Как вы понимаете что такое социальная революция. Роль социальной революции в развитии общества. Исторические типы социальной революции. Понятие социальных реформ

5. Социальная революция

Понятие социальной революции Социальная революция означает глубокий переворот в социально-политической, экономической, и духовной жизни общества, когда осуществляется прежде всего переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. Революция есть двигатель общественного прогресса: это и разрушение и творчество, она знаменует начало нового периода истории, который требует новых мыслей, чувств, песен и певцов. Она суть историческая необходимость, коренящаяся в экономической жизни общества. Самая глубинная причина социальных революций - конфликт.между производительными силами и производственными отношениями. Он составляет так называемую экономическую основу революции.

То, что социальные революции не случайное, а закономерное явление, с объективной необходимостью вытекающее из развития производства, не означает, что они происходят автоматически. Для их свершения необходимы объективные и субъективные предпосылки. Объективные противоречия в способе производства проявляются в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных классов. Классовая борьба есть политическая основа революции. Субъективной формой выражения этой борьбы является столкновение классовых интересов, стремлений, идей. Социальная революция - высшая форма классовой борьбы угнетенных. Совокупность объективных условий, выражающих экономический и политический кризис общества, создает революционную ситуацию. Для революционной ситуации характерны следующие признаки: "Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство: тот или иной кризис "верхов", кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы "низы не хотели", а требуется еще, чтобы "верхи не могли" жить по-старому... Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов... Значительное повышение... активности масс, в "мирную" эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими "верхами", к самостоятельному историческому выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция - по общему правилу - невозможна"(Ленин В. И. Пили. собр. соч., т. 26, с. 218-219.).

Но не всякая революционная ситуация ведет к революции. Революции вспыхивают лишь тогда, когда к объективным условиям присоединяются и субъективные. Субъективный фактор включает в себя волю к борьбе, умелую организацию этой борьбы, сознательность се участников, осмысление целей и задач борьбы, решимость борющихся классов довести борьбу до конца. При наличии объективных предпосылок субъективный фактор приобретает решающее значение: старое правительство само не "упадет, если его не уронить".

Движущими силами революции выступают те социальные группы и классы, которые кровно заинтересованы в ломке старых порядков, в построении новых и которые совершают революцию. Один из этих классов играет особо активную роль: он увлекает за собой все другие участвующие в революции классы и социальные группы.

Если в относительно мирные периоды истории народные массы находятся как бы за кулисами политики, пребывая в состоянии "исторической спячки", то в разгар революционных событий народ поднимается на авансцену мировой истории и выступает в роли творца нового.

Основным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти. Когда пожар революции разгорается, пламя ее прежде всего направлено против основного стража старого мира - государства. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" ". Взяв в свои руки политическую власть, новые классы, осуществляющие революцию, реорганизуют весь механизм социально-политической жизни общества: новые органы революции рождаются в ее же собственном огне. Захват власти революционными силами есть акт осуществления политической революции. Это и есть революция в узком смысле слова. Понятие же социальной революции в широком смысле - это, как уже сказано, коренные преобразования всех сфер общественной жизни.

Социальным революциям свойственна разная мера стихийности и сознательности. В процессе перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а от него - к феодальному революции совершались преимущественно стихийно и выражались в отдельных, как правило, локальных массовых движениях и восстаниях. Буржуазные революции, ломавшие устои феодализма, приобретают более осознанный, организованный характер: здесь все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций, имеющих в числе своих предпосылок и определенную идеологию. Принцип сознательности поднимается на высший уровень в эпоху социалистических революций, совершающихся как теоретически, тактически и стратегически обоснованный, закономерный социальный процесс перехода от капитализма к социализму.

Социальная революция принципиально отличается от социальной реформы: последняя направлена, как правило, лишь на частичные преобразования в рамках существования данного строя. "Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае" (Ленин В. И. Полн. собр. соч.. т. 31. с. 133. Там же. т. 20. с. 167). Опыт истории показывает, что реформы отнюдь не противопоказаны социальному прогрессу.

6.Типы социальных революций Тип социальных революций определяется тем, какие социально-политические противоречия она разрешает, какой общественный строй ниспровергает и какой создает заново. Это содержание выражает собой понимание революции в широком смысле слова - как переход от одного качественного состояния общества к другому (который совершается как путем вооруженных действий масс, так и не обязательно этим путем, а как совокупный результат действия многоразличных факторов общественной жизни). К такому типу революций можно отнести, например, переход общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму, то есть вообще переход от одной общественно-экономической формации к другой. Так, социальной революцией был переход от рабовладения к феодализму в результате разрешения внутренних противоречий рабовладельческого способа производства, хотя он и не имел характера политической революции.

Принципиально иной тип представляют собой революции, в которых ведущую роль играют социально-политические мотивы. Эти революции также способствуют смене одной общественно-экономической формации другой, но они осуществляются путем насильственных действий одного класса против другого. И эти действия осуществляются на основе теоретической программы, двигающей определенные социально-политические цели и идеалы. К такому типу можно отнести буржуазную и социалистическую революции. К особому типу социальных революций, способствующих осуществлению в конечном счете обеих названных революций, следует отнести революции, затрагивающие ту или иную отдельно взятую сферу общественной жизни. Сюда относятся научно-технические, культурные революции и т. д. Все они являются необходимыми составными частями указанных типов революции.

Высший тип революции являет собой социалистическая революция, имеющая своей целью коренные преобразования общества в интересах трудящихся. Она отличается от предшествующих социальных революций тем, что если прежние революции ограничивались изменением политической власти, приведением ее в соответствие с уже возникшими новыми экономическими отношениями, то социалистическая революция характеризуется прежде всего созидательным началом: ее высшее назначение - утверждение общественной собственности на средства производства, социалистических производственных отношений.


И для обобщающих оценочных выводов, и для прогнозных соображений. Практика подтвердила все, что он до этого предвидел теоретически. Марксизм В.И. Ленина как версия в интерпретации марксовского идейного наследия. А) Революционная деятельность Ленина. Ленин – крупнейший революционер XX века, инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного...

Имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма. Глава 2. Развитие философии марксизма и основные труды Маркса. Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту...

Борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии. В основе коммунистического движения лежит научная теория. Главное в марксизме - это диалектический, причем материалистический метод познания явлений.Глава 2. О диалектическом материализме. Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям...

Правовых и политических учреждений, равно как религиозных, философских и других воззрений каждого данного исторического периода. Гегель освободил от метафизики понимание, он сделал его диалектическим, но его понимание истории было по своей сущности идеалистическим. Теперь идеализм был изгнан из понимания истории; теперь понимание истории стало материалистическим, и был найден путь для объяснения...

В социальной философии понятия революции и эволюции рассматриваются как формы развития обществ. Но они же являются и формами формационных и иных социальных конфликтов и в этом качестве выступают внутренними источниками развития обществ и человечества. Они представляют формы идеологической, экономической, политической борьбы различных формационных общностей за изменение формации общества, т.е. системы его основных сфер.

Социальные эволюция и революция как социальный конфликт

Социальные эволюции и революции как социальный конфликт между старой и новой формациями обществ и их цивилизациями включают изменения:

  1. своих предметов, т.е. связаны с конфликтом интересов разных социальных общностей
  2. социальных субъектов исторического творчества, т.е. ведущих формационных общностей, обладающих совокупностью фундаментальных интересов.

Они различаются именно способами развития социальных конфликтов, соотношения в них стадий становления, развертывания, разрешения, разными формами этих стадий и включают в себя:

1. Изменение мировоззрения и идеологии общества, осознание взамен старых идеалов и целей – новых. Например, в Советской России на смену идеям самодержавия, православия, народности пришли идеи советской власти, коммунистической идеологии, советского народа. В то же время на Западе взамен общества (марксовского капитализма) всеобщей конкуренции и наживы возникла идея «общества всеобщего благоденствия». В социальных революциях это изменение происходит резко, нигилистически по отношению к старому (Петр I, Ленин, Ельцин), а в социальных эволюциях – медленно, с сохранением преемственности: буржуазно-социалистическая идеология не устранила насильственно старую, а просто перестала ее учитывать.
2. Изменение политической сферы, перераспределение власти между нациями, классами, регионами страны в соответствии с изменившимися положениями этих субъектов. Вопрос о власти, как указывал Ленин во время Октябрьской революции, – это главный вопрос. Только через получение (или умаление) власти тот или иной субъект (нация, класс, регион и т.п.) способен выразить и реализовать свои интересы в обществе, повлиять на экономику, на распределение материальных благ в своих интересах. Нужно учитывать, что общество развивается, постоянно происходит изменение экономического положения субъектов, что требует постоянного изменения представительства их интересов в политический системе. Это и делается в странах, выбравших социально-эволюционный путь развития. В странах, где политическая система отстает от развития экономической и идеологической систем, это ведет к социальной революции.
3. Изменения в экономической сфере (форм собственности на средства производства, отношений собственности и менеджмента в управлении экономикой и т.д.) в современных обществах осуществляются и собственниками средств производства, и государством, которое регулирует отношения между собственниками, выступая политическим посредником. Поэтому так велика роль государства в осуществлении социальной эволюции и революции.
4. Изменение ведущего класса общества. Например, во время Французской революции 1789 г. к власти пришла буржуазия, которая свергла дворянство во главе с королем. Во время Октябрьской революции 1917 г. к власти пришли большевики, свергнувшие власть буржуазии. В 1991 г., свергнув власть большевиков, выражавших интересы советских рабочих, к власти пришли номенклатурные либералы, выражающие интересы новой российской буржуазии. Сейчас к власти пришли российские силовики (военные), выражающие интересы патриотической, державной и коллективистской части российского народа, которые хотят восстановить патриотизм, державность, солидарность. Мы можем снова въехать в накатанную колею политической формации.

Борьба классов

Социальные эволюция и революция совершаются в форме идеологической, экономической, политической борьбы, но различаются соотношением и характером этих видов борьбы.

Идеологическая борьба классов происходит на уровне мировоззрения, идеологии, политических программ, в которых выражаются коренные классовые интересы. Каждый класс, исходя из своего экономического, политического, образовательного положения открывает (формулирует) свое видение общества, его строя и развития. Это видение разрабатывается интеллигентами, встающими на позиции данного класса, т.е. рассматривающие все происходящее в мире с точки зрения этого класса. Например, с точки зрения пролетарско-большевистской интеллигенции (Ленин и др.) старое общество достойно уничтожения; в результате социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, на месте старого буржуазного общества создается новое пролетарское, выступающее прямой противоположностью первому и т.п. Буржуазная интеллигенция придумывает другую перспективу общества, его формации и развития. Так, буржуазно-социалистическая интеллигенция (Бернштейн и др.) разработала буржуазно-социалистическую перспективу, которая была реализована в странах Западной Европы. Эта перспектива была прямой противоположностью пролетарско-социалистической. Затем в результате пропаганды в сознание представителей своей формационной общности внедряется «своя» идеология и критика (а также высмеивание) идеологии противоположной.

Экономическая борьба классов есть борьба за улучшение их экономического положения: изменение форм собственности, роли в общественной организации труда, форм и размеров получаемого дохода и т.п. Со стороны буржуазии, например, она выражается в совершенствовании орудий и организации труда, повышении его эффективности, увеличении инвестиций и т.п., что объективно усложняет работу, зарплату, занятость рабочих, вызывая с их стороны протест. В результате переговоров, забастовок, демонстраций, политических выборов и иных форм возникает определенный консенсус, арбитром которого сейчас между работодателями и профсоюзами выступает государство. В итоге развиваются экономика, социальная сфера и общество в целом.

Политическая борьба классов – это борьба за государственную власть, за власть над государственным аппаратом. Эта власть позволяет развивать общество (в определенных пределах) в нужном для Данного класса направлении. Например, российский пролетариат Под руководством большевиков захватил власть в России, создал пролетарское государство, с помощью которого организовал невиданный общественный строй (советский), который развалился в конце XX в. В современных условиях политическая борьба чаще всего Происходит во время выборов органов власти, это борьба разных политических партий, которые в рамках закона борются за свои политические интересы. Например, в результате классовой борьбы в России был избран новый парламент, в котором три основные фракции левых (КПРФ), центристов («Единство» – «Медведь»), правых (СПС, ОВР, «Яблоко»).

Анализ истории показывает, что в политических обществах (СССР, КНР и др.)социальные революции – типичное явление, что связано с отставанием политического базиса от происходящих в обществе экономических и мировоззренческих изменений. Для политических обществ социальные революции являются закономерностью, о чем свидетельствует, в частности, история России. В экономических обществах (США, Германия и др.) социальные революции становятся случайными: там закономерностью является социальная эволюция, относительно демократический переход власти от одной политической партии и стоящей за ней социальной общностью к другой.

Поэтому одно из важнейших достоинств экономических обществ, демократического и правового государства – временное, но исчезновение социальной революции как формы развития общества, а следовательно, и вызваных ею разрушений, жертв и страданий. Это связано со значительным изменением сознательности субъективного фактора, а также повышением общего уровня образованности и интеллекта народа. Переход России от политического общества к экономическому, а затем к смешанному и индустриальному, позволит нашему народу избежать в дальнейшем социальных революций и потрясений.

Социальные эволюция и революция как качественные изменения

В советском и западном обществоведении социальные эволюция и революция определялись по разному. В советском обществоведении под эволюцией понималось медленное, количественное изменение какого-либо явления, а под революцией – его коренное, качественное изменение.

Такое определение позволяет оправдать пролетарско-социалистическую революцию в нашей стране и другие революции в мире, снять историческую ответственность политических элит и классов за содеянное, принизить роль субъективного фактора в истории в пользу объективных условий и автоматизма исторического процесса.

В западной литературе эти понятия трактуются несколько по-иному. Прежде всего, и эволюция, и революция рассматриваются как качественные изменения, происходящие скачкообразно, т.е. с перерывом преемственности, но различающиеся способами, темпами, ценой, прочностью осуществленных изменений. В дальнейшем изложении будем придерживаться этой точки зрения при оценке развития людей, общностей, институтов, обществ и человечества.

Социальная эволюция использует мирные (демократические) средства, происходит медленно, сопровождается относительно незначительными разрушениями старого и жертвами (социальными и человеческими), ее результаты достаточно долговечны.

Социальная революция использует насильственные методы преобразований, происходит относительно быстро, сопровождается значительными разрушениями (до основания) прежнего общества, жертвами и страданиями людей, результаты ее непрочны и недолговечны. Но и социальная эволюция, и социальная революция представляют собой качественное изменение в развитии обществ.

Выбор эволюционного или революционного пути зависит от зрелости субъективного фактора, его способности вовремя оценить состояние противоположности классов, этносов, элиты и бюрократии и принять вовремя соответствующие решения. Эта точка зрения противоположна точке зрения советских исторических материалистов, изложенной во многих в том числе и современных учебниках.

В качестве примера рассмотрим пролетарско-социалистическую революцию в России и буржуазно-социалистическую эволюцию в Европе. Первая происходила в России с октября 1917 г. по 1937 г. (год строительства основ социализма) и сопровождалась установлением диктатуры пролетариата, уничтожением «до основания» старой России, колоссальными жертвами, созданием советского общества с социальным равенством и бедностью. Это общество развалилось почти до основания в течение 1901-2000 гг. к удивлению ее сторонников и противников.

Буржуазно-социалистическая эволюция в Западной Европе происходила всю первую половину XX в., без военного насилия, демократическим путем. Она привела к установлению буржуазных и правовых демократий, резкому улучшению качества жизни народа, сохранила возможности дальнейшей трансформации в постиндустриальное общество.

Социальная революция и социальная эволюция представляют собой качественный переход обществ и человечества от одной формации и цивилизации к другой, вызываемый объективными социальными противоречиями, лежащими в основе общественной жизни. Поэтому эти процессы носят объективно обусловленный (и закономерный) характер. Но эволюция не доводит социальный конфликт до стадии развертывания (и насилия) между противоположными классами, а революция – доводит. И вина за случившееся в последнем случае лежит на господствующих классах, допустивших такое развитие событий, т.е. На субъективном факторе. Так, У. Черчилль считал причиной Французской революции 1789 г. неспособность королевского правительства упорядочить отношения между классами, т.е. неправильное (и преступное) правление.

То же можно сказать и по поводу пролетарско-социалистической революции, произошедшей по вине российского царя, дворянства и буржуазии, оказавшихся не способными понять и выразить в политических решениях интересы российского крестьянства и рабочих. Поэтому вина за разрушение России и установление советской власти лежит не на пролетариате и большевиках, а на дворянстве и буржуазии России во главе с царем и Государственной думой. И революции 1991 г. в СССР можно было избежать, осуществив социальную эволюцию в направлении буржуазного социализма, продолжая либо НЭП, либо экономические реформы (предпринятые Косыгиным в 1963 г.). Но неспособность правящей партии – КПСС на социальную эволюцию привело к краху и КПСС, и СССР, и советского народа. Винить в приходе к власти в 1991 г. номенклатурных либералов во главе с Ельциным нужно не американский империализм, а советских коммунистов, задубевших в ленинизме-сталинизме, что, в частности, и выражается в понимании ими социальной революции.

Война как форма социального конфликта

Такой же разрушительной формой социального конфликта, как социальная революция, является война. Она ведется между странами (обществами) и государствами из-за национальных идей, территории, союзников, путей сообщения и т.п. Например, в Первую мировую войну Россия вступила под давлением церкви, дворянства, буржуазии почти из-за всех перечисленных интересов. И в результате получила две революции, гибель всех старых классов, образование СССР и т.п.

Мне бы хотелось дать характеристику войны словами героини известного романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Лары:

Мы женились перед самою войной (1914 года – С В), за два года до ее начала. И только мы зажили своим умом, устроили дом, объявили войну. Я теперь уверена, что она была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий. Я хорошо помню детство. Я еще застала время, когда были в силе понятия разума. То, что подсказывала совесть, считали естественным и нужным. Смерть человека от руки другого была редкостью, чрезвычайным, из ряду вон выходящим явлением. Убийства, как полагали, встречались только в трагедиях, романах из мира сыщиков и в газетных дневниках происшествий, но не в обыкновенной жизни.

И вдруг этот скачок из безмятежной жизни, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства... Наверное, никогда это не проходит даром. Ты лучше меня, наверное, помнишь, как сразу все стало приходить в разрушение. Движение поездов, снабжение городов продовольствием, основы домашнего уклада, нравственные устои сознания...

Тогда пришла неправда на русскую землю. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической – потом революционной.

В дальнейшем изложении социальной революции и эволюции как формационным конфликтам будет уделено основное внимание. Именно формационная структура, ее развитие позволяют рассмотреть разнообразные конфликты интересов и социальных субъектов в их взаимосвязи в рамках общественного организма. Формационные конфликты в их разнообразных видах характерны для России на протяжении всего XX в.

40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе

Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.

Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные, который (переход) происходит скачком .

В переложении на социальное бытие исторический материализм видит действие этого закона в том, что эволюционное развитие общества на каком-то этапе должно совершать революционное по характеру, быстрое изменение всех своих сторон, и называет это «социальной революцией».

Таким образом, социальная революция означает резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом, в ходе которых происходит отрицание старого порядка новым порядком.

Социальная революция - это сложный процесс отрицания, в котором:

Уничтожается всё отжившее в обществе;

Сохраняется преемственность между новым и старым состояниями общества;

Появляются элементы, которых не было в старом, отрицаемом состоянии общества.

Социальная революция, таким образом, как и любое отрицание, это есть разрешение какого-то противоречия.

В социальной революции разрешается не какое-то, а основное противоречие любой общественной системы - противоречие между её производительными силами и производственными отношениями.

На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Когда, в результате этого противоречия, производственные отношения превращаются в оковы для стремящихся развиваться производительных сил, наступает эпоха социальной революции , которая, решая основное противоречие, меняет , прежде всего, экономические основы общества , то есть меняет базис общественно-экономической формации.

С изменением экономической основы общества, то есть с изменением базиса , более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке общественно-экономической формации .

В конечном итоге, социальная революция - это совокупность переворота материального производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и в иных сферах жизни, где люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение.

Если рассматривать ход человеческой истории, то социальные революции - это важнейшие этапы общественного развития, которые не только отделяют одну общественно-экономическую формацию от другой, но и сохраняют преемственность исторического движения. Без социальной революции не было бы исторического движения, поскольку ни одна общественно экономическая формация без нее не смогла бы занять место предшествующей формации.

Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сути естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, социальные революции являются законом истории, ее «локомотивами» и обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, в следующем порядке:

- первобытнообщинный строй;

- рабовладельческий строй;

- феодальный строй;

- капитализм;

- коммунизм.

Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы.

Эта повторяемость обнаруживается в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Поэтому социальная революция протекает в форме классовой борьбы и вообще, социальная революция - это есть высший этап развития классовой борьбы , дошедшее до наибольшего ожесточения.

В ходе социальной революции решается вопрос о власти , и, следовательно, социальная революция свидетельствует , прежде всего, о политическом кризисе данного общественного строя , поскольку политическая устойчивость любого общества выражается в устойчивости его власти.

Именно политический кризис общества , если он переходит в кризис власти и сопровождается экономическим и социальным кризисом, свидетельствует о возникновении революционной ситуации в обществе, то есть о возникновении условий, формирующих возможность социальной революции.

Кратко революционную ситуацию можно назвать общенациональным кризисом, который, по разработкам Ленина, характеризуется следующими главными признаками :

1. Невозможность для господствующих классов сохранять в неизменном виде свое господство. То есть - «верхи больше не могут», хотя и хотят, жить по старому.

2. Обострение выше обычной степени нужды и бедствий угнетенных классов . То есть - «низы больше не хотят» жить по старому, потому что не могут.

3. Значительное повышение активности масс , приводящее к их самостоятельному историческому выступлению.

Для победы социальной революции недостаточно только наличия революционной ситуации. Необходимо также, чтобы к этим объективным предпосылкам социальной революции присоединились субъективные предпосылки :

- способность масс к смелой, самоотверженной борьбе и

- наличие опытной революционной партии , осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство борьбой масс.

Основные термины

БАЗИС (марксизм) - совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.

КАПИТАЛИЗМ - общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА - непримиримое столкновение классов.

КОММУНИЗМ (в марксизме) - сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

НАДСТРОЙКА (марксизм) - совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - определенный, исторически сложившийся тип общества, основанный на том или ином способе производства.

ОТРИЦАНИЕ (диалектика) - переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС - состояние общегосударственного конфликта, сопровождающееся бессилием власти осуществлять руководство обществом.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т. д., и людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения людей в процессе производства.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ - общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.

РЕВОЛЮЦИЯ - полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

СКАЧОК - процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ - общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.

Роль научной рациональности в развитии общества Ситуация, сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социума обострила проблему научной рациональности, ее сущностного содержания, и соответственно ее роли в развитии общества. Вообще, эта проблема всегда была одной

Роль Дицгена в развитии марксистской философии Дицген был воинствующим материалистом, непримиримым противником идеализма и фидеизма. Врагов материализма он называл не иначе, как «дипломированными лакеями поповщины», решительно настаивая на проведении принципа

Роль миграции народов в развитии азиатского способа производства В 40-х годах XIX в. Восток был представлен в работах К. Маркса и Ф. Энгельса лишь азиатскими странами, в первую очередь Индией и Китаем. Иногда упоминается Египет. В 50 – 70-х годах К. Маркс и Ф. Энгельс уже считали,

Разговор 17-й. О том, какую роль в развитии играет духовное тело у. Ну что ж. Этот вопрос, как говорится, созрел. Что такое духовное тело? У. Волшебный кристалл. Он собирает духовный свет и освещает им человека. И наоборот, собирает свет от человека и направляет его в тонкие

Глава XII. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ Диалектическая обработка истории человеческой мысли, науки и техники неизбежно предполагает анализ таких важнейших типов общественного развития, как эволюция и революция. Необратимые качественные изменения,

1. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в общественном развитии В предыдущих главах книги были охарактеризованы системность общественной жизни, источники и движущие силы ее развития, диалектика эволюционности и революционности в социальной форме движения

Роль физики элементарных частиц в развитии современного естествознания Нет необходимости говорить о том, что физика элементарных частиц играет в современной науке очень важную роль. Свидетельством тому - и большое количество физиков, занятых исследованиями в

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.Для возникновения любой социальной группы необходимы

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Формирование советского коммунистического сверхобщества происходило в противоречии с марксистскими основоположениями: тут не власть приводилась в соответствие с неким существовавшим "экономическим базисом", а, наоборот, это "базис" создавался

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Философские выводы современной физики были обсуждены в различных разделах этой книги. Это обсуждение было проведено с той целью, чтобы показать, что эта новейшая область естествознания во многих своих

Оранжевая революция: политический и PR-инструментарий Революция моделирует ситуации разрыва с прошлым состоянием, причем переход этот может носить как насильственный, так и ненасильственный характер. Интенсивный разрыв отличается от естественного разрыва активным

2.2. Социальная революция Пожалуй, наиболее важным разделом в книге Поппера, наряду с идеей социального детерминизма, является его критика теории социальной революции. Начну с первых фраз, которыми открывает эту главу сам Карл Поппер: «В этом пророчестве утверждается, что

Глава 15 РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Печально, но это факт человеческой истории – религия была главным источником конфликтов. Даже сегодня убивают людей, уничтожают общины, нарушают покой общества в результате религиозного фанатизма и ненависти. Неудивительно,

способ прогрессивного преобразования общества, означающий перерыв постепенности в его развитии, закономерный скачок от одного качественного состояния к новому, подготовленный предшествующей эволюцией данного общества. С. р. бывают двоякого рода межформационные и внутриформационные. Межформационная С. р. представляет собой способ перехода от низшей общественно-экономической формации к высшей и сам грандиозный процесс этого перехода, занимающий целую эпоху. Истории известны четыре основных типа таких революций: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Внутриформационная С. р. есть способ и процесс перехода общества из одного качественного состояния в другое в рамках одной и той же формации, скачкообразная смена стадий в ее развитии, периодическое восхождение на более высокую ступень. Капитализм прошел по меньшей мере две внутриформационные революции: домонополистический перерос в монополистический, а последний в государственно-монополистический и находится в процессе очередной глубокой трансформации. К разряду внутриформационных С. р. относится переживаемая социализмом радикальная перестройка. Всякая С. р. имеет экономическую, социальную, политическую и духовно-идеологическую основы. Самой глубокой экономической основой любой С. р. является конфликт между выросшими производительными силами и устаревшими общественными (прежде всего производственными) отношениями, когда существующие в обществе порядки перестают стимулировать людей к эффективному использованию и дальнейшему развитию уже имеющихся производительных сил. Социальной базой революции выступают те классы и общественные группы, которые по своему объективному положению в обществе заинтересованы в ней, стремятся и способны ее осуществить. Они же ее движущие силы. Политической основой С. р. является неспособность действующей системы государственной власти и управления конструктивно решать объективно назревшие проблемы. Духовно-идеологическая основа С. р. состоит в уяснении народными массами несовместимости своих интересов с существующим положением вещей. Совокупность этих явлений и служит безошибочным синдромом необходимости коренного революционного переустройства общества. О революционном характере перестройки свидетельствуют масштабность и глубина начавшихся преобразований во всех сферах общественной жизни. Государственная собственность, которая в значительной мере выступала как анонимная, «бесхозная», «разгосударствливается». В том объеме, в каком государственная собственность остается объективно необходимой, она подвергается существенным преобразованиям. Дифференцируясь на общесоюзную, республиканскую и муниципальную, государственная собственность обретает, наконец, конкретных и, значит, ответственных и рачительных хозяев. Ранее бесправные производственные предприятия превращаются теперь во владеющие собственностью самоуправляющиеся трудовые коллективы. Наряду с этим революционная перестройка порождает немыслимые в условиях безраздельного господства административно-командной системы принципиально новые виды и формы собственности. На их основе формируются социально-экономические слои кооператоров, арендаторов, акционеров, семейных и индивидуальных хозяев, всевозможные их ассоциации, что неузнаваемо преобразует социальную структуру общества. Вырастают многообразные общественные организации и движения. Под влиянием всех этих новообразований происходят кардинальные изменения в политической системе общества: она превращается в систему реального народовластия. В духовно-идеологической сфере перемены настолько разительны, что подвели к новому мышлению. Соответствие субъективного фактора объективным условиям является основным законом С. р. Роль субъективного фактора состоит как в том, чтобы на основе наиболее адекватного познания объективных условий не упустить шанс осуществления С. р., когда объективные предпосылки для нее вполне созрели, так и в том, чтобы предостеречь массы от революции, если таких предпосылок еще нет. До их созревания С. р. авантюристична, губительна, катастрофична. Сталинщина полностью игнорировала вопрос о цене революции. Между тем это главнейший вопрос, предопределяющий ее успех или поражение. Цена С. р. всегда должна быть неизмеримо меньше тех лишений, от которых она избавляет народные массы. В противном случае революция неизбежно наталкивается на их же сопротивление и захлебывается в крови. Оптимальным является такое протекание С. р., когда созревание объективных условий для качественных перемен в обществе, осознание этих условий и само осуществление назревших перемен идут в едином ритме. Синхронизация обеспечивается революционными реформами. От обычных реформ как частичных, несущественных преобразований отдельных сторон общественной жизни по инициативе и в интересах преимущественно правящих кругов революционные реформы отличаются тем, что они затрагивают общество в целом, в его основах, осуществляются в виде пакета крупных мер принципиального характера и реализуются под влиянием решительного и организованного, целенаправленного движения народных масс. Подобные реформы, будучи по содержанию С. р., исключают вооруженные формы разрешения общественных противоречий. Более того, революции-реформации не предполагают обязательного насилия в массовых масштабах даже в мирных формах. Понимание всеобщей пагубности разгула насилия в любом виде служит сдерживающим его фактором. При разрешении самых острых конфликтов «верхи» и «низы», различные общественные группы прибегают не к насилию, а к компромиссу социальному. Реальный опыт такого рода, хотя далеко не во всем последовательный и совершенный, накопило социал-демократическое рабочее движение. К. Маркс предвидел наступление времени, когда «социальные эволюции перестанут быть политическими революциями» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 185), относя его к коммунистическому обществу. Это время наступило раньше. Однако С. р. посредством радикальных реформ возможны не во всех современных обществах, а только в демократически устроенных. В условиях тоталитарных обществ С. р. все еще обречены совершаться в форме взрывов, катаклизмов. С. р. К. Маркс называл локомотивами истории. Ускорение общественного развития в процессе революций происходит по двум главным причинам. Во-первых, революции решают не обычные, а крупнейшие, исторически назревшие задачи поворотного характера. Во-вторых, в решении этих эпохальных задач непосредственным действующим лицом выступают народные массы, чья творческая активность несравнима ни с какой Другой силой как в сокрушении отживших общественных порядков, так и в созидании новых. В С. р. происходит совпадение коренного изменения жизненных обстоятельств с радикальным изменением самих людей. Поэтому революция творит людей в такой же мере, в какой люди творят революцию.

Определение 1

Под социальной революцией в современной научной литературе понимается резкая смена социального строя преимущественно насильственным путем при участии больших масс народа; скачкообразное качественное изменение в развитии социальных явлений, процессов; способ перехода от одной фазы общественного развития к другой.

По своей сути, революция представляет собой сложное социальное явление, которое носит противоречивый парадоксальный характер: с одной стороны, - способствует поступательному общественному развитию посредством снятия социальных противоречий, преодоления социальных конфликтов; с другой, - выступает своеобразным социальным «землетрясением», крайней степенью обострения всех существующих социальных противоречий вплоть до открытого гражданского противостояния.

Сущностные признаки социальных революций

В качестве основных сущностных признаков, отличающих социальную революцию от иных социально-политических изменений можно назвать следующие:

  • в революции всегда задействованы массовые социальные движения;
  • революция обязательно приводит к широкомасштабным изменениям и реформам;
  • революция предполагает угрозу применения насилия со стороны участников массовых движений.

Указанные признаки отличают революцию от государственного переворота, которые состоит в смене одних правящих элит другими без существенных изменений системы власти, политических институтов.

Причины социальных революций

В качестве основных причин социальных потрясений можно назвать следующие:

  • увеличение базовых потребностей населения при отсутствии возможностей минимального их удовлетворения;
  • формирование у большинства населения настоятельной потребности в широкомасштабном политическом и социальном реформировании;
  • неспособность, неумение или нежелание властных структур мирно разрешить эту сформировавшуюся потребность;
  • потеря властными структурами способности действовать, управлять силовыми органами;
  • полное падение авторитета власти.

Основной целью социальной революции выступает изменение системы производственных взаимоотношений, социально-экономических условий существования социума, результатом чего выступает полное обновление всего общества.

Смена власти как сущностный признак революции

Вопрос перехода государственной власти к революционным силам выступает ключевым аспектом любой социальной революции. Принимая во внимание тот факт, что в основе обострения социального противостояния, как правило, - столкновения социально-политических интересов, завоевание политической власти выступает важнейшим инструментом достижения социально-экономического господства. Другими словами, завоевание политической власти выступает средством юридического и политического закрепления новой системы социально-экономических взаимоотношений.

В наиболее общем виде выделяют две формы перехода власти:

  • однократный;
  • постепенный.

В свою очередь, различают две основных формы однократного перехода власти:

  • легитимный – однократный без вооруженного противостояния;
  • однократный в форме вооруженной борьбы – захват власти в результате военного переворота или вооруженного восстания.

Постепенный переход власти представлен следующими формами:

  • перерождение функционирующей власти – постепенный переход без вооруженной войны;
  • постепенный в форме вооруженной борьбы – гражданская война.

Следует отметить, что социальная революция может осуществляться любым из вышеперечисленных способов.

Замечание 1

Таким образом, социальные революции представляют собой глубокие, онтологические трансформации каждого аспекта жизнедеятельности общества, включая смену властных элит, систему производственных взаимодействий, которые зачастую имеют насильственный характер, вовлекают в противостояние массовые общественные движения.

error: