Самые высокие племена африки тутси. Хуту и тутси. Страшная страница истории человечества

Тутси (ватутси) – загадочный народ численностью 2 миллона человек, живущий в Центральной Африки, сильно отличается от других негроидных народов. Несмотря на то, что в наше время многие тутси исповедуют как католицизм, так и ислам, они также верят в бога-творца Имаана, дарующего здоровье и плодородие. Духи предков служат у них гонцами у бога, передают его волю людям. Тутси приносят жертвы духам, гадают и верят в то, что их монарх разделяет силу божества, для связи с которым у него есть священный огонь и особые королевские барабаны, а также священные ритуалы.

Тутси - высокие, стройные чернокожие красавцы, имеющие некоторое сходство с эфиопами. У них – удлиненная голова, курчавые волосы. Лицо очень интересное - нос длинный и узкий, а губы полные, но не вывернутые. Некоторые антропологи считают, что такой тип выработался в результате приспособления к степному или пустынному климату. Считалось, что тонкий нос может говорить об европейским происхождении народа, но современные генетические исследования у-хромосомы показали, что тутси на 100 процентов имеют местное происхождение с незначительной восточноафриканской примесью.

Сами тутси верят, что их предки жили в Египте. Действительно, на египетских фресках есть изображения коров с огромными лирообразными рогами, и высоких чернокожих пастухов с классическими чертами лица. Есть также косвенные доказательства их происхождения от арабов, так как сохранились музыкальные фольклорные произведения, более близкие к арабской, чем к африканской музыке.

Возможно, смешение произошло в 15 веке, во время нашествия арабов в Судан и Эфиопию. Тутси мигрировали в Руанду и Бурунди. Они стали строить собственное государство, занимая в нем привилегированное положение по отношению к коренному народу хуту, как люди более развитые и образованные.

В 1959 году произошло свержение короля тутси, привилегии были ликвидированы, к власти пришло правительство хуту. Сотням тысяч тутси пришлось бежать. Те, кто остались в Руанде, были уничтожены, причем преследователи называли их тараканами, обвиняя в служении белым. Тем не менее, находясь в меньшинстве, они снова пришли к власти. В 1994 году в Конго произошли страшные события, в результате которых погибли 800 тысяч тутси и 200 тысяч хуту.

Самолет с президентом Хабьяриманом возвращался с международной конференции, но на подлете к столице Руанды неожиданно был сбит ракетой и взорвался в воздухе. Президент погиб. Это послужило сигналом к началу геноцида тутси. Рассвирепевшие хуту поджигали дома тутси, насиловали и до смерти избивали женщин. Толпы, вооруженные дубинами и мачете, истязали и убивали больных, стариков, детей. Малышей тутси брали за ноги и с размаху расбивали им головы о каменные стены. Бандиты расправлялись даже с соплеменниками, которые отказывались участвовать в массовых убийствах.

По реке – истоку Нила, плыли тысячи трупов, полностью забивая русло. Тутси подняли мятеж. Им удалось поставить своего министра обороны. Они стали мстить убийцам, казнили многих подстрекателей геноцида, 1,7 миллиона хуту стали беженцами - в лагерях от холеры умирали ежедневно по 2 000 человек. Межплеменная вражда достигла своего апогея.

В марте 1999 года полторы сотни боевиков из народности хуту окружили туристический кемпинг в лесу на западе Уганды. Сонных западных туристов, приехавших взглянуть на местных горилл, пинками выволокли из постелей и выстроили в ряд перед палатками, отобрали паспорта. Хуту считали, что тутси являются пособниками англичан, поэтому четырех мужчин и четырех женщин с английскими паспортами забили дубинками и изрубили мачете. Одну из несчастных перед этим еще и изнасиловали. Туристов с паспортами других стран были ограблены и избиты. Им чудом удалось спастись.

Лоран Нкунда, военный деятель тутси, обвинил правительство в потворстве боевикам хуту. В 2004 году он поднял мятеж. Мятежники имели вначале успех, но потом правительственные войска их вытеснили. Произошёл раскол, но лишь в 2009 году мятежный генерал Нкунда был арестован. В 2012 году солдаты тутси вновь подняли мятеж и взяли под контроль город Гома. Конфликт там продолжается до сих пор.

Тутси – не только воинственные и конфликтные. Они - прекрасные сочинители песен: охотничьих, колыбельных. Есть у них и «ибикуба» - хвалебные песни для скота. Во время свадьбы невеста должна лить слезы и изливать душу в стихотворной форме. Подруги утешают ее песней, сопровождаемой танцами.

Кроме того, тутси знают множество пословиц, сказок, мифов и загадок. Одна из сказок напоминает русскую сказку о рыбаке и рыбке. В ней говорится о бедняке Себгугугу. Ему помогал бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым, но жадный Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

От африканского фольклора они взяли тамтам, который больше, чем инструмент. Эти люди наделяют его индивидуальностью, считая живым. Кроме того, тамтам внушает им почтение и страх как символ правителя. В языке тутси существуют такие метафоры: «государь передаёт тамтам», что означает - «государь умирает»; «съесть тамтам» - прийти к власти, «сын тамтама» - правитель царской крови. До сих пор практикуется церемония, когда вокруг центрального, ставятся 24 высоких тамтама и барабанщики двигаются вокруг них, по очереди играя, причем каждому доводится постучать по главнму тамтаму.

Тамтам используют во время торжественных ритуалов – свадеб, похорон, церемонии присвоения имени. Церемония присвоения имени проводится на седьмой день рождения ребенка. Если у женщины рождается первый сын, то она клеит на его лоб кружок из соломы сорго, кукурузы или мелкого красного и белого бисера.

У тутси существует полигамия, а подыскивают невест обычно родители и старейшины клана. Они не только находят подходящих невест, но и стараются использовать браки для максимального расширения связей своей семьи с другими общинами. Тем самым создаются условия для большей безопасности и ограничиваются возможности кровосмешения.

Брак заключается после выплаты выкупа за невесту. Он передается семьей жениха семье невесты и служит возмещением за ее потомство, которое отныне будет принадлежать семье мужа. Брачный выкуп - скот. Раньше тутси были владельцами больших стад крупного рогатого скота, входили в аристократический слой Руанды. У них были касты, между которыми сохранялись брачные барьеры. Тутси редко брали в жены женщин хуту. Постепенно различия между двумя народами стирались, тутси беднели. В случае невозможности выплаты выкупа, жених работал 2 года на тестя.

Создав семью, тутси поселяются в отдельной усадьбе. В нее входят несколько хижин: «камбере» (спальня), «кигонии» (кладовая), «кагондо» (кухня), зернохранилища, маленькие хижины-реликварии, вместилища духов предков. 20-60 усадеб объединяются в поселения, которые располагаются на холмах. Хижина имеет каркас из древесины и оплетку из камыша и соломы, по форме напоминающую улей. Вокруг жилища ставится высокий забор. Современные же богатые тутси предпочитают жить в современных коттеджах.

Ту́тси (также упоминаются как вату́тси , бату́тси ) - народ в центральной Африке (Руанда , Бурунди , Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек.

Язык

История и версии происхождения

Культура

Образование

Не более половины тутси Руанды и Бурунди могут читать и писать на родном языке и совсем немногие читают и пишут по-французски.

Фольклор

Фольклор тутси включает в себя пословицы, сказки, мифы, загадки и песни. В одной из сказок народа говорится о Себгугугу, бедняке, которому помог бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым. Но с каждым разом Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

Музыка

Плетение остается одним из наиболее широко распространённых среди народов Бурунди и Руанды ремеслом. Многовековое развитие традиции плетения привело к появлению художественных форм, не только удовлетворяющих бытовые нужды людей, но также являющихся самобытными произведениями искусства. Цвета, характерные для плетеных изделий тутси - чёрный, красный и бледно-золотистый цвет сухой соломы. Чёрный краситель получали путём вываривания цветов банана, красную краску аналогичным образом получали из корней и семян растения «урукамги ». К 1930 году палитра пополнилась зарубежными красителями, стали появляться корзины, украшенные зелёными, оранжевыми, лиловыми узорами.

Миниатюрные коробочки, сплетённые кольцевой техникой, носят название «агасеки». Издревле плетением занимались женщины из богатых семейств привилегированного сословия тутси, которые обладали достаточным количеством свободного времени для совершенствования навыков плетения. С тех пор как тутси утратили господствующее положение, традиция затейливого, изящного плетения уходит в прошлое, плетёные изделия постепенно вытесняются пластиковыми.

Тутси украшали бисером рукояти клинков и ножны , чтобы подчеркнуть свой высокий статус. Для оплетения применялась техника «кирпичного низания» - бисерины располагаются подобно кирпичам в кладке. Такая техника характерна для Южной Африки в целом.

Геноцид тутси в Руанде

Ко времени геноцида в Руанде деление на хуту и тутси носило больше социальный характер, между этими этническими группами уже не было языковых и культурных различий, а физические различия во многом стёрлись из-за межэтнических браков, хотя до сих пор распространено представление, что тутси выше ростом, и что их кожа светлее . Со времён бельгийского колониального правительства национальность была записана в идентификационной карточке руандийца, при этом запись о национальности ребёнка соответствовала записи о национальности его отца. То есть, если отец был записан как тутси, то все его дети считались тутси, даже если их мать была из хуту .

Из-за конфликтов между хуту и тутси обстановка в регионе Великих Африканских озёр остаётся напряжённой.

Известные тутси

Напишите отзыв о статье "Тутси"

Примечания

Литература

  • Пирцио-Бироли, Детальмо. Культурная антропология тропической Африки. М.: «Восточная литература», 2001
  • Корочанцев В. А. Бой тамтамов будит мечту // О народах Западной и Центральной Африки. М.: 1987.
  • История тропической Африки с древнейших времен до 1870 года / Отв. ред. Ольдероге Д. А./ Перев. Матвеевой Г. А., Кальщикова Е. Н. М.: «Наука», 1984
  • Общество и государство в тропической Африке, отв. ред. А.Громыко, М.: «Наука», 1980
  • Lemarchand, Rene. Burundi: Ethnocide as Discourse and Practice. New York: Cambridge University Press, 1994.
  • Nyankanzi, Edward L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, Vt.: Schenkman Books, 1997.

Отрывок, характеризующий Тутси

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.

7 апреля 1994 года в далёкой африканской Руанде начался самый масштабный геноцид со времён Второй мировой войны. Представители народа хуту устроили кровавую расправу над другим народом, населявшим Руанду, - тутси. И если по масштабу злодеяний геноцид в Руанде уступил холокосту, то по своей "эффективности" превзошёл все известные прежде случаи геноцида. Всего за полтора месяца наиболее активной фазы геноцида было уничтожено, по различным оценкам, от 500 тысяч до миллиона жителей Руанды. Кошмарная бойня происходила прямо на глазах у различных международных организаций и миротворческого контингента ООН, который фактически остался безучастным. Кровавые события в Руанде стали одним из главных провалов международного сообщества, которое не смогло помешать этой ужасной расправе.

Противоречия между тутси и хуту возникли ещё в доколониальные времена. Тутси и хуту практически не имели этнических различий и говорили на одном языке. Различия между ними были скорее классовыми, чем национальными. Тутси традиционно занимались скотоводством, а хуту - земледелием. Со становлением доколониальной государственности тутси превратились в привилегированный класс и заняли доминирующее положение, тогда как хуту по-прежнему были беднейшими крестьянами. При этом тутси были меньшинством, а хуту представляли большинство населения.

Именно такую ситуацию застали пришедшие колонизаторы. Поначалу этой территорией управляли немцы, которые не стали ничего менять и сохранили все привилегии в руках тутси. После Первой мировой войны Германия лишилась всех колоний, и эта территория по мандату Лиги наций перешла под бельгийское управление.

Бельгийцы также не стали ничего менять, оставив тутси привилегированной группой. Все непопулярные реформы, такие как изъятие богатых пастбищ, ранее находившихся во владении хуту, проводились по указу бельгийцев, но осуществлялись руками тутси, в результате ненависть хуту росла не к бельгийским колонизаторам, а к привилегированным тутси.

Кроме того, бельгийцы окончательно закрепили этнический разлом между двумя народами. Ранее, как уже говорилось, отличия между ними были скорее классовыми, чем этническими, и разбогатевший хуту автоматически становился тутси. Но бельгийцы ввели в колонии национальность в её европейском традиционном понимании, раздав жителям паспорта с указанием национальности.

После окончания Второй мировой войны началась постепенная деколонизация Африки. Руандийская элита из числа тутси во главе с королём стала проявлять нелояльность к бельгийцам и требовать независимости. В ответ бельгийцы стали поддерживать хуту, которые уже были большинством. Очень скоро хуту стали преобладать среди священников, которые в условиях колонии фактически были чиновниками в системе образования. Незадолго до независимости бельгийцы заменили большое число вождей тутси вождями хуту. С этого момента начались первые кровавые столкновения между двумя народами. Бельгийцы, не желая разбираться с этим клубком противоречий, попросту ушли из колонии. В 1962 году территория была разделена на два независимых государства: королевство Бурунди, где власть сохранилась в руках тутси, и республику Руанда, где власть захватили хуту.

Но колонизаторы не только черпали в колониях ресурсы, но и создавали инфраструктуру, а также приносили на эти земли европейские системы образования и медицины. Благодаря европейской медицине резко снизилась смертность среди новорождённых - традиционный бич Африки. Это привело к настоящему демографическому взрыву, население Руанды менее чем за полвека увеличилось в шесть раз. При этом территория государства была невелика, и Руанда стала одной из самых густонаселённых стран Африки. Этот демографический взрыв привёл к коллапсу. Возникло чудовищное аграрное перенаселение, хуту не хватало земли, и они начали недобро посматривать на тутси, которые, хотя и не были уже правящей элитой, всё ещё считались гораздо богаче, чем хуту.

Сразу же после провозглашения независимости в Руанде начались кровавые этнические столкновения. Хуту начали грабить более благополучных тутси, которые десятками тысяч бежали в соседние Бурунди и Уганду, где оседали в лагерях беженцев. В этих лагерях стали создаваться партизанские отряды тутси, которые хуту прозвали "иньензи" - тараканы. Позднее это прозвище распространилось на всех тутси без исключения. Отряды тутси переходили границу Руанды и совершали диверсионные акты и нападения на патрули, после чего возвращались обратно.

К началу 70-х насилие пошло на спад. В результате военного переворота Руанду возглавил Жювеналь Хабиаримана. Хотя он и был хуту, он придерживался относительно умеренных взглядов, поскольку считал, что Руанда не сможет нормально существовать без помощи западных стран, которые явно не одобрят жестокую дискриминацию и гонения на этническое меньшинство. Хабиаримана провозгласил курс на Запад, начал получать финансовую помощь от развитых стран и прекратил гонения на тутси.

Конфликт оказался заморожен на полтора десятилетия. Тем временем в Уганде, куда перебралось значительное количество беженцев-тутси, началась гражданская война. Тутси, уже имевшие опыт партизанских боевых действий на территории Руанды, присоединились к повстанческой национальной армии сопротивления. После её победы тутси-эмигранты превратились во влиятельную политическую и военную силу в Уганде и стали требовать от руандийского правительства разрешения вернуться на родину.

Однако Руанда в конце 80-х переживала серьёзный финансовый кризис, связанный как с катастрофическим аграрным перенаселением, так и с падением цен на главный экспортный товар - кофе. Чтобы воспрепятствовать возвращению эмигрантов, был принят специальный закон, запрещавший приобретать землю в Руанде гражданам Уганды. Фактически это означало запрет на возвращение тутси.

Это резко радикализировало тутси-эмигрантов, которые начали создавать Руандийский повстанческий фронт. Он пополнялся не только за счёт нескольких поколений беженцев, но и за счёт эмигрантов, осевших в западных странах и щедро финансировавших РПФ. Не добившись уступок от руандийского правительства, повстанцы-тутси в октябре 1990 года вторглись в Руанду.

Так началась гражданская война. Считается, что повстанцы-тутси пользовались негласной поддержкой Британии, тогда как официальное правительство Руанды открыто поддерживалось Францией, поставлявшей оружие.

Поначалу повстанцам за счёт внезапности атаки сопутствовал успех, им удалось продвинуться в глубь страны, но продвижение закончилось после того, как Франция экстренно перебросила в Руанду свои войска (под предлогом защиты французских граждан), которые заблокировали продвижение повстанцев.

В РПФ не были готовы к такому повороту и начали отступление. Вместо открытого конфликта они перешли к партизанской войне и тактике мелких стычек и нападений на государственные объекты. Партизанская война продолжалась около двух лет. В 1992 году было подписано соглашение о прекращении огня и начались мирные переговоры, которые периодически срывались, а столкновения возобновлялись после каждого погрома тутси, которые периодически происходили в стране. Ни одна из сторон не желала идти на компромисс. Хуту утверждали, что тутси при поддержке англичан хотят обратить в рабство всех хуту. А тутси обвиняли хуту в геноциде и погромах, а также жестокой дискриминации.

В 1993 году в страну были введены миротворцы ООН, но они были не в силах остановить конфликт. Президент Хабиаримана, вынужденный лавировать между этническим большинством хуту, требовавших не уступать ничего тутси, и требованиями зарубежных государств, требовавших пойти на компромисс ради мира и стабильности, начал терять поддержку.

Популярность стало набирать движение "Власть хуту", состоявшее из крайних радикалов, требовавших "окончательного решения вопроса" с тутси. Движение состояло в основном из военных, а также интерахамве - руандийского вооружённого ополчения, которое в будущем стало одним из самых активных участников геноцида. Военные начали массовую раздачу хуту мачете под предлогом сельскохозяйственных нужд.

Радикалы создали свою собственную радиостанцию "Свободное радио тысячи холмов" (Страна тысячи холмов - одно из названий Руанды), которая занималась откровенно расистской пропагандой, призывая к ненависти к "тараканам". Одним из сотрудников этой станции был этнический бельгиец Жорж Руджу, позднее приговорённый Международным трибуналом к 12 годам заключения и ставший единственным европейцем, осуждённым трибуналом по Руанде.

В конце 1993 года в соседнем Бурунди заговорщиками из числа военных-тутси был убит президент страны, который был недавно избран и стал первым хуту во главе государства. Это вызвало взрыв негодования в Руанде, чем воспользовались радикалы, начавшие подготовку к истреблению тутси.

Стоит отметить, что ООН предупреждали о готовящейся расправе ещё за несколько месяцев до её начала. Один из высокопоставленных хуту в обмен на вывоз его самого и его семьи в какую-нибудь из развитых стран и предоставление политического убежища предлагал сообщить всю имеющуюся у него информацию о подозрительных действиях военного руководства, которое вооружает ополчение и проводит регистрацию тутси, явно планируя какую-то операцию. Однако в ООН побоялись влезать в этот клубок противоречий нескольких стран и народов и не стали вмешиваться в ход событий.

6 апреля 1994 года запущенной с земли ракетой был сбит самолёт, в котором находились президенты Руанды и Бурунди, а также ряд высокопоставленных военных и политических деятелей. Все они возвращались с очередного раунда переговоров по ситуации в Руанде. До сих пор так и осталось неизвестным, кто ответственен за убийство президентов. За 20 лет в СМИ публиковалось множество различных версий, винили как радикалов-хуту, так и тутси, и даже французские спецслужбы.

Так или иначе, уже через несколько минут после этого события начался самый кровавый со времён Второй мировой войны геноцид. Новой властью себя провозгласил полковник Багосора, несмотря на то что по закону власть должна была перейти к премьер-министру Увилингийимане, которая отличалась умеренными взглядами и была последовательницей погибшего президента.

Багосора сразу же отдал приказ армии и ополчению атаковать тутси и убивать их везде, где их найдут, не делая исключения ни для женщин, ни для стариков, ни для детей. Одновременно военные были отправлены на захват и убийство умеренных руандийских политиков, которые могли помешать планам радикалов.

Лояльная радикалам президентская гвардия в ночь после гибели президента отправилась на захват премьер-министра Увилингийимане, которую охраняли 10 бельгийских "голубых касок". Руандийские военные окружили дом, в котором они находились, и те сложили оружие. Миротворцы и премьер-министр были убиты.

В то же время военные начали охоту за всеми умеренными деятелями, в результате которой погибло несколько членов прежнего правительства, деятелей оппозиции и журналистов крупных изданий.

По всей стране начались убийства тутси. В них участвовали как военные и ополченцы, так и гражданские лица, расправлявшиеся порой со своими соседями. Их расстреливали, резали мачете, сжигали заживо, забивали насмерть. Всех их подбадривало "Радио тысячи холмов", призывавшее не жалеть "тараканов". Прямо в радиоэфирах зачитывались сводки о местах, в которых укрываются тутси, бежавшие от погромов.

Поскольку видимых различий между тутси и хуту не было, погромщики действовали на своё усмотрение. СМИ учили их распознавать тутси по "презрительному и надменному взгляду" и "маленькому носу". В результате жертвами погромщиков стало немалое количество хуту, которых приняли за тутси (часть жертв геноцида - убитые по ошибке хуту). В результате "Радио тысячи холмов" даже вынуждено было обратиться к слушателям с предостережением: не всякий, кто имеет маленький нос, является тутси, такие носы бывают и у хуту, не надо их сразу убивать, а надо сначала проверить документы и только потом убивать.

В день начала геноцида лидер РПФ Поль Кагаме заявил, что, если насилие сейчас же не прекратится, он разрывает перемирие и начинает наступление. На следующий день повстанцы начали наступление. Их армия постоянно пополнялась за счёт сумевших бежать руандийских тутси, а также добровольцев из Бурунди, возмущённых кровавыми расправами над соплеменниками.

Руандийские солдаты так увлеклись расправами над тутси, что фактически проморгали наступление повстанцев, которым удалось очень быстро окружить столицу, начав наступление по трём направлениям. В июле вся территория Руанды была под контролем РПФ. Это считается окончанием геноцида, однако стоит отметить, что его наиболее активная фаза продолжалась около полутора месяцев, поскольку к середине июня почти вся территория Руанды уже была под контролем повстанцев-тутси.

События в Руанде стали одним из главных провалов в истории международной политики. Западные государства не смогли ни воспрепятствовать геноциду, ни даже смягчить его. "Голубые каски" получили указание не вмешиваться в события и применять силу только в случае самообороны. Лишь по инициативе командующего контингентом Даллера несколько тысяч тутси были спасены в штабе миротворцев.

После того как хуту убили десятерых бельгийских военных из числа "голубых касок", Бельгия заявила об эвакуации своего контингента (который был основой "голубых касок") и начала вывод военнослужащих-миротворцев. ООН позднее подвергалась сильной критике за свою бездеятельность в разгар геноцида. Только спустя месяц после его начала в ООН наконец констатировали, что происходящие в Руанде события можно назвать геноцидом, и было решено направить дополнительный контингент миротворцев, который прибыл в страну уже после того, как её захватили повстанцы-тутси и геноцид прекратился.

Также подвергались жёсткой критике и французы. Они обвинялись не только в поставках оружия и подготовке будущих участников геноцида, но и в том, что не оказали никакой помощи тутси. Через несколько дней после начала кровавой вакханалии французские войска высадились в Руанде с целью эвакуации из страны граждан Франции и Бельгии. Однако они отказались эвакуировать тутси и вообще оказывать им какую-либо помощь.

Американцы в тот момент были всецело увлечены ситуацией в Югославии и вообще никак не вмешивались в события, понадеявшись на Францию, в сфере влияния которой находилась Руанда.

Последствия гражданской войны и геноцида оказались беспрецедентно тяжёлыми для страны. Инфраструктура была разрушена. Почти половина населения страны либо погибла, либо бежала. В ходе геноцида тутси было уничтожено, по различным оценкам, от 500 тысяч до миллиона человек. Несколько десятков тысяч хуту погибли во время ответного террора уже после захвата страны повстанцами. Около 2 миллионов хуту (почти четверть населения страны) бежали, опасаясь возмездия от захвативших страну тутси. Они осели в лагерях беженцев в соседних странах. Повторилась ситуация 30-летней давности, только тогда беженцами, ставшими партизанами, были тутси, а теперь хуту, создававшие военные отряды и совершавшие вылазки на территорию Руанды.

Беженцы-хуту создали в Заире свою армию, что привело к тому, что Руанда поддержала местных повстанцев в начавшейся в стране гражданской войне. Хотя сейчас Заир уже переименован в Конго, армия хуту всё ещё существует под названием "Демократические силы за освобождение Руанды" и ждёт своего часа.

Президентом страны до сих пор является Поль Кагаме - лидер РПФ. Он заявляет, что не делит руандийцев на тутси и хуту и сотрудничает с умеренными хуту, жестоко преследуя радикалов.

Помимо судов в Руанде в Танзании под эгидой ООН был учреждён Международный трибунал по Руанде, который осудил ряд высокопоставленных организаторов и исполнителей геноцида (всего около 100 человек). К пожизненному заключению был приговорён главный организатор геноцида Теонесте Багосора, пойманный через несколько лет после бегства из Руанды в одной из африканских стран. Большая часть подсудимых из числа офицеров армии и ополчения, а также сотрудников радикальных СМИ, получила сроки от пяти лет до пожизненного заключения.

Всего за 100 дней были уничтожены до миллиона коренных жителей маленькой африканской страны Руанды. Гражданская война переросла в геноцид. Мировая общественность бездействовала, а в сообщениях СМИ трудно было отличить правду от лжи.

Официальное изложение геноцида в Руанде в 1994 году

Каждую первую неделю апреля все первые полосы западных СМИ заполнены историями, которые начинаются с заявлений о годовщине геноцида 1994 года в Руанде (Восточная Африка).

Тогда почти 800 000 этнических тутси и хуту умеренных взглядов погибли от рук радикальных и экстремистски настроенных хуту. Почти во всех историях, повествующих о «геноциде в Руанде», делается акцент на несколько ключевых моментов, шокировавших представителей всех слоёв общества, различных языковых, экономических классов и приверженцев разных политических взглядов:

  • Количество погибших минимум 800 000 человек (по разным источникам до 1 000 000 человек);
  • Погибли в основном этнические народности тутси и хуту;
  • Зверские способы убийства с помощью мачете и др. видов холодного оружия (кирки, мотыги, тесла…);
  • Бессмысленная для XX века, первобытная дикость (происходившая в 1994 году);
  • Экстремизм хуту;
  • Всего за 100 дней столько жертв;
  • Весь мир был «очевидцами», но никто ничего не предпринял.

Эти ключевые моменты канонизируются и систематически цементируются в сознании людей на протяжении более чем 20 лет благодаря пропаганде СМИ, радиопрограммам, фотографиям, видео и кинофильмам. Официальные повествования о событиях были очень скупыми на правду. Все знают только, что тутси были жертвами, а хуту угнетателями.

Двадцать лет прошло со времени ключевых событий 1994 года, и потребители новостей СМИ, в т.ч. духовенство, политики, учёные и многие другие, должны понимать ответственность за своё собственное участие в истерии вокруг вопроса о «геноциде в Руанде». Что послужило основой для, так называемых, «100 дней геноцида», которые начались 6 апреля 1994 года и продолжались до 15 июля 1994 года в Руанде?

Прежде чем оплакивать жизни и смерти в Руанде, необходимо искоренить невежество в этом вопросе, знать и понимать некоторые критические факты.

«Хуту» и «Тутси» — это не просто дикие племена коренных африканцев, это социально-политические и социально экономические категории.

До имперской оккупации коренным населением Руанды, Уганды были хуту, они вели сельскохозяйственный образ жизни. После 1890 года племена тутси, которые были скотоводами, начали насильно вытеснять хуту и составили уже 20% населения Руанды.

Сначала немцы в 1916 году, а затем бельгийцы превратили Руанду в свою колонию, поставив тутси во все структуры власти, постепенно превращая массы хуту в рабов.

Тутси служили колониальными оккупантами, используя жестокость и терроризм, они держали хуту в качестве рабов на полях. Хотя языковых различий между ними не было, существовало много смешанных браков, и тутси были в этническом меньшинстве, они считались элитой.

Хуту были ниже ростом и имели меньший размер черепа. Во времена колонизаторства Руанды бельгийцами, национальность детей записывали по национальности отца.

: Хуту становятся «угнетателями», а тутси «жертвами»

К 1959 году в Руанде начались гражданские столкновения между хуту и тутси, терпение хуту кончилось, они перешли к партизанской войне, сжигали дома и убивали тутси.

В революции 1959-1960 годов в Руанде при поддержке бельгийских католических священников хуту свергли монархию тутси. Многих убили, тысячи элиты тутси, связанные с бывшей властью, бежали из страны, в основном в Бурунди, Танзанию и Уганду. Те, кто остались, в ближайшие 30 лет вели партизанские войны.

Бельгийские колонизаторы сменили свою поддержку, и, для защиты своих интересов, поставили некоторых вождей хуту у власти. В 1962 году Руанда получила независимость с правительством хуту во главе.

Элита тутси, веря, что они избранный народ Божий и рождены господствовать над миллионами хуту, стали называть себя жертвами, а хуту угнетателями. За пределами Руанды тутси создали Движение неприсоединения, они накапливали вооружение, обучались террористическим методам.

С середины 1960-х и в начале 1970-х годов они организовали в Руанде самый вопиющий терроризм. Нападая под покровом ночи, тутси подвергали репрессиям франкоязычных, а обвиняли в карательных злодеяниях представителей хуту. Проводя партизанские рейды, они взрывали кафе, ночные клубы, бары, рестораны, автобусные остановки. Тем самым демонстрировали очень реальную картину страданий и притеснений франкоязычных тутси внутри Руанды.

Самая многочисленная диаспора беженцев тутси находилась в Уганде, где с 1986 года пришёл к власти президент Мусевени. Там в 1987 году возникла политическая партия Патриотический фронт Руанды (сейчас ПФР правящая партия в Руанде). В 1990 году небольшая группа ПФР (около 500 человек) из Уганды перешла границу и напала на Руанду.

Вылазка боевиков была отбита превышающей численностью армии Руанды. Бельгийцы способствовали установлению перемирия, которое продержалось с октября до декабря. В 1991 году стягивалось вооружение, война шла мелкими очагами.

В Руанде с 1973 года по апрель 1994 года при поддержке Франции правил президент хуту Ювенал Хабиаримана. Он был приверженцем однопартийной диктатуры, но шёл на уступки некоторых франкоязычных тутси, оставшихся в Руанде в небольшом количестве.

Хуту, получившие полный контроль над Руандой, были главной причиной вражды, они хотели полностью уничтожить всех тутси и даже некоторых хуту, симпатизирующих и оправдывающих тутси. Экстремистские хуту за ночные вылазки назвали тутси тараканами, против которых и начали геноцид.

6 апреля 1994 года самолёт c двумя президентами, в том числе и Ювеналом Хабиариманом, был сбит. Экстремисты получили повод начать кровавую бойню, в которой за один день уничтожили 500 человек. Они зверски расправились с бельгийскими миротворцами в аэропорту, когда те получили приказ сложить оружие.

Пришло время бежать, и многие иностранцы, в основном французы и бельгийцы, стали покидать страну. Радикальные хуту стали смертельными врагами и целью тысячи террористов в Уганде.

Тутси, считавшие себя жертвами геноцида, 7-го апреля 1994 года снова начали наступление, к этому моменту ПФР насчитывал уже более 15 тыс.чел. Они жгли целые деревни, создавали крематории, в лагерях заражали воду и отравляли людей тысячами. Скорость убийств была в пять раз выше, чем в немецких концлагерях (в которых нацисты к тому же проводили ).

Убийства носили зверский характер. Чтобы экономить боеприпасы, тутси и хуту сражались с помощью мачете, своим противникам они отрезали конечности, подвергали жесточайшим пыткам, а потом уже отрубали головы и в качестве трофеев складировали черепа. Всего с обеих сторон потери за последующие три месяца составили более 800 000 человек.

Кошмар закончился в июле 1994 года, после того, как силы ПФР полностью взяли под контроль всю страну.

Почему весной 1994 года власти Руанды организовали массовые убийства представителей народности тутси, какую роль в этом сыграли средства массовой информации и почему после этих событий Руанда из франкоязычной страны стала англоязычной? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, заместитель директора Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко.

«Лента.ру»: Что послужило причиной геноцида в Руанде, когда в этом небольшом, до этого события мало кому известном африканском государстве за три месяца было убито около миллиона человек?

Дмитрий Бондаренко: Действительно, это были сто дней, которые воистину потрясли мир. К весне 1994 года большинство населения Руанды (85 процентов) относилось к народности хуту, а меньшинство (14 процентов) - к народности тутси. Еще около одного процента населения составляли пигмеи тва.

Тайна гибели президентов

Исторически так сложилось, что в доколониальный период вся политическая, экономическая и культурная элита Руанды состояла из представителей тутси. Государство в Руанде возникло в XVI веке, когда с севера пришли скотоводы-тутси и подчинили племена земледельцев-хуту. Когда в 1880-е годы пришли немцы, которых после Первой мировой войны сменили бельгийцы, тутси перешли на язык хуту и сильно перемешались с ними. К тому времени понятием хуту или тутси обозначалось не столько этническое происхождение человека, сколько его социальный статус.

То есть хуту находились в подчиненном положении по отношению к тутси?

Не совсем так. В целом это утверждение верно, но к тому времени когда в Руанду пришли европейцы, уже появились разбогатевшие хуту. Они обзавелись своим скотом и повысили свой статус до уровня тутси.

Бельгийские колонизаторы сделали ставку на правившее тогда меньшинство - тутси. Они ввели систему, очень напоминающую советскую прописку - каждую семью прикрепляли к своему холму (Руанду часто неофициально называют «страной тысячи холмов»), и она должна была обозначить свою национальность: тутси или хуту. Естественный процесс слияния двух народов был искусственно прерван.

Во многом эта бельгийская политика по принципу «разделяй и властвуй» предопределила резню 1994 года. Бельгийцы, уходя в 1962 году из Руанды, передали власть, до этого принадлежавшую меньшинству тутси, большинству хуту. С этого времени в стране стало открыто нарастать напряжение между ними. Начались столкновения, апофеозом которых стал геноцид тутси в 1994 году.

То есть события 1994 года произошли не спонтанно?

Конечно. Межэтнические конфликты в Руанде разгорались и раньше: в 1970-е и 1980-е годы, просто они не достигали таких масштабов. После этих погромов некоторая часть тутси укрылась в соседней Уганде, где при поддержке местных властей был сформирован «Патриотический фронт», стремившийся вооруженным путем свергнуть правящий режим хуту. В 1990 году почти удалось это сделать, но на помощь хуту пришли французские и конголезские войска. Непосредственным поводом к резне стало убийство президента страны Жювеналя Хабиариманы, самолет которого сбили при подлете к столице.

Известно, кто это сделал?

До сих пор неясно. Естественно, хуту и тутси сразу обменялись взаимными обвинениями в причастности к этому преступлению. Хабиаримана вместе с президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямирой возвращался из Танзании, где проходил саммит глав государств региона, главной темой которого было урегулирование ситуации в Руанде. По одной из версий, на нем было достигнуто соглашение о частичном допуске представителей тутси к управлению страной, что категорически не устраивало властную верхушку хуту, которая и организовала заговор. Такая трактовка имеет право на существование наряду с прочими, поскольку массовые убийства тутси начались буквально через несколько часов после крушения президентского самолета.

Убийственная пресса

Правда ли, что большинство жертв геноцида были даже не расстреляны, а просто забиты мотыгами?

Там творились немыслимые вещи. В Кигали, столице Руанды, есть Центр изучения геноцида, по сути своей являющийся музеем. Я посещал его и был поражен тому, какую изощренность может проявлять ум человека в изобретении способов уничтожения себе подобных.

Вообще, когда попадаешь в такие места, начинаешь поневоле задумываться о нашей природе. В этом заведении есть отдельный зал, посвященный людям, сопротивлявшимся геноциду. Резня была организована государством, в местные администрации поступали прямые указания уничтожать тутси, а списки неблагонадежных лиц зачитывались по радио.

Вы говорите про печально известное «Свободное радио тысячи холмов»?

Не только. Геноцид провоцировали и другие СМИ. Почему-то у нас в России многие считают, что «Радио тысячи холмов» было государственной структурой. На самом деле это была частная компания, но тесно связанная с государством и получавшая от него финансирование. На этой радиостанции говорили о необходимости «истреблять тараканов» и «валить высокие деревья», что многими в стране было воспринято как сигналы к уничтожению тутси. Хотя, помимо опосредованных призывов к резне, в эфире часто звучали и прямые подстрекательства к погромам.

Но потом многие сотрудники «Свободного радио тысячи холмов» были осуждены за подстрекательство к геноциду?

Многие, но не все. Перед Международным трибуналом по Руанде предстали главные «звезды» радиостанции Анани Нкурунзиза и Хабимана Кантано, призывавшие в прямом эфире убивать тутси. Затем за аналогичные преступления были осуждены и другие журналисты - Бернар Мукинго (на пожизненный срок) и Валери Бемерики.

А как население Руанды в 1994 году отреагировало на эти призывы?

Известно как - в стране началась настоящая резня, но, к чести руандийцев, не все поддались массовому психозу и государственной пропаганде. В одной из провинций местного чиновника, отказавшегося выполнять приказы убивать тутси, закопали заживо вместе с одиннадцатью членами его семьи. Известна история женщины, прятавшей в своей хижине под кроватью семнадцать человек. Она умело воспользовалась своей репутацией колдуньи, поэтому погромщики и солдаты побоялись обыскать ее жилище.

Символом сопротивления безумию, охватившему тогда Руанду, стал управляющий столичного отеля «Тысяча холмов» Поль Русесабаджина. Сам он хуту, а его жена – тутси. Русесабаджину часто называют «руандийским Шиндлером», потому что он укрыл в своей гостинице и спас от верной гибели 1268 человек. На основе его воспоминаний в Голливуде десять лет назад был снят знаменитый фильм «Отель "Руанда"». Кстати, потом Русесабаджина стал диссидентом и эмигрировал в Бельгию. Сейчас он находится в жесткой оппозиции к существующему в Руанде политическому режиму.

Руанда сегодня

Действительно ли в ходе геноцида 1994 года пострадали не только тутси, но и хуту?

Это так - примерно 10 процентов жертв массовых убийств составляли именно хуту. Кстати, Поль Русесабаджина, будучи этническим хуту, именно в этом и обвинял правительство, пришедшее к власти после тех страшных событий.

Как сейчас живет Руанда и преодолела ли она последствия геноцида 1994 года?

После 1994 года ситуация в стране радикально изменилась, произошла полная смена элит, и теперь она активно развивается. Сейчас в Руанду идут большие западные инвестиции и гуманитарная помощь, прежде всего из США и Евросоюза. Я сам видел, что на местных рынках крестьяне продают картошку в мешках с лейблом USAID (Агентства США по международному развитию - прим. «Ленты.ру» ), то есть в мешках из-под гуманитарной помощи, - настолько велики ее размеры. Экономика Руанды растет, но в стране установился очень жесткий политический режим. Хотя в реальности у власти с 1994 года находятся тутси, официальная идеология в стране такова: нет ни хуту, ни тутси, есть только руандийцы. После геноцида активизировался процесс строительства единой нации.

Сейчас Руанда старается позиционировать себя как современное государство. Например, она проводит политику повсеместной компьютеризации - оптоволоконные кабели тянут даже в самые отдаленные деревни, хотя сельская глубинка во многом продолжает оставаться патриархальной.

Нынешняя Руанда ориентируется на Запад, в первую очередь США. В то же время в этой стране, как и повсеместно в Африке, проявляет активность Китай. Необходимо отметить и то, что несколько лет назад Руанда восстановила свое посольство в Москве, закрытое в середине 1990-х годов. Государственный язык она сменила с французского на английский. Во время геноцида большинство беженцев укрывалось в соседних англоязычных странах, где выросло новое поколение, почти не говорящее по-французски.

С Францией, которая в событиях 1994 года сыграла очень неблаговидную роль, складываются очень непростые отношения. Она поддерживала режим хуту, который организовывал геноцид, и на французских самолетах бежали из страны многие его вдохновители и идеологи. В современной Руанде до сих пор принято отрицательно относиться ко всему французскому.

Почему мировое сообщество так поздно спохватилось и фактически проморгало геноцид?

Скорее всего, оно недооценило масштаб события. К сожалению, для Африки массовые убийства не редкость, да и Руанда тогда была на периферии внимания международной общественности, озабоченной войной в Боснии. В ООН спохватились, когда счет убитым пошел на сотни тысяч. Поначалу, в апреле 1994 года, когда геноцид уже начался, Совет Безопасности ООН решил сократить численность миротворческого контингента в Руанде почти в двадцать раз – до 270 человек. Причем это решение было принято единогласно, за него проголосовала и Россия.

error: