Сообщение на тему воля по биологии. Воля и эмоции. Внимание. III группа «Внимание»

Приветствие класса.

Здравствуйте, ребята и члены жюри. Меня зовут Михаил Сергеевич. Сегодня урок биологии у вас проведу я. Я приехал из г. Жиздра Калужской области и очень рад, что веду урок в вашей школе.

У нас сегодня с вами необычный урок. Во-первых, мы сегодня не будем писать в тетрадях. Обрадовались? Скажу вам, по секрету, я тоже не любил писать в тетради. Так, что можете сложить тетрадки и отложить. А книги вы любите читать? Вижу не все. А тут у нас с вами мнение расходится. Книги читать надо и я очень любил читать и до сих пор люблю. Вместо тетради у нас с вами будут информационные карты, которые вы найдете у себя на столе. А дальше самое интересное. Оценки вы сегодня будете ставить сами себе, и не в конце урока, а прямо сейчас. Поставьте оценку в инструкционной карте ту, которую вы хотели бы сегодня получить. А в конце урока мы с вами посмотрим, достигли вы своей цели или нет.

Оценка в начале урока___________

    Актуализация знаний. (5 мин)

На прошлом уроке вы начали знакомство с ВНД человека, выяснили, что ВНД играет важнейшую роль в жизни человека. Ответьте мне на вопрос:

Что обозначает ВНД? (ответ: функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой).

ВНД связана с корой больших полушарий, образованной серым веществом мозга.

Какие процессы ВНД мы изучили на прошлом уроке? (речь, сознание, память, мышление)

Сегодня на уроке мы продолжим изучать процессы ВНД. Посмотрите на слайд, и опишите одним словом изображенный процесс? Задавать наводящие вопросы это процесс ВНД, необходим при преодоление трудностей, и т.д. (Слайд 2,3,4)

Значит, на уроке мы с вами должны изучить такие процессы ВНД, как воля, эмоции, внимание. (Слайд 5,6)

Что мы с вами должны будем сегодня сделать? Какова цель сегодняшнего урока?

А зачем? Может мы с вами и без этих знаний хорошо проживем? (знать себя, природу своих эмоций, мы живём в мире который состоит из эмоций, тренировать силу воли, внимание нам необходимо на уроках на дороге, при обращении сбытовыми приборами и др.)

    Изучение нового материала. (25 мин)

А сейчас давайте с вами представим, что вы не просто ученики замечательной школы, а сотрудники Научного исследовательского института и вы получили распределение лабораторий. Когда вы заходили в класс, вы вытянули номер лаборатории и заняли свое место. В лабораториях есть еще и должности. У вас маленькие таблички, на которых написаны возможные должности: заведующий лабораторией, докладчик, содокладчик. Я вам даю 15 с, чтобы вы быстро решили, кто из вас будет кто.

А в каких же лабораториях вы будете работать? Что это за лаборатории №1,2,3. Снимите листы, и прочитайте, в каких лабораториях вы будете работать. Ваше оборудование: инструкционная карта, учебник и вы сами. Приступаем к исследованию. У каждого на столе лежит табличка зеленого цвета, если у вас возникают вопросы, то вы поднимаете ее. На проведение исследования вам отводится 5-7 минут.

I лаборатория «Воля»

1 Задание. Напишите определение «воля», пользуясь текстом учебника с.288 первый абзац.

Воля это - сознательная саморегуляция поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.

2 Задание. Самостоятельно заполните схему «Функции волевых действий», пользуясь учебником с.288 первый абзац.

«Функции волевых действий»


Тормозная

Побудительная

Способность удерживать себя от нежелательных поступков

Заставляет бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их


Учащиеся само

3 Задание. Самостоятельно заполните схему «Этапы волевого акта», пользуясь учебником с.288-290 третий абзац.

Осуществление действий

Выбор средства для достижения цели

Борьба побуждений

Выбор цели


4 Задание. Пользуясь текстом учебника с.289 шестой абзац, дать определение следующим понятиям:

Внушаемость это – автоматическое действие, отсутствие самостоятельности, пассивное следование за лидером.

Негативизм это - автоматическое действие наперекор лидеру, вследствие недостаточно развитой воли.

5 Задание. Попробуйте назвать внутренние препятствия, которые необходимо преодолевать для достижения поставленной цели? (усталость, желание развлечься, страх, стыд, инертность, просто лень, терпение и т.д.)

Что выполняет важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели? (Осознание ее значимости).

II лаборатория «Эмоции»

1 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.289 шестой абзац.

Эмоции это - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.

2 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.289 седьмой, восьмой абзац и с. 290 шестой абзац. Приведите примеры эмоциональных реакций, эмоционального состояния и эмоционального отношения. Составите краткий рассказ.

Эмоциональные реакции - проявление эмоций (плач, смех).

Эмоциональное состояние - настроение человека (радость печаль грусть).

Эмоциональное отношение - чувства (любовь, дружба, вражда, ревность, зависть).

3 Задание. Напишите определение аффекта, пользуясь текстом учебника, с.289 последний абзац. Приведите пример состояния аффекта.

Аффект это – бурная эмоциональная вспышка и потеря над собой волевого контроля. Пример: убийство царём Иваном Грозным своего сына.

4 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.290 второй абзац. Какой учёный ввел понятие стресс? К чему приводит стресс?

Стресс - переход на интенсивный режим деятельности. Включает состояние тревоги, устойчивой деятельности, истощения сил организма.

Ввел понятие стресс Ганс Селье.

Стресс приводит к утомлению, ухудшению самочувствия, неврозу, гипертонии, другим заболеваниям.

5 Задание. - Охарактеризуйте эмоции, изображенные на рисунке.

6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией.

III группа «Внимание»

1 Задание. Напишите определение внимание, пользуясь текстом учебника с.291 первый абзац. Как внимание изменяет облик и движения человека?

Каковы физиологические основы внимания?

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на важных для нас предметах и явлениях.

При очень напряженном внимании у человека возникают движения приспособительного характера. Он прислушивается, всматривается.

Физиологические основы внимания - это ориентировочный рефлекс.

2 Задание. Пользуясь текстом учебника с.291 пятый абзац, заполните схему «Виды внимания». Приведите пример каждого вида.

3 Задание. Пользуясь текстом учебника с.291 последний абзац, напишите свойства внимания, приведите примеры.

Свойства внимания:

1. Устойчивость

2. Колебание

4 Задание. Пользуясь текстом учебника с.292 первый абзац, напишите определение слову рассеянность, напишите причины рассеянности, приготовьте краткое пояснение о причинах рассеянности.

Рассеянность - это невнимательность человека.

Причины рассеянности:

1.Слабость произвольного внимания.

2.Излишняя концентрация внимания.

5 Задание. Предложите жизненные ситуации где вам может потребоваться повышенная концентрация внимания. Предложите профессии где требуется повышенное внимание.

Ситуации: За рулём, при переходе улицы, на экзамене, при подписании договора, при обращении с бытовой техникой.

Профессии: Авиадиспетчер, хирург, водитель, инженер, банковский служащий, продавец кассир.

6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией.

Время исследований подошло к концу. Я прошу во всех лабораториях прекратить работу. Первым с докладом выходит лаборатория «Воля». Все мы будем внимательно слушать, и задавать вопросы. Вторым с докладом будет выступать лаборатория «Эмоции» и третьим «Внимание».

Выполните лабораторную работу на с. 293-294 учебника . (7 минут)

Поскольку мы с вами работаем в научного исследовательском институте давайте проведем исследование. Объектом исследования будете вы сами, предметом исследование станет ваше внимание.

На столах учеников разложения листы с Л.Р., они читают пояснение и ход работы, учитель демонстрирует макет усечённой пирамиды.

После этого приступают к выполнению, результаты записываются в таблицу (она заранее отпечатана). В конце делают вывод, обсуждают результаты.

Лабораторная работа

“Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”

Цели:

    определить устойчивость внимания;

    выяснить условия его повышения.

ХОД РАБОТЫ.

1. Заполнить таблицу.

Условие внимания

Число колебаний внимания

за 30 секунд

за 1 минуту

1. Непроизвольное внимание (без установки)

2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ)

3. Произвольное внимание при активной работе с объектом

2. Обсуждение результатов. Ответьте на вопросы:

1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?

2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”

Если фигура исчезала

    не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;

    12–20 – нормальная устойчивость внимания;

    более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.

3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?

Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:

    дисциплинировать себя;

    уметь сосредоточиться при выполнении заданий;

    тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

4) Можно ли повысить устойчивость внимания?

Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажёры.

Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.

IV. Закрепление знаний. (8 мин)

Кубик Блума.

Скажите ребята вы в детстве любили играть в кубики.(да, нет) Давайте с вами поиграем в такой кубик на гранях у него написаны начала вопросов Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.. Вы покидываете кубик вам выпадет начало вопроса а я задаю соответствующий вопрос по нашей теме, если вы не отвечаете помогает команда или другая команда.

Почему при большой концентрации внимания человек не замечает ничего вокруг?

Почему важно воспитывать в себе силу воли?

Почему внушаемость и негативизм одинаково нежелательны для личности?

Почему стресс опасен для здоровья?

Почему стресс в современном мире так распространён?

Объясни что такое эмоциональная реакция?

Объясни что такое эмоциональное состояние?

Объясни что такое эмоциональное отношение?

Объясни что такое стресс?

Объясни что такое внимание, воля, эмоции?

Назови функции волевых действий?

Назови этапы волевого акта?

Назови виды внимания.

Назови, какой учёный ввел понятие стресс ?

Назови, к чему приводит стресс?

Предложи, как меньше подвергаться воздействию стресса? Предложи свой пример состояния аффекта человека?

Предложи, как воспитать силу воли?

Предложил, как преодолеть стресс?

Предложил, как тренировать внимание?

Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания о воле?

Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания об эмоциях?

Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания о внимании?

Придумай , что будет, если исчезнет у человека воля? Придумай , что будет, если исчезнут у человека эмоции? Придумай , что будет, если исчезнет у человека внимание?

Вы сами себе оценку поставили? Поставили. А теперь, поставьте себе оценку в конце урока, в зависимости от того, как вы работали. В конце урока отдайте инструкционные карты своему учителю, и ваш учитель поставит вам оценки.

V. Домашнее задание. (1 мин) Слайд 21

Оценка «5»- выучить стр. 288 – 292, в рабочей тетради выполнить задания №246, 247, 248.

Придумайте упражнения для тренировки силы воли или внимания.

Оценка «4»- выучить стр. 288 – 292, в рабочей тетради выполнить задания №246, 247, 248.

Оценка «3»- выучить стр. 288 – 292.

Индивидуальное творческое задание: подготовить сообщение о советском ученом (на выбор):

Выготский Лев Семенович

Леонтьев Алексей Николаевич

Лурия Александр Романович

VI. Рефлексия. (5 мин) Слайд 22

    Сегодня на уроке я узнал …

    Я понял, что …

    Теперь я могу …

    Я думаю, что этот урок …

    Я попробую …

Вывод: мы изучили такие процессы ВНД, как воля, эмоции, внимание.

На всякий случай.

Ваше мнение:

1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:

    один нерешительный,

    другой ненастойчивый,

    третий невыдержанный.

Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?

2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.

Выделите и объясните в легенде истину.

3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.

Объясните, какова её причина.

4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра истории и социальной работа (ИСР)

Доклад

на тему «Воля»

Выполнил:

студент группы № 619-2

Потысьев Евгений Олегович

«___»_____________ 2010г.

_________

Принял:

Старший преподаватель кафедры КС

Алмаева Вера Владимировна

«___»_____________ 2010г.

________

2010

ВВЕДЕНИЕ

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией - эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Цель данной работы - дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности.

ВОЛЯ

Понятие о воле

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие "волевые качества" является производным от слова "воля", а не наоборот.

Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.

Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.

Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

Волевые акты

Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Функции воли

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

Воля Под волей обычно понимают сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их, и тормозную – способность удерживать себя от нежелательных поступков.


Выдержка и сдержанность – такие же проявления воли, как и активность в достижении задуманного. Образно говоря, воля – это желание, ставшее действием. Волевое действие, являясь результатом тщательного анализа всех возможных вариантов, кончается оценкой того, что было совершено, и исправлением ошибок, если они были допущены.


Волевой акт начинается с выбора цели. Прекрасно, когда цель, продиктованная чувством долга, совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы. Тогда энергия человека утраивается. Возникает состояние страсти, вдохновение. Наилучшие произведения искусства, научные открытия, спортивные подвиги были совершены в этом состоянии. Но гораздо чаще между чувством долга и сиюминутным желанием возникает конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человек должен решить, что он будет делать, и остановиться на чем-то одном.



Процесс выбора – трудное состояние, иногда мучительное. У нерешительных людей оно может затягиваться на долгие часы, иногда дни и даже годы, если цель связана с выбором жизненного пути. Но вот решение принято, цель поставлена, и человек снова оказывается перед выбором: как достичь задуманное.


Сценарии будущих действий как бы проигрываются в сознании, пока, наконец, не находится вариант, который кажется оптимальным. Только после этого следует само действие. Оно является завершающей, но не конечной стадией, потому что сознание контролирует каждый этап деятельности и при необходимости вносит в нее поправки, коррекцию результатов.


Способность человека оценивать сложную ситуацию и принимать нестандартные решения называется находчивостью. Она связана с волевыми качествами личности. Для иллюстрации приведем один факт из биографии Ф.И. Шаляпина. Когда Федор Иванович прибыл в Италию на гастроли, вокруг него сложилась неблагоприятная обстановка: в газетах появились нападки на русское национальное искусство. За день до премьеры к нему пришли люди, которые наживались на том, что срывали спектакли, и потребовали большой выкуп.


Шаляпин отказался платить и выгнал вымогателей, хотя угроза была далеко нешуточной. И вот день премьеры. Ставили оперу Гуно "Фауст". На сцене Шаляпин в костюме Мефистофеля. Оркестр проиграл вступление – Шаляпин молчит. Проиграли вступление снова – то же самое. Публика в недоумении. И вдруг Шаляпин сбрасывает плащ Мефистофеля и исполняет романс "Очи черные". Публика взрывается аплодисментами. Опера проходит с небывалым успехом.


Для того чтобы достичь главной цели – рассеять предубеждение к русскому искусству и сохранить спектакль, Шаляпин нашел остроумный способ: неожиданной выходкой завоевал внимание зрителей. Каждый человек живет среди людей. Они дают советы, пытаются убедить, а то и заставить делать по-своему. Волевой человек способен обдумать предложения, советы, согласиться с необходимым и полезным, отбросить неприемлемое.


Лица с недостаточно развитой волей либо идут на поводу у других, либо действуют наперекор тому, что им советуют. В первом случае проявляется внушаемость, во втором – негативизм. При анализе их действий выясняется, что они не могут обосновать свое поведение, поскольку действовали импульсивно, на уровне подсознания и эмоций.


Эмоции связаны с возможностью (или невозможностью) удовлетворить потребности. Эмоциональные реакции (смех, плач, физиологические сдвиги в работе сердца, гормональной системы) имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные состояния (настроение, волнение, стресс, страсть, аффект и пр.) или благоприятствуют деятельности (астенические эмоции), или нарушают ее (аастенические эмоции). Эмоциональные отношения, или чувства в узком смысле (любовь, ненависть, ревность и пр.), всегда направлены на определенный объект и обладают динамикой.


Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии. Различают непроизвольное (возникающее независимо от воли и сознания) и произвольное внимание, которое поддерживается волевым усилием и требует от человека большой затраты энергии. Активная работа с объектом позволяет без напряжения сохранить внимание на длительный срок.

Работа 188.

1. Дайте определение воли (см. параграф 61).

Сознательная регуляция человеком своего поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.

2. Приведите пример волевого акта (действия) и проанализируйте этапы этого процесса:

1) Осознание потребности действия потребность приобрести книгу .

2) Борьба мотивов и выбор цели купить? взять в библиотеке? попросить у друга?

3) Выбор способа действия сходить в библиотеку .

4) Осуществление действия поход в библиотеку .

5) Контроль и коррекция результатов увидев, что в библиотеке нет книги, человек решил спросить у друга .

Работа 189.

1. Приведите примеры следующих проявлений эмоций.

Эмоциональные реакции плач, смех.

Эмоциональное отношения (чувства) любовь, ревность.

Эмоциональные состояния волнение, тревога.

2. В каких случаях возникают положительные эмоции а в каких отрицательные?

В зависимости от ситуации эмоции человека носят разный характер и выражают его отношение к происходящему.

3. Определите состояние царя Ивана Грозного, изображенного на картине И. Репина (с. 77).

Осознание содеянного, душевная мука.

Работа 190.

1. Проанализируйте волевой акт человека в состоянии внушения и негативизма. Заполните таблицу.

2. Закончите высказывание.

При внушении и негативизме осознанность поступков невозможно .

Проверьте ответы по параграфу 61.

Работа 191.

Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется внимание . Внимание может быть непроизвольным и произвольным . Внимание возникающее помимо воли человека, называется непроизвольным , а внимание, направляемое сознательным намерением человека, - произвольным .

Работа 192. Определите колебания внимания (см. параграф 61, статья “Внимание”).

Оборудование : секундомер; лист бумаги; карандаш.

Пояснение . На рисунке дано двойственное изображение - усеченная пирамида, которую можно представить обращенной усеченным концом к вам и от вас. Вы должны увидеть оба изображения. Если они сменяют друг друга, вы готовы к опыту, так как эт свидетельствует о начале колебания внимания между двумя конкурирующими изображениями. Результаты опыта запишите в таблице, сделайте выводы.

Условия опыта Результаты Выводы
1. Колебания непроизвольного внимания. Определите, сколько раз изменился образ пирамиды за 30 с. Каждое изменение образа регистрируйте черточкой на бумаге. Число изменений соответствует числу колебаний за 30 с. Чтобы получить число колебаний за минуту, полученный результат нужно удвоить. 58 колебаний в минуту В среднем за 1 секунду образ пирамиды изменяется 1 раз. Это скорость колебаний непроизвольного внимания.
2. Колебания произвольного внимания. Усилием воли попытайтесь удержать этот образ, который сложился. При перемене образа - удерживайте новый. Остальные условия сохраняются. 18 колебаний в минуту На одно колебание в среднем уходит 3 секунды
3. Колебания внимания при активной работе с объектом. Представьте, что на рисунке изображена комната. Маленький квадрат - ее задняя стенка. Ваша задача - мысленно, ничего не рисуя, ее обставить: найти место для дивана, шкафа, телевизора и прочей мебели. На выполнение дается 30 с. Число колебаний внимания измеряется прежним способом. 53 колебаний в минуту При попытке сосредоточится на объекте наблюдается постоянная смена внимания.

Работа 193.

1. Потренируйте свое внимание (см. Приложение, с. 268, рис. 108 и 109).

2. Назовите и кратко охарактеризуйте две причины рассеянности.

1) Слабость произвольного внимания

2) Глубокая сосредоточенность на определенном занятии.

Какая причина связана с устойчивой доминантой? (См. параграф 58) 2.

3. Умеете ли вы переключать свое внимание с одного предмета на другой? Ответ будет положительным, если за 3-4 минуты вам удастся найти на рисунке 30 цифр.

Методы: наглядный, проблемный, индивидуальная и исследовательская работа, мультимедиа.

Оборудование:

  1. Учебник Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
  2. Рабочая тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
  3. Видиопроектор, демонстрационный экран, презентации учащихся “Воля”, “Эмоции” и “Внимание”.
  4. Рисунки, отражающие различные выражения лиц человека.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся узнают об особенностях воли, эмоций, внимания в жизни школьника.
  2. Проведут мини-исследование своего организма.
  3. Получат рекомендации своих одноклассников для воспитания внимания, развития воли.
  4. Научаться дыхательному упражнению, которое поможет снять физическое и психическое напряжение.

Цели урока:

Образовательные

  • сформировать знания о воли, эмоциях, внимании;
  • знать особенности каждого познавательного процесса;
  • характеризовать их роль в жизни школьника.

Воспитательные

  • формирование интереса к изучаемому предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
  • стимулирование любознательности, активности на уроке.

Развивающие

  • развитие поисково-информационных умений;
  • развитие умений выделять главное в изучаемом материале, анализировать, обобщать изучаемые факты и понятия, сравнивать, делать выводы;
  • развитие способностей к самостоятельной работе над новым материалом.

План урока:

1. Организационный момент. Объяснение темы и цели занятия.

2. Работа с новым материалом:

  • Воля.
  • Эмоции.
  • Внимание.

Лабораторная работа “Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”.

  1. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).
  2. Домашнее задание.
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.

1. Организационный момент. Сегодня наш урок посвящен познавательным процессам человека. На уроке будут использованы презентации ваших одноклассников.

Вы уже знаете, что важнейшую роль в жизни человека играет высшая нервная деятельность (ВНД), под которой понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД связана с большими полушариями головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом – корой, которая отвечает за речь, память, сознание, мышление, волю, эмоции, внимание. Цель этого урока познакомиться с понятиями “воля”, “эмоции”, “внимание” и выяснить их роль в жизни школьника, а также провести мини-исследование для познания себя. По ходу урока Вам необходимо составить конспект, где самое главное будет отражено кратко. И так, переходим к изучению нового материала.

2. Работа с новым материалом:

У вас гораздо больше шансов достичь успеха, чем потерпеть поражение – волшебная формула.

Лабораторная работа

“Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”

“Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя”.

Франсуа Вийон
(французский поэт XV века)

Вот и сегодня мы будем познавать себя. Проведём мини-исследование своего внимания. Ход работы в учебнике Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с.293–294. Оформить отчёт можно, используя рабочую тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с. 86.

  • определить устойчивость внимания;
  • выяснить условия его повышения.

ХОД УРОКА

1. Заполнить таблицу.

2. Обсуждение результатов. Ответите на вопросы:

1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?

2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”

Если фигура исчезала

  • не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;
  • 12–20 – нормальная устойчивость внимания;
  • более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.

3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?

Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:

  • дисциплинировать себя;
  • уметь сосредоточиться при выполнении заданий;
  • тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

4) Можно ли повысить устойчивость внимание?

Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажёры.

Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.

3. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).

Ваше мнение:

1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:

  • один нерешительный,
  • другой ненастойчивый,
  • третий невыдержанный.

Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?

2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.

Выделите и объясните в легенде истину.

3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.

Объясните, какова её причина.

4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?

4. Домашнее задание: § 57.

5. Рефлексия. Продолжите предложения:

  1. Сегодня на уроке я узнал …
  2. Я понял, что …
  3. Теперь я могу …
  4. Я думаю, что этот урок …
  5. Я попробую …
error: