Российское общество второй половине 19 века. Русская культура во второй половине XIX — начале XX века. Россия в царствование Александра III

В главную движущую силу революции разночинцы определили крестьян

В ХIX веке были не редки поездки в Европу образованных русских людей. Возвращались они с убеждением в более высокой степени цивилизованности Запада по сравнению с Россией. Горестные мысли об этом всегда присутствовали в умах передовой части русской интеллигенции, но с особенной силой они проявились после поражения в Крымской войне, смены образа правления страной с жёстко авторитарного — Николая I на относительно либеральный — его сына императора Александра II, проведённых им , как казалось многим — недостаточных, половинчатых
Брожению умов способствовало и вступление на общественную сцену новой прослойки — разночинцев (от сочетания слов»разные чины»). Сумевшие получить образование и тем самым «выбиться в люди» дети дьячков, сельских священников, купцов, мелких чиновников лучше дворян знали жизнь простого народа, потому необходимость переустройства российской действительности была для них очевидна. Однако чёткого, реалистичного плана преобразований они не имели

Общественные движения послереформенной России

    Консервативное

    — церковь, вера, монархия, патриархальность, национализм — основы государства.
    : М. Н. Катков — публицист, издатель, редактор газеты «Московские ведомости», Д. А. Толстой — с мая 1882 года министр внутренних дел и шеф жандармов, К. П. Победоносцев — юрист, публицист, обер-прокурор Синода

    Либеральное

    — конституционная монархия, гласность, верховенство закона, независимость церкви и государства, права личности
    : Б. Н. Чичерин — юрист, философ, историк; К. Д. Кавелин — правовед, психолог, социолог, публицист; С. А. Муромцев — правовед, один из основоположников конституционного права в России, социолог, публицист

    Революционное

    — построение в России социализма, минуя капитализм; революция с опорой на крестьянство, возглавляемое революционной партией; свержение самодержавия; полное наделение крестьян землёй.
    : А. И. Герцен — писатель, публицист, философ; Н. Г. Чернышевский — писатель, философ, публицист; братья А. и Н. Серно-Соловьевичи, В. С. Курочкин — поэт, журналист, переводчик

Революционные организации России конца 60-х – начала 80-х лет XIX века

  • «Великорусс» (прокламация) — в Петербурге в июне, сентябре и октябре 1861 года вышло три номера и еще один номер в 1863 году. В них требовались передача крестьянам без выкупа всей земли, которой они пользовались при крепостном праве, полное отделение Польши, конституция, свобода личности. Надежда на проведение реформ в жизнь возлагалась на царя. Автор прокламаций остался неизвестным
  • «Земля и воля» (1861-1864) . задачи: полностью передать крестьянам землю, свержение самодержавия, созыв Земского собора для определения формы народовластия. Самоликвидировалась от того, что надежды на всероссийский крестьянский бунт в 1863 году не оправдались
  • Революционный кружок Н. А. Ишутина (1863-1866) . Задачи: организацией на артельных началах различных мастерских попытка убедить народ в преимуществах социалистического производства; требования правительственных реформ, ведущих к социализму, а при отсутствии реформ — народная революция. После того, как член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 года покушение на Александра II, кружок был разгромлен
  • «Сморгонская академия» (1867–1868) во главе с П. Н. Ткачевым. Задачи: создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации, захват власти и установление диктатуры «революционного меньшинства». С арестом Ткачева общество прекратило существование
  • «Рублёвое общество» (1867-1868) во главе с Г. А. Лопатиным и Ф, В. Волховским. Задачи: революционная пропаганда среди крестьян. В 1868 большая часть членов общества была арестована.
  • «Народная расправа» (1869-1870) во главе с С. Г. Нечаевым. Задачи: объединение локальных крестьянских выступлений в общероссийское восстание с целью абсолютного разрушения государственного строя России. Разгромлена после убийства Нечаевым одного из рядовых членов общества, заподозренного в предательстве
  • Общество «чайковцев» (1869-1874) , по фамилии одного из членов общества Н. В. Чайковского. Задачи — пропагандистские, просветительские: распространение в народе легально издаваемых книг передовых авторов и печатание запрещенных книг и брошюр. В 1874 году полиция арестовала многих членов общества

По утверждению В. И. Ленина — 1861 — 1895 годы — второй период освободительного движения в России, названный разночинским или революционно-демократическим. В борьбу вступили более широкие круги образованных людей — интеллигенции, «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом» (Ленин «Памяти Герцена»)

Прежде чем характеризовать общественно-политическую мысль России данного периода, следует изучить социальный состав общества, сложившийся в пореформенный период, внутреннее состояние страны.

Российское общество конца 19 века

Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладностъ экономики обусловливали своеобразие социальной структуры ее общества. Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы--классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).

Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их некоторое экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии. Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничъе-бюрократичском аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Быстро росла буржуазия, которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты.

Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили, источником формирования пролетариата. Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами. Положение российского рабочего класса существенно отличалось от западноевропейского. В России сложились тяжелые условия труда и быта, отсутствовали профсоюзы и система страхования рабочих. Все это поднимало их на борьбу за экономические права. Антиправительственная деятельность революционеров попадала на благодатную почву пролетарского недовольства жесткой системой эксплуатации, сложившейся в стране.

Таковы были основные участники внутриполитических отношений во второй половине 19 века. Рассмотрим эти отношения.

После убийства 1 марта 1881 г. царя на престол вступил его сын Александр III (1818--1881). По характеру Александр III был полной противоположностью отцу и напоминал своего деда -- Николая I. За короткое время он в своей политике отступил от линии Александра II практически во всех сферах общественной жизни.

В 80--90-х гг. самодержавием проводится ряд реакционных мер. В исторической литературе они известны как "контрреформы", т.к. преследовали цель ограничить действие реформ 60--70-х гг., которые, по мнению идеологов нового курса, ослабили законную власть в стране и привели к кризису. Идейными вдохновителями реакционного политического курса в то время стали бывший наставник Александра III, обер-прокурор Синода К.П. Победоносное и редактор "Московских ведомостей" М.Н. Катков.

8 марта 1881 г. Совет министров отклонил проект Конституции, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым. Вместо этого 29 апреля 1881 г. был обнародован Манифест "О незыблемости самодержавия", провозгласившей веру царя "в силу и истину самодержавной власти", которую он обязан охранять "от всяких на нее поползновений". Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник.- 2-е изд..- М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников,2000.- С.256

В соответствии с опубликованным 14 августа 1881 г. "Положением о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия" в стране фактически объявлялось чрезвычайное положение: каждый ее житель мог быть арестован, без суда сослан в отдаленную местность на 5 лет или предан военному суду. Местные власти были наделены правом закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земских собраний и городских дум.

В цикле контрреформ весьма важным представляется закон 1889 г. о введении должности земских начальников. Он утвердил новый социальный институт земских должностных лиц из числа потомственных дворян, который возвышался над всеми крестьянскими органами самоуправления. Земские начальники сосредоточили в своих руках всю административную и судебную власть на местах.

Под контролем земских начальников оказались и суды. Институт мировых судей прекратил существование. Часть судебных дел перешла на рассмотрение земского начальника, остальные дела были переданы в ведение волостного суда.

Вместо бессословных курий "Положение 1890 г." устанавливало сословные курии дворян и городских сословий. Крестьянство фактически лишалось выборного представительства: сам губернатор назначал гласных из числа избранных крестьянами кандидатов.

В 1892 г. контрреформа изменила порядок выборов в Городскую думу. Значительная часть городского населения (приказчики, мелкие торговцы, интеллигенция) лишалась права выборов. В то же время в Городской думе стали преобладать промышленники, торговцы, крупные чиновники, т.е. имущая часть городского населения.

Контрреформы не обошли стороной сферу культуры и образования. Так, все низшие школы были изъяты из ведения земств и переданы в ведение Синода. В большинстве своем школы становятся церковно-приходскими. Если в 1882 г. церковно-приходских школ насчитывалось 4,5 тыс., то в 1894 г. их стало 32 тыс., Российская история: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, А.Н. Макарова, Н.С. Кривцова и др..- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- С. 170 увеличение произошло не за счет открытия новых учебных заведений, а в результате перехода земских школ в статус церковно-приходских.

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введён циркуляр о «кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Усиление авторитарного режима должно было служить стабилизации внутриполитического положения., но все-таки не ослабило развития оппозиционного движения. Сложная социально-политическая структура России привела и к необычайной расстановке сил на внутриполитической арене. В странах Западной Европы в период смены феодализма капитализмом общенародную борьбу против абсолютизма возглавила буржуазия, лозунгами которой были требования политических свобод, установление республики или ограничение власти монарха законодательными актами. Иначе произошло в России. В развитии оппозиционного движения сформировалось два основных направления -- буржуазно-либеральное и революционно-демократическое.

Отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма - все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах - 46,6%).

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением. Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы. Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость - вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).


Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них - образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории. Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен. Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского. Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.


Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России - одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX века - «серебряный век» русской культуры

Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века - это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой - сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии - декадентства, символизма - являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.


Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов - членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909-1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого - настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.


Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906-1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков - Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.

Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

«Великие реформы» Александра II

60 - 70-е годы XIX века - время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как общества, так и государства.

Поводом к преобразованиям послужила проигранная Крымская война. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы России. Центральное место в преобразованиях Александра II занимает отмена крепостного права (крестьянская реформа).

Причины отмены крепостного права:

  1. Крепостное право было безнравственно и осуждалось всеми слоями русского общества.
  2. Сохранение крепостного права делало невозможным модернизацию страны, преодоление технико-экономической отсталости.
  3. Труд крепостных крестьян был малопроизводительным и, потому нерентабельным.
  4. Поскольку зависимые крестьяне были лишены возможности полноценно участвовать в рыночных отношениях, крепостное право обуславливало узость внутреннего рынка и препятствовало развитию капитализма.
  5. Продолжение крепостнической политики создавало угрозу повторения пугачевщины.
  6. Наличие крепостного права, очень похожего на рабство, подрывало международный авторитет России.

В январе 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому делу . В конце 1857 г. издан указ «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян» («Рескрипт Назимову ») по которому в каждой губернии из числа местных помещиков образовывались губернские редакционные комиссии по разработке проекта отмены крепостного права. В феврале 1858 г. Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Проекты, составленные в губернских комитетах, в 1859 г. поступили для обобщения в редакционные комиссии, образованные при Главном комитете.

Значительную роль в комиссиях играли либерально настроенные деятели – Я.И. Ростовцев (председатель комиссии) и, сменивший его на этом посту, Н.А. Милютин.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости » и «Манифест » об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы:

  1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа).
  2. Земельный надел крестьяне получали за выкуп. Около 20% суммы выкупа крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Оставшуюся сумму получал в кредит от государства на 49 лет.
  3. До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным » по отношению к помещику, т.е. продолжал нести феодальные повинности: платил оброк («испольщину ») и отрабатывал барщину («отработки »).
  4. Выкупленная земля переходила в собственность крестьянской общины. Право частной собственности на землю было привилегией только дворян-помещиков.
  5. «Положение» определило минимум земли, который должны оставить себе помещики. В черноземной полосе он составлял 2/3 земли, в нечерноземной –1/2, в степной – 1/3.
  6. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т.н. «отрезки »).
  7. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами ». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
  8. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

В 1863 г., на тех же условиях, были освобождены удельные (царские) крестьяне.

В 1866 г. получили свободу крестьяне государственные. Они не должны были выкупать свою землю, но были обложены высокими налогами.

Крестьянская реформа стала результатом компромисса между интересами помещиков, крестьян и правительства. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

Одним из следствий реформы стало массовое разорение помещичьих хозяйств. Дворяне просто не смогли правильно распорядится выкупными платежами и перестроить свои производства на капиталистический лад.

Обремененность крестьян различными платежами и повинностями, крестьянское малоземелье, аграрная перенаселенность, вызванная сохранением общины, и наличие крупного помещичьего землевладения стали источниками постоянных конфликтов между крестьянами и помещиками (т.н. аграрный вопрос ).

Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные все-таки имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 г. – восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии.

Земская реформа 1864 г.

Главными причинами земской реформы была необходимость создания эффективной системы местного самоуправления благоустройство русской деревни.. В губерниях и уездах создавались органы местного самоуправления – губернские и уездные Земские собрания. Гласные земств (депутаты) избирались по куриям. Большая часть депутатов была представителями землевладельческой курии, т.е. земская реформа повысила политическое влияние помещиков (это и было одной из целей реформы), тем не мене, земские органы считались всесословными.

В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений и т.д. Земства были лишены каких-либо политических функций. Запрещались межгубернские объединения земств.

Земская реформа – попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.

В 1870 г. была проведена Городская реформа, в соответствии с которой создавались городские Думы – аналог Земских собраний в городе.

Судебная реформа 1864 г.

В ее основе лежали следующие принципы: бессловность суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации, создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).

В процессе реформы были созданы Мировые суды для крестьян, учреждаемые в уездах. Они рассматривали малозначительные уголовные преступления и гражданские дела. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями.

Решения по уголовным делам в окружных судах принимались присяжными заседателями, выносившими вердикт обвиняемому. Они избирались по специальным спискам из лиц разных сословий.

Функции верховного суда получал Сенат.

Судебный процесс становился гласным и состязательным. Это означало, что прокурору (государственному обвинителю) противостоял независимый от администрации адвокат.

В соответствии с судебной реформой создавался институт нотариусов.

Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60 - 70-х годов.

Военные преобразования 60 - 70-х гг.

Необходимость военной реформы определялась общей военно-технической отсталостью русской армии, что создавало угрозу для безопасности России и подрывало ее международный авторитет. Кроме того, армия, основанная на рекрутчине, не соответствовала новой социальной структуре российского общества. Инициатором и руководителем реформы был военный министр Д.А. Милютин.

В ходе реформы упразднялись военные поселения, создавались военные округа (во главе с главнокомандующими), реорганизовывались военное министерство и главный штаб, учреждались юнкерские и военные училища. Быстрыми темпами стала развиваться военная промышленность.

Центральным звеном военной реформы явилось введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет на флоте. Для имевших образование и в зависимости от его уровня срок службы сокращался с 4 лет до 6 месяцев.

Преобразования в армии стали важным фактором демократизации общества, модернизации армии, способствовали повышению ее боеспособности – все это в полной мере проявилось в войне с Турцией 1877 - 1878 гг.

Значительные изменения были внесены в систему образования. Университетский устав 1863 г. расширял автономию университетов. В соответствии с Уставом средней школы (1864) гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые – в высшие технические учебные заведения.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялась предварительная цензура для большей части книг и литературных журналов.

Реформы 1860-70-х гг. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Не существовало никаких механизмов влияния общества на политику правительства.

Социально-экономическое развитие пореформенной России

Реформы 60 - 70-х гг. создали благоприятные условия для развития экономики страны и формирования капиталистических отношений.

Железнодорожное строительство было важнейшим направлением экономического развития пореформенной России, т.к. этот новый вид транспорта позволял значительно облегчить экспорт хлеба и укрепить обороноспособность страны. В1851 г. была открыта железная дорога от Петербурга до Москвы.

В 60-е гг. началась «железнодорожная горячка» - настоящий бум железнодорожного строительства. В эту отрасль широко привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной сети стала Москва. В 1869 г. вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными хлебородными губерниями юга России.

Новый этап усиленного железнодорожного строительству начался а 90-е гг. Министр финансов С.Ю. Витте (автор денежной реформы (введение золотого эквивалента рубля), позднее Председатель правительства) придавал ему особое значе¬ние. Теперь оно велось в основном за казенный счет. В 1891 г. началось строительство Транссибирской маги¬страли. В 1896 г. началось строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – восточной ветки Транссиба.

Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышлен¬ном развитии страны, т.к. посессионные крестьяне покинули мануфактуры. Вскоре, однако, промышленное развитие оживилось. Наиболее значительные успехи наблюдались в текстильном производстве, которое в то время было ведущей отраслью Русской промышленности. Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности, особенно в сахарной.

Очень трудно к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность, где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техниче¬ское перевооружение. В упадок приходят многие уральские заводы. Однако в это же время (с середины 70-х гг.) начинает формироваться новый центр промышленного производства в Донецком бассейне.

Экономика России, постепенно входила в мировую и начинала испытывать цикличные ко¬лебания ее развития. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные промыш¬ленные районы России - Московский, Петербургский, Уральский и Южный (Донбасс). В Московском районе преобладала текстильная промышленность. В Петербургском - металлообработка и машиностроение. Уральский и Южный районы были базой металлургической промыш¬ленности.

К началу 1890 -х гг. в России завершается, начавшийся еще в 1830-40 гг., промышленный переворот , т.е. переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному. Имел промышленный переворот и социальные последствия – происходил переход от сословной структуры общества к классовой. Основными классами общества стали пролетариат и буржуазия.

Сельскохозяйственное развитие России в пореформенный период было не столь успешным. Особенно сложным оно было в черноземных районах, где крестьяне с трудом переходили на новые способы ведения хозяйства.

Основным поставщиком экспортного хлеба оставались помещичьи хозяйства. Это свидетельствует о том, что развитие сельского хозяйства в России шло преимущественно по прусскому пути.

Признаки прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

  • Большие размеры наделов – латифундий.
  • Владельцами латифундий являются привилегированные помещики-латифундисты.
  • Обрабатывают наделы многочисленные низкооплачиваемые наемные рабочие (батраки) или рабы (как в США или в дореформенной России).

Только в степном Заволжье и на Северном Кавказе, где помещичье землевладение было слабым или его вообще не было, сельское хозяйство развивалось по американскому (фер¬мерскому) пути. Эти районы становились житницей Рос¬сии и основным поставщиком хлеба на экспорт.

Признаки американского пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

  • Небольшие размеры надела.
  • Надел принадлежит фермеру. В России их называют кулаками.
  • Обрабатывает надел сам фермер и немногочисленные батраки.

После реформы 1861 г. в русской деревне ускоряется социальная дифференциация – процесс выделение из общей массы крестьянства сельской буржуазии (кулаков ), владельцев крепких крестьянских хозяйств, обслуживающих собственные потребности (середняков ) и сельской бедноты (батраков ).

Развитие капитализма в деревне тормозилось сохранением общины («сельского общества»). Община выступала как собственник земли. Она занималась распределением земельных наделов (чтобы уровнять шансы на хороший урожай крестьяне получали землю чересполосно, т.е. в разных концах общинных земель). Основными органами общинного управления были сельский сход и избираемый им сельский староста. Одним из основополагающих для общины был принцип круговой поруки.

Общественное движение второй половины 50-60-х годов XIX в.

Реформы Александра II вызвали противодействие у консерваторов. Ярчайшим представителем этого направления стал М.Н. Катков – редактор «Московских ведомостей», покинувший после польского восстания 1863-1864 гг. лагерь либералов. Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде единство народа с царем.

Во второй половине XIX в. в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма, которые утверждаются в ряде земств. Либеральные земские деятели выдвинули лозунг «позитивной работы на местах», предпринимались также попытки создать общероссийский земский центр. Основную цель русские либералы видели в установлении конституционного правления. Наиболее известными деятелями либерально-земского движения были И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин.

В то же время значительную часть образованного общества захватили революционные настроения. Это направление общественного движения быстро теряло свой дворянский характер. Дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства быстро превращались в интеллигентов – разночинцев , стоящих вне сословий. Расставаясь со своим прошлым, они быстро переставали уважать устои, традиции (нигилизм ). Настроение общего пессимизма и ненависти к государству усиливалось введением в 1861 г. высокой платы за обучение в университетах. Именно разночинная интеллигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.

Реформа 1861 г. ни в коей мере не удовлетворила радикально настроенную общественность. Ее кумиром и вдохновителем становится Чернышевский. Очевидно, он был главным организатором «прокламационной кампании» 1861 г. В распространявшихся в Москве и Петербурге прокламациях содержались требования более решительных и последовательных преобразований, подкрепленные угрозой народного восстания. В ответ власть в 1861-1862 гг. произвела целый ряд арестов, Чернышевский был осужден на каторжные работы. На протяжении 1860-х гг. радикально настроенная интеллигенция несколько раз пыталась создать сильную организацию. Однако таковой не смогли стать ни группа «Земля и воля» (1861-1863, организация Чернышевского), ни кружок Н.А. Ишyтина (член которого Д.В. Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II), ни «Народная расправа» (1869) под руководством С.Т. Нечаева (члены организации убили по подозрению в предательстве студента Иванова). С.Т. Нечаев – автор книги «Катехизис революционера ».

Революционное народничество

На рубеже 1860-1870-х гг. происходит становление идеологии революционного народничества. Свое законченное выражение она обрела в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, эти идеологи возлагали особые надежды на крестьянскую общину в России, рассматривая ее как зародыш социализма (теория «общинного социализма» А.И. Герцена). Для народников было характерно негативное отношение к капитализму, который мог разрушить крестьянскую общину. Сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для их претворения в жизнь.

М.А. Бакунин (6унтарское направление народничества ) видел такое средство в немедленном крестьянском бунте, на который крестьян должна вдохновить своим примером революционная интеллигенция. При этом Бакунин и его сторонники отрицали необходимость государства, делая ставку на самоуправление общин. М.А. Бакунин и его соратник П. Кропоткин стали основоположниками русского анархизма.

П.Л. Лавров (пропагандистское направление ) поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную вдохновить на участие в ней народные массы путем длительной пропаганды.

П.Н. Ткачев (заговорщическое направление ) исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и, по существу, непреодолим. Поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину должна освободить интеллигенция, захватив путем вооруженного переворота власть и сверху проведя необходимые преобразования.

В конце 1860 - начале 1870-х гг. в России в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 г. их члены начинают массовое хождение в народ , с целью проведения революционной пропаганды. Однако поднять крестьян на революцию не удалось – все их призывы встречали в крестьянской среде недоверие и враждебность. Причина этого крылась в сохраняющейся в крестьянской среде вере в «доброго царя».

После неудачного хождения в народ, народники решают изменить свою тактику и перейти к «оседлой » (постоянной, систематической) пропаганде. В 1876 г. возникает «Земля и Воля » (вторая) – организация, игравшая роль координационного центра народнической пропаганды. Ее неудачная деятельность приводит народников к мысли о необходимости отказа от пропагандистских методов борьбы. В 1879 г. происходит раскол «Земли и Воли» на «Черный передел» и «Народную волю».

«Черный передел », лидерами которого были Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод и В.И. Засулич, остался на позициях пропаганды. Вскоре его члены покинули Россию и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда ».

«Народная воля » объединила народников – сторонников тактики индивидуального террора. Этот метод борьбы существовал и ранее в качестве дезорганизаторского метода работы «Земли и воли». Самой известной террористкой того времени стала В. Засулич (в дальнейшем – член «Черного передела»), которая в 1878 г. совершила покушение на петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. Позднее, суд присяжных оправдал Засулич, оправдав, тем самым, и политический террор вообще. Сама Засулич позднее отошла от террора.

Лидерами «Народной воли» стали А.И Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и В.Н. Фигнер.

Деятельность «Народной воли» привела к ответным мерам правительства. Не желая полностью сворачивать реформаторскую политику, Александр II начинает проводить своеобразную политику («Диктатура сердца »). 12 февраля 1880 г. была образована Верховная распорядительная комиссия. Во главе ее был поставлен М. Т. Лорис-Меликов, который, с одной стороны, продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем; с другой – провел ряд мер, смягчавших цензуру и произвол местной администрации. Кроме того, Лорис-Меликов представил царю проект демократических преобразований, предусматривающий, в частности, созыв центрального общероссийского земского органа («Конституция Лорис-Меликова »). Он был с восторгом встречен либералами и одобрен Александром II.

1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами. К власти пришел его сын Александр III. Проект Лорис-Меликова был отклонен. В стране воцарилась реакция, а народнические организации были разгромлены. Народовольцы Перовская, Михайлов, Кибальчич, Желябов и Рысаков были повешены.

В пореформенный период, в условиях интенсивного развития промышленности, заметным явлением общественной жизни становится рабочее движение. В 1875 г. в Одессе возник «Южно-российский союз рабочих» (руководитель Е.О. Заславский), в 1878 г. в Петербурге – «Северный союз русских рабочих» (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организации, будучи по сути марксистскими, в этот период находились под сильным влиянием народников.

В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова в Иваново-Вознесенске («Морозовская стачка»). В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения. Выступления рабочих подтолкнули правительство к принятию целого ряда законов.

Внутренняя политика самодержавия в конце XIX в.

Царствование Александра III (1881 - 1894) вошло в историю как время «контрреформ». Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (воспитатель нового императора), министр внутренних дел Д.А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М.Н. Катков, которые считали вредными любые заимствования с Запада и настаивали на корректировке уже проведенных реформ.

Практическая реализация нового курса свелась к следующему:

  1. Введение института Земских начальников (1889 ). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль и судебные функции над крестьянами. Власть земских начальников укрепила позиции помещиков и правительства.
  2. Земская контрреформа (1890 ). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось за счет снижения имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Все эти меры были призваны укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.
  3. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887).
  4. Университетский устав 1884 гг. фактически упразднил автономию университетов. Представителям «низших сословий» затруднялась возможность получения образования. «Циркуляр о кухаркиных детях » (1887 ) рекомендовал закрыть двери гимназии перед детьми не из дворянских семей.
  5. В соответствии с «Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия » (1881 ) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.
  6. Ужесточалось отношение к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин.

Рассматривая внутреннюю политику Александра III, важно подчеркнуть, что правительство осуществило ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян и рабочих.

В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, т.е. отменялись временнообязанные отношения. Создан Крестьянский банк (1882), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883 - 1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян.

В 80-е годы предпринимаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками, разработать основы законодательства о труде: запрещен труд малолетних, уменьшены штрафы и учреждена фабричная инспекция для надзора за соблюдение условий труда.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

После окончания Крымской войны главной задачей русской внешней политики стал пересмотр условий Парижского мирного договора (1856). Воспользовавшись противоречиями между европейскими государствами (прежде всего – Пруссией и Францией), российская дипломатия во главе с А.М. Горчаковым смогла успешно разрешить эту задачу, объявив в 1870 г. об отказе от выполнения условий Парижского трактата. Уже в начале 1870-х гг. Россия создает на Черном море военный флот, восстанавливает разрушенные крепости и приступает к решению Восточного вопроса.

1877-1878 гг. – последняя русско-турецкая война.

Причины войны:

  1. Стремление России решить Восточный вопрос.
  2. Необходимость оказания помощи братским балканским народам в их освободительной борьбе против османского ига.
  3. Перед Россией стоит задача возвращения Южной Бесарабии, потерянной в результате Крымской войны.
  4. Россия стремится вернуть себе утраченный после поражения в Крымской войне международный авторитет.

12 апреля 1877 г. Россия объявила войну Османской империи. Боевые действия шли одновременно на Балканах (под руководством И.В. Гурко и М.Д. Скобелева) и в Закавказье (М.Т. Лорис-Меликов). Основные события войны – оборона Шипкинского перевала и осада турецкой крепости Плевны (взять ее удалось только в ноябре 1877 г., в осаде участвовал Э.И. Тотлебен). В Закавказье взяты крепости Батум и Эрзурум. В феврале 1878 г. в местечке Сан-Стефано под Константинополем был подписан договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали полную независимость. Болгария становилась автономным княжеством. России возвращалась Южная Бесарабия.

Однако усиление России на Балканах и в ближневосточном регионе напугало западноевропейские державы и, прежде всего, Германию. Они выразили протест против условий Сан-Стефанского договора. Летом 1878 г. в Берлине состоялся конгресс, на котором Россия оказалась в полной изоляции. В результате Сан-Стефанский договор был пересмотрен. Сербия, Черногория и Румыния сохранили независимость, но Болгария была разделена на две части: Северная получала полную автономию, а Южная оставалась турецкой провинцией. Колонии Турции были разделены между европейскими государствами.

В конце ХIХ в. Германская империя усиливается и начинает восприниматься русским правительством как самый опасный противник. Еще в 1873 г. Россия соглашается на создание «Союза трех императоров » с участием Австро-Венгрии и Германии, надеясь таким образом предотвратить обострение отношений с ними. Однако Разногласия между его членами оказались слишком велики и 1878 г. «Союз» распался.

В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключают т.н. Тройственный союз , направленный против Франции, но угрожавший и России.

Российское правительство было вынуждено начать поиски союзника, теперь уже для совместной борьбы против Тройственного союза. В 1891-92гг. создается франко-русский союз. Так было положено начало Антанте (от франц. – согласие), противостоящей Тройственному союзу.

Важной задачей стоящей перед российским внешнеполитическим ведомством была демаркация (четкое определение) границы с Китаем. В 1858 г. Подписан Айгунский договор, по которому граница проведена по реке Амур. Уссурийская тайга и устье Амура остались в совместном владении обоих государств. В 1860 г. – Пекинский договор. Воспользовавшись слабостью Китая, Россия присоединяет Уссурийскую тайгу и устье Амура.

Еще одним направлением внешней политики стало присоединение Средней Азии.

В 1864 г. Бухарский эмират и Хивинское ханство, потерпев ряд военных поражений, признали вассальную зависимость от России. Кокандское ханство, объявившее России газават, было уничтожено как государство: в 1876 г. его земли были включены в состав Туркестанского края. Борьба с туркменскими племенами завершилась только 1881г., когда М.Д. Скобелевым были взяты Ашхабад и Геок-Тепе.

Присоединение к России стало благом для местного населения: прекратились феодальные междоусобицы; стала уходить в прошлое кровная месть; было отменено рабство. Местное население сохраняло свой язык, религию, культуру, национальные обычаи.

В 1867 г. Аляска была продана США за 7,2 млн. долларов.

Культура второй половины XIX в.

Основу среднего образования по-прежнему составляли гимназии, реальные и коммерческие училища. Однако право поступления в университет давали только гимназии. В 1878 г. открываются Высшие женские (Бестужевские) курсы, положившие начало высшему женскому образованию.

Русская наука и техника в пореформенный период была представлена целой плеядой выдающихся ученых. В области математики продолжали свои работы П.Л. Чебышев, А.М. Ляпунов, С.В. Ковалевская (первая в мире женщина-профессор математики). В химической науке А.М. Бутлеров предложил теорию химического строения веществ, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Крупные научные открытия были сделаны в физике. А.Г. Столетов исследовал и описал фотоэлектрические явления. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу и впервые осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин сконструировал лампу накаливания. Основным направлением научной деятельности А.С. Попова было изучение электромагнитных явлений, ее итогом стало изобретение радио. Большое значение для становления авиастроения и практического воздухоплавания имели труды Н.И. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэромеханики. Первые опыты по конструированию летательных аппаратов (самолетов) были произведены А.Ф. Можайским.

Биологические науки в этот период развивались под влиянием эволюционного учения. Работы И.И. Мечникова по эволюционной эмбриологии, патологии и иммунологии были признаны учеными всего мира. У истоков отечественной физиологической школы стоял И.М. Сеченов. Одним из направлений его научной деятельности было изучение психики человека. И.П. Павлов осуществил широкие экспериментальные исследования в области высшей нервной деятельности и сформулировал основные положения теории условных рефлексов. Развитие агрономической науки связано с именами В.В. Докучаева (основоположник современного почвоведения) и К.А. Тимирязева (исследователя физиологии растений).

Появляются новые обобщающие труды по русской истории: 29-томная «История России с древнейших времен » С.М. Соловьева и «Курс русской истории » его ученика В.О. Ключевского. Начинают свою научную, педагогическую и общественную деятельность такие яркие представители русской исторической науки как С.Ф. Платонов и М.Н. Покровский. Заметным событием научной жизни стали работы М.М. Ковалевского по всеобщей истории.

Русские географы и путешественники продолжают исследования малоизученных территорий нашей планеты. Адмирал Ф.П. Литке осуществил обследование Камчатки, Чукотки и некоторых островов в северной части Тихого океана. Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, П.П. Семенов-Тяньшанский во время своих путешествий изучали районы Центральной и Средней Азии. Н.Н. Миклухо-Маклай – побережье Новой Гвинеи и острова Тихого океана.

Основным процессом, происходящим в российской литературе и искусстве этого периода стала демократизация. Художественная культура приобретает более простой, общедоступный характер.

Вторая половина XIX в. – важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Е. Салтыкова-Щедрина, А.А. Фета и многих других оказало огромное влияние на русскую и мировую литературу.

В живописи, как и литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок », объединившее большинство художников-реалистов – И.Н. Крамской (портрет Л.Н. Толстого), А.К. Саврасов («Грачи прилетели »), И.Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» ), В.И. Суриков («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком» ), выступавших против «академизма» в изобразительном искусстве.

По своим эстетическим взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М. Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермак», «Нестор-летописец», «Иван Грозный» .

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник «Тысячелетие России ». Микешин являлся также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову – в Пятигорске).

Использованием народных мотивов отличалось в эти годы музыкальное искус¬ство. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в операх А.С. Даргомыжского («Русалка »), М.П. Мусоргского («Борис Годунов »), Н.А. Римского-Корса¬кова («Царская невеста »), А.П. Бородина («Князь Игорь »), составивших кружок музыкантов, известный как «Могучая кучка ». Наиболее популярным в эти годы было творчество П.И.Чайковского, создавшего выдающиеся оперные («Евгений Онегин», «Пиковая дама» ), балетные («Лебединое озеро», «Щелкунчик» ) и симфонические (1-й Концерт для фортепиано с оркестром) произведения.

В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика (совмещение в одном произведении признаков разных стилей). Разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль.

Примерами данного стиля стали в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семенов и В.О. Шервуд),Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н. Померанцев).

Для самых широких слоев русского общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актерском искусстве, заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские актеры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова. Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве.

Литература 2 половины 19 века сыграла важную роль в общественной жизни страны. В этом уверены большинство современных критиков и читателей. В то время чтение было не развлечением, а способов познания окружающей действительности. Для писателя само творчество становилось важным актом гражданского служения обществу, так как у него была искренняя вера в силу творческого слова, в вероятность того, что книга сможет воздействовать на ум и душу человека так, чтобы он менялся к лучшему.

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы "Мертвые души" и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

"Натуралисты"

В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями "натуральной школы".

В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой - представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.

Большую популярность среди них получает жанр В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители "натуральной школы" - Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.

Революционеры-демократы

К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.

В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.

Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.

"Эстетическая критика"

Во 2 половине 19 века в литературе направление "эстетической критики" получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.

"Чистое искусство" должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители "органической критики". В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.

Почвенники

Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.

Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах "Эпоха" и "Время" они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Самое яркое произведение этого направления - роман Тургенева "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Жанр романа

Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого "Война и мир", политический роман Чернышевского "Что делать?", психологический роман Достоевского "Преступление и наказание", социальный роман "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.

Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.

Поэзия

В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.

В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.

В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.

К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.

Драматургия

Вторая половина XIX столетия - время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака ("Шагреневая кожа", "Пармская обитель", "Евгения Гранде"), Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр"), Теккерея ("Ньюкомы", "Ярмарка тщеславия", "История Генри Эсмонда"), Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо", "Простая душа").

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями "Оливер Твист", "Записки Пикквикского клуба", Жизнь и приключения Никласа Никклби", "Рождественская песнь", "Домби и сын" зачитываются и в России.

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера "Цветы зла". Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.

error: