II. Этап творческого поиска. Введение Этапы творческого поиска

«Поиск в интернете» - Следовательно, экспертизу приходится осуществлять пользователю. 1. Знать, что хочешь найти. Непроверенная, ангажированная, случайная, черновая. Редко указываются предшествующие источники информации. Булев поиск (логические отношения между поисковыми словами). «Научное сообщество», «коммуникация», «научные революции» - 40.

«Поиск Google» - Пример: отпуск сочи OR крым. 9. Надпись «Google» увеличивается или укменьшается в зависимости от результатов поиска. 10. Особенности Google и сложные запросы. По умолчанию можно нажать Enter на клавиатуре. Почему именно Google? Страница результатов поиска Google (нижняя часть). Включение и исключение (пример).

«Поиск данных» - Бинарный поиск с использованием фиктивного «барьерного» элемента. Пример: Линейный поиск. Шаг 3. Рассматриваем два элемента. - проверить, является ли х средним элементом массива. Линейный поиск с использованием барьера. Иначе двоичный поиск или метод половинного деления. Задача. Значение элемента х вводится с клавиатуры.

«Поиск талантов» - События, в которых участвует пользователь. Пользователи Интернета. Наличие позитивного имиджа компании на рынке (HR-бренд). Компоненты системы управления талантами: Другие интернет-источники. Испытатель впечатлений. Социальные бизнес-сети. Основной инструмент поиска талантов. Нестандартные технологии для поиска талантов.

«Поисковые системы» - Схема информационных потоков. Поисковые системы. Подборки ссылок. Сетевые СМИ. Метапоиск. Употребление скобок. «Продвинутые» каталоги. Представление о структуре интернета. Поисковые машины. Язык запросов. Учет различных форм слова. Назначение знака "~". Поисковые системы Интернет. Поисковые механизмы.

Творчество – процесс многогранный, поэтому изобретатели в процессе творческого поиска используют всевозможные методы активизации мышления, помогающие решать поставленные задачи и находить новые идеи. Среди множества популярных психологических методик, применяемых для генерации идеи и решения творческих задач, можно выделить метод контрольных вопросов.

Метод контрольных вопросов (МКВ) – это психологическая техника, позволяющая находить решение проблемы с помощью ряда вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность. Отвечая на вопросы, изобретатель активизирует свое мышление, стараясь найти новое, необычное решение задачи.

Данный метод не имеет какого-то конкретного автора. Разные авторы разрабатывали и предлагали свои варианты вопросов. Сюда можно отнести списки вопросов таких известных авторов, как: А. Осборн, Д. Пирсон, Д. Пойа, Г. Буш, Г. Альтшуллер, Т. Эйлоарт. Вопросы, предложенные этими авторами, вот уже много лет с успехом применяются в области поиска творческих решений наряду с такими методиками, как метод синектики или мозгового штурма.

МКВ помогает изобретателю более полно осознать суть проблемы, рассмотреть ее со всех сторон и систематизировать поиск решения. Эта методика является улучшенным методом проб и ошибок. Таким образом, каждый контрольный вопрос выступает в роли пробы или серии проб. При составлении списков авторы на основе изобретательского опыта выбирают самые эффективные вопросы. Благодаря этому МКВ работает более продуктивно, нежели обычный метод проб и ошибок. Однако отсутствие понимания всех тонкостей техники изобретательства проводит к тому, что в списках появляется множество поверхностных вопросов. По этой причине основной областью применения методики является решение задач второго уровня.

Принцип работы метода

Прежде всего, необходимо дать определение проблеме. Например: «Придумать название для фирмы», «Разрешить спорную ситуацию с сотрудниками», «Разработать новый вид продукции».

На данном этапе задача имеет общее название. Теперь нужно придумать ей интересное название. Например: «Придумать ироническое название», «Придумать агрессивное название», «Придумать философское название».

Когда название будет готово, нужно составить список контрольных вопросов или воспользоваться одним из универсальных списков любого из авторов.

Теперь можно рассматривать поставленную задачу с позиции трех формулировок. Чем больше вариантов удастся придумать, тем лучше.

Какие бывают списки вопросов?

В качестве примера можно рассмотреть наиболее популярные списки вопросов, которыми часто пользуются изобретатели.

Список вопросов А. Осборна

Эти вопросы касаются физических предметов, однако их можно видоизменять и использовать для решения любой задачи.

  • Можно ли найти новый способ использования рассматриваемого объекта?
  • Что можно добавить к нему?
  • Что можно продублировать в нем?
  • Что можно поменять?
  • Поменять скорость движения?
  • Подобрать другую форму, окрас, звук?
  • Подобрать другой компонент?
  • Сделать из другого материала?
  • По-другому расположить?
  • Объединить несколько задач или функций в одну?
  • Поменять местами последовательность выполнения операций?
  • Повернуть наоборот?

Список вопросов Т. Эйлоарта

Список вопросов, придуманный английским изобретателем Т. Эйлоартом, считается одним из лучших. Он представляет собой так называемые задания самому себе (последовательность действий в процессе поиска решения задачи).

  • Рассмотреть все характеристики и определения будущего изобретения. Попытаться изменить их.
  • Четко сформулировать задачи. Подобрать другие формулировки. Разделить главные и второстепенные задачи. Найти подобные задачи.
  • Рассмотреть минусы решений, которые уже имеются. Придумать новые предположения.
  • Найти аналогии в области биологии, экономики, фантастики, в молекулярной области.
  • Построить разные модели (математическую, механическую, электронную, гидравлическую и прочие). Модели позволяют выразить идею более точно, нежели аналогии.
  • Рассмотреть возможность применения всевозможных материалов и энергий: твердое тело, жидкости, газы, гель; электрическую, световую, магнитную энергию; волны разного диапазона, поверхностные свойства; различные эффекты (Фарадея, Джоуля–Томсона); разные состояния вещества (лед, пар) и прочее.
  • Найти логические связи, совпадения, варианты, зависимости.
  • Поинтересоваться мнением людей, абсолютно не разбирающихся в исследуемом вопросе.
  • Обсудить исследуемый вопрос в группе. Выслушать предложения каждого участника обсуждения без критики.
  • Применить решения, свойственные разным национальностям: китайская сложность, немецкая точность, американская расточительность, шотландская хитрость и т.д.
  • Постоянно держать проблему при себе: спать с ней, ходить на работу, есть, пить, играть, гулять. Все дела делать с ней.
  • Побывать в местах, стимулирующих творческое мышление: в техническом музее, в магазине старых вещей, на свалке лома и пр. Рассматривать журналы с картинками.
  • Составить таблицы материалов, стоимости, величин. Придумывать новые решения проблемы, комбинации и части решений.
  • Стараться найти лучшее решение и придумывать возможные.
  • Вносить изменения в решение с позиции скорости, размеров, плотности и пр.
  • Мысленно представить внутренне устройство механизма.
  • Отыскать альтернативные проблемы, которые могут убрать из цепи какое-либо звено и увести в сторону от необходимого решения, при этом создав нечто другое.
  • Понять, чья это проблема и почему?
  • Изучить историю исследуемого вопроса. Кто первый изобрел это? Какие неверные определения этой проблемы имеются?
  • Узнать, пытался ли кто-то еще решить эту задачу и что у него получилось?
  • Найти общепринятые ограничения и понять причины, по которым они были установлены.

Примеры практических задач

Изучив предложенные контрольные вопросы, можно попробовать решить с их помощью несколько практических задач. Такие задачи рекомендуют учащимся 11 классов на уроках технологии. Задачи активизируют мыслительные процессы, стимулируя к поиску новых идей.

Задача 1

В проектном институте имеется несгораемый сейф, в котором хранятся чертежи секретных разработок. Инженеры посчитали обыкновенный замок недостаточно надежным и решили изобрести другой. Замок должен обеспечивать целостность сейфа в следующих случаях:

  • если кто-нибудь украдет ключ или снимет с него копию;
  • если будет использоваться самая лучшая отмычка;
  • если секретный код замка забудут или потеряют;
  • если какой-нибудь сотрудник института попытается взять чертежи без ведома руководства.

Нужно предложить идею такого замка.

Задача 2

Многие виды пожарной сигнализации издают громкий звук и световые вспышки, оповещающие об опасности. Однако в производственных цехах с высоким уровнем шума и искрами от сварки звуки могут не услышать, а световые вспышки – не увидеть.

Нужно придумать надежный способ пожарной сигнализации для таких цехов (обесточивать нельзя!).

Применение метода контрольных вопросов хорошо помогает в процессе генерации идей, поиске новых решений, а также подходит для развития и тренировки творческого мышления.

Этаптворческогопоиска основывается на творческом подходе к процессу поиска идеи-замысла (первичное вариантное эскизирование) проектируемого архитектурного объекта и последующую разработку эскиза композиционного объемно-планировочного решения объекта архитектурного проектирования. Творческий замысел композиционного моделирования, выраженный в эскизе проектного решения, должен учитывать и отражать градостроительную ситуацию, функционально-планировочную структуру и характер функциональных связей архитектурного объекта.

В основе архитектурной деятельности и на этапе творческого поиска лежит принцип интеграции знаний и опыта проектирования и творческого подхода в решении проектных задач.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ.

В области архитектурного проектирования от архитектора требуется творческий подход, включающий в себя гибкость мышления, широкий кругозор, способность быстро адаптировать свои знания к меняющимся условиям.

«Творчество можно определить как социально обусловленную духовно-практическую деятельность, ведущую к созданию новых материальных и духовных ценностей. Эта деятельность не только производит условия человеческого существования, но и становится способом саморазвития человека, формирования его созидательных способностей и средством самовыражения личности» [Яценко Л.В. Специфика научно-технического творчества как разновидности творческой деятельности //Филосовские аспекты научно-технического творчества. – М.: Знание, 1987.].

«Методика архитектурного проектирования исходит из анализа эффективных приемов и методов творческой деятельности, дает предметное представление процесса формирования умственной деятельности. Архитектурное творчество опирается на эвристическое мышление», где решаются практические задачи при недостаточной текущей информации, когда предшествующий опыт не содержит готовой схемы, пригодной для решения задачи».

Творческий процесс проектирования можно подразделить на ряд последовательных стадий, каждой из которых соответствует определенное состояние проектной модели: накопление и анализ информации, уяснение задачи и формирование целевой установки, выявление проблемы и выработка идеи-замысла, разработка проектного предложения.

Основой творческого процесса проектирования является творческое мышление.

В архитектурной творческой деятельности особая роль принадлежит художественному воображению. Воображение оживляет, объединяет и наполняет единым содержательным смыслом получаемые разрозненные фантазийные замыслы. Фантазии отражают субъективные чувственно-эмоциональные всплески и ощущения. Они обычно импульсивны, противоречивы, «размыты», недостаточно конкретны и часто лишены смыслового содержания, чтобы из них можно было составить полноценную идею. Воображение превращает их в полноценные трехмерные художественные образы, из которых в уме формируются представления об объекте архитектурного проектирования. Формирование художественных образов связано с памятью, механизм которой позволяет группировать в целое ранее оформленный психикой фантазийный материал. Воображение обладает механизмом творческого действия, который обогащает содержание, развивает и реконструирует известные формы, способствует обнаружению новых связей, ассоциаций и идей, новых мысленных объектов. Воображение как вид творческой деятельности, однако, базируется на жизненном опыте и представлениях проектировщика, способствующих созданию нового образа.

Для создания же принципиально новых художественных образов необходим еще один механизм творческого мышления – интуиция. Интуиция по своей сути близка к воображению, но не является ей тождественной. В интуиции тесно связаны восприятие, мышление и чувство. Интуиция проявляется как неосознанный качественный «скачок» - озарение от теоретического уровня знаний и представлений к формированию зримых образов и решению задачи. В этом смысле «механизм интуиции основан на догадке или косвенном (не строго логическом) способе обнаружения идеи решения задачи» [методика] либо «схватывания» элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают идею решения задачи . Возникновению идеи-замысла проектного решения предшествует этап длительной и терпеливой аналитической работы, которая создает «почву», возможность «неожиданного» появления нового, которое в свою очередь должно пройти аналитическую проверку на соответствие цели и задачам проектирования.

Процесс решения творческой архитектурной задачи является процессом интуитивным и логическим одновременно. Интуитивное и логическое мышление дополняют друг друга, повышая эффективность творческой работы.

Репродуктивная форма деятельности архитектора, логическое мышление направлены на получение нового проектного решения для привычных типов архитектурных объектов. Эта проектная деятельность в решении архитектурных задач носит характер реализации теоретических знаний и полученных практических навыков в соответствии с логическими аналогами и прототипами. Процесс заключается в преемственности, логическом переосмыслении прототипа, предшествующего опыта проектирования с целесообразным сохранением основных качеств объекта и творческом преобразовании отдельных элементов, заключающегося в «приспособлении прототипа» к новым условиям и архитектурно-планировочным требованиям. Преемственность и новаторство – две стороны творческого процесса. Традиция обычно определяется как историческая преемственность в развитии и формировании нового – результат освоения предшествующего опыта архитектуры, с вычленением и накоплением подлинных ценностей, архитектурных и художественных впечатлений и направлений.

Продуктивная форма деятельности основана на интуитивном эвристическом подходе к проектированию архитектурных объектов. Она, наоборот, характеризуется переходом от ориентации на прототип к методу проектирования нетривиальных архитектурных задач, опирающегося на новаторство в своеобразии социально-культурного содержания, функционирования и художественного осмысления. Творческое мышление архитектора способно решать неординарные задачи архитектурного проектирования, конструировать новые объекты, не имеющие своего конкретного прообраза.

Теоретические знания и практический опыт, анализ информации, живое воображение, чувственно-психологические ощущения, мыслительная эвристическая деятельность в процесс архитектурного творчества получают свое отражение в виде материализованных графических моделей – чертежей, набросков и эскизов, при необходимости сопровождающихся необходимыми надписями. Именно они должны раскрыть движение мысли, противоречий и всплесков эмоций, характеризующих формирование идеи-замысла, меняющегося и уточняющегося образного представления об объекте проектирования. При этом модели проектируемого объекта контролируется как со стороны художественного замысла, так и со стороны функциональных и объемо-планировочных требований.

Графическая модель – чертежи, архитектурные наброски и эскизное макетирование приобретают особую роль, позволяя производить зрительный анализ вырабатываемого решения.

«Визуальное мышление» с опосредованными формами деятельности образует структуру наглядно-действенного мышления. При этом интеллектуальная деятельность связана с двигательной, механической, которая, в свою очередь, оказывает значительное влияние на интеллектуальную деятельность. Графические и макетные отображения информации по проектируемому объекту наиболее значимы, поскольку являются важнейшим профессиональным языком архитектурной деятельности.

Творческое мышление архитектурного проектирования базируется на основе образо-художественных абстрактных представлений об объекте и реализуется при взаимодействии идеи объекта и архитектурных средств ее выражения. При этом сложность заключается в управлении творческим процессом проектирования в поиске и выработке идеи-замысла проектируемого архитектурного объекта. Система творческой деятельности должна быть открытой, т.е. она должна допускать возможность развития, расширения и изменения своей структуры, методов проектирования в достижении цели.

1

Статья посвящена изучению теории творчества в контексте взаимодействия человека и архитектурной среды: физического, психологического и социального, изучению принципов экологической эстетики, новых ценностных ориентиров и процессов интеллектуализации современной молодежи в зависимости от ее исследовательских способностей. Инновационные технологии творческого поиска, алгоритмизация творческой деятельности, воспитание творческой личности отвечают проблемам социального заказа государства высшей школе. Оригинальность заключается в новом взгляде на традиционные подходы педагогики и социологии на алгоритмизацию творческого поиска в процессе формирования новой эстетики, развития у студентов исследовательских способностей, определение содержания, механизмов и условий осуществления их педагогического сопровождения. В процессе теоретического анализа уточнено содержание понятия «педагогическое сопровождение развития исследовательских способностей студентов», взаимодействие понятий «творчество», «изобретательство», «исследование».

творческая личность

изобретательство

творчество

исследовательские способности

гармонизация

педагогическое сопровождение

творческий поиск

2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 280 с.

3. Дизайн архитектурной среды: краткий словарь-справочник. – Казань: ДАС, 1994. – 130 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978.

5. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.

6. Лук А.Н. Проблема научного творчества: Сборник аналитических обзоров ВНИЗ. – М.: ИНИОН, 1983. – 410 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 590 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 310 с.

9. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. – М.: ПЭРСЭ, 2004. – 367 с.

10. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. – Питер, 2008. – 351 с.

В процессе формирования новой эстетики начала века творческая активность играет роль резонатора в общеэстетических категориях, которые проникают во все сферы художественно-творческой деятельности. Формируется новое содержание понятий, открытие нового смыслового мира. В архитектурно-художественном сознании примат на технологизацию жизненных и массовых культурных процессов, на возрастание роли иррационального в жизни. Процесс творческого поиска проявляется в развитии новых приемов работы с архитектурно-художественной формой, в акцентировании средств, отражающих динамику и процессный характер пространства. В раскрытии новых возможностей традиционных методов творческого поиска происходит нивелирование развившихся противоречий между процессами модернизации современного архитектурного пространства и его экологическими качествами. Экологизация и деэкологизация архитектурной среды актуализирует решение экологических проблем сообразно с принципами экологической эстетики, которая неизменно влияет на современную архитектуру. В нашей стране законодательно закреплены положения о привлечении студентов вузов к научным исследованиям. В аспекте становления готовности к научным исследованиям благоприятным является развитие у студентов свойств исследователя. Решающим значением для развития у студентов исследовательских способностей является определение содержания, механизмов и условий осуществления их педагогического сопровождения. Понятие «педагогическое сопровождение развития исследовательских способностей студентов» понимается нами как процесс, в котором преподаватель оказывает студентам помощь в самовыражении и создает условия для исследовательской самостоятельности в создании оригинального творческого продукта, при этом преподаватель выступает в роли носителя идеи субъект-субъектного взаимодействия. Личность как явление - определяющая энергоинформационная характеристика человека, комплекс свойств информационного характера, которые образуют виды психологических общностей (энергетические, возрастные, половые, социальные). Личностный механизм базируется в физическом теле и проявляется как энергоинформационная система, в виде проявлений - манеры и содержания общения, скорости реакций, типа характера, мировоззрения. В широком понятии творческая личность - носитель творчества, субъект творческой деятельности, в результате которой порождается новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Анри Пуанкаре основной элемент творчества видел в искусстве многокритериальной оптимизации, в искусстве выбора полезных решений. И.М. Вертким считал первоосновой приобщения человека к творчеству - выбор достойной цели. А.Н. Лук называет одной из главных особенностей творческой личности готовность к риску, смелость высказывать и отстаивать свои идеи. Профессор Л.И. Филлипов объединил десять главных качеств творческой личности и получил формулу творчества. Эта формула упорядочивает представления о творческом потенциале человека, его уровень и темпы нарастания во времени. Сущность творческого процесса для всех людей одинакова, разницу в проявлении индивидуальной талантливости надо искать в его личностных психологических характеристиках, в среде, во времени и методиках приобщения к творческой деятельности. М. Тринг считал первым качеством - уверенность в успехе. Анализируя взаимодействие понятий «творчество», «изобретательство», «исследование», мы можем определить, что конечным результатом является творческий продукт, деятельностью по созданию этого продукта является одна из форм творческой деятельности человека. В процессе любой творческой деятельности студенту приходится совершать определенные виды мыслительной деятельности, пользоваться законами логики, использовать методы и приемы системного анализа. Уточнение и правильное использование терминов: метод, анализ и синтез, сравнение и измерение, индукция и дедукция, концепция, гипотеза, аналоги, прототипы относятся к области научного исследования и служат методологическим инструментарием их проведения. Методы, способы и приемы творческой деятельности по природе мыслительных операций подразделяются на три вида: интуитивные, эвристические, алгоритмические. Интуитивный основан на проницательности, интеллектуальном чутье и образованности. Эвристический - совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины в условиях неполноты исходной информации. И.В. Трайнев приводит следующие разновидности эвристических методов: методы «мозговой атаки», которые он подразделяет на три группы (прямая мозговая атака, массовая мозговая атака, мозговой штурм); метод эвристических вопросов; метод многомерных матриц; метод свободных ассоциаций; метод инверсии; метод эмпатии; метод синектики (совмещение разнородных элементов), в становлении профессионального мастерства, решении проблем самореализации, самосовершенствования. Синекторы работают по определенной программе, состоящей из пяти последовательных этапов:

  1. Формирование и уточнение проблемы;
  2. Формулирование целей поставленной проблемы;
  3. Генерирование идеи;
  4. Перенос идеи к проблеме;
  5. Изучение и обсуждение результатов, перебор вариантов.

Алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера как метод поиска и разрешения противоречий при усовершенствовании существующих и создании новых объектов. Г.С. Альтшуллер - создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств творческой личности, безотносительно к роду занятий (для старшего возраста):

  1. Достойная цель жизни.
  2. Умение строить планы и программы.
  3. Работоспособность.
  4. Техника решения задач.
  5. Умение держать удар.
  6. Результативность.

По Альтшуллеру, основное качество творческой личности - это достойная цель, а основные качества достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, еретичность, практичность, независимость. Поэтому у ТРИЗ-педагогики в почете праксиология - наука, изучающая методики эффективной деятельности. В своих размышлениях о феномене творчества, его истоках и смысле, Ямбург Е.А. выделяет, что у преподавателя есть свой прагматический интерес, что в глубине педагогического сознания «теплится надежда найти заветный золотой ключик, с помощью которого удастся открыть способ, метод, технологию расширенного воспроизводства талантов». Управление творчеством в значительной мере сводится к научному руководству. При определении оценки педагогического труда важно, какие требования выдвигаются - сохранение психофизического здоровья или обученность студентов - для управления стабилизацией и творческими процессами необходимо иметь педагогическую философию и стратегию развития для гармонизации образовательных парадигм. О важности стабилизации в творческих процессах пишет Ямбург Е.А.: «...стабилизация требует творчества, в свою очередь, творчество требует стабилизации. Бесконечная, бессистемная погоня за новациями способна взорвать изнутри». В.И Андреев определяет, что «творческая личность - это творчески саморазвивающаяся личность». «Творчество - это состояние гармонии души и любви к тому, что ты делаешь с особым энтузиазмом». Определенные трудности в творческой деятельности представляют барьеры, которые С.И. Ожегов называет «препятствием, преградой», а Лук А.Н., выделяя наиболее значимые, обозначает: страх, боязнь неудачи, самокритичность чрезмерная, лень. В.И. Андреев, систематизировав барьеры в группы, выделяет: социально-педагогические (замкнутый образ жизни, отсутствие социальных условий для занятия любимым делом, неблагоприятный микроклимат в семье и среди друзей, низкая престижность данного вида деятельности); личностные (низкий или отрицательный мотив к решению предложенной творческой задачи, неверие в собственные силы, лень, равнодушие к успеху, отсутствие воображения, односторонность анализа и мышления в целом; физиологические (переутомление, слабое здоровье, нарушение режима питания и сна). Для успешной деятельности преподавателю необходимо разрабатывать методы обучения, активизирующие творческую деятельность студентов, внедрять информационные педагогические технологии, позволяющие по-новому осуществлять интенсификацию, активизацию учебного процесса, развивать учебно-познавательную и научно-исследовательскую деятельность студентов.

Инновационные методы творческого поиска должны ориентировать студентов на архитектурное формообразование с позитивной экологической направленностью, энергоинформационностью, на симбиоз естественных и искусственных миров, источником образов которых является мир природы, человека, техники и виртуальности. Творческий поиск нацелен на полигармонизацию архитектурной среды, реновацию (реконструкцию, реабилитацию). Формообразование предполагает последовательную реализацию следующих операций: экологический анализ, композиционное моделирование, практическую экологизацию пространства. Три ипостаси экологически-пространственного анализа включает изучение взаимодействия человека и архитектурной среды: физического, психологического и социального. Экзистенциальный анализ позиционирует человека во взаимосвязи с жизненным пространством. В зависимости от разновидности информации, которую получает студент и как он добывает исходные данные для алгоритмизации творческого поиска, достижение конечного результата творческого процесса может быть отличным от ожидаемого, поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, в контексте рассматриваемой дисциплины является необходимость обучения студентов самостоятельно вести творческий пространственно-композиционный поиск. Инновационные технологии, использование и комбинирование новых приемов, методов обучения, при педагогическом сопровождении творческого поиска будут способствовать самоорганизации студентов, конструированию их собственной деятельности для достижения ими же поставленных целей обучения.

Рецензенты:

Зинченко В.П., д.п.н., профессор кафедры изобразительного искусства факультета Технологии, изобразительного искусства и профессионального образования ЮФУ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»), г. Ростов-на-Дону.

Степанов О.В., д.соц.н., профессор, директор ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» (Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Донской педагогический колледж»), г. Ростов-на-Дону.

Библиографическая ссылка

Захарова Н.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОСТРАНСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11730 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Этап творческого поиска - центральное структурное звено цепи единого творческого процесса архитектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается, прежде всего, на информации, полученной студентом из программы и мето­дологической стадии. Недостаточность этой информации для целенаправленного твор­ческого действия компенсируется через аппа­рат интуиции и сопутствующих ему эмоций . Именно эмоция и интуиция наряду с опытом, мастерством и овладением техникой являются движущей силой поиска и источни­ком догадки, приводящей к решению.

В основе творческого процесса АП лежит, прежде всего, концентрация волевых усилий, направленных на постановку и достижение цели. Эта установка связана с увлеченностью, вдохновением . «Мы можем столько, сколько знаем, плюс то, что дает нам эмоциональное напряжение» . Творческий акт характеризуется взаимо­действием мышления и эмоций.

Этап творческого поиска в соответствии со структурными уровнями содержит три фазы: исполнение клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизирования.

При разработке клаузуры интуитивное мышление работает с множеством исходных данных, однако в клаузуре происходит неполное их отражение. Цель этой фазы - получить первичное образное представление об объекте.

В эскизе-идее проектная модель выража­ется в полуинтуитивной форме первичной ги­потезы. Нечетко осознанные отдельные звенья мыслительного процесса имеют своим резуль­татом зарождение замысла, учитывающего отдельные факты и условия. Цель фазы - ограничить область поиска и перевести про­ектирование в проблемную ситуацию.

В первой фазе эскизирования первичная гипотеза проверяется на эскизных вариантах, которые служат отправным пунктом новых поисков. Первичное эскизирование включает анализ и синтез ряда вариантов, в результате чего выводится их обобщение в форме эскиза проекта. Цель фазы - добиться совместимо­сти всех учитываемых требований и гармонии со средой. Проектирование ведется двойным ходом - от внешнего к внутреннему и изнутри наружу.

Таким образом, эффективность творческо­го поиска достигается на основе теснейшего взаимопроникновения и взаимодействия интел­лектуального и интуитивного, логического и эмоционального, доказательного и гипоте­тического, эмпирического и теоретического, абстрактного и конкретного. Каждая последую­щая фаза творческого поиска характеризуется усложнением структурной организации зада­чи - ростом упорядоченности решения и композиционной целостности проектной моде­ли объекта.

3.5.1. КЛАУЗУРА

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию сту­дента, побудить у него творческую интен­сивную работу фантазии и вызвать продук­тивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел.


В клаузуре проявляется творческая интуи­ция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя меха­низмы памяти и воображения, студент интуи­тивно учитывает требования, отбирает «целост­ные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции пере­шагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожи­данности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов . Разработка клаузур не гаранти­рует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических приемов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу.

Клаузуриый метод. Проведение клаузур как метод систематических тренировочных упражнений направлен на интенсификацию обучения, на развитие композиционных спо

в 1 (схе­ма 12). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состояние вдохновения, на что и рассчитывает педагог на первых этапах творческого поиска. Метод вырабатывает у сту­дента умение продуктивно мыслить, форми­рует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы; приучает студентов к быстрой реакции, сосре­доточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мыс­ли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов разное, поэтому по ре­зультатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важность систематических тренировок очевид­на. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первич­ных образных представлений о теме индиви­дуален. Поэтому клаузура исполняется без вмешательства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проблемы, в качестве контрольного упражнения.

Программа на клаузуры. Тема для свобод­ной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав поме­щений, особенности ситуации, возможные конструкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Программа должна возбудить творческий интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4-8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о предстоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то что необходимо для раскрытия идеи: изображение

должно быть обобщенным и выразительным.

Размещение проекций на листе подчиняется общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая- либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соответствовать жанру темы.

Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуждения начала творческого процесса задается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, общая для всего курса. Клаузура проводится в течение одного дня. В условиях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограниченности времени созда­ется эмоциональный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузу- ру по одной теме одновременно на III и IV курсах.

Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей сложности. Навык позволяет студенту отобрать важнейшие исходные дан­ные и в течение нескольких часов графически сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клаузура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она сохраняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

Клаузура в процессе проектирования и опережающие клаузуры. В процессе проекти­рования метод клаузур применим при разра­ботке программ, в которых можно выделить частные аспекты темы, например, на стыках цепочки подтем квартира-дом-группа домов.

По заданиям, выполняемым последователь­но, но связанным друг с другом, рекоменду­ется проводить в процессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе при разработке проекта клуба исполняют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проектирование поселка при разработке двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композицион­ного мышления студента и навыков само­стоятельного творчества. Клаузура выпол­няется в период экзаменационной сессии. Качественный уровень клаузуры учитывается

при определении оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента 1 .

Обсуждение клаузуры. На следующем после исполнения клаузуры занятии прово­дится ее разбор. Это важный учебно-воспи- тательный этап в обучении: педагог обосновы­вает оценку каждому студенту, анализирует клаузуры, представляющие общий интерес.

Метод клаузур способствует приобретению студентом навыков самостоятельности твор­ческой работы, развитию самоконтроля сту­дента, формированию уровня его самооценки.

3.SJ. ЭСКИЗ-ИДЕЯ

Разработка эскиза-идеи объекта происходит по недостаточно освоенным условиям про­граммы. Параллельно организуются два про­цесса: исследовательский и собственно твор­ческий. Фаза эскиза-идеи дает новый уровень раскрытия темы - попытку полуинтуитивно сформулировать идею решения. Поиск полез­ной идеи плодотворен, так как дает толчок мыслям .

Анализ исходных данных и структурообра­зующих факторов служит возникновению пер­вичной гипотезы. Благодаря творческому вооб­ражению, опыту и памяти аморфная инфор­мация, разобщенные факторы путем осмысли­вания целевой установки преобразуются в варианты объемно-пространственных мо­делей.

При поиске эскиза-идеи находит себе место метод «проб и ошибок»- метод случайного перебора вариантов, который используется при отсутствии целевой установки, недоста­точности предварительных сведений и не­возможности опираться на прошлый опыт. Когда студент проводит ряд «проб и ошибок», задача педагога состоит в том, чтобы компен­сировать несовершенство его мыслительного аппарата, исключить абсурдные пробы и подсказать ему возможность применить более перспективные приемы. При наличии инфор­мации, опыта и с помощью ассоциаций и анализа появляется вероятность лучше ор­ганизовать поиск, не обращаясь к перебору всех вариантов,- использовать эвристический метод .

Педагог регулирует эвристическую про­цедуру, рекомендует ограничить область по-

1 Заслуживает внимания эксперимент, проведенный на IV курсе МАркИ по организации двухдневной клаузуры. В первый день требовалось разработать замысел в виде эскизных набросков. Второй посвящался разработке эскиза и исполнению клаузуры на доске. Из 30 студентов две трети оказались способными устойчиво сформулиро­вать свою идею в течение первого дня. Черновые наброски учитывались при оценке клаузуры.

исков, направить творческую мысль и вообра­жение студента на принципиальный выбор проблемы. Здесь происходит пересечение исследования и творческого поиска. Поста­новка проблемы локализует сферу исканий, при этом внимание становится направленным, а поиск избирательным. Эскиз-идея выпол­няется в графических набросках и рабочих макетах, которые подвергаются логическому анализу.

Фаза эскиза-идеи определяет вероятност­ные направления разработки выбранной целе­вой установки. Фаза завершается просмотром руководителями с целью выявить авторский замысел - проблему, которая может лечь в основу дальнейшего эскизирования. Ценность эскиза-идеи - в прогнозе, догадке, предпо­ложении творческого развития проблемы, в индивидуальной трактовке темы.

3.5.3. ФАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭСКИЗИРОВАНИЯ

Первичное эскизирование - сложный твор­ческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эскизе-идее. Ведется в мас­штабах эскиза. На этой стадии одно представ­ление сменяется другим, ассоциируются новые образы и идеи, на основе повторного анализа исходных данных и освоения информации, связанной с выбранной проблемой, происходит попарное сравнение вариантов и эвристический «сокращенный их перебор».

Возникает необходимость самоконтроля.

Творческая деятельность представляет собой поиск индивидуального ответа на индивидуальные обстоятельства . Вариант­ное эскизирование и служит этой цели, оно направлено на изучение: связей объекта со средой; функциональной организации жиз­ненных процессов и других формообразующих факторов, определяющих выбор объемно­пространственной и конструктивной структуры, параметры и взаимосвязи отдельных поме­щений и их групп. Вначале каждый вариант в пределах проблемы должен чем-то сущест­венно отличаться от предыдущего. Эскизы, которые не приводят к необходимому резуль­тату, все же подготавливают его. Исполняются варианты художественного выражения идейно­го содержания программы.

В процессе эскизирования новые идеи фор­мируются путем оценки ситуации и состояния объекта, маловероятные направления решения отбрасываются, отдельные элементы исклю­чаются, другие входят в новый эскиз, происхо­дит постепенное уточнение замысла. Возникает центральное представление о решении зада­чи -«навязчивая идея». Промежуточные эскизы заменяют собой «творческую память».

Запись творческого процесса следует сохра­нить для повторного анализа. Процесс со­провождается оценкой и критикой собствен­ных результатов. Здесь важна помощь педа­гога, который в ошибках студента может найти возможность остроумного решения за­дачи. Поиск упорядоченности - структуры в расположении элементов композиции - имеет ббльшее значение, чем сами элементы.

Первичное эскизирование сопровождается постоянным соотнесением разрабатываемого варианта со сформулированной концепцией и исходной программой. Фаза первичного эскизирования дает простор внезапным про­зрениям, возможности как бы заново увидеть задание. Одно из эвристических правил как раз и предполагает движение в обратном на­правлении - от прогнозируемого решения к исходным данным, посылкам.

К концу первого периода эскизирования педагог помогает студенту сопоставить альтер­нативные решения в границах рабочей ги­потезы, перейти к обобщению решения, подвести «общий знаменатель» поискам. Упрочение эскиза после выбора принципиаль­ного решения происходит путем разработки серии вариантов, из которых каждый после­дующий является модификацией предыду­щего и исходным пунктом для последующего («кальку на кальку»). Уточнения и изменения решений ведутся в рамках данной компози­ционной схемы. Дж. Пойа рекомендует перестановку или перегруппировку элементов как средства изменения структуры.

Постепенное накопление усовершенство­ваний (стратегия «приращения» Дж. Джонса) функционально-планировочной и конструктив­ной подструктур упрочает эскизное решение. Анализируя проделанную работу, критически оценивая эскизы, студент добивается согла­сованности компонентов композиции. Возни­кает эскиз, который соответствует характеру и жанру темы. В выборе лучшего варианта важную роль играет эстетическая оценка.

Итог первичного эскизирования выступает в двойном качестве: как результат предшест­вующего хода творческой мысли и как отправ­ной пункт ее дальнейшего развития.

3.S.4. СТАДИЯ ЗАВЕРШЕНИЯ ЭСКИЗА

Важнейшая методическая задача эскизи­рования - научить студента системному под­ходу. В эскизировании играют роль анализ, оценка и синтез, рассуждения от частного к общему и от общего к частному. Эскиз - всегда обобщение, его структура неустойчива до тех пор, пока не принято принципиальное решение. Эскизирование нельзя рассматри­вать как непрерывный процесс, оно сочетает

в себе единство непрерывного и прерывного. Достаточно изменить одно из исходных усло­вий, придать большее значение одному из факторов, как цепочка эскизных решений прерывается и возникает новое предложение отличающееся от исходного - происходит переструктурирование модели. Постановка особой проблемы, ответом на которую будет новый эскиз, оживляет и направляет мышле­ние и творческий поиск студента. Если прежняя тема исчерпана, а результат не достигнут, педагог вправе поддержать новое направле­ние поиска. Развитие нового эскиза проходит те же стадии возникновения и упрочения решения. При этом сказывается дидактическая польза первичного эскизирования.

Упрочение эскиза занимает несколько не­дель. В этот период происходят сбор допол­нительной информации, формулирование кон­цепции, выполняется при необходимости опе­режающая клаузура. На заключительной ступе­ни эскизирования студент и руководитель вы­бирают эскизное решение, удовлетворяющее важнейшим требованиям программы и содер­жащее определенную концепцию. Студент исполняет эскиз проекта во всех основных проекциях, в уменьшенных масштабах по сравнению с окончательным проектом.

Эскизы проектов выставляются на про­смотр. Это позволяет студентам увидеть достоинства и недостатки своей работы в сопоставлении с эскизами товарищей, а педа­гогам точнее оценить относительное качество решений. Утверждение эскиза и его оценка - важный этап проектирования. Руководители проводят обсуждение эскизов с позиций потенциальных возможностей их творческого развития.

Утвержденный эскиз - это итог творче­ского поиска и программирование дальней­ших действий по усовершенствованию н упорядочению решения в стадии творческой разработки.

error: