Крымская война вскрыла вопиющие недостатки николаевской армии и всей военной организации России. Армия пополнялась рекрутскими наборами, падавшими всею своею тяжестью на низшие классы населения, ибо дворянство было от обязательной военной службы свободно (с 1762 г.), а богатые люди могли от рекрутчины откупиться. Солдатская служба продолжалась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с такими тягостями, невзгодами и лишениями, что население, сдавая свою молодежь в рекруты, прощалось с ней, в большинстве случаев, навсегда. Отдача на военную службу рассматривалась как тяжелое наказание: помещики стремились сбыть в рекруты самый порочный (или непокорный) элемент из своих деревень, а в уголовном законе отдача в солдаты прямо предусматривалась в числе наказаний, наравне со ссылкою в Сибирь или заключением в арестантские роты.
Пополнение армии офицерским составом находилось также в весьма неудовлетворительном положении. Военных школ далеко не хватало для пополнения армии необходимыми офицерскими кадрами; большинство офицеров (из дворянских «недорослей» или из выслужившихся унтер-офицеров) было весьма невысокого уровня. Мобилизация армии в военное время была затруднительна в виду отсутствия обученных резервов, как офицерских, так и солдатских.
В самом начале царствования Александра II были устранены наиболее вопиющие тяготы и несправедливости предшествовавшей эпохи: палочные школы «кантонистов» - солдатских детей - были закрыты и кантонисты были уволены из военного сословия.
{1805 -1856г.г.- Кантонистами («Кантон» – с нем.) называли несовершеннолетних солдатских сыновей, числившихся с рождения за военным ведомством, а также принудительно отправленных на подготовку к службе детей раскольников, польских повстанцев, цыган и евреев (детей евреев брали с 1827г.- при Николае I, до того был денежный налог) . – ldn-knigi }
Военные поселения были упразднены. В 1859 году срок обязательной военной службы для вновь поступающих нижних чинов был установлен в армии - 15 лет, во флоте - 14.
Со вступлением в управление военным министерством
Д. А. Милютина, в 1861 году, началась энергичная и систематическая работа в целях коренной и всесторонней {244} реформы армии и всего военного ведомства. В 60-х годах Милютин преобразовал центральное военное управление. В 1864 г. «Положением» о военно-окружном управлении были введены местные органы военно-административного управления. Вся Россия была разделена на несколько военных округов (в 1871 году их было 14: 10 в Европейской России, три в Азиатской и Кавказский округ) с «командующими» во главе, и таким образом центральное военное управление в Петербурге было разгружено от множества мелких дел и, с другой стороны, были созданы условия для более быстрого и организованного проведения мобилизации в отдельных частях государства.
В заботах о подготовке офицерского состава армии, Милютин совершенно реорганизовал систему военного образования. Прежние немногочисленные кадетские корпуса (состоявшие из общеобразовательных и специальных классов) были преобразованы в «военные гимназии» с общеобразовательным курсом реальных гимназий, а старшие их классы были отделены для специально военной подготовки будущих офицеров и образовали особые «военные училища». В виду недостаточного количества существовавших военных школ, были созданы «военные прогимназии» (с 4-хлетним общеобразовательным курсом), и «юнкерские училища» (с 2-летним курсом). В 1880 году в России было военных училищ (включая специальные) 9, юнкерских училищ 16; военных гимназий 23, прогимназий 8. Для высшего военного образования существовали академии: генерального штаба, инженерная, артиллерийская и военно-медицинская; вновь была создана еще военно-юридическая академия.
Но главной реформой Милютина и главной его заслугой является введение в России всеобщей воинской повинности. Проект, выработанный Милютиным, встретил сильную оппозицию в Государственном Совете и в «особом присутствии о воинской повинности». Заскорузлые консерваторы и сторонники дворянских привилегий возражали против реформы и пугали царя будущей «демократизацией» армии, но при поддержке государя и вел. князя Константина Николаевича, {245} председательствовавшего в Государственном Совете, Милютину удалось провести свой проект.
(3-го декабря 1873 г. государь сказал Милютину: «Есть сильная оппозиция новому закону..., а более всех кричат бабы» (Дневник Милютина). Конечно, то были не деревенские бабы, а окружавшие царя графини и княгини, которые никак не хотели примириться с мыслью, что их Жоржики должны будут становиться в солдатские ряды вместе с деревенскими Мишками и Гришками. В своем дневнике за 1873 год Милютин замечает о прохождении проекта: «идет туго, много споров», или: «горячее заседание», или: «На сцену снова является гр. Д. А. Толстой, и снова раздражительные, желчные, упорные препирательства». Занятно, что министр народного просвещения граф Толстой больше всего спорил против тех льгот по образованию, на которых настаивал военный министр Милютин.) .
1-го января 1874 года был издан Манифест о введении всеобщей воинской повинности. В тот же день был опубликован Устав о воинской повинности, первая статья которого гласила: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности». По новому закону, каждый год (в ноябре) производится призыв к отбыванию воинской повинности.
Все молодые люди, которым исполнилось 20 лет к 1-му января этого года, должны являться на призыв; затем из тех, которые будут признаны годными к военной службе, по жребию отбирается такое число «новобранцев», которое требуется в текущем году для пополнения кадров армии и флота; остальные зачисляются в «ополчение» (которое призывается на службу лишь в случае войны). Срок действительной службы в армии был установлен 6-тилетний; отбывшие этот срок зачислялись на 9 лет в запас армии (во флоте соответственно сроки были 7 лет и 3 года).
Таким образом милютинский закон впервые создавал для российской армии обученные резервы на случай мобилизации. - При отбывании воинской повинности целый ряд льгот был предоставлен по семейному положению и по образованию. Освобождались от призыва на действительную службу молодые люди, которые были единственными кормильцами своих семей {246} (льготу 1-го разряда имел единственный сын), а для лиц, получивших образование, срок действительной службы значительно сокращался, в разной степени в зависимости от уровня образования. Лица, имевшие известный образовательный ценз, могли (по достижении ими 17-ти-летнего возраста) отбывать воинскую повинность в качестве «вольноопределяющихся», причем срок действительной службы для них еще более сокращался, а по окончании службы и по выдержании установленного экзамена они производились в первый офицерский чин и образовали кадр офицеров запаса.
Под влиянием «духа времени» и благодаря заботам и стараниям
Д.А. Милютина в 60-е и 70-е годы совершенно изменился весь строй и характер жизни русской армии. Из нее была изгнана суровая муштровка и палочная дисциплина с жестокими телесными наказаниями.
(Телесные наказания сохранились только для оштрафованных», т. е. серьезно провинившихся и переведенных в «дисциплинарные батальоны» нижних чинов.) . Их место заняло разумное и гуманное воспитание и обучение солдат; с одной стороны повышалась боевая подготовка: вместо «церемониальных маршей», они обучались стрельбе в цель, фехтованию и гимнастике; улучшено было вооружение армии; вместе с тем солдаты обучались грамоте, так что милютинская армия, в некоторой степени, возмещала недостаток школьного образования в русской деревне.
– комплекс мер по преобразованию русской армии, проведенный в 60-70-х годах 19 века.
Предпосылки военной реформы
Военная реформа стала одной из основных в комплексе великих реформ Александра 2. Основной предпосылкой для проведения преобразований в армии стала Крымская война , которая была проиграна. Неудача правительства не только подорвала доверия народа к царю, но также обнажила все недостатки существующей армии – плохая подготовка рядовых солдат и офицеров, несовременное оснащение, хаос в управлении армией, недостаток человеческих ресурсов.
Армия, как один из самых необходимых государству институтов, начала подвергаться изменениям еще в 50-ых годах сразу после войны, однако своего пика реформы достигли чуть позднее, в 60-ых. Большая часть преобразований была совершена выдающимся русским военным деятелем, военным министром Д.А. Милютиным.
Целью военной реформы было создание армии, которая бы была незначительной в мирное время (и не требовала больших средств на содержание), но при этом могла бы быстро мобилизоваться и развернуться в период военных действий.
Главным событием всей военной реформы стал выпуск Манифеста о всеобщей воинской повинности и Устава о воинской повинности 1 января 1874 года. Манифест провозглашал переход от рекрутского набора в армии к всеобщей повинности вне зависимости от сословия. Теперь в армии в течение 6 лет обязаны были отслужить все мужчины, включая крестьян. Откупиться от службы в армии было невозможно, призывались лица старше 20 лет. Это не только позволяло создать более обширную и мобильную армию, но также давало возможность представителям низших сословий достигнуть успеха благодаря службе в армии.
Однако еще до принятия манифеста модернизации подверглась система управления армией. В частности, в 1864 году Россия была разделена на несколько военных округов, управление которыми осуществлялось местными органами, однако все они подчинялись военному министру. Это позволило избежать многих трудностей в управлении армией и сделать систему более организованной.
Кроме того, для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение. Войска всех ведомств получили новое, современное оружие, также были реконструированы военные заводы, которые теперь могли обеспечивать армию большим количеством качественной техники.
Дисциплина и образование солдат и офицеров также претерпели изменения. Были отменены телесные наказания, офицеры стали более образованными благодаря новым принципам воспитания. Стали появляться различные военные училища и академии.
Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину.
Кроме того, разрабатывались новые военные законы, которые должны были отвечать современным условиям и повысить уровень российской армии, чтобы сделать ее конкурентоспособной.
Результаты и значение военной реформы Александра 2
Военная реформа была одна из самых длительных в череде великих реформ Александра 2 и заняла почти два десятилетия. Однако, благодаря умело проведенным преобразованиям, удалось создать совершенно новую армию, которая отвечала всем современным стандартам. Более того, была преобразована не только сама армия, но и вся система в целом – теперь управление было менее централизованным, были созданы военные округа, в которых решения принимали местные управленцы ориентируясь на ситуацию. Военный министр же занимался более глобальными вопросами, касающимися всей армии в целом, что позволило значительно повысить качество принимаемых решений.
В связи с общим обновлением русской общественной жизни стояла реформа воинской повинности. В 1874 году дан был устав о всеобщей воинской повинности, совершенно изменявший порядок пополнения войск.
При Петре Великом, как мы знаем, все сословия привлекались к военной службе: дворянство поголовно, податные сословия - поставкою рекрутов. Когда законами XVIII века дворянство постепенно было освобождено от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом низших классов общества, и притом беднейших, так как богатые могли откупаться от солдатства, нанимая за себя рекрута. В такой форме рекрутская повинность стала тяжелым и ненавистным бременем для населения. Она разоряла бедные семьи, лишая их кормильцев, которые, можно сказать, навсегда уходили от своих хозяйств.
Срок службы (25 лет) был таков, что человек, попав в солдаты, на всю жизнь отрывался от своей среды.
По новому закону к отбыванию воинской повинности призываются ежегодно все молодые люди, достигшие в данном году 21 года. Правительство определяет каждый год потребное для войск общее число новобранцев и по жребию берет из всех призывных только это число. Остальные зачисляются в ополчение. Взятые на службу числятся в ней 15 лет: б лет в строю и 9 в запасе.
Выйдя из полка в запас, солдат лишь время от времени призывается на учебные сборы, настолько короткие, что они не препятствуют частным занятиям или крестьянской работе. Образованные люди находятся в строю менее б лет, вольноопределяющиеся - также.
Новая система комплектования войск, по самой идее своей, должна была привести к глубоким переменам в военных порядках. Вместо суровой солдатской муштровки, основанной на взысканиях и наказаниях, вводилось разумное и гуманное воспитание солдата, несущего на себе не простую сословную повинность, как было раньше, а священный гражданский долг защиты отечества. Кроме военной выучки, солдат учили грамоте и старались развить в них сознательное отношение к своему долгу и пониманию своего солдатского дела. Долговременное управление военным министерством графа Д.
А Милютина было ознаменовано рядом просветительных мероприятий, имевших целью насадить военное образование в России, поднять дух армии, улучшить военное хозяйство.
Всеобщая воинская повинность отвечала двум потребностям времени.
Во-первых , невозможно было оставить старый порядок пополнения войска при тех общественных реформах, которые вели к уравнению всех классов общества перед законом и государством.
Во-вторых, надобно было поставить русское военное устройство в уровень с западноевропейским.
В государствах Запада, по примеру Пруссии, действовала всеобщая воинская повинность, превращавшая население в "вооруженный народ" и сообщавшая военному делу значение общенародного.
Армян старого типа не могли равняться с новыми ни по силе национального воодушевления, ни по степени умственного развития и технический подготовки. России нельзя было отставать от соседей в этом отношении. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - СПб, 1999г.стр. 32
Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаяся значительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала от России увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большой протяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действий в регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована.
Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем, из-за больших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей по штату военного времени так же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых не давало ощутимых результатов (введение по войне во всех полках четвертых батальонов увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.), а во-вторых это привело бы к "увеличению численности армии в ущерб ее достоинству", при отсутствии должных условий увеличения. Отвергнув эти пути, Милютин приходил к выводу о необходимости формирования резервной армии. Которая должна формироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этом планировалось изменения порядка воинской повинности и сокращение сроков действительной военной службы.
Всеобщая воинская повинность - введенная манифестом 1 января 1874 года всесословная обязанность нести военную службу. Заменила собой рекрутскую повинность. В соответствии с Уставом воинской повинности призыву на военную службу подлежали лица мужского пола в возрасте от 21 года до 40 лет.
Воинская повинность, как определенная законом общая для всех граждан обязанность военной службы, установилась в Европе только в новейшее время. В средние века дворянство несло постоянную военную службу, прочее же население призывалось к отбыванию ее только в случаях особой опасности для страны. Позднее армии пополнялись наймом охотников, а затем насильственной вербовкой. В московской Руси войска состояли обыкновенно из лиц, наделенных землей (поместьем) под условием службы; в военное время выставлялись еще даточные люди соразмерно числу дворов и пространству поземельных владений.
История возникновения термина
Петр I впервые основал постоянную армию на обязательной службе дворян и сборе даточных людей, так называемых рекрутов. Мало-помалу, от повинности были освобождены — сперва дворяне (1762), затем купцы, почетные граждане, духовное сословие , так что тяжесть ее лежала, наконец, исключительно на крестьянах и мещанах.
С 1874 в Российской империи была введена всеобщая личная повинность, которой подлежало все мужское население России; денежный выкуп и замена охотниками более не допускались. Число людей, требующихся в постоянные войска, определялось ежегодно законодательным порядком. Призывным возрастом был 21 год. Поступление на действительную службу определялось по жребию, а не принятые на службу зачислялись до 39 лет в ратники ополчения.
По закону 26 апреля 1906 о сокращении сроков службы в сухопутных войсках и во флоте в мирное время, в сухопутных войсках в пехоте и пешей артиллерии для жеребьевых срок действительной службы был 3 года. За этим следовало пребывание в запасе I разряда (7 лет) и в запасе II разряда (8 лет).
В других родах войск срок действительной службы был 4 года. За этим следовало пребывание в запасе I разряда (7 лет) и в запасе II разряда (6 лет).
Во флоте срок действительной службы был 5 лет. За этим следовало пребывание в запасе I разряда (3 года) и в запасе II разряда (2 года).
Льготы по отбыванию всеобщей воинской повинности
Льготы по образованию состояли в сокращении срока действительной службы; срок службы для окончивших курс заведения 1 разряда (а также 6 классов гимназии) был 2 года плюс 16 лет в запасе. Для льготного отбывания повинности на правах вольноопределяющегося, кроме крепости здоровья, требовалось заявление по достижении 17- летнего возраста и свидетельство об окончании курса в учебном заведении I и II разряда или выдерживание особого экзамена. Сроки службы для I разряда при этом был 1 год и 12 лет в запасе, для II разряда - 2 года и 12 лет в запасе.
Отсрочка по отбыванию повинности давалась по телесным недостаткам (до выздоровления), для устройства дел по имущественному положению (до 2 лет) и для окончания образования в учебных заведениях (до 27-28 лет).
Совершенно неспособные носить оружие освобождались от службы. Также имелись льготы по семейному положению трех разрядов: I разряда — для единственного сына в семье или единственного способного к труду члена семьи; II разряда — для единственного способного к труду сына при отце способном и при братьях неспособных; III разряд — для лиц, по возрасту следующих в семье за лицом, уже находящимся на действительной службе. Освобождались от службы также священно- и некоторые церковнослужители; зачислялись прямо в запас на 18 лет имеющие степени доктора медицины, лекаря, ветеринары, пенсионеры академии художеств и преподаватели правительственных учебных заведений.
Поступившие на службу позже призывного года зачислялись в запас до 43 лет.
Туземные жители Кавказа и Средней Азии, по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу.
До введения всеобщей воинской повинности лопари, корелы Кемского уезда Архангельской губернии, самоеды Мезенской губернии и все сибирские инородцы не подлежали рекрутской повинности.
Всеобщая воинская повинность первоначально также не была распространена на всех этих инородцев, но затем, начиная со второй половины 1880-х гг., инородческое население Астраханской, Тобольской и Томской губерний, Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской области и всех губерний и областей Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств, а также самоедов Мезенского уезда стали привлекать к отбыванию всеобщей воинской повинности на основании особых положений.
Для мусульманского населения Терской и Кубанской областей и Закавказья, а также для абхазцев-христиан Сухумского округа и Кутаисской губернии поставка новобранцев была временно заменена взиманием особого денежного сбора; тем же налогом облагались и инородцы Ставропольской губернии: трухмены, ногайцы, калмыки и прочие, а равно караногайцы, поселенные в Терской области, и жители Закавказского края: ингилойцы-христиане и мусульмане, курды и езиды.
Осетинам-мусульманам было даровано право отбывать воинскую повинность лично, наравне с осетинами-христианами, на льготных основаниях, предоставленных туземному населению Закавказского края, с тем чтобы новобранцы были назначаемы на службу в полки Терского казачьего войска.
Все уезды Европейской России делились на три группы участков комплектования: 1) великоросскую с преобладанием русского населения на 75%, в том числе более половины великороссов; 2) малоросскую с преобладанием русского населения на 75%, в том числе более половины малороссов и белорусов; 3) инородческую - все остальные. Каждый пехотный полк и артиллерийская бригада комплектовались призывниками определенного уезда; гвардия, кавалерия и инженерные войска комплектовались со всей территории.
Ростунов И.И. Русский фронт Первой мировой войны
Земская и городская реформы
Составной частью начавшихся преобразований стали реформы местного самоуправления, в ходе которых государство попыталось привлечь к управлению экономикой на местах, к развитию местного хозяйства формирующиеся предпринимательские слои дворянства, крестьянства, юродских жителей.
Земская и городская реформы частично реанимировали екатерининское обветшавшее самоуправление и преобразовали его, расширив круг его хозяйственных полномочий. Земская реформа («Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от I января 1864 г.) создала в губерниях и уездах систему представительных органов – уездные и губернские земские собрания. Их члены назывались «гласными» и избирались на 3 года в ходе двухстепенных выборов, в которых участвовало все местное население, разделенное на три избирательные курии: землевладельцев (к ним причислялись собственники земли от 200–800 дес. по разным уездам), городских собственников (владельцы предприятий или домов, оцененных суммой в 500–3 тыс. рублей в разных городах), представителей крестьянских обществ, выдвинутых предварительно на волостных сходах.
Эти курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях избирали депутатов (гласных) в уездные собрания (от 10 до 96). На уездных собраниях избирались члены губернского собрания (от 15 до 100). Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду.
Земские собрания, как в уезде, так и в губернии, собирались один раз в год (своеобразные сессии), заседали несколько дней, решая насущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы (председатель и 2–6 членов), избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали постоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого определялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства.
Земские органы создавались «для содействия правительству в ведении местных хозяйственных дел». Земства занимались экономикой, просвещением, медицинским обслуживанием, строительством дорог, агрономической и зоотехнической помощью, общественным призрением и т.п. В компетенцию земских органов входило также распределение государственных и утверждение местных налогов. На земские сборы, установленные для всех категорий населения, строились школы и больницы, богадельни и ночлежные дома, дома престарелых и сирот. Земские органы работали под непосредственным контролем и в тесном контакте с государственными органами. Производить сборы и проводить в жизнь решения им помогали уездные исправники, важнейшие их решения требовали санкции губернатора, который утверждал и выборы уездных земских управ. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел.
Не занимаясь политикой, земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяйства и культуры. Они подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала формированию гражданского сознания, российской интеллигенции, выходившей из разных слоёв населения. В 1865–1867 гг., к примеру, дворяне составляли 46 % гласных, свыше 34 % крестьяне, 10,2 % купцы, оставшуюся часть делили между собой духовенство и представители других сословий.
Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Её положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибалтике, где имело место своё особое национальное управление. Они не распространялись на Сибирь, некоторые обширные северные и южные губернии (Архангельскую и Астраханскую), в которых отсутствовали дворянство и помещичье землевладение.
Городская реформа проводилась по принципу земской («Городовое положение» утверждено в 1870 г.). В городах создавались бессословные городские думы – распорядительные органы – и городские управы в качестве их постоянного исполнительного органа. Функции и подконтрольность этих органов были аналогичны земским. Строились они на чисто буржуазной, цензовой основе, без учета сословной принадлежности. В выборах участвовали все плательщики городских налогов, начиная с 25-летнего возраста, разделенные на 3 разряда. Каждый разряд состоял из собственников, уплачивавших по 1/3 общей суммы налогов: крупных, средних, мелких. Каждый разряд давал 1/3 членов Думы. Естественно, что представительство первых двух категорий собственников (владельцев недвижимости) было большим. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей, участвовавших в выборах.
Городские думы и управы действовали в течение 4 лет. В составе дум работало от 30 до 72 депутатов (в Москве – 180, в Санкт-Петербурге – 250). Городской голова, возглавлявший управу, и члены её избирались Думой и получали жалованье. В компетенцию городского управления входило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. К концу столетия городское самоуправление было введено в 621 городе из 707.
Избирательное право, введенное в России реформами, ещё не было прямым, всеобщим и равным. Оно покоилось на разделении избирателей по полу, имущественному (для собственников) и возрастному цензу, многостепенности (для крестьян). И все же оно стало более демократичным, чем прежде. Избирательным правом обладали крестьяне, в которых царское правительство видело опору своей власти. Женщины же, не получив активного права, имели пассивное избирательное право. Их имущественным цензом могли пользоваться по доверенности мужья и сыновья.
Военная реформа
Внутренние (отсталость русской армии от армий стран Запада, обнаружившаяся в Крымской войне) и внешние (появление по соседству с Россией новой, милитаризованной бисмарковской Германии) обстоятельства заставили правительство Александра II провести военную реформу. Она проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А. Милютина и включала в себя ряд важных мер, в том числе реорганизацию военного ведомства (создание военных округов и централизацию военного управления), усиление боеспособности войск (перевооружение армии, в том числе замену кремневых ружей боевым оружием), улучшение системы подготовки военных кадров, введение нового военного устава, проведение военно-судебной реформы. В ходе этих преобразований были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Сокращался срок действительной военной службы.
Но центральным звеном военной реформы стало изменение феодально-сословной структуры армии и принципов комплектования вооруженных сил . Уставом «О воинской повинности» от 1 января 1874 г. в России вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность . Закон распространил военную службу на лиц мужского пола всех сословий, достигших 21 года. Новый порядок бессословного призыва в армию позволил России при сокращении срока действительной военной службы создать крупные обученные резервы. Это значительно облегчало содержание армии и позволяло в случае войны отмобилизовать значительную обученную военную силу.
Введение всеобщей воинской обязанности не означало, однако, что все лица м.п., достигшие 21 года, подлежали призыву в армию. В войска на действительную службу призывалась лишь часть военнообязанных. Существовали многочисленные льготы, связанные с семейным положением, освобождавшие от службы (не призывались единственные сыновья, кормильцы престарелых родителей и др.) Судьбу остальных определяла жеребьевка. От военной службы освобождались также отдельные народности Крайнего Севера (по физиологическим причинам), народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа (в силу образа жизни и других причин, в том числе нежелания вручать последним оружие). От военной повинности освобождались служители культа, хотя значительная их часть находилась в войсках, некоторые сектанты, по законам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась альтернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (во время военное).
Срок службы определялся в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет в сухопутных войсках и в 7 и 3 года во флоте. Продолжительность службы, однако, напрямую зависела от уровня образования. Окончившие высшее учебное заведение должны были служить всего 6 месяцев, гимназию – 1,5 года, городское училище – 3 года, а начальную школу – 4 года. В этом заключался серьезный стимул для юношества к получению образования. Реализацию его обеспечивала реформированная система народного образования. В России кроме государственных и церковноприходских школ стали действовать земские и воскресные училища, целью которых признавалось «распространение первоначальных полезных знаний». В гимназии и прогимназии принимались дети лиц всех сословий и вероисповеданий.
Таким образом, российская государственная система приобретала новое качество, абсолютная монархия трансформировалась в неоабсолютизм, с присущими ему чертами буржуазного строя. Особенно заметные изменения произошли в российском судоустройстве и судопроизводстве. Они явились следствием судебной реформы 1864 г., которая ввела в России буржуазный суд со всеми его атрибутами.