Какие славянские племена жили на территории Древней Руси. Карта расселения славянских племен

На территории России проживает около 200 народов. История некоторых из них уходит в далекие тысячелетия до нашей эры. Мы выяснили, какие коренные народы России самые древние и от кого они произошли.

Славяне

Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару лишних тысячелетий.

Первый, кто попытался определить возраст славянского народа, был монах Нестор, взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: « От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ… »

С точки зрения археологии, первой культурой, которую можно назвать праславянской была так называемая культура подклошовых погребений, получившая название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она зародилась между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры. В какой-то степени, можно считать, что ее представители были праславянами.

Башкиры

Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».

Марийцы или Черемисы

История финно-угорского народа марийцев начинается в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).

Некоторые историки отождествляют их с полу-легендарными фиссагетами – древним народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель. Из них впоследствии выделились марийцы, расселившиеся от правобережья Волги между устьями Суры и Цивиля.

Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии со стороны готских, хазарских племен и Волжской Булгарии. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства.

Саамы

Предки северного народа саамов – культура Комса, пришли на север в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чье название переводится как сама «земля» своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры и дофинскому европеоидному населению. Вторые, известные в научном мире как культура сетчатой керамики, населяли во II-I тыс. до нашей эры широкую территорию от среднего Повольжья до севера Фенноскандии, включая Карелию.

По словам историка И. Манюхина, смешавшись с поволжскими племенами, они образовали древнесаамскую историческую общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари — в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо и «арктической», в северной Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове.

Вместе с этим возникает саамский язык и складывается физический облик лопарей (русское обозначение саамов), который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.

Вероятно, первое письменное упоминание о саамах относится к 325 году до нашей эры и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о неком народе «фенни» (finoi). Впоследствии, о них же писал Тацит в I веке нашей эры, рассказывая о диком народе фениев, живущем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.

Народы Дагестана

На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По мнению историка В. Алексеева, кавкасионская группа сложилась на той же территории, что она занимает и теперь на основе древнейшего местного населения позднего каменного века.

Вайнахи

Вайнахские народы, к коим относятся чеченцы («нохчи») и ингуши («галгаи»), равно как и многие народы Дагестана, относятся к древнему кавкасионскому антропологическому типы, как говорил еще советский антрополог проф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их корни стоит искать в куро-аракской археологической культуре, обитавшей на территории Северного Кавказа в IV начале III тысячелетия до нашей эры, а также в майкопской культуре, заселившей в этот же период предгорья Северного Кавказа.

Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.

В средневековье на формирование вайнахских народов сильное влияние оказало государство Алания в предгорьях Северного Кавказа, павшее в XIII веке под копытами монгольской конницы.

Юкагиры

Малочисленный сибирский народ Юкагиры («люди мезлоты» или «дальние люди») можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.

Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.

Вплоть до XIX века многочисленные племена юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы и другие) занимали обширную территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться в следствии эпидемий и междоусобиц. Часть племен была ассимилирована якутами, эвенами и русскими. Согласно переписи населения 2002 года, численность юкагиров сократилась до 1509 человек.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Славянские племена на территории России в X в.

Завершение войны Игоря с Византией и обмен мирными посольствами благоприятствовали тому, что в византийских источниках появились первые точные данные о славянских племенах и городах. В Записках Константина Багрянородного сведения о Руси были зафиксированы со слов византийцев, ездивших с посольством в Киев, либо послов русов, прибывших в 944 г. в Константинополь для заключения мирного договора. Наиболее подробно в сочинении императора описано путешествие через днепровские пороги, которое сопряжено было со смертельным риском. В Записках воспроизведено скандинавское (русское) и славянское наименование большинства порогов. По мнению лингвистов, славянские названия порогов подверглись в византийской записи меньшему искажению, чем скандинавские. Это указывало на то, что составители Записок использовали славянские источники информации. Знания лица, представившего императорским чиновникам сведения о Руси, ограничивались преимущественно киевской округой. Из семи славянских городов, названных в Записках, четыре располагались в Южной Руси. Их названия (Киова, Чернигога, Вусеград и Вятичев) переданы более точно, тогда как имена двух городов вне киевской округи искажены до неузнаваемости (Мелиниски и Телиуцы). Последнее название вообще не поддается расшифровке. Среди славянских племен названы кривитеины (кривичи), лендзанины (лендзяне) и деревленины (вервиааны, древляне). Об этих племенах автор Записок получил более подробную информацию и поэтому упоминает о них дважды. Кроме них названы северяне (северии), другувиты (дреговичи) и ультины (уличи). Названия племен словен, полочан, витичей, волынян, тиверцев, обитавших вдали от Киева, в Записках не фигурируют. Составители Записок проявили большую осведомленность в отношении Киева и киевской округи. Однако в византийском списке славянских племен отсутствуют поляне, жившие в самом Киеве. В то же время авторы Записок повествуют о неких лендзянах, отсутствующих в "Повести временных лет". Возникает предположение о тождестве этих племен. Как установлено в литературе, слово "ледзяне" воспроизводит самоназвание поляков (lendjane; русск. лядский, ляхи). То же самое значение имеет слово "поляне". Наименование полян великопольских земель и полян из киевской округи совпадает. Примечателен порядок перечисления племен в Записках Константина Багрянородного . Лендзяне упомянуты в одном случае рядом с кривичами, а в другом - рядом с уличами и древлянами. Если соседями лендзян были кривичи (с одной стороны), древляне и уличи (с другой), то это значит, что они обитали как раз в тех местах, которые, по летописи, занимали поляне и радимичи. Это небольшое племя тоже осталось неизвестным Константину Багрянородному , как и племя полян. Можно высказать предположение, что малочисленные племена полян и радимичей были осколками большого племени, сохранявшего единство в середине X в., но распавшегося в XI-XII вв. Отражением этого факта были припоминания об общих родоначальниках и общем происхождении племен, записанные летописцем. "Радимичи бо и вятичи, - утверждал Нестор, - от ляхов: бяста бо 2 брата в лясех - Радим и другий Вятко, и пришедъша седоста Радим на Съежу, и прозвашася радимичи, а Вятько седе с родом своим на Оце, от него же прозвашася вятичи". Радом был одним из старинных городов Польши. Слова "Радим" и "радимичи" соотносятся с этим топонимом.

Жители Киева считали себя полянами, что и определило отношение летописцев к этому племени: "Мужи мудри в смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дни". Мудрые поляне имели обычай "кроток и тих", к родственникам "великое стыденье имеху" имели "брачный обычай". Напротив того, радимичи, вятичи и их соседи "живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто и срамословье пред отцы...". Очевидная пристрастность суждения ставила Нестора в затруднительное положение. Если бы он признал, что поляне имеют общих предков с радимичами и вятичами, тогда рассуждения об особой мудрости и добродетелях полян лишились бы основания. Становится понятным, почему летописец решил обойти молчанием вопрос о происхождении полян, хотя проблема происхождения этого племени и его первого князя Кия относилась к числу самых злободневных. Поляки, записал Нестор, поселились на Висле, и "от тех ляхов прозвашася поляне"; "тако же и ти словене пришедшие и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, седоша в лесах"; "полянам же жившем особе по горам сим" и пр. Объяснив, что древляне получили свое имя, потому что жили в лесу, летописец оставил читателя в полном неведении, почему будущие киевляне, поселившись "на горах", стали именоваться "поляне". Назвав на одной странице польских полян и полян киевских ученый книжник не стал пояснять, в каких отношениях между собой находились эти племена. Между тем название великопольских ляхов-полян строго соотносилось с названием киевских лендзян-ляхов-полян. Имя Киова (араб. Куявия) близко топониму Куявия в Польше. В договоре киевского князя Игоря 944 г. один из старших киевских "архонтов" (конунгов) носил характерное для полян-поляков имя Володислав.

Исследователи выражали удивление по поводу того, что крохотное племя полян сыграло столь выдающуюся роль в истории Руси. В самом деле, малочисленное племя едва ли могло выжить, а тем более подчинить себе куда более могущественные племена, окружавшие его и занимавшие огромные территории. По признанию Нестора, поляне были "обидимы" ближайшими соседями - древлянами, племенем отнюдь не крупным. Записки Константина Багрянородного объясняют дело. До середины X в. поляне, радимичи, и, вероятно, вятичи сохраняли принадлежность к единому племени лендзян, которое не уступало по численности и могуществу союзу кривичей или ильменских словен. Норманнское завоевание ускорило распад этого племени. Жившие в Поднепровье лендзяне подчинились русам, тогда как вятичи еще долго оставались под властью хазар. Старые племенные связи подверглись разрушению на славянских землях, которые были освоены норманнами в первую очередь. Эти земли первыми подверглись также и христианизации.

Константин Багрянородный подробно описал полюдье русов. В этом описании отсутствуют поляне и радимичи. Русы не ходили в полюдье к лендзянам (полянам, радимичам) по той причине, что земли лендзян в Поднепровье стали местом их обитания, тогда как вятичи еще оставались данниками хазар.

Нестор был образованным монахом, талантливым и добросовестным писателем. Его описание быта и нравов древних славян отнюдь не было вымыслом. Летописец лишь следовал впечатлениям современной ему жизни. К началу XII в. киевские поляне не только приняли крещение, но и прониклись христианским духом, тогда как их бывшие соплеменники радимичи и вятичи еще оставались язычниками. В середине X в. лендзяне на всей территории от Киева до земель радимичей за Днепром и вятичей на Оке оставались язычниками. Лишь после принятия христианства различия между столицей и периферией выступили наружу.

Предание о польском происхождении полян было известно Нестору. Но над ним довлела злоба дня - трения между христианской столицей и языческими окраинами, споры, чья волость - Киевская или Новгородская - была древнее, "кто в Киеве нача первее княжити" и пр. Отвечая на все эти вопросы, киевские летописи изложили легенду о Кие. Летописный рассказ о трех братьях, основателях Киева, по-видимому, имел в основе фольклорный сюжет. Трое братьев Кий, Щек и Хорив приплыли и сели на трех горах (Киевской горе, Щековице и Хоривице), сестра же их Лыбедь села под горой на реке Лыбедь. Легенду о братьях - основателях города или государства можно встретить в фольклорных источников многих стран. Киевские летописцы не преминули сообщить о происхождении Рюрика, Радима, Вятко и пр. и умолчали о происхождении родоначальника всех киевлян - первого киевского князя. Это значительно снижает историческую ценность легенды о Кие.

В современном мире Россия является крупнейшей страной, занимающей обширную площадь - более семнадцати тысяч квадратных километров. Два континента делят ее на части - европейскую и азиатскую. Каждая из них больше по территории многих не таких уж и маленьких государств Земли.

По количеству населения, однако, наша страна стоит только на девятом месте. Число россиян сегодня не дотягивает и до ста пятидесяти миллионов человек. Проблема в том, что большая часть территории страны лежит под безлюдными степями и тайгой, например, именно такими являются самые отдаленные области Сибири.

Впрочем, это компенсируется количеством проживающих здесь народов. Так было предопределено прошлым. Исторически Россия является многонациональным государством, которым стала, впитывая в себя соседние народы, привлекая чужаков большими территориями и богатствами. По официальным данным, сейчас в российском государстве проживает почти двести народов, резко различающихся по численности: от русских (более ста десяти миллионов человек) до кереков (менее десяти представителей).

Сколько нас?

Сколько народов проживает на территории России? Как это узнать? Ведущими источниками полезной информации о населении нашей страны служат статистические переписи, регулярно проводимые в последние годы. При этом, по современным методикам и согласно демократическим подходам, данные национальной принадлежности жителей России по происхождению не отмечаются в документах, из-за чего цифровой материал для переписи появлялся на основе самоопределения россиян.

Итого в последние годы немногим более 80 % граждан страны объявили себя русскими по национальности, на представителей прочих народов осталось лишь 19,1 %. Почти шесть миллионов участников переписи вообще не смогли выделить свою национальность или определили ее в виде фантастического народа (эльфы, например).

Подводя окончательные подсчеты, надо отметить, что совокупный объем народов страны, которые не считают себя русским населением, не превысил двадцати пяти миллионов граждан.

Это говорит о том, что этнический состав населения России очень сложный и требует постоянного особого внимания. С другой стороны, существует один крупный этнос, служащий своего рода стержнем всей системы.

Этнический состав

Основа национального состава России - это, разумеется, русские. Этот народ происходит своими историческими корнями из восточных славян, которые проживали на территории Руси с древнейших времен. Значительная часть русских существует, конечно, в России, однако большие прослойки есть в ряде бывших союзных республик, в США. Это самая значительная европейская этническая группа. На сегодняшний момент в мире проживает более ста тридцати трех миллионов русских.

Русские - титульный народ нашей страны, его представители доминируют в значительном числе регионов современного российского государства. Разумеется, это приводило к побочным следствиям. Распространение этой нации на протяжении нескольких столетий на обширной территории в ходе исторического развития привело к образованию диалектных, а также отдельных этнических групп. Например, на побережье Белого моря живут поморы, составляющие субэтнос местных карелов и приехавших в прошлом русских.

Из числа более сложных этнических объединений можно отметить группы народов. Самую крупную группу народов представляют славяне, главным образом из восточной подгруппы.

В совокупности же в России проживают представители девяти больших языковых семей, сильно расходящиеся по языку, культуре, быту. За исключением индоевропейской семьи, они в основном имеют азиатское происхождение.

Таков приблизительный этнический состав населения России на сегодняшний день по официальным данным. Что можно сказать определенно, так это то, что наша страна отличается значительным многообразием национальностей.

Самые крупные народы России

Национальности, проживающие в России, достаточно четко разделяются на многочисленные и малочисленные. К числу первых, в частности, относятся:

  • Русские жители страны численностью (по последней переписи) более чем сто десять миллионов человек.
  • Татары нескольких групп, достигшие 5,4 млн человек.
  • Украинцы, насчитывающие два миллиона человек. Основная часть украинского народа проживает на территории Украины, в России представители этого народа появились в ходе исторического развития в дореволюционный, советский, новейший периоды.
  • Башкиры, еще один кочевой в прошлом народ. Их численность составляет 1,6 млн человек.
  • Чуваши, жители Поволжья - 1,4 млн.
  • Чеченцы, один из народов Кавказа, - 1,4 млн и т. д.

Существуют и другие народы с аналогичной численностью, сыгравшие немаловажную роль в прошлом и, возможно, будущем страны.

Малые народы России

Сколько народов проживает на территории России из числа малых? Таких этносов в стране немало, но в общем объеме они представлены слабо, поскольку очень малочисленны. К этим национальным группам принадлежат народы финно-угорской, самодийской, тюркской, сино-тибетской группы. Особенно небольшими являются кереки (крохотный народ - всего четыре человека), народ водь (шестьдесят четыре человека), энцы (двести семьдесят семь), ульты (почти триста человек), чулымцы (чуть больше трех с половиной сотен), алеуты (почти полтысячи), негидальцы (чуть более пятиста), орочи (почти шестьсот). Для всех них проблема выживания является острейшим и повседневным вопросом.

Карта народов России

Помимо сильного разброса в численности национального состава России и неспособности многих этносов в современности поддерживать свою численность самостоятельно, существует еще и проблема распределения на территории страны. Население России расселено очень неоднородно, что вызвано прежде всего экономическими побуждениями как в историческом прошлом, так и в современности.

Основная масса находится в области между прибалтийским Санкт-Петербургом, сибирским Красноярском, черноморским Новороссийском и дальневосточным Приморским краем, где лежат все большие города. Причины этого - хороший климат и благоприятный экономический фон. К северу от этой территории находится многолетняя мерзлота, вызванная вечным холодом, а к югу - огромные просторы безжизненной пустыни.

По плотности населения одно из последних мест в современном мире получила Сибирь. На ее обширной территории постоянно находится менее 30 миллионов жителей. Это составляет только 20 % от всего населения страны. В то время как по своей обширной площади Сибирь достигает три четверти просторов России. Наиболее же густонаселенными местами являются направления Дербент - Сочи и Уфа - Москва.

На Дальнем Востоке значительная плотность населения проходит по длине всей Транссибирской трассы. Повышенные нормы плотности заселения выделяются и в области Кузнечного угольного бассейна. Все эти районы притягивают россиян своими экономическими и природными богатствами.

Самые большие народы страны: русские, в меньшей степени татары и украинцы - главным образом расположены на юго-западе государства. Украинцы на сегодняшний день в большинстве своем находятся на территории Чукотского полуострова и в Ханты-Мансийском округе, в далекой Магаданской области.

Другие малочисленные народы славянской этнической группы, как то поляки и болгары, не создают крупных компактных групп и разбросаны по территории всей страны. Достаточно компактной группой польское население находится лишь в Омской области.

Татары

Численность татар, проживающих в России, как отмечалось выше, превзошла уровень трех процентов от общего российского населения. Около трети из них компактно обитает в регионе РФ под названием Республика Татарстан. Групповые расселения существуют в регионах Поволжья, на крайнем севере и проч.

Значительная часть татар - сторонники ислама суннитского толка. Отдельные группы татар обладают языковыми отличиями, культурой и бытом. Общий язык находится в рамках тюркской группы языков алтайской языковой семьи, у него есть три диалекта: мишарский (западный), более распространенный казанский (средний), немного отдаленный сибирско-татарский (восточный). В Татарстане этот язык проявляется как официальный.

Украинцы

Один из многочисленных восточнославянских народов - украинцы. На их исторической родине проживает более сорока миллионов украинцев. Кроме того, значительные диаспоры существуют не только в России, но и в странах Европы и Америки.

Украинцы, проживающие на территории России, в том числе трудовые переселенцы, составляют около пяти миллионов человек. Значительное их число находится в городах. Особенно большие группы этого этноса размещены в столице, в нефтеносных и газоносных районах Сибири, Крайнего Севера и проч.

Белорусы

В современной России белорусы, с учетом их общей численности в мире, со-став-ля-ют большое количество. Как показывает пе-ре-пи-сь российского на-се-ле-ния 2010 г., белорусов, проживающих на территории России, немногим более полумиллиона человек. Зна-чи-тель-ная доля бе-ло-ру-сов находится столицах, а также в ряде ре-ги-о-нов, например в Карелии, Калининградской области.

В дореволюционные годы большое количество белорусов переезжало в Сибирь и на Дальний Восток, позднее там существовали национальные административные единицы. К концу восьмидесятых годов белорусов было на территории РСФСР более одного миллиона человек. В наши дни их число сократилось в два раза, но очевидно, что белорусская прослойка в России будет сохранена.

Армяне

Армян, проживающих в России, достаточно много, правда, по разным источникам, их число расходится. Так, по материалам переписи 2010 г., в России находилось немногим более одного миллиона человек, то есть меньше одного процента от совокупного населения. По предположениям же армянских общественных организаций, количество армянской прослойки в стране еще в начале двадцатого века превысило два с половиной миллиона человек. А президент России В. В. Путин, говоря о количестве армян в России, озвучивал цифру в три миллиона человек.

В любом случае армяне играют серьезную роль в общественной и культурной жизни России. Так, армяне работают в российском правительстве (Чилингаров, Багдасаров и др.), в шоу-бизнесе (И. Аллегрова, В. Добрынин и др.), в прочих сферах деятельности. В шестидесяти трех регионах России существуют региональные организации Союза армян России.

Немцы

Немцы, проживающие в России, - это представители этноса, пережившего противоречивую и в чем-то даже трагическую историю. Массово переселяющиеся в восемнадцатом-девятнадцатом веках по приглашению российского правительства, они в основном селились в Поволжье, западных и южных губерниях Российской империи. Жизнь на хороших землях была привольной, но в двадцатом веке исторические события больно ударили по немцам. Сначала Первая мировая, затем Великая Отечественная войны привели к массовым репрессиям. В пятидесятые-восьмидесятые годы прошлого века шло замалчивание истории этого этноса. Не зря в девяностые годы началась массовая миграция немцев, число которых, по некоторым сведениям, едва превышает число в полмиллиона.

Правда, в последние годы начинается эпизодическая реэвакуация из Европы в Россию, но пока она не достигла больших масштабов.

Евреи

Сколько евреев проживает в России в настоящее время, сказать непросто в силу их активной миграции как в Израиль, так и обратно в российское государство. В исторических прошлом в нашей стране евреев было много - в советскую эпоху несколько миллионов. Но с распадом СССР и значительной миграцией на историческую родину количество их сократилось. Сейчас, по данным общественных еврейских организаций, в России находится примерно один миллион евреев, половина из них - жители столицы.

Якуты

Это тюркоязычный достаточно многочисленный народ, коренное, приспособленное к местным условиям население региона.

Сколько якутов в России? По данным Всероссийской переписи отечественного населения 2010 года их насчитывалось несколько менее полумиллиона человек в основном в Якутии и близлежащих регионов. Якуты - самый многочисленный (около половины населения) народ и наиболее значимый из коренных народов российской Сибири.

В традиционной экономике и материальной культуре этого народа много близких, сходных моментов со скотоводами южной Азии. На территории Средней Лены образовался вариант экономики якутов, объединяющий кочевое скотоводство и наиболее важные экстенсивные виды промыслов (добыча мяса и рыбы), подходящий к местной. На севере региона также существует самобытная форма упряжного оленеводства.

Причины расселения

История этнического состава населения России в ходе ее развития крайне неоднозначна. Ускоренное заселение российского государства украинцами произошло еще в эпоху Средневековья. В шестнадцатом-семнадцатом веках по указаниям государственных органов поселенцы с южных земель направлялись на восток для освоения новых территорий. Через некоторое время туда же стали пересылать представителей социальных слоев из разных регионов.

Представители интеллигенции добровольно переселялись в Санкт-Петербург в эпоху, когда этот город имел статус столицы государства. В наше время украинцы составляют в России самую крупную по количеству людей этническую группу после, разумеется, русских.

На другом полюсе находятся представители малых народов. В особой опасности находятся кереки, имеющие самую меньшую численность. Согласно последней переписи, их осталось лишь четыре представителя, хотя еще пятьдесят лет назад кереков насчитывалось всего сто человек. Ведущими языками для этих людей бывают чукотский и общепринятый русский, родной керекский встречается лишь в форме обычного пассивного языка. Кереки по уровню культуры, обычной повседневной деятельности очень близки с чукотским народом, из-за чего находились в постоянной ассимиляции с ним.

Проблемы и будущее

Этнический состав населения России в будущем, несомненно, будет развиваться. В современных условиях хорошо заметно возрождение этнографических традиций, культуры народов. Однако развитие этносов испытывает ряд проблем:

  • плохая рождаемость и постепенное сокращение большинства народов;
  • глобализация, а вместе с тем влияние культуры и быта крупных народов (русского и англосаксонского);
  • общие проблемы экономики, подкашивающие хозяйственную базу народов и так далее.

Многое в такой ситуации зависит и от самих национальных правительств, в том числе российского, и от общемирового мнения.

Но хочется верить, что малые народы России будут дальше развиваться и увеличиваться в последующие столетия.

На территории России проживает около 200 народов. История некоторых из них уходит в далекие тысячелетия до нашей эры. Мы выяснили, какие коренные народы России самые древние и от кого они произошли.

Славяне

Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару лишних тысячелетий.

Первый, кто попытался определить возраст славянского народа, был монах Нестор, взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…».

С точки зрения археологии, первой культурой, которую можно назвать праславянской была так называемая культура подклошовых погребений, получившая название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она зародилась между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры. В какой-то степени, можно считать, что ее представители были праславянами.

Башкиры


Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».

Марийцы или Черемисы


История финно-угорского народа марийцев начинается в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).

Некоторые историки отождествляют их с полу-легендарными фиссагетами – древним народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель. Из них впоследствии выделились марийцы, расселившиеся от правобережья Волги меду устьями Суры и Цивиля.

Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии со стороны готских, хазарских племен и Волжской Булгарии. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства.

Саамы


Предки северного народа саамов – культура Комса, пришли на север в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чье название переводится как сама «земля» своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры и дофинскому европеоидному населению. Вторые, известные в научном мире как культура сетчатой керамики, населяли во II-I тыс. до нашей эры широкую территорию от среднего Повольжья до севера Фенноскандии, включая Карелию.

По словам историка И. Манюхина, смешавшись с поволжскими племенами, они образовали древнесаамскую историческую общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари - в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо и «арктической», в северной Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове.

Вместе с этим возникает саамский язык и складывается физический облик лопарей (русское обозначение саамов), который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.

Вероятно, первое письменное упоминание о саамах относится к 325 году до нашей эры и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о неком народе «фенни» (finoi). Впоследствии, о них же писал Тацит в I веке нашей эры, рассказывая о диком народе фениев, живущем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.

Народы Дагестана

На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По мнению историка В. Алексеева, кавкасионская группа сложилась на той же территории, что она занимает и теперь на основе древнейшего местного населения позднего каменного века.

Вайнахи


Вайнахские народы, к коим относятся чеченцы («нохчи») и ингуши («галгаи»), равно как и многие народы Дагестана, относятся к древнему кавкасионскому антропологическому типы, как говорил еще советский антрополог проф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их корни стоит искать в куро-аракской археологической культуре, обитавшей на территории Северного Кавказа в IV начале III тысячелетия до нашей эры, а также в майкопской культуре, заселившей в этот же период предгорья Северного Кавказа.

Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.

В средневековье на формирование вайнахских народов сильное влияние оказало государство Алания в предгорьях Северного Кавказа, павшее в XIII веке под копытами монгольской конницы.

Юкагиры


Малочисленный сибирский народ Юкагиры ("люди мезлоты" или "дальние люди") можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.

Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.

Вплоть до XIX века многочисленные племена юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы и другие) занимали обширную территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться в следствии эпидемий и междоусобиц. Часть племен была ассимилирована якутами, эвенами и русскими. Согласно переписи населения 2002 года, численность юкагиров сократилась до 1509 человек.

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьими головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск.
Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь".

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».

Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.

Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты.
В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами.
Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей.
Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами.

Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.
По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.
Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок.

Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь.
В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями.

Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.
Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.
Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян.

Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

error: