Новая страница 1
Работа по сбору информации может ограничиваться передачей информации руководителю, но перед секретарем-референтом может быть поставлена и более сложная задача: провести анализ информации и подготовить аналитический обзор. Аналитический обзор (реферат) - сокращенное изложение содержания первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами. Аналитические обзоры составляются на основании книг, статей, газетных и журнальных публикаций, управленческих документов и других источников информации.
Составление аналитического обзора необходимо для того, чтобы руководитель мог быстро, не затрачивая много времени, получить исчерпывающую информацию по проблеме. Поэтому главное требование, предъявляемое к аналитическому обзору, звучит так: вся информация должна быть представлена в сжатом и систематизированном виде .
Работа над аналитическим обзором начинается после того, как изучена литература и собран фактический материал. Первым ее шагом является составление плана, в котором определяется последовательность изложения материала. План помогает лучше продумать структуру аналитического обзора, определить, какие разделы оказались перегруженными материалом, где его недостаточно, какие вопросы следует опустить и т.д. Составление плана помогает избежать ошибок в построении текста.
Хороший аналитический обзор должен содержать ответы на следующие вопросы: кто совершал, что, где, когда и с какой целью совершалось. В нем должно содержаться как можно больше конкретной информации, имеющейся в исходных информационных материалах. Если аналитический обзор составляется на основании управленческих документов, в нем необходимо акцентировать внимание на новых сведениях и определить, насколько целесообразно обращаться в дальнейшем к самому документу.
В начале аналитического обзора помещается перечень первичных источников информации, на основании которых он составлен. Если аналитический обзор составлен на основе книг, статей, газетных или журнальных публикаций, то собственно аналитическому обзору предшествует библиографическое описание реферируемых документов в соответствии с требованием ГОСТ 7.1-84 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления". Если аналитический обзор составляется на основании законодательных, иных нормативных правовых актов, управленческих документов, перед текстом помещается перечень использованных документов с указанием наименования каждого документа, издавшего его органа, заголовка к тексту, даты и регистрационного номера. Перечисление источников информации может опускаться, если исходные книги или копии документов прилагаются к аналитическому обзору.
Аналитический обзор должен иметь заголовок, который может отличаться от заглавия реферируемого документа, если:
· аналитический обзор составляют не на языке реферируемого документа;
· аналитический обзор составляют на часть документа (в этом случае заголовок отражает содержание реферируемой части документа);
· заголовок документа не отражает содержания документа или аналитического обзора;
· аналитический обзор составляется на основании нескольких источников.
Аналитические обзоры составляются по определенной схеме: тема, предмет (объект), характер и цель работы, метод проведения работы.
Заголовок и сведения, имеющиеся в библиографическом описании, не должны повторяться в тексте. Следует избегать лишних вводных конструкций (автор статьи рассматривает... и т.п.). Исторические справки, если они не составляют основное содержание реферируемого документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в аналитическом обзоре не приводятся.
В начале аналитического обзора, если это требуется, следует поместить ключевые слова - элементы информационно-поискового языка. Для этого из текста реферируемого документа выбирают от 5 до 15 слов или словосочетаний, наиболее точно передающих содержание документа. Ключевые слова должны обеспечить возможность поиска аналитического обзора в автоматизированной информационной системе. Ключевые слова записывают в именительном падеже прописными буквами в строку через запятые.
Текст аналитического обзора начинается с изложения сути вопроса, затем раскрываются его конкретные или частные стороны. В обзоре может даваться описание методов выполнения работы. Его целесообразно проводить в том случае, если эти методы представляют особый интерес в рамках темы аналитического обзора. Широко известные методы только называются. Если в аналитическом обзоре приводят конкретные данные, то указывают источники этих данных и характер их получения и обработки.
Приводя основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, следует отдавать предпочтение новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов. Если в исходных информационных материалах имеются новые сведения, выходящие за пределы основной темы, о них также можно упомянуть в аналитическом обзоре.
Выводы (оценки, предложения), содержащиеся в источниках, также следует отразить в аналитическом обзоре и указать область их применения.
Если в документе отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то в аналитическом обзоре ее опускают, сохраняя последовательность изложения.
В аналитическом обзоре допускается излагать содержание документа с большей или меньшей детализацией. Если составляется краткий аналитический обзор, ограничиваются основной темой и результатами, изложенными в реферируемом документе.
Аналитический обзор должен быть лаконичным и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку реферируемых документов, избегать сложных грамматических конструкций.
В аналитическом обзоре следует применять стандартизованную терминологию, избегать непривычных терминов и символов, а если без них обойтись нельзя, разъяснять их значения при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания, названия организаций и должностей допускается заменять официально принятыми аббревиатурами и общепринятыми текстовыми сокращениями, смысл которых понятен из контекста.
Формулы в аналитическом обзоре приводятся в том случае, если без них невозможно передать содержание и если они отражают итоги работы, описанной в реферируемом документе. Формулы облегчают понимание изложенного.
Допускается включать в аналитический обзор иллюстрации и таблицы, если они помогают раскрыть содержание документа и сокращают объем текста.
Если реферируется источник на иностранном языке, фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в тексте аналитического обзора приводят на языке оригинала. Допускается записывать иностранные имена собственные буквами русского алфавита в соответствии с существующими правилами транслитерации или приводить их в транскрибированном виде. Для этого нужно использовать таблицу соответствия букв русского и латинского алфавитов (косой чертой отделены другие варианты записи), рекомендованные международной службой связи*:
Русские |
Латинские |
Русские |
Латинские |
J/ZH |
|||
СН |
|||
SC/SHCH |
|||
* Транслитерация не предусматривает передачу знаков "ъ" и "ь", кириллические буквы "э" и "е" передаются одним знаком, для передачи буквы "и" рекомендуется использовать латинскую букву "i".
Все географические названия в аналитическом обзоре приводятся в соответствии с новейшим изданием "Атласа мира" Главного управления геодезии и картографии. При отсутствии данного географического названия в "Атласе мира" его приводят на языке оригинала или на языке реферируемого документа.
В аналитический обзор можно включать и иные сведения, представляющие интерес для тех, кому адресован аналитический обзор (название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе первичного документа, ссылки на ранее опубликованные документы и т.п.). Если в первичном документе допущены ошибки или имеются противоречия, в дополнительных сведениях следует поместить соответствующие примечания.
Объем аналитического обзора определяется содержанием документа, количеством сведений и их научной ценностью или практическим значением. Тем не менее существуют общие рекомендации по их объему при публикации в специальных изданиях. Средний объем текста аналитического обзора составляет (в печатных знаках): 500 - для заметок и кратких сообщений; 1000 - для большинства статей, патентов; 2500 - для документов большого объема. При необходимости объем аналитического обзора может быть увеличен.
1. Научно-аналитический обзор: сущность и отличительные особенности 2. Этапы подготовки научно-аналитического обзора 3. Алгоритм подготовки микрообзора
1. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/ синтез для формирования вторичного потока документов / Д. И. Блюменау. – СПб: Изд во «Профессия» , 2002. – 240 с. 2. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебно практическое пособие / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. – СПб: Профессия, 2004. – 303 с. 3. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, И. Л. Скипор. – 2 е изд. , перераб. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 296 с. 4. Жанры информационной литературы: обзор, реферат [Текст] / А. А. Гречихин, И. П. Здоров, В. И. Соловьев. – М. : Книга, 1983. – 320 с. 5. Справочник информационного работника / науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2005. – С. 522 – 527.
Определение понятия «обзор» Обзор – текстовое сообщение, содержащее сводную характеристику какого либо вопроса или ряда вопросов, основанную на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранных для этой цели документов за определенное время. Справочник информационного работника, с. 335.
Определение понятия «научно-аналитические обзоры» Научно-аналитические обзоры это обзоры, содержащие всесторонний анализ рассматриваемых первичных документов (ПД), их критическую, аргументированную оценку и обоснованные рекомендации по существу исследуемых вопросов. Они представляют собой неотъемлемую часть диссертаций, монографий, научных статей.
Научно-аналитический обзор: форма представления и структура Формы представления: Самостоятельный документ Составная часть статьи, монографии, отчета и т. п. Элементы формальной (внешней) структуры обзора как самостоятельного документа: 1. Обложка 2. Титульный лист 3. Оглавление 4. Текст обзора с выделенными шрифтом названиями глав и параграфов 5. Список литературы 6. Приложения 7. Описок сокращений
Требования к аналитическим обзорам ь Полнота охвата источников. Обеспечивается за счет отражения всех существующих взглядов на анализируемый вопрос (тему), независимо от точки зрения автора обзора. ь Достоверность и точность информации. Проявляется в наличии библиографических ссылок, указывающих на анализируемые первоисточники. ь Критическая оценка анализируемых публикаций. Отражается в явно выраженной научной позиции автора обзора.
Отличительные признаки обзоров: ь Совокупность (множество) документов, подлежащих анализу; ь Определенность объекта анализа и синтеза информации – четкость формулировки темы обзора; ь Определенность временного периода; ь Систематизация информации; ь Обобщение информации; ь Наличие собственных суждений и выводов автора обзора, полученных в результате логического анализа и синтеза информации, которая содержится в документах первоисточниках; ь Наличие библиографических ссылок и цитат, что обусловлено требованием полноты и достоверности информации. С помощью библиографических ссылок автор обзора демонстрирует знание источников по теме обзора, их полноту и разнообразие; с помощью цитат аргументирует выдвигаемые в обзоре положения.
Основные этапы подготовки научно-аналитического обзора 1. Уточнение тематических границ обзора (структурно семантический анализ темы обзора); 2. Поиск информации; 3. Анализ первичных документов по теме обзора; 4. Построение плана обзора; 5. Группировка материалов в соответствии с планом; 6. Составление текста обзора (синтез информации); 7. Редактирование и оформление текста обзора.
Ключевые логические знания и умения для подготовки аналитических обзоров Логическая категория Знать Уметь Понятие Отношения между понятиями Отличать правильно построенные определения (дефиниции) от неправильных Формулировать определения понятий Выделять существенные признаки понятий Сопоставлять понятия на основе черт сходства и различия Логические приемы формирования понятий: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение Осуществлять анализ и синтез объектов Производить сравнение объектов на основе общих и отличительных признаков Выделять существенные признаки объектов и абстрагироваться от несущественных Объединять однородные объекты в некоторый класс Классификация Правила построения классификации Осуществлять классификацию объектов Находить ошибки в существующих классификациях объектов Суждение Виды суждений и правила их построения Строить различные виды суждений по профилю специальности Находить ошибки в неправильно построенных суждениях Умозаключение Сущность и виды умозаключений Использовать индуктивные и дедуктивные умозаключения при решении профессиональных задач Аргументация Виды доказательств и правила доказательного рассуждения и опровержения Строить прямое и косвенное доказательство Строить опровержение Находить и устранять ошибки в доказательствах и опровержениях
0. Уточнение тематических границ обзора (структурно семантический анализ темы обзора). Поиск источников информации 1. Ознакомительное чтение 2. Анализ текста 3. Озаглавливание фрагментов текста 4. Составление плана 5. Группировка фрагментов текста в соответствии с планом 6. Обобщение информации: результаты анализа и выводы 7. Редактирование и оформление текста обзора.
4. 1. Выявите фрагмент, на базе которого будет построено «Введение» . 4. 2. Обобщите информацию в нем содержащуюся, и с помощью «предложения-связки» включите в блок «Введение» . 4. 3. Определите цель микрообзора. 4. 4. Сформируйте связный текст «Введения» .
10. 1. Укажите основные источники информации, послужившие объектом анализа, а также хронологический период их характеризующий. Например: Объектом анализа при подготовке микрообзора явились …, …, … и … публикации, включая как традиционные, так и …, посвященные … за … гг.
10. 2. Перечислите все операции, выполненные при подготовке микрообзора. Например: Микрообзор получен в результате выполнения следующих операций: поиска информации, …, …, … и составления связного текста микрообзора.
Написание научных обзоров - отдельная ветвь писательского мастерства, требующая от автора не только глубокого проникновения в научную проблему, но и способности быстро искать и анализировать информацию, проводить критическое обобщение материала из разных источников с учетом их важности и новизны, а также излагать сложные и объемные темы сравнительно простым языком. Удачные обзоры ждет перерождение в виде книг и учебников, а слабые или просто плохо написанные работы никто не прочтет и не процитирует. Приведем несколько правил, которые помогут вашему произведению найти своего читателя.
«Биомолекула» периодически публикует статьи не на научные темы, а что-то типа сборника советов для начинающих ученых. Речь уже шла о том, как писать научные статьи (« ») и делать устные доклады («Как сделать хороший научный доклад »); была также сделана попытка мотивировать читателей посвятить себя научной карьере («9 поводов, чтобы стать ученым » и «10 простых правил для бедных, но честных ученых »). Сейчас мы продолжаем с советами на более специализированную тему - как написать обзор научной литературы.
В какой бы отрасли науки вы не работали, рано или поздно вам придется столкнуться с написанием обзора научной литературы. Потребность в этой работе объясняется постоянно растущим количеством новых научных разработок и исследований. Учитывая скорость и объемы появления новых данных, ученые просто физически не могут изучить каждую новую статью по своей и смежным областям. Поэтому редакции научных журналов регулярно предлагают ведущим ученым «скомпилировать» последние научные достижения в своей области в виде обзора. И, несмотря на то, что признание обычно приносят экспериментальные публикации, обзоры литературы являются своеобразным знаком престижа, и поэтому большинство ученых относится к написанию обзоров очень серьезно.
Кроме знаний и трудолюбия, для написания обзора требуются значительный опыт. Первые два качества находятся целиком на вашей совести, а для получения опыта потребуются практика, ну и также 10+1 совет этой статьи, синтезированные из опыта ведущих ученых.
Правило № 1: Четко определите тему обзора и его аудиторию
Как выбрать удачную тему для написания обзора? Ведь в любой области существует немыслимое количество интересных проблем, которыми можно заняться. Вот несколько советов по выбору темы:
- Тема должна быть интересна лично вам. В идеале, вы должны сразу вспомнить десяток последних публикаций, которые было бы уместно критически разобрать.
- Тема должна быть актуальной, лучше всего - «горячей». Это заведомо обеспечит вас большим количеством материала, а ваш обзор получит внимание широкого круга читателей.
- Обзор должен рассматривать четко обозначенные проблемы. Нет смысла разбирать ту или иную область «вообще» - на это не хватит ни бумаги, ни сил.
- Определите свою целевую аудиторию. Специалисты какой области читают тот журнал, куда вы собираетесь написать обзор? Будет ли тема интересна не только биологам, но и химикам, математикам, преподавателям? Зная уровень вашего читателя, вам легко будет определить уровень подробности рассмотрения того или иного вопроса.
Правило № 2: Поиск литературы
Вероятность, что вы напишете хороший обзор, возрастает, если вам уже доводилось это делать (пусть даже и по другой теме). В этом случае вы можете использовать предыдущую публикацию как основу, на которую можно нанизывать новые данные. Вот несколько советов по поиску информации:
- Не ограничивайтесь одним поисковиком научной литературы: это позволит не пропустить ни одной по-настоящему стоящей публикации для обозревания. Около 99% всего научного поиска осуществляется через эти системы: DBLP , Google Scholar , ISI Proceedings , JSTOR Search , Medline , Scopus , Web of Science .
- Храните все статьи в одной папке. Быстро найти нужный источник помогут программы-органайзеры (Endnote , Mendeley). Всегда дублируйте информацию на нескольких независимых носителях.
- Заранее определите критерии для подходящих статей (например, импакт-факторы журналов, комбинации ключевых слов и т.п.). Эти критерии должны позволить вам быстро отбирать только то, что потенциально может использоваться для обзора.
- Просмотрите не только все экспериментальные статьи по данной теме, но и предыдущие обзоры - это позволит вам не тратить время на описание уже описанного, а также даст пищу для размышлений. Желательно на подобные обзоры ссылаться, делая акцент на появившиеся новые данные.
- Обращайте внимание на то, кто и где цитировал последние обзоры. Посмотрите, как их новые данные дополняют или опровергают опубликованное ранее.
Правило № 3: Пометки на полях
Если вы только начали писать обзор и отобранные статьи читаете впервые, то совершенно необходимо запоминать новую информацию, впечатления от прочитанного, новые мысли и ассоциации. Желательно сразу же все это записывать - так будет потом проще связать новые мысли с имеющимися результатами, вашими личными идеями и т.п. Писать можно прямо на полях или приклеивать стикноуты (если вы используете распечатки статей), или делать записи прямо на компьютере или планшете: почти все современные программы-каталогизаторы электронной библиотеки позволяют оставлять заметки. Дословно выписывайте цитаты, на которые планируете сослаться в обзоре. При написании черновика постарайтесь перефразировать эти цитаты своими словами.
Очень важно быть аккуратным и выписывать ссылки уже на этом этапе, чтобы избежать последующих метаний в попытке вспомнить, кому принадлежали те или иные данные. Таким образом, за время, пока вы прочитаете отобранную литературу, сам собой появится черновик обзора. Конечно же, этот черновик придется еще не раз и не два переписывать, реструктурировать и перефразировать для того, чтобы получить законченный текст с внятной логикой и отточенными аргументами. Пусть вас это не пугает. Просто начните делать заметки, пусть даже без какой-либо системы, - по мере продвижения у вас постепенно вырисуется план обзора, и чем дальше, тем яснее и четче он будет.
Правило № 4: Определите тип обзора
Если во время чтения литературы вы все время делали заметки, то по окончании этого процесса вы будете уже представлять приблизительный объем будущего обзора. Это, возможно, наиболее подходящее время для того, чтобы решить, куда двигаться. Существует две разновидности обзорного жанра - мини- и полноразмерный обзор. Некоторые журналы сейчас предпочитают публиковать короткие обзоры, сфокусированные на публикациях последних лет, с ограничением числа слов и цитат. Мини-обзор не означает неполноценности, - скорее наоборот, это лаконичная и емкая статья, концентрат современных представлений, привлекающий внимание занятых читателей своим малым объемом. Чтобы написать грамотный мини-обзор, вы должны поистине мастерски владеть пером. Недостатком мини-обзоров является то, что иногда некоторые проблемы подаются в упрощенном виде из-за ограничения объема.
Полноразмерный обзор имеет несомненные преимущества: вы можете приводить большее количество данных и вольны останавливаться на тех деталях, которые считаете важными или интересными. Однако над такими «монументальными» статьями нависает угроза быть отложенными на дальнюю полку «для вдумчивого изучения потом», которое может никогда и не наступить.
Также обзоры можно классифицировать как описательные и концептуальные. Описательные обзоры фокусируются на методологии, поиске и интерпретации каждого исследования - это добросовестный конспект современных данных. Авторы же концептуальных обзоров выдвигают новые идеи и концепции, вытекающие из всего массива опубликованных материалов. Для написания хорошего концептуального обзора желательно быть истинным аксакалом в своей области и улавливать самые незримые из носящихся в атмосфере идей. Будьте самокритичны - сможете ли вы правильно уловить такие тенденции? И хватит ли у вас времени? Помните: описательные обзоры, как правило, отнимают намного меньше времени и сил.
Правило № 5: Рассматривайте проблему под разными углами
Независимо от того, какой именно обзор вы планируете писать, сосредоточьтесь на определенной проблеме. Однако при анализе полезно использовать и данные из соседних областей. Например, если вы пишете обзор по иммунологии, включите также материалы эпидемиологов, цитологов, врачей и биохимиков. Рассмотрение механизмов той или иной проблемы на различных уровнях - от молекул до популяций - позволит вам нагляднее и шире представить материал. Такая работа будет интересна значительно большему количеству читателей.
Правило № 6: Будьте критичны и последовательны
Написание обзоров литературы - это не коллекционирование марок. Хороший обзор являет собой не только обобщение литературы, но и ее критический анализ, который помогает определять методологические проблемы и указывать на пробелы в исследованиях. Прочитав ваш обзор, догадливый читатель должен получить представление о следующем:
- Какие основные достижения в описанной области;
- Каковы основные спорные вопросы в области;
- Какие основные научные вопросы и перспективы их решения.
Конечно, успешно ответить на все три вопроса в одном обзоре будет несказанным успехом. Не всегда один автор может обладать настолько глобальным мышлением, - поэтому привлечение соавторов существенно повысит качество статьи. Каждый ученый имеет свои сильные стороны: один превосходно описывает результаты работы, другой ловко критикуют чужие работы и выявляет проблемные места, третий хорошо систематизирует и обобщает результаты различных исследований. Если вы сумеете собрать подобную команду специалистов - обзор обречен на успех. Если же вы сами являетесь «три в одном» - тогда, наверное, вам нет смысла читать эту статью. Извините.
Кстати, кроме критического мышления, обзору литературы необходим хороший слог и грамматика. Не забудьте попросить коллег прочесть окончательный вариант перед публикацией.
Правило № 7: Мыслите структурно
Хороший обзор ни с чем не перепутать: он своевременен, систематичен, легко читается, структурирован и критичен. В обзорах редко используют структуру экспериментальных статей (введение, методы, результаты, обсуждение). Вместо этого, автор каждый раз выбирает собственную логику повествования, которая может быть продиктована самой темой обзора. И хотя единого формата не существует, в целом работу следует разбить на несколько логических разделов, которые будут предваряться коротким вступлением и обобщаться в конце с повторением основных выводов.
Как упорядочить поток основного текста в своем обзоре, чтобы ваш читатель не потерялся в нем и понял смысл написанного? Для этого полезно привести концептуальные схемы или диаграммы, позволяющие держать перед глазами логику повествования. Грамотно выполненные иллюстрации позволяют понять основную мысль даже без детального прочтения.
Правило № 8: Учитывайте отзывы рецензентов
Обзоры литературы обычно рецензируются так же строго, как и исследовательские статьи. Как правило, учет отзывов и мнений ваших рецензентов существенно улучшает изначальный вариант обзора. Внимательно прочитав обзор, рецензенты свежим взглядом выхватят те неточности, несоответствия или нераскрытые проблемы, которые были не замечены вами. Кстати, внимательно перечитайте весь обзор непосредственно перед отправкой в журнал - отсутствие опечаток и запутанных предложений позволит рецензентам сфокусировать внимание на сути статьи, а не на претензиях к стилю подачи.
Советы рецензентов очень важны, поэтому следует пытаться получить рецензии от специалистов из различных областей науки. С одной стороны, это может привести к противоречивым мнениям по существу обзора и несовместимым советам по улучшению текста. С другой стороны, такая ситуация лучше, чем отсутствие отзывов вообще. Разнообразие замечаний поможет вам определить, в чем мнения экспертов сходятся, а где возникают спорные моменты.
Правило № 9: Включите в обзор ваши собственные исследования, но будьте скромны объективны
Как правило, авторы обзоров достигли определенных успехов в описываемой области и сами опубликовали некоторое количество экспериментальных работ по этой теме. Это может создать конфликт интересов - ведь трудно объективно судить о собственной работе. Ученые могут несколько переоценивать то, что сделали они сами. И, тем не менее, не стоит излишне скромничать - если вас попросили написать обзор, это уже значит, что ваши работы что-то да стоят. Постарайтесь объективно соотнести свои данные с данными коллег. В обзорах, написанных несколькими авторами, объективность достигается проще, поскольку каждый соавтор редактирует текст и имеет возможность более реалистично взглянуть на достижения коллег.
Правило № 10: Используйте свежие данные, но не забывайте о классике
Учитывая стремительный рост числа научных работ, обзоры литературы во многих областях биологии быстро устаревают и теряют свою актуальность. Однако пусть вас это не страшит - по-настоящему хороший анализ будет актуален достаточно долгое время. Каждая экспериментальная статья, как бы нова и прекрасна она не была, покрывает лишь узкую область широкого фронта науки. Обобщить, обдумать и показать общий вектор развития того или иного направления - вот главная задача обзора. Пускай через пять лет этот анализ будет уже неполным или даже устаревшим - все равно, такой обзор не утратит своей ценности и послужит отправной точкой для следующих работ. Этот труд будет выполнять роль исторической вехи в развитии одной из научных тематик.
Правило № 11: Практикуйтесь
Невозможно стать опытным писателем, прочитав советы о том, как стать писателем. Невозможно стать художником, просмотрев курс рисования по телевизору. Невозможно написать хороший обзор без практики. И пока вы только молодой ученый, и научные журналы не балуют вас «заказами» на обзоры, - пишите их сами. Начните с популярных изложений - сайты, подобные «биомолекуле», приветствуют статьи от новых авторов. Если вы сможете написать обзор литературы, который, как вам кажется, отражает последние тенденции в вашей отрасли на достойном научном уровне - попробуйте, отправьте его в научный журнал - украинский, русский или зарубежный, не важно. Часто средней руки журналы могут опубликовать обзор, присланный не именитым автором, если уровень изложения и поднятые темы действительно будут оригинальными. В общем, не ждите милостей от редакций журналов, начните писать сами!
Удачные обзоры, написанные в 80-х годах, сегодня читаются редко. Однако они в свое время послужили фундаментом для научных работ 90-х, из которых выросли экспериментальные теории 2000-х. И сегодняшние книги охотно цитируют некоторые старые статьи как классику, на которую стоит равняться. Не верите? Посмотрите количество цитирований «Происхождения видов»...
Литература
- Marco Pautasso. (2013). Ten Simple Rules for Writing a Literature Review . PLoS Comput Biol . 9 , e1003149.
5.1. Особенности обозрения как метода логической переработки информации. Обозрение как метод логической переработки информации можно представить в качестве определенной иерархии различных методов выведения знания. Основную роль играют следующие методологические цепочки:
1) описание и систематизация, 2) анализ, оценка и обобщение, 3) синтез, выведение.
В процессе обозрения эта иерархия выступает в определенном единстве, обусловленном целями, содержанием и другими типологическими особенностями обзора. Реализация этой диалектической цепочки методов – задача концептуального обозрения, формой представления результатов (выводов) которого становится монографический обзор. Фактографическое обозрение включает первые два момента логического выведения и формирует результаты в виде реферативного обзора. Сигнальное обозрение ограничивается первым моментом выведения и представляет свои результаты в форме библиографического обзора.
Сигнальное обозрение. Позволяет получить выводы о предмете обозрения в результате библиографической систематизации документальных источников. Сводная модель сигнального обозрения может быть конкретизирована следующим образом: сводное библиографирование (список литературы) – библиографическая систематизация – выводы.
Для библиографического обзора список литературы – исходная посылка, которая требует определенной систематизации – обычно самой простой: алфавитной, хронологической, нумерационной и – т.п. В то же время именно систематизация определяет логику развития сигнального обозрения, т.е. она сочетает в себе принципы распределения обозреваемых источников. Это, в свою очередь, обусловливает характер итоговых выводов-обобщений. Они могут быть представлены в трех основных разновидностях: сигнально-статистические, сигнально-критические и сигнально-рекомендательные. Сигнально-статистические выводы указывают на наличие наиболее важных документальных источников, отражающих существенные закономерности, тенденции, достижения в развитии предмета обозрения. Сигнально-критические дают некоторую научно обоснованную оценку выводам первого уровня и в результате – критическую модель процесса развития предмета обозрения. Сигнально-рекомендательные на основе синтеза выводных данных двух предшествующих уровней прогнозируют наиболее вероятное развитие предмета обозрения.
Фактографическое обозрение ставит своей задачей получить выводы о предмете обзора путем логической переработки фактов, содержащихся в документальных источниках. В то же время без определенных выводов сигнального обозрения фактографическое обозрение трудно осуществимо.
Фактографическое обозрение осуществляется на основе реферирования и систематизации новой, ценной и полезной информации по предмету данного обзора. Следовательно, общая модель фактографического обозрения может быть конкретизирована следующим образом: сводное реферирование (рецензирование) – информационный анализ (оценка, обобщение) – выводы.
Сводный реферат является исходной фактографической моделью предмета обозрения, которая в оглавлении обзора представлена сводным индикативным рефератом. Поэтому уже простая систематизация по рубрикам сводного индикативного реферата позволяет сделать отдельные выводы. Именно индикативный реферат – основа последующей конкретизации аналитической части фактографического обозрения, которая выступает в двух основных видах анализа; сигнально-фактографическом и критико-фактографическом.
Результаты сигнально-фактографического обозрения в аналитической части реферативного обзора формируются в виде некоторой последовательности композиционных блоков, информативных рефератов. Каждый из них воспроизводит тот или иной факт, систему фактов о предмете обозрения.
У критико-фактографического обозрения более сложная логическая структура. Каждый единичный факт, система фактов необходимым образом сопровождается критикой, оценкой, т.е. воспроизводится в форме сводной рецензии.
В зависимости от конкретных задач и процесса обозрения фактографические выводы также могут быть трех основных видов: сигнально-фактографические, критико-фактографические и рекомендательно-фактографические. Сигнально-фактографические позволяют выбрать и систематизировать данные, в наибольшей степени характеризующие развитие предмета обозрения. Критико-фактографические выводы позволяют научно обосновать, оценить полученную выше сигнально-фактографическую модель развития предмета обозрения. Рекомендательно-фактографические дают предшествующей модели предмета обозрения наиболее вероятное фактографическое объяснение его развития.
Еще более сложный характер носитконцептуальное обозрение. Его задача – дать оптимальную теоретическую квалификацию предмета обозрения. Концептуальное обозрение возможно только при условии предварительного фактографического обозрения, результат которого становится предметом нового восхождения от абстрактного к конкретному. Это новое восхождение позволяет получить выводы концептуального, программирующего характера, а следовательно, и исчерпывающую, итоговую модель предмета обозрения. На основе этой модели конкретизируются результаты, выводы предшествующих видов обозрения. Выводы должны отражать три основных уровня концептуального ободрения; концептуально-описательный, концептуально-аналитический и концептуально-теоретический.
Концептуально-описательное обозрение соответствует статистико-вероятностной программе развития предмета, полученной в результате обозрения. Концептуально-аналитическое обозрение выражает различные варианты теоретического объяснения новых данных о предмете обозрения. Концептуально-теоретическое обоснование носит характер гипотезы, прогноза.
Во всех описанных случаях прослеживается логическая взаимосвязь ступеней: каждая очередная невозможна без предыдущей и несет в себе возможности всех последующих, а каждая последующая несет в себе действительность предыдущих
Обзор. Общее и специфическое в обзорах. Обзоры являются наиболее распространенной формой концептографичеокого анализа документов. Многими учеными расширение обзорной деятельности рассматривается в качестве одного из путей разрешения современного кризиса информации, средства преодоления противоречия между объемом накопленной и текущей информации и физическими возможностями восприятия ее отдельным человеком. Так, английский физик К. Херринг писал, что “кризис информации... может привести к заметному замедлению прогресса науки. Чтобы устранить эту угрозу, необходим творческий синтез и сведение воедино фактов и идей”. И далее: “Концепции, как и факты, нужно искать. Эту функцию могут выполнить только монографии, обзорные статьи и критические компиляции. Но даже и эти виды публикаций могут выполнить свою задачу адекватно лишь в том случае, если авторы вложат в их подготовку много действительно творческого умственного труда. Такого рода деятельность представляет собой подлинный вызов интеллекту. В конце концов, задача науки состоит в выявлении простого из сложности природы, и едва ли не меньший подвиг – воссоздать простоту из сложности литературы”.
Эту же точку зрения разделяют и американские ученые. Внимание широких кругов мировой научной общественности к проблеме подготовки обзоров было привлечено “докладом Вайнсберга”, который был подготовлен по поручению президента США Дж.Ф. Кеннеди в 1963 г и назывался “Наука, правительство и информация”. В нем сказано: “Наука может, в конечном счете, оправиться с информационным взрывом, если только достаточное число ее наиболее одаренных представителей будет приводить к компактному виду, подготавливать обзоры и интерпретировать литературу как для своего личного использования, так и для ученых более узких специальностей”. На основании, в частности, и этого доклада Национальной академией наук и Национальной инженерной академией США были даны следующие рекомендации: “...Заказчики основных научно-исследовательских и опытно-конструкторских программ... должны в принципе осознать, что частью каждой такой программы является критическая фильтрация, обзор и слияние воедино публикаций, появляющихся в ходе осуществления данной программы... Каждая важная программа в обязательном порядке должна подвергаться оценке для определения достигнутого уровня синтеза и конденсации накапливаемой первичной литературы, которая потребовалась для осуществления данной программы”.
Таким образом, подготовка обзоров – это научная деятельность, которой должны заниматься лишь наиболее квалифицированные ученые, обладающие большой научной эрудицией и хорошо знакомые с достижениями в своей области, владеющие теорией и методами своей науки. Такой точки зрения придерживается большинство ученых и специалистов. “Писание обзоров представляет собой задачу, достойную самых глубоких умов, способных придать новую форму, критически проанализировать, синтезировать и интерпретировать большие груды результатов”.
Вместе с тем, подготовка обзоров требует определенной систематичности и организации. Вследствие этого появились учреждения (органы научно-технической информации (ОНТИ), научно-исследовательские институты в сфере информатики, научные издательства), которые взяли на себя часть работы по подготовке обзоров в различных отраслях. Но это не означает, что подготовка обзорной информации когда-либо может полностью перейти в сферу научно-информационной деятельности и выполняться по формальным методикам, разработанным информатикой.
Информатика не может разработать формальных методик анализа и синтеза информации, потому что анализ и синтез связаны с оценкой истинности, полезности и новизны научной информации и осуществляются на основе теорий и методов конкретных наук, к которым относится та или иная информация. Однако ученые различных сфер науки обращаются к разработкам в области теории и практики подготовки обзоров, поскольку в них содержится крайне ценный материал по данному вопросу.
Обзор – это по существу итоговый синтез выводного знания, характеризующего предмет обозрения и полученного путем логической переработки документальной информации. Итоговая характеристика предмета на основе выводного знания – это специфическая функция обзора.
Применительно к нашим целям и задачам в качестве определения обзора возьмем следующее: “Обзором называется синтезированный текст, в котором дается сводная характеристика какого-либо вопроса или ряда вопросов, основанная на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранных для этой цели первичных документов за определенное время”. Аналогичное определение обзора дается и у других авторов. “Обзор – это информационное произведение, создаваемое путем логической переработки документальной информации в целях получения необходимого выводного знания о состоянии, развитии и возможных путях решения данной проблемы”. Обзору присущи такие особенности:
– проблемный характер [обусловлен, с одной стороны, тем, что обзор содержит информацию, полученную в результате работы автора (составителя) над литературой, выражает его личную точку зрения, отличается максимальной степенью субъективизма, во многом носит дискуссионный характер; с другой стороны, тем, что обзор должен предложить оптимальное решение, устранить имеющееся противоречие между целью и потребностью в соответствующей информации; наконец, обзор должен отразить так называемую проблемную ситуацию (“синтез ситуаций”) в соответствующей сфере науки и практики];
– оригинальный характер [обусловлен самим процессом получения обзорной информации как выводного знания, т.е. знания, которого нет в документальной информации, но которое «выводится» из нее путем целенаправленной логической переработки; не случайно, поэтому составление обзора приравнивается к научно-познавательной, исследовательской работе];
– систематический характер [применительно к обзору это нужно понимать, с одной стороны, как всеобъемлющую и оптимальную целостность информационной характеристики соответствующего предмета, о другой – как регулярность и обязательность обзора при изучении любой сферы общественной жизни; первое обеспечивается логической строгостью отбора и систематизации обзорной информации, монографичностью ее изложения, второе выражается в качестве структурного компонента в описании объекта и предмета исследования].
5.2. Виды, структура и содержание обзоров. В литературе существует большое количество схем классификации обзоров, в основу которых положены различные основания деления: от функционального назначения до периодичности подготовки того или иного обзора.
Таблица 5.2.1.
Классификация обзоров
Основания деления | Виды | обзоров |
Функциональное назначение | Библиографический обзор | Обзор состояния вопроса |
Характер рассматриваемых вопросов | Научной литературы Технической литературы Экономической литера-туры Литературы по науко-ведению Источниковедческий | Научный Технический Производственный Экономический: Статический Конъюнктурный Науковедческий Источниковедческий |
Целевое назначение | Научно-вспомогатель-ный Учебно-вспомогатель-ный Рекомендательный | Информационный (реферативный) Критический (аналитический) Учебный |
Потребительское назначение | Для специалистов В помощь профессио-нальному образованию В помощь общему само-образованию Персональный | Управленческий - прогностический - обзор-обоснование - ежегодный доклад - обзорная справка Научно-популярный Публицистический (публицистическое обозрение) Обзор достигнутого уровня Обзор организационно-экономической ситуации Обзор тенденций развития Обзор истории развития |
По содержанию | Многоотраслевой Отраслевой Проблемный Узкотематический | |
Глубина ретроспекции | Текущий Ретроспективный | |
Форма представления | Устный Печатный ЭВМ (машинный) | Сводка сведений Обзорная глава (раздел) Обзорная статья Обзорный доклад Обзорная книга (брошюра) Сборник обзоров |
Способ распространения | Неопубликованный Опубликованный Депонированный | |
Периодичность подготовки | Периодический Непериодический Продолжающийся |
А. А. Гречихин и И. Г. Здоров на основе метода моделирования предлагают три уровня систематизации обзора: универсальный, специальный, индивидуальный.
Принцип системности позволяет конкретизировать обзор путем введения соответствующих категорий: историко-типологических, социально-типологических, функционально-типологических, структурно-типологических, коммуникативно-типологических, компонентно-типологических. На каждой ступени типизации обзор получает особую степень конкретизации своей сущности. Так, специальный уровень обзора воспроизводит научную картину мира, во-первых, с позиций какой-либо отрасли общественной деятельности и, во-вторых, с еще большей конкретизацией самого процесса логического выведения, получения обзорной информации. Отсюда и функциональные разнородности обзора: документальный, фактографический, концептуальный.
Индивидуальныйуровень отражает специфику обзора как единичного, т. е. на самой нижней ступени конкретизации и формализации обзора в его типологической модели, и сводится к трем основным видам: библиографическому, реферативному и монографическому.
Библиографический обзор содержит сводную характеристику изданий и документов, выполненную на основе документографического анализа. В библиографическом обзоре дается обобщенное описание содержательных элементов, а также приводятся формальные признаки, характеризующие обозреваемые источники. Составляются такие обзоры для лучшей ориентации в документальных потоках. В библиографическом обзоре рассматриваемые источники обычно даются в сопоставлении друг с другом, как бы охватываются единой мыслью, нередко оценкой произведения. В последнем случае мы имеем дело с разновидностями библиографических обзоров – критическими или рекомендательными обзорами.
В сфере информационной работы библиографические обзоры в свою очередь подразделяются далее на обзоры новых поступлений (материалов, вышедших в свет за последний период – год, квартал, месяц); источниковедческие обзоры, рассматривающие характер, назначение и тематику произведений по определенной проблеме или предмету; обзоры информационных изданий (определенной совокупности реферативных журналов, библиографических указателей и т.п.).
Реферативный обзор имеет целью ориентацию не в документальных, а в информационных потоках, т. е. в совокупности фактов и концепций, независимо от того, из каких источников они извлечены.
Как правило, реферативные обзоры сопровождаются списком литературных источников, на основе которых они составляются. В результате фактографического анализа из обозреваемых документов отбираются только те факты и концепции (порой всего одна цифра), которые могут служить в качестве «строительного материала» для раскрытия темы обзора. Остальная информация, содержащаяся в источниках, возможно, сама по себе очень ценная, но не имеющая отношения к данной теме, игнорируется. В этом заключается существенное отличие реферативного обзора от библиографического, предполагающего обязательное обращение к первоисточникам, указанным в обзоре.
В процессе создания реферативного обзора смысловая переработка обозреваемых источников иногда достигает такого уровня, что не представляется возможности сослаться на конкретный документ, однако безусловным требованием к реферативным обзорам является необходимая полнота и объективность изложения фактов и концепций, отраженных в литературе. Составитель реферативного обзора так же, как и составитель информативного реферата отдельного документа, не должен давать критической оценки обозреваемого материала, т. е. привносить свои личные концепции. Материал должен быть обобщен так, чтобы можно было при его использовании самостоятельно сделать необходимые для своей работы выводы.
В последней четверти XIX столетия в научной периодике получает развитие формааналитического обзора. Хотя единичные аналитические обзоры появились уже во второй четверги XIX века (например, в “Журнале Министерства просвещения”), однако достаточно широкое развитие этого вида литературы и формы анализа документов связано лишь с пореформенной промышленной революцией в России. При этом постепенно значение обзоров столь возросло, что начинают появляться специальные обзорные журналы типа “Успехи... наук”.
Аналитический обзор создается с целью не только ориентировать специалистов в информационном потоке по данному направлению (проблеме), но и давать оценку состояния проблемы, выявляя тенденции ее развития. Поэтому его считают результатом фактографического анализа первичных документов, научного анализа изложенных в них положений – фактов и концепций.
Каждый аналитический обзор целеустремлен, выполняет определенную функцию. В зависимости от выполняемых функций, определяемых целевым назначением, обзоры бывают следующих подвидов:
а) обзоры-обоснования , в которых дается оценка состояния с обоснованием необходимости решения данной проблемы, а также с набором и оценкой альтернативных путей и методов решения без привязки к конкретной работе и конкретной ситуации;
б) итоговые обзоры , в которых дается оценка состояния вопроса с характеристикой достигнутого уровня, а также нерешенных проблем. Такие обзоры подводят черту под определенным этапом (периодом) развития той или иной проблемы и очерчивают область возможных направлений работы. Итоговые обзоры публикуются в специальных обзорных журналах типа “Успехи... наук”; часто появляются в изданиях ВИНИТИ серии “Итоги науки и техники”;
в) прогностические обзоры , в которых дается оценка состояния и определяются перспективные пути развития научного направления. Такие обзоры содержат аргументированную оценку существующей ситуации, тенденций, темпов и прогнозов развития направления.
Как самостоятельное направление в специальной теории – прогностике, прогнозирование получило развитие в 60-х годах нашего столетия. Э. С. Бернштейном и его сотрудниками в конце 60-х годов было сформулировано новое направление в информатике, получившее название “синтезирование ситуаций”.
Обычно прогностический обзор является частью прогноза, в который входит еще перечень мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели
Такая видовая классификаций аналитических обзоров не исключает того, что обзор целевого назначения будет содержать в себе элемент другого назначения. Возможны аналитические обзоры, решающие иные задачи (например, научно-популярный обзор).
Если библиографические и реферативные обзоры направлены, прежде всею, на разрешение противоречия между объемом информационных потоков и физическими возможностями их восприятия, то аналитические обзоры являются носителем новой - ситуативной информации, отсутствовавшей ранее и специально синтезированной в связи с той или иной целью.
Обзоры делятся не только по видам анализа и целевому назначению, но и в зависимости от формы представления, отражающей оперативность обзорной информации. Например, а) обзорная справка содержит краткие сведения по каким-либо аспектам научной проблемы (о новейших достижениях, о состоянии рынка, о новом оборудовании и т. п.); б) ежегодный обзор содержит сведения о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях и предназначен, как правило, для корректировки планов научной деятельности; в) обзорная статья обычно охватывает материал за период в несколько лет (3–8) и публикуется в журналах и тематических сборниках; г) обзор монографического типа – обычно это итоговые обзоры, представляющие собой обобщенные результаты исследования за значительный промежуток времени по актуальной проблеме.
Для аналитических обзоров характерным являетсяинтерпретация уже существующего знания, в результате которого создаются различные виды нового ситуативного знания. Понятие “интерпретация” – многоуровневое. Критическое замечание по поводу того или иного положения в реферируемом документе; воссоздание ситуации, в которой развивается научный объект, путем информационно-логического анализа на основе имеющихся “разрозненных” по различным документам фактов (в случае синтезирования ситуаций); обоснование выбранного метода решения проблемы на основе учета сложившейся ситуации (в случае научного обоснования); изложение сложных научных вопросов на новом уровне свертывания, обеспечивающем восприятие их другим кругом лиц (в случае научно-популярной монографии или учебника) и т. д. – все это суть различные уровни интерпретации, обеспечивающей получение, как правило, ситуативного знания.
Подготовка обзоров подчинена следующим основным требованиям :
– в обзоре должны отражаться все существующие взгляды на анализируемые проблемы, независимо от личной концепции автора;
– особое внимание уделяется анализу новых сведений, новым проблемам и путям их решения;
– не допускается использование в обзоре устаревших или вызывающих сомнение сведений;
– противоречивые сведения, содержащиеся в различных источниках информации, должны выделяться и специально оговариваться;
– все сравнимые характеристики должны приводиться к сопоставимому виду, а параметрические данные – к одной системе единиц измерения;
– при наличии большого числа сопоставляемых объектов и параметров должны использоваться табличная и графическая формы представления данных.
Обзорам, как и другим документам, присуща многофункциональность. Рассмотрим некоторые из функций, выполняемых обзорами.
Информационная функция является основной для всех видов обзоров, поскольку они создаются прежде всего для ориентации в документальных и информационных потоках. Выделяя из информационных функций обзора ориентирующую как ведущую, не следует делать вывод, что другие его функции минимальны. В определенных условиях различные функции обзоров могут быть достаточно велики.
Организационная функция выполняется теми обзорами, которые подводят итоги определенному этапу развития научного направления и определяют в то же время контуры нерешенных проблем. В результате обзор стимулирует новый поток документов, создаваемый специалистами, внимание которых было привлечено к этим проблемам.
Учебная функция выполняется обзорами в тех случаях, когда отсутствуют учебники и учебные пособия, последовательно излагающие ту или иную дисциплину. В настоящее время быстроразвивающиеся области знания, как правило, не обеспечены учебными материалами, отражающими последние достижения этих областей.
Кумулятивная функция. Как показали исследования, объем готового реферативного обзора меньше объема исходных документов в 6–8 раз, а объем аналитического обзора в 8–10 раз. Таким образом, коэффициент свертывания, который отражает кумулятивную функцию, достигает весьма значительной величины. При этом экономится время, затрачиваемое на разыскание документов и их перевод.
Учет фактора многофункциональности обзоров позволяет полнее использовать резервы документальной информации в процессе разработки проблемы.
Структура и содержание обзоров . Аналитические обзоры состоят из следующих семантических блоков: выходных сведений, реферата, вводной части, аналитической части, выводов, списка использованных источников, оглавления. Помимо основных элементов, обзоры могут включать и факультативные: рекомендации, приложения, список сокращений, вспомогательные указатели.
Выходные сведения оформляются в соответствии с ГОСТ ЭД1 7.4 – 90 Издания. Выходные сведения.
Структура и общие требования к реферату обзора определяются ГОСТ 7.9 – 95. Реферат и аннотация. Общие требования.
В вводной части обзора обосновывается выбор темы (указываются значимость и актуальность рассматриваемых вопросов, их связь с другими областями науки), определяется целевое назначение обзора, временные границы анализируемого периода, виды использованных документальных источников, тематические границы анализа рассматриваемого вопроса.
Аналитическая часть обзора содержит анализ, оценку и обобщение систематизированных данных и фактов, характеризующих состояние рассматриваемых в обзоре объектов научных исследований (явлений, процессов, фактов); существующие взгляды, положения, концепции, нерешенные вопросы, методы и средства исследования; состояние исследований и разработок аспектов проблемы; состояние областей и отраслей науки (достигнутый уровень, тенденции развития).
В зависимости от вида обзоров, структура аналитической части различна. Например, в прогностическом обзоре она включает в себя следующие элементы:
– анализ структуры объекта прогнозирования, совокупность параметров, определяющих уровень развития рассматриваемых объектов;
– анализ изменений в данной области по отечественным и зарубежным сведениям (динамические ряды развития за период времени, который равен или больше временного интервала, охватываемого прогнозом);
– анализ развития технико-экономической сферы (сведения и статистические данные, касающиеся изменения потребности в конечной продукции, цен, экспорта и импорта, объема производства, темпов модернизации и обновления производства, механизации и автоматизации оборудования и технологических процессов, сырьевых и энергетических ресурсов и др.);
– анализ развития прикладных исследований и разработок в данной области (динамические временные ряды развития принципиальных и функциональных решений по данной проблеме, статистические данные, касающиеся широты разработок, мощности базы НИР и ОКР (теоретическая и экспериментальная база, финансирование, кадры), подготовленность социальной и промышленной сферы к внедрению результатов разработок;
– анализ фундаментальных исследований, результаты которых могут оказать влияние на преодоление сдерживающих факторов для рассматриваемых объектов, области исследований, статистические данные, касающиеся мощности исследовательской базы; подготовленность сферы разработок к использованию новых научных идей, принципов, процессов и т. д.
В обзоре-обосновании элементами могут быть:
– конкретные сведения и данные о необходимости разработки данного объекта;
– требования, предъявляемые к объекту,
– сравнительный анализ существующего уровня и прогрессивности лучших отечественных и зарубежных объектов-аналогов,
– анализ организационно-экономической ситуации и тенденций развития рассматриваемых объектов.
Выводы содержат сведения о значимости рассмотренных вопросов, научном уровне проанализированных положений, настоящем уровне рассмотренных объектов, о выявленных новых направлениях исследований, ведущих тенденциях и перспективах развития проблемы, возможных областях применения проанализированных данных и др.
Рекомендации представляют собой предложения о путях использования выявленных отечественных и зарубежных достижений и опыта для решения научных, социальных и производственных проблем, рассматриваемых в обзоре.
В Приложение включаются таблицы, материалы справочного характера и другие данные, которые дополняют основное содержание обзора.
Перечень документальных источников информации, материал которых использован в обзоре, оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления, который приводится в конце обзора.
Список сокращений может содержать условные обозначения и расшифровку сокращений, вводимых авторами обзора дополнительно к ГОСТ 7.12–93. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.
Вспомогательные указатели обзора обеспечивают многоаспектность информационного поиска, библиографической и фактографической информации, содержащейся в обзоре. К ним относятся: авторский указатель, указатель персоналий, предметный указатель и др.
Отличительной чертой аналитических обзоров является отсутствие элементов популяризации, наличие характеристики большого числа документальных источников, большая или меньшая глубина ретроспекции.
Библиографический обзор состоит из следующих элементов: выходные сведения, содержание (оглавление), предисловие, вступительная статья, основная часть, вспомогательные указатели, список сокращений. Основная часть и выходные сведения являются обязательными элементами библиографических обзоров, остальные – факультативными.
Структура основных элементов выходных сведений определяется ГОСТ ЭД1 7.4–90. Издания. Выходные сведения.
Предисловие содержит краткое обоснование необходимости подготовки библиографического обзора, сведения о его задачах, целевом назначении, принципах отбора и группировки материала, научно-вспомогательном аппарате и использованных источниках.
Вступительная статья содержит краткую характеристику существующего положения и основных тенденций развития вопроса, которому посвящен библиографический обзор.
Основная часть библиографического обзора представляет собой упорядоченную и связанную повествовательным текстом совокупность библиографических записей или их эквивалентов (неполных описаний и др.). Материал в библиографическом обзоре располагается, как правило, от общих вопросов к более частным и конкретным. Аннотации, используемые для библиографической характеристики источников, или предшествуют библиографическому описанию, или разделяются им на две части. Эти части аннотаций наряду с вводными и переходными текстами выполняют роль связующих элементов, благодаря включению в них сведений о типе и виде документов, объеме материала, аспектах рассмотрения темы, авторе и др.
Библиографические описания в библиографическом обзоре могут оформляться в виде внутритекстовых и подстрочных библиографических ссылок, а также самостоятельным списком.
Для библиографического обзора наиболее характерен вспомогательный указатель, представляющий собой алфавитный перечень авторов и заглавий обозреваемых источников.
5.3. Методика подготовки аналитического обзора. Процесс составления обзора сугубо индивидуален и зависит от многих объективных и субъективных факторов: уровня знаний и творческих способностей исследователя, его научной квалификации, условий организации работы, наличия и использования материалов (документов-первоисточников), тематических, хронологических, географических границ разработки проблемы (темы) и др. Но вcе же можно выделить основные этапы работы над обзором, научно-методические требования, предъявляемые к его составлению, независимо от индивидуального метода и стиля труда.
1. Структурно-семантический анализ темы исследования.
Сущность структурно-семантического анализа заключается в выделении из темы ключевых слов, характеризующих предмет и аспекты (структурный анализ), и последующем выявлении их смыслового содержания (семантический анализ).
1.1. Структурный анализ темы. Под ключевыми словами понимаются лексические единицы (слова и словосочетания), передающие смысл темы. В качестве ключевых слов выделяют: существительные, прилагательные, причастия, числительные как в виде отдельных терминов, так и словосочетаний (существительное + существительное, существительное + прилагательное, существительное + числительное) и т. д. К разряду ключевых слов не относятся: глаголы, деепричастия, местоимения, наречия, предлога, союзы. Например, длятемы исследования “Автоматизация обработкианкетных вопросов” ключевыми словами являются;
– автоматизация,
– обработка,
– анкетные вопросы.
1.2. Семантический анализ ключевых слов. Для проведения семантического анализа ключевых слов следует обратиться к нормативным изданиям (ГОСТам, указам, постановлениям, законам и т. п.) и справочной литературе (энциклопедиям, словарям, справочникам). При ознакомлении со смысловым значением неоднозначно трактуемых ключевых слов, необходимо уточнить нужный вариант, исходя их целей и задач исследования (или согласовать с заказчиком, если исследование выполняется по заказу).
В целях уточнения смыслового содержания ключевых слов необходимо выявить синонимичные, родовые, видовые и ассоциативные понятия, которые, в свою очередь, вновь должны быть подвергнуты семантическому анализу.
В результате образуется массив понятий (ключевых слов) , который должен быть упорядочен по любому признаку, не противоречащему логике изучения темы: от общего к частному, от простого к сложному и т.п. Выделенные и упорядоченные ключевые слова выполняют двоякую функцию, во-первых, определяют логическое построение содержания, во-вторых, являются входами в информационные массивы (каталоги, картотеки, фонды, пособия, банки и базы данных) при поиске литературы.
2. Поиск информации. Это очень трудоемкая работа, связанная не только с просмотром многочисленных библиографических изданий и других информационных источников, но и в составлении разного рода картотек
Прежде всего, необходимо разработать систему поиска информации, что позволит оптимизировать процесс и сократит время поиска. В связи с тем, что различные информационные массивы имеют неоднозначную структуру справочно-поискового аппарата (схемы классификации, вспомогательные указатели), при поиске информации в каждом из них должны быть использованы соответствующие их структуре способы выявления тематических разделов (предметных полей) по теме исследования. Основой для таких способов должен служить перечень ключевых слов, полученный в ходе структурно-семантического анализа данной темы.
2.1. Выявление и использование источников информации по данной теме. Ведущую роль при составлении списка литературы по теме исследования выполняют вторичные документы. Среди вторичных документов в первую очередь следует обратить внимание на текущие библиографические и реферативные издания, подготавливаемые крупнейшими информационными центрами страны (РКП, ИНИОН, ВИНИТИ, ИЦ Информкультура, ВНТИЦ и др.), региональными информационными центрами (ГПНТБ СО РАН, краевыми, областными научными библиотеками). В настоящее время параллельно с традиционными библиографическими и реферативными изданиями соответствующие информационные центры выпускают их машиночитаемые аналоги, именуемые базами данных. Помимо текущих изданий необходимо изучить и ретроспективные источники информации: ретроспективные указатели литературы, картотеки и каталоги библиотек. При обращении к этим источникам следует иметь в виду, что они, в отличие от информационных изданий, отражают лишь некоторую часть документов по теме, сосредоточенную в фондах конкретной библиотеки. Использование в совокупности названных информационных изданий позволяет сформировать достаточно надежный список литературы по теме исследования.
2.2. Выявление и использование вспомогательных указателей к источникам информации. Большинство информационных изданий снабжено вспомогательными указателями, облегчающими поиск по разным признакам. Наличие, например, предметного указателя позволяет облегчить поиск по соответствующим аспектам темы (тематическим полям, рубрикам). Аналогичный подход к организации поиска имеет место и при обращении к систематическому каталогу, картотекам библиотек (через обращение к алфавитно-предметному указателю – АПУ .
Процедура выявления в источнике информации нужных рубрик (тем) связана с переводом выделенных лексических единиц с естественного языка на тот или иной информационно-поисковый язык (ИПЯ) , принятый для организации материала в конкретном информационном источнике (каталоге, картотеке, информационном издании).
При отсутствии указателей выбор близкой ктеме исследования тематической рубрики производится по разделу ‘Содержание” конкретного информационного издания.
2.3. Возможны два принципиальных подхода к переводу лексических единиц с естественного языка на информационно-поисковый: по схеме тождественного и нетождественного перевода. Первый вариант приемлем, когда выделенная лексическая единица, как по содержанию, так и по форме адекватна лексической единице АПУ. Например, необходимо провести поиск в библиографическом указателе ИНИОН “Социология” тематической рубрики, сопряженной с лексической единицей “автоматизация”. Отыскав в алфавитно-предметном указателе лексическую единицу “автоматизация”, устанавливаем ее аспекты и номер документа в данном указателе:
Автоматизация
– и логическая семантика 409
– и модальная логика 409
– и формализованные языки 409.
Во втором варианте (по схеме нетождественного перевода) при отсутствии в АПУ искомой лексической единицы необходимо вести поиск нужной тематической рубрики по синонимичным, или ассоциативным, или родовым понятиям. Так, например в АПУ к библиографическому указателю ИНИОН “Социология” отсутствует лексическая единица “анкетные вопросы”». Справедливо обратиться при этом к лексическим единицам “анкетирование”, “опросы”, “социологические методы”.
Частный случай нетождественного перевода содержания лексической единицы с естественного языка на информационно-поисковый связан с наличием формального несоответствия между лексическими единицами естественного языка и АПУ, выраженными словосочетаниями. Речь идет о различном порядке слов в словосочетании. При этом необходимо провести соответствующую инверсию лексических единиц в словосочетании естественного языка. Например, “анкетные вопросы” – “вопросы анкетные”. Отметим, что в указателях ИПИОН лексические единицы не нуждаются в инверсии. Они соответствуют словосочетаниям естественного языка: “социологическое исследование”, “вторичный анализ”, “высшее образование” и т. д.
Ниже в качестве примера приводится перечень тематических рубрик в различных источниках информации, подлежащих обследованию по теме “Автоматизация обработки анкетных вопросов” (таблица).
Таблица 5.3.1.
Перечень тематических рубрик по теме исследования
"Автоматизация обработки анкетных вопросов"
Наименование источника информации | Наименование тематической рубрики (подрубрики) | Шифр тематической рубрики | Схема классификации документов |
Книжная летопись | Автоматизация Опрос (соцнол.) Социология (методы) Социология прикладная | Ссылка на №№ документов. | УДК |
РЖ ИНИОН | Информационная технология Новая технология Технология Анкетирование Опросы -методика исследования Социологические методы | Ссылка на №№ документов | Отраслевой рубрикатор |
Системати-ческий каталог областной научной библиотеки | Прикладная социология, Социология | 60.5в 60.5 | ББК для научных библиотек |
Систематический каталог вуза | Автоматизация – социологические аспекты; Анкетирование как метод сбора пер-вичной информации Методика социологических исследований | С556.10 С557.10 С558.10 С5в62 С5в6 | ББК (полный вариант) |
3. Отбор документовиз источников информации. Сущность отбора заключается в выделении из источников информации документов, релевантных теме исследования, с учетом заданных ограничительных признаков.
3.1. Отбор документов по содержанию. Ограничения отбора документов определяются набором ключевых слов, полученным в результате структурно-семантического анализа темы исследования.
При этом для выявления требуемых ключевых слов обследуются не только заглавия документов, но и их рефераты-аннотации.
3.2. Отбор документов по внешним признакам. К ограничениям отбора по внешним признакам относятся хронологические, видовые, языковые.
Хронологические ограничения – требуют отбора документов в пределах установленных хронологических границ. При составлении списка литературы по теме исследования глубина ретроспективного поиска в принципе может быть различной. Для учебных целей достаточной является глубина ретроспекции 3–5 лет, позволяющая выявить новейшие документы по теме исследования. Отбор по хронологии осуществляется в обратно хронологическом порядке. Видовые признаки определяют подлежащие отбору виды документов (неопубликованные и опубликованные).
Языковые ограничения – указывают на ограничение отбора по языку публикаций.
4. Оформление картотеки (списка) литературы по теме исследования.
4.1. Библиографическое описание документов. Для каждого отобранного документа на отдельной карточке оформляется библиографическое описание строго в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1–84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. Отдельные карточки с записями облегчают последующие неоднократные упорядочения списка по различным признакам (алфавитному, систематическому и другим). При наличии отклонений от указанного ГОСТа в описании документов в том или ином источнике информации они подвергаются обязательной корректировке.
Для обеспечения возможности уточнения библиографической записи либо для последующего заказа документа по межбиблиотечному абонементу целесообразно в конце привести сведения об источнике, из которого произведен отбор данного документа. При отборе документов из каталогов и картотек различных библиотек следует пометить название библиотеки, а также шифр документа в ее фондах.
4.2. Упорядочение массива карточек документов. Прежде всего в самостоятельный раздел выделяются законодательные и нормативные документы. Остальные – отечественные и зарубежные издания документов – упорядочивают по алфавиту, каждую часть отдельно. Алфавитное расположение позволяет проверить сформированный массив на дуплетность.
Возможны и другие способы упорядочения карточек: по разделам (рубрикам) темы – систематическое; по предметам (объектам) рассмотрения – предметное; по годам опубликования документов – хронологическое; по изографическим признакам и т.д.
5. Построение плана аналитического обзора.
Основой для построения плана аналитического обзора по теме исследования служит рубрикатор ключевых слов, рассматриваемый как черновой вариант плана. План обзора должен иметь иерархическую структуру, основными элементами которой являются главы и параграфы. В соответствии с принципами построения иерархических структур в плане должно быть выделено не менее двух глав, а в каждой главе не менее двух параграфов. Главы и параграфы составляют основную часть плана обзора. Кроме того, план в качестве обязательных структурных элементов содержит введение и заключение.
5.1. Анализ и распределение тематических рубрик. Переход к плану обзора связан с выделением ядерной части тематических рубрик (ключевых слов). Формальными признаками распознавания ядерных тематических рубрик является количество и частота употребления ключевых слов в них.
5.2. Формирование глав и параграфов плана. Тематические рубрики (ключевые слова), занимающие в иерархии высшие положения, т. е. относящиеся к родовым понятиям, могут выступать в качестве его глав, а тематические рубрики, получившие в данной иерархии низшие положения, т. е. относящиеся к видовым понятиям, могут быть представлены в виде параграфов.
6. Составление текста аналитического обзора.
В структуре текста аналитического обзора в качестве обязательных структурных элементов выделяют: введение, основную часть и заключение.
Введение аналитического обзора содержит обоснование актуальности и социальной значимости темы исследовании, формулировку предмета исследования, его цель и задачи, характеристику уровня освещенности в литературе, выдвигаемые гипотезы, а также круг основных вопросов, которые в соответствии с планом обзора в нем предполагается осветить.
В основной части обзора излагается сущность намеченных в плане вопросов темы исследования, характеризующих во взаимосвязи современное состояние и перспективы развития предмета исследования. В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие мотивированные выводы.
Заключение обзора содержит важнейшие выводы, к которым пришел автор обзора, предложения по дальнейшему исследованию темы. Важнейшее требование к заключению – краткость и обстоятельность, в нем не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных по главам.
6.1. Поиск первичных документов. Поиск первичных документов по теме исследования ведется на основе составленной ранее картотеки первоисточников. Прежде всего, в отдельный массив выделяются карточки с описаниями источников, имеющихся в библиотеках города (вузовской, областной научной и других). В другой массив собирают карточки без сведений об адресе документа. Поиск таких документов осуществляют последовательно: фонды библиотеки вуза – фонды областной научной библиотеки – фонды других библиотек города. Если в системе библиотек города не удается получить нужный первичный документ, то может быть использован межбиблиотечный абонемент, обеспечивающий передачу книг из территориально удаленных библиотек в данную библиотеку во временное пользование.
6.2. Формализованный анализ текстов первичных документов. Поиск информации по теме исследования в первичных документах – это конечный этап поиска, задачей которого является извлечение из них фактографической и концептографической информации для составления аналитического обзора. В основе поиска лежит анализ текстов документов по теме исследования. Для повышения качества этой работы и снижения ее трудоемкости лучше всего воспользоваться методикой формализованного свертывания текстов документов.
При формализованном анализе текстов документов с целью составления аналитического обзора в качестве маркеров используются ключевые слова (специальные термины), относящиеся к тем тематическим рубрикам, которые были взяты за основу плана обзора.
При оформлении результатов формализованного анализа текстов документов должны соблюдаться следующие требования : каждый фрагмент текста фиксируется на отдельных листах бумаги; каждый фрагмент должен иметь идентификацию с документом (например, порядковый номер документа в картотеке или списке, записывается в правом верхнем углу листа бумаги), а также с номером параграфа, к которому он относится (записывается в верхнем левом углу листа бумаги). Между этими данными приводятся сведения об авторе (авторах) данного документа; ключевое слово в каждом фрагменте текста документа подчеркивается
В результате работы по формализованному анализу текстов документов формируется подборка извлеченных из них фрагментов, которая подлежит упорядочению.
6.3. Систематизация фрагментов текстов документов. Первичное упорядочение фрагментов текстов документов по теме исследования осуществляется по формальному признаку в соответствии с планом аналитического обзора. Основанием деления служит порядковый номер параграфа, которым снабжен каждый фрагмент.
Дальнейшее упорядочение фрагментов текстов производится на уровне каждого параграфа по ключевым словам. При этом в однородные группы должны быть подобраны фрагменты текстов документов с одинаковыми ключевыми словами. Это позволяет собрать в одном месте все фрагменты, посвященные конкретному аспекту темы исследования.
6.4. Формализованный синтез фрагментов текстов документов. Формализованный синтез фрагментов текстов документов по теме исследования заключается в установлении между ними логических связей с помощью формальных текстовых клише. При формировании текста обзора следует избегать излишней описательности. Отсутствие критической оценки достоинств и недостатков рассматриваемых материалов является серьезным недостатком аналитическою обзора.
7. Литературное редактирование текста аналитического обзора. Литературное редактирование текста аналитического обзора должно обеспечить его безукоризненную орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность. Для этого логически связанный текст обзора должен быть подвергнут тщательной вычитке с целью устранения всех видов погрешностей.
7.1. Корректировка логических связей. Данный вид редактирования текста обзора направлен на достижение логической связанности текста, устранение смысловых повторов и погрешностей.
Каждая фраза текста обзора начинается непосредственно с изложения сущности рассматриваемого вопроса без лишних вводных слов. Связанные одной мыслью и расположенные в логической последовательности фрагменты текстов выделяются в тексте обзора в отдельные абзацы.
Глаголы – логические связки, используемые в тексте обзора для выражения отношения составителя обзора к излагаемому материалу, употребляются в безличной форме (например, можно утверждать, важным является и т. д.) или заменяются соответствующими краткими страдательными причастиями (например, описаны, рассмотрены, проанализированы и т. д.).
Следует обратить внимание на порядок построения предложений, наличие повторений слов, лишних слов и оборотов, неточных или нечетких выражений, избыточной информации. Требуется ясность, четкость, точность языка обзора.
7.2. Устранение орфографических и синтаксических ошибок. Текст обзора должен быть написан грамотным литературным языком в соответствии с установленными нормами русского языка. При чтении с целью редактирования текста обзора следует обратить внимание на правильность написания терминов, фамилий авторов, а также расстановку знаков препинания.
8. Подготовка справочного аппарата к аналитическому обзору. Справочный аппарат к обзору включает следующие вспомогательные указатели: указатель авторов; указатель источников; список сокращений и аббревиатур, упоминаемых в обзоре.
8.1. Построение указателя авторов. Указатель авторов выполняется в виде упорядоченного в алфавитном порядке перечня фамилий авторов с отсылкой к порядковому номеру документов в списке литературы по теме исследования. Например, Фролов С.С. – 80–81.
8.2. Построение указателя источников. Указатель источников представляет собой упорядоченный в алфавите список использованных источников, в которых были обнаружены отраженные в обзоре документы.
8.3. Построение списка сокращений. Список сокращений формируется в виде алфавитного перечня принятых в обзоре сокращений и полных наименований соответствующих терминов. Составление списка сокращений обусловливается частым повтором одних и тех же терминов, а также упоминанием в тексте обзора сокращенных названий фирм, организаций и т.п.
9. Оформление рукописи аналитического обзора.
Аналитический обзор выполняется в виде рукописи (машинопись, компьютерный набор) на листах стандартной бумаги формата А4, с соблюдением следующих размеров потей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20мм.
При оформлении обязательными структурными элементами являются: обложка, титульный лист, содержание, текст обзора, список литературы, указатель авторов, указатель источников, список сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов.
Последовательностьих изложения соответствует приведенному перечню. Обложка и титульный лист оформляются по определенной форме, содержание включает наименование всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых они расположены.
9.1. Оформление текстового материала. Изложение материала таких разделов текста обзора, как введение, главы, заключение следует начинать с нового листа. Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и текстом должно составлять 3-4 строки. Подчеркивание заголовковне допускается, в конце их точка не ставится. Все страницы нумеруют арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу без точки.
9.2. Оформление цифрового и графического материала. Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок и порядковый номер. Заголовок и слово “Таблица” начинают с прописной буквы. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, в правом верхнем углу новою листа с пометкой (Продолжение табл. ___).
Пример построения таблицы:
Таблица____
Заголовок таблицы
Формулы выделяются из текста свободными строками. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснения к формуле начинают со слова “где” без двоеточия.
Иллюстрации, графики, схемы обозначаются словом “Рис.” и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Все иллюстрации должны иметь наименование, которое помещают над ними.
На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте обзора.
Подводя итог, необходимо отметить, что обзоры и рефераты еще долго будут важными инструментами исследователя и технология их подготовки – одна из актуальных задач подготовки специалистов-социологов.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. В чем состоят особенности обзора как метода логической переработки информации?
2. Перечислите и охарактеризуйте разновидности результатов сигнального обозрения.
3. В чем заключается специфика концептуального обозрения?
4. Для чего предназначено фактографическое обозрение?
5. Охарактеризуйте общее и специфическое в обзорах.
6. Раскройте содержание основных функций обзоров.
7. Охарактеризуйте структуру и содержание обзоров.
Технология подготовки аналитического обзора как средства представления
результатов исследования
Сущность аналитического обзора
Состав стадий и этапов формализованного составления аналитического обзора
Подготовительная стадия составления аналитического обзора
Основная стадия составления аналитического обзора
Заключительная стадия составления аналитического обзора
Сущность аналитического обзора
Наиболее древним и распространенным способом поиска новых решений является непроизводительный метод проб и ошибок, основанный на переборе различных вариантов без определенного системного подхода. Альтернативой этому служат аналитические методы, связанные с выявлением новых объектов, их аспектов, новых проблем и способов их решения на основе информационного анализа и синтеза. Именно это составляет сущность профессиональной деятельности информатика-аналитика, призванного производить всесторонний анализ отдельных сторон, свойств, составных частей объекта исследования, осуществлять аналитические рассуждения, порождая при этом новую информацию и предлагая нетрадиционные подходы, способы решения выявленных проблем. При этом должно происходить уменьшение интеллектуальных, трудовых, финансовых, материальных и т. п. затрат.
Аналитическая деятельность является разновидностью интеллектуальной деятельности, которая характеризуется преобладанием творческих процедур, позволяющих порождать новую информацию, выявлять новые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения.
Результатом аналитической деятельности является подготовка информационно-аналитических продуктов, к которым относятся аналитические справки, аналитические доклады, аналитические обзоры, аналитические отчеты, аналитические прогнозы, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки, экспертные заключения, патентные заключения, информационные модели, описание объектов предметной области и т. п.
В основе создания информационно-аналитических продуктов лежит использование таких методов, как информационный анализ, информационный синтез, моделирование (информационное, структурно-лингвистическое, библиометрическое, наукометрическое, имитационное, гносеологическое, вербальное, инфометрическое и др.), экспертиза (патентная, лицензионная, информационная, нормативно-правовая, экологическая и т. п.), прогнозирование, диагностика, информационно-аналитический мониторинг.
В практике научных исследований и проектных разработок важнейшее место занимают аналитические обзоры, обеспечивающие многоаспектную, обоснованную характеристику изучаемой предметной области (проблемы). Аналитический обзор является важнейшей составной частью курсовой работы, курсового и дипломного проектов, выполняемых студентами, обучающимися по специальности «Прикладная информатика (по областям)».
Аналитический обзор –это результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенному вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения.
Целью аналитического обзора является интерпретированная ориентация конечных пользователей в информационном потоке по конкретному направлению (проблеме). В зависимости от выполняемой функции аналитические обзоры подразделяются на:
Обзоры-обоснования, в которых дается оценка состояния исследуемого вопроса с обоснованием необходимости решения выявленной проблемы, а также с набором и сопоставительной оценкой путей и методов ее решения;
Итоговые обзоры, в которых дается оценка исследуемого вопроса с характеристикой достигнутого уровня, а также имеющихся на данный момент в изучаемой сфере нерешенных проблем;
Прогностические обзоры, в которых дается оценка состояния и определяются перспективные пути развития исследуемой предметной области на основе аргументированной оценки существующей ситуации, а также тенденций и темпов ее изменения.