Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2018 году основного государственного экзамена
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.
Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.
5. Характеристика структуры КИМ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Каждый год на официальном сайте ФИПИ публикуются демоверсии ОГЭ текущего года. 21.08.2017 г. опубликованы демонстрационные варианты, кодификаторы и спецификации контрольных измерительных материалов КИМ ОГЭ 2018 года, в том числе и по обществознанию.
Демоверсия ОГЭ по обществознанию 2018 (ГИА 9 класс)
Демоверсия ОГЭ обществознание | вариант + ответы |
Спецификация | скачать |
Кодификатор | скачать |
Всего заданий – 31; из них по типу заданий: с кратким ответом – 25, с развернутым ответом – 6; по уровню сложности: Б – 16; П – 13; В – 2.
Максимальный первичный балл – 39.
Изменения в КИМ 2018 года по обществознанию в сравнении с 2017 годом отсутствуют.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 39 баллами. Каждое правильно выполненное задание 1–21, 23–25 оценивается 1 баллом.
Задание 22 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.
Обществознание – дисциплина, которая изучает особенности развития человеческого общества, место человека в системе отношений. Предмет находится на стыке нескольких наук – правоведения, социология, политология, этика, философия, история и экономия. Обществознание делится на разделы: познание, духовная жизнь, право, социальные взаимоотношения, человек в социуме и другие. ОГЭ по обществознанию не является обязательным предметом для сдачи в конце 9-го класса, но многие выбирают именно его. Причина популярности предмета – относительная легкость его содержания. Также эта дисциплина является одной из профильных, если ученик поступает в 10-11 класс с гуманитарным уклоном.
Обществознание – предмет, с которым на экзамене не справляется меньше всего школьников, что подтверждает легкость и доступность заданий. Но эта дисциплина имеет ряд особенностей: требуется хорошо знать теорию (законы, термины, закономерности, понятия), применять знания на практике, уметь формулировать собственное мнение и подкреплять его аргументами.
Будет ли сложно во время сдачи экзамена, зависит от уровня конкретного ученика. Регулярность подготовки и систематичность, прилежность в школьном обучении позволят сдать экзамен без особых затруднений.
В процессе подготовки важны:
- Точность формулировок;
- Знание терминологии и умение оперировать ею;
- Умение рационально распределять время на выполнение заданий;
- Свободное ориентирование в разных науках.
- Наиболее важный момент – четкость формулировки ответа. В обществоведении не поможет много текста ни о чем. Очень важна конкретика. Если дается пару строчек на ответ, необходимо отобразить суть лаконично и информативно.
- Не только учите теорию, но и учитесь применять ее. В этом помогут онлайн тесты и занятия с репетитором.
- Правильно выбирайте пособие для подготовки. Рекомендуется посоветоваться с репетитором или учителем.
- Выделите время для занятий, чтобы подготовка была систематической, комплексной и регулярной.
- Использование дополнительной помощи специалиста дает свои результаты: согласно опросам, ученики, которые занимались с репетиторами или на курсах, сдали экзамен на 30% лучше, чем остальные.
- Выделение общих свойств и особенностей явлений и процессов;
- Деление элементов на группы по характерным признакам;
- Работа с диаграммами, графиками;
- Разделить на группы мнения и факты;
- Составление плана текста;
- Сформулировать свою мысль по теме.
Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ОГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов.
Пособие содержит 40 вариантов типовых тестовых заданий ОГЭ по обществознанию. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Основного государственного экзамена в 2018 году.
Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ по общество-знанию, о степени трудности заданий, а также дать большое количество самых разных видов заданий для выработки устойчивых навыков их выполнения.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену по обществознанию, а также учащимся - для самоподготовки и самоконтроля.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
Примеры.
Какие производственно-технологические процессы способствуют глобальному потеплению? Приведите два таких процесса.
Укажите два неблагоприятных последствия парникового эффекта.
Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, привлекая собственный социальный опыт, приведите любые три способа борьбы с загрязнением окружающей среды.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОГЭ 2018, Обществознание, 9 класс, 40 вариантов, Лазебникова А.Ю., 2018 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- ОГЭ 2020, Обществознание, 9 класс, 10 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В.
- ОГЭ 2020, Обществознание, 9 класс, 10 вариантов. Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В.
- ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 32 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л.
- ОГЭ 2019, Обществознание, 9 класс, 40 вариантов, Типовые тестовые задания, Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Рутковская Е.Л., Калачёва Е.Н.
Следующие учебники и книги.