Стрессоустойчивость характеризуется. Что такое стресс и стрессоустойчивость? Как бороться со стрессом? Какие преимущества дает человеку стресс

Человек ежедневно встречается с множеством стрессогенных факторов. Каждая из таких встреч чревата возникновением , который в свою очередь способен перейти в . Специалисты отмечают, что невозможно избежать всех стрессогенов, соответственно, нужно развивать стрессоустойчивость и уметь справляться со стрессом.

Стресс возникает за счет реакций организма в познавательной и аффективной сфере. То есть если интерпретирует ситуацию как опасную, угрожающую или вызывающую, то возникает стресс. Однако отмечено, что существуют факторы, вызывающие стресс на биологическом уровне, тут отношение индивида не играет роли. Речь идет о таких веществах, как кофе, алкоголь, сигареты, обилие сахара и прочее.

Стрессоустойчивость – набор личностных качеств, обуславливающий способность человека контролировать воздействие внешних раздражителей и оставаться эмоционально спокойным в ситуации стресса.

Диагностика и уровни стрессоустойчивости

В работе со стрессом полезно уметь диагностировать уровень стрессоустойчивости и специфику реагирования на стресс. Для этого предлагаю познакомиться с двумя методиками.

Диагностика состояния стресса (О. Н. Истратова)

Опросник позволяет определить особенности реагирования личности на стресс, в частности степень самоконтроля и уровень эмоциональной лабильности. Методика подходит для всех людей старше 18 лет.

Итак, ответьте «да» или «нет» на следующие утверждения:

  1. Я всегда стараюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.
  2. Глядя в зеркало, я вижу на своем лице следы усталости и переутомления.
  3. На работе и дома – сплошные неприятности.
  4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
  5. Меня беспокоит будущее.
  6. Я часто нуждаюсь в алкоголе, сигарете или снотворном (успокоительном), чтобы расслабиться после трудового дня.
  7. Вокруг все очень быстро меняется. От перемен голова идет кругом. Хорошо бы, если изменения происходили бы не так быстро.
  8. Я люблю семью и друзей, но часто в их кругу чувствуют скуку и пустоту.
  9. В юности я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.

Посчитайте утверждения, на которые ответили «да» («да» – один балл, «нет» – ноль баллов). Проанализируйте результаты:

  • 0-4 балла – высокий уровень саморегуляции в стрессовых ситуациях. Вы умеете управлять своими эмоциями, в ситуации стресса сдержаны. Вы не склонны к раздражению и обвинению других или себя в случившемся.
  • 5-7 баллов – средний уровень саморегуляции. Сохранять самообладание вам удается с попеременным успехом. Иногда вы сдержаны даже в самых непростых ситуациях, а иногда выходите из себя из-за какой-то мелочи.
  • 8-9 баллов – низкий уровень саморегуляции. Вы переутомлены и истощены. Способность к самоконтролю и самообладанию развита слабо. Вам срочно нужно учиться саморегуляции.

Обладаете ли вы стрессоустойчивостью (Э. Г. Касимова)?

Ответьте «да», «не особенно» или «нет» на следующие вопросы:

Подведите итоги: «да» – 3 балла, «не особенно» – 2 балла, «нет» – 0 баллов. Ознакомьтесь с результатами:

  • Больше 180 баллов. Вы очень подвержены стрессу, несдержаны и нетерпеливы, вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система явно расшатана, что заставляет страдать и вас, и ваших близких.
  • 100-180 баллов. Самая обширная группа, к которой относятся люди со средней стрессоустойчивостью. Вывести из себя вас может только очень неприятное событие. На мелкие неприятности вы не обращаете внимания. У вас есть к ним иммунитет.
  • Меньше 100 баллов. Вы аномально спокойны, можно сказать, черствы и равнодушны ко всему происходящему. Вероятно, близкие люли часто считают вас «толстокожим». Полное равнодушие – не самый лучший признак.

Развитие стрессоустойчивости

Обучение управлению и преодолению стресса ведутся по двум альтернативным направлениям:

  • изменение условий среды, требований, выдвигаемых к личности, ;
  • изменение и поведения, работа со сферой познавательного и социального реагирования.

Оба эти способа позволяют достичь главной цели работы – разрушить цепь реакций, вызывающих дистресс и его негативные проявления, остановить механизм стресса.

Прежде всего, человек должен осознать свою проблему, определить особенности и природу стрессогенных факторов. После этого найти пути изменения условий среды (например, устранение шума, понижение температуры) или психосоциального окружения (конфликтные люди на работе, несовпадение с партнером). Либо человек осознает, что для выполнения требований среды он должен изменить свои возможности, и начинает работу над собой, например, учится решать .

Если нельзя изменить ситуацию, то необходимо менять свое отношение к ней, то есть менять восприятие требований, их важности или своих возможностей. Для того чтобы определить значимость ситуации (а нужно ли вообще обращать на это внимание, переживать из-за неудачи и трудностей), нужно представить самый плохой исход событий, затем оценить в перспективе всей жизни (какое влияние на жизнь в широком смысле окажет этот неблагоприятный исход).

Помощь специалиста

Изменение восприятия ситуации и возможностей личности происходит в условиях индивидуальных консультаций или психотерапии, где между клиентом и специалистом проходят дискуссии и беседы. Иногда показан прием медикаментов.

Положительно в развитии стрессоустойчивости себя зарекомендовали , на которых:

  • проводятся дискуссии по проблемным темам, например, участников просят вспомнить актуальные , возникающие за последние полгода (месяц);
  • проигрываются трудные ситуации через ролевые игры, апробируются стратегии совладающего поведения;
  • анализируются и обсуждаются популярные при стрессе (поиск поддержки, разбор ситуации, избегание);
  • с помощью «мозгового штурма» записываются другие возможные эффективные модели поведения;
  • участники с помощью самоанализа фиксируют имеющиеся и желаемые навыки.

Самостоятельная работа

Не обязательно посещать тренинги, можно самостоятельно попробовать разобраться в ситуации по следующему плану:

  1. Ориентация в проблеме. Предполагает определение факта, наличия проблемы, принятие неизбежности и нормальности жизненных трудностей, убеждения себя в разрешимости проблемы, восприятие ситуации как возможностей для положительных изменений и . Самый эффективный метод на этом этапе – .
  2. Определение и формулирование проблемы. Предполагает сбор информации по проблеме (чем больше человеку известно, тем ниже тревога), разделение информации на объективные факты и субъективные переживания (предположения, оценки), определение главных проблемных элементов из всей ситуации (опорные камни преткновения), составление письменного плана по достижению реальной цели и желаемому исходу ситуации.
  3. Определение альтернативных путей решения. Запишите как можно больше вариантов решения ситуации. Фиксируйте даже самые фантастические идеи. Позже из всех вариантов можно будет выбрать оптимальный или объединить несколько альтернатив в одно решение.
  4. Принятие решения. Выберите тот вариант, который позволит полностью решить проблемы с благоприятным исходом, не отсрочит решение и не замаскирует проблему, а именно решит. Чтобы было проще, распишите на каждый вариант возможные последствия (они бывают кратковременными и долговременными, направленными на себя или на окружающих). Каждое решение имеет свои последствия, часто как положительные, так и отрицательные. Ваша задача – оценить последствия и возможность справиться с ними с точки зрения собственных ценностей, приоритетов и возможностей.
  5. Воплощение решения и оценка его эффективности. По сути, анализ последствий и есть заключительный этап – проверка решения.

Кстати, анализ вымышленных проблемных ситуаций – прекрасное упражнение для повышения стрессоустойчивости. Регулярно пополняйте свою теоретическую базу преодоления стресса за счет анализа по представленному плану проблемных ситуаций, встречающихся в жизни. Примеры таких ситуаций можно брать из книг, фильмов, жизни друзей и знакомых, своего опыта.

Кроме этого, для самостоятельного преодоления и профилактики стресса люди используют:

  • релаксацию;
  • медитацию;
  • физические нагрузки;
  • молитвы (эффект самовнушения);
  • дыхательные техники;
  • массаж;
  • другие .

Как самостоятельно, так и в сопровождении специалиста применяется метод гипноза и аутотренинга. Аутотренинг повышает работоспособность, тренирует , и , формирует навыки самоконтроля и самонаблюдения. Меняется сознание человека, в результате чего он управляет своим настроением, спокоен, бодр и уравновешен. Гипноз применяется для расслабления и повышения уверенности в себе.

Часто преодолению стресса мешает неадеватное восприятие этого феномена. Вот несколько тезисов по проблеме, которые стоит знать:

  • Стресс провоцирует развитие реальных заболеваний. Ошибочно считать, что все симптомы находятся в воображении личности.
  • Стрессу в большей степени подвержены не слабые люди, а максимально загруженные на работе и с высоким уровнем притязаний в жизни.
  • Мы не всегда в ответе за события, происходящие в жизни, но как реагировать на них, мы выбираем сами. За стресс ответственны мы сами.
  • Не всегда можно ощутить реальную силу испытываемого стресса. Обычно наоборот, чем больше стресс, тем меньше мы ощущаем симптомы. И только когда стресс переходит в дистресс, они становятся очевидными.
  • Не всегда реакция на раздражитель бывает мгновенной. Иногда стресс развивается уже после ухода раздражителя из жизни, что мешает точному определению причин состояния.
  • Стресс, его профилактика и преодоление – индивидуальны. Источники стресса, симптомы, последствия и лечение отличается от человека к человеку. Притом методы совладания со стрессом отличаются не только от человека к человеку, но и от случая к случаю.
  • Не все способы расслабления, используемые людьми, являются таковыми на самом деле. Например, йога гораздо полезнее просмотра телевизора. Однако не нужно забывать про предыдущий пункт.

Повышение стрессоустойчивости предполагает масштабную работу над собой, развитие личности. В данном случае проблема не решается локально. Стрессоустойчивость в большей мере зависит от следующих личностных характеристик:

  • Локус контроля. Бывает внешним (приписывание ответственности за события своей жизни внешним условиям, другим людям и высшим силам) и внутренним (понимание собственной ответственности за все происходящие в жизни события). Люди с внутренним локусом контроля уверены в себе, настойчивы, последовательны, уравновешены, общительны, доброжелательны, склонны к самоанализу. Внешний локус контроля сопровождается неуверенностью в своих силах и способностях, неуравновешенностью, подозрительностью, откладыванием целей, . Люди с внутренним локусом контроля устойчивее к стрессам, болезням, психологическим проблемам типа потери самоуважения.
  • . Тесно связана с потребностью в самоутверждении личности, и, соответственно, стилем поведения. Неадекватная самооценка всегда является негативным фактором, обеспечивающим предрасположенность к стрессам. При заниженной самооценке человек берет на себя слишком много ответственности, обвиняет себя; при завышенной оценке он перекладывает ответственность на других людей.

Самооценка по сути и определяет уверенность человека в способности справиться с жизненными трудностями. Перестройка мышления и восприятия проблем предполагает обязательную работу по повышению и коррекции самооценки.

Кроме того, при перестройке мышления важно оценить корректность требований личности, выдвигаемых к самой себе. Отдельно проводится работа с и , стремлением личности соответствовать чьим-то ожиданиям. Следование стереотипам или чьим-то убеждениям – популярная причина стресса. Как только узкие рамки стереотипного мышления не совпадут с реальностью (а такое бывает часто), человек окажется в очень неприятном состоянии. Хронический стресс чаще всего базируется именно на этой причине.

Правила антистрессовой жизни

  1. Не бойтесь говорить о своих проблемах, обзаведитесь человеком, которому можно выговориться. Так же поддерживайте его.
  2. Умейте устраивать перерывы. Заставляйте себя снимать напряжение с помощью любимого занятия, отвлекайтесь от проблем.
  3. Усмиряйте агрессию и гнев. Не принимайте решений в таком состоянии.
  4. Умейте уступать и соглашаться, даже если вы правы. Конечно, если от этого не зависит ваша жизнь.
  5. Разбивайте каждое дело, каждую проблему на множество посильных этапов и задач. Среди заданий выстраивайте иерархию, начинайте работу с самых важных задач.
  6. Не пытайтесь быть идеальным и лучшим во всем. Каждый человек индивидуален и прекрасен в своей сфере. Занимайтесь своим делом.
  7. Разрешите другим быть собой. Не пытайтесь переделать людей, сделать удобными для себя, не выдвигайте завышенные требования, позвольте им быть собой. Старайтесь меньше критиковать. Ищите не недостатки, а достоинства. Акцентируйте внимание на них.
  8. Относитесь адекватно к конкуренции. Не нужно пытаться обогнать в жизненной гонке всех людей, это снова вопрос индивидуальности.
  9. Не уходите в себя. От жалости к себе и ухода от социума ситуация лучше не станет. Только ваша активность обеспечит решение проблем. Попробуйте найти другие пути взаимодействия с социумом и подходы к людям, если что-то не получается.

Упражнение на развитие стрессоустойчивости

Зацикленность на негативных эмоциях – еще одна проблема, требующая отдельного рассмотрения. В борьбе с негативными эмоциями и мыслями поможет техника концентрации внимания (переключения): в момент напряжения и обилия мыслей, эмоций найдите в помещении какой-то предмет, например, стрелку часов. Следите за стрелкой и ни о чем не думайте.

Это не так просто, как кажется. Мысли будут периодически приходить – снова концентрируйте внимание на стрелке. Проводите это упражнение каждый день, даже когда пребываете в спокойном состоянии. Цель занятия – обрести контроль над своими мыслями. Начинайте с 3-5 минут. Повторяйте упражнение 2 раза в день, желательно после пробуждения и перед сном.

Совместите эту технику с релаксацией:

  • до упражнения займите удобное положение (лежа или сидя);
  • закройте глаза, спокойно и глубоко подышите;
  • после упражнения полежите (посидите) еще некоторое время с закрытыми глазами;
  • повторите упражнение на дыхание.

Существует распространенное мнение, что после расслабления наступает сонливость. На самом деле хорошее глубокое расслабление наоборот улучшает работоспособность и память, придает бодрость, проясняет сознание.

Послесловие

Преодолеть стресс можно только активностью (поисковой активностью), но не в виде бессмысленной и опасной суеты, а с продуманным планом действий. Нельзя просто ждать, нужно помогать себе. Повышению стрессоустойчивости способствуют такие качества, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность, решительность, низкий уровень тревожности.

Иногда люди интуитивно и подсознательно ищут пути расслабления, отдыха, релаксации. Так, лень иногда является признаком переутомления и попытками организма сменить деятельность, отдохнуть. Важно уметь расслабляться и успокаиваться, чтобы восстанавливать ресурсы и настраивать себя на продуктивную работу.

Повышение стрессоустойчивости – это регулярная работа над собой, развитие личности. Человека, который знает, кто он и куда идет, сложно сбить с пути. Таким образом, в целях повышения стрессоустойчивости и профилактики стрессов нужно работать над своим телом (питание, спорт, уход), (выход эмоций, повседневные радости, хобби как отдушина и любимое дело, в котором обязательно ждет успех), разумом (самопринятие и любовь к себе, регулярное развитие).

Стрессоустойчивость, по утверждению исследователей, это устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций. Она определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае, вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» - сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния - весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний.

Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные социально-экономические последствия стресса - неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров - акцентируют внимание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных особенностей современной жизни. Оптимизация любого вида труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса.

По мнению А.Ю. Маленовой, изучение отношения человека к конкретной ситуации на современном этапе развития психологии совладающего поведения личности относится к числу перспективных исследовательских направлений, имеющих высокую практическую значимость.

Уже давно в зарубежной и отечественной науке не вызывает сомнения тот факт, что особенности стрессогенной ситуации выступают одной из важнейших детерминант ее преодоления, поскольку решение задачи субъектом на установление психологического значения и личного смысла ситуации обусловливает выбор той или иной копинг-стратегии как реакции на требования среды с учетом внутренних ресурсов (Р.Лазарус, Р.Мосс, Дж. Шеффер, Н. Эндлер, Д. Магнуссон, К. Муздыбаев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Дементий, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач и др.)

В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа:

А - подверженных стрессу;

В - устойчивых к стрессу лиц.

Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается «выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности». Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

Однако некоторые современные исследования не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение, что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом.

Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно, эти три типа некоторыми исследователями обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва».

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интернальности-экстернальности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интернального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

Другим важным условием стрессоустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация - либо личностно - карьеровая («на себя»), либо социально-профессиональная («на дело»). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессоустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса - так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большой мере теряет контроль над ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольше сохраняется контроль над ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это - и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя - вообще единственно приемлем.

Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один наиболее типичный из таких вариантов:

  • - рационализировать свой рабочий день;
  • - планировать работу по своим возможностям;
  • - чередовать тактики выполнения работы;
  • - разгружать себя, делегируя полномочия, никогда не брать работу на дом;
  • - не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;
  • - всегда быть готовым неожиданностям;
  • - бросить курить;
  • - уделять внимания спорту и физкультуре;

Находить новые увлечения;

  • - ходить на работу пешком;
  • - чаще покидать свой кабинет;
  • - делать паузы в работе;
  • - активно отдыхать в выходные дни;
  • - научиться чувствовать приближение стрессовых ситуаций.

Эти профилактические мероприятия в целом повышают резистентность личности к стрессу, но, конечно, не гарантируют успешность выхода из каждой конкретной ситуации. Обычно принято разделять способы выхода из стрессовых ситуаций на активные и пассивные. Первый способ также имеет две разновидности. В одном случае он строится как интенсификация конструктивных действий по организации деятельности и отражает, таким образом, адекватное течение фазы мобилизации. В другом - поведение строится по типу «внешней бурной реакции», когда руководитель «разряжается» на других, выплескивает свои эмоции, причем не столько в е конструктивной деятельности, сколько в замещающем ее вымещении эмоции на подчиненных («нагоняи», «взбучки», «придирки» и т.п.). Второй - пассивный - способ характеризуется тем, что человек «мирится с ситуацией», подавляет напряжение и «загоняет стресс внутрь», не давая выплеснуться эмоциональным проявлениям. Это своеобразная реакция торможения. Она часто бывает полезной, поскольку позволяет избежать импульсивных необдуманных действий, но при хронических повторениях способствует накоплению (аккумуляции) напряженности, имеет долгосрочные негативные последствия, и в целом эффективна, чем активный тип реагирования.

Современная жизнь изобилует стрессами. Динамичный темп жизни диктует свои условия, стрессы могут поджидать нас повсюду и на работе, и в семье. В связи с этим термины стресс и стрессоустойчивость употребляется очень широко, часто и весьма произвольно. Рассмотрим определения этих понятий.

Дословный перевод термина «стресс» (отstressангл.) - давление, нажим, напряжение. Преимущественно до возникновения концепции стресса данный термин использовался в технических науках для описания физического воздействия. В медицину, биологию и психологию он был введенГансом Селье в 1936 г 1 . Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию. Понятие стресса очень быстро вышло за границы узко биологической трактовки и стало широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Именно с помощью слова«стресс» мы привычно объясняем свои ошибки или неадекватные поступки при возникновении трудностей, целый букет острых эмоциональных реакций, а также возникающие впоследствии ощущения полного истощения, усталости и даже болезни. Удивительно, но такой короткий термин отражает три основные аспекта, на которых сконцентрировано внимание современных исследований стресса, это:

    Стресс как ситуация или присущие ей факторы, требующие дополнительной мобилизации и изменений в поведении человека;

    Стресс как состояние, включающее целую палитру специфических физиологических и психологических проявлений;

    Стресс как отсроченные негативные последствия острых переживаний, нарушающих дееспособность и здоровье человека.

Для того, чтобы не запутаться в терминах, мы под термином «стресс» будем понимать второе определение, т.е. стресс - это реакция организма на внешние факторы. Для описания негативных последствий стресса (третье определения) мы будим использовать термин«дистресс». В свою очередь внешние факторы, которые вызывают стресс (первое определение), мы будем называть «стрессоры».

Различают физиологические ипсихологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий, Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

Как было сказано выше, существуют разные трактовки термина «стресс». Приведем наиболее распространенные определения стресса. В настоящее время в психологии стресс рассматривают как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. В психофизиологии под стрессом понимают - неспецифические психо<физиологические проявления адаптации организма при действии любых значимых для него факторов (стрессоров).

Однако, независимо от природы стрессора, физиологические механизмы стрессовой реакции организма одни и те же. В этом и заключается уникальность открытия Г.Селье, он смог доказать, что не зависимо от источника стресса существует общая реакция стресса в организме на внешнее экстремальное воздействие. Таким образом, стресс это неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие нарушающая его гомеостаз (равновесие). При этом, как писал Г.Селье, «не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации».

Из-за неоднозначности трактовки понятия «стресс» многие ученые и по сей день предпочитают другие термины - «психическая напряженность», «операционная и эмоциональная напряженность», «эмоциональное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «психоэмоциональное напряжение». Однако общим для всех является одно - реакция организма на воздействие определенной силы, что, по существу, является стрессом. Поэтому можно согласиться с учеными, которые используют эти термины как синонимы, в частности Б.В. Овчинников, утверждает, что вышеуказанные термины являются разновидностями единого психофизиологического феномена эмоционального стресса 2 . Для диагностики уровня стресса можно воспользоваться методиками, представленными во втором разделе данного практикума.

Еще одно понятие, которое часто используется как в быту, так и в научной литературе - это стрессоустойчивость. В данном случае этот термин характеризует не состояние стресса, а подверженность человека стрессу. Приведем несколько наиболее распространенных определений этого понятия.

Стрессоустойчивость - интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке 3 .

Стрессоустойчивость - является интегральным качеством личности, основой успешного социального взаимодействия человека, который характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции, психологической готовностью к стрессу.

Как показывают исследования существует взаимосвязь стрессоустойчивости и ряда психологических качеств. Например, лица, имеющие согласно классификации Роттера внутренний «локус» контроля за своей деятельностью - «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем «экстерналы» с внешним «локусом» контроля (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай, на судьбу) 4 .

Люди с тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях. Однако такое разделение не абсолютно и зависит от условий и опыта жизни 5 .

Заниженная самооценка, неуверенность в себе снижают возможность человека контролировать свою жизнь и делают его менее устойчивым по отношению к стрессу 6 .

Лица типа «А», отличающиеся склонностью к недооценке сложности стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие и расстраивающиеся, более подвержены болезненным стрессам («стресс-коронарный тип», «Сизифов тип»), чем люди типа «В», склонные к спокойной, размеренной деятельности 7 . Наиболее «токсические» компоненты в типе «А» это нетерпимость, раздражительность и враждебность 8 .

Малоэффективной при прогнозировании стресса оказалась классификация людей по их социальной интра- и экстраверсии. До сих пор широко распространено прогнозирование стрессоустойчивости людей по показателям их невротизма, интро- и экстраверсии, предложенное Айзенком, хотя накапливаются данные о неэффективности этого метода 9 .

Существуют качества личности, которые помогают успешно справляться со стрессом. Кобаза обнаружил три фактора, отсутствие которых отличает подверженных заболеваниям стресса людей от неподверженных: обязательность, контроль, выносливость 10 .

Обязательность - это тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было; контроль - тенденция думать и поступать так, как будто вы можете влиять на ход событий; выносливость - это уверенность в том, что жизни свойственно меняться и что изменения - это двигатель прогресса и личностного развития. Основная мысль заключается в том, что нужно воспринимать изменения как вызов, а не как угрозу. Людей, которым свойственны эти качества, называют решительными, так как они могут противостоять стрессорам 11 .

Для диагностики уровня стрессоустойчивости и индивидуально - психологических особенностей, влияющих на предрасположенность к стрессу можно воспользоваться методиками, приведенными в третьем разделе данного методического пособия.

Стрессоустойчивость это не единственная характеристика определяющая подверженность человека стрессу. Большое влияние на предрасположенность к дистрессам может оказать стиль жизни человека. Некоторые действия, привычки могут являться источником дополнительного стресса, например переедание, малоподвижный образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя и т.д. В этом случае общая сопротивляемость к стрессу у человека снижается и повышается вероятность возникновения дистресса. Кроме образа жизни на подверженность человека к стрессу влияют характерные способы совладания со стрессом. Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг- механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию. Копинг - понятие, которое объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями. Более точно копинг-поведение определяется так: копинг - это «непрерывно меняющиеся когнитивные и

поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» 12 . Авторы подчеркивают, что копинг - это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние 13 . Оценить стрессогенность своего стиля жизни и выявить копинг-стратегии можно в четвертом разделе данного методического пособия.

Стресс может негативно влиять и на профессиональную деятельность человека. Стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей,

организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. В этом случае говорят о профессиональном стрессе.

Как пишет Н.В. Самоукина: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». Фактически здесь речь идет о профессиональном дистрессе 14 . Методики для диагностики уровня профессионального стресса и его последствий представлены в пятом разделе данного учебного пособия.

Результатом стрессовой реакции являются психологические, социальные и физиологические эффекты, которые влияют на благополучие (качество жизни) человека, его здоровье или состояние болезни, а также на продуктивность его деятельности. Не всякий стресс вреден, в некоторых случаях стресс активизирует жизнь человека, стимулирует его активность, способствует творческому нахождению способов совладения с ситуацией, позволяет раскрыть потенциал человека. Такой стресс принято называть эвстресс. В других случаях стресс может негативно влиять на жизнь человека, приводить к ухудшению здоровья, стать источником возникновения психических и соматических расстройств, которые могут привести даже к гибели организма. В этом случае говорят одистрессе. В последнем случае можно выделить травматический стресс - стресс, связанный с экстремальной ситуацией, где есть реальная или мнимая угроза для жизни человека или его близких. У части людей, несмотря на экстремальность воздействия, такой стресс через какое-то время проходит бесследно, но нередко травматические стрессы оставляют после себя ощутимые следы в виде психических изменений, которые, могут развиться в психическое расстройство. Одно из таких расстройств это «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР). По МКБ-10 иDSM-IVэто расстройство характеризуется как имеющее следующие признаки: повторяющиеся переживания травматического опыта (в мыслях, сновидениях и т.д.); избегание связанных с травмой раздражителей (соответствующих мыслей, людей, мест и т.д.); редукция общей способности переживанию (сокращение социальных контактов, выраженное снижение силы эмоциональных реакций); «провалы» в воспоминаниях о травме; появление таких симптомов, как нарушение сна, проблемы концентрации внимания и т.д. В эмпирических исследования выявлены отчетливые связи между травматическими событиями (особенно военными) и возникновением ПТСР. Для диагностики посттравматического стрессового расстройства и его симптомов в шестом разделе методического пособия приведены ряд методик.

Реакция на стресс, как показано выше, всегда индивидуальна. Это позволяет говорить о разной подверженности стрессу, о различных уровнях стрессоустойчивости.

При изучении стрессоустойчивости личности рассматриваются четыре следующих вопроса :

1. Сущность стрессоустойчивости;

2. Природная стрессоустойчивость;

3. Приобретенная стрессоустойчивость;

4. Стрессоустойчивость руководителя.

Интересно то, что от последствий одного стресса можно избавиться с помощью стрессов другого рода. Так, после сдачи экзамена можно прийти в норму, до седьмого пота пробежавшись на лыжах.

Кроме того, стресс способен уменьшить влияние остальных критических состояний: кризиса, конфликта, невроза. Он позволяет взглянуть на них по-новому, оценить их реальный масштаб, наметить пути преодоления.

Стрессоустойчивость – это способность человека противостоять стрессорам. Различают стрессоустойчивость организма и личности.

Стрессоустойчивость организма связана с пониженной реакцией основных физиологических систем человека на стрессовые воздействия. Организм осуществляет реагирование, но в своеобразном замедленном темпе, выполняя действие компенсатора.

Реагирование на стрессовые воздействия происходят индивидуально. У одних людей даже относительно незначительное воздействие вызывает бурную реакцию, у других – серьезные внешние влияния не могут поколебать их спокойствие. Иными словами, порог приспособительных возможностей организма у разных людей может сильно отличаться.

На одни и те же нагрузки люди реагируют по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела. А у других реакция пассивная, эффективность их деятельности сразу падает.

Виды реакции на стресс получили в психологии управления образные названия: активная – «стресс льва»; пассивная – «стресс кролика».

У людей с активной реакцией на внешние воздействия стрессоустойчивость является высокой. У людей с пассивной реакцией стрессоустойчивость низкая.

Стрессоустойчивость личности связана с пониженной психической реакцией человека на действие стрессоров. Эмоциональный всплеск происходит, но его сила (амплитуда) относительно невысока.

Стрессоустойчивость выступает способностью сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.

Таким образом, можно сказать, что стрессоустойчивость личности прямо связана с эмоциональным миром индивида. При высокой эмоциональности человека его стрессоустойчивость будет высокой. При низкой эмоциональности индивида такой же будет и его стрессоустойчивость.

Антиподом стрессоустойчивости является стрессопредрасполо-женность . Она означает неадекватно высокую реакцию организма на относительно малые раздражители.

В зависимости от источника различают два вида стрессоустойчивости:

природная – данная человеку от рождения;

приобретенная – сформированная в ходе жизненного опыта.

Природная стрессоустойчивость это особенности организма человека, данные ему от рождения, и способствующие противостоянию внешним негативным воздействиям.

Американские кардиологи Мейер Фридман и Рей Резеннан выделили два типа людей, в зависимости от их стрессоустойчивости. Тип А – люди решительные, способные к конкуренции, нетерпеливые, вербально агрессивные, склонные к злости. Тип Б – люди рассудительные, уравновешенные, со спокойным характером.

Люди типа А вдвое чаще, чем группы Б,склонны к стрессам. Реактивные личности типа А значительно чаще, чем иные, «готовы» к борьбе. И если борьба не происходит, это отрицательно сказывается на их здоровье. Когда люди типа А бессильны, или вынуждены принимать сложное решение, их нервная система перераспределяет поток крови, направляя ее от внутренних органов к мышцам. В этот момент снижается удаление холестерола и жира из крови. Холестерол и жир постепенно накапливаются вокруг сердца.

Продолжительный стресс, порожденный непримиримым характером, может привести к аритмии сердца и иным тяжелым расстройствам. Через стресс происходит отрицательной взаимодействие психики и сердечно-сосудистой системы человека.

Самая неприятная черта характера личности типа А – это отрицательные эмоции, особенно злость, связанные с агрессивно-реак-тивным темпераментом. Наиболее ярко эта черта проявляется в ситуациях вербального общения. Не вовремя сделанная пауза может спровоцировать нервный приступ.

Нетерпеливый, склонный к злости человек может вскочить, повысить голос, повести себя агрессивно.

Враждебность, цинизм, ярость, злость на других людей увеличивают подверженность человека стрессу в несколько раз.

Так, китайская народная пословица гласит: «Огонек, который вы раздуваете для своего врага, часто обжигает вас больше, чем его».

Резко повышают подверженность стрессу и депрессии, чувства тревожности и безнадежности. Вредное влияние отрицательных эмоций связано с психическими и физиологическими расстройствами. Физиологические последствия (корреляты) отрицательных эмоций могут приводить к неосознанным негативным поступкам, принятию вредных для здоровья решений.

Болезнь, боль и немощь также могут негативно влиять на гормоны и медиаторы, приводить к стрессу. При этом происходит деморализующее воздействие на способности человека, его самочувствие и работоспособность.

Люди типа Б имеют высокую стрессоустойчивость вследствие пониженной реакции на внешние и внутренние раздражители. Они не реагируют немедленной мобилизацией физиологической активности организма.

У людей типа Б внешние и внутренние раздражители вызывают повышение умственной деятельности, а не физическую активность. Люди вначале рассуждают, а затем уже действуют. «Ножницы» во времени выполняют функцию защиты от стресса.

Существенно повышают стрессоустойчивость радость, хорошее настроение, смех. Эти состояния благотворно влияют на деятельность основных жизненных систем организма. При легких расстройствах они могут даже выполнять терапевтические функции.

Китайская пословица гласит: «Когда легко на сердце, то и тело здорово».

Внимание к людям, дружелюбие, терпимость к чужим недостаткам и ошибкам также способствуют стрессоустойчивости. В организме таких людей не возникают протестные реакции, не выходит из равновесия нервная система, не появляется немедленная готовность к действию.

Повышают стрессоустойчивость личности и творчество, креативность, увлеченность чем-либо. У таких людей во внутреннем мире выстраивается своеобразный рейтинг ценностей. На первом месте, с большим отрывом, оказываются их увлечения. Все остальное имеет столь малое значение, что не может вызвать сильного эмоционального всплеска.

Природная стрессоустойчивость, как и стрессопредрасположенность, частично могут передаваться по наследству. Тип нервной системы, физиологические особенности, характер и темперамент могут иметь некоторые наследственные черты. Однако, чаще всего значительной наследственной связи в стрессоустойчивости и стрессо-предрасположенности человека нет.

Приобретенная стрессоустойчивость связана с развитием личности, индивидуальным опытом и образом жизни.

Развитие личности как фактор стрессоустойчивости заключается в контроле человека над своими чувствами и эмоциями. Человек образованный и воспитанный вырабатывает в себе привычку не поддаваться эмоциям, реагировать на события спокойно и рассудительно. В ходе становления личности такая привычка становится чертой характера, и защищает человека от стресса.

Индивидуальный опыт как фактор стрессоустойчивости проявляется тогда, когда человек научиться минимизировать свои ошибки. Он стремится не допустить развития стрессовых ситуаций, учится не столько на своих, сколько на чужих ошибках.

Так, люди, которые научились управлять стрессом, обычно эмоционально реагируют более интенсивно. Однако они возвращаются в нормальное состояние быстрее, чем те, кто не умеет управлять своим стрессом. Можно привести аналогию со спортсменом: их сердцебиение сильно учащается во время нагрузки, но быстрее возвращается в норму, чем у нетренированных людей.

Образ жизни , как фактор стрессоустойчивости, связан с жизненным стилем человека. Психологи различают нестрессовый и стрессовый стили жизни.

Нестрессовый стиль жизни содержит следующие черты:

– установление уважительных межличностных отношений, выбор друзей интересных и ободряющих, отстаивание собственных прав;

– участие в интересной, благородной и творческой работе, которая приносит социальное признание и материальное вознаграждение;

– уравновешивание неприятных событий положительными явлениями и полезными целями, наличие «путей спасения», позволяющих расслабиться;

– направление энергии в различные виды деятельности, которые приносят удовлетворение, сохранение стимулирующей рабочей нагрузки, где периоды напряжений периодически компенсируются временем «передышек»; эффективное распределение времени, избегание напряженных ситуаций,

– допуск наличия «творческого» стресса в определенные периоды интересной напряженной деятельности;

– ведение здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы, отсутствие вредных привычек.

Нестрессовый стиль жизни в значительной степени позволяет сопротивляться и избегать стрессов даже предрасположенным к ним людям, то есть людям группы А.

Стрессовый стиль жизни характеризуется следующими чертами:

допущение сложных отношений с окружающими, тяжелое преодоление проблем на работе, неприятностей в семье, размолвок с друзьями;

участие в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе;

занятие по жизни одним видом деятельности, например, общественными заботами, зарабатыванием денег, физическим трудом, одиночеством;

беспокойство по поводу потенциально неприятных наступающих событий, попадание в непрекращающиеся стрессовые ситуации;

испытание постоянной нехватки времени, «цейтнот», накопление невыполненных дел, хроническое эмоциональное напряжение;

ведение нездорового образа жизни, пребывание в плохой физической форме, наличие вредных привычек.

Стрессовый стиль жизни подталкивает к стрессам даже устойчивых к ним людей, то есть людей группы Б.

По шесть основных черт стрессового и нестрессового стилей жизни представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Черты стилей жизни

Стрессоустойчивость руководителя является важной чертой профессионализма, умения сохранять работоспособность и здоровье.

Стресс выступает в качестве отличительной черты в деятельности руководителя. Вызывающие его причины (стрессоры) сами по себе достаточно разнообразны, однако можно выделить три наиболее характерные из них:

высокая ответственность за качество работы, за правильность принимаемых решений, за результаты деятельности организации;

большой объем работы и связанные с ним перегрузки, необходимость работать быстро, часто, в условиях дефицита времени и высокого риска;

многочисленность отношений в самых разнообразных видах: с подчиненными, клиентами, партнерами, начальством.

Стрессоустойчивость, поэтому, настолько важна для руководителей, что при их отборе учитывается способность нести на себе нервную нагрузку.

Личности типа А больше подходят к работе в качестве руководителей по совей настойчивости, устремленности к успеху, креативности, оперативности, конкурентоспособности. Однако они же и обладают повышенной стрессопредрасположенностью.

Имея низкую природную стрессоустойчивость, руководители могут компенсировать это приобретенной стрессоустойчивостью. Немалые ресурсы противодействия стрессу связаны с качеством профессиональной подготовки менеджеров.

Обстоятельная и системная профессиональная подготовка руководителя дает возможности справиться с проблемными ситуациями.

Существуют различные методики повышения стрессоустойчивости. Одни из них позволяют установить барьер в одной точке модели стресса. Другие же предполагают комплексное управление стрессом. Они предусматривают вмешательство на всех фазах стресса.

Отметим, что не надо полностью устранять стресс. Существует оптимальный уровень допущения стресса. В этом случае стресс может дать положительную реакцию – импульс физиологической и психической активности.

Психологией установлено, что эффективным способом повышения стрессоустойчивости является юмор . Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и снять негативные эмоции. Юмор обладает целебными свойствами.

Психолог Робинсон, на основании продолжительных исследований, заключает: «Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания.

Однако важно не превращать юмор в насмешку над другими. В этом случае сам юмор может стать стрессом. Следовательно, надо быть осторожным с юмором при попытке помочь кому-нибудь.

Психолог Сэндз указывает: «Тот, кто видел на лице другого выражение боли и озадаченности в ответ на ироническое замечание, или помнит, что значит быть объектом насмешек, знает, как может огорчить юмор».

Итак, стрессоустойчивость является способностью человека противостоять стрессорам. Различают два вида стрессоустойчивости: организма – пониженная физиологическая реакция; личности – взвешенная психологическая реакция.

Есть 2 типа стрессоустойчивости: природная – зависящая от особенностей организма и типа нервной системы; и приобретённая – связанная с развитием человека, личным опытом и образом жизни.

Стрессоустойчивость – это сохранение работоспособности.


Похожая информация.


Проявления разнообразных стрессовых ситуациях никак нельзя избежать в повседневной жизни, работе и общении. Существует слишком большое количество факторов, которые заставляют человека постоянно "иметь дело" со стрессовыми ситуациями. И даже так называемый "стеклянный" колпак не станет надежной защитой. Ведь невозможно вообразить такой способ жизни и состояние человека, при котором он бы не сталкивался с мелкими и большими раздражителями.

Что такое стрессоустойчивость личности?

Само по себе определение можно отнести к области психологии. Оно обозначает уровень восприятия любым индивидуумом стресса, который возникает в его жизни, в течение дня, недели. Уровень сопротивления или же наоборот полное отсутствие "сопротивляемости".

Все зависит не только от самой личности, на которую воздействуют разнообразные стрессы. Но также напрямую это будет касаться и самих ситуаций, предшествующих стрессов, возможностей последующего (более негативного) развития событий и прочие нюансы.

Полностью "отделиться" от стрессового воздействия, как было указано ранее невозможно, но формирование стрессоустойчивости вполне возможно.

Какие бывают типы стрессоустойчивости и как с ними работать?

После точного определения типа стрессоустойчивости человек может самостоятельно выбрать направление развития данного показателя конкретно для себя, в соответствии с социальными параметрами, в которых он живет и работает.

1. Стрессонеустойчивые

Поначалу сопротивляются стрессовым ситуациям, но под напором постоянных негативных событий просто-напросто сдаются. Длительность стрессовой ситуации достаточно продолжительна.

Лучшим решением проблемы станет работа с психологом, помощь друзей и близких, отсутствие постоянной работы, связанной со стрессовыми ситуациями.

2. Стрессотормозные

Могут быстрее переключиться на нормальный ритм жизни, чем представители предыдущей группы, но все-таки различные негативные явления очень сильно отражаются на состоянии.

Помогает общение с близкими людьми, смена окружающей системы, нахождение новых занятий.

3. Стрессотренируемые

Это стрессоустойчивость человека способного к саморазвитию. Люди, обладающие данным типом, могут наращивать внутри некий стержень, который с легкостью отгоняет различные мелочные проблемы, а остальные воспринимает как личный опыт, важный и необходимый.

Сами по себе позволяют разработать стрессоустойчивость и повышают ее до максимума.

4. Стрессоустойчивые

Самый "сильный" тип. Они устойчивы к любым ситуациям, реагируют мгновенно, ищут выход, осознавая, что решение не всегда приходит само по себе.

В отличие от всех вышеперечисленных типов, данный можно поистине назвать совершенным. Изначально им обладают только единицы, чаще всего прийти к данному уровню можно только посредством самореализации, самоизучения и самоусовершенствования.

Возможно Вас заинтересуют.

error: