Элементы и подсистемы. Тест "Системное строение общества. Общественный прогресс" тест по обществознанию (10 класс) на тему. Обществознание, профильный уровень

Понятие «общество» широко и разнообразно. Это и человечество в целом, и определенный этап в его развитии (например, первобытнообщинное, социалистическое и пр.) Общество - это объединение людей, возникшее благодаря разумной, целенаправленной, организованной ими совместной деятельности. Члены его общаются не так глубоко и близко, как, например, при подлинной общности.

Обществом называют группу людей определенного государства (к примеру, французское) или круг по интересам (например, любителей рыбалки). Однако в самом широком смысле слова оно обозначает часть материального мира, в процессе эволюции обособившуюся от природы, но сохранившую с ней тесную связь.

Общество характеризуется формами объединения отдельных людей или групп, их взаимодействием, отношениями. Оно основывается на одинаковой направленности интересов, указанной в договоре, конвенции или других актах. Общество, в отличие от общности, меньше влияет на изменение индивидуальности личности. Нередко под этим имеют в виду сферу, расположенную между индивидом и государством.

Общество и общественные отношения - очень близкие по сути понятия. В определенном смысле можно сказать, что общество - это и есть совокупность всех отношений, возникающих внутри него. Это очень сложная, но хорошо организованная система, которая характеризуется:

  • Большим разнообразием подсистем (сфер) и социальных групп.
  • Связями, отношениями и другими формами взаимодействия членов, имеющих место внутри и вне закрытой системы.
  • Самодостаточностью, т.е. умением создавать определенные условия путем совместных действий.
  • Альтернативностью развития, динамичностью, невозможностью принять завершенный характер.
  • Нелинейностью (непредсказуемостью) развития.

Кроме того, как любая стройная система, общество отличается целостностью. Это не просто сумма элементов, это нечто большее, перешагивающее пределы и возможности одного системного элемента, включающее все отношения, объединяющие людей.

Системное строение общества подразумевает, что понятие можно условно разделить на более мелкие компоненты, получившие название «подсистемы» общества или его сферы.

  • Экономическая сфера включает в свой состав абсолютно все отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, потребления материальных благ. Фактом или примером экономической подсистемы общества может быть разработка нефтяного или золотого месторождения, производство любых товаров.
  • Политическая подсистема - совокупность взаимосвязей таких типов, как государство-общество, государство-партия и т.п. Примером (фактом) такой подсистемы общества считается законодательная деятельность, проведение государственных кампаний, референдумов, а также управленческая государственная деятельность.
  • Социальная подсистема - отношения между классами, нациями, конфессиями, разными возрастными, профессиональными и другими слоями. Факты: получение пособий.
  • Духовная сфера - отношения, которые рождаются и развиваются в процессе создания духовных ценностей, их хранения, популяризации. Примеры духовной подсистемы общества: деятельность исследовательских институтов, культурных учреждений, религиозных организаций.
  • Сегодня вопросами изучения человеческого общества занимается философия. Она рассматривает это понятие как единство самых разных элементов, частей, составляющих. Все они плотно связаны, взаимозависимы, не могут существовать как отдельно взятые части (или сферы). Именно эти взаимодействия и взаимосвязи делают общество целостной системой, отличающейся от других (например, биологических) значительно более сложным устройством.

1.8 Системное строение общества элементы и подсистемы. Богбаз10, §2, 18-21; Богпроф10, §10, 90-91, 99 – 101, 102 – 106.

В узком смысле общество :

1) группа людей , объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

2) конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле общество :

3) это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира , которая состоит из индивидуумов , обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения ;

4) динамическая саморазвивающаяся система , то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

Социум

Система

Подсистема – «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни:

    экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ);

    социальная (классы, социальные слои, нации, их взаимоотношения и взаимодействие друг с другом);

    политическая (политика, право, государство, их соотношение и функционирование);

    духовная (охватывает формы и уровни общественного сознания, образующие явление духовной культуры).

Все сферы взаимосвязаны друг с другом

Функция (от лат

Общественные отношения
Виды общественных отношений :

:
1) социальные общности;

10.1. Что отличает общество от социума?
10.2. Что такое система?
10.2.1. Определения: система, элемент, функция, структура.
10.2.2. Классификация систем.
10.3. Особенности социальной системы.
10.4. Из чего состоит социальная система?
10.4.1. Сферы общественной жизни.
10.4.2. Общественные отношения.
10.4.3. Социальные общности; социальные институты и организации; социальные роли, нормы и ценности.
10.5. Создатели системного подхода: Богданов, фон Берталанфи, Парсонс.

10.1 . Что отличает общество от социума ?
1) Общество (в самом узком смысле) – группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга («общество книголюбов», «дворянское общество»).
2) Общество – определённая страна или целое сообщество государств («западноевропейское общество», «российское общество»).
3) Общество – исторический тип обществ («феодальное общество», «индустриальное общество»).
4) Общество (общество в самом широком смысле) – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
5) Социум – социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. В этом значении социальное представляет собой одну из подсистем мира в целом.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
10.2 . Что такое система ?
10.2.1. Система (от греческого systema) – совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.
Говорят о Солнечной системе, речной системе, нервной системе. Системой является любая совокупность явлений, которые связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. В этом смысле системой является и то единство, составными частями которого являются общество и природа.
Система – комплекс взаимодействующих элементов.
Элемент (от лат . elementum – стихия, первоначальное вещество) – 1) составная часть сложного целого; 2) некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.
Структура (от лат . structura – расположение, строение) – 1) расположение и связь частей, составляющих целое; 2) внутреннее устройство чего-либо; 3) система, форма, модель, организация.
Функция (от лат . functio – исполнение, осуществление) – 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег); 2) функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Что первично структура или функция ?
Традиционный взгляд на систему сводится к тому, что её свойства и поведение всецело определяются её структурностью, т.е. функционирование системы вторично по отношению к её структуре. В последнее время под влиянием синергетики на первое место ставится функция, затем структура (процесс функционирования) и только после этого – материал (элемент), обеспечивающий функционирование.
10.2.2. Классификация систем :
По отношению системы к окружающей среде :
1) открытые (есть обмен ресурсами с окружающей средой);
2) закрытые (нет обмена ресурсами с окружающей средой).
По происхождению системы (элементов, связей, подсистем) :
1) искусственные (орудия, механизмы, машины, автоматы, роботы и т.д.);
2) естественные (живые, неживые, экологические, социальные и т.д.);
3) виртуальные (воображаемые и, хотя реально не существующие, но функционирующие так же, как и в случае, если бы они существовали);
4) смешанные (экономические, биотехнические, организационные и т.д.).
По описанию переменных системы :
1) с качественными переменными (имеющие лишь содержательное описание);
2) с количественными переменными (имеющие дискретно или непрерывно описываемые количественным образом переменные);
3) смешанного (количественно-качественное) описания.
По типу описания закона (законов) функционирования системы :
1) типа «Черный ящик» (неизвестен полностью закон функционирования системы; известны только входные и выходные сообщения);
2) не параметризованные (закон не описан; описываем с помощью хотя бы неизвестных параметров; известны лишь некоторые априорные свойства закона);
3) параметризованные (закон известен с точностью до параметров и его возможно отнести к некоторому классу зависимостей);
4) типа «Белый (прозрачный) ящик» (полностью известен закон).
По способу управления системой (в системе) :
1) управляемые извне системы (без обратной связи, регулируемые, управляемые структурно, информационно или функционально);
2) управляемые изнутри (самоуправляемые или саморегулируемые – программно управляемые, регулируемые автоматически, адаптируемые – приспосабливаемые с помощью управляемых изменений состояний, и самоорганизующиеся – изменяющие во времени и в пространстве свою структуру наиболее оптимально, упорядочивающие свою структуру под воздействием внутренних и внешних факторов);
3) с комбинированным управлением (автоматические, полуавтоматические, автоматизированные, организационные).
По сфере существования: материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические).
10.3 . Принципы (черты) человеческого общества как системы :
1) сложность (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много);
2) иерархичность (любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как сложная система) = общество – сложная система, суперсистема;
3) интегративность (ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, не обладает качеством присущим обществу как единому целому);
Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
4) самодостаточность (способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);
5) самоуправляемость (общество изменяется и развивается в результате внутренних причин и механизмов);
6) открытость (взаимодействие с внешней средой);
Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество.
7) основным элементом общества является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств их достижения, человек является универсальным элементом всех социальных систем;
«Человекоразмерные » системы – целостные сложные открытые самоорганизующиеся динамичные системы, важнейшим элементом которых является человек. К таким системам относятся медико-биологические формообразования, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек-машина».
8) динамичность (общество находится в постоянном изменении);
9) непредсказуемость, нелинейность развития (возможность различных вариантов и моделей будущего развития).
Общество есть динамическая саморазвивающаяся система , т.е. такая система, которая способна в процессе изменения сохранять свою сущность и качественную определённость.
Динамическая система математический объект, соответствующий реальным системам (физическим, химическим, биологическим и др.), эволюция которых однозначно определяется начальным состоянием.
10.4 . Из чего состоит общественная система ?
Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых социальных явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др.
10.4.1. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни :

1) экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (классы, социальные слои, нации);

3) политическая (политика, государство, право);

4) духовная (формы и уровни общественного сознания, которые в процессе общественной жизни образуют то, что принято называть духовной культурой).
Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:
1) экономическая – производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,
2) политическая – государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.,
3) социальная – классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,
4) духовная – церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.
Почему общество состоит из четырёх сфер ?
Талкотт Парсонс :
Любая социальная система содержит две фундаментальные «оси ориентации»: 1) внутреннее – внешнее; 2) инструментальное – консумматорное.
Первая ось означает, что данная система ориентируется или на решение собственных внутренних проблем, или реагирует на воздействие внешней среды. Вторая – означает, что система стремится к достижению ситуативных целей либо к удовлетворению базовых стратегических потребностей.
Наложение этих осей друг на друга даёт четыре фундаментальные категории: 1) адаптация к внешней среде (вне – инс); 2) достижение цели (вне – кон); 3) интеграция (вну – кон); 4) сохранение порядка, поддержание образца, латентность (вну – инс). Эти четыре основные функции, которые обычно называют «схемой Эйджил» (AGIL ), соответствуют специальным институтам (подсистемам) общества.
Экономическая подсистема – адаптация (A daptation); политическая подсистема – достижение целей (G oal); социальная сфера – интеграция (I ntegration); духовная сфера (семья, школа, религия) – поддержание порядка (L atent).
Есть ли среди сфер жизни общества определяющая ?
1) Карл Маркс :
Изменения в производстве, отношениях собственности вызывают значительные изменения в других областях жизни;
Способ производства материальной жизни обусловливают социальный, политический и духовный процессы жизни в обществе.
2) Макс Вебер :
Духовные ценности протестантизма сыграли главную роль в зарождении капитализма как экономической системы;
Протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, стал причиной бурного развития предпринимательской деятельности.
10.4.2. Общественные отношения .
Для характеристики общества как системы недостаточно выделить входящие в него подсистемы и элементы. Важно показать, что они находятся во взаимной связи между собой. Для обозначения этих связей используется термин «общественные отношения».
Общественные отношения – многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Определяют существующие стороны личных отношений людей, связанных непосредственными контактами.
Виды общественных отношений :
1) материальные: по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;
2) духовные: политические, идеологические, правовые, нравственные, и др.
10.4.3. В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы :
1) социальные общности;
2) социальные институты и организации,
3) социальные роли, нормы и ценности.
Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему, имеющую свои подсистемы.
10.5 . Создатели системного подхода :
10.5.1. Александр Александрович Богданов (1873 – 1928) – русский философ, политический деятель, писатель, врач.
Принадлежал к социал-демократическому направлению в русском революционном движении. Отвергал учение Ленина об империализме как кануне социалистической революции, считая, что «классовое сознание пролетариата не созрело» и немедленная революция приведёт лишь к разрушению производительных сил общества.
Не принял Октябрьскую революцию, но продолжал сотрудничество с большевиками по организации медицинского дела. Организовал первый в стране Институт переливания крови. Умер в результате поставленного на себе медицинского эксперимента.
Главное философское произведение – «Тектология » (1912). В нём заложены основные идеи современной теории систем.
10.5.2. Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1972) – австрийский биолог и натурфилософ.
Применил принципы теории открытых систем для описания и решения ряда проблем теоретической биологии и генетики.
Основными задачами предложенной им программы построения общей теории систем считал: 1) формулирование общих принципов и законов поведения систем, независимо от их специального вида и природы составляющих их элементов; 2) создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма (подобия, сходства) законов, относящихся к различным сферам реальности.
10.5.3. Талкотт Парсонс (1902 – 1979) – американский социолог.
Главные труды : «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951).
Парсонс пытался сделать в социологии то же, что в физике стремился совершить Эйнштейн – создать всеохватывающую теорию, которая объясняла бы все уровни общества и все формы его движения. То, что он пытался создать напоминает даже не теорию, а социологическую парадигму или перспективу, не имеющую строгой логики, однако поражающую своей энциклопедичностью и творческим потенциалом. Парсонс, как и Эйнштейн, потерпел неудачу. Однако им была создана гигантская система абстрактных понятий, охватывающих человеческую реальность во всём её многообразии.

Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. Функции образования: экономическая формирование социально-профессиональной структуры общества; социальная осуществление социализации личности социальная функция; культурная использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида. Сеть образовательных учреждений в России: дошкольные ясли детские сады...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9495. Классификация, характеристика ассортимента пушно-мехового сырья и пушно-мехового полуфабриката, строение пушно-меховой шкуры, строение волоса и разновидность его форм, технология изготовления пушнины 1.05 MB
Меховые пластины полосы определенной формы сшитые из подобранных выделанных шкурок и предназначенные для раскроя на детали меховых изделий. К зимним видам пушного сырья относятся шкурки и шкуры пушных зверей добыча которых производится преимущественно в зимнее время когда качество шкурок особенно высоко. СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ШКУРОК ПУШНОМЕХОВОГО и овчинношубного СЫРЬЯ ПОНЯТИЕ О ТОПОГРАФИИ ШКУРКИ Шкуркой называют наружный покров животного отделенный от его тушки и состоящий из кожной ткани и волосяного покрова. У...
7631. Обеспечивающие подсистемы ЭИС 20.34 KB
Обеспечивающие подсистемы ЭИС Обеспечивающие подсистемы ЭИС являются общими для всей ЭИС независимо от конкретных функциональных подсистем в которых применяются те или иные виды обеспечения. Подсистема Организационное обеспечение ОО является одной из важнейших подсистем ЭИС от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. Первая группа включает важнейшие методические материалы регламентирующие процесс создания и функционирования системы: ∙ общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС ∙ типовые...
7532. Функциональные подсистемы ЭИС 23.23 KB
Функциональные подсистемы ЭИС Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов связей между задачами. Функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам: ∙ предметному; ∙ функциональному; ∙ проблемному; ∙ смешанному предметнофункциональному. Так с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы соответствующие управлению отдельными ресурсами: ∙ управление сбытом готовой...
11599. Реализация подсистемы управления процессами 186.71 KB
Признаками отделяющими один структурный элемент от другого могут служить определенные кодовые последовательности или просто известные программе значения смещений этих структурных элементов относительно начала файла. В данной курсовой работе необходимо реализовать подсистему управления файлами использующую в качестве способа физической организации файла связанный список блоков. Постановка задачи Реализовать средствами языка программирования C модуль операционной системы для управления файлами произвести эмуляцию работы файловой системы....
6612. Обеспечивающие подсистемы, стадии и принципы разработки САПР ТП 11.71 KB
Основное свойство САПР как системы проектирования состоит в том что она обеспечивает получение законченных проектных решений и соответствующих этим решениям проектных документов. САПР состоит из компонентов выполняющих определенную функцию в системе их называют обеспечением. Для полноценной работы с использованием САПР пользователь должен освоить лингвистическое и методическое обеспечение конкретной системы.
13036. Строение скелета 11.8 MB
В строении кости выделяют надкостницу periosteum компактное вещество substnti compct и губчатое вещество substnti spongios. Внутренний слой обеспечивает рост кости в толщину и восстановление костной ткани при переломах. Сосуды и нервы надкостницы проникают в толщу кости питая и иннервируя последнюю. Компактное вещество покрывает периферию кости и состоит из плотно упакованных костных пластинок состоящих в свою очередь из структурных единиц кости остеонов.
3662. Строение клетки 43.57 KB
Молекула белка представляет собой цепь из нескольких десятков или сотен аминокислот, поэтому она имеет огромные размеры и называется макромолекулой (гетерополимером).
2729. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕНННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 76 KB
Инновационный путь развития является безальтернативной стратегией. Сегодня инновационные проекты отечественных промышленных предприятий все еще редко ориентированы на поддержку конкурентной борьбы, которую становится все труднее вести.
21572. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ 227.74 KB
Содержание белков в организме человека выше чем содержание липидов углеводов. Преобладание в тканях белков по сравнению с другими веществами выявляется при расчёте содержания белков на сухую массу тканей. Содержание белков в различных тканях колеблется в определённом интервале.
17723. Мозжечек, строение и функции 22.22 KB
3 Общее строение головного мозга. В нервной системе выделяют также центральную часть ЦНС которая представлена головным и спинным мозгом и периферическую часть в которую входят нервы нервные клетки нервные узлы ганглии и сплетения топографически лежащие вне спинного и головного мозга. Объектом исследования является анатомия головного мозга. Данная цель предмет и объект подразумевают постановку и решение следующих задач: описать общий план строения головного мозга изучить анатомическое строение мозжечка выделить...

Лекция:


Понятие общества в узком и широком смыслах

На всех предыдущих уроках мы изучили одно из центральных терминов обществознания – человек. Далее перейдём к изучению понятия общества. Что такое общество? На этот вопрос люди отвечают по–разному. Одни говорят, что это группа людей, которых объединили общие интересы к чему-либо: к искусству, футболу, чтению книг и т.д. Другие утверждают, что общество – это исторический этап развития: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество и т.д. Третьи считают обществом всё человечество, включающее не только настоящие поколения людей, но и прошлые, и будущие. Четвёртые приводят в пример российское общество, французское общество, тем самым подчёркивая, что общество – это население страны. Все эти определения верны. Значит, общество – это понятие многогранное, многозначное. Выучить все существующие определения, конечно, невозможно. Поэтому предлагаю вам запомнить два определения общества в узком и широком смыслах.

  • В узком смысле под обществом следует понимать группу людей, объединённую общими интересами, целями и признаками.
  • В широком смысле общество – это часть мира, состоящая из многообразных форм объединения людей и способов их взаимодействия. (Формы объединения людей – это группы, а способы взаимодействия – это общественные отношения)

Общество, какое оно? Давайте дадим краткую характеристику основных черт общества.

    Во-первых, общество целостное, потому что состоит из элементов и подсистем.

    Во-вторых, динамичное, оно не стоит на месте, изменяется со временем.

    В-третьих, самоуправляемое и саморазвивающееся, если общество прекратит управлять самим собой, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность, то оно неизбежно разрушится.

Названные черты иллюстрируют качественную определенность общества, то есть его отличие от других систем, которое заключается в особой организации мира людей. Человек для реализации своих планов и желаний взаимодействует с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями, соседями. У каждого из которых есть свои интересы, планы и желания. Об этом нужно помнить всегда! Потому что, если действия одного человека будут противоречить интересам окружающих людей, он не сможет реализовать задуманного.


Система общества, её элементы и подсистемы

Общество – это система. Это понятие может показаться сложным для вас. Но разобраться в нём стоит. Что же такое система? В переводе с греческого это слово означает "целое, состоящее из частей". Человеческий организм – это система? Конечно, да. Это даже больше, чем просто система. Это система систем! Потому что организм человека состоит из известных вам элементов: сердечно– сосудистой, пищеварительной, скелетно–мышечной, нервной и других систем. Если человеческий организм в целом, это система, то перечисленные элементы являются для него подсистемами. В свою очередь, каждая из этих подсистем является системой других элементов, например, сердечно–сосудистая система включает в себя сердце, вены, артерии, капилляры.


Общество тоже не просто система, а система систем. Р ассмотрим из каких элементов состоит система общества. Учёные делят общество на четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждая из названных подсистем общества является системой для других элементов. Поэтому и говорят, что общество - это система систем (суперсистема). Мы подробно разберём каждую из этих сфер на следующих уроках. А на этом уроке кратко охарактеризуем каждую из них. Итак:

    Экономическая сфера – это сфера производства экономических товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Она включает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.

    Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством. Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент, правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.

    Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр. Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).

    Духовная сфера – это сфера нематериального пространства – система, включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль. Наиболее внимательный читатель обратил внимание на то, что в социальной сфере я уже называла образование. Тогда почему оно относится и к духовной сфере? В чём разница? А в том, что под образованием в социальной сфере подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями. Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.

Ни одна из перечисленных сфер не является главной. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проиллюстрируем это на примерах:

1) правительство проводит реформы в области здравоохранения (связь политической и социальной сфер);

2) экономический кризис обусловил рост безработицы и депрессивное состояние населения (связь экономической, социальной и духовной сфер);

3) верующие собрали пожертвования для строительства храма (связь социальной и духовной сфер).

Общество, природа, культура


Из определения общества в широком смысле стало ясно, что общество является частью природы и тесно с ним связано. Природа – это естественная среда обитания общества. Она существует независимо от человека, а вот существование общества без природы невозможно. Общество взаимодействует с природой с самого своего зарождения. И это взаимодействие было и может быть гармоничным или конфликтным. Древний человек, обладавший мифологическим сознанием, ощущал своё единство с растениями, животными и природными явлениями. Он считал, что связан с природой родственными отношениями и очень бережно относился к ней. Такое отношение связано с тем, что на заре человеческой цивилизации человек не умел ничего для себя производить, он только потреблял то, что ему давала природа. Но со временем человек научился создавать орудия труда и производить необходимые для жизни блага. Постепенно общество стало обособляться от природы. Люди начали изменять естественную среду обитания для своих хозяйственных нужд: вырубать леса, осушать болота, орошать пустыни, разводить животных, строить дома. Так, обществом начал создаваться особый мир – культура – искусственная среда, называемая "второй природой". До перехода общества к индустриальному этапу развития негативное воздействие культуры на природу носило локальный характер и не было столь пагубным. Но с появлением и всё большим развитием промышленного производства эксплуатация природных ресурсов становилась настолько сильной и масштабной, что современное общество столкнулось с экологической проблемой. Это будет темой отдельного урока

    пример взаимосвязи сфер жизнедеятельности общества;

    пример отрицательного и положительного воздействия общества на природу;

    пример отрицательного и положительного воздействия природы на общество.

Общество характеризуется через 2 понятия – узкое и широкое. В первом речь идёт об определённой группе индивидуумов, объединённых какой-то целью, причём такое сплочение может носить кратковременный, длительный или постоянный характер. Что же касается широкого понятия, то в этом случае под обществом подразумевается некая часть материального мира, отделившаяся от природы в процессе своего развития. И чтобы понять такое определение лучше, нужно разобраться с тем, что же именно входит в систему. Для создания общей картины, впрочем, достаточно базы.

Выделяя основные элементы общества их взаимосвязь и взаимодействие ученые пришли к выводу, что всего в мире есть 4 основных компонента социума:

  1. Политический, где все связи так или иначе направлены на власть, управление, государство, получение больших полномочий и. т. п. В ситуации, когда рассматриваются подсистемы гражданского общества, обязательной составляющей этого блока будет демократия.
  2. Экономический, иногда его называют экономико-хозяйственным. Это производство и потребление, обмен, деньги и другие ресурсы, банки, прочее.
  3. Социальный. В структуре данной сферы есть такие элементы как классы, нации, здравоохранение, образование, многое другое.
  4. Духовный. Учёные включают сюда и религию, но вообще этот блок очень обширный. К нему относится искусство, религия, народное творчество и т. д.

Стоит заметить, что важны не только основные подсистемы общества, но и взаимодействие между ними. То, как последнее организовано, на каком именно находится уровне, наглядно показывает, насколько развит социум. Обратите внимание на то, что элементы общества существовали всегда. Что-то могло изменяться, причём довольно значительно. Так, когда-то классы были сословиями, многие группы – единым целым. Но история, выделяющая и выдвигающая одни компоненты и убирающая другие, тем не менее не может убрать подсистемы общества как таковые по достаточно простой причине: это неотъемлемая часть социума.

Необходимо отметить, что подсистемы на своём уровне тоже представляют собой системы, у которых есть своя структура. При этом окружающая среда чаще всего враждебна к ним. Она воздействует на такие элементы общества как на единое целое, заставляя преобразовываться, развиваться и отвечать на вызовы времени. Что провоцирует, в свою очередь, постоянное развитие институтов.

Элементы общества разных стран часто находятся в конкуренции друг по отношению к другу. Причём самым очевидным такое противостояние кажется в плоскости, касающейся экономической и политической сфер. Однако активное социальное и духовное развитие может сказываться на других подсистемах, «подтягивая» их. В результате увеличивается жизнестойкость социума в целом.

Системное строение общества предполагает не только наличие отдельных компонентов, разбивающихся дальше, в свою очередь, на части и так далее. Важную роль здесь ещё играют и взаимоотношения между ними, а также формы, которые они принимают, раскрытие потенциала, прогресс. Развитие всегда определяется выбором людей. Но при этом важно понимать, что социум как таковой не является простой совокупностью индивидуумов. Именно устоявшиеся и появляющиеся отношения, их характер во многом определяют то, каким именно является общество, на какой стадии формирования оно находится.

У социума есть специфические черты, которые касаются не только его самого, но и всех его подсистем. Во-первых, это сложная организация. По мере развития она будет становиться всё более сложной, разветвлённой за счёт появления новых институтов, более полного раскрытия старых. Во-вторых, речь идёт о саморазвитии, которое, помимо прочего, обязательно для выживания.

Уровень социума можно определить ещё и по тому, как именно раскрывается каждая сфера, насколько разнообразно она представлена, есть ли альтернатива у каждого института (и необходимость в ней). К примеру, если духовная подсистема – это, главным образом, институт церкви, оказывающий доминирующее влияние на все остальные составляющие такой отрасли, то нередко по данному признаку можно констатировать определённую отсталость, ограниченность.

Один институт обязательно связан с другим, может им обеспечивается, но при этом в основной своей деятельности самодостаточен. Если же элементы начинают активно вмешиваться в деятельность других и, фактически, управлять ими, хотя они не являются по своему характеру подчинёнными, то такой перекос через некоторое время способен привести к возрастанию социальной напряжённости и взрыву. Аналогично и в отношении тех ситуаций, когда вмешательство даже при наличии иерархии происходит сильнее необходимого.

О развитии социума уже отчасти говорилось. Добавим, что общество отличается динамичностью, у его движения нет конечного пункта, оно никогда не будет завершено. При этом развитие может двигаться не только вперёд, но и вбок, включая альтернативные варианты. Так что одним из специфических признаков как социума в целом, так и его подсистем является нелинейность вместе с непредсказуемостью: некоторые тенденции можно с определённой вероятностью спрогнозировать, но совершенно точно сказать, каким будет выбор общества, нельзя.

Обществоведы пришли к пониманию социума как системы позже, чем учёные, занимающиеся другими науками и признающие их целостность. Возможно, именно этим обусловлены продолжающиеся до сих пор споры о том, какой именно элемент стоит считать доминирующим. Марксисты, например, полагали, что это – экономическая сфера. Существуют направления, которые уделяют внимание больше духовной стороне.

В то же время всё больше популярности приобретает комплексный подход. В его рамках говорится о таком признаке как системности, цельности, глобальности процессов. Трудно вспомнить значимое историческое явление, которое сказалось бы только на одной сфере, но при этом никаким образом бы не затронуло все остальные. Открытия меняют и экономику, и духовную жизнь, влияют, как минимум, на социальное положение учёных, их статус и репутацию. И, в конечном счёте, они определяют политику, становятся темой дискуссии.

Другим ярким примером могут быть Великие Географические открытия. Это то, что кардинальным образом перевернуло образование, повлияло на экономику ряда стран (особенно Великобритании), затронуло взаимоотношения внутри общества и нашло отражение в культуре. Таких примеров найти можно очень много, гораздо труднее назвать то, что имеет значение исключительно для одной подсистемы и никаким образом не касается всех остальных. А по мере глобализации взаимосвязь устанавливается между отдельными элементами общества разных государств.

error: