Личное и жизненное пространства. Сужение жизненного пространства Типы пространственной организации жизненного мира людей

Жизненное пространство человека — это некая область его бытия в природной и общественной реальности. Жизнь каждого человека ограничена возрастными пределами, запрограммированными в его генотипе, и конкретными условиями существования. Относительная кратковременность пребывания индивида в этом мире не дает ему возможности полностью реализовать себя даже при наличии благоприятных условий.

Поэтому жизненное пространство каждой личности принципиально не замкнуто, непрерывно переходя в жизненное пространство других людей. Оно предстает как совокупность множества объективных связей и отношений, в которые вынужден постоянно вступать человеческий индивид на протяжении всей своей жизни и деятельности. Кроме того, необходимо отметить неисчерпаемость жизненного пространства человека в количественном и качественном отношениях. Речь идет о весьма специфических особенностях протекания жизни в детстве и молодости, зрелости и старости, а также в различных географических, климатических, исторических и социально-культурных условиях становления и саморазвития личности, ее расцвета.

Сугубо человеческие задатки у ребенка — это продукт длительной природной эволюции живой материи, отразившейся в наследственно закрепленном генотипе. Однако в реальной жизни эта «закодированная» информация сама по себе реализоваться не может. Для этого необходимы определенные условия. Даже элементарные, заданные природой способности к речи, прямохождению и т.п. развиваются у ребенка постепенно, в процессе практического постижения им исторически сложившихся стереотипов владения языком, абстрактного мышления и т.д. Ведь способность мыслить (особенно понятийно) не проявляется сама по себе, а формируется при активном участии окружающих в результате жизнедеятельности человека в общественной среде. Именно общественные связи и отношения определяют то исходное жизненное пространство ребенка, которое дает ему шанс стать востребованной обществом личностью, возможно, даже выдающейся, и при этом развить в себе уникальную индивидуальность. Исходя из этого, жизненное пространство человека следует понимать как некую возможность мыслить, чувствовать, любить и быть любимым, созидать и т.д.

Человек — единственное земное существо, которое осознает свою роль во Вселенной и чувствует ответственность за собственные поступки, постоянно развивает и укрепляет в себе личностные качества. Психологи давно и не без основания утверждают, что человеческий индивид не рождается личностью, а становится ею в результате общения и воспитания. «Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или личности младенца, — утверждал известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979), — хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более возрастных этапах» . Жизненное пространство человека как личности включает в себя все специфические параметры протекания познавательных и творческих процессов, интеллектуальные и эмоционально-чувственные способности, способы мышления и стили восприятия мира, морально-этические и правовые формы общения и множество иных свойств и качеств в сфере организации личностного бытия.

Таким образом, жизненное пространство личности философы определяют как объективные территориально-временные обстоятельства и субъективно-личностные факторы жизнедеятельности человека, которые позволяют ему сознательно строить свою собственную жизнь (судьбу), предполагающую тот или иной смысл, а также цели и средства, находящиеся в сложных и неоднозначных отношениях между собой. Такое жизненное пространство, будучи по содержанию общественным феноменом, по форме для каждой отдельной личности всегда проявляется строго индивидуально. Оно открывается с момента рождения человека, но не завершается умиранием. В четко очерченных границах территориально-временного жизненного пространства человеческий индивид фактически совершает внутреннее восхождение от некоего природного существа к духовной личности, чувства, мысли и дела которой продолжают жить и развиваться в других людях. «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет», — писал А.С. Пушкин . Действительно, жизненное пространство личности выходит далеко за пределы ее физического существования, причем масштабы его определяются тем, насколько она социально и духовно значима.

Вопрос о жизненном пространстве тесно связан с проблемой отношения к природе как к объективному полю реального бытия. Издавна природу называли матерью, человек обязан был любить и беречь ее. С Нового времени отношение к природе меняется: она становится мастерской человека, который, будучи подотчетен только одному Богу, превращается в ее господина. Природа с тех пор предстает как некая инертная сила, требующая покорения. Вспомним в этой связи известные высказывания, ставшие афоризмами: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин», «Нечего ждать милости от природы -взять ее наша задача!». И только возникшие глобальные проблемы привели человечество к осознанию того, что природа — его родной дом. А это значит, что о нем надо заботиться как о самом себе: беречь, сохранять и восстанавливать все утраченное.

Жизненное пространство человека ныне характеризуется как особая социально-культурная, духовно-нравственная атмосфера. А потому вся ответственность за его формирование и за сохранение морального климата в обществе лежит на самих людях. Следует отметить, что разного рода проекты по преобразованию природы, совершенствованию общества, а также выбираемые средства и способы решения конфликтных ситуаций никогда не были и в принципе не могут быть исключительно безошибочными. Они всегда содержат в себе немалую долю риска. Однако это вовсе не означает, что деятельность человечества с каждым днем становится все более негативной, как вырождается и оно само, снижая уровень своей нравственной ответственности. Наоборот, жизненное пространство современного человека, неразрывно связанное с культурой, созиданием ценностей, а также с критическим осознанием собственных достижений и промахов, улучшается. Однако сегодня каждому человеку как никогда следует стремиться быть самим собой, то есть определять четкие и ясные цели на всех временных этапах жизнедеятельности и не отступать от них, «быть для самого себя» (Э. Фромм).

Когда же индивид осваивает шаблонный тип личности, навязываемый ему несовершенным обществом, он перестает быть самим собой. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, более того, появляется осознанный страх перед одиночеством и собственным бессилием. Из этого следует, что каждый член общества обязан овладевать искусством жить по-человечески. Иначе говоря, он должен научиться самостоятельно заботиться о своем физическом и нравственном состоянии. Разумный образ жизни обнаруживает меру в желаниях, полезную и даже необходимую для физического и духовного самосовершенствования. Поиски такой меры удовольствия от жизни, которая сделала бы человека счастливым на всех этапах его жизненного пути (от младенчества до глубокой старости), ведутся давно — еще со времен Гиппократа. Все это тесно связано с проблемой смысла жизни, найти который — значит, по сути, обрести себя, обнаружить «в-самом-себе-бытие», то есть постигнуть свои потенциальные духовные возможности, определить свою роль в природной среде, найти собственное место в потоке социального движения.

Если индивид не обретет «в-самом-себе-бытия», его существование по отношению к вечности будет пустым, призрачным. Человеческая жизнь должна иметь назначение, цели и разнообразные средства их достижения. Проблема утраты человеком смысла жизни имеет сегодня не столько психологический характер, сколько социально-моральный. Этим во многом и объясняются социально-нравственные патологии, которые вызывают сегодня нестерпимую боль в общественном организме. Речь идет о разгуле преступности, зачастую жестокой и бессмысленной, о распространении опасных заболеваний, алкоголизма, наркомании, о росте самоубийств. Скольких человеческих трагедий могло бы не быть, если бы люди не были столь ограничены в реализации своих потенциальных творческих возможностей, не были бы лишены стремления строить свою жизнь в полном согласии с разумом, совестью.

Осмысленно принимать на себя всю полноту ответственности за свои действия, поступки, за реализацию своих планов — это значит найти смысл собственной жизни, то есть обнаружить свое истинное «Я», «осуществить» себя в себе. Однако осуществить себя до конца удается далеко не каждому человеку. А причиной тому служит несовершенное общество, которое сделало его личностью, но ограничило его саморазвитие. Именно об этом писал Сент-Экзюпери: «Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми» .

В настоящее время значительно возрос интерес к философскому осмыслению проблем смерти, с неизбежностью которой человеку очень трудно смириться. Эта сторона осознания жизни имеет непреходящее значение, ведь смерть есть ее незримое продолжение.

Чаще всего понятие «жизненное пространство» употребляют со словом «организация», подразумевая наведение порядка на своем рабочем месте, распределение рабочего времени и прочие мероприятия, связанные с самоорганизацией. Никто не будет спорить, что такого рода организация и оптимизация жизненного пространства очень важна, так как без этого достичь успеха в любой из сфер жизни невозможно. Но есть более интересное определение жизненного пространства, которое ему дает психология, вот с этой точки зрения мы его и рассмотрим.

Психология жизненного пространства

Это понятие было введено психологом Куртом Левиным, который считал, что человеческая жизнь проходит не столько в реальном мире, сколько в мире, сформированном его сознанием на основании накопленных знаний и опыта. При этом психолог предлагал рассматривать личность и ее представления о мире как единое целое, а все факторы, влияющие на его сознание, он называл жизненным пространством. Надо заметить, что это пространство совершенно не подчиняется физическим законам, человек может сидеть в одиночной камере, но при этом его жизненное пространство будет охватывать километры. На его размеры оказывает влияние мировоззрение человека, и чем оно шире, тем большим жизненным пространством личность может обладать.

Размеры этого пространства не постоянны, увеличиваясь по мере взросления. Чаще всего своего максимума оно достигает к середине жизни, постепенно уменьшаясь к старости. Жизненное пространство может уменьшаться у тяжелобольного или подавленного человека, ему ничего не интересно, нет тяги к новым знаниям и знакомствам. Иногда этот процесс может быть обратимым.

Если никаких серьезных болезней нет и до старости еще далеко, свое жизненное пространство можно легко расширить. Нужно просто перестать быть равнодушной, в мире происходит столько всего интересного – ученые совершают открытия, появляется новая музыка, фильмы и книги, археологи раскапывают древние города, перечень этот можно продолжать бесконечно. Наша жизнь – это книга, и только от нас зависит, будет она наполнена удивительными историями или на ее изломанных блеклых страницах останется только серость и грязь.

Сужение физического жизненного пространства для человека в возрасте после 60 лет все более напоминает процесс, обратный тому, который наблюдается в детстве: неограниченное в принципе для доступа пространство мира в более молодом возрасте все больше сужается сначала до пределов района, потом - улицы, затем - двора, дома и наконец постели.

Наиболее часто посещаемыми местами в жизненном пространстве становятся отнюдь не театры (их вообще не посещает 85% пенсионеров), не му-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 603


В пожилом возрасте происходит значительное

сужение жизненного пространства и снижение

психофизических возможностей.

зеи (не посещает 82%), не выставки (не посещает 78%) и не библиотеки (не посещает 78%) (Патрушев В. Д. , 1998). Их место теперь занимают магазины, аптеки, поликлиники, ближайшие «забегаловки» (выпивают 1 раз в неделю и чаще 23% мужчин в возрасте около 70 лет) (Потанина Ю. А., 1999) и лавочки, беседки перед домом.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Само взаимодействие пожилого человека с окружающими предметами постепенно качественно изменяется. Снижение его психофизических возможностей с неизбежностью приводит к появлению необходимых вспомогательных средств: очков, зубных протезов, ручной тележки для перемещения тяжестей, трости и некоторых других. Наличие этих предметов, с одной стороны, помогает пожилому человеку более или менее эффективно действовать, а с другой - создает ему дополнительные неудобства и заботы.

Например, при чтении всякий раз приходится доставать очки, протирать их стекла; во время еды протезы могут вызывать чувство дискомфорта - на неудовлетворительное качество зубных протезов жалуются 34% мужчин и 48% женщин (Потанина Ю. А., 1999); трость, которая помогает сохранять равновесие и смягчить боли во время ходьбы, порождает опасения забыть ее где-то (по данным того же автора, палочкой пользуются около 12% семидесятилетних).

Вследствие снижения подвижности и скорости перемещения пожилому человеку приходится по-новому рассчитывать время на совершение различных действий, процедур и переходов, например время для своего прибытия в назначенное место к назначенному часу.



У многих пожилых людей физические действия вызывают боли в суставах, мышцах, пояснице, что значительно ограничивает их возможности, например, по содержанию в порядке своего жилища, одежды, обуви. 71,1% пожилых людей нуждается в доставке продуктов, 77% - в стирке белья, 72% - в уборке жилища, 23,6% - в приготовлении пищи (Карпенко-ваТ. В., 1998).

Окружающий физический мир все больше заставляет пожилого человека быть бдительным и вызывает чувство напряжения в связи с возможным возникновением различных опасностей. Все опаснее становится везде: дома, на лестнице, на улице, в общественном транспорте, в закрытом помещении и в сквере - на одиноко стоящей скамье, в толпе и в одиночестве. 22% мужчин и 39% женщин в возрасте около 70 лет не чувствуют себя в


604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

безопасности нигде (Потанина Ю. А., 1999). Таким образом, физический мир становится все менее податливым, надежным, управляемым, предсказуемым и все более опасным.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Из изложенного выше становится понятным, что и социальный мир для человека в этом возрасте постепенно приходит в противоречие с накопленным опытом, знаниями и умениями. Кажется, что молодые люди только делают вид, что прислушиваются к мнению стариков. Конфликты с молодым поколением - распространенное явление (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

В современном обществе «опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым людям не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не уважаемы молодыми как "стратегические учителя"» (Краснова О. В., 1997, с. 5).

Между тем у многих именно в этом возрасте впервые появляется стремление быть полезным и нужным людям (Шахматов Н. Ф., 1996). Однако молодые видят в этом стремлении назойливость, старческое брюзжание и не принимают его всерьез.

Пожилым людям, сохранившим здравый смысл и рассудок, остается только мудро смириться со своим положением «отставших от жизни» и терпеливо, в меру сил и способностей помогать близким - детям, родственникам, друг другу- Если позволяют силы - работать и таким образом общаться с людьми, иначе наваливается нестерпимое одиночество.

В российских условиях, кроме того, работа - это средство для выживания пожилых. В новых экономических условиях изоляция пожилых людей усилилась: 63% пенсионеров отметили, что по сравнению с 1991 г. круг и интенсивность общения у них уменьшились (Патрушев В. Д., 1998).

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

Наиболее оптимальным типом семьи в этом возрасте оказывается супружеская пара. При этом важным условием сохранения благоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционное распределение домашних обязанностей (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

Следует отметить еще раз, что в этом отношении больше «везет» мужчинам, поскольку из них в возрасте около 70 лет в браке состоит 75%, в то время как женщин - всего 35%.

Факторы развития

В связи с появлением у пожилых людей большого количества свободного времени возникает вопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение к использованию свободного времени - это не только вопрос здравого смысла и пользы для окружающих, но и воп-


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 605

рос, имеющий отношение к личному здоровью: среди пенсионеров, рационально использующих свободное время, хронически больных только 7-26%, среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредные привычки и т. д.) тяжелобольных 97% (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). 7,7% работающих и 4,1% неработающих пенсионеров продолжают учиться и повышать свою квалификацию. Занятия остальных в свободное время - это просмотр телевизионных передач (84,6%), интерес к радиокомпозициям (80%), чтение литературы (72%) и общение (69%).

РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Приближающийся конец жизни неизбежно поднимает перед пожилым человеком «вечные вопросы». Не исключено, что религиозность, усиливающаяся в пожилом возрасте, и является реакцией на обострение актуальности этих вопросов. Вера в Бога дает надежду на то, что с окончанием физического существования существование души не прекратится, а приобретет какую-то новую форму.

Как бы там ни было, но среди верующих, по разным данным, лиц старше 60 лет от 53% до 65,8% (Каариайнен К., Фурман Д. Е., 1997; Новикова Л. Г., 1998).

Предположение о том, что пожилые надеются на спасение после смерти, по-видимому, верно потому, что среди верующих всех возрастов 45% верят в загробное существование души (не исключено, что большая часть из них - пожилые люди), 52% - в рай, 46% - в ад, 49% считают, что «жизнь имеет смысл потому, что есть Бог» (Каариайнен К., Фурман Д. Е.). Всего же верующих среди лиц старше 18 лет в нашей стране в настоящее время - 47%.

СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ


Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно. У многих из них к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни.

Так называемая «счастливая старость» сопровождает тех, кто по отношению к жизни занимает позицию, сходную с позицией Екклезиаста: все в жизни - знания, звания, почетные должности, межличностные отношения, деньги - все это «суета сует».

Людям с такой позицией свойствен спокойный, созерцательный взгляд на сегодняшнюю жизнь, на происходящие события. По существу, это не пассивная, а активная позиция, поскольку она определяет характер и форму поведе-

«Счвстливвя старость».


606 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

ния, деятельности и общения человека. Пожилые люди с такой позицией меньше спорят, меньше драматизируют события, чаще говорят «да», хотя при этом остаются при своем мнении и проводят свою линию поведения. Они не сидят на месте, а неторопливо действуют в соответствии со своими укоренившимися интересами, привязанностями и личными стремлениями. Они не делают решающих ставок на будущее, а наслаждаются текущим настоящим.

Важно то, что такая счастливая старость возможна даже при неблагоприятных условиях - не очень хорошем здоровье и материальном неблагополучии (Шахматов Н. Ф., 1996, с. 65).

РЕЗЮМЕ

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.

У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.

Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.


ГЛАВА 6

СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ

1еловек отличается от всех других живых существ тем, что он знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни.

Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти.

Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т. п. Заметим, кстати, что концепция реинкарнации существовала и в христианстве до 553 года, пока не была осуждена Вторым Константинопольским собором. Кто-то вообще не верит ни в какие формы жизни после смерти. Однако для всех знание о неизбежности смерти является важнейшим обстоятельством, непосредственно влияющим на жизнь человека. В определенной мере можно утверждать, что именно знание о неизбежности смерти придает жизни смысл.

Описать с психологической точки зрения финальный период жизни че
ловека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что
тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоис
следованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно лич
ностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-
объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному
воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возра
стным параметром на отношение к ______________________________

смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья, наконец. Несмотря на это, мы все-таки по-


608 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...) ШШШШШШШШШШШШШШШ

стараемся рассмотреть некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти.

СТРАХ СМЕРТИ

В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum, 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% ответили «да» (Jeffers & Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг, 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг, 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.

Хотя мы начали с человека и впоследствии окружили его психологической средой, было бы ближе к левиновской идее (идти от общего к частному) начать с жизненного пространства и дифференцировать в нем человека и среду. Ибо жизненное пространство есть вселенная психолога; это вся психологическая реальность. Оно содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения человеческого индивида в данной психологической среде и в данное время. Поведение (B, behavior) есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

"Задача динамической психологии – однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент" (Lewin, 1936а).

Тот факт, что жизненное пространство окружено физическим миром, не означает, что жизненное пространство – часть физического мира. (Рис. 9-3.) Скорее, жизненное пространство и пространство за его пределами – дифференцированные и отдельные регионы большей тотальности. Что это за тотальность, – какова эта большая вселенная – конечная или бесконечная, являет она хаос или космос – не имеет к психологии никакого отношения, за исключением одного важного момента. События, существующие во внешнем регионе и соседствующие с границей жизненного пространства – Левин назвал этот регион "внешней оболочкой жизненного пространства" – могут материально воздействовать на психологическую среду. То есть непсихологические события могут изменять психологические. Левин полагал, что изучение событий, происходящих во внешней оболочке, может быть названо "психологической экологией". (1951, гл. VIII). Первый шаг психологического исследования – установить природу событий, существующих на границе жизненного пространства, поскольку эти факты помогут определить, что возможно, а что – нет, что может случиться в жизненном пространстве, а что не может. Левин проделал эту работу перед тем, как предпринял исследование пищевых навыков у людей и возможности их изменения. (1943, 1951, гл. VIII).

События в психологической среде также могут вызывать изменения в физическом мире. Между этими двумя мирами – двустороннее сообщение. Соответственно, говорят, что граница между жизненным пространством и внешним миром обладает свойством проницаемости. Граница напоминает проницаемую мембрану или сеть – скорее, чем стену или жесткий барьер. Отметим по ходу дела, что физический мир не может прямо коммуницировать с человеком, равно как и человек не может напрямую коммуницировать с внешним миром. Событие, прежде чем повлиять на человека или испытать его влияние, должно стать фактом психологической среды. Это ясно при взгляде на рисунок, изображающий человека полностью окруженным пространством психологической среды.

Указание на проницаемую границу между жизненным пространством и физическим миром чрезвычайно важно. Поскольку события в непсихологическом мире могут кардинально менять все течение событий в жизненном пространстве, предсказания, основанные только на знании психологических законов, несерьезны. Никогда нельзя быть уверенным заранее, что какое-то событие из внешней оболочки не нарушит границу жизненного пространства и не перевернет вверх тормашками психологическую среду. Случайная встреча, неожиданный телефонный звонок, авария, как известно, могут изменить течение жизни. Поэтому, подчеркивает Левин, для психолога реальнее понять конкретную, в данный момент существующую психологическую ситуацию при помощи описания и объяснения в терминах теории поля, нежели попытаться предсказать, как собирается вести себя человек в некотором будущем.

Следует отметить другое свойство жизненного пространства. Хотя человек окружен психологической средой, он – не часть среды и не включен в нее. Психологическая среда заканчивается у периметра круга, так же, как непсихологический мир – у периметра эллипса. Однако, граница между человеком и средой также проницаемы. Это означает, что события среды могут влиять на человека, P=f(E), и наоборот, E=f(P). Прежде, чем мы перейдем к обсуждению природы этих явлений, следует ввести еще одну дифференциацию в отношении структуры человека и среды.

error: