Социальная позиция и роль личности в организации. Понятие и виды социальных статусов Список использованных источников

Позиция социальная

1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения . В этом значении П. с. синонимично понятию ;

2) взгляды, , установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах .

В этом значении П.с. передает сущностную характеристику понятия как единство субъективного и объективного в личности, формирующееся в совместной деятельности с другими. П.с. отражает идею иерархической организации личности как системной стратегии изучения психических явлений. Смена социальной позиции в деятельности человека, в результате чего он оказывается перед нравственным выбором в ситуации принятия новой для себя социальной роли, является основой изучения личности.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Позиция социальная

1. Место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Функциональное место, кое может занять человек по отношению к другим людям. Прежде всего характерно совокупностью прав и обязанностей. Заняв такую позицию, человек должен выполнять определенную роль социальную. В этом значении синонимична понятию статуса.

2. Взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в группах референтных. В этом значении передает сущностную характеристику понятия ситуации развития социальной - как единство субъективного и объективного в личности, формируемое в деятельности совместной.

Позиция социальная отражает идею иерархической организации личности. Набор позиций социальных весьма широк и разнообразен.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "позиция социальная" в других словарях:

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. position, social; нем. Position, soziale. 1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    Позиция социальная - место, положение индивида или группы в системах отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом смысле позиция социальная выступает синонимом статуса. Взгляды, представления, установки … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Позиция социальная - [лат. positio положение, расположение] 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом значении П. с. синонимична понятию статус; 2)… … Психологический лексикон

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. position, social; нем. Position, soziale. 1. Место, положение, статус индивида или соц. группы в соц. структуре. 2. Взгляды, установки личности по отношению к собственной жизнедеятельности и соц. реальности … Толковый словарь по социологии

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - см. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ …

    ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - действующий в данной культуре комплекс представлений о том, на какое социальное положение правомерно рассчитывать индивиду, взявшемуся за исполнение данной социальной функции и делающему это определенным образом; реализация таких представлений… … Глоссарий по политической психологии

    Положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения … Юридическая психология: словарь терминов

    СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) - структурные элементы соц. организации об ва, обеспечивающие соц. связи между субъектами обществ. отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках соц. организации, группируются в соответствии с соц. эко номич. структурой об ва и образуют сложную… … Российская социологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

    Социальная группа - Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

Книги

  • Греческая и греко-римская комедия , В. Н. Ярхо. При всей энциклопедичности охвата автором явлений античной культуры греческая и греко-римская комедия - сфера особого интереса В. Н. Ярхо. Здесь им были совершены настоящие научные открытия…

Любая личность не существует вне социума, она обязательно является членом определенной социальной группы, социальной общности, то есть каждая личность имеет свое, четко определенное место в обществе.

Понятие социального статуса

Социальный статус личности - это определенное место человека в общественной иерархии, которое обусловлено его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением.

Каждый человек имеет не один социальный статус, поскольку включена не в один социальный связь и осуществляет различные социальные функции. Так, современный человек может иметь одновременно статусы гражданина определенного государства, студента, члена семьи, члена политической партии и т. П.

В социологии различают приписываемые статусы и статусы приобретенные. Приписываемые статусы даны человеку от рождения. Примерами приписываемых статусов могут быть пол, национальность, место рождения. Приобретенные статусы - те, которые приобретаются человеком в течение жизни (образование, профессия, квалификация).

Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, которое отражает значимость в обществе или социальной общности положения, которое занимает человек. Престижными могут быть профессии, должности, виды деятельности.

Например, профессия юриста в современных условиях является очень престижной, то есть индивид, имеющий такую профессию, имеет и достаточно высокий социальный статус.

Социальные роли личности

Социальная роль отражает динамический аспект социального статуса. Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.

Каждый социальный статус имеет свой ролевой набор, то есть соблюдение человеком определенных образцов и норм поведения, вытекающих из социального статуса. Например, статус врача - это определенные права и обязанности, в основном закреплены законом. Социальная же роль врача включает конкретные правила поведения в общении с коллегами, пациентами, администрацией, требования к уровню образования, культуры и т. Д.

Понятно, что каждый человек выполняет разнообразные роли. Это порождает и внутренние конфликты личности, которые называются ролевыми конфликтами, то есть существует не только иерархия ролей, но и иерархия статусов. Например, ситуация: милиционер задерживает преступника, оказывающийся его сыном. Происходит ролевой конфликт, при котором статус отца, вероятно, перевесит статус милиционера.

Вопросам социального статуса и социальной роли много внимания уделял Ральф Линтон (1893-1953), американский антрополог, большинство работ которого были этнологическими и посвящались Мадагаскара и Полинезии.

В своей работе "О статусе и роль" он пишет о том, что функционирование общества зависит от наличия определенных образцов (моделей) соответствующего поведения индивидов или групп индивидов. Различные позиции в этих моделях (образцах) поведения называются статусами. Понятие статуса означает определенную позицию в отдельной структуре. Таким образом, индивид имеет много статусов. Статус конкретного индивида состоит из суммы всех статусов, которые он занимает. Так, например, статус мистера Джонса - это комбинация всех его статусов, которые он как гражданин, как юрист, как человек миссис Джонс.

Статус, который занимает индивид, это простой набор прав и обязанностей. Для нас достаточно сложно удерживать дистанцию между статусом и человеком, который его имеет и использует права и обязанности, его составляют. Взаимоотношения между статусом и индивидом похожи на взаимоотношения между водителем автомобиля и местом водителя в машине. Место водителя является постоянным с его возможностями действия и контроля, а водитель может быть членом какой-либо семьи и может использовать эти возможности очень хорошо или очень плохо. То есть статус - как бы постоянный, а индивиды могут меняться.

Роль представляет собой динамический аспект статуса. Каждый индивид имеет свое социальное назначение, то есть имеет назначенный ему набор статусов. Когда он использует права и выполняет обязанности, которые составляют его статус, он играет роль. Роль и статус е неразделимы. Не существует ролей без статусов, как и статусов без ролей. Каждый индивид имеет серию ролей, вытекающих из различных структур, в которых он участвует. Эти роли определяют то, что он должен делать для общества и общество может ожидать от него.

Статусы и роли неотделимы от тех структур, которые их задают. Так, например, если мы футбольной командой, то позицию защитника нецелесообразно отделять от других позиций, поскольку сама по себе она ничего не стоит. Но с точки зрения самого защитника она отделена. Эта позиция определяет, какое место он занимает в команде и что он будет делать в течение всей игры. Эта его позиция ограничивает и определяет его деятельность.

Подобным образом в случае взаимосвязи работодателя и наемного работника: их статусы определяют, что они должны знать и делать. Работодателю не обязательно знать приемы труда наемного работника, а наемному работнику вовсе не нужно знать методы управления.

Чем лучше индивиды приспособлены к своим статусов, тем стабильнее будет функционировать общество.

Индивидов заранее готовят к определенного статуса, но он может соответствовать одному статуса и вовсе не отвечать другому.

В каждой социальной системе есть роли, которые невозможно просто привить, для успешного их выполнения они требуют большего. Так, например, совершенные методы не делают скрипача большим, как и полное знание тактических приемов не делают большим генерала. Использование особого таланта индивидов является очень важным для общества, но в большинстве ролей индивида можно подготовить.

Общество сталкивается с дилеммой развития двух статусов: приписываемых и приобретенных.

Приписываемые статусы - это те, которые предоставлены индивидам безотносительно к их врожденных различий или способностей.

Приобретенные статусы - те, которые требуют как минимум особых качеств. Они достигаются благодаря соревнованиям и индивидуальным усилиям.

Факторы влияния на статус

Самым простым и наиболее универсальным фактором является пол. Возраст используется почти так же часто, поскольку все индивиды проходят цикл роста, зрелости и старости, и статусы, которые будут обусловлены возрастом, можно предположить и подготовить к ним. Семейные связи также могут быть основой для приписывания целой серии статусов. Наконец, таким основанием может быть рождение в особых социальных группах, таких как класс или каста.

Но статусы приписываются всей совокупности этих факторов. Большинство работ Ральфа Линтона были этнологическими, он долгое время изучал обычаи разных народов. Вот как он описывает приписывание статусов в связи с полом.

Все общества приписывают различные установки для деятельности мужчин и женщин. Большинство из них пытаются обосновать это физиологическими различиями и различными ролями в воспроизведении. Но сравнительное изучение статусов, которые приписываются мужчине и женщине в различных культурах, свидетельствуют о том, что это приписывание обусловлено почти полностью культурой.

Если принадлежность к определенному полу является основанием для приписывания определенного вида деятельности, то можно обнаружить различия в разных обществах.

Например, женщины племени Арапахо (индейское племя, США) постоянно переносят грузы, тогда как мужчины этим не занимаются, они считают, что "головы женщин более сильные и более жесткие". А например, на Маркизские островах (Тихий океан, Полинезия) приготовление пищи, уборка дома и воспитания детей-занятия, свойственно мужчинам, а женщины большую часть своего времени проводят только причепурюючись. Даже такое привычное для нас утверждение, что женщина не может заниматься многими видами деятельности из-за беременности, имеет ряд исключений. Так, среди жителей Тасмании охоты было женским занятием. Женщины подкрадывались к животным и убивали их.

Если же в определенной деятельности женщины и мужчины объединяются, сфера активности каждого строго ограничено. Так, на Мадагаскаре мужчины занимаются рассадой риса, а женщины пересаживают его на поля является тяжелой работой. Женщины также очищают поля от сорняков, но собирают урожай мужчины. Женщины затем перевозят его на ток, где мужчины молотят его, а женщины веют. Наконец, женщины уже готовят его.

Использование возраста человека как основания для приписывания статуса - универсальное. Все общества признают три возрастные категории как минимум: дети, зрелые люди и старики.

Таким образом, основными основаниями для приписывания статуса, по мнению Ральфа Линтона, является пол и возраст, хотя это приписывание значительной степени обусловлено культурой того общества, в котором это происходит.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • основные особенности социальных ролей, выполняемых личностью в организации;
  • специфику взаимовлияния личности и организационной роли;

уметь

  • различать причины ролевой перегрузки и ролевой недогрузки личности в организации;
  • выделять основные причины профессиональной деформации личности;

владеть

Навыками анализа возможных причин недостаточной эффективности того или иного члена организации.

Социальные позиции и роли личности

Дать определение личности – нелегкая задача. Если обратиться к происхождению этого слова, то первоначально личностью, персоной (от латинского persona) называлась театральная маска, которую надевали во время представления актеры античной эпохи. Цицерон употреблял данный термин, чтобы показать, каким человек предстает перед другими людьми, не являясь в действительности таковым, а также как конгломерат личных качеств.

Обычно термин "личность " используется по отношению к человеку как носителю каких-либо свойств, черт, обладающему теми или иными признаками. При этом обязательно отмечается социальность личности, ее включенность в определенную систему социальных отношений. В целом личность каждого индивида представляет собой своеобразную интеграцию его физических, психических, моральных и социальных свойств.

Любой человек, будучи членом какой-либо организации, занимает ту или иную позицию (местоположение) в ее структуре. Если взять, например, официальную организацию, то эта социальная позиция обусловлена прежде всего профессионально-квалификационными характеристиками работника, его функциональными обязанностями. Так, в производственной организации четко различаются позиции директора, главного инженера, бухгалтера, юрисконсульта, контролера отдела технического контроля, начальника участка, мастера, рабочего и т.д.

Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Например, можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые человеком в семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т.д.). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейно-родственных отношениях. Семью можно рассматривать как своеобразную организацию, которой свойственны как неофициальные, так и официальные характеристики.

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его статусный набор . Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе, организации или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость между людьми, находящимися в позициях, так или иначе соотносимых друг с другом. Например, положение руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция врача подразумевает наличие положения пациента. Имеется определенная взаимосвязь между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между людьми, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между людьми, находящимися в этих позициях. При анализе различных взаимоотношений между людьми (в том числе и в организациях) можно обратиться к положениям ролевой теории личности, разрабатываемой в социальной психологии.

Существует много определений понятия "социальная роль ", и в его интерпретации разными исследователями встречаются большие расхождения. Мы будем понимать этот термин как нормативную систему действий, ожидаемых от человека в соответствии с его социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и далеко не всегда зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а роли студента – другим. Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей или студентов.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Их называют гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек – готовить пищу и шить. При этом современные родители понимают, что и юношам, и девушкам необходимо овладеть основами компьютерной грамотности, знанием по крайней мере одного иностранного языка, не помешает им и умение водить автомобиль.

К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области, например роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды.

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо человека в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания , которые включают в себя определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), запреты (то, чего он не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение человека, выполняющего какую-либо роль, соответствует ожидаемому образу, оно считается успешным.

Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Некоторые из них являются доминантными, т.е. преобладающими, другие – второстепенными. Одни из них выполняются в течение продолжительного периода, другие – время от времени. Подобно тому как человек имеет определенный статусный набор, можно говорить и о соответствующем его ролевом наборе . Так, имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится ребенок (там он может быть еще членом родительского комитета). Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж – его жена, отец – его сын, отец – его мать, отец – теща, отец – учитель школы и т.д. (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Возьмем, например, такие его статусы, как инженер, начальник цеха, член профсоюза, совладелец акций компании. При этом роли, выполняемые индивидом, имеют официальный характер. Кроме того, человек обладает определенным ролевым "набором" и в системе неофициальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности. Двое рабочих, выполняющих одну и ту же операцию, но имеющих различные черты характера, могут играть совершенно разные неформальные роли в своей бригаде. Так, спокойный и рассудительный человек порой выступает в роли "третейского судьи", к которому обращаются остальные рабочие в спорных ситуациях. Другой рабочий, обладающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в бригаде.

Порой та или иная роль навязывается человеку другими членами группы. Часто это обусловлено не столько индивидуальными особенностями данного человека, сколько его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться "старожилами" как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах и ситуациях, подвержены изменениям. Так, бывший ученик, выросший до уровня высококвалифицированного рабочего, навсегда прекращает свое пребывание в роли "козла отпущения", приобретая другую неофициальную роль.

Подчеркнем, что личность не исчерпывается всем многообразием ее социальных ролей, как бы ни были они значимы для нее. Важным элементом структуры личности является ее субъективное "Я", которое можно определить прежде всего как представление данного человека о своей внутренней подлинной сущности на основе самовосприятия и самопонимания. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности . Это своеобразная психология и философия собственного "Я". В соответствии со своей Я-концепцией личность и осуществляет деятельность. Поэтому поведение человека всегда логично с его точки зрения, хотя оно может не казаться таковым другим людям.

Для того чтобы понять, почему один и тот же человек ведет себя при выполнении различных социальных ролей по-разному, следует отделять роли и от его субъективного "Я", и от других его индивидуально-психологических особенностей, интеллекта, потребностей, интересов, силы воли, убеждений, темперамента и т.д. Например, придирчивый менеджер может также быть любящим отцом, а недисциплинированный служащий – заботливым сыном.

Следует отметить, что в нашем определении социальной роли и приведенных примерах говорилось лишь об ожиданиях других людей относительно поведения личности. Однако термин "роль" может использоваться также для определения того, как сам человек, занимающий какую- либо позицию, считает необходимым себя вести (воспринимаемая социальная роль). Можно также сконцентрировать особое внимание на том, как именно данный человек в действительности себя ведет (выполняемая роль). Известно, что один и тот же человек может изменять многие свои социальные роли и действовать различным образом в разных ситуациях. Мы будем прежде всего говорить о социальных ролях, выполняемых людьми в официальной организационной структуре. При этом главное значение имеют определенные ожидания других членов данной организации, связанные с поведением работников.

Образцы поведения, ожидаемого от личности в производственной организации, обусловливаются как организационно-технической, так и социальной стороной ее деятельности. Так, будучи членом трудовой бригады, человек должен выполнять определенные обязанности, действуя при этом в соответствии с предписанными ему образцами поведения. Рабочий, например, обязан соблюдать технологию производства, правила техники безопасности, дисциплину труда и т.д. Если его деятельность вполне соответствует ожидаемому образцу, она считается успешной.

Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых предписаниях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности. Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в структуре данной организации, но и чертами личности каждого из них. Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно лишь иметь все оборудование в исправном состоянии.

На групповом уровне ролевые предписания определяются соответствующими групповыми ценностями, нормами, традициями и могут быть различными даже в пределах одной организации. В соответствии с этим осуществляется ролевое взаимодействие и в системе неофициальных отношений, сложившихся здесь. Отметим, что положение личности в данной системе отношений также бывает связано с ее трудовой деятельностью.

Под «социальной ролью » понимается определенный набор моделей поведения и ожиданий, определяемых специальными нормами, обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенных социальных позиций.

Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных норм дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию интеракция.

Ролевые предписания - как и другие нормы - подкрепляются социальными санкциями . Фактическое исполнение ролевых ожиданий объясняется прежде всего процессами усвоения, в ходе которых многие ролевые предписания иытернализируются. Часто это происходит уже в процессе социализации.

Поскольку в любом обществе существуют различные позиции, с которыми их обладатели связывают различные ожидания, приходится принимать во внимание наличие у одного индивида множества ролей. Во-первых, существуют всевозможные роли, которые соотносятся и согласуются друг с другом. Некоторые из них имеют смысл только потому, что носитель одной роли оправдывает определенные ожидания носителей другой роли (например, «учитель - ученики»). Все общество представляет собой единую, согласованную ролевую структуру.

Во-вторых, каждый член общества исполняет несколько ролей (роль в семье, профессиональная роль, роль соседа, роль гражданина). Трудно представить, чтобы человек исполнял лишь одну роль. Если такое происходит, то налицо более или менее особый патологический случай.

В каждом обществе есть нормы, которые действительны для всех людей, попавших в ситуации определенного типа. Они существуют даже тогда, когда люди вовсе не востребованы как носители ролей. Ролевые предписания, напротив, являются специальными нормами, действительными только для тех, кто занимает определенную позицию. Итак, предполагается социальная дифференциация, которая связана с дифференциацией норм. Отношение специальных ролевых норм к всеобщим значимым нормам очень сложное. Многие ролевые предписания вообще не касаются общезначимых норм.

Конечно, обычно бывает так, что в ролевом поведении содержатся общезначимые нормы. Они служат как бы фоном ожиданий, обращенных к конкретным носителям ролей. Важно то, что хотя поведения-ожидания обращены к людям, они относятся не к ним самим, а к занимаемым ими позициям. Индивидуальность человека здесь не имеет значения, поскольку он типизируется как носитель позиции. Это не значит, что он должен отказаться от всего индивидуального, потому что. направленные на него как на носителя позиции ожидания относятся только к поведению в тех ситуациях, которые существенны с точки зрения позиции.

Понятие «социальной позиции» объяснить нелегко. Если с точки зрения структурно-функциональной теории его считают функциональным, относящимся к определенной функции в социальной системе, то в таком случае оно снова привязывается к нормативным структурам и также объясняется ролевыми предписаниями. Быть может, прав был Линтон, рассматривая «роль» и «статус» как аспекты одного и того же субъекта, а это значило бы для нас, что мы должны постоянно соотносить позиции с ролями, а роли с позициями (причем, согласно Линтону, понятие «статуса» идентично понятию «позиции»). Позицию и роль по сути можно изолировать друг от друга лишь аналитически. Под «социальной позицией» мы понимаем прочные, закрепившиеся, отделимые от конкретных лиц узловые пункты в сети социальных отношений. Они указывают прежде всего на объективные и могущие быть объективными социальные отношения. В сознании не только познающих, но и действующих индивидов они обнаруживаются в типизированной форме. Но типизация конституируется не только существующими нормативно установленными структурами ожиданий, но и такими поведениями-ожиданиями, которые нормативно не определены.

Следует еще раз подчеркнуть, что исполнение ролевых предписаний служит не только непосредственному удовлетворению норм-ожиданий, но и потребности в общей социальной ориентации. Даже у того, кто не затронут непосредственно невыполнением ролевых норм другими людьми, может возникнуть чувство раздражения и протеста. Символическая ценность ролевых атрибутов состоит в их социально ориентирующей функции.

Люди, которым постоянно приходится играть определенные роли, часто со временем приобретают ролевые привычки. Отклонение от них не подлежит санкциям. Тем не менее они способствуют ориентации других людей в процессе социального взаимодействия. Например, не существует специальных предписаний относительно формы одежды доцентов высшей школы. Но если молодой ученый, которого пригласили в чужой университет для чтения доклада, оденется точно так же, как и студент, может случиться так, что его никто не заметит. Так возникает дезориентация. Нормативное ядро роли окружено, как правило, рядом ненормативных атрибутов, которые тоже формируют относящиеся к роли поведенческие ожидания.

Что касается конфликтов, возникающих из-за противоположного содержания выполняемых одним и тем же субъектом ролей, то следует отметить, что наличие у субъекта одновременно нескольких ролей ведет к конфликту лишь в том случае, когда пересекаются существенные ролевые сферы и в ситуации сталкиваются взаимно исключающие друг друга поведения-ожидания.

Индивиды могут исполнять множество значительно изолированных друг от друга ролей; в особенности это характерно для современного общества, в котором, как известно, профессиональные и семейные роли мало связаны друг с другом. Поэтому социологи не без основания говорят о «ролевом наборе». Существуют разные степени переплетения, взаимодействия ролей. В некоторых случаях даже возникает сомнение, имеем ли мы дело с сетью множества ролей или с сегментами одной обширной роли.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)

error: