Сообщение о историческом деятеле урала. Знаменитые деятели культуры Урала Знаменитые мастера Урала: Каслинское литьё. Скульпторы Крепостные художники Худояровы Знаменитыеписатели Урала Современные. Примерно так располагаются атомы углерода в графене

Выдающиеся люди Южного Урала Подготовила материал: Юмадилова Н.В. Учитель истории, обществознания и МХК.

Александров Евгений Викторович Годы жизни: 04.02.1917 - 30.07.2007 гг. Решением Челябинской городской Думы от 18 августа 1998 г. №27/1 присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска». Заслуженный архитектор Российской Федерации, почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук. Участник Великой Отечественной войны. Более 50 лет проработал в области архитектуры и градостроительства, автор многих зданий и памятников Челябинска: Орлёнок” (1958), В. И. Ленину на пл. Революции (1959), “Сказ об Урале” (1967), “Танкистам-добровольцам” (1975), композитору С. Прокофьеву (2000) и др. В 1984 – 2000 гг. возглавлял Челябинское отделение Союза архитекторов России. Проектировал объемно-планировочные объекты центра города: пл. Революции, ул. Воровского. Принимал участие в проектировании жилых массивов на Северо-Западе, в Тракторозаводском, Ленинском и Металлургическом районах. Награжден орденом Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью Союза архитекторов России «За высокое мастерство», Золотой Пушкинской медалью, другими медалями.

Памятник Орлёнок, посвященный героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале, был возведен 29 октября 1958 года, в день сорокалетия комсомола. Скульптура расположена на Алом поле и представляет собой бронзовую фигуру высотой 4 метра, воплощающую образ легендарного героя Гражданской войны. Авторами проекта являются скульптор Л.Н.Головницкий и архитектор Е.В.Александров.

«Орленок» (памятник) За время своего существования «Орленок» стал символом города Челябинска, это скульптура монументального искусства и федерального значения. «Орленок» - памятник, посвященный комсомольцам – героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале. Тихая площадка рядом с шумной улицей, на которой находится памятник, стала излюбленным местом молодежи города. Рядом с «Орленком» находится парк отдыха «Алое поле» - островок спокойствия в самом центре мегаполиса, где можно отдохнуть от городской суеты. Это отличное место и для прогулки и для активного отдыха, прогулок на велосипеде, скейтборде. Гуляя по парку, Вы найдете здесь такие памятники как бюст В.И. Ленину, выполненный по проекту мавзолея, и аллея пионеров-героев. Парк оканчивается зданием дворца пионеров имени Н. Крупской. Рядом с ним находятся баскетбольные площадки, где можно поиграть или просто посмотреть на игру других. Одной из главных достопримечательностей Челябинска, конечно же, является Зал камерной и органной музыки. Реставрированный из Александро-Невской церкви, которая считалась самой красивой православной церковью в Челябинске, зал камерной и огранной музыки является местом, куда едут молодожены со всего города, чтобы именно в этом красивейшем месте их впервые назвали мужем и женой.

Скульптура 8 метров отлита из бронзы и установлена на гранитный постамент с трибуной 10 метров. На постаменте надпись «В. И. Ленину от трудящихся Челябинска». Фигура вождю мирового пролетариата выполнена в движении. Бронзовая скульптура отливалась в Ленинграде на заводе Монументскульптура. Скульптор В.С. Зайков и Л.Н. Головницкий Архитектор Е.В. Александров

Идея создания монумента «Сказ об Урале» возникла благодаря сказам П. П. Бажова. В них речь идет о великане, носящем огромный пояс с глубокими карманами, в которых он прятал все свои сокровища. Само слово «Урал» переводится с башкирского как пояс. К сожалению, в 1967 году работа велась спешно, аврально, с отступлениями от замысла, что не могло не огорчить авторов. Вместо полированного гранита бассейн при памятнике наскоро забетонировали, из пригородного карьера привезли каменные глыбы. Вырубленный из гранита «Сказ об Урале » - воплощение физической силы и творческой мощи уральских мастеров. На постаменте засыпаном каменными глыбами стоит вырубленный из гранита богатырь. В его руках молот, что говорит о рабочих заслугах Южного Урала и его жителей. На фасаде постамента имеется надпись: «Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец». Общая высота монумента 12 метров. Скульптор В.С.Зайков Архитектор Е.В.Александров

Памятник посвящён добровольцам, участникам Уральского добровольческого танкового корпуса, образовавшегося в 1943 году из добровольцев Свердловской, Челябинской и Молотовской областей. С Мясной площади, где стоит сейчас памятник, 9 мая 1943 года, выслушав наказ жителей Челябинской области и поклявшись его исполнить, отправлялись в места сражений бойцы и командиры 63-ей добровольческой танковой бригады, которая в этот корпус входила. Таким образом, этот памятник является символом взаимной связи и единения фронта и тыла страны. 9-го мая 1975-го года, через 30 лет после уничтожения нацистского режима в Германии и 32 года после отправления танкистов с Мясной площади, на этом месте был торжественно открыт памятник добровольцам, покинувшим родные края для ратных подвигов. Описание памятника Фигура добровольца, стоящего у крышки танка, выполнена из бронзы. Она изображает рабочего-танкостроителя, на котором уже надет танковый шлем и сапоги, и который взмахом руки зовёт в бой. Высота фигуры - 5 метров. Она установлена на постаменте высотой 3 метра, облицованном чёрным доломитом.

Скульптор Л.Н. Головницкий Архитектор Е.В. Александров

Лебедев В.Г. - художественный руководитель и главный дирижер Челябинского государственного русского народного оркестра "Малахит« , заслуженный деятель искусств Российской Федерации (по согласованию);

ЛЕБЕДЕВ Виктор Григорьевич (р. 18.01.1949, Челябинск), музыкант, засл. работник культуры РСФСР (1989), засл. деятель иск-в РФ (1996), проф., чл.-корр. Петровской академии наук и иск-в (Санкт-Петербург). В 1968 окончил Чел. муз. уч-ще им. П. И. Чайковского по классу баяна; в 1973 – муз.-пед. ф-т ЧГИК по специальности “народные инструменты” (баян), в 1986 – ассистентуру-стажировку Моск. гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных по специальности “оркестровое дирижирование ”. С 1972 преподаватель кафедры нар. инструментов ЧГИК. С 1996 ведет класс дирижирования в ассистентуре-стажировке. Художеств. рук. и гл. дирижер Чел. гос. рус. нар. оркестра “ Малахит ” (создан в 1987), объединяющего лучших музыкантов города. Оркестр за короткий период встал в один ряд с лучшими профес. муз. коллективами России. С ним сотрудничают ведущие вокалисты страны: И. Архипова, М. Биешу, А. Ведерников, И. Кобзон, Е. Образцова, Л. Сметанников, А. Стрельченко, Л. Рюмина, С. Захаров и др. Оркестр исполняет множество концертных авторских программ композиторов Е. Дербенко, М. Смирнова, В. Веккера, А. Кривошея, Е. Гудкова и др. Мн. из них записаны и хранятся в фондах обл. радио и телевидения, телекомпании “Останкино”, выпущены на дисках. Оркестр гастролирует по городам Урала, дважды выступал в Москве: в Колонном зале Дома Союзов и на 1-м Всерос. фестивале профес. оркестров в концертном зале им. П. И. Чайковского.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Строганов Григорий Дмитриевич (1656-1715 гг.) приближенный Петра Первого, носил титул “именитого человека”. Будучи владельцем великопермской вотчины, он сосредоточил в своих руках не только промыслы Усолья и Лёнвы, но и стал единоличным владельцем солеварен Сольвычегодска, Великого Устюга, Нижнего Новгорода, а также Сибирских Усолий. Представитель династии горнозаводчиков Строгановых

3 слайд

Описание слайда:

Аленин (Ермак) Василий Тимофеевич Казацкий атаман, тесно сотрудничавший с уральскими соледобытчиками - Строгановыми, заинтересованными в освоении Сибири. Предводитель похода в Сибирь. Покоритель Сибирского ханства. Погиб от своей собственной жадности, собирая лишнюю дань с населения Восточного Урала и Западной Сибири в 1585 году.

4 слайд

Описание слайда:

Татищев Василий Никитич (1686-1750) Ученый. Государственный деятель России, чье имя связано с историей Урала и Екатеринбурга XVIII века. Один из основателей Екатеринбурга. Горный начальник. Посланник Петра I

5 слайд

Описание слайда:

Шуваловы Александр Иванович (1710-1771) и Петр Иванович (1710-1762) Уральские горнозаводчики, государственные деятели во времена правления Елизаветы Петровны.

6 слайд

Описание слайда:

Черепановы Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) Крепостные механики нижнетагильских заводов. Самородки технического творчества. Изобретатели паровоза в 1834 году. Нижний Тагил

7 слайд

Описание слайда:

Дашков Дмитрий Васильевич (1788-1839) Основатель династии уральских горнозаводчиков с 1835 года. Известный государственный деятель. Его дело продолжали на Урале дети Дмитрий и Андрей.

8 слайд

Описание слайда:

Демидовы Исключительно благодаря авантюризму, энергии, уму и пробивной способности младшего представителя знаменитой династии уральских предпринимателей – Никиты Никитича Демидова (?-1758) появились на свет такие уральские заводы, как Первоуральский (прежде Шайтанский, или Васильево-Шайтанский), Верхне- и Нижне-Сергинские, Верхне- и Нижне-Кыштымские герб дворян Демидовых

9 слайд

Описание слайда:

С началом ХVIII века стремительно рванулась Россия на восток осваивать богатейший край империи.Отныне дело шло не просто об участии России в международной торговле, а о превращении ее в могущественную европейскую державу. Для чего необходимо было, как минимум, иметь сильную армию и флот, которые, в свою очередь, могли появиться только при условии развития металлургического и горного производства. Для строительства заводов требовались крупные капиталы. У государства, как всегда занятого массой других проблем, денег на новые заботы не хватало. Царь Петр Алексеевич пытался строить казенные заводики. Один из них возник в 1701 г. на реке Нейве. Но, увы, работали они из рук вон плохо. Поэтому, когда тульский заводчик Никита Демидов сын (по прозванию Антуфьев) заявил, что готов увеличить производство чугуна и железа, а продавать его в казну согласен по ценам вдвое дешевле заграничного, Невьянский завод тут же был передан в его руки.

10 слайд

Описание слайда:

Старший - Акинфий немедленно был отправлен поднимать Невьянский завод. Именно благодаря его непосредственным усилиям будут построены на Урале несколько заводов. Двое младших сыновей - Григорий и Никита вместе со всей семьей составят отцу компанию по переселению на Урал лишь весной 1704 г. Никита Демидов младший

11 слайд

Описание слайда:

Никита Демидов-старший так до конца жизни и не научился читать и писать. Зато Никита Демидов-младший слыл грамотеем. Оба обладали сильным характером, и в конфликтах между ними часто, как говорится, «коса на камень находила». Оба проявят недюжий талант в организации металлургического производства. Никита-старший успеет увидеть 7 металлургических заводов, построенных собственными руками, Никита-младший сможет завещать своим детям 11 предприятий на Урале и в Подмосковье.

12 слайд

Описание слайда:

Польский дворянин и российский подданный Альфонс Фомич Поклевский-Козелл приехавший в 1830-х годах в Сибирь простым чиновником, благодаря уму и таланту сумел стать владельцем огромного состояния, ему принадлежали пароходы, водочные и пивоваренные заводы, золотые прииски, медные и асбестовые рудники, одна из первых на Урале химических фабрик, девять железоделательных заводов, стекольные фабрики, конные заводы, многочисленная недвижимость, в том числе два дома в Санкт-Петербурге, огромные особняки в Талице и Екатеринбурге

13 слайд

Описание слайда:

Много средств Поклевский вкладывал в сферу, которую мы сейчас называем социальной. Устраивал больницы и учебные заведения в своих владениях, помогал при строительстве и реконструкции храмов. Будучи сам католиком помогал православному населению своих заводов. Участвовал в строительстве пяти католических костёлов Сибири и Урала, два из них были полностью возведены на его средства. На железнодорожной линии Екатеринбург (Свердловск) – Тюмень была даже станция «Поклевская», расположенная в пяти верстах от талицкой (главной) резиденции Поклевских. Переименована она была в 1963 году (п.Троицкий)

14 слайд

Описание слайда:

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

15 слайд

Описание слайда:

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия). Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков. Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановн, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа. Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

16 слайд

Описание слайда:

Дмитрий Наркисович Мамин (Мамин-Сибиряк) 6 ноября 1852 года в заводском поселке Висимо-Шайтан (сейчас Висим), Пермская губерния. Отец очень хотел, чтобы Дмитрий пошел по его стопам и посвятил свою жизнь служению Богу. Семья Дмитрия была весьма просвещенной, поэтому свое первое образование он получил в домашних условиях. После этого мальчик пошел в Висимскую школу для детей рабочих.

17 слайд

Описание слайда:

Важные факты биографи 6 ноября 1852 – рождение в Висимо-Шайтане. 1866 год – начало обучения в Екатеринбургском духовном училище. 1868 год – начало обучения в Пермской духовной семинарии. 1872 год – поступление в Петербургскую медико-хирургическую академию. 1876 год – переход на юридический факультет. 1877 год – возвращение на Урал. Переезд в Екатеринбург. Публикация первого беллетристического произведения, - «Тайны зеленого леса». Путешествие по Уралу.

18 слайд

Описание слайда:

1884 год – публикация в «Отечественных Записках» романа «Горное гнездо» 1891 год – окончательный переезд в Санкт-Петербург. Смерть жены и длительная депрессия. Начало особо плодотворной работы над детскими произведениями. 1892 год – публикация романа «Золото» и повести «Охонины брови». 1894 год – выход первых произведений из цикла детских рассказов «Аленушкины сказки». 1895 год – выход двухтомника «Уральские рассказы» и романа «Хлеб». 15 ноября 1912 года – смерть в Санкт-Петербурге.

19 слайд

Описание слайда:

Достижения, интересные факты Детские произведения Мамина-Сибиряка поистине уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум. Не менее ценными являются и произведения, в которых описывается природа. В 2002 году была учреждена Премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. Вручается авторам за произведения об Урале. Мамин-Сибиряк коллекционировал фамилии.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Николай Иванович Кузнецов - советский разведчик, партизан ("обер-лейтенант Зиберт") 27 июля 1911 года в крестьянской семье. В 1926 окончил семилетнюю школу, в которой увлекся языком эсперанто. В 1927 приступил к самостоятельному изучению немецкого языка, обнаружив незаурядные лингвистические способности.

22 слайд

Описание слайда:

Весной 1938 Николай Кузнецов переехал в Москву и поступил на службу в НКВД. В сентябре 1941 он писал: "Последние три года я, за коротким исключением, провел за границей, объехал все страны Европы, особенно крепко изучал Германию". Весной 1942 г. Кузнецов под именем немецкого офицера Пауля Зиберта (кодовое имя «Пух») вел разведывательную деятельность в оккупированном немцами г. Ровно, передавая сведения в партизанский отряд. Ему удалось узнать о подготовке фашистами наступления на Курской дуге. Он убил имперского советника генерала Геля, похитил командующего карательными войсками на Украине генерала фон Ильгена, совершал диверсии. Погиб в бою. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

23 слайд

Описание слайда:

Уральцы - лауреаты Нобелевской премии Жорес Иванович Алфёров родился в 1930 г. в Витебской области Белорусской ССР. Когда началась Великая Отечественная война, его вместе с родителями эвакуировали в город Туринск Свердловской области.

24 слайд

Описание слайда:

Здесь он прожил 4 года Уральский край внёс немалый вклад в воспитание будущего великого учёного. К концу 2011 года список его наград занимал целую страницу, и главная среди них - Нобелевская премия по физике 2000 года, вручённая "за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной оптоэлектроники". Результатами этих исследований пользуются миллионы людей по всему миру. Оптоволоконные линии связи и новые виды лазеров - вот что дали миру исследования лауреата. Алфёров известен не только как физик, но и как общественно-политический деятель.

25 слайд

Описание слайда:

Уральцы - лауреаты Нобелевской премии Константин Новосёлов родился в 1974 году в городе Нижний Тагил Свердловской области. Учился в лицее №39.

26 слайд

Описание слайда:

Интерес к точным наукам Константин проявлял со школьной скамьи: был постоянным участником всесоюзных олимпиад по математике и физике. В 1991 году Новоселов был принят в Московский физико-технический институт (МФТИ) на факультет физической и квантовой электроники. Любопытно, что незадолго до этого он получил "тройку" на вступительном экзамене по математике в Нижнетагильском политехническом институте.

27 слайд

Описание слайда:

Примерно так располагаются атомы углерода в графене Вскоре после получения диплома о высшем образовании Новосёлов переехал в Нидерланды, где стал работать в университете Неймегена под руководством другого русского эмигранта Андрея Гейма. Результатом их совместной работы стало получение графена (в 2004 году). Графеном называется аллотропная модификация углерода, схожая с графитом, но толщиной всего в один слой атомов.

28 слайд

Описание слайда:

Голицын Михаил Михайлович В XVIII веке основал династию уральских горнозаводчиков, вступив в родственные отношения со Строгановыми. С 1806 года владельцами стали его дети Александр и Сергей.

29 слайд

Описание слайда:

Дягилев Сергей Павлович (1872-1929) Художник и театральный деятель. Связан с дворянским родом Дягилевых, владевших на Урале заводами в Пермской и Уфимской губерниях

30 слайд

Описание слайда:

Попов Александр Степанович (1859-1905) Изобретатель радио. Родился в поселке Турьинские рудники (ныне г.Краснотурьинск Свердловской области). Учился в пермской духовной семинарии. Русский физик и электротехник. Один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях, в том числе для радиосвязи. В начале 1895 года создал совершенный по тому времени вариант радиоприемника. В 1897 году начал работы по беспроволочному телеграфированию. В 1901 достиг дальности радиосвязи около 150 км. Краснотурьинск Свердловской области

31 слайд

Описание слайда:

Ельцин Борис Николаевич (1931-2007) Государственный и политический деятель конца ХХ века, первый президент новой России с 1991 года по 1999 год включительно. Один из инициаторов и идеологов реформирования России. Екатеринбург

32 слайд

Описание слайда:

Жуков Георгий Константинович (1896-1974) Герой Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Выдающийся государственный и военный деятель. Маршал Советского Союза. Четырежды Герой Советского Союза. Главнокомандующий УрВО в 1947-1953гг. Уроженец Калужской обл.

33 слайд

Описание слайда:

Калашников Михаил Тимофеевич (1919-2013) Автор знаменитого автомата (1947). Конструктор-оружейник. Участник Великой Отечественной войны. Работал в АО "Ижмаш".

Официально звание было учреждено горисполкомом 8 сентября 1967 года, а 1 ноября 1967 года первым, как тогда считалось, почетным гражданином города стал старейший революционер Иван Степанович Белостоцкий. Однако это было не так. Еще в начале XX века почетного звания удостоились инженер Константин Михайловский и предприниматель, общественный деятель Владимир Покровский.

Константин Яковлевич Михайловский (1834-1909) в 1885 году был назначен начальником работ по постройке участков железной дороги Самара - Уфа - Златоуст - Челябинск. Строя Самаро-Златоустовскую железную дорогу, он возводил основу для экономического развития Южного Урала и будущего Челябинска. В 25 октября 1892 года первый поезд прибыл на станцию Челябинск. Вслед за этим Константин Михайловский руководил строительством Западно-Сибирской и Екатеринбург-Челябинской железный дорог.

Владимир Корнильевич Покровский (1843-1913) при строительстве Западно-Сибирской железной дороги способствовал тому, чтобы станция была построена близ Челябинска. Тем самым город оказался на пересечении путей и получил невероятные возможности для развития. Владимир Покровский был городским головой, несколько десятилетий - гласным думы, состоял членом многих челябинских общественных организаций, был председателем попечительского совета женской гимназии, председателем комиссии по заведению детского приюта, попечителем начальных школ.

Иван Степанович Белостоцкий (1881-1968). Он с 1904 года был членом большевистской партии, прошел партшколу в Лонжюмо под Парижем, участвовал в Гражданской войне на Урале. После революции здесь же организовывал больничную сеть, работал на ЧТЗ, в годы Великой Отечественной войны - начальник сборочного цеха. Он был трижды награжден орденом Ленина.

Николай Семенович Патоличев (1908-1989) был первым секретарем Челябинского обкома и горкома ВКП (б) в 1942-1946 годах, т. е. возглавлял город и регион в самые тяжелые годы войны. В начале войны область приняла более 200 промышленных предприятий, строились новые оборонные заводы в Златоусте, Магнитогорске, Чебаркуле и Челябинске. В эти годы население области увеличилось на 400 тысяч человек! Всем им нужно было дать жилье и питание. Благодаря энергии и опыту Патоличева Челябинская область стала кузницей Победы. О незаурядности Патоличева свидетельствуют его награды. Он награжден 12 орденами Ленина! Это абсолютный рекорд в истории СССР.

Евгений Викторович Александров (1917-2007) - архитектор, он более полувека проработал в сфере градостроительства. По его проектам построены многие здания в Челябинске: жилой дом на площади Революции, жилой дом с магазином «Уральские сувениры», комплекс зданий ФСБ, участвовал в проектировании жилых микрорайонов на Северо-Западе, в Тракторозаводском, Металлургическом и Ленинской районах. Евгений Александров - соавтор многих памятников: «Орлёнок», В. И. Ленину на площади Революции, «Сказ об Урале», «Танкистам-добровольцам», композитору С. Прокофьеву.

Совместно с Е. В. Александровымработалаархитектор Мария Петровна Мочалова (1922-2010). По ее проектам в 1950-е годы построены квартал и жилые дома по шоссе Металлургов, здание ЧИПС на пересечении улиц Цвиллинга и Орджоникидзе, здание публичной библиотеки и другие. Она одна из пяти женщин удостоенных «почетным гражданством» Челябинска.

Галина Семеновна Зайцева - певица, народная артистка России. С 1976 года она выступала в театре оперы и балета имени М. И. Глинки. Спела более 30 партий, руководит оперной труппой театра, одновременно - профессор Челябинской академии культуры и искусства.

Наум Юрьеич Орлов (1924-2003) - народный артист России. 30 лет (с 1973 года) был главным режиссером Челябинского театра драмы. Здесь он поставил около 40 спектаклей. Последние годы Наум Орлов занимался воплощением на сцене театра проекта «Театр Чехова», в рамках которого были поставлены спектакли «Безотцовщина», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и другие. Вскоре после смерти артиста постановлением губернатора Петра Сумина драмтеатру было присвоено имя Наума Орлова.

Фотограф Сергей Григорьевич Васильев с 1968 года работает в редакции «Вечернего Челябинска. Своим творчествомпрославил Челябинск далеко за его пределами. Его фотовыставки открывались в Швейцарии, Германии, Кубе, Польше, Эстонии, Финляндии, Италии, Испании. Он четыре раза становился обладателем высшей фотографической награды «Золотой глаз».

Спортсмен Харис Мунасипович Юсупов (1929-2009) был мастером спорта сразу по нескольким видам: классической и вольной борьбе, самбо, национальной борьбе куреш. В 1960 году в Челябинске он основал уральскую школу самбо. Два десятилетия являлся тренером сборных СССР по дзюдо и самбо среди юношей, юниоров и взрослых. Воспитал 3 чемпионов мира, 14 чемпионов Европы, более 250 мастеров спорта


Федеральное агентство по образованию РФ

«Уральский государственный гор ный университет»

Кафедра художественного проектирования

и теории творчества

ЗНАМЕНИТЫЕ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ УРАЛА

Реферат по культурологии

Доктор культурологии,

профессор: Кардапольцева В.Н.

Студент: Григорьева А.И.

Группа: УП-12-4

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………………………3

ГЛАВА 1. Знаменитые мастера Урала………………………………………......4

1.1.Каслинское литьё. Скульпторы…………………………………… 4

1.2.Крепостные художники Худояровы………………………………6

ГЛАВА 2. Знаменитые писатели Урала……………………………………….7

ГЛАВА 3. Современные деятели культуры Урала…………………………..13

3.1. Николай Коляда………………………………………………….13

3.2. Рок- музыканты …………………………………………………14

3.3. Цирк………………………………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………...18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… ...19

ВВЕДЕНИЕ.

Становление профессионального искусства на Урале происходит довольно поздно, в основном в XIX - начале XX в., когда появляются первые уральские литераторы, живописцы, театральные коллективы. Это было время роста регионального самосознания, зарождения устойчивого интереса к истории края, его самобытности, возникновения краеведческих обществ, создания музеев.

Модернизационные процессы, разрушение традиционного уклада жизни начала XX в. и особенно революционные потрясения по-своему отразились на развитии уральской культуры, круто изменив её судьбу. Попытки создания социалистической культуры базировались на отрицании культурного наследия прошлого. Была предпринята попытка искусственного создания новой традиции профессионального художественного творчества на уральской почве.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение уральских деятелей культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить каслинское литьё и мастеров этого дела;

Рассмотреть крепостных художников;

Выявить уральских писателей

Раскрыть современных деятелей культуры Урала.

Глава 1. Знаменитые мастера Урала.

Каслинское литьё. Скульпторы.

В 1830 - 1840 гг. фигурное чугунное литьё появляется на Каслинском заводе. В Каслях отливались и решётки, и садовая мебель, и камины, и камерная скульптура. Они были различны по форме, но всегда поражали мастерством исполнения.

Большой вклад в наследие искусства Уральского литья внесли такие скульпторы, как М.Д. Канаев, Н.Р.Бах, П.К. Клодт, Е.А.Лансере.

Канаев Михаил Денисович (1830–1880) родился в Екатеринбурге. Учился в Академии художеств, в 1855 году ему присвоено звание художника по скульптуре. Получив предложение занять место заводского скульптора, он соглашается на эту работу и едет на Урал. К тому времени Канаев был уже немолодым человеком. Приехав в Касли, Канаев оживляет работу по выпуску фигурного литья, мечтая поднять его на более высокий художественный уровень. Скульптор организует при заводе школу, в которой обучает мастеровых лепке и формовке. С целью поднять качество чеканки он добивается приглашения из Златоуста, знаменитого своей гравюрой на стали, двух мастеров, которые стали обучать каслинских чеканщиков.

Основные работы Канаева: «Геркулес, разламывающий пещеру ветров», «Мороз-демон», «Избушка на курьих ножках», « Вакханка у дерева», «Мальчик, играющий в снежки».

Академик Бах Николай Романович (1853–1885) стремился укрепить связи каслинского литья с русской скульптурой. До приезда в Касли Н.Р. Бах окончил в Петербурге академию художеств, получил звание художника I степени. Продолжая дело, начатое Канаевым, Бах также руководит заводской художественной школой, передавая каслинским мастерам свое знание скульптуры, обучая их формовке и лепке. В Каслях Бах проработал недолго, всего несколько месяцев, но в истории каслинского искусства он занимает важнейшее место. В это время Бах создает большую работу – «Драка филина с ястребом».

Баху был 31 год, когда он приехал в Касли. Работая здесь, он настаивал на повторении в чугуне работ русских скульпторов, привлекал художников Москвы, Петербурга для выполнения скульптур именно для каслинского литья. Художник передал характерные приметы старого уральского завода, виды поселка, запечатлел живописную природу края. Бах прожил в Каслях недолго. Но его работы отливаются каслинскими мастерами до сих пор.

В скульптурах Баха нет ничего общего с натурализмом. Художник, работая над своими образами природы, на первое место всегда ставил композиционные и стилистические приемы.

Евгений Александрович Лансере родился в 1848 году. Происходил из французской семьи, поселившейся в России. Образование получил в Петербургском университете, на юридическом факультете

Евгений Александрович Лансере достиг высокого мастерства в своей малоформатной скульптуре для которой характерны этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, а также выразительная проработка деталей.

Он работал в основном по заказам частных лиц, отливавших его произведения в бронзе (Шопен, Соколов, Дипнер, Богун) и в серебре (Сазиков, Овчинников, Грачев). Некоторые работы, в том числе произведения декоративно-прикладного искусства (чернильница "Конек-Горбунок", часы "Дед и внучка" и многие другие) были отлиты на Каслинском чугунолитейном заводе на Урале.

Пётр Карлович Клодт (1805-1867) родился 24 мая 1805 года в Санкт-Петербурге. Пётр принадлежал к небогатой, но очень старинной и родовитой титулованной семье.

Каслинский завод делал большое количество отливок с моделей известнейшего столичного скульптора П. Клодта. Он являлся основателем анималистического жанра в России. Центральное место в его творчестве занимает образ лошади. Это подтверждают и его многочисленные работы в пластике: «Кобыла с жеребёнком», «Лошадка», «Кони на воле» и другие. В малых скульптурных формах художник передавал изящные, точеные силуэты животных, в трактовке образа старался показать спокойную и удивительную ясность. В композициях работ отсутствовала бурная динамика классицизма. Художника интересовала внутренняя красота образа а не внещний сюжет. Это выражалось тонкой моделировкой, фактурой, игрой света и тени. Отделка, которой не придавалось большого значения в начале 20 века, становится значительным творческим видом, наряду с сюжетными и композиционными принципами.

Крепостные художники Худояровы.

Семья Худояровых занимает особое место в развитии живописного искусства в Нижнем Тагиле. Одному из братьев Худояровых народная молва приписывала изобретение «хрустального лака». Худояровы ведут свою родословную от старообрядцев. Как свидетельствует семейное предание, предки их бежали с Волги на Урал, чтобы сохранить «старую веру». Худояровы слыли иконописцами. Это ремесло по влиянием местных условий получило новое направление, становясь по преимуществу светским.

Значительную часть работы Худояровы выполняли по заказам Н. А. Демидова для его московских и петербургских дворцов. В московском слободском доме Демидова была комната с зеркальным плафоном, убранная по стенам «лакированными, покрытыми живописью дощечками», на которых с большим искусством изображены самые разнообразные и красочные птицы и бабочки. За эту удивительную по тонкости и мастерству работу Демидов «пожаловал» своим крепостным живописцам по кушаку, шапке и «на кафтаны», а отца, Андрея Худоярова, «уволил от заводских работ».

ГЛАВА 2. Знаменитые писатели Урала.

Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов.

В этой теме я хочу познакомить вас с уральскими писателями, моими соотечественниками, земляками. Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, но для каждого писателя Урал стал вдохновением для рассказов, романов, сказов. Вот они, уральские самоцветы.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (1881-1882), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман "Три конца. Уральская летопись" (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе "Золото" (1892), голод в уральской деревне 1891-1892 в романе "Хлеб" (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов "Около господ" (1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894-1896), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др.Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 31 августа 1967) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.
Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791- 1859) - русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеро лог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов:

Константина, Ивана и Веры Акса ковых. Член-корреспондент Импе раторской Санкт-Петербургской Академии наук.

Описывая известных уроженцев Уфы в частности и всего Южного Урала в целом, конечно же нельзя не обойти вниманием великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, как одну из самых ярких фигур в российской культуре первой половины 19-го века. Человека, воспевшего природу милой его сердцу, да и нашему с вами, Оренбургской губернии. То, что мы нынче и называем Южным Уралом. Мало известных выходцев из Уфы, которые были бы так тесно связаны с этим городом.

У входа в бывший парк имени Крупской, а ныне имени Салавата Юлаева, на перекрестке улиц опять же Салавата и Расулева, углом стоит деревянный дом, известный как дом Аксакова. В этом доме 1 октября 1791 года родился будущий великий писатель. Говорят, что в доме, в котором нынче находится музей Аксакова, до сих пор в бывшем кабинете появляется призрак старого хозяина, Николая Зубова. Детские годы Аксакова прошли в том числе и здесь, в этом доме. О чем уже потом написал писатель Аксаков "Детские годы Багрова внука" - биографическую книгу.

Аксаков в Уфе долго не жил и в возрасте 8-ми лет был увезен в Казань, где поступил в гимназию. С Казани же он спустя годы учебы уехал в Москву. Именно там он стал всем тем, кем мы его знаем и за что к нему пришла слава. В том числе и за сказку «Аленький цветочек». Но детские годы, проведенные в Уфе и имении в Оренбургской губернии скорее всего на всю жизнь остались с Аксаковым. И они были увековечены в семейной трилогии. В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» и об ужении рыбы. Именно благодаря Аксакову многие в мире узнали о существовании Башкирии, кумыса и южно-уральских степей. И несмотря на то, что слог аксаковский был во многом тяжеловесен, писал он о природе с нескрываемой любовью. И это чувствуется во всем. Творчество Аксакова, рассказы Аксакова, это впервую очередь рассказ о прекрасной природе Южного Урала. Наверное нужно быть бесконечно влюбленным в эти края, чтобы писать о них так, как это делал Аксаков. Хотя большинству современников известна прежде всего сказка Аксакова "Аленький цветочек".

ГЛАВА 3. Современные деятели культуры Урала.

Николай Коляда.

Николай Владимирович Коляда - советский и российский актёр, писатель, драматург, сценарист, театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международной премии им. К. С. Станиславского.

О его начинаниях рассказывает биография самого Николая Владимировича:

1973-1977 - учился в Свердловском театральном училище на курсе В. М. Николаева;

1977-1983 - в труппе Свердловского академического театра драмы;

1982 - первая публикация: рассказ «Склизко!» в газете «Уральский рабочий». Печатался в газетах «Вечерний Свердловск» и «Уральский рабочий», в журнале «Урал», в сборниках молодых уральских писателей Средне-Уральского книжного издательства «Начало лета» и «Ожидание» ;

1982 - написана первая пьеса «Дом в центре города»;

1983-1989 - учился заочно на отделении прозы в московском Литературном институте им. А. М. Горького (семинар В. М. Шугаева), работал руководителем агитбригады во Дворце культуры им. Горького Домостроительного комбината, был литсотрудником газеты «Калининец» на заводе им. Калинина;

1992-1993 - Коляда жил в Германии, куда был приглашён на стипендию в Академию Шлёсс Солитюде (Штутгарт), работал актёром в немецком театре «Дойче Шаушпиль Хаус» (Гамбург);

С 1994 года преподаёт в Екатеринбургском государственном театральном институте на курсе «Драматургия».

Весной 2010 года под руководством Н. В. Коляды прошли гастроли «Коляда-театра» во Франции.

Николай Коляда - автор 93 пьес. 38 пьес поставлено в разное время в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья. В собственном театре как режиссёр поставил 20 спектаклей, из которых два получили премию губернатора Свердловской области.

Пьесы Коляды переведены на немецкий (15 пьес), английский, французский, итальянский, испанский, шведский, финский, болгарский, латышский, греческий, словенский, сербский, турецкий, украинский, белорусский, венгерский, литовский языки и многие другие языки. Поставлены на сценах театров Англии, Швеции, Германии, США, Италии, Франции, Финляндии, Канады, Австралии, Югославии, Словении, Македонии, Латвии, Литвы и во многих других странах.

Николай Коляда живёт и работает в Екатеринбурге.

Рок-музыканты.

В конце 1970-х гг. в г. Екатеринбурге существовало несколько рок-групп, среди которых были «Трек», «Урфин Джюс» и др. В 1981 г. под эгидой Свердловского архитектурного института прошел первый свердловский рок-фестиваль. В середине 1980-х гг. на Среднем Урале родился такой феномен современной молодежной культуры как свердловский рок-клуб, объединивший большое количество музыкальных коллективов различных стилей и направлений. Президентом его стал Н. Грахов. Вся страна узнала группы «Кабинет», «Наутилиус Помпилус», «Чайф», «Апрельский марш», «Агата Кристи» и др. Многие из этих групп зародились в недрах высших учебных заведений Екатеринбурга.

В период перестройки Урал стал центром молодежной культуры протеста, выраженного, в частности, в творчестве Свердловского рок-клуба, в состав которого входили получившие широкую популярность рок-группы «Наутилус Помпилус», «Чайф», «Агата Кристи». Однако к началу 1990-х гг. стало очевидным отсутствие дальнейшего пространства для развития тем протеста. Вместе со всей Россией культурная жизнь региона вступила в период радикальных реформ.

Свердловский рок-клуб стал организатором рок-фестивалей. В июне 1986 г. состоялся первый его фестиваль, на котором сенсационного успеха добилась группа «Наутилус Помпилус», исполнившая песню «Гудбай, Америка». В апреле 1987 г. представители свердловской рок-делегации «Чайф», Группа Егора Белкина, «Наутилус Помпилус») выступили в Ленинградском Доме молодежи перед жюри Союза композиторов. Выступление «Наутилуса» получило всесоюзный резонанс после разгромной статьи в газете «Советская культура».

Самыми яркими именами свердловского рок-клуба стали В. Бутусов, Е. Белкин, Н. Полева, В. Шахрин, братья В. и Г. Самойловы. Автором текстов многих групп был И. Кормильцев, музыки и аранжировки – А. Пантыкин.

Свердловские группы активно концертировали на Урале и в стране, стали участниками многих фестивалей и движений. В 1987 г. на московской «Рок-панораме» группа «Наутилус Помпилус» получила «лучшую прессу». В сентябре 1989 г. «Апрельский марш», Настя Полева, «Чайф» были участниками московского десанта экологического движения «Рок чистой воды». «Агата Кристи» в этом же году представляла советский рок на семинаре по проблемам рока в Глазго (Великобритания). В 1990-е гг. многие свердловские музыканты продолжили свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге.

Цирк.
Екатеринбургский Государственный цирк расположен в живописном месте города Екатеринбурга – на берегу реки Исеть, на пересечении улиц Куйбышева – 8 Марта. Открыт 1 февраля 1980 года. По своей конструкции здания считается одним из лучших в Европе и приспособлен для самых сложных постановок, а его интерьер отделан уральским камнем. В цирке 2 558 мест, два манежа (основной и репетиционный). Более 20 млн. зрителей посетили цирк за время его существования. Цирк носит имя нашего земляка, Народного артиста СССР, талантливого дрессировщика Валентина Филатова.

С января 1994 года директором цирка назначен Народный артист России Анатолий Павлович Марчевский. С этого времени цирк получил второе дыхание. В Екатеринбургском цирке стали гастролировать лучшие номера и аттракционы Российского цирка. На манеже работали мастера международного класса, такие как Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ Мстислав Запашный, народные артисты, лауреаты Государственной премии Николай Павленко, Тамерлан Нугзаров, Народная артистка России Тереза Дурова, народные артисты России Владимир Доровейко, Алексей и Таисия Корниловы, Сарват Бегбуди и многие другие, чьи имена составили славу школы циркового искусства России. С 2008 года на манеже Екатеринбургского цирка появились и звезды мирового цирка – известный итальянский клоун и режиссер Дэвид Ларибль, великобританский клоун и режиссер Дэвид Шайнер, клоунский дуэт «Братья Таквин» из Бельгии и клоунское трио «Монти» из Франции.

Цирк регулярно проводит благотворительную работу: показывает цирковые представления для детей-сирот, детей из школ-интернатов, детских домов, пенсионеров, инвалидов, членов малообеспеченных семей. Ежегодно до 50 тыс. зрителей посещают благотворительные спектакли цирка.
С приходом Анатолия Павловича Марчевского значительно преобразился и внешний облик цирка: ведутся реконструкция и техническое переоснащение, благоустройство прилегающей территории, идет большая творческая работа. В последние годы были поставлены спектакли, которые произвели значительный резонанс в общественной, цирковой и театральной жизни города, Свердловской области и всей России, одержали победу на всероссийских конкурсах спектаклей.

С каждый годом все лучше становится цирк, с каждым годом растет его творческая копилка уникальных цирковых представлений, спектаклей и фестивалей. Ежегодная афиша цирка включает постановки, рассчитанные на разную зрительскую аудиторию, но предпочтение отдается детям: именно они являются основными зрителями, особенно в дни школьных каникул.

Важным культурным событием 2006 года стал спектакль «Берегите клоунов!», посвященный памяти Юрия Никулина. Спектакль, не имеющий аналогов в России, сразу получил общественное признание и приглашение для показа в Москве.
В 2008 году Екатеринбургский цирк стал организатором Первого Всемирного фестиваля клоунов. Этот Фестиваль вызвал огромный интерес у всей мировой цирковой общественности, а также привлек внимание российского зрителя и стал грандиозным событием в культурной жизни нашего города и России. В течение пяти дней звезды клоунады со всего мира радовали екатеринбургского зрителя своими репризами. По итогам проведения первого Фестиваля А.П. Марчевский принял решение сделать Всемирный фестиваль клоунов ежегодным!
На манеже Екатеринбургского цирка сегодня также успешно проходят концерты с участием «звезд» российской и зарубежной эстрады, музыкальные фестивали.
Множество учреждений, предприятий и организаций города и области проводят свои юбилеи вместе с цирком.
По творческим и многим другим показателям Екатеринбургский цирк по праву считается одним из лучших среди всех Российских цирков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы.

Художники по скульптуре Канаев Михаил Денисович и Бах Николай Романович организовывают школы, в которой обучает мастеровых лепке и формовке.

В скульптурах Баха нет ничего общего с натурализмом. Художник, работая над своими образами природы, на первое место всегда ставил композиционные и стилистические приёмы.


и т.д.................

Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов.

В этой теме я хочу познакомить вас с уральскими писателями, моими соотечественниками, земляками. Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, но для каждого писателя Урал стал вдохновением для рассказов, романов, сказов. Вот они, уральские самоцветы.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (1881-1882), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман "Три конца. Уральская летопись" (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе "Золото" (1892), голод в уральской деревне 1891-1892 в романе "Хлеб" (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов "Около господ" (1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894-1896), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Бажов Павел Петрович (27 января 1879-31 августа 1967) - знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов - Колдунков.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения - сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» -- устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию - «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) -- русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов:

Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Описывая известных уроженцев Уфы в частности и всего Южного Урала в целом, конечно же нельзя не обойти вниманием великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, как одну из самых ярких фигур в российской культуре первой половины 19-го века. Человека, воспевшего природу милой его сердцу, да и нашему с вами, Оренбургской губернии. То, что мы нынче и называем Южным Уралом. Мало известных выходцев из Уфы, которые были бы так тесно связаны с этим городом.

У входа в бывший парк имени Крупской, а ныне имени Салавата Юлаева, на перекрестке улиц опять же Салавата и Расулева, углом стоит деревянный дом, известный как дом Аксакова. В этом доме 1 октября 1791 года родился будущий великий писатель. Говорят, что в доме, в котором нынче находится музей Аксакова, до сих пор в бывшем кабинете появляется призрак старого хозяина, Николая Зубова. Детские годы Аксакова прошли в том числе и здесь, в этом доме. О чем уже потом написал писатель Аксаков "Детские годы Багрова внука" - биографическую книгу.

Аксаков в Уфе долго не жил и в возрасте 8-ми лет был увезен в Казань, где поступил в гимназию. С Казани же он спустя годы учебы уехал в Москву. Именно там он стал всем тем, кем мы его знаем и за что к нему пришла слава. В том числе и за сказку «Аленький цветочек». Но детские годы, проведенные в Уфе и имении в Оренбургской губернии, скорее всего, на всю жизнь остались с Аксаковым. И они были увековечены в семейной трилогии. В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» и об ужении рыбы. Именно благодаря Аксакову многие в мире узнали о существовании Башкирии, кумыса и южно-уральских степей. И несмотря на то, что слог аксаковский был во многом тяжеловесен, писал он о природе с нескрываемой любовью. И это чувствуется во всем. Творчество Аксакова, рассказы Аксакова, это в первую очередь рассказ о прекрасной природе Южного Урала. Наверное, нужно быть бесконечно влюбленным в эти края, чтобы писать о них так, как это делал Аксаков. Хотя большинству современников известна прежде всего сказка Аксакова "Аленький цветочек".

error: