Из курса химии вам известны следующие методы. Характерные свойства веществ

Всероссийская проверочная работа

Химия, 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включенные в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по химии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.

Образец всероссийской проверочной работы по истории

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Записывайте ответы на задания в отведенном для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

Таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнить задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество балов.

1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1-3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:

1. Стальных кнопок от древесных опилок;

2. Воздуха от распыленных в помещении мелких капель водоэмульсионной краски?

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

Ответ:

2. На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.

На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

1. Определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2. Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3. Определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Ответ:

3. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения радиуса атомов следующие элементы: N, Al, C, Si. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Ответ: Al - Si - C - N.

4. В приведенной ниже таблице перечислены характерные свойства веществ с молекулярной и атомной кристаллическими решетками.

Характерные свойства веществ

Используя данную информацию, определите, какую кристаллическую решетку имеет:

1. Кварц (SiO2);

2. Углекислый газ (СО2).

Запишите ответ:

Кварц имеет ________________

Углекислый газ имеет _________________

Ответ: кварц (SiO2) имеет атомную кристаллическую решетку; углекислый газ (СО2) имеет молекулярную кристаллическую решетку.

Прочитайте текст и выполните задания 5-7.

Оксид серы (IV) используют в пищевой промышленности в качестве консерванта (пищвая добавка Е220). Поскольку этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады. Это вещество также используют для отбеливания соломы, шёлка и шерсти, то есть материалов, которые нельзя отбеливать хлором.

Промышленный способ получения этого вещества заключается в сжигании серы или сульфидов. В лабораторных условиях его получают воздействием сильных кислот на сульфиты, например, взаимодействием серной кислоты с сульфитом натрия.

При взаимодействии оксида серы (IV) с гидроксидом кальция образуется соль сульфит кальция. Это вещество применяется в промышленности как пищевая добавка Е226, консервант, для приготовления желе, мармелада, мороженого, напитков и фруктовых соков.

5. Сложные неорганические вещества условно можно распределить, то есть классифицировать, по четырем группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырех групп впишите по одной химической формуле веществ, упоминаемых в приведенном выше тексте.

Сложные вещества:

оксид -

основание -

кислота -

соль -

Ответ: оксид - SO2

основание - Ca(OH)2

кислота - H2SO4

соль - Na2SO3 или CaSO3.

6. 1. Составьте молекулярное уравнение реакции сжигания серы, о которой говорилось в тексте.

Ответ: S + O2 = SO2

2. Укажите, с каким тепловым эффектом (с поглощением или выделением теплоты) протекает эта реакция.

Ответ: реакция протекает с выделением энергии (экзотермическая).

7. 1. Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между оксидом серы (IV) и гидроксидом кальция.

Ответ: Ca(OH)2 + SO2 = CaSO3 + H2O

2. Опишите признаки протекающей реакции между оксидом серы (IV) и раствором гидроксида кальция.

Ответ: в результате реакции образуется нерастворимое вещество - сульфит кальция; наблюдается помутнение исходного раствора (выпадение осадка).

8. При исследовании минерализации бутиллированной воды в ней были обнаружены следующие катионы металлов: Ag2+, Na+, Mg2+. Для проведения качественного анализа к этой воде добавили раствор CaCl2.

1. Какие изменения можно наблюдать в растворе при проведении данного опыта (концентрация вещества достаточная для проведения анализа)?

Ответ: наблюдается выпадение белого творожистого осадка.

2. Запишите сокращенное ионное уравнение произошедшей химической реакции.

Ответ: Ag+ + Cl- = AgCl↓

9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + NO2 + H2O

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

Ответ: составлен электронный баланс.

2| N+5 +e → N+ 4

1| Cu0 -2e → Cu+2

2. Укажите окислитель и восстановитель.

Ответ: указано, что медь в степени окисления 0 является восстановителем, а HNO3 (или азот в степени окисления +5) - окислителем.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Ответ: составлено уравнение реакции: 4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

10. Дана схема превращений:

Na2S → H2S → SO2 → BaSO3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Ответ:

1. Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S

2. 2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O

3.SO2 + Ba(OH)2 = BaSO3 + H2O

(Допускаются иные, не противоречащие условию задания уравнения реакций.)

Для выполнения заданий 11-13 используйте вещества, приведенные в перечне:

1. Этан

2. Ацетилен

3. Толуол

4. Метанол

5. Ацетальдегид

11. Из приведенного перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным классам/группам органических соединений. Запишите номера структурных формул этих веществ в соответствии с названиями.

Предельный углеводород -

Одноатомный спирт -

Ответ:

Предельный углеводород - этан С2Н6

Одноатомный спирт - метанол СН3ОН.

12. В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведенного выше перечня. Расставьте коэффициенты в полученные схемы, чтобы получилось уравнение химической реакции.

1. ....... + Cl2 = CH3CH2Cl + HCl

2. ........ + Cu(OH)2 = CH3COOH + Cu2O + H2O

Ответ:

13. Толуол является сырьем для производства компонентов моторных топлив с высоким октановым числом, для получения взрывчатых веществ (тринитротолуола), фармацевтических препаратов, красителей и растворителей. Получить толуол можно в соответствии с приведенной ниже схемой превращений.

Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня.


Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. При записи уравнений реакций используйте структурные формулы веществ.

Ответ:

14. Одним из важных понятий в экологии и химии является "предельно допустимая концентрация" (ПДК). ПДК - это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК формальдегида в воздухе составляет 0.003 мг/м3. В помещении площадью 40 кв. м с высотой потолка 2,5 м с поверхности дверей, изготовленных из древесно-стружечных плит (ДСП), пропитанных фенолформальдегидной смолой, испарилось 1,2 мг формальдегида. Определите, превышена ли ПДК формальдегида в воздухе данного помещения. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию формальдегида в помещении.

Ответ: 1. Определен объем помещения, и определена концентрация формальдегида в нем:

V (помещения) = 40 х 2,5 = 100 куб. м

2. Сформулирован вывод о превышении ПДК; значение ПДК формальдегида в помещении превышает показатель 0,003 мг/ куб. м;

3. Сформулировано одно предложение по снижению содержания формальдегида в помещении.

Возможные варианты: замена дверей на новые, сделанные из другого материала (например, древесины); покрытие поверхности дверей пленкой, слоем лака или краски; регулярное проветривание (вентиляция) помещений.

15. Для обработки обожжённых кожных покровов применяют 5%-ный раствор перманганата калия. Рассчитайте массы перманганата калия и воды, котоые необходимы для приготовления 120 г такого раствора. Запишите подробное решение задачи.

Ответ: m(KMnO4) = 0,05 x 120 = 6 г

m(воды) = 120-6 = 114 г

Контрольная работа №1 11 кл

Вариант 1.

    Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей:

.

способов.

Рис.1 Рис.2 Рис.3

1) муки от попавших в неё железных опилок;

2) воды от растворённых в ней неорганических солей?

смеси. (

Мука и попавшие в неё

железные опилки

Вода с растворёнными в ней неорганическими солями

элемента .

этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу

Символ

химического

элемента

№ периода

№ группы

Металл/неметалл

3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище

о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера

химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов

следующие элементы: C, Si, Al, N.

последовательности.

4.

состояние;

кипения и плавления;

неэлектропроводные;

хрупкие;

тугоплавкие;

нелетучие;

электрический ток

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества азот N 2

и поваренная соль NaCl. (дайте развернутый ответ).

2

изделий и сладостей.

путём

CO 2

углекислого газа в воздухе.

содержит вещества (например, кислоты

упоминалась в тексте .

6.

.

9. Хотя растения и животные нуждаются в соединениях фосфора как элемента, входящего в состав жизненно важных веществ, загрязнение природных вод фосфатами крайне негативно сказывается на состоянии водоемов. Сброс фосфатов со сточными водами вызывает бурное развитие сине-зеленых водорослей, а жизнедеятельность всех прочих организмов угнетается. Определите количество катионов и анионов, образующихся при диссоциации 25 моль ортофосфата натрия.

10. Дайте объяснение: Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при этом окраска получается более интенсивной?

11.

H 2 S + Fe 2 O 3 FeS + S + H 2 O .

12. Пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его используют в качестве источника энергии во многих областях, например, в газовых

Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при полном сгорании 4, 4 г пропана?

13. Физиологическим раствором в медицине называют 0,9%-ный раствор хлорида натрия в воде. Рассчитайте массу хлорида натрия и массу воды, которые необходимы для приготовления 500 г физиологического раствора.

Запишите подробное решение задачи .

Контрольная работа №1 11 кл

Вариант 2.

1.Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей:

отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация .

На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных

способов.

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:

1) серы от попавших в неё железных опилок;

2) воды от частичек глины и песка?

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения

смеси. ( таблицу перечертите в тетрадь)

2.На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического

элемента .

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических

элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует

этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу (таблицу перечертите в тетрадь)

Символ

химического

элемента

№ периода

№ группы

Металл/неметалл

3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище

информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений,

о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также

о нахождении их в природе. Так, например, известно, что у химического элемента в периодах электроотрицательность увеличивается, а в группах уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности

следующие элементы: F, Na, N, Mg. Запишите обозначения элементов в нужной

последовательности.

4. В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

при обычных условиях имеют жидкое,

газообразное и твёрдое агрегатное

состояние;

имеют низкие значения температур

кипения и плавления;

неэлектропроводные;

имеют низкую теплопроводность

твёрдые при обычных условиях;

хрупкие;

тугоплавкие;

нелетучие;

в расплавах и растворах проводят

электрический ток

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества кислород О 2

и сода Na 2 3 . (дайте развернутый ответ).

В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е526, которая

представляет собой гидроксид кальция Ca(OH) 2 . Она находит применение при производстве:

фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских

изделий и сладостей.

Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём

смешивания оксида кальция с водой , этот процесс называется гашение.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных

материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью

взаимодействовать с углекислым газом CO 2 , содержащимся в воздухе. Это же свойство

раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания

углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли

флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе

солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода

содержит вещества (например, кислоты ), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.

5. Составьте молекулярное уравнение реакции получения гидроксида кальция, которая

упоминалась в тексте .

6. Объясните, почему этот процесс называют гашением.

7. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым

газом, которая упоминалась в тексте. Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.

8. Составьте сокращённое ионное уравнение упомянутой в тексте реакции между

гидроксидом кальция и соляной кислотой .

9. Хотя растения и животные нуждаются в соединениях фосфора как элемента, входящего в состав жизненно важных веществ, загрязнение природных вод фосфатами крайне негативно сказывается на состоянии водоемов. Сброс фосфатов со сточными водами вызывает бурное развитие сине-зеленых водорослей, а жизнедеятельность всех прочих организмов угнетается. Определите количество катионов и анионов, образующихся при диссоциации 15 моль ортофосфата калия.

10. Дайте объяснение: Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?

11. Дана схема окислительно-восстановительной реакции

Расставьте коэффициенты. Запишите электронный баланс.

Укажите окислитель и восстановитель.

12. Пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его используют в качестве источника энергии во многих областях, например, в газовых

зажигалках и при отоплении загородных домов.

Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при полном сгорании 5г пропана?

Запишите подробное решение задачи.

13. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, который используют для обработки ран.

Какой объем раствора может приготовить фармацевт из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?



ВАРИАНТ 1
ЧАСТЬ А
А 1. Укажите номер периода и группы, в которых расположен кремний
1) II, IV 2)III, IV 3) V, II 4) II, III
А 2.Общее количество электронов в атоме хлора
1) 8 2) 7 3) 35 4) 17
А 3.Заряд ядра атома магния и его относительная атомная масса:
1) +39; 12 2) + 12; 24 3) 24; + 19 4) 2; + 24 + 12; 24
А4. Неметаллические свойства у элементов А групп усиливаются
1) слева направо и в группах сверху вниз 2) справа налево и в группах сверху вниз
3) справа налево и в группах снизу вверх 4) слева направо и в группах снизу вверх


1) Na, Mg, Al, Si 2) Li, Be, B, C 3) P, S, Cl, Ar 4) F, O, N, C
А6. Число нейтронов в ядре атома 39K равно
1) 19 2) 20 3) 39 4) 58
А7. В каком ряду находятся только неметаллы:
1) S, O, N, Mg 2) N, O, F, Н 3) Fe, Cu, Na, H 4) Na, K, Cu, Ca
А8. В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?
1) Cl2, NH3, HCl 2) HBr, NO, Br2 3) H2S, H2O, S8 4) HI, H2O, PH3
А9. Кристаллическую структуру, подобную структуре алмаза, имеет
1) кремнезем SiО2 2) оксид натрия Na2O 3) оксид углерода (II) CO 4) белый фосфор Р4А10. Какие из утверждений о диссоциации оснований в водных растворах верны?
А. Основания в воде диссоциируют на катионы металла (или подобный им катион NH4+) и гидроксид анионы OH –.
Б. Никаких других анионов, кроме OH–, основания не образуют.
А11. Какая из приведенных реакций не относится к реакциям ионного обмена?
1) Ba(NO3)2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaNO3
2) KOH + HCl = KCl + H2O
3) 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
4) Li2SO3 + 2HNO3 = 2LiNO3 + H2O + SO2
А12. Только окислительные свойства проявляет
1) сульфид натрия 2) сера 3) серная кислота 4) сульфит калия
А13. На смещение химического равновесия в системе N2 + 3H2 2NH3 + Q
не оказывает влияния
1) понижение температуры 2) повышение давления
3) удаление аммиака из зоны реакции 4) применение катализатора

В1. Установите соответствие между названием химического соединения и видом связи атомов в этом соединении.

А) цинк
Б) азот
В) аммиак
Г) хлорид кальция
1) ионная
2) металлическая
3) ковалентная полярная
4) ковалентная неполярная
В2. 50 г сахара растворили в 100 г воды. Массовая доля сахара в полученном растворе равна _____________ %. (Ответ запишите с точностью до целых).
В3. Установите соответствие между уравнением реакции и веществом-окислителем, участвующим в данной реакции.

А) 2NO + 2H2 = N2 + 2H2O
Б) 2NH3 + 2Na = 2NaNH2 + H2
В) H2 + 2Na = 2NaH
Г) 4NH3 + 6NO = 5N2 + 6H2O
1) H2
2) NO
3) N2
4) NH3
В4.
Установите соответствие между солью и реакцией среды в ее водном растворе.
СОЛЬ РЕАКЦИЯ СРЕДЫ
А) нитрат бария
Б) хлорид железа (III)
В) сульфат аммония
Г) ацетат калия
1) кислая
2) нейтральная
3) щелочная


Оценивание:


В2 – 1 балл
Часть С – 3 балла

23-22балла – «5»
21- 16 – «4»
15 -11-«3»
Менее 10 – «2»

Контрольная работа №1 по разделу «Теоретические основы химии»
ВАРИАНТ 2
ЧАСТЬ А
При выполнении заданий этой части (А1- А13) выберите только один из четырёх предложенных вариантов ответа.
А 1. Укажите номер периода и группы, в которых расположен германий
1) II, IV 2)III, IV 3) IV, IV 4) IV, III
А 2.Общее количество электронов в атоме мышьяка
1) 33 2) 5 3) 75 4) 41
А 3.Заряд ядра атома фосфора и его относительная атомная масса:
1) +31; 15 2) + 15; 31 3) 30; + 15 4) 3; + 31 + 15; 31
А4 В ряду Mg → Ca → Sr → Ba способность металлов отдавать электроны
1) ослабевает 2) возрастает 3) не изменяется 4) изменяется периодически
А5. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?
1) Na, K, Rb, Cs 2) Li, Be, B, C 3) O, S, Cl, Ar 4) F, O, N, C
А6 Число нейтронов в ядре атома 16S равно
16 2) 32 3) 12 4) 24
А7. В каком ряду находятся только металлы:
1) S, O, N, Mg 2) N, O, F, Н 3) Fe, Cu, Na, Ni 4) Na, K, Cu, C
А8 Ковалентная неполярная связь реализуется в соединении
1) CrO3 2) P2O5 3) SO2 4) F2
А9 Молекулярную кристаллическую решетку имеет каждое из двух веществ:
1) графит и алмаз 2) кремний и иод 3) хлор и оксид углерода (IV) 4) хлорид бария и оксид бария
А10 Какие из утверждений о диссоциации кислот в водных растворах верны?
А. Кислоты в воде диссоциируют на катионы водорода Н + и гидроксид анионы OH –.
Б. Никаких других катионов, кроме Н+ , кислоты не образуют.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны
А11 Реакция, уравнение которой CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2, является реакцией
1) обмена 2) соединения 3) разложения 4) замещения
А12 Как окислитель сера выступает в реакции с
1) хлором 2) кислородом 3) бромом 4) железом
А13 Равновесие реакции СаСО3 СаО + СО2 – Q смещается вправо при
1) уменьшении температуры и увеличении давления
2) увеличении температуры и уменьшении давления
3) увеличении температуры и увеличении давления
4) уменьшении температуры и уменьшении давления
Часть ВОтветом к заданиям части В является набор цифр или число
В заданиях В1-В4 на установление соответствия к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. (Цифры в ответе могут повторяться).
В1 В1. Установите соответствие между названием химического соединения и видом связи атомов в этом соединении.
НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ ВИД СВЯЗИ
А) медь
Б) бром
В) этанол
Г)
Д) хлорид кальция
вода
1) ионная
2) металлическая
3) ковалентная полярная
4) ковалентная неполярная
В2 12 г соли растворили в 100 г воды. Массовая доля соли в полученном растворе равна _____________ %. (Ответ запишите с точностью до целых).
В3 Установите соответствие между уравнением реакции и формулой вещества, которое в данной реакции является окислителем.
УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ ОКИСЛИТЕЛЬ
А) H2S + I2 = S + 2HI
Б) 2S + С = СS2
В) 2SO3 + 2KI = I2 + SO2 + K2SO4
Г) S + 3NO2 = SO3 + 3NO
1) NO2
2) H2S
3) HI
4) S
5) SO3
6) I2
В4. Установите соответствие между названием вещества и средой его водного раствора
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА СРЕДА РАСТВОРА
А) сульфат цинка
Б) нитрат рубидия
В) фторид калия
Г) гидрофосфат натрия
1) кислотная
2) нейтральная
3) щелочная
Часть С(ответ запишите с полным объяснением)
Что такое скорость химической реакции, от каких факторов она зависит, приведите примеры из жизни(ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, БЫТА ЛЮДЕЙ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ).
Оценивание:
Часть А – правильный ответ 1 балл
Часть В– В1,В3,В4 – 2 балла без ошибки. 1балл – 1ошибка
В2 – 1 балл
Часть С – 3 балла
Максимальное количество баллов: 23
23-22балла – «5» 21- 16 – «4» 15 -11-«3» Менее 10 – «2»
ОТВЕТЫ:
№ Вариант 1 Вариант 2
А12 3
А24 1
А3 2 2
А44 2
А5 4 1
А62 1
А72 3
А8 4 4
А91 3
А10 3 2
А11 3 2
А12 3 4
А13 4 2
В12431 24313
В233 11
В3 2412 2451
В42113 1233
С 1.Скорость химической реакции определяется изменением количества реагирующих веществ или продуктов реакции за единицу времени в единице объема.
2.Скорость зависит от:
Природы реагирующих веществ;
Концентрации реагирующих веществ
Температуры
Катализаторов/ингибиторов
3.Примеры

1.

Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

Каким из способов, которые показаны на рисунках, можно разделить следующие смеси:

1) творог и творожная сыворотка;

2) стальные и пластмассовые скрепки?

Назовите способ, который был применён в каждом из приведённых выше примеров.

Ответы впишите в следующую таблицу:

Смесь

Номер рисунка

Способ разделения

Творог и творожная сыворотка

Стальные и пластмассовые скрепки

2.

На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Символ химического

элемента

периода

группы

Металл/неметалл

3.

В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

Характерные свойства веществ

Молекулярного строения

Ионного строения

- при обычных условиях имеют жидкое, газообразное и твёрдое агрегатное состояние;

- имеют низкие значения температур кипения и плавления;

- неэлектропроводные;

- имеют низкую теплопроводность

- твёрдые при обычных условиях;

- хрупкие;

- тугоплавкие;

- нелетучие;

- в расплавах и растворах проводят

электрический ток

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества сероводород и соль оксид натрия

Запишите ответ в отведённом месте:

1) сероводород

2) оксид натрия

4.

Установите, к какому классу/группе относятся неорганические вещества, формулы которых указаны в таблице. В пустые ячейки таблицы впишите названия групп/классов, к которым относится данное вещество.

Класс/
группа

Формула
вещества

5.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции разложения азотной кислоты описанной в тексте.

2) Что визуально можно увидеть при разложении азотной кислоты?

Прочитайте следующий текст и выполните задания 6-8.

Азотная кислота (HNO 3 ) - одноосновная кислота, которую раньше получали взаимодействием концентрированной серной кислоты при нагревании с сухим нитратом калия. Азотная кислота смешивается с водой в любых соотношениях. В водных растворах она практически полностью диссоциирует на ионы. Азотная кислота - бесцветная, дымящая на воздухе жидкость, температура плавления 41,6 °C, кипения +82,6 °С. Высококонцентрированная HNO 3 имеет обычно бурую окраску вследствие происходящего на свету или при нагревании процесса разложения. Азотную кислоту можно перегонять без разложения только при пониженном давлении. Золото, некоторые металлы платиновой группы и тантал инертны к азотной кислоте во всём диапазоне концентраций, остальные металлы реагируют с ней, ход реакции при этом определяется её концентрацией. HNO3 как одноосновная кислота взаимодействует с основными и амфотерными оксида-ми, основаниями, вытесняет слабые кислоты из их солей. Азотная кислота в любой концентрации проявляет свойства кислоты-окислителя за счёт азота в степени окисления +5. Глубина восстановления зависит в первую очередь от природы восстановителя и от концентрации азотной кислоты.

6.

1) Составьте оговоренное в тексте молекулярное уравнение реакции азотной кислоты с оксидом цинка(II).

2) К каким реакциям относится взаимодействие оксида цинка с азотной кислотой - экзотермическим или эндотермическим?

7.

1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции азотной кислоты с оксидом цинка(II).

2) Каким образом при помощи азотной кислоты можно растворить золото?

8.

Дана схема окислительно-восстановительной реакции:

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

2. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

9.

Дана схема превращений:

→ → →

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

10.

Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА

А)

Б)

В)

1) предельные углеводороды

2) спирты

3) непредельные углеводороды

4) карбоновые кислоты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

11.

В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты.

12.

Хлор как важный хлорирующий агент в чистом виде можно получить при реакции хромата калия и соляной кислоты.

Сколько граммов дихромата калия потребуется для получения 13,44 л (н. у.) хлора при взаимодействии с концентрированной соляной кислотой? Ответ округлите с точностью до десятых.

13.

Бензол важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения этилбензола, кумола, нитробензола и многого другого. Также его применяют в качестве растворителя.В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

14.

Растворы нитрата натрия в основном используется в пищевой промышленности и как сельскохозяйственное удобрение. Чему равна масса нитрата натрия, которую необходимо растворить в 200 г воды для получения раствора с массовой долей 20%?

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Из курса химии вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рисунках 1-3 представлены ситуации, в которых применены некоторые из перечисленных способов.

Каким из способов, которые показаны на рисунках, можно разделить смеси, чтобы отделить:

2) поваренную соль от воды?

Назовите способ, который был применён в каждом из приведённых выше примеров.

Показать ответ

На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели:

1) Определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение.

2) Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент.

3) Определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Показать ответ

0; 2; 6 (или VI); неметалл

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах - увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиуса атомов следующие элементы: Li, Be, Na, Mg. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Показать ответ

Ве → Li → Mg → Na

Ниже перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

Характерные свойства веществ

молекулярного строения

При обычных условиях имеют жидкое, газообразное или твёрдое агрегатное состояние;

Имеют низкие значения температур кипения и плавления;

Имеют низкую теплопроводность.

ионного строения

Твёрдые при обычных условиях;

Хрупкие;

Тугоплавкие;

Нелетучие;

В расплавах и растворах проводят электрический ток.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества: гидроксид натрия NaOH и диоксид серы SO 2 . Запишите ответ в отведённом месте.

1. Гидроксид натрия NaOH

2. Диоксид серы SO 2

Показать ответ

Гидроксид натрия NaOH - ионное строение, диоксид серы SO 2 - молекулярное строение

В классификации сложных неорганических веществ можно выделить четыре класса, как показано на схеме. В эту схему для каждого из четырёх классов впишите пропущенные названия классов или химические формулы веществ (по одному примеру формул), принадлежащих к данному классу.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) Записаны названия классов: кислоты, соли;

2) записаны Формулы веществ соответствующих классов.

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)

Прочитайте следующий текст и выполните задания 6-8

Оксид углерода(IV), или диоксид углерода (СO 2), - газ без запаха и цвета, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании животных и растений. Растворим в воде (1 объём диоксида углерода в одном объёме воды при 15 °С).

По химическим свойствам диоксид углерода относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием карбонатов и гидрокарбонатов.

Организм человека образует приблизительно 1 кг диоксида углерода в сутки. Он переносится от тканей, где образуется в качестве одного из конечных продуктов метаболизма, по венозной системе и затем выделяется с выдыхаемым воздухом через лёгкие.

В промышленных количествах оксид углерода(IV) содержится в дымовых газах. Он представляет собой побочный продукт химических процессов, например при разложении природных карбонатов (известняк, доломит), производства алкоголя (спиртовое брожение). Смесь полученных газов промывают раствором карбоната калия, который поглощает диоксид углерода, переводя его в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая диоксид углерода.

В лабораторных условиях небольшие количества его получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора или соды с соляной кислотой в аппарате Киппа. Использование серной кислоты в данном случае менее желательно.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции взаимодействия оксида углерода (IV) с водой, которая упоминалась в тексте.

2) Приведите тривиальное название оксида углерода(IV).

Показать ответ

Элементы ответа:

1) CO 2 + H 2 O ⇄ H 2 CO 3

2) Углекислый газ

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции между раствором карбоната калия и оксидом углерода(IV).

2) Каков объём (н.у.) оксида углерода(IV), выделяемого организмом в сутки?

Показать ответ

Элементы ответа:

1) К 2 СOO 3 + СO 2 + Н 2 O = 2КНСO 3

2) V(CO 2) = m/М V M = 1000 г/44 г/моль 22,4 л/моль = 509 л

1) Составьте сокращённое ионное уравнение оговорённой в тексте реакции между раствором карбоната калия и оксидом углерода(IV).

2) Объясните, почему нежелательно использование серной кислоты при получении оксида углерода(IV) в аппарате Киппа.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) СO 3 2- + СO 2 + Н 2 O = 2НСO 3 -

2) При использовании серной кислоты образуется малорастворимый в воде сульфат кальция. Плёнка сульфата кальция на мраморе препятствует проте­канию реакции

Дана схема окислительно-восстановительной реакции:

Сu + HNO 3 → Cu(NO 3) 2 + NO + Н 2 O

1) Составьте электронный баланс для этой реакции.

2) Укажите окислитель и восстановитель.

3) Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) Составлен электронный баланс:

2) Указано, что окислителем является N +5 (или азотная кислота), восстанови­телем - медь Сu 0

3) Составлено уравнение реакции:

ЗСu + 8HNO 3 = 3Cu(NO 3) 2 + 2NO + 4Н 2 О

Дана схема превращений:

Fe → FeCl 3 → Fe(NO 3) 3 -> Fe(OH) 3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Показать ответ

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2Fe + ЗСl 2 = 2FeCl 3

2) FeCl 3 + 3AgNО 3 = Fe(NО 3) 3 + 3AgCl↓

3) Fe(NО 3) 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 ↓ + 3NaNО 3

Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

error: