История написания вечернее размышление о божием величестве. Анализ произведения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. М.В. Ломоносов – сатирик

Ломоносов утверждал волнообразную теорию света, занимался теорией горения, изучал электричество, в том числе атмосферное электричество.

В следующей строфе поэт-ученый выдвигает четыре научные гипотезы, которыми пытается объяснить феномен северного сияния. В своем “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” (1753) Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: “Сверх сего ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году в “Рито-рике” напечатана, содержит мое давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть мо-жет”1.

Но это гипотезы, которые на уровне знаний времен Ломоносова невозможно проверить. Поэт осознает это: “Сомнений полон наш ответ О том, что окрест ближних мест”. Но неразгаданность тайны не смущает поэта. Он продолжает задавать новые вопросы – о пределах Вселенной, о начале и конце мира, о величии Творца.

В этом стихотворении поэт и ученый предстают перед нами в нерасторжимом единстве. Мысль ученого увлекается к звездам поистине поэтическим вдохновением. В этом страстном отношении к науке, в настойчивом стремлении постичь тайны мира – величие гения Ломоносова.

Обратимся к формулировкам главной идеи “Вечернего размышления…”, которые ученики записывали дома и читали в начале урока.

– Как после комментированного чтения стихотворения вы скорректируете свои формулировки?

Обсуждаем и записываем одну из наиболее удачных формулировок.

Жанр “Вечернего размышления…” определяют как оду. Предметом оды становится не только мудрость и добродетель царей, не только воинская доблесть и победы русского оружия, но и загадочность природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла.

Знаменитый советский физик С. И. Вавилов замечал: “Разнообразие деятельности Ломоносова удивительным образом совмещалось в нем вполне гармонически. Его стихи во многих лучших образцах – редкий вид высокой научной поэзии: ее с полным правом можно сопоставить с изумительной древнеримской естественно-научной поэмой Лукреция “О природе вещей”, которую Ломоносов хорошо знал. Он находил необычайные для выразительности слова и строки для отвлеченных и сложных понятий”. Ломоносов

Продолжал традицию, начатую Титом Лукрецием Каром (I век до Рождества Христова); традицию же Ломоносова в русской поэзии в XX веке продолжил ученый Александр Лео-нидовичЧижевский (1897-1964), биофизик, основоположник гелиобиологии, один из пионеров космической биологии.

II. “Ода на деньвосшествия на Всероссийский Престол ея Величества государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года”. Прославление России, мира, науки и просвещения

Комментированное чтение

Учитель читает оду по строфам, ученики рассказывают, как они поняли содержание, находят старославянские слова, объясняют их смысл.

В Первой строфе Поэт обращается к тишине – в традициях латинской поэзии прославляет блага мирной жизни.

Во Второй строфе Утверждает, что в мире нет ничего краше “Елисаветы и тебя”, то есть тишины: выше императрицы только блага мирной жизни.

Третья строфа: Елизавета, вступив на престол, положила конец Русско-шведской войне 1741-1743 годов. Имя “Елизавета” по-древнееврейски означает “Божья благодать”. Таким образом, автор использует игру слов (в традициях Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, который в обращении к царевне Софье использовал значение имени царевны – “мудрость”).

Я россов счастьем услаждаюсь…

– Кто впервые назвал россиян россами?

Мы видим, что Ломоносов продолжает и развивает традиции русской поэзии.

В Четвертой строфе – прямое обращение к царице: “Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас…”

“…Петровы возвышали стены До звезд плескание и клик!” – весь Петербург радовался и рукоплескал, слыша слова Елизаветы о прекращении войны.

Пятая И Шестая строфы – похвала Елизавете. Среди важнейших ее заслуг – забота о науке: “…Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет”.

Седьмая – девятая строфы – прославление Петра. Традиционно для поэзии классицизма обращение к античной мифологии.

Десятая – одиннадцатая строфы – сожаление о смерти Петра и “кроткой Екатерины”.

Двенадцатая – пятнадцатая строфы – радость по поводу воцарения Елизаветы, ее восхваления. Но среди похвал автор вновь напоминает о необходимости развивать науки, указывает на их практическую пользу:

Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

…Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Ломоносов высказывает свои желания, облекая глаголы в форму будущего времени.

Шестнадцатая – двадцатая строфы – описание малоосвоенных просторов России: Сибири, Дальнего Востока, Приморья.

Елизавета, к которой обращается поэт, вместе с ней как бы с высоты осматривая Россию, решает поддержать науки (по замыслу поэта): “И се Минерва ударяет В верь-хи Рифейски копием…” (богиня мудрости Минерва, у греков Афина, ударяет копьем в вершины Уральских гор). Эта фраза должна означать примерно следующее (в переводе на современный): “И вот Елизавета, поняв практическую важность научных изысканий, увеличивает ассигнования на развитие географии, геологии и других естественных наук”. В результате “…Сребро и злато истекает Во всем наследии твоем”. Плутон – бог подземного мира – страдает от того, что русские открывают новые залежи полезных ископаемых, в том числе золота и серебра.

Двадцать вторая И Двадцать третья строфы, уже известные ученикам, призывают юношей заниматься науками и восхваляют их пользу.

К сожалению, Елизавета, позволившая открыть Московский университет, все же не поняла важности наук и до конца дней ценила Ломоносова в основном как придворного поэта.

…Тебя Зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.

После комментированного чтения, когда смысл оды становится понятен ученикам, даем им домашнее задание.

Можно распределить строфы оды между учениками класса. Каждый выучит наизусть “свою” строфу и выпишет из нее с объяснениями старославянизмы и имена римских богов.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение “своей” строфы оды. Составить словарь старославянизмов, имен античных богов, встречающихся в этой строфе.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одной-двух басен Ломоносова (например, “Мышь некогда, любя святыню…”, “Послушайте, прошу, что старому случилось…”, “Жениться хорошо, да много и досады…”).

(No Ratings Yet)

Урок на тему – М. В. Ломоносов. “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”

Другие сочинения по теме:

  1. Ученики уже много вспомнили о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Предложим им самостоятельно прочитать статью учебника (с. 42-44). Что...
  2. “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год ” – лучшая ода Ломоносова. Возле источников новой русской художественной...
  3. Главными создателями теоретической системы русского классицизма были (если следовать за хронологией) Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков. Но недаром Белинский весь начальный...
  4. Дата народження – 19 вересня – 1711 Дата смерті – 15 квітня – 1765 Ломоносов, Михайло Васильович – один з...
  5. В оде Ломоносова царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России....
  6. Пушкин, как и Ломоносов, вводит в литературный язык как книжные, так и разговорные средства выражения в отличие от карамзинистов, которые...
  7. Возрождение севернее Альп отличается и от современного ему итальянского Ренессанса и от стадиально присутствующей средневековой культуры. Отличия Северного Возрождения от...
  8. Тема. Жизнеутверждающая лирика Анакреонта Цель: Ознакомить с биографическими сведениями об Анакреонта, учить определять особенности лирики поэта; развивать ассоциативное мышление;...
  9. В мире существует около трех тысяч профессий. Бесспорно, все они важны. Но с годами я все больше убеждаюсь в том,...
  10. ЦЕЛЬ: Рассмотреть природную зону как зональный природный комплекс ЗАДАЧИ: 1) Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах...
  11. Запишем в тетрадях и подготовим выразительное чтение высказывания М. В. Ломоносова о русском языке из “Российской грамматики”: “Карл пятый, римский...
  12. Цель: Заинтересовать личностью Сапфо; ознакомить с творчеством поэтессы; совершенствовать привычки работы с текстом; развивать чувство прекрасного; воспитывать толерантность. Оборудование: Карточки...
  13. Цель: Показать на материале стихотворения, как литература формирует и воспитывает личность, провозглашая лучшее в человеке; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения,...
  14. Действие романа “Евгений Онегин” развивается с 1819 по 1825 года. Именно в настоящее время, насыщенное большими политическими событиями в истории...
  15. В век компьютерных технологий, когда эпистолярный стиль свелся к нулю, нужно не забывать об огромной пользе писем и дневниковых записей....

Соединение в одном лице поэта и ученого заметно в его стихах «Утреннее» (см. его полный текст и анализ) и «Вечернее размышление о Божием величестве» (см. его полный текст и анализ). Они относятся к числу его духовных од .

Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Чтение оды

«Размышления» Ломоносова – и это, быть может, самое удивительное – принадлежат к числу ранних его произведений. Они написаны в 1743 году, через четыре года после «Оды на взятие Хотина », которой Ломоносов дебютировал на поэтическом поприще. В его активе к этому времени было только пять од и переложение 143-го псалма. Ни каждое порознь, ни все вместе они не предсказывали как будто грандиозных идей и гениальной лапидарности «Размышлений». Между тем оказывается, что Ломоносов изложил в них свои устоявшиеся научные взгляды, по сей день изумляющие глубиной прозрения и смелостью полета мысли.

«Божие величество», поставленное в заглавие стихотворений представляет для Ломоносова синоним необъятности природы, величия материального и духовного мира. Ломоносов рассуждает как ученый-естествоиспытатель, но рассказывает о результатах своих наблюдений языком поэта. Он настойчиво желает разрешить загадки космоса, еще недоступные опытному познанию, и выдвигает в этих стихах научные гипотезы, на которые потом будет ссылаться в ученых трудах.

В «Слове о явлениях воздушных» Ломоносов замечает: «Франклинова догадка о северном сиянии от моей теории весьма разнится. Сие мое слово было уже почти готово, когда я о Франклиновой догадке уведал. Сверх сего ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747-м году в «Риторике» напечатана, содержит мое давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может».

Северные сияния занимали Ломоносова всю жизнь. Они поразили его воображение в ранней юности, и, став ученым, он принялся изучать их, желая постичь природу этого необыкновенного феерического явления. Ломоносов зарисовывал сияния, которые ему удавалось наблюдать в Петербурге, и эти рисунки сохранились.

Ломоносов. Утреннее размышление о божием величестве. Чтение оды

В 1753 году он высказал предположение об электрической природе северных сияний, а в последние годы жизни приступил к написанию капитального, в трех томах, труда «Испытание причины северного сияния и подобных явлений». Он остался неоконченным.

Другие материалы по творчеству Ломоносов М.В.

  • Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» (Восприятие, истолкование, оценка)
  • Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Ломоносова М.В.
  • Анализ лирического произведения М.В. Ломоносова «К статуе Петра Великого»
  • Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

История создания и жанр. В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов - лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии - Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.

В творчестве выдающегося ученого, мыслителя, поэта М.В. Ломоносова жанр духовной оды получает распространение не только в своей традиционной форме, но и как особый жанр научно-философской лирики. В этих произведениях он выражает веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением.

Хотя духовная тематика не была самой распространенной в литературном творчестве Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящен именно этим вопросам. К жанру духовной оды в творчестве Ломоносова принято относить следующие произведения: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», а также стихотворные переложения из текстов Священного Писания (фрагменты из книги Иова; переложения псалмов 3,14, 26, 34, 70, 116, 143, 145). Все духовные оды Ломоносова написаны в промежутке между 1743 и 1751 гг. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изысканиями. Это время, когда Ломоносов стремится всеми силами способствовать развитию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петербургской Академии Наук, где большинство ученых и административных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом немцы. Его духовные оды стали философской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяющего сферу ее приложения в условиях своего отечества.

Тематика и проблематика. Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задается разнообразными нравственно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования». Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, - замечает М.В. Ломоносов, - если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии». Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»1. Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

Две рассматриваемые оригинальные оды Ломоносова не имеют библейского источника, как остальные, они навеяны научными занятиями поэта астрономией и физикой. «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» представляют собой опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении...» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния. В «Утреннем размышлении...» рисуется научно достоверная, как ее себе представляли в XVIII в., картина солнечной поверхности:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

В этих одах появляется образ человека-исследователя, он подобен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.
(«Утреннее размышление...»)

Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

При этом он говорит о смятении человека перед непознаваемостью законов мироздания:

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются в этих духовных одах с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину;

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»

Идея и пафос. В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивидуальность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энциклопедического научного мышления создает грандиозные космические картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божественного творения, а также ощущение неисповедимого божественного Промысла и непознаваемости глубинных связей, конечных причин, лежащих в основе мироздания.

Поэт выражает в этих духовных одах чувство потерянности и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы. Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:

Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна!
О, коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!

(«Утреннее размышление о Божием величестве») ,

Именно этот эмоциональный диссонанс - с одной стороны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой - смятение перед непознаваемостью мира - порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являются гимном и элегией одновременно.

Значение произведения. Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обращалась к духовным проблемам, создавая высочайшие художественные творения, которые принесли ей мировую славу. В конце XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева наследует традиции ломоносовских духовных од, особенно в создании картин ночного пейзажа. Конечно, классицизм с его строгим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосновой, не мог исчерпать себя. В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших воедино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.

Ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» принадлежит перу Ломоносова.

Однако Ломоносов был не только великим физиком и химиком, но еще и поэтом. Он написал много стихотворений и поэм, ставших .

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» – это одно из самых известных произведений великого ученого. Приведем его не краткое содержание, а полный оригинал, так как он совсем не большой.

Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Пароды там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

Анализ «Вечернего размышления о Божием величестве»

Теперь давайте проведем краткий анализ «Вечернего размышления о Божием величестве».

Как известно, Михаил Ломоносов был вспыльчивым и эмоциональным человеком. Так вот его однажды арестовали из-за конфликта с иностранными профессорами, работающими в Санкт-Петербургской академии наук и художеств.

Именно находясь в тюрьме, он пишет величественную оду «Вечернее размышление о Божием величестве».

Исследователи считают, что упоминание Бога в названии произведений было в те времена попыткой угодить царской цензуре. Таким образом, Ломоносов мог скорее выйти на свободу.

При этом церковным властям все равно сначала не понравилась данная ода, так как Михаил Васильевич хоть и сравнивает человека с «песчинкой» и «тонким прахом», но все же говорит о человеке, как о великом венце творения.

Проводя анализ «Вечернего размышления о Божием величестве», можно заметить некоторые научные взгляды автора.

Интегрированный урок литературы и физики в 9 классе

Анализ оды М.В. Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния"

Полещенко Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

Цель: формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин.

Задачи:

1. Познакомить с творчеством М.В. Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стихосложения, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».

2 . Выработать навыки анализа лирического текста через многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки монологической речи.

3 . Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, гордость за достижения соотечественников.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, презентации
  2. Текст оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
  3. Учебник. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2012 г.

Методы и приемы :

словесные (беседа, рассказ),

наглядно-иллюстративные (демонстрация),

использование ИКТ (презентация, демонстрация слайдов).

Ход урока

  1. Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.

II. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

Учитель физики : Сегодня мы обращаемся к научному и творческому наследию Михаила Васильевича Ломоносова - русского поэта и выдающегося ученого.

Он изучал многие науки и совершил поразительные открытия, значительно опережавшие своё время. М.В. Ломоносов занимался исследованиями в области математики, физики, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания, философии, истории.

Учитель литературы : Для учёного не существовало границ между науками и искусством: М.В. Ломоносов постигал мир через призму науки, пытаясь понять, как всё в мире взаимосвязано, и описывал это в замечательных одах. Результатом стало становление и появление новых наук, открытие многих основополагающих законов и реформа русского языка и стихосложения.

Учитель физики : - Пожалуйста, приведите примеры научных открытий М. В. Ломоносов в химии, физике. Как это отразилось на дальнейшем развитии наук?

  1. Этап получения и усвоения новых знаний и способов действий
  1. Индивидуальные сообщения обучающихся «Ломоносов – химик», «Открытия М.В. Ломоносова в области физики, астрономии»,
  2. Запись в тетрадях информации, полученной в ходе сообщений. Заполнение таблицы.

Открытия М.В. Ломоносова

Наука

Достижения и открытия

Химия

Любимая наука. 1748 год: открыл в России первую химическую лабораторию. Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс, и смальты, которую использовал для своих мозаик 1751 года. Разработал принципы новой науки - физической химии . «Слово о пользе Химии» Ломоносова.

География

Составил «Полярную карту»; разработал приборы для морского кораблевождения; приборы для морского кораблевождения. Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды); возможность Северного морского пути в Индию.

Геология

Первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. М.В. Ломоносов составил каталог минералов России. Металлург, геолог

Астрономия

Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света». Создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. Открыл атмосферу на Венере.

Физика

Открыл закон сохранения материи. Первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой часто связывают с именем Д. Бернулли. Сконструировал термометр. Высказал догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Разрабатывал эфирную теорию электрических явлений, думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. Поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Русский язык и литература

Разработал правила русского языка, составил «Русскую грамматику». Разработал теорию «трёх штилей». В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

Живопись, мозаика

Открыл секрет изготовления смальты. Открыл мозаичную мастерскую. Изготовил 40 мозаичных картин. Избран почетным членом Петербургской Академии художеств

Выводы:

М.В. Ломоносов был выдающимся учёным энциклопедических знаний. Не случайно А.С. Пушкин назвал его «первым русским университетом». Он сделал много для развития науки в России. Именно по инициативе Ломоносова и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Изучение материала «М.В. Ломоносов – реформатор русского литературного языка».

Работа с учебником. «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» - М., «Просвещение», 2012 г. – С. 43-44

  1. Заполнение таблицы в тетрадях

«Теория «трёх штилей»

«Штиль»

Лексика

Жанры

«Высокий»

Церковнославянские слова и русские

Героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи

«Средний»

Русские слова с небольшой примесью церковнославянских

Драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии

«Низкий»

Русские слова разговорного языка с добавлением просторечий. Малое число церковнославянских слов

Комедии, эпиграммы, басни, песни

  1. Анализ оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния».

1. Учитель литературы : «Утреннее размышление о божием величестве», посвященное описанию Солнца и солнечной атмосферы, и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» являются частью единого замысла. Сам Ломоносов датирует «Вечернее размышление…» 1743 годом. К этому же времени относит начало своих наблюдений над северными сияниями. Как учёный, он пытается найти объяснение одному из прекраснейших явлений природы.

2. Объяснение учителя физики «Современная трактовка теории происхождения северного сияния». (Слайд 20)

Михаил Ломоносов, проведя бесчисленное количество опытов, высказал предположение об электрической природе этого явления. (Слайд 21)

Наш земной шар – это огромный магнит. Вокруг него, как и вокруг обычного магнита, существует магнитное поле. Когда на Солнце происходят взрывы, то в верхнюю часть земной атмосферы – ионосферу – от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц. Это протоны и электроны, образующие так называемый солнечный ветер. (Слайд 22)

Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли. (Слайд 23)

Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате этого возникает свечение, которое мы видим и воспринимаем как полярное сияние. (Слайд 24)

Свечение разреженных газов происходит в ионосфере, то есть в верхней части атмосферы. (Слайд 25)

Значит, северное (полярное) сияние – это свечение верхних слоёв атмосферы Земли, которое возникает вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. (Слайд 26)

3.Учитель литературы : В 1753 г. Ломоносов в «Изъяснениях», приложенных к «Слову о явлениях, от электрической силы происходящих», сообщал: «Ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году напечатана, содержит мое давнишнее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может». (ПСС, т. 3. С. 123).

В этой оде М.В. Ломоносов представляет собой опыт поэтического оформления вполне конкретной естественнонаучной темы. Это своеобразный литературный эксперимент, так как ода принадлежит к так называемой «физико-теологической» традиции, видевшей в различных природных явлениях главное доказательство существования Бога.

4.Выразительное чтение оды заранее подготовленным учеником или аудиозапись чтения оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» Борисом Ветровым. Музыка Э. Артемьева к фильму «Солярис ».

(Приложение. Презентация 2)

5. Анализ оды.

Текст из учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» - М., «Просвещение», 2012 г. – С. 50-51

5.1. Беседа по вопросам:

Какое впечатление осталось после знакомства с текстом? Почему?

Повлияли ли на восприятие произведения музыкальное сопровождение и зрительный ряд?

Какова композиция оды?

В начале оды М.В. Ломоносов изображает явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям: поздний вечер, сумерки, наступление ночи. Далее он говорит об изумлении, которое охватывает человека, рассматривающего бескрайнее звёздное небо и великолепное северное сияние. Затем автор приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Поэт вопрошает себя и читателей: кто создал прекрасное и неподвластно человеческому разуму явление, как не Бог.

На протяжении всей оды он задаётся вопросами, ответ на которые сложно дать обычному человеку, незнакомому с началами наук.

Что придаёт тексту возвышенность и торжественность? (Церковнославянская лексика, архаизмы, устаревшие грамматические формы ).

Приведите примеры. (Лице – лицо, тёмна, звездАм, мАла, углублён, утомлён, несчётны, верьхи и другие; неполногласие в церковнославянских словах: хладна, престал и другие).

Будет ли нарушен или стиховой ритм первой строки, если заменить старославянское выражение «лице свое» русским «своё лицо»? Что изменится? (Ритм сохранился, но исчезнет торжественность).

Каково лексическое значение и какова этимология существительного « бездна» ? Какие естественнонаучные знания оно отражает? («Без дна». Используя существительное «бездна», М.В. Ломоносов говорит о бескрайности мира: «Звездам числа не, нет бездне дна».

Какие и чувства охватывают нас при виде звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем. )

- Как это передает М.В. Ломоносов? (Многочисленные сравнения помогают передать ощущение своей незначительности и бренности:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, -

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!)

- Что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Наблюдение северного сияния ).

Как описывается это физическое явление в оде? (Ученики приводят примеры )

5.2.Учитель физики:

В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой - эфиром. А греческим словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение. Как это соотносится с современным представлением о природе северного сияния?

Сравните научную и поэтическую гипотезы М.В. Ломоносова. (Гипотеза в поэтической форме о происхождении северного сияния «в море дуть престал зефир, и гладки волны бьют в эфир» и научная гипотеза М.В. Ломоносова вполне соотносятся: учёный предположил, что причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха, а природа полярного сияния такая же, как и свечения газового разряда).

В научном труде Ломоносова «Oratio de meteoris vi electrica ortis» - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих, предложенное от Михаила Ломоносова» мы читаем: «Возбуждённая электрическая сила в шаре, из которого воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые в мгновенье ока исчезают, и в то же время новые на их места выскакивают, так что беспрерывное блистание быть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи вид подобный имеют».

– Какие предположения М.В. Ломоносова нашли подтверждение в современной науке? (причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха; полярные сияния происходят на очень больших высотах).

Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях. Это стало возможным благодаря развитию физики в ХХ веке и успехам в области космических исследований.

5.3.Учитель литературы :

Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния»? (Преклоняясь перед могуществом Творца, человек должен постигать законы мира, искать и находить ответы на вопросы о смысле жизни и Божественном замысле. На это ему дан разум ).

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетается в духовной оде с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Подтвердите это текстом оды.

(Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

Ода М.В. Ломоносова поражает неколебимостью веры в непостижимую мудрость Творца, в совершенство Его творения, жаждой познания, творчества, сознания силы человеческого разума. Разум человека, способный объять Вселенную и отыскать ее законы - «уставы», представляет ее бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. В этом состоит величие Бога и сотворенной Им Вселенной. Но столь же величествен и разум человека, направленный на изучение законов мирозданья).

V. Систематизация и обобщение:

Свои обширные познания в области науки М.В. Ломоносов сделал предметом поэзии. Его стихотворения - настоящая поэзия, рожденная вдохновением, поэтическим восторгом от возможности познания мира, постижения Божественных тайн природы. В то же время в них даётся научное объяснение явлений природы. Язык этих произведений лаконичен и лишен всякого рода «украшений».

А.С. Пушкин считал духовные оды М.В. Ломоносова лучшими его произведениями: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». А мы можем добавить, и способности познания мира, постижения его научных законов

VI. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что ещё хотели бы узнать?

Над чем вы задумались, уходя с урока?

VII. Домашнее задание: Учебник, стр. 51-58, выразительное чтение и анализ оды «На день восшествия …», повторить наизусть отрывок «Науки юношей питают».

Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Роль риторических вопросов в оде «Вечернее размышление» или «Актуальность обращения М.В. Ломоносова к молодым в оде «На день восшествия…».

Источники

1.Западав А. Отец русской поэзии. - М., 1961

2. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. -М.; Л. 1959

Интернет-ресурсы:

Ломоносовская энциклопедия. http://feb-web.ru/feb/lomonos/

Библиотека классической музыки. http://music.lib.ru/b/boris_w/indexdate.shtml

Ломоносов М. "Вечернее размышление о Божием величестве.."

Вклад Ломоносова в русскую литературу. http://www.rosimperija.info/post/1592

Стихи в голосе. Искусство художественного чтения. http://www.stihophone.ru/works.php?G=9&ID=17951


error: