Социальная работа в структуре социального знания. Социальная работа в структуре социальных наук. Ресурсы социальной работы

Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направленая на производство знаний об обществе.

Классификация С.н.: науки, дающие наиболее общие знания об обществе (философия, социология); науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни (экономика, политология, культурология); науки, пронизывающие все сферы общественной жизни (история, правоведение).

Науки о чел-ке, или Гуманитарные науки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности (Антропология, Искусствоведение, История, Культурология, Педагогика, Политология, Психология, Социология, Философия, Этика и др.).

Теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обуславливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности: закономерности, принципы и методы социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы с социологией: социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп -- семей, детей, мужчин; женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечивать владение персональными навыками и техниками.

Социальные работники используют данные психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи, изучая индивидов, пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на их психику и поведение, а также психологию коллективов.

Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире -- человеке и природе, -- обуславливает ее экологическую сущность. Она позволяет определить модели отношения между организмами и их окружением. Для этого необходимы знания не только социологии и психологии, но и биологии, которая помогает понять, как функционирует человеческий организм, включая репродуктивные процессы и влияние генетики на проведение и восприятие.

Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Например, сложившаяся на Западе профессия трудотерапевта (специалиста, работающего непосредственно с инвалидами) предусматривает получение знаний в области медицины и реабилитационного консультирования.

Еще одной смежной дисциплиной, необходимой при получении профессии социального работника, является правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов.

Место в системе наук. Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т.д.).

ПЛАН

Введение.

Общая характеристика взаимосвязей социальной работы с другими социально-гуманитарными дисциплинами

Социология и социальная работа

Взаимосвязи социальной работы с психологией

Список литературы.

Введение

социальная работа наука личность

Социальная работа является открытой системой, которая активно взаимодействует с другими социально-гуманитарными дисциплинами. Как наука она изучает социальные процессы и социальные явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины, и тенденции их изменения под влиянием психолого-педагогических, экономических и управленческих факторов. Эти процессы и явления изучают и другие науки (социология, психология, социальная педагогика, социальная политика и т.д.).

Академическая подготовка социальных работников предполагает фундаментальное знакомство со многими социально-гуманитарными дисциплинами, опирающееся на понимание социальной работы как междисциплинарной области знаний. Практика социальной работы требует от специалистов способности работать с педагогами, психологами, социальными педагогами, врачами и т.д., понимать основы их деятельности. Вместе социальная работа, синтезируя и систематизируя информацию по практической социальной деятельности, опыта вмешательства в социальную ситуацию, способствует выработке связей между теоретическими знаниями и общественной практикой, обогащая другие социально-гуманитарные дисциплины.

Общая характеристика взаимосвязей социальной работы с другими социально-гуманитарными дисциплинами

Место социальной работы в структуре социально-гуманитарных наук является предметом дискуссий. Несмотря на отсутствие устойчивых связей социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, открытым остается вопрос взаимовлияния социальной работы и социальной педагогики, социальной работы и социальной политики, социальной работы и социальной истории, социальной работы и социальной экологии, социальной работы и социальной медицины подобное. Ведь постоянно развиваются как социальные науки в целом, так и социальная работа частности. Совместные усилия представителей разных дисциплин формируют современное социальное знание.

По мнению современных немецких ученых, социальная работа, которая является частью сервисной индустрии, в значительной мере зависит от развития многих социальных дисциплин. Это сказывается на подготовке социальных работников, система которой охватывает сложную институциональную вертикаль (от краткосрочных курсов по обучению организаторов досуга в докторантуру по социальной работе), а также горизонтально-предметное разнообразие (от педагогики до танатологии - науки о смерти и умирания).

Связи социальной работы с другими дисциплинами имеют взаимный характер. С одной стороны, социальные работники пользуются научным аппаратом и методиками, которые предлагают различные социально-гуманитарные дисциплины. Правда, в отличие от других социальных наук, социальная работа рассматривает социальные проблемы и проблемы конкретного клиента как с точки зрения их специфических признаков, которые описывают различные науки, так и с точки зрения общих (интегративных) свойств.

Ведь осуществление социальной помощи предполагает предварительный сбор информации, ее системный анализ, выдвижение гипотез, построение моделей развития. Благодаря этому происходит качественное определение проблемы во всей ее полноте, планирования специалистами совместно с клиентами дальнейших действий, которые должны привести изменения существующего положения. При этом социальные работники не могут сосредотачиваться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении - как социологи. Они изучают социальные аспекты проблем, способствуют выработке конструктивного (во многих случаях - комплексного) их решения. Вместе наработки социальной работы представляют интерес для представителей других специальностей и дисциплин, поскольку она изучает реальные социальные факты, конкретный практический опыт. Совокупность этих фактов является основой для научного анализа в рамках различных дисциплин, позволяющего выявить и научно осмыслить тенденции развития исследуемых событий и процессов.

Утверждение социальной работы как социального института, развитие практических моделей деятельности работников способствовал появлению новых научных направлений - социологии социальной работы, психологии социальной работы.

Социология и социальная работа

Своим теоретическим достоянием, методологии познания социальной реальности, выяснение эффективности практических усилий социальная работа обязана социологии (лат. societas - общество) - науке об обществе как целостной системе, институты, процессы, группы и сообщества, принципы их взаимодействия, отношения личности и общества, закономерности имеющейся поведения людей.

Для социальной работы особую ценность представляют социологические знания об особенностях социальных общностей, взаимодействия индивидов, принадлежащих к ним, соципльно-типичные характеристики личности, которые являются носителем не только индивидуально-неповторимых черт, но и свойственных определенному социальному слою, этносу, общих особенностей, традиций, ценностей, норм, взглядов, потребностей и т.д..

Результаты социологических исследований получили немалое значение для социальной работы с возникновением специальных социологических теорий, утверждением их как определенного самостоятельного уровня социологического знания и с формированием на этой основе основных отраслей социологии (социологии права, социологии труда, социологии города и села, социологии, социологии семьи, этносоциологии, социологии религии, социологии конфликта, социологии девиантного поведения, тендерной социологии и др.).. Все это очень важно при определении стратегии социальной работы в конкретных социально-исторических условиях, оптимизации усилий в работе с конкретными категориями клиентов.

) использование результатов социологических исследований социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социума в практической социальной работе;

) использование социологических знаний об обществе, сообщества, личность при подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников;

) анализ социальной работы, экспертная оценка ее форм и методов с точки зрения их значимости для общества, конкретной среды и лиц, относительно которых она реализуется.

Использование социологических знаний в практической социальной работе свидетельствует об их соотношение как науки и профессиональной деятельности, с одной стороны, и общественного института - с другой. Социальные работники опираются на знания, сформированные в рамках социологии управления, социологии конфликта, Этносоциология, понимающей социологии, системного социологии и других отраслей (знания, рекомендации, социальные проекты). Эти знания являются основой для развития моделей структурной социальной работы (социологически ориентированных моделей социальной работы), направленных на организацию социальной защиты коллективными средствами.

Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы, социального работника как специалиста, который занимает определенную должность и выполняет определенный набор функций, а также учреждений социальной работы, группы социальных работников, волонтеров и т.д.. Особое значение для нее имеют управленческий процесс, управленческие циклы, технологии управления, планирования социальной работы.

Во взаимодействии социологии и социальной работы существенную роль играет такой раздел социологического знания, как социология управления персоналом, который непосредственно касается организации работы, использования кадрового потенциала различных социальных служб и органов управления социальной сферой.

На решение проблем социальной работы, организации деятельности практических социальных работников существенно влияют теоретические и практические наработки социологии семьи. Прежде всего, это проявляется в диагностировании семейного положения клиента, социального положения, материального обеспечения разных семей и групп. Ценным для социальной работы является концепция социального времени (социальной истории) семьи, которая утверждает, что на каждом этапе своего развития семья решает типовые задачи. Без социологического осмысления этих реалий социальным работникам трудно познать и понять проблемы клиентов, найти и оптимально использовать средства их решения.

Социология труда обогащает социальную работу знаниями о положении и образ жизни, трудовую деятельность различных профессиональных групп населения. Эти знания способствуют пониманию социальными работниками специфики возникновения проблем клиента, возможностей их преодоления усилиями профессионального, производственной среды, а также специфических особенностей работников различного профиля, зависимости их обеспеченности от условий и результатов труда на конкретном рабочем месте. Обращает внимание социология труда и профессиональными заболеваниями, стереотипы мышления, традиционные разновидности поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Зная это, социальные работники могут использовать весь арсенал своих возможностей в решении проблем клиентов, оптимизировать стратегию организации социальной помощи уязвимым группам населения, влиять на социальную политику государственных органов, негосударственных организаций. Социология труда исследует и проблемы занятости, безработицы, оптимальной организации рабочего места, социальной защиты работника в трудовом коллективе, всегда интересует социальных работников.

Большое практическое значение для социальных работников имеет социология духовной жизни, которая аккумулирует данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социальных групп, сообществ, различающихся своими духовно-идеологическими, морально-этическими, художественно-эстетическими, региональными ориентациями.

Эта отрасль социологии, а также социология культуры совместно с психологией и философией помогают социальным работникам дифференцировать клиентов по типам и видам их Я-концепции, представлений о себе, свои права, возможности, перспективы развития. Учет культурного контекста быта клиента, его предпочтений в мире культурных ценностей является важным условием эффективной помощи, особенно тем, кто переживает экзистенциальный кризис (кризис смысла жизни), несогласованность ориентаций и реального социального положения.

Социальным работникам также приходится учитывать стиль и образ жизни социальных групп, которые отличаются своим культурно-образовательным уровнем. Знание по социологии культуры особенно полезными в привлечении к социальной работе представителей учреждений культуры (библиотекарей, музейных работников, артистов и т.д.), которые помогают рационально использовать благотворного влияние искусства в социальной реабилитации индивидов, групп, общин.

Социология социальной работы и социология «третьего сектора» (неправительственных организаций) раскрывают и осмысливают особенности деятельности различных групп социальных работников, активистов негосударственных организаций, занимающихся социальной защитой, социальных служб и учреждений, что способствует оптимизации организационных, технологических аспектов профессиональной и добровольной социальной работы. Они осуществляют мониторинг развития социальной работы как деятельности и общественного института, заботятся о целостности, разносторонность научного сопровождения и организации социальной работы.

Возможностями социальных исследований часто пользуются специалисты социальной сферы, получая ценную информацию об эффективности своих усилий, восприятие их среди клиентов и в обществе в целом, о целесообразности внедрения конкретных программ, направленных на улучшение социальной защиты населения. При составлении социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска они используют данные интервью, анкетирование, опрос, писем, документов, архивных материалов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно используют в социологии.

В общем, без использования достижений поисково-исследовательского инструментария социологии социальная работа рискует потерять связь с реальностью и развиваться на периферии актуальных жизненных потребностей людей, чьи социальное самочувствие, эмоциональное благополучие, видение бытийной перспективы зависят именно от нее.

Взаимосвязи социальной работы с психологией

Социальная работа, будучи направленной на различные потребности людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, и активизацию потенциала их жизнедеятельности, в своем функционировании не может обойтись без массива знаний, аккумулированных в лоне психологии - науки о закономерностях, процессы, формы психической деятельности человека.

Именно благодаря использованию научных, достоверных, доказательных знаний о психике человека, которые можно проверить логическим анализом и опытом, социальная работа может обеспечить свою результативность, поскольку опора на обыденный опыт, эмпирические наблюдения за психологическими процессами, реакциями клиентов часто порождают неисправимые ошибки.

Психика как совокупность душевных качеств, внутренний субъективный мир личности возникает и изменяется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, выражается в форме мыслей, чувств, образов, действий. Познавая окружающий мир, человек познает законы природы и общества не только с целью приспособления их для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, но и для определенного воздействия на них.

Центральным объектом психологии является личность, ее потребности, мотивационная и познавательная сферы, направленность индивидуальности во всем многообразии проявлений.

Для социальной работы важны знания не только об общих закономерностях человеческой личности, но и о ее особенностях, которые зависят от конкретных условий социальной ситуации, развития, жизнедеятельности, профессии, возраста, статуса в группе и в системе межличностных отношений, позиций и диспозиций (норм, определяющие правила поведения), особенностей социально-психологической адаптации.

Психологические знания, соответствующие методики, техники является основой психологически и комплексно ориентированных моделей практики социальной работы. Особое значение для нее имеют такие отрасли психологической науки и психологической практики:

а) психодиагностика - отрасль психологического знания о психологическом состоянии клиента или об отдельных его психологические свойства, связанная с установлением психологического диагноза;

б) психологическое консультирование - оказание помощи психически здоровым людям в реализации ими своих функций, достижении жизненных, профессиональных и других целей, в организации эффективной и поведения;

в) использование техник, методов и средств психологического взаимодействия с клиентом (психодрама, музыкотерапия и др.)..

Социальная работа в своих научных поисках и в реальной практике не может обходиться без достижений возрастной психологии - отрасли психологической науки, которая исследует особенности личностного и психического развития, внутреннего мира человека на разных этапах его жизненного пути в онтогенезе (от рождения до смерти).

Юридическая психология обогащает социальную работу знаниями о различных психологических проблемах отклонений в поведении и их последствия, а также методы их предвидения и профилактики. Как правило, нелегко дается взаимодействие с людьми асоциального поведения: девиантное (такой, что противоречит принятым в обществе нормам), делинквентного (не предусматривает обязательной уголовной ответственности), уголовной (такой, которая предусматривает наказание судом). Не зная присущих таким индивидам особенностей протекания психических процессов, не обладая необходимыми во взаимодействии с ними методиками воздействия, социальные работники не смогут достичь целей в своей работе.

Теснейшая связь между социальной работой и социальной психологией - наукой о взаимодействии, взаимозависимость социального и психологического на уровне отдельного человека, группы, общества, о социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия и характеризующих индивида и группы.Так, своим содержанием социальная психология сосредоточена на исследовании общественно-психологических явлений и субъектов: потребностей, настроений, психологического климата, общественного мнения; массовых социально-психологических механизмов общения (внушение, мода, убеждения и т.д.), психических состояний (возбуждение, подъем, энтузиазм, растерянность). Ее интересует, насколько механизм передачи конкретного психического настроя способствует реализации общественной или индивидуальной субъектности личности, кто и зачем использует настроение как «рычаг» в достижении определенных целей и как все это сказывается на благосостоянии народа.

В конце XX в. психология заметно расширила границы своих исследований, заинтересовавшись такими феноменами, как «благополучие», «общественная деятельность», «социальные службы», которые помогают людям сделать свою жизнь осмысленной, реализовать свою деятельность, развивать жизненные силы, оказывать помощь и поддержку тем, кто нуждается.

Для специалистов, в т.ч. и социальных работников, которые работают с людьми, участвующими в регулировании социальных отношений важны знания по конфликтологии - науки о социальных конфликтах, их причины и последствия, механизмы формирования и приостановление, способы и методы управления ими и решения Вязание их. Сформировалась она во второй половине XX в. на грани социальной психологии, социологии и педагогики.

Совместно с социальной работой как наукой конфликтология изучает потенциальные и существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциуме), которые являются значимыми для обеих сторон. Без учета конфликтологической аспекта невозможно осмыслить содержание, объект, предмет, категории социальной работы как науки. В противном случае неизбежен ее отрыв от общественных потребностей и задач. Игнорирование конфликтологической рассмотрения теоретико-методологических проблем социальной работы приводит к одностороннему их трактовки, сужение границ социальной деятельности, сведения его только к благотворительности и милосердия, социальных выплат, медицины.

В социальной работе нередки случаи столкновения интересов клиента и социального работника, индивида и группы, группы клиентов и общественного сообщества, системы учреждений и групп клиентов и др.. Умелое поведение в конфликтной ситуации социального работника, психологически грамотное управление конфликтом удерживают его в деловой сфере, защищают от переноса на личности, что является предпосылкой успешного его преодоления.

Итак, специфика социальной работы междисциплинарной сферы научного знания обусловливает необходимость глубокой осведомленности специалистов с основными теориями психологии, направлениям психодиагностики и психологического воздействия на личность в кризисных ситуациях. Разнообразные психологические концепции вооружают социальных работников осознанием особенностей развития психологической структуры личности, динамики позитивных изменений, дают им возможность определить собственный подход к оказанию социальной помощи, согласованный с их профессиональными взглядами и ценностными ориентациями. Поэтому знание психологии является основой для деятельности социальных работников.

Список литературы

1. Мигович 1.1. Социальная работа. - Ужгород, 1997.

Сидоров В. Обучение практике социальной работы в Украине: путь в Европу / / Социальная политика и социальная работа. - 2002. - № 3,4.

Социальная работа в Украине: Учеб. пособие / Под ред. И. Д. Звери-ной, Г. М. Лактионовой. - М.: Научный мир, 2003.

Социальная работа: В 3-х ч. - Ч. 1. Основы социальной работы / Под ред. Т. Семигина, И. Григи. - К.: Киево-Могилянская академия, 2004.

Место социальной работы в структуре социально-гуманитарных наук является предметом дискуссий. Несмотря на отсутствие устойчивых связей социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, открытым остается вопрос взаимовлияния социальной работы и социальной педагогики, социальной работы и социальной политики, социальной работы и социальной истории, социальной работы и социальной экологии, социальной работы и социальной медицины подобное. Ведь постоянно развиваются как социальные науки в целом, так и социальная работа частности. Совместные усилия представителей разных дисциплин формируют современное социальное знание.

По мнению современных немецких ученых, социальная работа, которая является частью сервисной индустрии, в значительной мере зависит от развития многих социальных дисциплин. Это сказывается на подготовке социальных работников, система которой охватывает сложную институциональную вертикаль (от краткосрочных курсов по обучению организаторов досуга в докторантуру по социальной работе), а также горизонтально-предметное разнообразие (от педагогики до танатологии - науки о смерти и умирания).

Связи социальной работы с другими дисциплинами имеют взаимный характер. С одной стороны, социальные работники пользуются научным аппаратом и методиками, которые предлагают различные социально-гуманитарные дисциплины. Правда, в отличие от других социальных наук, социальная работа рассматривает социальные проблемы и проблемы конкретного клиента как с точки зрения их специфических признаков, которые описывают различные науки, так и с точки зрения общих (интегративных) свойств.

Ведь осуществление социальной помощи предполагает предварительный сбор информации, ее системный анализ, выдвижение гипотез, построение моделей развития. Благодаря этому происходит качественное определение проблемы во всей ее полноте, планирования специалистами совместно с клиентами дальнейших действий, которые должны привести изменения существующего положения. При этом социальные работники не могут сосредотачиваться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении - как социологи. Они изучают социальные аспекты проблем, способствуют выработке конструктивного (во многих случаях - комплексного) их решения. Вместе наработки социальной работы представляют интерес для представителей других специальностей и дисциплин, поскольку она изучает реальные социальные факты, конкретный практический опыт. Совокупность этих фактов является основой для научного анализа в рамках различных дисциплин, позволяющего выявить и научно осмыслить тенденции развития исследуемых событий и процессов.

Утверждение социальной работы как социального института, развитие практических моделей деятельности работников способствовал появлению новых научных направлений - социологии социальной работы, психологии социальной работы.

Многообразие научных форм знаний: факты, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, принципы и методы достижения поставленных целей, гипотезы, системы взглядов организуется в теории, на которые опирается любая наука.

Поскольку базой для многих современных наук остается философия, в социальной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, важное место занимает философско- гуманистическая теория, обосновывающая смысл, социальноэтические основы бытия человека.

В 1915 г. Мери Ричмонд в своей работе “Научная социальная работа” предложила набор схем оценок качества социальной работы, диагноза социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, что привело к созданию моральнотерапевтической теории социальной работы, опирающейся на осмысление разнообразных форм благотворительности. Изучение благотворительности, социальной помощи нуждающимся и сейчас является источником научного осмысления социальной работы.

В 20-30-е гг. XX в. психоаналитические идеи 3. Фрейда и его последователей выдвинули на передний план психодинамическую теорию социальной работы. Это позволило некоторым видным специалистам на Западе утверждать, что психодинамический подход вырос из признания того, что моральнотерапевтическая традиция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья. Психодинамические, психосоциальные теории социальной работы и сегодня в значительной степени используют достижения фрейдизма и неофрейдизма, отчасти модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориентируясь на комплексное, целостное поддержание жизнестойкости человека, хотя и акцентируют внимание в этой проблематике на психологических и социально-психологических компонентах.

В 50-е гг. прошлого столетия развивается валеологическая теория социальной работы, основанная на достижениях экопсихологии (проблем экологической терапии, сохранения здоровых условий обитания, здорового образа жизни), способствующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменению в этом отношении общественного сознания, повышению ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей .

Примерно в это же время получает развитие педагогическая теория социальной работы, активизирующая анализ социальнопедагогических возможностей общин и теоретическое осмысление работы с социальными группами, оказания помощи человеку в микросреде обитания, по месту жительства.

В середине XX в. нарастает влияние марксистской теории социальной работы, усиливающееся политическим превосходством левых сил в большинстве индустриально развитых стран. Ее ключевая идея - преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. При этом в обществах, построенных на принципе социальной справедливости, “свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех”, что можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.

В это же время усиление внимания к социальным аспектам общественного развития привело к некоторым существенным изменениям в теории социальной работы, приоритетности ее правовых аспектов, созданию юридического фундамента технологии социальной защиты на практике. Получают развитие законодательство о помощи бедным, о действии официальных учреждений социальной помощи, о правовых и административных запретах, разрешающих актах.

Заметный вклад в развитие теорий социальной работы внесли социологи и психологи, педагоги и психотерапевты. Не случайно многие теории социальной работы весьма близки по названиям родственным социологическим, педагогическим и психологическим концепциям (системная, функциональная, ролевая, социально-педагогическая, социально-психологическая и др.).

В современных условиях развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о сформированности науки: она имеет специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

Анализ подходов в разработке теоретических оснований социальной работы в России последних лет свидетельствует о следующем.

Теоретические основания различных видов социальной работы, рассматриваемые учеными, как правило, опираются на смежные дисциплины. Статус теории социальной работы фактически еще не конституциирован.

Не определена внутренняя структура, уровни теоретического знания научной дисциплины “Социальная работа” с точки зрения наличия здесь общетеоретической, отраслевой, прикладной проблематики, а также теорий среднего уровня.

Обсуждение указанных вопросов идет преимущественно от практики исследования наиболее актуальных проблем социального обслуживания населения.

В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России доминируют два подхода: сторонники первого исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.); сторонники второго предпринимают попытки доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяются теоретический и прикладной аспекты.

Тем самым обозначаются два течения в рассмотрении теоретических основ социальной работы: одно из них опирается на осмысление практического опыта, проблем практики социального обслуживания населения в России, другое формируется в процессе осмысления общего и особенного в теориях, обосновывающих различные виды социальной работы, ее сути как общественного явления .

В связи с такой многогранностью каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой “срез”, где проявляются свойства, связи, отношения, закономерности определенного типа.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относится исследование таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы.

Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т. д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

Так, общетеоретические положения социальной философии играют роль методологического основания социальной работы.

Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная еще античными философами, затем развивалась в Средние века и в Новое время получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.

Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев и многие другие философы до нашей и нашей эры причисляются сегодня к основоположникам психологии, педагогики, права, экономики и в том числе социальной работы.

Перед любым человеком встают вопросы, которые смело можно отнести к философским: что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, ее истории? В чем смысл человеческой жизни? Какова общая картина развития современного общества, трудности, противоречия, тенденции и перспективы этого развития? Как в целом оценивать современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты? Как предотвратить нависшие над человечеством угрозы? Каким образом и нужно ли защищать и отстаивать великие гуманистические идеалы и ценности? Нужна ли смертная казнь? Можно ли официально запретить аборты? Все эти философские вопросы показывают, что философия социальной работы сводится прежде всего к проблеме человека и его сущности.

Аппарат философии социальной работы содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Когда мы говорим о теоретических и методологических основах социальной работы как науки, мы касаемся ее глубинной сущности как науки о человеке и его социальных связях. Именно улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования входят в число непосредственных практических задач социальной работы. Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей целью является гармонизация всей системы отношений - в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки.

Поскольку жизнедеятельность людей происходит на почве тех или иных общественных отношений, социальная работа рассматривает их под своим углом зрения. Предметом изучения при этом являются социальные отношения, функционирующие в социальной сфере жизни общества и рассматриваемые в контексте всей совокупности общественных отношений, в том числе экономических, политических, духовно-нравственных и т. д.

Подобный подход исключает сведение задач социальной работы как науки только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты определенных слоев населения, к некоей совокупности суждений и рекомендаций по данным проблемам. Подобное редуцированное понимание упрощает ее действительное содержание и не раскрывает полностью ее социальной сути. Безусловно, социальная помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями социальной работы как практической деятельности и как науки. Однако ее социальная суть значительно глубже и может быть понята только с широких социальных позиций, в том числе с позиций социально-философского мировоззрения.

Социальная работа применяет принципы социальнофилософского познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы (социальных групп, общностей, личности, социальных институтов и т. д.).

В отличие от конкретных социальных наук она рассматривает проблемы с точки зрения как их специфических признаков, так и интегративных свойств. Социальная работа включает предварительный сбор информации, системный анализ об объекте, выдвигает гипотезы, сопоставляет факты, строит модели развития.

Рассматривая взаимосвязь социальной работы с социологией, отметим следующее: социология изучает общество, социальные институты и явления, поведение и убеждения специфических групп - семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, обеспечить владение интерперсональными навыками и техниками. Например, основной навык специалиста социальной сферы - это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности. Собрав информацию и проанализировав ее, социальный работник далее намечает план действий, обеспечивая таким образом аналитический подход к решению проблемы. Научный анализ социальной проблематики экстремальных ситуаций и жизнедеятельности групп риска в социальной работе опирается на социологический анализ. Анализируются: угроза жизненным силам; способность управленческого актива принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни; развитость и сохранность социальной инфраструктуры отраслей жизнеобеспечения (транспорт, связь, здравоохранение, снабжение продуктами питания и др.); ущерб, нанесенный социальному пространству и населению, и др.

Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности. При написании социальных биографий клиентов из числа представителей групп риска, что весьма часто делается в исследованиях по проблемам социальной работы, обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Знания социологии, особенно прикладной, важны для социальной работы, но не подменяют ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

Кроме социологии социальные работники используют данные других научных дисциплин, например психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи изучают индивидов и пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на психику и поведение человека, а также психологию коллективов.

С понятием “психология” мы сталкиваемся довольно часто. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Каждый человек - психолог в какомто смысле слова. Не изучая еще науки, мы с детства употребляем слова “память”, “у него такой характер”, “чуткий”, “невнимательный”, умеем определять настроение близких нам людей по внешним признакам: жестам, выражению лица и прекрасно пользуемся этими знаниями в процессе общения. Однако наши знания о психологии человека находятся на житейском уровне и очень приблизительны, расплывчаты и порой просто неверны, так как лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми (социально-педагогической, организационной, лечебной). Работа с людьми требует научных, т. е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах. Научное знание отличается от житейского доказательностью реальных причин, доступностью проверки опытом и логическим анализом.

Психология XX столетия заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества.

Многие подходы к социальной работе и ее альтернативные теории, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Например, психоанализ явился основой диагностической теории социальной работы. Диагностическая теория в свою очередь стала предвестником возникновения индивидуальной психосоциальной работы.

Психологические знания являются базовой основой профессионального обучения социальной работе.

Для выяснения различий между социальной работой и психологией целесообразно использовать определение первой как профессии, связанной с отношениями между людьми и их окружением. Из этого определения следует, что социальные работники должны использовать знания и социологии, и психологии, чтобы оценить проблемы клиентов и осуществить планы необходимого вмешательства.

Смежной для социальной работы является и психиатрия, которая сосредоточивается на изучении внутреннего развития человека, пытается выяснить, что заставляет индивидов думать, чувствовать и вести себя так, а не иначе.

При этом социальные работники не могут сосредоточиться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении, как социологи. Они изучают различные аспекты того и другого круга проблем, способствуют выработке конструктивного их решения.

Социальная работа также взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, а еще шире - человеке и природе обусловливает ее экологическую сущность. Она позволяет определить модели отношения между организмами и их окружением. Для этого необходимы не только знания уже упомянутых социологии и психологии, но и биологии. Последняя помогает понять, как функционирует человеческий организм, включая репродуктивные процессы и влияние генетики на поведение и восприятие.

Следующая область, связанная с социальной работой, - это вопросы урбанизации. Если специалист по городским делам, знающий особенности функционирования города и роль широкого городского окружения, включается в процесс вмешательства в обществе, средоточием изменений является не индивид, а широкая система.

Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки. Например, сложившаяся на Западе профессия трудотерапевта (специалиста, работающего непосредственно с инвалидами) предусматривает получение знаний в области медицины, а также реабилитационного консультирования.

Огромна взаимосвязь педагогики и социальной работы.

Педагогика в социальной работе выступает в роли определенного стержня. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанием людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная социальная работа делает его целенаправленным.

Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуя изучение технологической документации, социальный работник добивается активности клиента, поощряет его самостоятельность.

Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, является выражением принципа гуманизма социальной работы. Специалисты всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе. Какими бы сложными ни были обстоятельства воспитательной работы, всегда найдутся люди, факторы, отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачи социализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования механизмов самозащиты.

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.

Социальная работа в итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Среди смежных дисциплин, необходимых в получении профессии социального работника, следует назвать и правоведение. Без знания законодательных актов, основания теоретических и практических аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения и т. д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в решении его жизненных проблем, отстаивать его интересы.

Многоплановость и многовариантность содержания деятельности специалиста по социальной работе распространяется и на область управления. Поэтому менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке специалистов.

Мы назвали главные блоки смежных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированного социального работника. Следует иметь в виду и принципиальную важность для социальной работы единства теории и практики.

Система научных знаний, как мы уже отмечали, может быть условно разделена в зависимости от ориентации в решении задач на фундаментальные и прикладные. Если фундаментальные науки преимущественно ориентированы на решение гносеологических задач, то прикладные - на преобразование социальной деятельности. С этих позиций социальная работа, как уже подчеркивалось, относится к группе прикладных наук.

Исходной базой для сбора, анализа разнообразного по содержанию эмпирического материала для различных наблюдений, исследований конкретных социальных процессов и явлений, фактов общественной жизни является практика. Она позволяет аккумулировать опыт социальной работы в виде его осмысления и теоретического обобщения, т. е. в форме системы научных знаний.

  • См. более подробно: Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб, пособие. М., 2002. С. 70-84.
  • См.: Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины1990-х годов. Барнаул, 1993; Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул,1993. С. 112-115; Гуслякова Л. Г. Социальная работа как научная теория,деятельность и учебная дисциплина. Барнаул, 1995.
error: