Предпосылки создания избранной рады. Цели реформ избранной рады. Правление Ивана Грозного до создания Избранной Рады

структура и объекты войскового хозяйства. Принципы организации хозяйственной деятельности и руководство ею.

Роль войскового хозяйства в общей системе всестороннего обеспечения Вооруженных Сил исключительно велика. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно войсковое хозяйство, является непосредственным исполнителем большого комплекса задач; во-вторых, многие задачи системы решаются только войсковым хозяйством; в третьих, войсковое хозяйство представляет собой фактически материально- техническую базу боевой и государственно-правовой подготовки, поддержания войск в постоянной готовности.

Из роли и предназначения войскового хозяйства в общей системе всестороннего обеспечения войск и вытекают его задачи:

1.Обеспечение уставного воинского быта, так как настроения, чувства и мысли воинов зависят от удовлетворения их физиологических потребностей – отдыха, питания, медицинского, торгово-бытового и финансового обеспечения. Затрагивая сферу морального духа, воинский быт непосредственно воздействует на личные качества военнослужащих, их здоровье, а, следовательно, на боевую, государственно-правовую подготовку и боевую готовность частей и соединений в целом.

2. Своевременное истребование, получение, учет, хранение предусмотренных запасов всех видов материальных средств, их распределение и выдача каждому военнослужащему.

3. Обеспечение правильной эксплуатации, сбережения, своевременного технического обслуживания и ремонта вооружения техники и имущества.

4. Капитальное строительство, эксплуатация и ремонт казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и подъездных путей.

6. Организация противопожарной охраны воинских частей и соединений и безопасная эксплуатация объектов гостехнадзора.

7. Ведение делопроизводства, учета и отчетности по всем видам материальных средств и другие вопросы обеспечения деятельности воинской части (соединения).

8. Выполнение указанных задач невозможно без тщательного планирования и организации работы служб, подразделений и объектов хозяйственного, технического и медицинского назначения, а также непрерывное управление и осуществление контроля за этой работой.

К объектам хозяйственного, технического и медицинского назначения относятся все виды складов и кладовых с запасами материальных средств, парки, мастерские, аэродромные, портовые и прочие сооружения, столовые (камбузы), кают-компании, хлебозаводы (хлебопекарни), прикухонные хозяйства, бани, прачечные, торгово-бытовые предприятия с товарами и сырьем, казарменно-жилищный фонд, коммунальные сооружения, комнаты бытового обслуживания, кубрики и уголки бытового обслуживания на кораблях, медицинские пункты и другие объекты с оборудованием, инвентарем и иным имуществом, а также подъездные автомобильные и железнодорожные пути с погрузочно-разгрузочными устройствами и земельные участки.

К объектам учебно-материальной базы боевой подготовки относятся полигоны, танкодромы, автодромы, машинодромы, вододромы, огневые городки, стрельбища, тиры, спортивные сооружения, учебные центры, поля, городки и классы.

К объектам учебно-материальной базы воспитательной и социально-правовой работы относятся Дома офицеров, клубы, музеи, Комнаты боевой славы (истории), библиотеки, типографии военных газет и кинобазы с техническими средствами и политико-просветительным имуществом.

Структура в общем плане войскового хозяйства включает: соответствующую материально-техническую базу, личный состав, а также финансовые средства. Важными элементами являются транспортные средства частей, принятая система технической эксплуатации, технологические приемы обслуживания и применение всех указанных выше объектов и транспортных средств.

Личный состав играет первостепенную роль в функционировании войскового хозяйства, т.е. хозяйственную деятельность могут осуществлять только люди, обладающие необходимыми знаниями и навыками. Для функционирования войскового хозяйства предусмотрен соответствующий штат, но выполнение многих задач возлагается на лиц суточного наряда; уборщики, истопники, ремонтники и кухонный наряд и т.п.

Финансы – это та часть денежных средств, которая выделяется для финансирования хозяйственной деятельности.

Штатные силы и табельные средства тыла объединены: в батальонах, полках и бригадах в специальные подразделения – взвода, роты, батальоны материального обеспечения, автомобильные взвода, роты, батальоны. В подчинении Центрального аппарата (департамента и служб тыла) – базы снабжения тыла.

Конечным звеном войскового хозяйства, его составной частью является Ротное хозяйство.

Принципы руководства войскового хозяйства заложены в обязанностях должностных лиц воинских частей.

Принципами войскового хозяйства являются:

    строгая регламентация хозяйственной деятельности, вытекающая из специфики задач

    единоначалие – командир отвечает и контролирует ведение и состояние войскового хозяйства воинской части

    плановость (уяснение целей и содержания поставленных задач, всесторонняя оценка условий их выполнения, объем предстоящих работ, наличие и состояние необходимых сил и средств), установление планируемых работ, рациональное распределение выделяемых для их выполнения сил и средств, определение характера взаимодействия исполнителей и мероприятий по всестороннему обеспечению планируемых работ.

Планирование хозяйственной деятельности осуществляется по основным объектам войскового хозяйства, по каждой службе, и в целом по части. Планирование хозяйственной деятельности сливается с планированием боевой и государственно-правовой подготовки и носит приказной характер: утверждение планов соответствующими должностными лицами.

    постоянная готовность сил и средств к решению поставленных задач.

    соответствие организации хозяйственной деятельности характеру задач, решаемых войсками. Этот принцип требует первоочередного обеспечения всем необходимым тех частей и подразделений, которые в данный момент выполняют наиболее сложные задачи (усиленный медицинский контроль, дополнительное питание, обеспечение особыми предметами вещевого имущества, улучшенные условия отдыха и т.п.)

    соответствие организации хозяйственной деятельности конкретным физико-географическим условиям – принятие мер к устранению отрицательного влияния различных природных факторов (низких или высоких температур, влажности воздуха, атмосферного давления, повышенной солнечной радиации, песчаных бурь и т.п.) на личный состав с целью обеспечения его нормальной жизни и деятельности, на вооружение и технику - для поддержания их в постоянной готовности к применению; на продовольствие, вещевое и иное имущество – с целью сохранения от преждевременной порчи, износа и т.д. Например, необходимо проводить специальные профилактические мероприятия по защите людей от эпидемических заболеваний, укуса ядовитых животных. Особенности районов учитываются при организации боевой и специальной подготовки, технического обслуживания и ремонта вооружения и техники, противопожарной охраны, хранения запасов материальных средств, отопления помещений, водоснабжения, при составлении распорядка дня, проведении спортивно-массовых и культурно-просветителных мероприятий и т.д.

    эффективность хозяйственной деятельности заключается в получении наибольших результатов в обеспечении войск при наименьших затратах материальных, денежных средств и труда личного состава т.е. повышения качества хозяйственной деятельности. Пути претворения данного принципа: совершенствование механизма планирования хозяйственной деятельности и управления ею; улучшение организации труда личного состава и совершенствование технологических процессов на всех объектах; внедрение обоснованных норм выработки на строительных, лесозаготовительных, погрузочно-разгрузочных, ремонтных и иных работах; улучшение подготовки кадров и повышение квалификации специалистов войскового хозяйства; совершенствование учета денежных и всех видов материальных средств в подразделениях, на складах (кладовых), на всех других объектах, в службах. Принцип эффективности предполагает неукоснительное соблюдение режима экономии материальных и денежных средств (топливо, горючее, электрическая и тепловая энергия, строительные, ремонтные и иные материалы, воды и т.д.).

Частные принципы организации хозяйственной деятельности и руководства ею в частях определяются: воинскими Уставами, Положением о войсковом хозяйстве, Руководством по учету материальных средств, Положением о финансовом хозяйстве; приказами и директивами МО РК, Заместителей МО РК, руководствами и инструкциями по видам ВС, родам войск и службам.

Определить войсковое хозяйство можно как звено потребителей военной продукции воинских частей и соединений, а также систему их экономической деятельности. В целом оно объединяет силы и средства, входящие в воинские части и соединения, через которые ведется хозяйственная деятельность. Сюда же включены различные объекты, переданные им в постоянное или временное пользование. Таким образом, вся материально-техническая база, вооружение, военная и специальная техника, другие материальные ценности соединений (воинских частей), земельные участки, а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, составляют войсковое хозяйство.

Целью создания войскового хозяйства является всестороннее и бесперебойное обеспечение боевой подготовки воинских частей и соединений, их воинского быта, правильной эксплуатации, хранения, обслуживания и ремонта техники, вооружения и материальных ценностей. Роль войскового хозяйства в общей системе всестороннего обеспечения войск исключительно велика.

Для определения сущности войскового хозяйства необходимо разобраться в экономической деятельности осуществляемой Вооруженными Силами страны. Система экономического обеспечения Армии и Флота является неразрывной частью военной экономики общества и страны в целом. Суть экономической деятельности Вооруженных Сил заключается в том, чтобы наиболее эффективно использовать военные и материальные ресурсы для полного и своевременного обеспечения жизни, деятельности, боеготовности, а также развития и совершенствования войск и сил флота.

Экономические отношения реализуются посредством функциональных и организационных структур, форм и методов экономической деятельности. Совокупность всего этого образует хозяйственный механизм Вооруженных Сил, который является специфической составляющей хозяйственного механизма страны. Основным и низовым звеном этого механизма является войсковое звено, по аналогии с предприятием или хозяйством в экономике государства.

Войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, материальные ценности и денежные средства соединений и частей, а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Субъектом экономических отношений выступает соединение, воинская часть, подразделение, военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил. Это и есть низовая подсистема единой системы всестороннего обеспечения войск. Она вступает во взаимодействие с центральными и оперативными звеньями и гражданским персоналом экономики страны.

К объектам экономических отношений, с точки зрения ресурсов, относятся натуральные (материально-вещественные) стоимостные и рабочая сила. Применительно к войсковому звену – это материально-техническая база, финансы и личный состав воинской части и соединения.

Отдельным элементом необходимо выделить информационное обеспечение, как важнейший фактор в деятельности военной организации. Сегодня большое значение имеют рыночные отношения в экономической деятельности воинской части. К ним необходимо отнести посреднические функции коммерческих банков, информационную сеть, правовое обеспечение, арбитражную деятельность и другие.

Итак, войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности соединений (воинских частей), земельные участки, а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность не является самоцелью, а направлена на поддержание боевой и мобилизационной готовности воинской части или соединения. Она заключается в использовании их материально-технической базы, материальных ценностей в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности, а также во взаимодействии со специализированными сторонними организациями при передаче им отдельных функций обеспечения.

Войсковое хозяйство включает в себя ряд положений. Во-первых, хозяйственная деятельность создает условия для организации и проведения боевой подготовки, воспитательной работы и других мероприятий. Далее, на него возложено планирование и осуществление работы объектов материально-технической базы соединения (воинской части).

Для решения вопросов соблюдения высокой боевой готовности необходимо своевременно определять потребности, истребование, получение, учет и хранение всех видов материальных ценностей. После этого требуется на основании установленных норм распределить, выдать (отправить, передать) их по назначению. Воинские части должны создавать установленные запасы материальных средств, осуществлять их накопление и своевременный подвоз. Материальные ценности должны расходоваться экономно и подлежат своевременному учету. Ведение хозяйственной деятельности должно обеспечивать достоверную отчетность. Вооружение, военная и специальная техника воинской части должны правильно эксплуатироваться, сберегаться, подлежит своевременному техническому обслуживанию и ремонту.

На руководящий состав воинской части возлагается ответственность за своевременную организацию банно-прачечного обслуживания военнослужащих соединения и части.

Грамотная эксплуатация материально-техническая база воинской части возможна только при соответствующем контроле должностными лицами части и вышестоящим руководством.

Казарменно-жилищный фонд, коммунальные сооружения, земельные участки, оборудование, инвентарь и имущество передаются и используются по назначению. Необходимо учитывать безопасную эксплуатацию объектов государственного технического надзора.

В последние десятилетия большое значение принимает экологическая безопасность, противопожарная защита и охрана окружающей среды. В условиях наличия в воинских частях сложной боевой и другой техники, различного стационарного и передвижного оборудования проблемы экологии занимают важное место в ведении войскового хозяйства.

Хозяйственная деятельность должна включать в себя контроль деятельности должностных лиц, отвечающих за войсковое (корабельное) хозяйство. Неразрывно с этим связано выявление негативных внутренних и внешних факторов, оказывающих на него влияние. Не допускаются ошибки в хозяйственной деятельности, а при их выявлении необходимо оперативно принимать меры по их устранению.

Рассматривая вопросы войскового хозяйства необходимо определиться с понятиями, которыми применяются при рассмотрении вопросов организации и экономики хозяйственной деятельности частей и соединений. Основу войскового хозяйства воинской части и соединения составляет материально-техническая база с запасами материальных ценностей и денежными средствами. Все эти три составляющих в процессе хозяйственных взаимоотношений тесно переплетены.

К материально-технической базе соединения (воинской части) относятся все объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск.

Объекты хозяйственного назначения состоят из казарменно-жилищного фонда (жилые помещения, каюты, кубрики), столовые (камбузы, кают-компании). К ним же относятся хлебозаводы и хлебопекарни, бани и прачечные, склады (кладовые) и другие аналогичные объекты.

Коммунальные сооружения с оборудованием и инженерными сетями, парки (гаражи) и мастерские относятся к объектам технического назначения. Они также включают аэродромные и портовые сооружения. Для обеспечения подвоза материалов и техники оборудуются дороги и железнодорожные пути с погрузочно-разгрузочными устройствами. Они являются объектами, используемые только военными структурами в интересах Вооруженных Сил. К сооружениям технического назначения отнесены другие аналогичные объекты.

Лечебно-диагностические корпуса, другие знания и сооружения медицинского и санитарного назначения отдельных медицинских батальонов, отдельных медицинских отрядов (госпиталей), здания медицинских рот и пунктов соединений и воинских частей объедены понятием «Объекты медицинского назначения».

К объектам учебно-материальной базы боевой подготовки относятся специально оборудованные и оснащенные здания (комплексы зданий) и сооружения, предназначенные для проведения учебных занятий (учений, тренировок). К ним можно отнести участки местности с расположенными на них сооружениями, на которых проводятся учебные стрельбы и другие занятия по планам (программам) подготовки войск и сил. Такие же объекты создаются и оборудуются в военно-учебных заведениях Министерства обороны.

Для проведения воспитательной работы с личным составом частей и соединений используются клубы (культурно-досуговые центры), библиотеки, радиоузлы, музеи. Успешная пропагандистская работа проводится с применением телевизионных центров, кино- и видео- объединений, кино- и видео- прокатных пунктов. К объектам учебно-материальной базы воспитательной работы относятся также комнаты (каюты) информирования и досуга, комнаты (каюты) воинской (боевой, военно-морской) славы (истории), центры (пункты) психологической разгрузки. Могут также организовываться и оборудоваться другие аналогичные объекты.

Для проведения занятий и инструктажей караулов и суточных нарядов используются объекты учебно-материальной базы службы войск. К ним относятся учебные классы, караульные городки и другие объекты.

Любые воинские части и соединения, как экономическая структура, может сравниться с предприятием народного хозяйства. Для поддержания высокой боевой готовности, проведения плановой боевой подготовки и обеспечения повседневной деятельности они располагают, помимо материально-технической базы, большим количеством материальных ценностей. К ним относятся, в первую очередь, все виды вооружения, военной и специальной техники. В воинской части создаются запасы различного назначения боеприпасов, ракетного топлива, горючего, смазочных материалов, продовольствия, вещевого имущества и других материальных средств.

Структуру экономики войскового хозяйства, как сложного военно-хозяйственного механизма необходимо рассмотреть по функциональным и организационным признакам.

По функциональным признакам в экономике войскового хозяйства выделяется три сектора: потребляющий, производственный и обеспечивающий. Каждый из них имеет свое назначение и свою организацию. Однако, все они находятся в тесной экономической взаимосвязи.

Потребляющий (непроизводственный) сектор экономики хозяйственной деятельности характеризуется непосредственным потреблением конечной военной продукции. При этом необходимо учитывать, что в нем потребляется и некоторая часть финансовых ресурсов. Он связан с непосредственным экономическим обеспечением повседневной деятельности войск и их боеготовности.

Экономические отношения в потребляющем секторе войскового хозяйства строятся, главным образом, на планово-нормативной основе. Они регламентируются федеральными законами, воинскими уставами, приказами, наставлениями и другими обязательными к исполнению документами.

В производственном секторе экономики войскового хозяйства осуществляется производственная деятельность. То есть, создаются необходимы для войск материальные блага, которые в дальнейшем потребляются в непроизводственном секторе. Данный сектор войскового звена относительно небольшой и ограничен по своим возможностям.

Во-первых, к производственному сектору войскового хозяйства относится ремонт разнообразной конечной военной продукции. Необходимо учитывать, что ремонт вооружения и военной техники ограничивается мелким текущим ремонтом и восстановлением. Текущий и косметический ремонт зданий, сооружений или внешних и внутренних коммуникаций также можно отнести к этому сектору.

Во-вторых, оказание коммунально-бытовых услуг или услуг связи и транспорта.

В-третьих, торгово-бытовое обеспечение (военная торговля, предоставления различного рода услуг, относящихся к этому виду обеспечения).

Необходимо учитывать, что производственный сектор войскового хозяйства имеет важное военно-экономическое значение, ибо он влияет на уровень эксплуатации вооружения, военной техники и имущества. А по своим объемам и характеристикам, сложен, многообразен и трудозатратен.

Обеспечивающий сектор экономики хозяйственной деятельности предназначен для обеспечения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами функционирования, потребляющего и производственного секторов. Он включает в себя материальное, техническое, финансовое обеспечение; а также обеспечение трудовыми ресурсами деятельности воинской части и соединения.

Организационная структура экономики войскового хозяйства входит в организационную структуру Вооруженных Сил в целом. Соответственно имеет определенный уровень подчиненности. По организационному признаку экономику войскового хозяйства можно разделить на уровни (звенья): дивизионное, бригадное, полковое, батальонное (дивизионное), ротное. При этом к каждому звену экономики хозяйственной деятельности относятся объекты материально-технической базы, подчиненные должностным лицам этого уровня. Они предназначены для всестороннего обеспечения соединения, части или подразделения.

Как было отмечено, войсковое хозяйство должно соответствовать организационно-штатной структуре войск, имеющихся в соединениях и частях видов вооружения и выполняемых ими задач. Также хозяйственная деятельность не может не зависеть от общей экономической обстановки в стране и сложившихся экономических отношений с хозяйствующими субъектами. Поэтому войсковое хозяйство в современных условиях постоянно развивается и совершенствуется.

Одним из направлений совершенствования войскового хозяйства является повышение технической оснащенности объектов материально-технической базы, а также механизация процессов их деятельности.

Развитие войскового хозяйства невозможно без повышения квалификации личного состава, участвующего в хозяйственной деятельности.

В последние годы большое значение придается экологической безопасности. Снижение вредного воздействия деятельности соединения (воинской части) на окружающую среду считается одним из направлений совершенствования их хозяйственной деятельности. Для решения задач экологической безопасности необходимо улучшать планировку военных городков и строительство их объектов в соответствии с ее требованиями.

Реконструкция старых и строительство новых объектов материально-технической базы являются необходимым условием развития войскового хозяйства. При проведении этих работ требуется оснащать объекты современным оборудованием и техническими средствами обучения.

Само собой, войсковое хозяйство не может динамично развиваться без внедрения в практику войск методов наиболее экономного и эффективного использования материально-технической базы и материальных ценностей. Также из этого вытекает направление совершенствования, связанное с обеспечением сохранности материальных ценностей и предотвращением их утрат.

Таким образом, подводя итоги рассмотрения второго вопроса, необходимо отметить, что экономические отношения реализуются посредством функциональных и организационных структур, форм и методов экономической деятельности.

Всестороннее и бесперебойное обеспечение боевой подготовки, воинского быта частей (соединений), грамотная эксплуатация, ремонт вооружения, техники и материальных ценностей является целью создания и ведения войскового хозяйства. Хозяйственная деятельность направлена на поддержание боевой и мобилизационной готовности воинской части или соединения.

В экономике войскового хозяйства по функциональным признакам выделяется три сектора: потребляющий, производственный и обеспечивающий. Все они находятся в тесной экономической взаимосвязи.

Развитие Вооруженных сил, поддержание войск в постоянной боевой готовности, обуславливают повышение роли войскового хозяйства.

Войсковое хозяйство – это составная часть единой системы всестороннего обеспечения войск. Оно предназначено для бесперебойного и оперативного обеспечения боевой подготовки и воспитательной работы воинских частей и соединений. На него возлагается удовлетворение материально-бытовых потребностей личного состава войск, правильная эксплуатация и сохранность вооружения и военной техники, различных видов материальных средств (боеприпасов, горючего, продовольствия и т.д.).

Многообразие решаемых войсковым хозяйством задач и сложность их выполнения требует от лиц, ведающих хозяйственными вопросами, обширных знаний и навыков для решения поставленных задач. От работников, занятых в хозяйственной деятельности, требуется находить новые способы хозяйствования в сложных экономических условиях.

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация.

Ежи Лец

Избранная рада это неофициальный орган, который состоял из лиц приближенных к Ивану Грозному. Деятельность Рады осуществлялось в период с 1549 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства. В сегодняшней статье мы рассмотрим реформы Избранной Рады, их влияние на судьбу России, а также последствия тех преобразований, которые были проведены за годы работы данного негласного органа.

Предпосылки образования

Иван Грозный очень рано потерял отца и мать, и фактическое управление страной брали на себя бояре, которые его окружали. Это привело к тому, что на Руси происходили постоянные войны между группировками бояр, за власть. Эти противостояние приводили к ужасным последствиям, в ходе которых гибли люди, терялись города, проигрывались войны. До своего несовершеннолетия молодой царь ничего не мог с этим поделать. Однако в 1547 году Иван Грозный принял царствование и решил отдалить от себя бояр, и окружить себя людьми, которым он может доверять. Главная задача, которая стояла на тот момент перед царем, заключалась в создании единого государства, и собирание всех русских земель вокруг Москвы. Для этого Избранная Рада проводила различные реформы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Состав Избранной Рады

Задачи избранной рады заключалось в обсуждение тех задач и процессов, которые происходят в стране и за ее пределами, и поиск пути решения этих проблем, которые накопились. В состав этого органа входили следующие люди:

  • А. Курбский
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий
  • А. Адашёв
  • И. Висковатый

Некоторые историки приписывают данному кружку Воротынских, Шереметьевых и других. Проблема заключается в том, что большинство историков приписывают к Избранной Раде большое количество людей, но редко могут подтвердить документально (или еще как-то) их причастность к данному органу.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном

Начало реформ

Фактически с первых месяцев существования Рады ее участники занялись тем, что начали разрабатывать план объединения русских земель в единый политический центр. Начало этих преобразований случилось в 1549 году. Тогда был проведён первый в истории России Земский собор. Этот собор представлял собой не что иное, как собрание всех правителей всех русских земель. Иван Грозный обратился к присутствующим с заявлением о том, что он осуждает о тех преступлениях, которые проводили бояре пока царь был малолетним, и обещал хранить верность стране и хранить жизнь своих подданных. В дальнейшем именно Земские соборы проводились для того, чтобы проводить реформы и понимать, в каком направлении эти реформы нужно осуществлять. Примечательно, что именно при Иване Грозном в данный орган власти стали вступать не только представители боярских семей, но и представители менее знатных сословий.

К реформам Избранной Рады относят следующие начинания:

Стоглавый собор - церковная реформа

В 1551 году состоялся Церковный собор. Руководил этим собором митрополит Макарий, один из самых активных участников Избранной Рады. Кроме того, в работе этого собора принимал участие лично царь. Результатом деятельности данного собора является создание единого сборника документов для церкви. Этот документ состоял из 100 глав, поэтому сам собор получил название Стоглавого. В рамках данной реформы были проведены следующие мероприятия:

  • Упорядочение обрядов. Собор сделал единообразными все обряды, которые проводятся в рамках религии по всей стране.
  • Определение единых святых. Были канонизированы новые святые, которые признавались на всей территории страны в рамках единой религии.
  • Создание единых правил поведения для священников. Фактически речь идет об ужесточении дисциплины.
  • Была обозначена важнейшая роль церкви - просвещение населения .

В результате церковной реформы произошло создание единых религиозных норм, а также подведение религии к единым стандартам для всей страны.

Реформа местного управления

За годы, пока страной фактически управляли бояре, эффективность работы местных органов власти стала крайне низкой. Именно поэтому реформы Избранной Рады при царе Иване 4 на начальном этапе были направлены на формирование местного управления. Данная реформа была проведена в 1556 году.

Эти реформы Избранной Рады отменили по всей стране систему, так называемых, кормлений, а также отменили наместничество. Вместо нее была создана должность Губных старост . Этот староста избирался землевладельцами конкретного района страны. Что касается городских управляющих, то здесь избирались Земские старосты . А непосредственно для управления городом избирался Городовой. Фактически были образованы выборные органы власти, которые наделялись огромными полномочиями. В частности, именно эти люди следили за обеспечением законности, а также вершили суд. Важно отметить, что судебные функции были возложены в том числе и на церковь, которая имела полное право самостоятельно проводить суды.


Кроме того реформа местного управления Избранной Рады коснулась и создания новых приказов. Были созданы такие приказы как:

  • Челобитный приказ - занимался распределением тех челобитных, которые поступали в адрес царя.
  • Посольский приказ - занимался отношениями с другими государствами. Фактически аналог современного министерства иностранных дел.
  • Поместный приказ - занимался решением вопросов о поместьях и вотчинах.
  • Земский приказ - отвечал за обеспечение правопорядка в Москве и некоторых других городах.
  • Разбойный приказ - отвечал за противодействие разбоям, которые массово проводились в стране.

Также было создано огромное количество других приказов: разрядный, ямской, большого прихода, новой четверти, большой казны, холопский, тайных дел, казанского дворца, сибирский, стрелецкий, пушкарский, казачий. Приказы в государственной жизни России играли основополагающую роль, поскольку именно они отвечали за различные аспекты жизнедеятельности государства. Фактически они были местными органами управления, которые выступали промежуточным звеном между населением и царем.

В результате этих преобразований были полностью изменены принципы управления страной.

Военная реформа Избранной Рады

Военная реформа началась в 1550 году. Основная первоначальная идея реформы заключалась в том, чтобы сформировать армию не на основе знатности рода, а на основе военных талантов. Для этого было создано специальное положение, согласно которому высшее командование армии должно было формироваться не по знатности рода, а людьми, которые проявили свой воинский талант. Одним из первых таких подразделений стало Избранная тысяча.

Избранная тысяча это специальный воинский отряд, созданный на основе ополчения, который формировался по новому принципу и подчинялся лично царю.

Кроме того в этот период времени начали формироваться первые стрелецкие полки. Это были специальные полки, которые представляли собой переходное звено между временной и постоянной армии. Поэтому когда мы говорим о создании регулярной армии в России, подсчет времени нужно начинать не с эпохи Петра первого, а с Ивана Грозного реформы Избранной Рады.


Говоря о военной форме, необходимо отметить, что она проводилась в три этапа:

  • Создание стрелецкого войска - 1550 год. Об этом периоде мы говорили абзацем выше.
  • Введение Уложения о службе - 1556 год. Уложение создавало единый закон, который обязывал землевладельцев предоставлять в распоряжение государства для регулярной армии войнов. В частности, владелец 100 четвертин земли должен был направить в регулярную армию одного конного воина.
  • Попытки реформирования Избранной тысячи. Эти попытки проводились на протяжении всей жизни царя Ивана 4, но к существенным результатам не привели.

В результате мы можем говорить о том, что реформы Ивана Грозного были уникальными для своей эпохи и направлялись на то, чтобы создать единое централизованное государство. Это было необходимо для объединения русских земель, а также для создания сильного и конкурентоспособного государства, которое могло бы за себя постоять. Доказать, что реформы Избранной Рады прежде всего укрепляли центральную власть, очень просто. Ведь все изменения, которые происходили в стране, были направлены на создание вертикали власти, где все решения принимал царь.

Причины падения Рады


В 1560 году деятельность Избранной Рады была закончена, а сам этот орган был распущен. Однозначные причины таких событий историки не называют, но есть 2 общепринятые версии. Согласно первой версии Иван 4 имел существенные разногласия с членами Рады по вопросам внутренней и внешней политики страны. Согласно второй версии царь заподозрил представителей рады в том, что они были виновны в отравлении царицы Анастасии. В любом случае, орган был распущен и его деятельность прекращена. Хотя успели они сделать очень многое.

Создание «Избранной рады»

В конце 1540-х годов при молодом царе Иване IV был сформирован круг деятелей, допущенных к управлению делами государств. Само название «Избранная рада» было в дальнейшем дано Андреем Курбским. Остальными членами «Избранной рады» были Алексей Федорович Адашев, духовник Сильвестр, глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый, а также еще несколько князей.

Первоначально проводились совещания дворян и воевод, на которых обсуждались значимые вопросы. В последствии в 1549 году было проведено Февральское совещание, ставшее первым Земским собором.

Главной политической стратегией «Избранной рады» была централизация Российского государства в соответствии с цивилизационной моделью Запада. Конечно, воплощение данной стратегии требовало проведения реформирования большинства областей.

Преобразования всех сфер жизни общества проводились «Избранной радой» в период 1549-1560 годов в области административной, военной церковной, правовой, финансовой и иных систем.

Реформы «Избранной рады» в правовой и административной системах

Решением « Собора примирения», состоявшегося в 1549 г., был подготовлен новый свод государственных законов.

В 1550 г. был написан исправленный Судебник. Конечно, отношения между крестьянами и феодалами не подверглись изменениям, законы и нормы были сохранены, однако была несколько ограничена власть кормленщиков на местах и был ускорен процесс формирования приказов.

Определение 1

Приказы – первые функциональные органы управления, которые заведовали отдельными областями государственных дел.

Наиболее известными из них являлись Посольский, Стрелецкий, Челобитный и иные приказы.

Одновременно происходила централизация местного самоуправления, выражавшаяся в усилении позиций дворян в обществе. Например, выборной администрацией были заменены наместничьи управления.

Реформа армии

В середине 50-х годов XVI века было принято «Уложение о службе», устанавливающее строгий порядок ее несения. Служилыми людьми становились все землевладельцы независимо от размеров владений.

Правительством Алексея Адашева было организовано стрелецкое войско и сформирован отряд стрельцов для охраны царя.

Замечание 2

В результате проведения военной реформы у десятков тысяч воинов появилось вооружение, экипировка и продовольствие.

Церковные реформы «Избранной рады»

Что касается церковных реформ «Избранной рады», стоит отметить принятие в 1551 году Стоглава, содержащего сто глав-статей ответов Ивана Грозного по вопросам строения церкви. Стоглав был направлен на укрепление церковной дисциплины и регламентацию жизни.

Одним из намерений Ивана Грозного была конфискация у церкви земель, однако «Избранная рада» была против. Церковь же максимально пыталась укрепить свой авторитет, который падал в глазах населения.

Реформы «Избранной рады» в финансовой системе

Конечно, никакие из административных реформ не могли быть полноценно проведены без изменения налоговой системы. В этих целях в 1550 году была проведена перепись населения.

Замечание 3

Подворное налогообложение было заменено на поземельное. На центральной территории была введена отдельная налоговая единица под названием «большая соха», величина которой изменялась в зависимости от положения землевладельцев. В целом, уплата налогов становилась все более централизованной.

В целом, можно сказать, что реформы «Избранной рады» носили неоднозначный и компромиссный характер. Они имели целью укрепление власти и улучшение положения дворянства, однако их реализация была прервана по причине отставки «Избранной рады» в 1560 г.

В 1547 г. Иван IV официально венчался на царство и принял титул «царя» (так как император Константинополя уже не существовал, то русский князь оставался единственным претендентом на этот титул в качестве последнего защитника православного мира). Первый период его царствования (конец 40-х – 50-е гг.) отмечен крупными внутри- и внешнеполитическими успехами и проведением реформ.

Главными инициаторами реформирования стали члены Избранной рады (1549-1560) – Алексей Адашев, Сильвестр (духовник царя), Андрей Курбский (друг детства), Макарий (митрополит всея Руси). В 1549 г. в Москве был созван впервые Земский собор – совещательный орган; входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилых людей; была обсуждена программа преобразований.

Судебник 1550 г. – свод законов, который упорядочил и дополнил Судебник Ивана III, ограничил пава наместников и волостителей; подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое»; была усилена личная зависимость крестьян от феодала, так как последний отвечал за его преступления; впервые была введена система наказания среди государственных служащих (за взятку).

Стоглав 1551 г. – кодекс правовых норм внутренней жизни духовенства и его взаимоотношений с государством (например, запрещалась покупка монастырем вотчинных владений без разрешения царя).

Денежная реформа – московский рубль стал основной денежной единицей страны, право сбора пошлин переходило в руки государства; была установлена единая для всего государства единица взимания налога (большая соха, которая рассчитывалась в зависимости от плодородия земли и социального положения ее владельца).

Система приказов – вместо прежних Государева двора и Казны была создана система специализированных приказов: Разрядный (военные дела и ведение поместными войсками), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Оружейная палата (Арсенал), Посольский (иностранные дела), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли, которые раздавались дворянам), Холопский (холопы), Сибирский дворец (управление Сибирью), Казанский дворец (Казанским ханством). Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.

Реформа местного управления – отмена кормлений в 1556 г., сыск и суд по особо важным делам были переданы в руки губных старост (избирались из местных дворян), земских (из числа зажиточных слоев черносотенного населения) и городовых приказчиков (в городах). При этом вводилась в общине круговая порука – она отвечала за своих выборных. Значение – замена служилых кормленщиков мирскими органами обусловила централизацию власти.


Военные реформы:

1) ядро армии составляло дворянское ополчение – под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча», то есть 1070 провинциальных дворян, которые должны были стать опоров власти царя;

2) впервые было составлено Уложение о службе;

3) со 150 десятин земли боярин и дворянин должны были выставить одного воина «конно, людно и оружино»;

4) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско;

5) привлечение иностранцев в армию;

6) привлечение казачества для несения военной службы на окраинах;

7) вотчинник ил помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

Ополчение делилось на «служилых людей по отечеству» (то есть по наследству – бояре и дворяне) и «по выбору» (по набору – стрельцы, пушкари, городская стража, казаки).

Реформы в целом способствовали укреплению Российского государства, усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Историография реформ:

Ø Платонов, Смирнов – реформы носили продворянский характер (воспользовавшись социальным кризисом конца 40-х гг., эти реформы ослабили бояр и усилили позиции дворян);

Ø Веселовский, Зимин, Скрынников – реформы являлись результатом компромиссом между царской властью, дворянами, боярами и посадом.

Дискуссии вокруг деятельности Земского Собора.

Предмет спора : существовала ли сословно-представительная монархия или азиатская деспотия.

Ø Шмит – второе, т.к. царь созывал выбранных государством, а не земских обществом, людей. Если на западе они изначально избирались, то у нас государство выбирало.

Ø Черепнин – первое. Действительно, Соборы практически возникли именно так, но постепенно они развиваются (особенно хорошо это было видно в период Смуты – в 1613 г.), имея свою специфику с сильными самодержавными рудиментами. Споры ведутся до сих пор.

Внешняя политика:

Направления и задачи: 1) западное – борьба за выход к Балтийскому морю; 2) юго-восточное и восточное – борьба с Казанским и Астраханским ханством; 3) южное – защита от набегов крымского хана.

Завоевание Казанского ханства – первоначально Иван IV предпринял дипломатические шаги (неудачны), и в 1552 г. его армия осадила Казань => победа – народы Среднего Поволжья вошли в состав государства. Астраханское ханство было присоединено в 1556 г. => все Поволжье принадлежало России + Волжский торговый путь, который значительно улучшил условия торговли с Востоком. В середине XVI в. вошли также Башкирия, Чувашия, Кабарда.

Освоение Сибири – Сибирский хан Кучум отказался признать вассальную зависимость и убил русского посла. Купцы Строгановы получили от царя грамоту с пожалованием земли в Сибири и наняли большой отряд казаков во главе с Ермаком для борьбы с сибирским ханом. В 1581 г. Ермак одержал победу на войсками Кучума и занял столицу Кашлык. В 1598 г. Кучум был окончательно разгромлен => Западная Сибирь была присоединена к России (столица – Тобольск).

Ливонская война (1558-1583) – борьба за выход к Балтике и за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом.

Этапы:

1) 1558-1561 гг. – русские войска разгромили Ливонский орден, взяли Нарву, Тарту, подошли к Таллину и Риге;

2) 1561-1578 гг. – вступление в войну Польши, Литвы, Швеции, Дании (на стороне ливонского ордена), военные действия приобретают затяжной характер; ситуация была осложнена разорением хозяйства (опричнина), изменение отношения местного населения к русским войскам вследствие набегов, переход на сторону врага князя Курбского и опустошительные набеги крымских татар;

3) 1578-1583 гг. – оборонительные действия России. В 1569 г. Польша и Литва объединились в речь Посполитую (во главе – Стефан Баторий). Поляки взяли Полоцк, Луки, осадили Псков (неудачно).

Ливонская война завершилась подписанием невыгодного для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий - отказ от завоеванных земель и городов, земли Прибалтики были отданы Польше и Швеции. Таким образом, главная задача западного направления внешней политики решена не была.

3. Опричнина и ее последствия:

В конце 1564 г. Иван IV вместе со своей семьей внезапно выехал из Москвы и поселился в Александровской слободе. Он обвинил всех бояр и церковных иерархов в измене и вынудил московских бояр просить его вернуться на трон – условием его возвращение стало право казнить и миловать по собственному усмотрению, а также разделение всей земли на опричнину («опричь» - кроме) и земщину. Опричнина становилась его личным уделом и включала в себя наиболее плодородные и развитые земли, на которых царь поселил дворян (основа его опричного войска). В опричнине были свои собственные органы власти – дума приказы. Земщиной руководило правительство во главе с Висковатым. Фактически опричное войско выполняло карательную функцию. Во главе опричнины оказались Юрьев, Басманов, князь Черкасский, кроме того, князь Вяземский, Малюта Скуратов и т. д.

Причины введения опричнины – объективные и личные:

1) отношения между монархом и боярами оставались неупорядоченными и неурегулированными;

2) активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей интересам служилого класса.

1) в 1554 г. Ивану IV стало известно о боярских симпатиях к князю Старицкому – у царя зародилось недоверие к своему окружению;

2) в 1557-58 гг. царь столкнулся с оппозицией бояр курсу на развязывание Ливонской войны;

3) смерть первой жены (Анастасии Романовны) и разрыв с Сильвестром и Адашевым (ссылка);

4) бегство Курбского в Литву, что привело к ужесточению гонений на бояр.

Проявления опричнины:

2) затем начинаю ссылать бояр и земских дворян;

3) в 1569 г. была уничтожена вся семья Старицких;

4) тогда же Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита Филипп Колычев за то, что осудил опричнину и царский произвол;

5) в начале 1570 г. был учинен Новгородский погром (10-15 тыс. человек были убиты), а затем Московский;

6) казни самих опричников – Басмановых, Вяземского, Черкасского.

Итоги опричнины:

1) централизация – ослабло влияние титулованного московского боярства, подчинение церкви государству, подрыв самостоятельности городов;

2) экономический кризис, усугубленный Ливонской войной – села и деревни, где побывали опричники, обезлюдели (либо были убиты, либо сбежали в Литву);

3) голод – вследствие сокращения посевных площадей;

4) принятие закрепостительных актов – бегство крестьян стимулировало это; в 1581 г. был издан указ о «заповедных летах», который запрещал переходы крестьян;

5) были подорваны резервы России в целом.

В целом опричнину можно оценивать как форсированную централизацию (но в таких формах, которые нельзя считать прогрессивными), предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок. Это не антибоярская политика – скорее конфликт внутри самого господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти.

Историография:

Ø Карамзин – безумство царя из-за смерти Анастасии (тиранство ).

Ø Платонов – опричнина носила ярко выраженный дворянский характер , т.к. царь забрал лучшие центральные земли и испоместил на них дворян, что решило вопрос об обеспечении поместной реформы. Поэтому эта реформа носила прогрессивный характер (Смирнов).

Ø Веселовский – нашел синодику по убиенным (в конце своей жизни царь признал свои ошибки и приказал выписать имена всех казненных в синодик, который был отправлен во все монастыри для поминки их). Анализ показал, что 2/3 казненных составляли дворяне. Т.е. реформа не носила продворянский характер – и, скорее всего, это была не реформа, а репрессии , направленные против конкретных лиц + попытка достичь абсолютной власти .

Ø Зимин – царь взял в опричнину уезды с развитым поместным землевладением, а не боярским. Здесь он устроил смотр боярского ополчения и выгнал его. Из дворян он сделал опричный корпус – около 5 тыс. человек => была направлена против последних уделов, поэтому опричнина является важной социальной реформой , которая уничтожила удельную систему.

Ø Шмит – это знаковое явление, царь создал особую охранную структуру, которая существует и до сих пор (ФСБ, НКВД, КГБ).

Ø Скрынников – размах был на рубль, а удар на копейку, т.к. при Иване IV уделы и так были слабы, поэтому никакой опасности не представляли. В завещании он отдает землю своему старшему сыну, а часть в уделы другим сыновьям. В основе его гипотезы лежат два источниковедческих открытия. Все изучают опричнину по Никоновской летописи, в которой упоминается, что все сосланные были отправлены в Казань. По казанским описям явственно, что на первом этапе царь нанес сильный удар удельным князьям и родовой аристократии (Ярославские, Стародубские, Гагарины, Ростовские – были испомещены на пограничных служебных землях). Их вотчинные хозяйства были разделены на поместья – разрушение хозяйства и его кризис. К концу 1565 г. социальная база опричного руководства была сокращена, и возник выбор – либо восстановить отношения с аристократией, либо продолжить террор. В 1566 г. Ливонская война потребовала больших денег => созыв Земского Собора. и примирение. Руководство Б.Д. (Челядин возглавлял) потребовало отмены опричнины, начинаются уступки, в митрополиты был рукоположен Филарент Колычев. До 1567 г. продолжаются попытки примирения. В этой ситуации бояре попытались прозондировать почву в отношении к Старицкому, который выдал все царю – его и бояр казнили, начинается третий период опричнины (террор). Скрынников провел текстологический анализ синодиков, что позволило восстановить весь список, хронологию и причину смерти. Выяснено, что террор имел несколько особенностей – уничтожение тех, кто его создавал (при этом уничтожали именно те лица, которых привели первые опричники – Скуратов, Грязнов); вся боярская оппозиция была уничтожена, затем удельный Старицкий род (обнаружена связь Старицких с Новгородом – измена посадских бояр), то же самое касалось Твери и Пскова (здесь царь никого не тронул). Потом выяснилось, что крупные московские дьяки были связаны с Новгородом (Колычев, Весковатый), а затем оказалось, что с дьячным делом связаны лица, которые стояли у истоков опричнины. Результат был страшен – весь цвет русской нации был уничтожен, русское летописание умирает. Таким образом, главной целью была самодержавная власть.

error: