Диалоговое обучение на уроках географии. Диалогическое обучение на уроках географии и биологии. Деловая игра. Театрализация

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме.

«Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу,

чем изменить любого из них в отдельности».

В правильности слов американского психолога Курта Левина я убедилась, на протяжении нескольких лет осваивая интерактивные методы обучения. Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы очень близки к АСО (адаптивной системе обучения), элементы которой я ввела в свою педагогическую практику в 1996 году. Став участницей образовательной программы для общественно-активных школ (ОАШ), организованной российско-американским центром «Сотрудничество» в городе Красноярске в 1999 году, я освоила методику использования элементов эффективного тренинга на уроках и во внеурочной деятельности.

Технология интерактивного обучения даёт мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Интерактивные методы направлены на становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности, на развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Методика интерактивного обучения в малых группах позволяет

  • решать конкретно-познавательные, коммуникативно-развивающие и нравственно-воспитательные задачи;
  • создать творческую соревновательную атмосферу среди учащихся, научить их уважать ценности и правила работы, принятые группой.

Данная технология помогла мне решить очень важные педагогические задачи:

  • Мои уроки географии и природоведения дети любят и с удовольствием их посещают.
  • Академическими знаниями по предмету школьники овладевают на достаточно высоком уровне.
  • Свободная форма общения на уроках формирует у ребят положительную Я-концепцию, воспитывает социально-успешную личность.

Приоритетной формой работы на моих уроках является коллективная: в статических, динамических, вариационных парах, групповая и межгрупповая.

Уверена, что коллективная деятельность оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка . Снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности; идёт обучающее общение. В ходе диалога, полилога развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.

Потребность в общении есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.

«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери)

Именно поэтому на своих уроках стремлюсь максимально использовать феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.

На уроке каждая группа учащихся получает пакет с вопросами и дополнительным материалом («Работа», «Отдых», «Питание и здоровье», «Американский дом»). Ребята прочитывают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму её подачи всему классу и, наконец, представляют.

Учащиеся – большие выдумщики, фантазёры, каких только форм представления информации они не придумывают: разговор о работе и деньгах проходил в «офисе» одной из американских фирм между «коллегами»; в «молодёжном кафе» встретились друзья: беседа шла о том, как они проводят свой досуг; в «американский дом» пришёл корреспондент одной из русских газет и взял интервью у «хозяев дома»; популярная «телепередача» была посвящена питанию и здоровью американцев. Это может быть и научная конференция, экзамен в школе и т.д. Школьные портфели превращаются в «телевизоры», «видеокамеры», рюкзаки туристов; свёрнутая в трубочку тетрадь – в «микрофон».

В заключение урока – интерактивное упражнение «Портрет». Ребята на листах ватмана рисуют «среднего американца» и составляют его словесный портрет, включающий информацию, полученную на уроке.

«Вход в тему». Слово учителя: «Пигмеи! Об их существовании вроде бы знают все. А вот о том, как они живут, имеют представление очень немногие.

Группа «учёных-этнографов» из нашего класса заинтересовалась жизнью этого удивительного народа, маленьких людей, обитающих в непроходимых лесах Африки. Им довелось побывать в гостях у пигмеев, увидеть их жизнь изнутри».

5 учащихся класса будут играть роль учёных-этнографов. Остальные ребята разделены на две группы (лучше по желанию): слушатели-оптимисты и слушатели-пессимисты. Именно они примут участие в разрешении делового конфликта. «Учёные» после выступлений присоединяются к одной из групп.

I часть конференции. Выступления «учёных-этнографов».

  • Кто такие пигмеи?
  • Как живут пигмеи?
  • Чем занимаются мужчины-пигмеи?
  • Чем занимаются женщины-пигмеи?
  • Кому поклоняются пигмеи?

Материал должен быть интересным, занимательным, достаточным для решения познавательного конфликта.

II часть конференции. Познавательный конфликт.

Учитель выступает в роли организатора дискуссии, следит за тем, чтобы деловой конфликт не перерос в эмоциональный. Выслушав всех учащихся, предлагает их вниманию рассказ об эксперименте, проведённом в 70-е годы в Заире. Цель: убедить учащихся в том, что каждый народ за тысячелетия привык жить по-своему, поэтому приобщать «дикарей» к цивилизованному миру надо с большой осторожностью. Да и нужно ли им это? Ведущий передачи «В поисках приключений» Михаил Кожухов закончил одну из своих передач такими словами: «Вот так они и живут! Попробуйте убедить меня в том, что их жизнь беднее и менее яркая, чем наша».

Уроки из серии «Земля – планета людей» стремлюсь сделать динамичными, увлекательными, «живыми». Информация учебника о населении материков достаточно однообразна и откровенно скучна. Поэтому для расширения информационно-образовательного поля беру себе в «союзники» СМИ – журналы «Вокруг света», «Эхо планеты», «География в школе», «Чудеса и приключения», газеты «Аргументы и факты», «Собеседник», телепередачи «В поисках приключений», «Непутёвые заметки», использую и имеющуюся в школе медиатеку.

Разработанные мною уроки позволяют школьникам погрузиться в многообразие культурных миров, подняться на более высокий уровень духовности, гуманистических качеств личности.

Интерактивные формы обучения – это постоянное общение, сотрудничество, это работа мысли. Здесь нет равнодушных и безучастных. Учебная деятельность осуществляется по формуле «научишься сам, когда научишь другого», обучение, развитие и воспитание органически сливаются. На своих уроках активно использую элементы эффективного тренинга: ролевые, деловые, имитационные игры, театрализацию, «мозговой штурм», упражнения.

Деловая игра. Театрализация.

Деловые и ролевые игры – хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальные жизненные ситуации, «взрослую» деятельность; опираются на опыт детей, способствуют его обогащению и развитию. Именно такое деловое общение позволит учащимся в будущем строить конструктивные партнёрские отношения.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Горные породы».

Мировоззренческую идею «горные породы как объекты красоты и охраны» учащимся помогает постичь заранее подготовленная инсценировка «Приоткрой малахитовую шкатулку» по мотивам сказов П.П. Бажова. Главные действующие лица: Медной горы хозяйка, Данила-мастер, братцы (или сестрицы) Чароитовый, Нефритовый, Лазоревый.

Вопрос «горные породы как объекты изучения и пользы» учащиеся осваивают в ходе деловой игры «НИЛ» (научно-исследовательская лаборатория) . Каждая группа – научная лаборатория. Лаборатория №1 – «Гранит», лаборатория №2 – «Каменный уголь» и т.д. Учащиеся изучают свойства горной породы по образцу, заполняют систематизирующую таблицу, готовят «научный отчёт», в случае затруднений могут обратиться за помощью к «старшему научному сотруднику» — учителю.

Результаты работы убеждают ребят в исключительном разнообразии горных пород, их практической ценности.

Интерактивные упражнения.

Ур ок природоведения в 5 классе. Тема: «Наше удивительное Солнце».

Упражнение «Коллаж». Интереснейший материал для этого упражнения я взяла из журнала «Наука и жизнь» 70-х годов издания.

Класс делится на группы: «Древние греки», «Древние китайцы», «Древние австралийцы», «Народы древней Африки».

  1. Прочитайте текст.
  2. Нарисуйте то, что представили себе.
  3. Вырежьте рисунок и приклейте на лист ватмана на доске.
  4. Расскажите о том, как древний народ представлял себе Солнце.
  5. Сделайте вывод о том, как древние люди относились к Солнцу. Как вы относитесь к Солнцу?

Оборудование: лист ватмана, бумага, фломастеры, ножницы, клей, карты-задания, карточки с дополнительным материалом.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».

Упражнение «Своя опора».

Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:

Оставьте свой комментарий, спасибо!

Диалог - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами.

Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его аргументы. Эмоционально-эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком.

Диалог - это не просто разговор. Это - совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.

Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.

Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления, позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя: порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.

Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит - диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.

В процессе диалог - сложный метод обучения, который реализует иерархию целей личностно-ориентированного обучения:

    На дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами, способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний и умений; на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления, развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом предмете; на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.

На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская беседа позволяет:

    Каждому предлагать уместную информацию; идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку; участникам задавать друг другу вопросы; участникам составлять вопросы по таксономии Блума.

Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую консультационную поддержку группам.

Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения учеников:

    Стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали применять термины, называть даты и события и т. д., в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему, появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры. ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других областей знаний, изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета образованности и культуры общения, приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.

Немецкий педагог 19-го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее.

Литература :

«Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О. В. «Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О. В.

Мастер-класс

Тема: «Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средство формирования познавательного интереса учащихся»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии.

Задача : показать возможности применения различных интерактивных приёмов на уроках географии.

В.А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, и…ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли».

Готовясь к урокам, я подбираю такие методы, приемы и формы работы, которые помогают увлечь каждого ребенка в процессе обучения независимо от его способностей. Поэтому во главе своей педагогической работы ставлю проблему « Внедрение интерактивных технологий для развития познавательного интереса учащихся к процессу обучения ».

Без инновационных форм работы познавательный интерес ребенка развивать невозможно. Познавательный интерес у учащихся появляется тогда, когда материал ему понятен, доступен. Среди инноваций особенно выделяю и использую интерактивное обучение.

Интерактивные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения.

Основные задачи:

1. Воспитание не «эрудита», а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца»

2. Изменение позиции учителя - не источник знаний и информации, а «педагог-консультант»

В процессе преподавания географии я использую различные интерактивные методы и приёмы.

Цель данных педагогических приёмов:

    дать ученикам возможность думать;

    делать, выбирать и учиться самостоятельно.

Интерактивное обучение решает одновременно три задачи:

1. Конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

2. Коммуникативно-развивающую , в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

3. Социально-ориентационную , воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Придерживаясь советов А.А.Гина, учитывая психовозрастные особенности школьников, я применяю предложенные приемы интерактивных технологий на разных этапах урока.

Как вызвать интерес к уроку? Интерес к конкретной теме? Самым надежным способом является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью интерактивных приемов.

Вашему вниманию я хочу предоставить несколько приемов интерактивного обучения и выполнить несколько заданий.

На этапе актуализации учебных знаний я предлагаю вам сыграть в «Географическое лото » (7 класс. Тема «Океаны»). Итак, вы объединяетесь в группы, каждая их которых получает комплект карточек: основную и дополнительные. Задание состоит в том, чтобы правильно и быстро закрыть ячейки основной карточки.

Еще один прием, который я использую для проверки знаний учащихся - это «Не разорви цепь». Ваша задача сейчас быстро и правильно поочередно подписать условные знаки (6 класс «Условные знаки»).

Мотивацию учебной деятельности можно совершать путем беседы. Во вступительном слове выделяется круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке, при этом приводятся интересные примеры, используется парадоксальная информация и т.п. На этом этапе урока я применяю такие приемы как, например, «Отстроченная загадка», «Фантастическая добавка». В начале урока я задаю загадку (или малоизвестный факт), отгадку на который можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Тема «Климат» 8 класс

Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты (обряды, архитектура храмов) повторяли византийские образцы. Но единственным элементом непохожести храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храмов имела форму полусферы, а в Киевской Руси – форму луковицы. Как объяснить такие отходы от архитектурных канонов? (Полусферные крыши не выдерживали давления толстого слоя снега зимой, а на крышах «луковицах» снег соскальзывал, не задерживаясь.

Прием «Удивляй» (Тема. Внутренние процессы Земли.Вулканизм». 6 класс)

Вулкан - это бог. Его стихия огонь. Он был покровителем огня и кузнечного дела. Однажды на Олимпе между богами состоялся серьезный спор, и Вулкан отстаивал свою точку зрения, бросал в разные стороны горящие предметы, раскаленные камни и огонь. И в наказание за такое поведение боги отправили его на Землю хранить огонь. Это явление покоряет любое воображение, и я хочу, чтобы эпиграфом к сегодняшнему уроку стало небольшое стихотворение А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – дым хлынул клубком – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

При изучении нового материала на уроке я использую следующие приемы:

1. «Собери пазл». Итак, урок в 6 класс по теме «Рельеф Земли». Для формирования понятий и их лучшего запоминания, я предлагаю собрать вам пазл и после этого вы сможете прочитать понятия, которые мы должны сформировать и усвоить сегодня на уроке.

2. «Составь пару». Цель этого приема сформировать знания учащихся о годовом изменении угла падения солнечных лучей. На протяжении года мы наблюдаем за изменением угла падения солнечных лучей. В этом задании вам предлагается определить зенитальное положение Солнца в определенные дни года. Для этого вам нужно найти в тексте учебника, когда и где угол падения солнечных лучей наибольший. Выбрав вариант ответа, вы должны также сказать, как называется этот день и объяснить свой ответ.

Для закрепления и обобщения учебных знаний я предлагаю вам прием, который называется «Где находится? ». Урок в 8 классе по теме «Рельеф Украины». Вы получаете названия форм рельефа и должны их прикрепить в места (на контурной карте), где они размещаются.

Таким образом, разнообразие видов деятельности дает возможность использовать различные интерактивные приемы на всех этапах урока и на уроках разных типов, что благоприятствует лучшему усвоению знаний и развитию личностных качеств учеников и их познавательных интересов.

«На дверях способностей написано – толкни » (Джон Мейсон). Этот толчок требует от учителя прежде всего творчества. Чтобы увлечь ребенка предметом и выявить его способности, нужно создавать условия для постоянного, активного взаимодействия всех учащихся для равноправных, равнозначных взаимодействий ученика и учителя. Педагогическая профессия – особенная. Сколько бы не работал, колодезь педагогической мудрости не исчерпать. Личность каждого ученика – неповторимая. И если учитель не хочет стать ремесленником, он обязательно включится в поиск, каждый раз по – новому будет применять свои знания и умения.

15240-666115Локтионова Светлана Владимировна,
сертифицированный учитель 1 уровня
истории и обществоведения,
сшг№10 имени Чокана Валиханова г. ТалдыкорганРазвитие познавательного интереса учащихся к изучению истории через применение новых подходов в обучении
Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на наш взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист Соловейчик С. выразил свое отношение к нему очень четко: “В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет”. Действительно ли все так безнадежно?
Обучаясь на курсах повышения квалификации, я познакомилась с программой курсов Кембриджского университета, которая основывается на изучении идеи 7 модулей. Мною были получены теоретические и практические знания по внедрению семи модулей в процесс обучения. Главная задача - понять суть данной программы, направленной на улучшение образования, которое не стоит на месте, постоянно совершенствуется. В настоящее время на замену традиционным методам приходят инновационные технологии, где главная роль в учебном процессе уже отводится ученику, а учитель только направляет его действия для самостоятельного успешного обучения. Именно основная роль отводится сотрудничеству между учителем и учеником, учеником - учеником. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только “от случая к случаю” провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход. Групповая работа способствует сплочению коллектива. Очень много интересного я взяла для себя: приветствия, тренинги, которые положительно повлияли на моё отношение и переосмысление моей педагогической деятельности. Эта работа помогла мне понять, что «коллаборативная среда, представляющая собой философию взаимодействия» (Руководство для учителя, стр. 228) даёт результаты.
Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в нашем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования. В процессе педагогической деятельности учитываются следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:
активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;
эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Речь пойдет о некоторых формах организации обучения (воспитания), включающих разные виды познавательной активности учащихся, которые были успешно апробированы. При их подготовке и проведении использовались многообразные средства и методы организации активной познавательной деятельности учащихся , например: ролевая игра, инсценирование, разыгрывание сценок “Оживи картину” и др.; групповая работа над созданием проекта; изготовление поделок, визитных карточек, их защита; выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-рассуждение, исторический портрет); работа в творческой группе по выполнению различных заданий; обсуждение проблемных вопросов; решение кроссвордов; ответы на вопросы в режиме состязательности; работа с дополнительной литературой; определение и представление собственной позиции по какому-либо вопросу.
Решению любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа. Проблемами возрастной и педагогической психологии занимался выдающийся ученый I половины XX века Выготский Л.С. Ему принадлежит фундаментальная теория психического развития человека, до сих пор имеющая серьезное практическое значение. Выготский – создатель культурно-исторической теории психического развития. Согласно этому понятию, на каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психологических новообразований данного этапа. Эльконин Д.Б. завершил работу Выготского по периодизации потребностей. Согласно данной теории в подростковом возрасте (10/12 – 15 лет) ведущая деятельность – “общественно-полезная”, интимно-личностное общение со сверстниками. Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется “личность”. Главным для подростков является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу нашей педагогической деятельности, направленной на повышение познавательного интереса учащихся II ступени.
В среднем школьном возрасте (10 – 15 лет) задачи обобщения и систематизации материала, ликвидации пробелов в знаниях учащихся дает успешно решать конкурсная методика, игровая деятельность (викторины, разнообразные игры, конкурсы). Игровой характер таких занятий создает творческую раскованность и позволяет себя проявить учащимся с различными индивидуальными возможностями. При проведении таких мероприятий развивается активная познавательная деятельность учащихся. Состязательность способствует формированию познавательных интересов, выработке положительных эмоций. Зачастую гораздо важнее не результат, непосредственно мероприятие, а процесс подготовки к нему, когда учащиеся сплачиваются, договариваются, распределяют роли, обязанности, проявляют самостоятельность, инициативу и творческие способности.
При подготовке к интеллектуально-познавательной игре учащиеся повторяют даты, понятия, основные сведения о событиях, явлениях, исторических личностях эпохи. Происходит деление на группы по интересам: одни готовят представление, герб с девизом, другие, превратившись в “участников средневекового цеха”, изготовляют шедевр (изделие), третьи – осуществляют подготовку к конкурсу “Оживи картину”. Конечно, очень важно, чтобы учитель заинтересовал ребят, провел четкий инструктаж, помог в процессе подготовки. И главный результат такой работы не заставит себя долго ждать – это удовлетворение и радость в глазах детей, а также вопрос: “А когда еще у нас будет такая игра?”
Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях и спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, “правильных” ответов на которые не существует. Все это можно очень удачно использовать при проведении диспута. Такой диспут был проведен среди учащихся 8-х классов в рамках изучения новой истории XIX века “Кто он – гений или злодей? (о Наполеоне Бонапарте)”. При подготовке к аналогичному диспуту “В политике кто гений, тот злодей” (о Петре I), развернутый план предлагался учащимся заранее. В процессе подготовки они изучали рекомендуемую литературу по теме, писали творческие работы, знакомились с различными точками зрения на личность и деятельность Петра I. В ходе обсуждения вопросов учащиеся демонстрировали знание исторической эпохи, умения аргументировать и обобщать, выступать и слушать друг друга, уважать иное мнение. Очень важно, что у ребят в процессе подготовки и участия в диспуте создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, и они определяются в своем отношении к этому незаурядному правителю. По итогам подготовки и проведения диспута создан буклет, в который вошли: фрагменты произведений известных историков о Петре I; отрывки из художественной литературы, посвященной личности и деятельности Петра; сравнительная таблица взглядов историков на личность и деятельность Петра I; лучшие творческие работы (эссе-рассуждения) учащихся о Петре Великом и его реформах; схемы, таблицы, диаграммы. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод , который успешно апробировался нами. На основе данного опыта можно отметить тот факт, что введение элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Три “кита”, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. При выполнении проекта учащиеся попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия (по И. Чечель).
Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, так как он не является отражением всей системы работы. Но, на мой взгляд, его использование, безусловно, может способствовать активизации познавательного интереса учащихся II ступени к изучению истории.
Список использованной литературы:
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского Ун-та, 1996. С.152–197.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997.
Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. 2001. №4. С.71–72.
Гончарова А.И. Диспут на уроке истории. // Преподавание истории в школе. 1998. № 5. С. 36–38
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 217–233.
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История (8–11 классы). Волгоград, 2002. С.3–6.

error: