Типологический подход. Типология как математический объект

Классификация как научный метод

Составление типологий и классификаций ‑ один из наиболее древних общенаучных методов познания мира. В рамках нашей науки психологический смысл выделяемого типа (класса) состоит в том, что, если в некоторой группе людей устойчиво наблюдается сочетание каких-либо признаков, это сочетание рассматривают как «типичное» для группы, как симптомокомплекс, и каждого человека, у которого он отмечается, начинают относить к этой группе. В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа (например, «истероид»), а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

Выше мы уже обращались к типологическому обобщению. Мы изучали типы темперамента и характера (а в дальнейшем будем говорить о типах личности, направленности и т.д.). В главе 2 мы пояснили, в чем состоит основное отличие между обобщением черт и типов личности.

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт. То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Наиболее известными являются типологические описания личности, предложенные К.-Г.Юнгом, К.Леонгардом и другими психологами, в основном ориентированными на практику (1, 3, 4, 5, б, 8, 10, 16).

Типологии ‑ это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения. Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими. Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки ‑ например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям.

Во-первых, ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов. То есть, например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям.

Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.



В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом ‑ по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование ‑ не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице.

Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации. Однако даже вполне научная классификация может оказаться неинтересной и бесполезной.

Личность

Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир. Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, что он обрёл личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие толъко ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов. Поэтому в психологии иногда используют понятие "ценностно-смысловая сфера личности" для обозначения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека.

Сложность самого феномена личности проявляется в расхождении мнений в определении этого понятия. Существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных данных, чтобы на их основании признать одну из теорий определения этого понятия правильной, а другую опровергнуть. Исходя из этого, необходимо построить такое представление о личности под психологическим углом ее рассмотрения. Которое бы в наибольшей степени могло помочь нам в повседневном столкновении с «личностью» как в лице себя самих, так и других людей.

Слово «личность» часто употребляется в обыденной речи и даже иногда в научной литературе применительно не к каждому человеку, а лишь к некоторым, заслуживающим особой оценки: «Вот это настоящая личность». Нельзя не согласиться с тем, что личность – это хорошо, но следует с самого начала поставить все на свои места: личность – не оценочная категория, личность присуща каждому человеку. По крайней мере, с определенного возраста. Только так можно говорить о личности как присущее только избранным, то вопрос «Что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется вопросом «Кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому задан этот вопрос. У каждого времени, у каждой страны и даже у каждой группы людей – свой «герой».

Признавая, что личность есть достояние каждого человека, оно, собственно, и делает его человеком, мы имеем возможность научного обоснования сущности личности. Эта проблема отнюдь не решена, но в психологии есть ряд обоснований этого понятия:

1) Личность присуща каждому человеку

2) Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет

3) Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества

4) Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека, от другого.

Под философским углом зрения личность – это способность человека (или человек, способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. Разумеется, здесь не может идти речь обо всём опыте человечества – каждый отдельный человек осваивает лишь небольшую часть его, с которой он соприкасается в процессе своего развития и которую он в состоянии освоить. При этом, во-первых, каждое новое усваиваемое извне содержание преломляется через уже сформировавшиеся к данному моменту структуры внутреннего мира, и, во- вторых, будучи усвоено, оно не сохраняется неизменным на протяжении жизни человека, а изменяется по специфическим законам динамики внутреннего мира, которые ещё очень мало изучены.

Официальная граница совершеннолетия – 16-18 лет – в среднем примерно соответствует периоду завершения созревания тех личностных механизмов, которые позволяют человеку взаимодействовать с миром один на один, самостоятельно. Начало личности нельзя обозначить чётким рубежом, даже таким, как 3-4 года, на который указывают некоторые авторы. Отдельные проявления личности можно наблюдать и в возрасте одного года, и даже раньше.

Дело в том, что личность – это не однозначно описываемая структура, про которую можно в каждом конкретном случае точно сказать: она есть или её нет. Скорее, личность – это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем всё большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей. Существует, конечно, ситуации, в которых даже взрослые люди как бы отказываются от того, чтобы быть личностью, действовать как личность. Это хорошо изученные психологами феномены толпы и паники, когда индивидуальное "Я" растворяется в едином массовом порыве.

Развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности. Оно проходит ещё длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в ней сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного "Я" и отождествление с более общими глобальными ценностями.

По определению, индивид – это отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др., а личность – это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. В свою очередь индивидуальность есть своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В неё обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это соответственно переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

Поведение человека также зачастую подчиняется логике удовлетворения актуальных потребностей и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению мотивов. Но, как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это. Различение двух логик человеческого существования четко представлено в концепции. Американского психолога Сальваторе Мадди. Он выделяете у человека три группы потребностей, две из которых являются традиционными – это биологические и социальные. Трётью группу потребностей Мадди называет психологическими и включает в нее потребности в суждении, воображении и символизации.

Он описывает два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у нее на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек принимает самого себя как не более чем воплощение биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно логике удовлетворения актуальных потребностей. Мадди называет этот путь развития личности конформистским. При другом, индивидуалистском, пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только картину реального мира, но и картину желательного мира и картины других миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию со многими другими обстоятельствами, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями. Он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни, а порой и в более широком контексте

Человечество по своей сути едино, людей связывает между собой человеческая сущность, человеческая природа, тем не менее, встречаются характеристики сугубо индивидуальные.

Типологический подход к изучению личности

Если описание индивидуальных особенностей личности не является трудной задачей, то систематизация характерных черт разных личностей требует дополнительных усилий. Однако любимым способом познания личности является поиск типологических характеристик.

Выделив и описав четыре типа нервной системы, И.П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют давно описанные темпераменты.

Сангвиник (нервная система первого типа) – это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Человек в высшей степени подвижный, общительный, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, то есть при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым.

Холерик (нервная система второго типа) – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостаёт самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей странностью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго и как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение». Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости.

Флегматик (нервная система третьего типа) – это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям, нескоро начинает обращаться к ним – задавать вопросы, вступать в беседу. Ему присуща замедленность реакций в общении, круг общения его менее широк, чем у сангвиника. Флегматик отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если он поссорится с ними, даже если эти люди обидят его.

Меланхолик (нервная система четвёртого типа) – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слёзы. Он склонен сильно отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен.

К свойствам темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют динамические аспекты всех видов его деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Перечислим их:

1. сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

2. реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон – даже звук);

3. активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);

4. соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;

5. пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность);

6. темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума);

7. экстраверсия–интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакция и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

8. эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

В последние годы к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения – энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность, вторая – через подвижность, темп и ритмичность реакций.

У каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого человека в одном из направлений современной психологии – нейролингвистическом программировании – эти различия положены в основу классификации людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музку, речь; кинестетики – через состояния своего тела.

1.2.1 Типы людей, встречающиеся в ситуациях делового общения. Чтобы не совершить ошибки, полезно знать, к какому типу характера принадлежит человек, с которым вы знакомитесь или работаете. Определив психологический тип партнера, вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а поняв, что он ненадежен, успеете принять меры и остережетесь говорить лишнее о себе самом и о своей фирме.

В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Деловой завтрак - с сослуживцем ли или с человеком, с которым вы едва успели познакомиться - лишний способ создать широкую сеть крепких отношений и еще выше подняться по служебной лестнице. Кроме того, умение строить отношения есть некое искусство, которому вполне можно выучиться, и это искусство часто облегчает успех в делах. В деловом общении: в своем учреждении или при работе с клиентами вам придется столкнуться с самыми разными типами людей, но есть немая вероятность, что они попадут в одну из описанных ниже категорий.

Ломака. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить “да” или “нет” на конкретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, нежели пытаться вытянуть ответ сразу. Такому человеку процесс обхаживания (когда его долго уговаривают согласиться)столь же важен, как и само окончательное решение. Если вы сумеете снизойти к нерешительности ломак и будете предоставлять им побольше вариантов для выбора (скажем много фотографий домов, которые можно купить, много разных замыслов, над которыми можно работать, несколько путей решения какой-то проблемы), они предпочтут иметь дело с вами, а не с другими.

Любитель решать все с ходу. В противоположность Ломаке, человек этой категории должен непременно принять решение к концу встречи. Если вы намерены и дальше иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотели бы уклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например, скажите: “Я позвоню в понедельник”. Или: “Я пошлю вам экземпляр статьи, о которой говорил”.

Покажите, что вам понятны устремления собеседника: “Я прекрасно сознаю, что вы хотите разделаться с этим заданием”, но пусть прозвучит и то, что вы смотрите на дело иначе: “Давайте все-таки не будем ставить сейчас последнюю точку, отложим это еще на пару недель”. Развейте его опасения и подтвердите, что конец уже виден: “Не волнуйтесь, пожалуйста, я убежден, что к середине следующего месяца мы эту новую программу наверняка запустим”.

Разведчик. Прикрываясь вниманием и заботой о вас, он выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдаст какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас, как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов. Если вы поняли, что не стоит отвечать слишком подробно, просто смените тему разговора.

Наставник. В противоположность Разведчику Наставник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать и приветить подобного человека в какой-либо деловой ситуации, вы можете извлечь большую пользу для себя, потому что Наставник сведет вас с другими людьми, которые также сумеют помочь вам в данном предприятии.

Как же опознать Наставника? Первый признак - слова “а вот я вас научу” или “я вам подскажу”, или то, что человек использует ради вас свои связи, приговаривая что-то вроде “Давайте я вас познакомлю с представителем партнерской фирмы”.

Хвастун. Вам придется терпеливо выслушать рассказы обо всех его победах и достижениях на личном фронте и профессиональном поприще. Старайтесь не напирать на ваши собственные головокружительные успехи. Хвастун чувствует всю зыбкость своего положения и стремится полностью овладеть плацдармом. Лучше всего дать ему нахвастаться вволю. А когда он иссякнет, перейдите к делу, которым предстоит заниматься. Чтобы поднять заниженную самооценку Хвастуна, расточайте ему похвалы на протяжении всей встречи, но пусть это не выглядит нарочито. В ресторане, скажем, выразите свое восхищение тонким подбором блюд (если Хвастун делал заказ), манерой его обхождения с официантом или попросите совета относительно перечисленных в меню блюд.

Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, начиная от темы беседы и кончая вопросом, кому платить по счету. На деле же он не уверен в себе и не может положиться на свою интуицию в процессе развития событий, так что пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией.

Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудреную тактику.

Ударник. Предназначение и привязанность Ударников - это работа, так что вам, вероятно, придется услышать, что они “работают как проклятые”. Отнеситесь к этому сочувственно и выразите восхищение их преданностью делу. Не пытайтесь доискаться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людьми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты. Во время встречи Ударник будет постоянно напоминать вам, что ему пора на работу, что он спешит и т. д., поэтому принимайте любой предложенный им вариант деловых отношений: лучшего не будет. Ударник больше нуждается в том, чтобы рассказать о своей работе, нежели узнать о вашей, так что наберитесь терпения слушать.

Человек, вынашивающий скрытые планы. Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницательным и внимательным слушателем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встречи была совсем иной.

Например, кто-то из сослуживцев предлагает во время обеда обсудить отчет, над которым вы работаете. Неожиданно он задает Вам вопрос: дадите ли вы ему рекомендацию, если он замолвит за вас словечко одному своему знакомому агенту по поиску руководящих кадров? Когда встречаетесь с подобным типом, важно уметь переключать разговор с подспудной темы на “заявленный” вопрос повестки дня и на протяжении разговора внимательно следить, чтобы мотив встречи не изменился.

Доморощенный психолог. Этому надо непрерывно анализировать все, что вы ни скажете или сделаете. Не подумайте, что это касается вас одного. Тем не менее, такому человеку нужно подтверждение его домыслов. Подыграйте Доморощенному Психологу, сказав что-нибудь в таком духе: “До чего вы проницательны!” или “Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог”.

Официальный хозяин. Это лицо, являющееся фактическим организатором встречи. Однако, когда собираются несколько человек, этот его особый статус часто остается незамеченным, поскольку функции хозяина берут на себя другие. Официальный Хозяин очень обижается, когда его прерогатива быть официальным хозяином ставится под сомнение или еще кто-то начинает претендовать на эту роль.

Неофициальный хозяин. Это человек, принимающий на себя роль хозяина и оплачивающий счет в ресторане, даже если встреча была организована другими. Неофициальный Хозяин всегда относится к числу сильных личностей и всегда неловко чувствует себя на вторых ролях. Если столкнетесь с подобной личностью, лучше разделите с ним функции руководителя встречи (то есть вместе решайте, где кого посадить, кто будет платить, если дело происходит в ресторане, и когда завершать совещание), а то он будет испытывать беспокойство и дискомфорт.

Неврастеник. Не смейтесь, когда Неврастеник сшибает стаканы, залпом глотает крепкий белый коктейль, приняв его за молоко, или влезает манжетой в кофе. Он ничего не может с этим поделать, а обстановка застолья лишь обостряет его нервозность. С такими людьми лучше всего встречаться не за обедом, а, например, у него в кабинете, где он будет чувствовать себя гораздо более уверенно. Если же все-таки придется встретиться с ним за завтраком, обедом или ужином, то лучше всего отнеситесь к его неловкости терпеливо и сочувственно.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если общаясь с подобным субъектом, будете выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость. Терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник старайтесь не упоминать в качестве контраргумента о радостях бытия, ибо это только усугубит его состояние тревоги.

Родитель. Люди этой категории приходят в такой неистовый восторг от каждой новой стадии в жизни своего ребенка, что не могут удержаться и не сообщить всем вокруг о любом пустяке, даже если это лишь подробности того, как его приучали к твердой пище. Оптимальный путь общения с ними - терпеливо выслушивать, не подавая виду, что вам надоело, и не ехидничая. Отреагируйте как-нибудь так: “Ну что за умница!” или: “Для своего возраста очень развитый.”

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Избегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Старайтесь не употреблять выражений с сексуальным подтекстом и намеков на какие-то личные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его манеру поведения. Придя на встречу с вами, он уже готов говорить на излюбленную тему. А ваша обязанность исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих вопросов.

Чем же так привлекательно типологическое мышление?

Универсальностью. Наклеивание "ярлыков" срабатывает всегда. Нет человека, которого с первого взгляда нельзя было бы подвести под какой-то тип.

Это путь наименьшего сопротивления при познании личности, так как, по сути, отнесение человека к какому-то определённому типу избавляет нас от необходимости познавать его дальше.

Облегчая нам жизнь, типологическое мышление оказывает одновременно медвежью услугу.

1. Типологизация останавливает дальнейшее познание.

2. Подводя человека под определённый тип, мы делаем его равным сасому себе. Изменение невозможно.

3. Типологические обозначения почти всегда категоричны.

4. Оценочность. Не всем, но большинству типологических характеристик присуща или положительная или отрицательная оценка.

5. Некоторая искусственность. Это связано с тем, что каждый тип основывается на каком-то одном качестве личности, которое абстрагируется в целом.

Описание личности на языке черт является самым распространенным в повседневной жизни. Основными характеристиками подобного описания являются их устойчивость (под чертами понимаются некоторые устойчивые личностные характеристики, которые во в времени склонны относительно мало меняться) и обобщённость (то есть то, что проявляется не в одной какой-то ситуации, а в разных). При этом есть черты сугубо индивидуальные, которые мало у кого повторяются, а есть и такие, по которым можно сравнить большое количество людей.

Сложность, которая возникает при описании личности на языке черт, - это субъективность такого описания, его зависимость от критериев оценки. Кроме того, описание человека на языке черт не даёт понимания возможностей изменения этого человека. Если он такой, то он такой.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 М. С. Русакова, аспирант, кафедра социальной психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия, ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОМАНДООБРАЗОВАНИИ Научно-практический интерес к вопросам командной деятельности, сравнительно недавно возникший в психологии, обусловлен высокой эффективностью таких групп. Однако для того, чтобы команда раскрыла свой потенциал, необходимо соблюсти множество специфических условий, чему и способствует командообразование целенаправленный процесс формирования команд. Процесс этот может осуществляться на основе многих критериев, но ни один из этих способов, что общепризнанно, не претендует на универсальность и определяется профессиональными предпочтениями исследователей. В нашем случае в этом качестве выступает командообразование посредством комплектования, то есть целенаправленного подбора членов команды на основе их ключевых персональных характеристик. В этом отношении в командообразовании выделяется два подхода: типологический, предполагающий определение психологического типа (личностных ориентаций) 1 участников и соответствующую ему интеллектуальную роль, и ролевой, ориентированный на определение конкретных навыков человека, дающих возможность реализовать роль командную. Таким образом, оба подхода призывают к рассмотрению потенциала личности, точнее, Для того чтобы команда раскрыла свой потенциал, необходимо соблюсти множество специфических условий, чему и способствует командообразование целенаправленный процесс формирования команд. конфигурации ее особенностей, как основы успеха всей команды. Различие заключается лишь в уровне, на котором этот потенциал может быть определен: в типологическом подходе он более универсальный и устойчивый во времени, а в ролевом более частный и, соответственно, более гибкий. Именно это положение и вызывает разногласия среди сторонников каждого из способов комплектования. Ядром этой полемики выступает природа интеллектуальной и командной роли, а точнее, опасение относительно того, что, в отличие от командной роли, возникающей как ответ на групповые ожидания относительно поведения члена команды, интеллектуальная роль, будучи априори тем же отражением ожиданий группы, формируется, по сути, вне этой группы и привносится в нее индивидом извне как воплощение его собственного психологического типа. Подобная парадоксальность интеллектуальной роли вызывает сомнения относительно самой возможности комплектования команды на основе типологического подхода. С другой стороны, данный подход изначально формировался как ориентированный на индивидуальные особенности человека и лишь в конце прошлого века приобрел социально-психологическую направленность, осуществив по- 172

2 10 (40) НОЯБРЬ 2013 ворот к командообразованию. В силу этого анализ человеческого фактора исторически является наиболее проработанным его аспектом и позволяет подойти к вопросу комплектования команды с подлинно гуманистических позиций: индивид в этом случае не просто обеспечивает группу набором знаний и умений, но и реализует свои глубинные личностные ориентации 2. Ролевой же подход является классическим с точки зрения понимания природы роли и, как следствие, на первый взгляд, связан с достаточно прозрачным процессом комплектования команды. В силу этого нам представляется весьма актуальным и ценным изучение именно типологического подхода, в равной степени как спорного, так и перспективного. Именно поэтому целью данного исследования является изучение возможностей и ограничений типологического подхода в сфере комплектования команд. Подчеркнем, что изучение его особенностей мы намеренно проводим в рамках сравнения с ролевым подходом, так как предполагаем, что лишь ролевой подход благодаря наличию факта структурирования взаимодействия посредством ролей является единственной полноценной альтернативой типологическому. Кроме того, ранее полномасштабных исследований по сопоставлению этих подходов не проводилось. Но при этом ролевой подход представлен множеством разнообразных моделей, и было бы некорректным утверждать, что различия, полученные при его сопоставлении с подходом типологическим, переносимы на каждую из них. В данном случае мы проводим анализ возможностей и ограничений последнего лишь в отношении типичной модели ролевого подхода, устраняющей ряд побочных переменных. В качестве таковой нами была по нескольким параметрам выбрана модель М. Геллерта Команды, укомплектованные на основе типологического подхода, в сравнении с ролевыми на уровне тенденции демонстрируют большую способность решать поставленные задачи. Еще до накопления полноценного опыта взаимодействия участники типологических команд оказываются весьма уверены в правильности определения ролей друг друга, а значит в процессе позиционирования тратят меньше когнитивных усилий, что позволяет сконцентрироваться непосредственно на решении поставленной задачи. и К. Новака, восходящая в своих истоках к широко известной и общепризнанной концепции командных ролей Р. М. Белбина 3. Типологический подход был представлен единственной в своем развитии полностью адаптированной к комплектованию моделью Д. У. Кейрси 4. Именно эти две модели и выступили теоретико-методической основой исследования. В качестве модели командообразования, выбранной нами для воссоздания ситуации комплектования команды и ее последующего функционирования, выступила модель Ю. М. Жукова, в соответствии с которой команда на пути своего становления проходит следующие стадии: знакомство формирование общего видения (образа желаемого будущего) позиционирование команды как субъекта деятельности в организации и позиционирование самих членов команды друг перед другом в процессе распределения ролей планирование командой первого шага исполнение первого шага анализ результатов (рефлексия) планирование второго шага 5. В рамках данного исследования модель Ю. М. Жукова представляется нам оптимальной, так как позволяет за счет постоянной рефлексии в сжатые сроки проведения эксперимента воссоздать подлинно событийный контекст командного взаимодействия. План исследования предполагает проведение двухфакторного многоуровневого эксперимента. В качестве зависимой переменной выступают такие критерии деятельности команд, как эффективность и удовлетворенность взаимодействием и ряд характеристик ролевой структуры, в качестве независимой фактор способа комплектования, заданный типологическим или ролевым подходом, и фактор этапа совместной деятельности. 173

3 В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что между типологическим и ролевым подходом в командообразовании существуют различия, определяющие возможности и ограничения подхода типологического применительно к процессу комплектования команд. В связи с этим нами были выдвинуты следующие гипотезы-следствия относительно важнейших характеристик команд: 1. Команды, укомплектованные на основе типологического подхода, более эффективны, чем команды, укомплектованные на основе ролевого подхода, в условиях первого шага, но менее эффективны в условиях второго шага. 2. Команды, укомплектованные на основе типологического подхода, демонстрируют меньшую степень удовлетворенности взаимодействием. 3. Команды, укомплектованные на основе типологического подхода, по сравнению с командами, укомплектованными на основе ролевого подхода, имеют большие сложности, связанные с процессом распределения ролей. Выборку составили 209 человек разного пола, преимущественно студенты старших курсов. Участники основного исследования были объединены в 40 команд, по 20 для каждого из подходов. Процедура исследования состояла из подготовительного и основного этапов. В типологическом подходе содержание ролей в большей степени, нежели в ролевом, апеллирует ко всей личности человека, к системе его установок. В ходе первого из них определялись роли членов будущих команд: интеллектуальные при помощи опросника Д. У. Кейрси KTS и экспресс-интервью; командные на основе наблюдения экспериментатором и посредством межличностных оценок, выставленных игроками друг другу после пробного решения игровой задачи в ходе ситуационно-поведенческого тестирования. Далее формировались основные команды, при этом в каждой из них были представители всех ролей соответствующей модели комплектования (согласно концепции Д. У. Кейрси или же М. Геллерта К. Новака): необходимость соблюдения этого принципа изначально заложена в каждом из подходов. Отметим, что в обоих случаях до начала взаимодействия в командах участники в обязательном порядке знакомились с описанием всех ролей модели, выбранной для комплектования, подчеркивалась важность каждой из них и необходимость в ходе эксперимента ориентироваться на взаимодействие с позиции этих ролей. Таким образом, создавались условия для рефлексивного принятия членами команды соответствующей модели комплектования и, как следствие, для более целенаправленного предстоящего распределения ролей. Основной этап был идентичен для обоих видов команд. После вводного задания на знакомство им предлагалось решить одно из заданий: «Башня» или же «Расследование 174

4 10 (40) НОЯБРЬ 2013 убийства», которые дополнительно были модифицированы нами в целях моделирования естественного процесса взаимодействия в группе. Первая задача подразумевала коллективную постройку башни из 10 листов бумаги и скотча, причем результат должен был удовлетворять трем сложно совместимым условиям: максимальным высоте, быстроте и устойчивости. Вторая задача предполагала расследование убийства посредством групповой дискуссии; введение в условие определенной информации приводило к тому, что процесс поиска преступника, как и в условиях повседневного обсуждения, сопровождался применением множества эвристик. Последовательность предъявления этих заданий менялась для половины команд каждого вида. Целью этого было предотвращение смешения фактора типа задачи и этапа развития команды. Оба задания заканчивались стандартизированным рефлексивным отчетом. В ходе анализа данных первоначально были получены статистические критерии: U-критерий Манна-Уитни, G-критерий знаков, T-критерий Вилкоксона, коэффициент конкордации Кендалла. Данный этап был лишь предварительным в силу того, что уровень статистической значимости был для нас ожидаемо невелик в связи с рядом важнейших особенностей эксперимента. Вопервых, данный факт обусловлен высокой степенью практической и теоретической проработанности каждого из изучаемых нами подходов и выбранных нами моделей в частности: будучи корректно укомплектованными, ни типологические, ни ролевые команды не должны демонстрировать существенных погрешностей в своей деятельности в малозначимых лабораторных условиях. Во-вторых, одни из ключевых данных должны были быть получены путем рефлексии, которая подвержена влиянию колебаний настроения. Во избежание этого мы ввели в ход эксперимента задачи, изначально не обладающие мощной дифференцирующей способностью, предполагая, что отсутствие выраженного успеха или неудачи позволит остаться Роль командная в меньшей степени связана с идеальными представлениями о себе, так как ориентирована на отдельные компетентности, а значит обладает меньшей субъективной значимостью. игрокам более беспристрастными к деятельности их команды. Подобный контроль множественных побочных переменных сгладил полученные результаты, и для их полного анализа далее был применен более аналитический метод G-критерия знаков для методов описательной статистики. Данный прием позволил нам оценить взаимосвязи, скрытые в лабораторных условиях, сохранив при этом валидность эксперимента. Не вдаваясь в подробности, отметим, что объем данных эксперимента шире излагаемого, поэтому для каждой из изучаемых характеристик подхода был рассчитан ряд параметров, образующих сложную многоэлементную систему, непротиворечивость которой математически определялась однозначно. Также анализировалась непротиворечивость сочетания критериев между собой, но уже на теоретическом уровне с опорой на данные иных исследований. Таким образом, случайно возникающие различия между подходами были полностью элиминированы, а скрытые связи, наоборот, выявлены, получение же статистически значимых связей отображалось как проявление их чрезмерной выраженности. Анализ результатов показал, что типологические команды на уровне тенденции эффективнее ролевых, особенно на этапе первого шага. Однако с течением времени эти различия сокращаются (для этого критерия мы привлекли еще и показатели эффективности на этапе третьего шага, относящегося к иной части эксперимента). По критерию удовлетворенности взаимодействием на этапе первого шага ролевые команды превосходят типологические на уровне тенденции, а на этапе второго шага это различие становится статистически значимым (p = 0,050). Происходит это за счет того, что в типологических командах удовлетворенность на уровне тенденции понижается, а в ролевых значимо возрастает (p=0.05). Распределение ролей один из залогов успешности команды также крайне специфично для обоих подходов. Так, члены типологических команд воспринимают роли коллег отчетливее (p = 0,010) и ведут 175

5 себя более отличным друг от друга образом, в то время как в ролевых командах ролевое поведение участников однообразнее, и часть ролей как бы выпадает из арсенала команды (p = 0,010). Однако результаты типологических команд ниже по показателю согласованности мнений членов команды относительно того, какие роли исполняют их коллеги и насколько качественно им это удается. Кроме того, в типологических командах несколько большее количество участников играет отнюдь не ту роль, к которой они были склонны по данным предварительного этапа. Таким образом, обобщая полученные результаты, невозможно однозначно выделить наиболее оптимальный подход, однако причиной тому служат не их тождественность с этой точки зрения их специфичность проявляется, наоборот, постоянно а многоплановость их характеристик, порождающая сложность для интерпретации. Именно с этой целью нами был проведен комплексный анализ возможностей и ограничений каждого их подходов на этапах первого и второго шага. В условиях недостатка представлений об особенностях поведения друг друга, команды, укомплектованные на основе типологического подхода, в сравнении с ролевыми, на уровне тенденции демонстрируют большую способность решать поставленные задачи. По всей видимости, этому благоприятствует тот факт, что, судя по большей уверенности в точности восприятия интеллектуальных ролей в сравнении с командными, еще до накопления полноценного опыта взаимодействия участники типологических команд оказываются весьма уверены в правильности определения ролей друг друга, а значит в процессе по- Типологические команды на этапе первого шага относительно эффективны и достаточно хорошо справляются с поставленными перед ними задачами, но прогноз их развития является весьма неблагоприятным. зиционирования тратят меньше когнитивных усилий, что позволяет сконцентрироваться непосредственно на решении поставленной задачи. Причиной же более яркого и отчетливого проявления ролей в таких командах, на наш взгляд, служит стремление участников к самопрезентации 6. В типологическом подходе содержание ролей в большей степени, нежели в ролевом, апеллирует ко всей личности человека, к системе его установок. И рефлексия, непроизвольно возникающая у участников как результат ознакомления с моделью Д. У. Кейрси, побуждает их задаться вопросом о том, кем бы они хотели быть вне зависимости от групповой ситуации, актуализируя представление о своей идеальной роли, которая отнюдь не всегда совпадает с ролью истинной. Излишне утверждать, что в этом случае член команды совершает самообман и создает ложное представление о своих возможностях у окружающих. Данное предположение подтверждается и теми фактами, что в типологических командах по сравнению с ролевыми большее количество игроков исполняет несвойственные им роли, а также меньшей степенью согласованности оценок по времени и качеству исполнения роли коллегами. Так как несвойственная интеллектуальная роль не может быть реализована в своем подлинном смысле, то это чревато возникновением конфликтов по поводу права ее исполнять. Но для обнаружения этого несоответствия любой группе неизбежно требуется время, поэтому на этапе первого шага взаимное разочарование членов команды друг в друге еще не наступает. Однако общее напряжение в атмосфере, видимо, уже формируется, что выражается в чуть более низких в сравнении с ролевыми командами показателях удовлетворенности взаимодействием в целом. В противоположность интеллектуальной роли, задаваемой типологическим подходом, роль командная в меньшей степени связана с идеальными представлениями о себе, так как ориентирована на отдельные компетентности, а значит обладает меньшей субъективной значимостью. Более того, командная роль как отражение частных особенностей индивида имеет большее количество альтернатив, поэтому каждый командный игрок может самореализоваться на базе иных своих истинных возможностей. Соответственно, конфликтная ситуация в этом случае не возникает, иллюзий относительно поведения друг друга также наблюдается меньше, а потому и эмпирические показа- 176

6 10 (40) НОЯБРЬ 2013 тели согласованности оценок по качеству и времени и степень совпадения ролей, определенных до и во время эксперимента, в ролевых командах на уровне тенденции оказываются выше. Но при этом большая естественность в реализации командной роли тесно связана с ее меньшей по сравнению с интеллектуальной ролью яркостью и отчетливостью, а значит, участникам требуются дополнительные усилия, чтобы разобраться в том, кто и за что отвечает в команде. Очевидно, что процесс этот является весьма затратным по временным ресурсам и требует дополнительных усилий. Как следствие, ролевые команды меньше времени уделяют непосредственно решению поставленных задач, что отражается на сниженных показателях их эффективности на первом этапе. Таким образом, типологические команды на этапе первого шага относительно эффективны и достаточно хорошо справляются с поставленными перед ними задачами, но прогноз их развития является весьма неблагоприятным. Позиционирование автоматически содержит в себе элемент искажения, что приводит к зарождению у игроков В ролевых командах процессы ориентирования в действиях друг друга носят достаточно естественный характер и для своего окончательного оформления требуют лишь времени. Благоприятным условием в этом случае выступает совместная деятельность, заданная вторым этапом эксперимента. смутного ощущения неудовлетворенности происходящим взаимодействием. А в ролевых командах процессы ориентирования в действиях друг друга носят достаточно естественный характер и для своего окончательного оформления требуют лишь времени. Благоприятным условием в этом случае выступает совместная деятельность, заданная вторым этапом эксперимента. На этапе второго шага ролевые команды усиленно концентрируются на вопросах распределения ролей, что на уровне тенденции проявляется в повышении интереса к взаимодействию (дополнительного уточняющего критерия, введенного для этой цели). По всей видимости, процесс этот протекает весьма успешно, так как и общий показатель удовлетворенности, и удовлетворенность тем, как коллеги исполняют свои роли, находятся на относительно высоком уровне. Так же сохраняется условно высокая степень согласованности представлений о ролях друг друга, повышается уверенность в точности восприятия поведения коллег в команде. Однако такая интенсивная работа по распределению ролей несколько ухудшает показатели эффективности. 177

7 По сравнению с этим типологические команды на втором этапе на уровне тенденции демонстрируют относительно резкое снижение эффективности (хотя они по-прежнему остаются несколько успешнее ролевых команд), а также удовлетворенности взаимодействием. Причиной тому, по всей видимости, служат интенсивные процессы ролевого перераспределения, о чем свидетельствует и значимое снижение согласованности оценок по времени, затраченном на выполнение роли, то есть члены команды затрудняются определить, кто какую роль выполняет в целом, но, судя по сохраняющемуся высокому уровню отчетливости роли, каждый участник уверен в своей правоте при определении роли коллеги. При этом количество игроков, которым удалось сменить несвойственную им интеллектуальную роль на истинную, не меняется, а значит, и направление, выбранное типологическими командами для нового типа позиционирования, пока еще не является верным. Такая напряженная ситуация могла бы привести и к распаду команды, но в случае эксперимента его участники в соответствии с требованиями командообразования были отобраны как мотивированные к взаимодействию, поэтому типологическим командам удалось в итоге сохранить прежний уровень согласованности оценок по качеству исполнения роли, а значит достичь достаточно синхронного их изменения. Таким образом, в этих командах все же начинает зарождаться принятие истинных индивидуальных особенностей ролевого поведения коллег. На наш взгляд, подобная динамика имеет положительную перспективу, так как это позволит создать в команде атмосферу конструктивного взаимодействия. Еще одним подтверждением того, что в типологических командах переломный момент второго этапа оказывается успешно преодоленным, является повышение эффективности на дополнительном этапе третьего шага, то есть в условиях дальнейшей деятельности. Типологический подход, не только крайне эффективен на этапе старта команды, но и благоприятствует проявлению большей рефлексивности ее членов. Именно эта способность к рефлексивному восприятию командных процессов может выступить одной из основных опор при анализе развития таких команд, облегчив процесс распределения ролей. Таким образом, команды, укомплектованные на основе типологического подхода, несмотря на «драматичность» своего развития, с течением времени приходят к принятию ролей своих членов и реализуют себя как субъекта профессиональной деятельности, но путь к согласию оказывается долгим и достаточно напряженным. По всей видимости, можно утверждать, что типологический подход к комплектованию не уступает ролевому, но весьма специфичен и нуждается в дальнейшем научном изучении с целью более полного раскрытия своего потенциала в социальной психологии. Так, необходимо отметить, что типологический подход не только крайне эффективен на этапе старта команды, но и благоприятствует проявлению большей рефлексивности ее членов. Именно эта способность к рефлексивному восприятию командных процессов может выступить одной из основных опор при анализе развития таких команд, облегчив процесс распределения ролей. В связи с этим мы предполагаем, что данное исследование позволит специалистам, использующим типологический подход, не только комплектовать команды, имеющие больший успех в самом начале своего пути, но и разрешить многие конфликты, возникающие в ходе всего процесса командообразования, освобождая тем самым дополнительные ресурсы для успеха команды. 1. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс- Универс, Briggs-Myers I. A Description of the theory and applications of the Myers-Briggs type indicator. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press, Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании. М.: Вершина, Кейрси Д. Пожалуйста, пойми меня II. М.: Черная Белка, Жуков Ю. М., Журавлев А.В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования. М.: Аспект Пресс, Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС,


Лебедева Юлия Владимировна магистрант Ершова Светлана Константиновна канд. психол. наук, доцент ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

O.E. Толстых ОТНОШЕНИЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В настоящее время большой интерес представляют исследования вопросов поддержания и улучшения качества жизни человека

Г.М. Пикалова, БГПУ РОЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из главных прикладных задач в психологии управления является повышение эффективности деятельности управления. Существуют

Федоров Б.И. Прогностическая функция философии образования И.Кант отмечал, что философия остается той единственной наукой, которая «как бы замыкает научный круг и благодаря ей науки впервые только и получают

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Е. Д. БЕСПАНСКАЯ В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Я- концепции подростков, их познавательной

Исследование факторов, влияющих на компетентность учителей в сфере ИКТ (результаты исследования ИКТ-компетентности учителей, проведенного в рамках Проекта «Информатизация системы образования» Национального

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И. Р. Туйгунова Астраханский государственный университет Развитие системы образования взрослых является одной

Лекция 15. Психология малых групп. Межличностные отношения 15.4 Взаимоотношения в малой группе Межличностное отношение (взаимоотношения) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся

Савин Е.Ю. Импровизация и опыт как параметры оценки педагогического мышления в сознании учителей и студентов // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации: Материалы международной научнопрактической

УДК 159.9.072 Маркова О.В., кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры «Психология образования» Школа педагогики Дальневосточного федерального университета Россия, г. Уссурийск СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ

О.Н. Шахматова (РГППУ, Екатеринбург) ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ Значимую роль в создании условий, влияющих на качество образования, играет корпоративная культура учебного

ОБРАЗ ОТСУТСТВУЮЩЕГО ОТЦА КАК ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Павлов И.В. аспирант В отечественной социальной психологии феномен субъект-субъектного отражения традиционно изучается в контексте отношений,

Копинг-поведение при стрессе Акчурина Елена Владимировна Докторант Педагогического института Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышквского Российские психологи определяют копинг-поведение

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ВЫВОД 1. Введение в проблему статистического вывода 2. Статистические гипотезы 3. Статистический критерий 4. Статистическая значимость 5. Классификация статистических критериев 6. Содержательная

УДК 378.126 Н. П. Гончарук, Э. Р. Валеева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ Проведен анализ требований к интеллектуальной сфере специалистов социальной работы; раскрыты

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, профессора, профессора кафедры социальной психологии факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Е.Ю.Безрукова, кандидат психологических наук, МГУ им. М.В.Ломоносова Технология командообразования: методы и перспективы К началу 90-х годов командообразование становится одной из прогрессивных стратегий

Одинцова В. Н. Актуальные проблемы психологии развития личности: сборник научных статей. / ГрГУ им. Я.Купалы; науч.ред. : Л.М.Даукша, К.В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 250-257 ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ

УДК 371 СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА Евдокимова Елена Леонтьевна Кандидат педагогических наук, доцент Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка Республика

Виды конфликтов Внутриличностные конфликты - столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека. Межличностные конфликты

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эконометрическое моделирование Лабораторная работа 7 Анализ остатков. Автокорреляция Оглавление Свойства остатков... 3 1-е условие Гаусса-Маркова: Е(ε i) = 0 для всех наблюдений... 3 2-е условие Гаусса-Маркова:

3. Андреева И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народ. образование. 2006. 2. С. 216 223. 4. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психологии.

2. Гареев Р. Т. Многомерные эвристические диалоги в креативном инженерном образовании. М., 2004. 3. Зиновкина ММ, Креативное инженерное образование: Теория и инновационные креативные педагогические технологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

Терешкин А. Ф. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР МОРАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. С. 116-120. Согласно родоначальнику концепции осмысления

1 углубленным изучением иностранных языков, которые остаются вне поля зрения преподавателей. Лингвистически одаренных студентов можно и нужно вывести на более высокий уровень иноязычной компетентности

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ У ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНОМ УРОВНЕ РЕФЛЕКСИИ Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ на тему «Мотивация достижения и избегания в высшем образовании» Выполнили: Студент группы 232 Глазков Константин Павлович Студент группы 232 Трантина

14 Н.А. Лаврова Влияние самооценки на процесс принятия решения в контексте дефицита времени Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей,

ЭФФЕКТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ Общий отчет 12-9-2014 ВВЕДЕНИЕ Исследования в области поведения указывают на то, что наибольшего успеха добиваются люди, которые знают самих себя, как свои сильные, так и слабые стороны.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ 25 С.В. Паршина Знакомство будущих психологов с основами математического знания неизбежно затрагивает раздел математической статистики. Математическая

УДК 159.922.736.3 ВЛИЯНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И НЕУСТОЙЧИВОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ИМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2011 Н. В. Смирнов аспирант каф. общей и клинической

Рымарева Т.Ф. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ АВИАТЕХНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ В КОЛЛЕДЖЕ Троицкий авиационный технический колледж Аннотация: В статье дается авторская

НАН ЧОУ ВО АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМСИТ, г. Краснодар АННОТАЦИЯ Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» Направленность (профиль)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Очерк Василиса Мудрая 10.01.1975 Введение Данный отчет построен на результатах заполненного опросника «Дип». Опросник «Дип» (DEEP) позволяет оценить личностные качества человека, важные для эффективной

Жуков Ю.М., Павлова Е.Н., Журавлев А.В. КОМПЛЕКТАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП Модель Кейрси: демонстрационный материал @ Copyright Ю.М. Жуков www.arborcg.org @ Copyright Ю.М. Жуков www.arborcg.org, Е.Н. Павлова

Лекция 3. ЭКОНОМЕТРИКА 3. Методы отбора факторов. Оптимальный состав факторов, включаемых в эконометрическую модель, является одним из основных условий ее хорошего качества, понимаемого и как соответствие

4. Модель Брауна на малых выборках Теперь следует указать на некоторую особенность метода Брауна, которую мы не указали для того, чтобы не нарушать последовательность изложения, а именно на необходимость

Микляева А. В. СУБЪЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ДИСКРИМИНИРОВАННОСТИ ПО ПРИЗНАКУ ВОЗРАСТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ СЕМЬИ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции.

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Бокова Ольга Александровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» г. Барнаул, Алтайский край Чебулин Алексей

Тема 7. Организация и методика изучения преступности 1. Понятие методики изучения преступности Методика криминологического исследования преступности - совокупность конкретных приемов, способов, средств

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы

Концепция формирования коммуникативных умений дошкольников посредством интерактивных технологий Жизнедеятельность людей протекает в коммуникативной деятельности. В процессе коммуникации происходит усвоение

30 АВТОМЕТРИЯ. 2016. Т. 52, 1 УДК 519.24 КРИТЕРИЙ СОГЛАСИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ Е. Л. Кулешов Дальневосточный федеральный университет, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 E-mail: [email protected]

Пояснительная записка. Программа тренинга «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» имеет огромное значение для нравственного воспитания учащихся. Рабочая программа составлена на основании следующих

П/п Базовые компетентности педагога 1.1 Вера в силы и возможности обучающихся Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов Характеристики компетентностей I. Личностные качества

Худаева Майя Юрьевна канд. психол. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Белгородская область ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Смирнова Виктория Викторовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» г. Великие Луки, Псковская

35 Н.Ф. Кравцова Психологические детерминанты формирования ценностного самоотношения у детей подросткового возраста Исследование самоотношения личности на протяжении многих лет является традиционной проблемой

Коммуникативные умения и коммуникативные стремления учителей средней школы с различными моделями общения Дроздикова Зарипова А.Р. Россия, Казанский (Приволжский) федеральный университет Гуманистическая

Столярова С.С., Назметдинова И.С. ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Астраханский государственный университет Эта работа посвящена проблеме самореализации личности в трудовой деятельности.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки образования в высших

Технология исследования профессионально важных качеств психолога и инновации обучения 176 В.А. Макаров, О.Г. Плахута Современная гуманитарная академия, г. Москва Становление профессионально важных качеств

Types Report Владимир Иванов Focus Styles Дата создания: 27-фев-2014 Стр. 2 Saville Consulting, 2014. Все права защищены. Содержание Введение...3 Тип взаимодействия с людьми...5 Тип решения задач...6 Индивидуалист-Исполнитель...7

П/п Новые профессиональные компетенции педагога, включенные в Профстандарт Работа с одаренными учащимися Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования Преподавание русского языка

ФОРМАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И.Д. Рудинский Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем

Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Методология научного исследования» Для студентов направления подготовки 08.04.01«Строительство» направленность профиля подготовки 08.04.01.0002 «Экспертиза

Ассессмент Центр Самый точный метод оценки персонала CNT Consult Центр новых технологий по развитию персонала и организаций Москва, Проспект Вернадского 103-1-59, Тел.: +7 095 / 433 23 04 Факс: +7 095

СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА С. Б. Лещинская Томский государсивенный университет С.А. Богомаз доктор психологический

МЕТОДИКА И ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯ ТИЙ И.П. Поварич, О.К. Слинкова В статье раскрывается авторская методика оценки удовлетворенности трудом как важнейшего

Составление типологий и классификаций - один из наиболее древних общенаучных методов познания мира. В рамках нашей науки психологический смысл выделяемого типа (класса) состоит в том, что, если в некоторой группе людей устойчиво наблюдается сочетание каких-либо признаков, это сочетание рассматривают как «типичное» для группы, как симптомокомплекс, и каждого человека, у которого он отмечается, начинают относить к этой группе . В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа (например, «истероид»), а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт . То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Типологии - это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения . Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное .

На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками). Классификации различаются масштабом обобщений, степенью внутренней согласованности, классификационными основаниями.

Логика развития психологических классификаций диктовала параллельное движение двух крупных научных направлений: одно получило название «психология типов» , а другое - «психология черт» . С течением времени оба направления двигались навстречу друг другу: психология типов - в попытке понять структуру психических свойств каждого из типов, психология черт - в попытке более крупных и системных обобщений.

Формальные типологии - классификации, в которых есть устойчивые типы , выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности. Например, Герман Уиткин в 1954 году выделил типы людей на основе полезависимости и поленезависимости . Полезависимые не вычленяют простую фигуру из сложного геометрического фона. Поленезависимые умеют вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона.

Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном).

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими . Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки, например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям. Во-первых, ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов . То есть, например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям. Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс , иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса . В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака . Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице. Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации.

В связи с развитием статистики в описании представленности признака (или типа) в социуме очень важен характер распределения признака (типа). Важно также, носят ли различия в признаках количественный или качественный характер. Чем более фундаментальна (глубинна) психическая характеристика, тем распределение более устойчиво и не зависит от культурных особенностей. Большинство измерительных инструментов (тестов) построено так, чтобы признак мог быть пронормирован в соответствии с нормальной кривой распределения, если различия носят количественный характер. Так черты, которые входят в фундамент личности под названием «Большая пятёрка» (Big Five ) имеют нормальный характер распределения . Если характеристики имеют не количественные, а качественные различия, то они обычно описываются в рамках строгих множеств. Например, правши, левши; глухие, слышащие; типы в соционике.

В психике бывает редко, что какое-либо качество устойчиво отсутствует совсем. Поэтому, в большинстве случаев , полезно в моделировании использовать нестрогие классификации, которые более точно отражают реальный характер распределения. Например, типология Э. Кречмера или У. Г. Шелдона .

Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций : отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации. Пример: социально-характерологическая классификация Теофраста .

Современные системные классификации связаны с именами К. Юнга, Г. Айзенка, Л. Н. Собчик и др. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей человека в рамках единой типологической модели. Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуальные психологические характеристики человека.


  1. Конституционные и формально-динамические характеристики как основание для классификации темпераментов (наиболее распространены среди клинических психологов и психиатров)

  2. Познавательные характеристики. Пример: Роршах : аналитичные (детализирующие) и синтетичные (интегрирующие) по способу восприятия мира.

  3. Ценностно-мотивационные характеристики. Классификации Э.Фромма, Э. Шпрангера, А.Маслоу.

  4. Связанные комплексы познавательных и ценностно-мотивационных характеристик как основание для классификации личностей. Эдуард Шпрангер выделяет шесть типов личности, которые увязывают познание и ценности, соотнося тип личности с познанием мира:

  • теоретический человек стремится к познанию, руководствуясь такими ценностями как поиск истины, интерес к критическим, рациональным подходам;

  • экономический человек ищет пользу в познании, познает то, что приносит пользу себе, семье, обществу;

  • эстетический человек стремится к гармонии, форме, стилю, соответствию ситуации;

  • для социального человека ценностью является любовь к людям. Человек хочет найти себя в другом, жить ради другого, стремится к всеобщей любви;

  • политический человек ценит власть, влияние (необязательно в политической форме);

  • для религиозного человека главная ценность заключена в поиске смысла жизни, начала всех начал - в божестве, в осознании единого мира.
Каждому типу соответствует одна доминирующая ценность.

Типологии (классификации) является общенаучным методом познания мира. В рамках психологии типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводится к комбинации отдельных черт. Обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Если в группе людей стабильно наблюдается сочетание определенных признаков, его рассматривают как "типичное" - симптомокомплекс. Каждого человека, которому эти признаки присущи, начинают причислять к определенной группе. Характеристикой человека при этом служит название соответствующего типа (например, истероид), а содержание типа раскрывают через описание типичного, усредненного представителя. Наиболее известными являются типологические описания личности Юнга, Леонгарда и других психологов, преимущественно ориентированные на практические потребности.

Типологии - экономичный способ познания, способен обеспечить понятный результат, однако их недостатком является пренебрежение особым, индивидуальным в каждом человеке, ведь все то, что не касается симптомокомплекса, остается за пределами рассмотрения. При таком подходе в личности выделяют типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Классификации (типологии) подразделяют на эмпирические и теоретические (научные).

Эмпирические типологии основаны на наблюдениях исследователей, наделенных интуицией, способностью выделять существенные признаки, имеющиеся в основе каждого типа. Признаки могут быть как однородными, так и разнородными: например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистически, как правило, эмпирические типологии не проверяли.

Научная классификация должна соответствовать следующим требованиям:

1) ее классы имеют вычерпывать все множество объектов, которые классифицируют. Например, для классификации характеров недостаточно признаки "нервозность": спокойные люди не попадут ни в класса, поскольку понятие "нервозность" может быть применено только к беспокойным, неуравновешенных людей;

2) каждый объект может попасть только в один класс. Например, если нужно разделить всех людей на психически больных и здоровых, заранее надо договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса;

3) каждый новый подразделение объектов в классификации следует выделять на основе лишь одного признака. Например, сначала делить людей по возрасту, а затем - по состоянию здоровья, но не по обоим признакам сразу. Невыполнение тоже приводит к путанице.

В дифференциальной психологии разграничивают понятия первичная классификация и типология. Первичная классификация - перечень явлений, характеризующихся общей видовым признаком. Например, классификация эмоций видов внимания или памяти, признаков агрессивности и тому подобное. То есть классификация в дифференциальной психологии является первичным способом разделения признаков на группы без выделения структурных оснований или, как исключение, при наличии слабоструктурированной основания.

Типология - выделение типов, идентификация совокупностей (кластеров) признаков, составляющих сущность этих типов, на четкой основе. В современных научных типологиях, как правило, представлен один кластер (симптомокомплекс) признаков, которые в зависимости от степени выражен-ности каждого из них, характера связи между ними и устойчивости "сцепления" ("слитности") образуют окончательный перечень типов.

Научным основанием для разработки типологической проблематики в психологии можно считать работы И. Павлова и исследователей его школы, посвященные изучению типологических свойств нервной системы (типов высшей нервной деятельности) у животных и человека.

Основные исследования типологии в дифференциальной психологии развивались по аналитическим и синтетическим подходами. Аналитический подход основывается на анализе количественных характеристик определенных свойств (вес, рост, острота зрения, чувствительность, пластичность, скорость запоминания и т.д.). Синтетический подход связан с группировкой субъектов по типам на основе одной или нескольких классификационных признаков - строения тела, темпераментальные организации и т.д. - вплоть до типов личности.

При исследовании личности и характера с точки зрения типологического подхода необходимо учитывать следующие обстоятельства:

а) используя понятие "тип", нужно различать контексты, в зависимости от которых тип может обозначать как определенные комплексы свойств, так и характерный образец, картину поведения;

б) развивая учение о свойствах нервной системы как базовые характеристики, является основой типологии, не следует считать, что все частичные психологические типологии в экспериментальной и концептуальной основе должны опираться на анализ этих свойств, которые не могут быть первопричиной всего многообразия содержания психической деятельности.

Соотношение физиологических и психологических структур в типологии человека - важный предмет исследования дифференциальной психологии.

Тесно связан с разработкой типологической тематики номотетический подход в психологи, призван выявлять универсальные черты и паттерны системы взаимосвязанных психологических признаков, присущие всем людям. Его должно дополнять идиографического аспект изучения индивидуальности (который нельзя противопоставлять номотетических), сосредоточен на анализе неповторимой и уникальной внутренней структуры субъекта.

error: