в бутылках, в графинах, в канистрах. Вино используется для запивки после причастия духовенства и мiрян. Оно необходимо для освящения "пшеницы, вина и елея" на всенощном бдении перед Литургией. Но вино всегда остается просто вином, кроме одного единственного исключения – Святой Евхаристической Чаши, в которой оно прелагается в Кровь Христову.
Не всякий хлеб – Тело Христово, и не всякое вино – Кровь Христова. Но лишь только те предложенные дары становятся Евхаристической Святыней, на которые диакон указывает предстоятелю – архиерею или священнику.
"– Благослови, владыко, святый хлеб.
– И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего.
– Аминь. Благослови, владыко, святую чашу.
– А яже в чаше сей – честную Кровь Христа Твоего.
– Аминь. Благослови, владыко, обоя".
В этом диалоге диакон, безусловно, указывает ровно на одну "святую чашу" (а не на "чаши"), а выражение "обоя" относится ровно к двум предметам – одному дискосу и одному потиру.
Не прелагается в Тело Христово никакой иной хлеб, содержащийся в алтаре – ни служебные просфоры, ни антидор на жертвеннике, ни даже те хлебные частицы, которые вместе с Агнцем находятся на дискосе на престоле в момент произнесения приведенных слов.
Подобным образом, никакое другое вино, кроме содержащегося в "чаше сей", не прелагается в Кровь Христову и не должно так называться.
3. "Актуальность" темы
Митрополит Иларион обосновывает "актуальность" своего предложения тем, что прежней нормой российского благочестия "считалось причащение несколько раз в год", в то время, как "в наши дни причащение раз в месяц... фактически стало нормой для воцерковленных людей, а многие из них приступают ко святому причащению в каждый праздничный и воскресный день".
Автор подразумевает, что причастников раньше было намного меньше, и поэтому обходились одной чашей. Теперь же, из-за увеличения количества причащающихся, якобы, необходимо использовать несколько потиров за одной Литургией.
Но так ли это?
На самом деле, в прежние века в определенные праздники причастников было не меньше, чем в наше время. Действительно, по самым оптимистическим оценкам сегодня количество воцерковленных православных людей не превышает 2 – 5 % от общего населения страны. В Российской же Империи на первой седмице Поста и в Великий Четверток говело и причащалось намного больше верующих.
Поэтому вместительный объем евхаристических сосудов раньше был не менее востребован, чем сегодня – по крайней мере, в некоторые дни.
Другой аргумент в обоснование "актуальности" авторского предложения: "После многих лет гонений Церковь обрела свободу, и это привело к резкому росту числа клириков и, следовательно, увеличению числа причастников в священном сане за соборными службами".
Бесспорно, что сегодня клириков у нас в Церкви стало гораздо больше, чем в годы воинствующего атеизма. Но – существенно меньше, чем сто или двести лет назад, когда духовенство составляло целое сословие. Если учесть, что при соборном богослужении, согласно канонам, должны причащаться все священнослужители, то аргумент владыки митрополита вновь оказывается несостоятельным.
А значит – нет и повода для литургических нововведений.
4. Правило – или исключение?
Митрополит Иларион пишет: "В наши дни на архиерейской Литургии, особенно при большом стечении молящихся, нередко за богослужением употребляется потир (чаша) весьма внушительного размера, высотой едва ли не в половину человеческого роста и объемом в три, пять, а то и девять литров".
Трудно представить таких священнослужителей, чей рост составлял бы высоту двух девятилитровых потиров – то есть около 1 метра. Тем не менее, владыка Иларион развивает эту мысль в своей статье: "На вопрос о том, можно ли до освящения Святых Даров ставить на престол не одну огромную чашу, а несколько чаш обычного размера, отвечают: нельзя".
"Нельзя" – ответ правильный.
Почему же "нельзя"? – Да потому, что такой практики Церковь не знает. Никто из Святейших Патриархов от Тихона до Алексия II так никогда не служил. Так вообще не служил никто за последние 1000 лет в Русской Православной Церкви. О служении Литургии на многих потирах не говорил ни один из известных нам Святителей. Живое церковное Предание подобному не учит, и поэтому так служить нельзя.
На самом деле, конечно, служить можно как угодно – и на одной чаше, и на тридцати трех. Можно использовать и виноградное вино, а можно и забродивший ягодный сок. Можно литургисать на пяти пшеничных просфорах, а можно и на краюхе лагерного хлеба с мякиной и отрубями. Можно служить на освященном престоле в православном храме, а можно на лесном пне или тюремных нарах. В каких-то случаях оправданы и даже неизбежны искажения уставной нормы. Во время гонений или в узах темничных при служении Литургии невозможно соблюсти все тонкости благочестивых предписаний и требований совершения Евхаристии. Можно служить без книг, "по памяти".
Но все подобные примеры, допустимые в исключительных случаях, вменятся в грех и будут в осуждение тем священнослужителям, кто сознательно отклоняется от православного благочестия. Нельзя богословски оправдывать отступление от священной церковной традиции. Нельзя без всякого повода искажать символическое содержание православного богослужения.
Одно дело – при отсутствии нормального вместительного потира провести Литургию на нескольких чашах ради многих причастников, осознавая это как прегрешение, требующее исправления. Совсем иное дело – подводить "богословскую базу" под такое нарушение и ратовать за "возрождение" мнимой "византийской" традиции.
В конце своей статьи владыка верно отметил: "Если буквально руководствоваться византийской традицией, то следовало бы ставить необходимое количество чаш на жертвенник уже на проскомидии, а затем выносить их все на великий вход". С этим замечанием следует, безусловно, согласиться: если уж служить на нескольких потирах, они все непременно должны полноценно участвовать в богослужении. К сожалению, митрополит Иларион вовсе не предлагает "буквально руководствоваться" такой "византийской" традицией, но предлагает просто ставить малые чаши с вином на престол "после великого входа".
То, к чему призывает митрополит Иларион, можно потерпеть как исключение, как временное и досадное положение, когда по техническим причинам, по бедности или иным обстоятельствам не удается служить Литургию нормально – то есть на одном вместительном потире.
5. О символизме единой литургической чаши
Митрополит Иларион так передает мысль своих оппонентов: "При этом (они) еще приводят "богословский" аргумент: ведь мы все причащаемся "от единаго хлеба и от единой чаши", как же можно ставить на престол несколько чаш? Это, мол, нарушает евхаристический символизм".
Следует твердо повторить: использование нескольких чаш действительно нарушает евхаристический символизм. Несомненно, единая евхаристическая чаша соответствует и буквальному, и символическому воспоминанию Тайной вечери. Множество же мелких чаш не отражают правды евангельского свидетельства и, в самом деле, нарушают духовную символику Божественной Трапезы.
Этот аргумент является богословским (без кавычек!) в самом исконном апостольском и святоотеческом смысле.
Един бо есть Бог, и един Ходатай Бога человеком, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех (1Тим. 2,5–6).
Блаженный Симеон Солунский подтверждает: "И освящая священную чашу (а не "чаши" – прот. К.Б.) в Нем, Христе Боге нашем, давшем нам Себя, мы, как заповедано, даем в любви пить от ней (а не "от них" – прот. К.Б.) и всем братиям, становясь едино, как молился Он (Ин. 17,11), и, будучи едино с Ним и с Отцем и Духом, как Он сказал (Ин. 17,21)".
6. Что подтверждает вход с пустыми чашами?
Автор приводит несколько исторических фактов из литургической практики древности и делает следующий вывод. "Итак, совершение Божественной литургии на многих чашах и многих дискосах – это не просто некий казус, но совершенно обычная византийская практика, которая, более того, при архиерейском богослужении была даже нормативной. Почему же она исчезла в поствизантийскую эпоху?".
На самом деле, тезис о "нормативности" требует более убедительного доказательства и проработки. Он больше похож на авторскую интерпретацию и далек от очевидности. Безусловным историческим фактом является то, что эта "обычная византийская практика" нигде не наблюдалась на протяжении последней тысячи лет.
Примечательно следующее любопытное свидетельство, приводимое владыкой Иларионом: "В течение некоторого времени практика совершать великий вход с перенесением в процессии многих чаш еще сохранялась – но чаши, кроме одной главной чаши с вином, стали носить пустыми".
Аналогичная практика была и в дониконовской Руси: "На великий вход переносили не только дискос и чашу с евхаристическими хлебом и вином, но и другие пустые сосуды".
Быть может, в этом и заключается "византийский секрет" служения Литургии на многих чашах?
Ведь если сосуды вносили пустыми – значит, в них освящения вина не производилось! Другими словами, и в Византии, и в дониконовской Руси соблюдался известный нам принцип: разлитие Крови Христовой по малым чашам осуществлялось после освящения евхаристического вина в одном потире.
Таким образом, молитвы анафоры (как и у нас сегодня) проводились над одной евхаристической чашей, наполненной вином во время проскомидии. Блаженный Симеон Солунский так писал о ней: "Чаша же изображает собою ту чашу, в которой Спаситель священнодействовал кровь Свою".
Внесение пустых чаш на великом входе не вызывает смущения, поскольку никакого нарушения литургического символизма при этом не происходит. В самом деле, хотя эти сосуды используются в дальнейшем богослужении, они остаются пустыми до тех пор, пока евхаристическое вино в главном потире не будет преложено в Кровь Христову. Тогда малые чаши в конце Литургии будут наполнены Кровью Христовой и понадобятся для причастия мiрян. Поэтому, их внесение на великом входе вполне уместно и даже оправдано, поскольку придает службе дополнительную торжественность. Внесение вспомогательных чаш можно сравнить с внесением на великом входе лжицы и копия.
7. О лжице и копии
Митрополит Иларион спрашивает: "Что мешает в наши дни вернуться к византийской практике совершения Литургии на многих чашах?".
Отвечаем: тысячелетняя традиция.
Многие древние обычаи ушли в безвозвратное прошлое. Древняя Византия знала практику причащения мирян без лжицы. Из этого никак не следует, что допустимо и нам сегодня обходиться без этого предмета, как обходятся без него католики.
На Тайной вечери и в эпоху ранней Церкви при хлебопреломлении не использовалось общепринятое сегодня копие. Можно спросить: "Что мешает нам вернуться к апостольской практике раздробления Святого Хлеба руками?"
Ответ будет тот же: тысячелетняя традиция.
Использование лжицы и копия удобно и практично. Но главное не это, а то, что их использование органично соответствует содержанию священнодействий Божественной литургии от проскомидии до причастия. Достаточно вспомнить, что во время приношения Бескровной Жертвы эти два предмета символически изображают Копье и Трость, находящиеся на престоле рядом с Крестом Спасителя. Поэтому их естественно вместе с напрестольным крестом, как это принято, выносить на великом входе.
В отличие от литургического использования лжицы и копия, служение на нескольких потирах с вином не подчеркивает евангельский символизм Евхаристии, но разрушает его.
Быть может, именно поэтому Православная Церковь отказалась от подобной "византийской практики" (если вообще когда-либо применяла её).
8. Несколько слов о православной эстетике
Поспешим согласиться с митрополитом Иларионом в двух его аргументах.
1. "Одна большая чаша наглядно символизирует единство Церкви в Евхаристии и как бы иллюстрирует слова из анафоры святителя Василия Великого: "Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг со другом во единаго Духа Святаго причастие".
2. "Торжественность и величие, которые можно усмотреть в совершении Литургии на огромных сосудах".
Мы были бы полностью единодушны с владыкой, если бы он на этом остановился. Но…
Но он, к сожалению, продолжил свою мысль, повернув ее "в другую сторону": "Но те же аргументы можно повернуть и в другую сторону. Во-первых, кому-то неестественно большие дискос и чаша могут показаться гротескными и неэстетичными".
Если "кому-то" традиционная православная эстетика покажется "гротескной и неэстетичной" – это еще не повод для отказа от нее. Кому-то могут показаться "гротескными и неэстетичными" иконы или кресты на храмах, или литургические облачения, или сами православные храмы.
В защиту употребления больших дискоса и чаши можно сказать следующее. Конечно, в таких грандиозных соборах, как храм Христа Спасителя в Москве или Исаакиевский собор в Петербурге, где в огромных алтарях располагаются внушительных размеров престолы, вполне прилично и эстетически оправдано использовать в богослужении именно крупные литургические сосуды. (Гармония при использовании больших сосудов может разрушиться лишь в домовых храмах, где престол не превышает квадратного аршина).
9. О недопустимости раздробления Святых Даров прежде их преложения
Другой аргумент автора: "Во-вторых, даже при использовании огромного потира Святая Кровь из него все равно в конце концов разливается на много чаш, из которых причащаются верующие: следовательно, к моменту причащения на престоле так или иначе уже стоит не одна чаша, а много чаш".
Следует вести речь не о том, что Святая Кровь перед причащением мiрян "все равно в конце концов разливается на много чаш" (это и так очевидно) – а о том, что причащаться все верующие должны Кровью Христовой из единого потира. Единый Агнец ведь перед причастием также дробится на множество частей, но это не означает, что на проскомидии его можно заменить грудой хлебных кусочков (наподобие католических облаток).
Митрополит Иларион отвергает символику Единого Евхаристического Приношения Господа Иисуса Христа, мотивируя тем, что Святые Дары "все равно" раздробляются.
Конечно, Тело Христово – "ломимое", а Кровь Христова – "изливаемая". Но при этом Тело и Кровь принадлежат Единому Господу, что символически изображается на Божественной литургии в виде единого Агнца на дискосе и единого потира.
Раздробление Тела Христова и распределение Крови Христовой верующим в таинстве причастия – цель и итог евхаристической молитвы, ее кульминация. Недопустимо проводить раздробление хлеба и разлитие вина по потирам прежде пресуществления Святых Даров.
10. О добавлении вина в потир
Наконец, автор представляет еще один аргумент: "Кроме того, при служении на одной огромной чаше литургический символизм тоже нарушается, только иным образом. Ведь в потир обязательно доливается после великого входа вино, но это доливаемое вино, в отличие от уже находящегося в чаше, не было влито на проскомидии с произнесением положенных слов и не участвовало в процессии великого входа. А эта процессия также нагружена различной символикой".
Следует заметить, что вовсе не "обязательно" доливать вино в потир после великого входа. Вернее было бы сказать, что доливание вина, согласно "Известию учительному" Служебника, в случае необходимости "допускается" (к примеру, если на Литургию в будний день неожиданно прибыла большая группа паломников…). Этой возможностью и пользуются иногда священнослужители, добавляя необходимое количество вина в потир прежде его преложения в Кровь Христову. Но, повторимся, делать это вовсе не обязательно.
Подобное добавление вина отчасти нарушает цельность литургического действия и его символическое наполнение. Следует признать нормой, когда весь используемый объем евхаристического вина участвует в проскомидии, великом входе и молитвах анафоры. При этом заметим, что в большой потир легче, чем в малый влить такое необходимое количество вина, чтобы не возникало потребности добавлять его после Херувимской песни.
Однако следует учесть, что доливание вина в потир перед началом служения евхаристического канона имеет цель вполне благочестивую и оправданную – наполнить до краев Христову чашу (это любил подчеркивать Святейший Патриарх Алексий II). "Литургический символизм" при этом не столько "нарушается", сколько "исправляется" – кто посмеет отрицать символическое значение евангельской полноты Чаши Христовой? Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него Кровию Креста Его, и земное и небесное (Кол. 1,19–20).
На проскомидии вино иногда не вливается в потир до краев исключительно из-за риска расплескать его содержимое во время великого входа.
Во всяком случае, несопоставимыми являются действия по доливанию вина до краев в единую евхаристическую чашу прежде начала анафоры и то, что предлагается в рассматриваемой статье – использовать другое вино в других чашах, никак не участвующих в литургической анафоре.
11. О чаше и Чаше
Митрополит Иларион пишет: "Cам аргумент в пользу "единой чаши" как якобы символизирующей единство Евхаристии может быть оспорен".
Однако для того, чтобы "оспорить" символику единой ехаристической чаши, требуются аргументы более весомые, чем те, что предлагает автор. Аргументация владыки такова: "Во-первых, византийцы прекрасно знали слова своей собственной анафоры, что не мешало им совершать Литургию на многих чашах".
Мы выше уже отмечали, что речь идет о сомнительной интерпретации литургической практики, отвергнутой Церковью более 1000 лет назад (и к тому же не доказанной).
Следующий аргумент владыки Илариона "Во-вторых же, – и это главное, – в анафоре Василия Великого речь идет не о чаше на той или иной конкретной Литургии, а о Христовой Чаше как таковой – о Чаше пролитой Им за весь мiр пречистой Крови".
К сожалению, это утверждение не соответствует истине. И в Литургии свт. Иоанна Златоуста, и в Литургии свт. Василия Великого речь идет о той самой чаше, которая стоит на престоле во время священнодействия. В частности, в анафоре свт. Василия Великого говорится: "Тебе молимся, и Тебе призываем, Святе Святых, благоволением Твоея благости приити Духу Твоему Святому на ны и на предлежащия дары сия, и благословити я, и освятити, и показати…".
Очевидно, здесь подразумеваются предложенные "предлежащия дары" на "конкретной Литургии", а не ведутся рассуждения о "Христовой Чаше как таковой".
Последующие слова в диалоге диакона с предстоятелем окончательно подтверждают, что речь идет не о чашах "вообще", и не о "Христовой Чаше как таковой" – но о "сей" чаше, на которую указывает орарем диакон, и к которой благословляющую руку простирает священник:
"– Благослови, владыко, святую чашу.
– …Чашу же сию – самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Диакон:
– Аминь.
Священник:
– Излиянную за живот мiра.
Диакон:
– Аминь.
И паки диакон, показуя со орарем Святая обоя, глаголет:
– Благослови, владыко, обоя".
Только после преложения Святых Даров содержимое "сей" чаши на данной конкретной Литургии становится тождественным содержанию Чаши Христовой. Поэтому евхаристическое священнодействие относится конкретно к той единственной чаше, которая благословляется за данной Литургией и содержимое которой прелагается в содержимое Чаши Христовой.
12. О риске пролития Святой Крови
Одна фраза владыки Илариона вызывает у читателей легкое удивление: "Автору этих строк неоднократно приходилось быть свидетелем весьма прискорбных сцен: когда, разливая Святую Кровь из огромной чаши, священник проливал значительные ее объемы на антиминс, престол, собственное облачение, даже на пол".
Кажется, в этом описании краски несколько сгущены. Лично мне трудно представить "значительные объемы", которые проливались бы в алтаре из "огромной чаши" на престол, одежды и "даже на пол".
Для мiрян, плохо представляющих, как происходит разливание Святой Крови из литургического потира по малым чашам, скажем, что производится это всегда с большим благоговением и тщательностью. Малая чаша вплотную подносится к краю большого потира, и Кровь Христова аккуратно ковшиком переливается из одного сосуда в другой. При этом поверх антиминса непременно расстилается специальный плат, покрывающий также и основание большого потира. Лично мне ни разу не приходилось наблюдать, чтобы хоть одна капля Крови Христовой при ее вливании в малые чаши упала бы на антиминс (тем более, на престол или "на пол").
Конечно, разливание Святой Христовой Крови из одного сосуда в несколько малых чаш – процесс кропотливый и требующий предельного внимания и времени. Но быть может, нам всем стоит, как и прежде, не жалеть на это усилий и не отказываться от традиционной православной практики служения на едином литургическом потире?
Литература:
1. Иларион (Алфеев), митрополит. Евхаристическая чаша на соборной Литургии. // Журнал Московской Патриархии № 9, 2011 г.
2. Служебник.
3. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский.Сочинения. СПб: Типография Королева. 1856 г.

ДОБАВЛЕНИЕ

Протоиерей Константин Буфеев

Добавление к статье
«Против новой практики причастия –
Телом Христовым и вином»

Моя статья «Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином» была опубликована на сайте «Богослов.ру» под заголовком «Новая практика Причащения?» и на сайте протодиакона Андрея Кураева под заголовком: «Чаша сия…». К большому для меня удивлению, широко развернувшаяся дискуссия на тему о единственности евхаристической чаши не поколебала ни одного моего довода и не добавила по существу ни одного нового аргумента. Однако мне удалось найти еще один аргумент, который я считаю необходимым, пусть и с опозданием, добавить к содержанию своей статьи:

13. Количество литургических чаш определяется чином
великого архиерейского освящения храма

О количестве литургических чаш, применяемых в древней византийской и русской традициях, мы можем достоверно судить на основании чина великого архиерейского освящения храма. Главным моментом освящения храма является помазание престола святым миром.
Об этом пишет Блаженный Симеон Солунский: «Затем приносит то, чем завершается освящение жертвенника, – святое миро, и возглашает аллилуйа… Итак архиерей из самого мира творит три креста на освященной трапезе, по середине и по обеим сторонам, и тремя помазывает ее всю» .
Подробнее о том, как производится епископом помазание миром святого престола, описывает протоиерей Геннадий Нефедов: «Таинственная печать миропомазания полагается в трех местах на поверхности трапезы, там именно, где во время Литургии должны стоять Евангелие, дискос и чаша» .
Таким образом, при освящении престола на нем выделяются три точки (в честь Святой Троицы), одна из которых указывает место напрестольному Евангелию, другая – место для установки дискоса с литургическим Агнцем, а третья – место для евхаристической чаши. Чином архиерейского освящения предусмотрено установление на престол ровно одного Евангелия, ровно одного дискоса и ровно одного потира. Очевидно, что увеличение количества священных сосудов исказило бы символику освящения престола. Очевидно также, что ставить святой потир по завершении великого входа следует не на какое-либо произвольное место престола, а именно на то, которое в чине освящения восприняло благодать святого мира и предназначено для осуществления литургического действия.
Сказанное справедливо также для места установления на престол дискоса.
По сути, вопрос о количестве и точном месте установления на престоле дискоса и потира при служении евхаристического канона определяется чином архиерейского освящения храма. Этот вопрос не допускает вариаций и импровизаций.

Дополнение к списку литературы
4. Нефедов Геннадий, прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: «Паломник». 2008.

дискуссия также имеет место здесь

Дата создания: 12 марта 1992 г. Описание:

Университет учрежден в 1992 г. как Богословский институт. В том же году по ходатайству Ученого совета ему было присвоено имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Первое название вуза ― «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» (ПСТБИ).

В 2004 г. институт получил государственный статус университета и новое название «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (ПСТГУ).

Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол — 5/18 ноября.

Ректором университета с момента его основания является избранный Ученым советом и назначенный указом Святейшего Патриарха .

Университет имеет государственную аккредитацию, все выпускники получают дипломы государственного образца.

С 1997 г. в университете действует Ученый совет по защите кандидатских и докторских диссертаций на соискание ученых степеней по богословию и церковной истории.

В университете был разработан и в 2001 г. утвержден Министерством образования государственный образовательный поликонфессиональный стандарт второго поколения по образовательному направлению «Теология», а через год — по специальности «Теология». В Свято-Тихоновском университете реализуется православный компонент стандарта.

ПСТГУ стал крупнейшим учебным заведением Русской Православной Церкви. В нем обучаются около 3000 учащихся.

В университете трудятся более 500 преподавателей, в их числе 60 священников и диаконов. Среди преподавателей 230 имеют ученые степени доктора и кандидата наук, 16 выпускников МДАиС, 110 выпускников МГУ, 160 выпускников ПСТГУ и ПСТБИ. Докторов богословия, церковной истории ― 9 человек, кандидатов богословия ― 15 человек.

Факультеты:

  • Богословский
  • Миссионерский
  • Педагогический
  • Церковных художеств
  • Церковного пения
  • Филологический
  • Исторический
  • Дополнительного образования
  • Социальных наук
  • Информатики и прикладной математики

Действуют отделения: очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное (интернет-обучение), подготовительное.

При университете действует Хоровое училище, обучение в котором ведется по программе среднего профессионального образования.

На всех факультетах кроме основного учебного плана студенты проходят дополнительный курс Основ богословия, сориентированный на профессиональную подготовку на факультете; кроме основного диплома студенты получают сертификат о профессиональной переподготовке по богословской программе.

ПСТГУ создан в организационно-правовой форме частного учреждения. Для того чтобы осуществлять необходимую подготовку для студентов, желающих в дальнейшем принять священный сан, при ПСТГУ вновь открыт Богословский институт, имеющий организационно-правовую форму религиозного учебного заведения, аналогичного духовным школам. Будущие ставленники обучаются здесь параллельно с учебой в ПСТГУ и получают диплом духовной школы образца Русской Православной Церкви.

Профессиональная подготовка учащихся ведется по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования:

  • Теология, Религиоведение, История, Филология (Зарубежные языки: классическая филология; древние языки христианского Востока; романский язык; английский язык. Отечественная филология: русский язык и литература со знанием современного славянского языка; прикладная филология; преподавание филологических дисциплин, русский язык и литература с углубленным изучением современного европейского языка), Культурология, Туризм, Социальная работа (социальная работа с молодежью; социальная работа в системе некоммерческих организаций и развития добровольческого движения; информационные технологии в социальной работе), Педагогическое образование (начальное образование; дошкольное образование; религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе), Живопись (Реставрация темперной живописи. Иконопись. Монументальное искусство), История искусства, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Церковное шитье), Дирижирование академическим хором, Художественное руководство академическим хором, Социология, Экономика, Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.
  • Теология, в том числе с применением дистанционных технологий в полном объеме, Религиоведение, История, Филология, Педагогическое образование, История искусств, Экономика.

Научно-исследовательская деятельность

Ключевым вектором развития научно-исследовательской деятельности ПСТГУ является взаимосвязь научного и учебного процессов. Решая задачи по развитию и проведению фундаментальных и прикладных исследований, научных разработок как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, учеными университета разрабатываются теоретические и методологические основы формирования и развития высшего образования.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности ПСТГУ являются исследования в области: теологии; философии; религиоведения; теории, истории образования и педагогики; истории и культуры народов России; культурологии; филологии, социологии религии в системе университетского образования.

Научная работа в университете ведется не только на 40 кафедрах, но и в 9 созданных научных центрах, отделах и лабораториях.

Научный центр истории богословия и богословского образования является одним из научных подразделений Богословского факультета ПСТГУ. Центр был создан в 2010 г. на базе действующего на факультете коллектива ученых, занимавшихся историей русской богословской традиции и духовного образования.

В настоящее время Научный центр разрабатывает два направления: история русского богословия XVIII ― начала XX в. и история высшего духовного образования в России этого же периода. В каждом из направлений реализуется несколько проектов. В первом направлении центральное место занимают проекты по изучению жизни и наследия свт. Филарета (Дроздова) и святоотеческого наследия синодальной эпохи в целом. Во втором направлении внимание фокусируется преимущественно на формировании российской научно-образовательной богословской традиции, адаптации в ней европейских образовательных моделей и особенностях российской духовной школы как феномена.

В рамках Научного центра действует еженедельный семинар, в котором участвуют не только члены центра, но и приглашенные специалисты.

Руководитель центра ― д.ц.и., д.и.н. Н.Ю. Сухова.

Научно-исследовательский отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви

Отдел был создан в 1992 г. в соответствии с Патриаршим благословением «сосредоточить в Институте работы по исследованию истории Русской Православной Церкви ХХ века». Первой задачей было собирание материалов, непредвзятый анализ и воссоздание подлинной картины жизни Русской Церкви в двадцатом столетии. Исходным пунктом в работе явилось богатое наследие ― архив замечательного церковного историка-подвижника М.Е. Губонина (+1971 г).

Первая публикация важнейших документов архива в книге «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг.» положила начало многотомной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви». В последующие годы был создан собственный архив университета, тщательно изучались прежде закрытые государственные архивы. Упорная работа принесла обильные плоды: целый ряд монографий, множество научных статей, докладов, большая работа по организации широкомасштабных исследований, а также изучение следственных дел людей, захороненных на Бутовском полигоне, выявление множества имен пострадавших за веру, поток вновь открытых документов. Работа отдела была высоко оценена Священноначалием и представителями Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и немало послужила восстановлению канонического единства Русской Православной Церкви.

Являясь членом Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, возглавляющий отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви, принимал активное участие в подготовке прославления Собора новых мучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Собранные в университетском архиве материалы были использованы при создании иконы Собора новомучеников и исповедников, написанной в ПСТГУ к Акту канонизации.

Исследовательский семинар «Социология религии» (http://socrel.pstgu.ru) ― научный проект, действующий на Богословском факультете ПСТГУ с 2007 г. под руководством проректора Богословского института при ПСТГУ протоиерея Николая Емельянова.

В 2015 г. в структуре ПСТГУ создана исследовательская лаборатория «Социология религии», сотрудники которой и составляют ядро команды семинара. Команда семинара состоит из социологов, богословов, философов, религиоведов и математиков — выпускников МВШСЭН, МГУ, НИУ ВШЭ, ПСТГУ. Научным руководителем лаборатории является к.с.н., доцент кафедры Философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ Иван Забаев.

Свою миссию команда «Социологии религии» видит в том, чтобы способствовать росту непредвзятых академических исследований религии, проводить социологические исследования, необходимые для принятия решений, касающихся важных вопросов жизни Русской Православной Церкви и светского общества, способствовать росту самопонимания Русской Православной Церкви.

В рамках ИЛ «Социологии религии» проводятся фундаментальные и прикладные социологические исследования религиозной проблематики. Одним из основных направлений работы является изучение эффектов религиозности в обществах, где механизмы межпоколенческой передачи религии были разрушены; делается попытка оценить специфику и динамику диффузии религии в обществе, характер ее влияния на поведение людей в различных сферах жизни. Результаты исследований представлены в форме публикаций в научных изданиях, а также презентуются для практиков в рамках круглых столов, рабочих совещаний, летних школ. Аналитические отчеты публикуются на сайте проекта .

Научно-исследовательские проекты реализуются при поддержке Фонда развития ПСТГУ, российских и международных фондов, в том числе РФФИ, РГНФ, ИСЭПИ, Швейцарского научного фонда.

В настоящее время параллельно реализуется 10 проектов. С 2008 по 2016 г. было опубликовано порядка 150 научных работ (включая статьи, рецензии, монографии и главы из сборников). В 2016 г. сотрудники лаборатории приняли участие в 44-х научно-практических мероприятиях, среди которых 14 были организованы в университетах за рубежом.

Лаборатория находится в постоянном сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами США и Европы, в том числе, с Католическим университетом Святого Сердца в Милане, Университетом Болоньи и Университетом Падуи (Италия), с Университетом Берна (Швейцария), Венским университетом (Австрия), Академией Або (Финляндия) и другими. С 2015 г. лаборатория проводит ежегодные исследования совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Научный центр психологии религии при кафедре Философии религии и религиозных аспектов культуры

Центр создан в 2014 г. и в настоящее время является единственным научным центром по психологии религии в России.

Целью работы центра является актуализация психологии религии как религиоведческой дисциплины в отечественном научном пространстве.

Основными направлениями работы центра являются: актуализация и адаптация основных направлений мировой психологии религии в российском контексте; изучение мировой и отечественной истории психологии религии в их взаимосвязи; проведение эмпирических исследований в области психологии религии.

В 2014-2016 гг. проект центра «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте» получил грант Российского научного фонда № 14-18-03771 (проект завершен).

В 2016-2017 гг. проект центра «Психология религии в России: XIX ― нач. XXI века», получил поддержку РГНФ по гранту 16-03-00799.

За время работы центра его сотрудниками издано более 40 научных статей, сборник статей и коллективная монография.

Вестник ПСТГУ

«Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» (http://periodical.pstgu.ru) ― научное издание, предназначенное для публикации основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, результатов иных исследований по разрабатываемым в ПСТГУ научным направлениям. В «Вестнике ПСТГУ» также публикуются оригинальные научные материалы, представляющие интерес для социо-гуманитарной науки и имеющие теоретическую и практическую значимость.

Предшественником «Вестника ПСТГУ» с 1997 по 2003 г. был «Богословский сборник» в котором публиковались материалы по богословию, библейской филологии, религиозной философии и церковной истории. В 2003 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия появился «Вестник ПСТГУ», который включал разделы «Богословие», «Филология», «История» и «Педагогика». С 2005 г. «Вестник» начал выходить в двух сериях: «Богословие. Философия» (I) (с 2016 г. ― «Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение») и «История. История Русской Православной Церкви» (II), а с 2006 года ― в четырех: добавились серии «Филология» (III) и «Педагогика. Психология» (IV). С 2007 г. выходит пятая серия «Музыкальное искусство» (V), сменившая в 2010 г. свое название на «Вопросы истории и теории христианского искусства».

В 2010 г. «Вестник ПСТГУ» был включен в перечень Высшей аттестационной комиссии.

Ежегодная Международная богословская конференция ПСТГУ

Конференция проводится ежегодно (с 1992 г.) и охватывает широкий круг проблем, связанных с богословием, в том числе в смежных гуманитарных областях: философии; религиоведении; теории, истории образования и педагогики; истории и культуры народов России; культурологии; филологии, социологии религии в системе университетского образования.

Конференция состоит из двух сессий: осенней, которая приурочена ко дню памяти свт. Тихона 9 октября, и зимней, проходящей в конце января — начале февраля.

За весь период существования в ней приняли участие представители отечественных и зарубежных духовных школ, теологических факультетов светских вузов, ученые из Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Грузии, Украины, Англии, Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Кипра, Нидерландов, США, Румынии, Франции и др. В 2016-2017 гг. состоялась уже двадцать седьмая Богословская конференция ПСТГУ. Круг участников конференции постоянно расширяется, что способствует достижению главной цели ― единства церковной и светской науки в области христианского знания. На каждой сессии конференции проводится более 20 секций и круглых столов, звучит до 250 докладов.

По итогам конференции публикуется ежегодный сборник «Материалы Ежегодной богословской конференции».

Аспирантура в ПСТГУ открыта с 2004 года. Действуют 8 аккредитованных основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров по научным направлениям: Теология, Философия религии и религиоведение, Классическая филология, византийская и новогреческая филология, Отечественная история, Общая педагогика, история педагогики и образования, Русский язык, Русская литература, Музыкальное искусство. Большинство программ реализуется как по очной, так и по заочной форме обучения. По направлениям Теологии и Религиоведения доступны бюджетные места.

Учебная и воспитательная работа

Идея организации в Русской Православной Церкви открытого богословского образования для мирян, активно обсуждавшаяся до революции (такие учебные структуры сформировались в Москве, Санкт-Петербурге, Казани накануне революции или сразу после нее), наиболее успешно была реализована русскими эмигрантами в Париже (Свято-Сергиевский богословский институт), а затем в Нью-Йорке (Свято-Владимирская духовная академия). Эти учебные заведения сыграли огромную роль в развитии православной церковной жизни Запада. Из числа выпускников парижского Сергиевского богословского института более пятидесяти стали архиереями разных Православных Церквей, многие священники и миряне, получившие богословское образование в русском институте, потрудились для утверждения Православия во всем мире.

Задачей Православного Свято-Тихоновского богословского института, созданного, когда Русская Православная Церковь после долгого периода гонения обретала свободу, была подготовка квалифицированных кадров, необходимых для церковного делания во всех областях церковной и общественной жизни. Кроме того, Церковь должна была воспользоваться наступившей свободой и сделать доступным богословское и православное гуманитарное образование для всех, кто стремился вернуться к православной культуре, к православной вере, к духовным корням русского народа.

В основу учебной работы в ПСТГУ был положен обычный для классических университетов принцип базового фундаментального образования, соединенный с серьезным изучением иностранных языков, философии и отечественной истории. По мере повышения профессионального уровня увеличивается узкоспециальная нагрузка. На старших курсах студенты выполняют курсовые работы, затем выбирают тему дипломной работы, руководителя. Четвертый курс заканчивается защитой дипломной работы. В случае успешно выполненной учебной программы и защиты выдается диплом бакалавра. Те, кто желает углубить свои знания и приобрести более высокий профессиональный уровень, поступают в магистратуру. Магистратура заканчивается также защитой магистерской работы. Для ее выполнения нередко будущим магистрам приходится проходить стажировку за границей, хорошо овладевать иностранным языком, активно работать в зарубежных архивах и библиотеках. Следующий уровень — аспирантура и подготовка кандидатской диссертации. На всех уровнях учащиеся слушают лекции, работают в семинарах, сдают зачеты и экзамены, участвуют в каких-либо общефакультетских или общеуниверситетских дополнительных нагрузках.

С первого курса студенты работают в летних трудовых лагерях, на следующих курсах устраиваются миссионерские поездки, разнообразная практика (в зависимости от специальности). С первого года все студенты участвуют в литургической жизни, организованной обычно по факультетам. На факультетах существуют студенческие научные кружки, организуются праздничные спектакли, концерты, встречи с известными иерархами, учеными богословами и т.п.

Университет имеет ряд совместных научных и образовательных программ с отечественными и зарубежными учебными заведениями, научными организациями и фондами, осуществляются программы международных студенческих и преподавательских обменов, проводятся международные конференции.

Поддерживаются постоянные контакты с зарубежными учебными центрами: Православным Свято-Сергиевским богословским институтом (Париж, Франция), Свято-Владимирской духовной академией (США), богословскими факультетами университетов Белграда (Сербия), Бухареста (Румыния), Софии (Болгария), Институтом православных исследований (Кембридж, Великобритания), Христианской богословской академией (Варшава, Польша), Институтом восточно-христианских исследований (Ниймеген, Голландия), теологическим факультетом Университета им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университетом г. Фрибурга (Швейцария).

Ежегодно в ПСТГУ обучается порядка 150 граждан из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. На стажировку, сроком более 1 семестра, университет каждый год принимает в среднем 11 иностранных студентов. В свою очередь, более 10 студентов ПСТГУ ежегодно проходят стажировку в зарубежных вузах.

Подразумевает некую исторически сложившуюся форму организации человеческой совместной жизнедеятельности, которая возникает как следствие необходимости удовлетворить потребности общества. Институты направлены на реализацию различных коммуникативных функций и характерны своими возможностями детерминировать поведение людей с помощью установленных

правил (общественного мнения), табу (запретов) и так далее. Собственно, этот термин в различных контекстах может выступать в четырех основных значениях:

  • группа лиц, олицетворяющая институт;
  • организация, призванная выполнять определенные функции;
  • некие посредством которых придается смысл отношениям в обществе;
  • совокупность учреждений;
  • сосредоточенные в одной сфере жизнедеятельности группы людей.

Структура социальных институтов содержит следующие элементы:

Современные социологи, как правило, выделяют четыре основные специфические сферы общественной жизнедеятельности. Именно в них и формируются отношения и институты.

Экономические социальные институты: примеры и сущность

Общественные социальные институты: примеры и сущность

Здесь имеются в виду непосредственно отношения внутри общества между различными возрастными, гендерными, национальными и другого характера
группами. Сюда же относятся категории, связанные с общественными предписаниями и табу. Например, семья, воспитание, дружба, общественные движения и прочее.

Политические социальные институты: примеры и сущность

Собственно, это все то, что охватывает соответственную сферу жизни. То есть отношения в системе государства - гражданское общество. Представленные здесь институты - это правовая и судебная системы, правительство и парламент, гражданские права и политические партии, армия и юридические учреждения.

Духовные социальные институты: примеры и сущность

Это вотчина культуры и нематериальных науки, образования, религии, искусства и так далее.

Правосла́вный Свято-Ти́хоновский гуманита́рный университе́т (сокращённо ПСТГУ , полное наименование - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» ) - российское высшее учебное заведение в Москве. Основан в 1992 году как Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ). В 2004 году получил высший аккредитационный статус по типу «университет». С тех пор носит современное название. После завершения многоплановой реставрации в 2015 году в его помещениях разместился главный корпус ПСТГУ.

Университет является первым в истории России высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян (ранее богословские дисциплины в рамках высшего образования изучались только в духовных школах, имеющих целью подготовку клириков). Студенты всех факультетов получают базовое богословское и гуманитарное образование.

Имеет государственную аккредитацию по пяти образовательным направлениям - теологии , религиоведению , педагогике , филологии и истории , а также по специальностям - историко-архивоведение, искусствоведение , методика начального образования, социальная педагогика , дирижирование , живопись и .

Студенты обучаются на десяти факультетах: богословском, миссионерском, историческом, филологическом, педагогическом, церковных художеств, церковного пения, факультете социальных наук, факультете информатики и прикладной математики, факультете дополнительного образования. Имеется дневное отделение (на всех факультетах, кроме факультета дополнительного образования), вечернее отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, церковного пения, теоретическом отделении факультета церковных художеств, факультете дополнительного образования), заочное отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, социальных наук, дополнительного образования).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Приходите учиться в ПСТГУ!

    ✪ Православный Свято Тихоновский Гуманитарный университет День открытых дверей

    ✪ О моем обучении в Православном Свято- Тихоновском Униерситете город Москва

    ✪ О ПСТГУ - 2016 год

    ✪ Свято-Тихоновский Университет: Немного о наших делах

    Субтитры

История

Богословско-катехизаторские курсы

Идея создания православного ВУЗа, где в отличие от духовных семинарий и академий могли бы обучаться все желающие, а не только лица, готовящиеся к принятию сана, сформировалась в 1980-е годы в среде учеников и духовных чад протоиерея Всеволода Шпиллера (ум. 1984) и иеромонаха Павла (Троицкого). В конце 1980-х годов, как только наступила относительная свобода, они организовали несколько лекториев, имевших духовно-просветительские и миссионерские цели . Как вспоминал протоиерей Владимир Ворьбьёв , «сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы - это было живое, интенсивное общение. Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ на Комсомольской площади , и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли ещё несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу , который тогда ещё скрывал своё священство, и приходил просто как профессор, доктор наук. Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы - люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование» .

Осенью 1990 года началась работа над созданием Богословско-катехизаторских курсов. В состав инициативной группы входили священники Владимир Воробьёв , Глеб Каледа, Сергий Романов и Аркадий Шатов . Чаще всего они собирались в приходском доме протоиерея Димитрия Смирнова рядом с только что переданным Церкви полуразрушенным храмом святителя Митрофана Воронежского . Главной задачей курсов было соединить академическую свободу учебного процесса и каноническое послушание священноначалию. Когда Устав курсов наконец был утвержден, Патриарх Алексий II благословил их открытие .

В первый Учебный совет курсов вошли протоиереи Валентин Асмус , Владимир Воробьёв, Глеб Каледа, Николай Соколов , Сергий Романов, Александр Салтыков , Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов , Андрей Ефимов. Ректором курсов был избран профессор протоиерей Глеб Каледа , усилиями которого для Курсов были выделены помещения в МВТУ им. Баумана . Первое занятие курсов прошло 6 февраля 1991 года .

Весной 1991 года протоиерей Глеб Каледа в связи с назначение руководителем сектора в новообразованном Синодальном отделе религиозного образования и катехизации попросил освободить его от должности ректора , 29 мая на заседании Учебного совета Богословско-катехизаторских курсов тайным голосованием был избран новый ректор - протоиерей Владимир Воробьёв .

Курсы вначале имели 6 преподавателей, секретаря и 300 слушателей; в основном это были духовные чада отцов-организаторов, но были и учащиеся, пришедшие по объявлению. В каждой группе числилось около 50 слушателей, реально на занятиях присутствовало до 40 человек. Учебников не было, приходилось пользоваться конспектами лекций. К концу учебного года на курсах осталась половина слушателей. Осенью 1991 года был объявлен второй набор .

Православный Свято-Тихоновский богословский институт

25-27 мая 1992 года Богословским Институтом была проведена первая конференция под названием «Чтения памяти прот. Всеволода Шпиллера», в которой активное участие принял протопресвитер Иоанн Мейендорф . На одно из заседаний Чтений приехал Патриарх Алексий II. Он рассказал о своем общении с протоиереем Всеволодом и преподал своё благословение Богословскому институту .

Осенью того же года по ходатайству Ученого совета Богословскому институту было присвоено имя Патриарха Тихона , таким образом ВУЗ получил название «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» . Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол - 5/18 ноября . К тому времени сформировалось два факультета: богословский и миссионерский .

8 декабря 1992 года в Главном здании МГУ состоялся Торжественный Акт Института, который возглавил Патриарх Алексий II. На Акте присутствовали мэр Москвы Ю. М. Лужков , Президент РАН Ю. С. Осипов и другие почетные гости. Во время презентации был образован Попечительский совет Института во главе со Святейшим Патриархом Алексием II и подписан договор о сотрудничестве в развитии ПСТБИ между Московским Патриархатом и Московским Государственным Университетом .

7 мая 1993 года Православному Свято-Тихоновскому Богословскому Институту выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования .

В августе 1993 года открылось заочное отделение, где начали учёбу более 1000 студентов из различных епархий Русской Православной Церкви .

В октябре 1993 года Спасское Братство получило рядом с Николо-Кузнецким храмом небольшое здание, в котором была размещена администрация Института и учебные аудитории. Институт пользовался поддержкой МГУ, 1-й Градской больницы и больничного храма царевича Димитрия, художественными мастерскими храма святителя Николая в Клённиках , заочное отделение проводило экзаменационные сессии в помещениях храма Живоначальной Троицы на Грязех .

По словам ректора протоиерея Владимира Воробьёва: «Со временем поток взрослых людей, которые поступали на вечернее отделение богословского факультета, сократился, но к нам стали стремиться выпускники школ. Из них далеко не все шли с намерением стать священниками, но было много таких, которые хотели получить именно православное образование по гуманитарной специальности. <…> В советское время вся гуманитарная наука была лишена своих религиозных и культурных корней и „пересажена“ на атеистическую почву, что, конечно, искалечило её» . В связи с этим был создан педагогический факультет, на котором были отделения истории и филологии .

8 июня 1994 года Патриарх Алексий II освятил храм Живоначальной Троицы на Пятницкой улице , приписной к Николо-Кузнецкому храму, который стал базовым храмом Института .

В июле 1997 года Патриархом Алексием II был утверждён специализированный Учёный совет при ПСТБИ для защиты кандидатских и докторских диссертаций по богословским наукам и церковной истории. В совет вошли представители Московской и Санкт-Петербургской духовных школ , академики Российской Академии Наук и Российской Академии Образования , профессора и преподаватели Московского государственного университета и Богословского института .

20 июля 1998 года после прохождения аттестации ПСТБИ получил государственную аккредитацию по направлениям религиоведение и педагогика . В 1999 году была получена аккредитация по образовательному направлению Теология и специальностям История , Филология , искусствоведение , религиоведение . В конце 2000 года аккредитованы специальности: хоровое дирижирование, живопись , декоративно-прикладное искусство и народные промыслы , после чего все факультеты получили возможность вручать выпускникам дипломы государственного образца .

В 2002 году Институт прошел повторную аттестацию и аккредитацию по 13 образовательным направлениям и специальностям, в том числе по 3 новым специальностям. В связи с очередной аккредитацией по благословению Патриарха Алексия была изменена организационно-правовая форма Института: зарегистрированный первоначально как религиозное объединение, Институт был преобразован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования с сохранением принадлежности к Русской Православной Церкви .

В 2003 году был открыт факультет Дополнительного образования с четырьмя отделениями. Была отлицензирована аспирантура по семи научным направлениям . Первые преподаватели прошли специальную подготовку и приступили к разработке курсов Дистанционного образования. В начале 2004 года состоялся первый набор слушателей на новые дистанционные программы .

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

21 мая 2004 года решением Аккредитационной коллегии по результатам Комплексной оценки деятельности вуза в 2004 году НОУ ВПО и приказом Министерства образования России от 25 мая того же года установлен государственный аккредитационный статус по типу высшее учебное заведение вида «университет» . Это стало первым случаем в новой России присуждения высшего государственного статуса учебному заведению Русской Православной Церкви . В связи с этим 7 октября 2004 года решением Священного Синода было принято название: «Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет» .

В 2004 году была в значительной степени решена проблема учебных помещений. Попечительским советом Университету было предоставлено во временное пользование здание, расположенное в спальном районе Очаково , где расположились Миссионерский, Филологический, Исторический, Педагогический факультеты и факультет Дополнительного образования, а также заочное отделение, библиотека, административные службы. Кроме того, настоятель храма великомученика Георгия на Поклонной горе протоиерей Сергий Суздальцев предоставил Университету для факультета Церковных художеств помещения, в которых проведён капитальный ремонт . В том же году впервые состоялся выпуск магистров теологии .

С течением времени, в силу ограничений, накладываемых законом об образовании на негосударственные образовательные учреждения, каковым является с 2002 года ПСТГУ, назрела необходимость вынести подготовку священнослужителей в отдельное учебное заведение, не отделяя его по существу от образовательного процесса и жизни богословского факультета ПСТГУ. В 2005 году было создано Богословское отделение как «православная религиозная организация - учреждение профессионального религиозного образования», которое в 2008 году было переименовано в Православный Свято-Тихоновский богословский институт .

29 июля 2005 года решением Правительства России приходу храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецах было передано здание Московского епархиального дома в Лиховом переулке , чего институт добивался с 1992 года .

В начале 2007 году ПСТГУ было передано пятиэтажное здание по адресу ул. Иловайская , д. 9. Там были проведены ремонтные работы, и 28 октября того же года ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв в сослужении священников Николо-Кузнецкого храма совершил чин освящения общежития университета, где разместилось около 300 студентов из разных регионов России .

9 апреля 2007 года ПСТГУ получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности и направлению «Социология». Тогда же начал работу социологический факультет ПСТГУ, что стало первым таким прецедентов в истории учебных заведений Русской Православной Церкви. В 2009 году социологический факультет и факультет экономики и права были объединены в Факультет социальных наук .

Осенью 2007 года в ПСТГУ открылся факультет факультет информатики и прикладной математики с программой обучения, которая предусматривала: фундаментальную математическую подготовку, соответствующую базовой части курса математических факультетов университетов; специальную подготовку, включающую широкий круг курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием и приобретение практических навыков; базовое богословское образование . После открытия данной кафедры ПСТГУ перестал быть чисто гуманитарным учебным заведением .

28 мая 2010 года Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 - Отечественная история (исторические науки) и специальности 09.00.14 - Философия религии и религиоведение (философские науки) .

2 сентября 2010 года архиепископ Верейский Евгений (Решетников) совершил освящение нового учебного корпуса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и часовни в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. На богослужении присутствовали епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский) и префект ЮВАО г. Москвы Владимир Зотов . В новый корпус переехали шесть факультетов: миссионерский, филологический, исторический, педагогический, социальных наук и дополнительного образования. Также в новом корпусе устроены трапезная, библиотека, студенческий отдел кадров и другие отделы .

В 2012 году началось общеуниверситетское внедрение дистанционных образовательных технологий , для чего в целях централизованной координации и технической поддержки проекта был создан Отдел дистанционного обучения ПСТГУ, обслуживающий «Систему дистанционного обучения ПСТГУ» (eLearning Server). Первоначально дистанционное обучение в полном объёме было реализовано только по дополнительным образовательным программа Факультета дополнительного образования, но предполагалось подключить все факультеты университета

За 2015 год университет получил от Министерства образования и науки Российской Федерации около 112 млн руб. [значимость факта? ] .

Современное состояние

В университете существуют 10 факультетов:

  • Богословский факультет
  • Педагогический факультет
  • Филологический факультет
  • Исторический факультет
  • Факультет церковного пения
  • Факультет церковных художеств
  • Факультет социальных наук
  • Факультет информатики и прикладной математики
  • Факультет дополнительного образования

Кроме десяти факультетов, в университете существует аспирантура и центр духовного образования военнослужащих.

Лекционные и семинарские занятия проходят в МГУ, и в зданиях Университета в Лиховом переулке , на Новокузнецкой улице (на территории Николо-Кузнецкого храма), Троицкого храма на Пятницкой улице, на Иловайской улице и на Поклонной горе. Университет имеет 6 иконописных мастерских, 2 мастерских мозаики и фрески, 3 мастерских церковного шитья, 1 мастерскую по реставрации икон. Ежегодно университет принимает участие во многих научных конференциях.

Факультеты

Миссионерский факультет

Один из ключевых факультетов ПСТГУ. Образован в 1992 году (наряду с богословским), когда миссионерско-катехизаторские курсы были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Готовит миссионеров, научных работников, лекторов, преподавателей богословских дисциплин и законоучителей Русской Православной Церкви.

Кафедры

  • Кафедра миссиологии (доктор физ.-мат. наук, профессор Андрей Борисович Ефимов)
  • Кафедра религиоведения (доктор физ.-мат. наук, профессор Юрий Трофимович Лисица)
  • Кафедра культурологии (д. ф. н., профессор Доброхотов, Александр Львович)
  • Кафедра туризма (к. п. н., профессор Алексей Иванович Ткалич)
  • Кафедра социальной работы (к. и. н., доцент Зальцман Татьяна Валерьевна)

Исторический факультет

Основная статья: Исторический факультет ПСТГУ

Исторический факультет ПСТГУ существует с 1994 года , когда был сформирован из Отделения русской истории, созданного в рамках историко-филологического факультета ПСТБИ в 1994 г. В 2000 г. на базе отделения истории России был создан исторический факультет.

На историческом факультете осуществляется подготовка специалистов по Отечественной истории и историко-архивоведению, преподавателей истории России и всеобщей истории для средних общеобразовательных школ (бакалавр , магистр) . Имеются государственные лицензия и аккредитация. Срок обучения на очной (дневной) форме 4-6 лет, на очно-заочной (вечерней) форме 5 лет.

Кафедры

  • Кафедра истории России и архивоведения - осуществляет подготовку по направлению и специальности история России, обеспечивает университет комплексом общих учебных дисциплин по истории России с древнейших времен до конца XX в., источниковедению и историографии, методике преподавания истории и другим спецдисциплинам. Кафедру возглавляет Дмитрий Цыганков.
  • Кафедра всеобщей истории - обеспечивает комплекс учебных дисциплин по истории древнего мира, истории средних веков, новой и новейшей истории стран Западной Европы и Америки, библейской археологии, истории стран Азии и Африки, истории южных и западных славян и т. д. Кафедру возглавляет Дега (Дмитрий) Витальевич Деопик.

Факультет информатики и прикладной математики

Факультет осуществляет обучение по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» квалификация «математик-программист». На факультете действует кафедра математики, кафедра информатики и научно-исследовательская лаборатория информационно-поисковых систем. Форма обучения: очная . Основателем и первым деканом был Емельянов Николай Евгеньевич . Первый набор студентов прошёл в 2008 году .

Cтуденты получают практические навыки работы с основными современными операционными системами, языками программирования, СУБД и в совершенстве овладеют некоторыми из них в соответствии с выбранной специализацией.

Накопленный в ПСТГУ многолетний опыт прикладных разработок в области информационных технологий, связанных с ведением широко известной базы данных «За Христа пострадавшие» и базы данных «Иконография церковного искусства».

Вестник ПСТГУ

«Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» предназначен для публикации «основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, результатов иных исследований по разрабатываемым в ПСТГУ научным направлениям, а также для публикации оригинальных научных материалов, представляющих интерес для социо-гуманитарной науки, имеющих теоретическую и практическую значимость» .

С 2010 года «Вестник ПСТГУ» входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК .

Издательство ПСТГУ

Основано в 1992 году. Издательская деятельность ПСТГУ ведётся по различным направлениям - издание книг известных богословов, философов и церковных писателей, написанных в ХIХ-ХХ веках, и публикация научных работ преподавателей университета, издание пособий для студентов духовных учебных заведений, публикация миссионерской общедоступной литературы о православной вере и жизни. Значительное место в жизни университета занимает издательская работа по трагической истории Русской Православной Церкви XX века .

Филиалы

Помимо кампусов в Москве создавались «пункты дистанционного обучения» или филиалы для того чтобы жители разных города России и СНГ могли учиться заочно, не приезжая в Москву. Зачётные и экзаменационные сессии проводились на местах приезжающими преподавателями ПСТГУ. Всего таких филиалов было 18. Но впоследствии Министерство образования потребовало закрыть филиалы. Как отмечал протоиерей Владимир Воробьёв: «Благодаря этим филиалам удалось в те годы, когда вдали от столиц не было никаких православных кадров, подготовить на местах преподавательский и административный состав. Среди выпускников наших филиалов не только священники, но и очень много работников различных епархиальных отделов, преподавателей местных семинарий и духовных училищ, кафедр теологии в государственных вузах. Таким образом, филиалы кардинально помогали в решении самых неотложных кадровых задач того времени» .

Вместо филиалов на факультете дополнительного образования было открыто интернет-образование .

Социальный институт - исторически сложившаяся форма орга­низации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фун­даментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существова­ния, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделя­ют пять основных институтов общества:

1. институт семьи

2. государство

3. производство

4. духовные институты (религии, науки, морали)

5. образование.

Институты необходимы для:

    объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

    закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

    нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

    формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

    социализации личности

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различ­ные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духов­ном производстве для удовлетворения духовных потребностей и созда­нии духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на пе­редачу объективной реальности через субъективные переживания с по­мощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрак­тно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установ­ленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социаль­но-политическую реальность и формирующая к ней отношение, ис­пользуемая политической элитой для воздействия в своих целях на мас­совое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую струк­туру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребно­сти в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные по­требности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в про­цессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потреб­ности служат показателем развития личности: чем больше духовных по­требностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это произ­водство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные обще­ственные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, про­являющиеся только через сознание людей и направленные на удовлет­ворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага не­исчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

    слово происходит от латинского глагола, означающего «возделыва­ние почв»;

    в широком смысле, это совокупность форм и результатов челове­ческой деятельности, закрепленных в общественной практике;

    в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, суще­ствующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существу­ющих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разновидности культуры.

error: