Я посвятил свою жизнь детям изложение. Аудиозаписи и тексты для сжатого изложения. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на под

«Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем несравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям и после длительных раздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право». Читаем Сухомлинского.

«Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

В.А.Сухомлинский имел уникальный опыт, сочетая должность директора школы с деятельностью не только учителя, но и классного руководителя. Учитывая современную нагрузку как школьных управленцев, так и педагогов, в наше время повторение этого опыта кажется нереальным. А ведь классик педагогики утверждал мысль об обязательной повседневной практике общения с детьми, воспитательной работе директора: «Воспитывать детей через учителей, быть учителем учителей, учить науке и искусству воспитания – это очень важная, но только одна сторона многогранного процесса руководства школой. Если главный воспитатель только учит, как воспитывать, но непосредственно не общается с детьми, он перестает быть воспитателем. Теряет способность чувствовать духовный мир ребят... ". В ту ли сторону пошло развитие школы, если в ней сегодня объективно директор не волен выделить достаточное время на общение с детьми?

Сколько живёт школа, столько в ней противоборствуют два типа учителей. Одни пытаются найти любые возможности, чтобы расположить к себе ребёнка, найти подходы к самым сложным ученикам. Другие занимают сторону обвинителей, мол, "такие-сякие", ничего не могут и не хотят. Но если спросить последних, что они знают о "двоечнике", каковы его интересы, семья, здоровье, то часто вразумительного ответа не получить. «Человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую учащиеся, - не знает детской души, а кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем. Для такого человека за семью печатями закрыты мысли, чувства и стремления детей… С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, и душа ребенка – застегнутая на все пуговицы рубашка».

Особую роль Сухомлинский отводит учителю начальных классов: «Он должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком, как мать. Вера маленького школьника в учителя, взаимное доверие между воспитателем и воспитанником, идеал человечности, который видит ребёнок в своем воспитателе, - это элементарные, и вместе с тем сложные, самые мудрые правила воспитания, постигнув которые учитель становится подлинным духовным наставником».

Ничего ещё не зная о ФГОС и системно-деятельностном подходе, отечественный педагог фактически его применял и пропагандировал: «…вместо того, чтобы играть, отдыхать, жить среди природы, снова садятся за книгу. Пребывание ребят в школе превращается в бесконечный, утомительный урок… Почему так получается? Потому, что вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело более сложное, чем провести уроки».

Глубокий гуманизм Сухомлинского проявлялся в отношении к детям из неблагополучных семей: «…одной из важных задач является возвращение детства тем, кто в семье лишен его. Жизнь утвердила убеждение в том, что, если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не может почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. В подростковом возрасте такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово учителя не доходит до глубины его сердца. Выпрямить душу такого человека – одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом трудном, самом кропотливом труде происходит, по существу, главное испытание по человековедению. Быть человековедом – значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать детское сердце от зла».

Крайне актуальны его слова о влиянии родителей на детей: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передаётся детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными». Или вот ещё очень важное: «…многие родители, ослепленные инстинктивной любовью к своим детям, видят в ребенке только красивое, не замечая отрицательных черт. В капризном взгляде, в надутых губах, в презрительной усмешке четырехлетнего балбеса (он справил нужду на глазах у взрослых, чем вызвал умиление матери) уже угадывалось мерзкое существо, из которого может получиться подлец, если его не одернуть, не заставить взглянуть на себя глазами других людей». «А бывает и так, что мать пытается отвлечь внимание ребенка от всего мрачного, грустного, заботясь о том, чтобы сын не пролил ни одной капли из полной чаши радости. Это ничем не прикрытая школа эгоизма. Не уводите ребенка от мрачных сторон человеческой жизни. Пусть дети знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка».

Об особенностях детского мышления:
«Я тысячу раз убеждался, что, населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить».
«Детям не надо много говорить, пичкать их рассказами, слово – не забава, а словесное пресыщение – одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное… Умение дать ребенку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать».
«Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества. Из живого, активного, деятельного существа ребенок нередко превращается как бы в запоминающее устройство…».
«Если ребенку в учении все достается легко, у него постепенно воспитывается лень мысли, которая развращает человека, формирует у него легкомысленное отношение к жизни. Как это ни странно, но лень мысли чаще всего развивается у способных детей, если процесс учения не открывает перед ними посильных трудностей».

Об интенсивных уроках:
«Некоторым детям совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы «не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том, что этот «ускоренный» темп непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребенок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий воздух, а учитель держит его в «упряжке» и понукает: скорее, скорее…»

Об оценках:
«Двойка – это очень острый и тонкий инструмент, который у мудрого, опытного учителя начальных классов всегда лежит в запасе, и он им никогда не пользуется. Если хотите знать, в начальной школе этот инструмент для того и должен существовать, чтобы им никогда не пользоваться. Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперёд… «В изумлении останавливается подчас разумный ребенок перед агрессией язвительной седовласой глупости», - писал Януш Корчак. Уважайте детское незнание – эти слова польского педагога запомнились мне на всю жизнь».

О трудовом воспитании:
«Самое плохое, что нередко сопровождает труд детей, это мысль, что они делают большое одолжение взрослым и поэтому заслуживают большой похвалы, даже награды».

Сравнивая «Школу радости» с реалиями сегодняшнего дня, приходилось и улыбаться. Повторюсь, фантастическим сейчас выглядит наличие значительных временных ресурсов директора школы, который может лично посвящать своим воспитанникам многочасовые ежедневные занятия (хор кузнечиков, прогулки в лес, оборудование «уголка мечты» в пещере, выращивание сада и т.п.), «я не составлял детального плана: что и в какой день буду говорить детям, куда поведу их». Отсутствовала мелочная регламентация всего школьного уклада, позволявшая ввести свободное расписание занятий (например, с 6ч вечера); "не было установлено, сколько времени должны находиться дети под голубым небом», в один день занятия продолжались 1-1,5ч, в другой – 4ч. Кроме того, авторитет учителя, доверие к нему позволяли пользоваться настолько гибким графиком, воплощать в жизнь проекты, подобные организации летнего лагеря на месяц в шалашах на берегу пруда с постелями из соломы, колхозным поваром. Ещё одно ключевое отличие - огромная роль трудового воспитания: обустройство купален, кухни, школьного сада, попечение за 20 телятами и 2 лошадьми, работа пастухами, покупка продуктов, помощь повару, сенокос и др., тогда как теперь привлечение к труду за рамками учебной программы (уроки технологии) прямо запрещено законодательством.

Имея в семье ребёнка-первоклассника, конечно, не мог не заинтересоваться отдельно идеями В.А.Сухомлинского для воспитания дошкольников и детей младшего школьного возраста:
- как можно больше занятий на свежем воздухе, в условиях естественной природы (лужайки, луга, лес). Книга природы – самая чудесная в мире книга
- наблюдение природы (птицы, растения, пейзажи) во всякое время года, в том числе посещение зимнего леса (костры, каша); целые дни на воздухе в тихие дни и умеренные морозы
- в летний период – ходьба босиком, купание, принятие душа на улице в целях закаливания
- периодически – жизнь вне дома, например, в палатке на берегу пруда
- составление сказок и рассказиков («Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. Я не представляю обучения в школе не только без слушания, но и без сказки») – наблюдая природу, облака, замерзшие стекла и др.
- составление самодельных книжек-картинок
- беседка в саду для выполнения уроков с ранней весны и до поздней осени
- решение задач-загадок как незаменимое средство тренировки ума
- оформление «комнаты сказки» (изготовление фигурок, теремков и иного реквизита)
- специальный подбор музыки для слушания: Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник», «Травка зеленеет», из балета «Щелкунчик» - «Танец пастушков», «Танец феи Драже», из балета «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Детская песенка», «Итальянская песенка»; Моцарт «Колыбельная», Шуман «Смелый всадник», «Веселый крестьянин»; Григ «В пещере горного короля», «Норвежский танец», «Кобольд», «Танец эльфов»; Н.Лысенко «Коза-дереза» (детская опера), Глинка «Марш Черномора», Гуно марш из оперы «Фауст»; Римский – Корсаков «Полет шмеля», Шуберт «Экосезы»; И.Дунаевский «Скворцы прилетели» и др. (перед прослушиванием рассказ о той действительности или фантастических образах, что отражены в музыке)
- праздники цветов.

На данной странице Вы можете найти материал для подготовки к написанию сжатого изложения по русскому языку. Использован материал из сборника И.П. Цыбулько "ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов". Прослушать тексты изложений можно во вкладке "Аудио".

Скачать:


Предварительный просмотр:

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли

о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое

общество как раз и сформировалось и продолжает существовать благодаря

общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас

дополняет друг друга.

И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную

точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших

собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело

в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные

интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется: ведь

индивидуализм разрушает общество, а стало быть, и ослабляет нас. И только

И что же больше отвечает нашим общим интересам: взаимовыручка

или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может: мы должны

помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого

не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать

благодарностей. Надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе

в ответ помогут обязательно.

(По материалам Интернета)

Http://luchshiydrug.ru/vzaimovyruchka/

169 слов

Предварительный просмотр:

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг.

В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Предварительный просмотр:

Текст для изложения к вариантам 1 – 4.

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д.С. Лихачёву) 172 слова

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П. Цыбулько ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов).

Текст для изложения к вариантам 5 – 8.

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву) 157 слов

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П. Цыбулько (ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов).

Текст для изложения к вариантам 9 – 12.

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому) 183 слова

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П. Цыбулько (ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов).

Текст для изложения к вариантам 13 – 16.

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л. Львову) 140 слов

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П. Цыбулько (ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов).

Текст для изложения к вариантам 17 – 20.

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели».

(По А.А. Лиханову) 165 слов

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П. Цыбулько (ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов).

Текст для изложения к вариантам 21 – 24.

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, – человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву) 136 слов

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П. Цыбулько (ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов).

Текст для изложения к вариантам 25 – 28.

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко, либо первобытную глиняную тарелку. Ведь и до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...

(По В.А. Солоухину) 191 слово

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П. Цыбулько (ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов).

Текст для изложения к вариантам 29 – 32.

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника – слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависят здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

(По В. А. Сухомлинскому) 171 слово

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П. Цыбулько (ГИА 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов).

Текст для изложения к вариантам 33 – 36.

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову) 156 слов

Предварительный просмотр:

К вариантам 1-4.

№ абзаца Микротема

  1. Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.
  1. Личная выгода не может привести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.
  1. Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Предварительный просмотр:

К вариантам 5-8.

Информация о тексте для сжатого изложения.

№ абзаца Микротема

  1. Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
  1. Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы

уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

  1. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

Предварительный просмотр:

К вариантам 9-12.

Информация о тексте для сжатого изложения.

В. А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые читатели, коллеги - учителя, воспитатели, директора школ!
Этот труд является итогом многолетней работы в школе - итогом раздумий, забот, тревог, волнений.
Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем не сравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям, и после длительныхраздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право. Хочется рассказать педагогам - и тем, кто трудится в школе сейчас, и тем, кто придет в школу после нас, - о большом периоде своей жизни - периоде, который равен десятилетию. От того дня, когда маленький ребенок-несмышленыш, как часто мы, педагоги, называем его, приходит в школу, до той торжественной минуты, когда юноша илидевушка, получая из рук директора аттестат за среднюю школу, становится на путь самостоятельной трудовой жизни. Этот период является периодом становления человека, для учителя же он - огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям.
Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, онапосвящена миру детства. А детство, детский мир - это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком.Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.

«ШКОЛА РАДОСТИ»
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
После 10 лет педагогической работы я был назначен директором Павлышской средней школы. Здесь завершилось формирование моихпедагогических убеждений, которые складывались в первое 10-летие педагогического труда. Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле.
Чем больше я стремился претворить свои убеждения в практику, тем яснее становилось, что руководство учебно-воспитательной работой - это правильное сочетание решения идеологических и организационных задач в масштабе всей школы с личным примером вработе. Роль директора школы как организатора педагогического коллектива неизмеримо повышается, если учителя видят в его труде пример высокой педагогической культуры, непосредственного воспитателя детей.
Воспитание - это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Великий русский педагог К. Д. Ушинский назвал директора главным воспитателем школы. Но при каких условиях осуществляетсяроль главного воспитателя?
Уже с первых недель директорской работы факты убеждали в том, что передо мною останется навсегда закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений. Без прямого, непосредственного воспитательного влияния на детей я как Директор потеряю самое важное качество педагога-воспитателя - способность чувствовать духовный мирребят.
Я твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком. Беда многих учителей (дети и особенно подростки называют их сухарями) заключается в том, что они забывают: ученик - этопрежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений.
В воспитании нет разрозненных вещей, действующих на человека изолированно. Урок - важнейшая организационная форма процесса познания мира учащимися. От того, как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни. Но...

Педагогическая трилогия Сухомлинского — «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма сыну». Детство, отрочество, юность соответственно.

«Уважаемые читатели, коллеги — учителя, воспитатели, директора школ! Этот труд является итогом многолетней работы в школе-итогом раздумий, забот, тревог, волнении. Тридцать три года безвыездной работы в сельской школе были для меня большим, ни с чем не сравнимым счастьем. Я посвятил свою жизнь детям и после длительных раздумий назвал свой труд «Сердце отдаю детям», полагая, что имею на это право. Хочется рассказать педагогам — и тем, кто трудится в школе сейчас, и тем, кто придет в школу после нас,- о большом периоде своей жизни — периоде, который равен десятилетию. От того дня, когда маленький ребенок-несмышленыш, как часто мы, педагоги, называем его, приходит в школу, до той торжественной минуты, когда юноша или девушка, получая из рук директора аттестат за среднюю школу, становится на путь самостоятельной трудовой жизни. Этот период является периодом становления человека, для учителя же он — огромная часть его жизни. Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям. Может быть, вы, уважаемый читатель, с чем-то в моем труде не согласитесь, возможно, что-нибудь в нем покажется вам странным, удивительным, заранее прошу вас: не рассматривайте эту книгу как универсальное пособие по обучению детей, подростков, юношей, девушек. Если выразиться на языке педагогической терминологии, то этот труд посвящен внеклассной воспитательной работе (или: воспитательной работе в узкой смысле этого понятия). Я не ставил своей задачей охватить урок, все дидактические детали процесса изучения основ наук. Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога. Я стремился рассказать о том, как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить и утвердить в его душе благородные чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, безграничную любовь к родной советской земле, как заронить в тонкий ум и чуткое сердце ребенка первые зерна верности возвышенным коммунистическим идеалам. Книга, которую вы сейчас взяли в руки, посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому-Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира. Еще одну оговорку хочется сделать в связи с содержанием книги и характером опыта. Начальная школа это прежде всего творческий труд одного учителя. Поэтому я сознательно избегал показа труда педагогического коллектива, родителей. Если бы все это было показано в книге, она выросла бы до огромных размеров. В книге о детстве невозможно было не сказать о семьях, из которых пришли дети, о родителях. В отдельных семьях, особенно после Отечественной войны, была мрачная, иногда удручающая обстановка, некоторые родители никак не могли стать примером для детей. Я не мог умолчать об этом. Если бы я не дал полной, правдивой характеристики семейной обстановки, непонятна была бы направленность всей системы воспитательной работы.»

error: