Аграфия виды. Характеристика форм аграфий. Сенсорные формы алексии

В рассмотренных выше случаях у больных страдала четкая звуковая структура слова из-за распада операций звукобуквенного анализа, либо по причине акустических нарушений, либо из-за артикуляторных дефектов. Эти дефекты акустического и кинестетического гнозиса вызывали нарушения восприятия звука, что и приводило к нарушениям письма. Сохранение же порядка звуков в слове для них не являлось ведущей трудностью. Чтобы правильно написать слово, недостаточно проанализировать его звукобуквенный состав, необходимо еще и осознание последовательности звуков в слове. Соблюдение нужной последовательности звуков при записи слова представляет одну из самых существенных трудностей при первоначальном развитии навыка письма у детей. Поражение или дисфункция задних лобных отделов левого полушария мозга приводят именно к этим дефектам в письме. Процесс написания отдельных букв не представляет в этих случаях никаких трудностей, в отличие от предыдущих форм нарушения письма, трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения, т. е. денервационных механизмов.

Центральным механизмом, лежащим в основе эфферентной моторной аграфии, является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи, дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта, что приводит к патологической инертности возникших стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведет к дефектам переключения с одного звука (слова, предложения) на другой в процессе устной речи и с одного знака на другой - в письменной речи. Нарушение процесса переключения и является центральным дефектом в эфферентной моторной аграфии. В клинической картине аграфии этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при письме, вплоть до его грубого распада. Основной ошибкой являются персеверации. На втором месте после этой ошибки и вследствие распада осознания больным внутренней схемы слова и последовательности букв в нем стоят перестановки букв в слове; затем - пропуски букв, обозначающих гласные звуки или согласные при их стечении; нередко встречаются повторения одного и того же слога (слова); недописывание слов и др. Значительные трудности больные испытывают не только при письме слов, но и при выкладывании их из букв разрезной азбуки.

При афферентной моторной аграфии также имеет место ошибка недописывания слов, но она существенно отличается от той же ошибки при эфферентной моторной аграфии. В первом случае больные могут написать абрис слова, опуская его середину, а во втором - опускают конец слова, что связано с нарушением письма как сукцессивного процесса.



Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихологическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушений динамического праксиса. Для психологической картины расстройства письма характерно нарушение внутренней схемы слова и предложения, нарушение осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). Слово и предложение не состоят из отдельных звуков (слов), но предполагается известная внутренняя схема, внутри которой слова находятся в сложных синтаксических и грамматических отношениях. У больных с этой формой аграфии нарушается осознание сложных отношений слов внутри предложения, а также утрачиваются динамические отношения слов, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. Этим больным трудно создать «в уме» схему целой грамматической конструкции, разместить и связать отдельные слова в предложения.

В грубых случаях нарушений у этого контингента больных отсутствуют все виды письма, за исключением идеограммного. Даже при списывании, которое наиболее сохранно, эти больные допускают много ошибок, сам же процесс списывания приобретает характер развернутого, осознанного и побуквенного письма, больные проговаривают при этом каждый звук и слог. Общей задачей восстановительного обучения в этом случае является восстановление у больных аналитического письма.

Целью первой стадии обучения является восстановление письма отдельных слов, а задачей - обучение больных анализу структуры слова, осознанию и удержанию последовательности букв внутри него. На этой стадии применяется ряд методов, способствующих решению этой задачи. Это прежде всего метод осознанного анализа слова, состоящий из последовательного ряда операций: 1) поэлементное проговаривание слова; 2) количественный анализ слова (подсчитывание количества звуков в слове) с помощью внешних средств (счеты, палочки и др.); 3) составление схемы слова на основе проведенного анализа (побуквенная и послоговая схема); 4) последовательное заполнение схемы соответствующими буквами. Психологическая сущность этого метода анализа слова с применением материализованных средств заключается в том, что весь процесс письма слова (а позже и предложения) выносится вовне, становится предметом осознанной деятельности, а карточки-фишки и стрелки в материализованном виде представляют структуру слова и последовательную связь букв в нем. Закрепление аналитического навыка письма слов осуществляется рядом упражнений: 1) проведение разбора заданного слова по слогам и буквам (сначала с опорой на соответствующую картинку и написанное слово, затем только на картинку, а позже - разбор слова со слуха); 2) разборы слов, близких по фонетической структуре и серийной организации, но разных по значению (полковник - половник - поклонник; магнолия - Монголия; рак - акр и др.); 3) дописывание незаконченных слов; 4) вписывание пропущенных в заданном слове букв (или слогов); 5) составление (и запись) слова из заданных вразброс различных слогов (ра, та, бо, и др.).

Второй метод - это составление слов путем перестановки букв. Больным дается слово, из которого они должны составить как можно больше других слов (например, типография тип, граф, гриф, графит, пир, тигр и др.). По психологической сущности к этому методу приближается и метод составления слов на основе одного слога или корневой части слов (например, пар - паровоз, пароход, парник, напарник, парилка, запарка и т. д.).

Эти методы направлены на анализ слова по морфологическому основанию и обеспечивают восстановление осознания связи последовательности букв в слове с его значением (корт - крот; мор - ром; мол - лом; кот -ток; три - тир и т. д.). Найденные таким образом слова, проанализированные со стороны последовательности букв в слове, записываются больными, находятся соответствующие им картинки, по памяти эти картинки подписываются и в конце отработанные таким образом слова пишутся под диктовку.

Все эти и ряд других методов стимулируют больного к анализу последовательности букв в слове и восстанавливают осознание ее роли в понимании значения слова. Они, фиксируя внимание больного на структуре слова, на значимой роли последовательности букв, являются тем самым эффективным средством устранения основного дефекта. На первой стадии обучения больные обычно овладевают широкой системой вспомогательных средств и самостоятельно пользуются ими при написании слов и коротких, простых по структуре фраз. Требования к материалу, на котором ведется обучение письму, остаются теми же - частотность, фонетическая сложность, длина слова,- все это должно усложняться постепенно. Вся широкая система опор, а также и операций постепенно сокращается, и больные при письме слов обращаются лишь к побуквенному или слоговому проговариванию.

Затем переходят ко второй стадии обучения , задачей которой является восстановление письма фразы. Фраза, как известно, состоит не из независимых слов, но предполагает известную внутреннюю схему, в которой слова находятся в сложных синтаксических и грамматических отношениях. При эфферентной моторной афазии и аграфии обнаруживается нарушение знания этих отношений, которое проявляется в синтагматических дефектах: больным трудно создать «в уме» схему целостной грамматической конструкции, разместить и связать отдельные слова внутри предложения, в чем и заключается центральный дефект письма на уровне предложений и текстов. Работа над восстановлением письма фразы предполагает прежде всего обучение больных устной речи, умению составлять предложения определенных грамматических конструкций.

Вторым дефектом, затрудняющим письмо фразы, остается трудность переключения и персеверации. Главными методами устранения персевераций при письме являются осознанное письмо с проговариванием и замедленность письма, т. е. увеличение пауз между написанием каждого слова фразы. Паузы могут быть реализованы лишь с помощью их материализации, роль которой заключается не только в их реализации при письме отдельных элементов (слогов, слов), но и в переключении внимания больного с письма предыдущего элемента на другой вид деятельности. В этом случае в промежутках между письмом элементов фразы (слов) больному предлагается выполнить какую-либо другую операцию (кратковременную), например найти цифру, написанную на лежащих перед ним карточках, соответствующую порядковому номеру написанного им слова, или выбрать среди трех (не более) предметных картинок ту, название которой больному предстоит написать, и т.д. Действие написания фразы в этом случае будет состоять из ряда гетерогенных операций: письмо слова>выбор цифры (картинки)>письмо следующего слова->простейшая арифметическая операция>письмо слова и т. д. Этот и ряд других подобных методов позволяет преодолеть персеверации при письме не только фразы, но и текста. Методы устранения персевераций в восстановительном обучении письму могут быть разные, но они должны отвечать двум требованиям - увеличению пауз и переключению больного с одного вида операций на другие в пределах одного действия - написания фразы или текста. Восстановлению структуры фразы как при ее произношении, так и при письме способствует следующая система методов, например метод составления нескольких фраз путем перестановки ряда картинок, на которых изображены отдельно предметы, действия, объекты. После составления фразы из картинок больной должен выбрать соответствующие окончания для каждого слова внутри нее. Приведем пример. Перед больным лежит ряд картинок: женщина, мужчина, стирает, режет, читает, причесывается, платье, рубашка, булка, колбаса, газета, книга, гребенка и т. д. и окончания: а, ет, ют, ит, у, ой, ей, ем . Ему дается задание сложить из картинок несколько предложений, найти для каждого слова, входящего в предложения, нужное окончание, произнести полученную фразу, записать ее, придумать новую подобную фразу, записать и т. д. Этот метод материализованной опоры позже замещается опорой на схему фразы, состоящей из вопросов, способствующих восстановлению «чувства языка», «чувства структуры фразы» (кто? что?»что делает?->что? чем? кого? к кому?). Заданную схему больной заполняет нужными словами с соответствующими падежными окончаниями. И заканчивается эта система методов методом разбора фразы по частям предложения и по частям речи путем самостоятельной постановки вопросов к каждой картинке и соответствующей записи составленного таким образом предложения. Описанные методы работы приводят к эффективному восстановлению письма при эфферентной моторной аграфии. В описанных выше формах моторной и височной аграфии письмо нарушается в первую очередь как сенсомоторный акт, в результате чего нарушается не только письмо отдельных звуков, слов, фраз, но и вторично нарушается письмо целых текстов.

Однако существуют такие формы аграфии, при которых письмо со стороны сенсомоторных механизмов остается сохранным и тем не менее оказывается дефектным. Такие формы аграфии, при которых письмо нарушается как письменная речь, т. е. как средство выражения мысли, идут в синдроме динамической и семантической афазии. В первом случае центральным дефектом является нарушение актуализации структуры фразы, нарушение порядка управления и согласования слов внутри предложения. Письменная речь отражает здесь все дефекты устной речи. В случае семантической аграфии мы также имеем дело с нарушением высокого уровня организации письма; здесь возникают трудности употребления определенных сложных логико-грамматических конструкций (употребление предлогов, сравнительных конструкций, конструкций сложноподчиненных предложений и др.).

И в том и в другом случае также возникают самостоятельные задачи восстановительного обучения и применяются адекватные структуре дефекта методы обучения. Неправильно было бы думать, что эти формы нарушения письма устраняются самостоятельно, как только появятся успехи в восстановлении устной речи. Конечно, восстановление письма зависит здесь от восстановления устной речи, но в определенных пределах. Это станет понятным, если вспомнить, что строения устного высказывания и письменного резко отличаются друг от друга, так как письменная речь всегда монологическая, в то время как устная речь чаще всего диалогическая, и тем более у больных в процессе обучения речи.

Больных с динамической аграфией обучают составлению плана изложения (сочинения), учат умению конструировать письменные предложения-длинные сложносочиненные н сложноподчиненные, дистантные, безличные предложения и др., проводить осознанный анализ ошибок.

Больных с семантической аграфией обучают сначала письму коротких простых предложений, с последующей их трансформацией в сложные.

Таким образом, как видно из анализа, нарушения письма почти всегда сопровождают афазию. В зависимости от сущности афазического синдрома в основе нарушения письма могут лежать разные механизмы, проявляющиеся либо в распаде слухового образа слова, либо в дефекте звуко-произносительных схем, либо в нарушении осознания последовательности звуков в слове, либо в нарушении динамической сукцессивной структуры предложения и целого текста.

Однако клиника аграфии выходит за пределы нарушений письма, связанных только с речевыми расстройствами. Аграфия распространяется на затылочные и теменно-затылочные системы левого полушария и входит в синдром уже не речевых а оптических, оптико-мнестических или пространственных нарушений.

Сенсорная аграфия.

Нарушение фонематического слуха неизбежно ведёт к нарушению звуко-буквенного анализа. В этих случаях написание может быть совсем распавшимся и тогда больной не может написать ни одной буквы или слова как в самостоятельном письме, так и со слуха. При меньшем поражении написание изобилует литеральными и вербальными парафазиями, звуки заменяются больным по фонематическому правилу.

Центральным механизмом сенсорной аграфии является нарушение акустического восприятия речи, её фонематического слуха. Центральным дефектом является распад всех видов написания, и прежде всего написания со слуха.

Вклинической картине сенсорной аграфии наблюдается полная утрата способности к написанию или грубые литеральные параграфии, представляющие собой замену оппозиционных звуков в акустическом восприятии.

Впсихологической структуре написания нарушается сенсомоторный уровень организации этого процесса в звене звукоразличения и вторично нарушается лингвистический уровень: звуки, слова, предложения, тексты. Контрольные функции за написанием также нарушаются, но не как вид целенаправленной деятельности, а из-за дефектов фонематического слуха. Сенсорная аграфия протекает в синдроме сенсорной афазии . При сенсорной аграфии нарушаются: а) слуховое написание, б) самостоятельное написание, в) списывание более сохранно, но оно также нарушается, замещаясь побуквенным списыванием, а нередко копированием.

Афферентная моторная аграфия

При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария наблюдается афферентная моторная афазия и аграфия. В акте написания обязательно участвуют скрытые артикуляции. При афферентной моторной аграфии больные из-за нарушений речевых кинестезий теряют артикуляционные границы между звуками, близкими по происхождению.Центральным механизмом нарушения написания являются дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушению тонких артикуляторных движений и к невозможности чётко отдифференцировать звуки по их кинестетическим основам, что и ведёт к центральному дефекту при написании – нарушению написания отдельных звуков, близких по способу и месту образования.

В клинической картине этих нарушений написания у больных обнаруживаются литеральные параграфии. Наиболее частыми ошибками являются: 1) замены одних звуков другими; 2) пропуски согласных при их стечении; 3) пропуски гласных в словах; 4) пропуски целых слогов из середины слова. Обычно больные жалуются на то, что они не «чувствуют» этих звуков. В психологической картине нарушения обнаруживаются дефекты сенсомоторного уровня в структуре написания, в звене звукоразличения, но и по другим основаниям – из-за дефектов кинестетической основы написания.

Афферентная моторная аграфия протекает в синдроме афферентной моторной афазии, при которой нарушается устная экспрессивная речь по тем же механизмам, дефекты которой влияют и на написание. При этой форме нарушаются все виды написания, кроме списывания.

Эфферентная моторная аграфия

Поражение или дисфункция задних отделов средней и нижней лобных извилин в левом полушарии приводят к эфферентной моторной аграфии. Процесс написания отдельных букв не представляет никаких трудностей; трудности возникают при написании слога и слова. В основе этих дефектов лежит нарушение механизма переключения, то есть денервационных механизмов.

Центральным механизмом является нарушение кинетической организации моторной стороны устной речи, дефекты своевременной денервации предыдущего и иннервации последующего речевого акта, что приводит к патологической инертности возникших стереотипов в устной и письменной речи. Этот механизм ведёт к дефектам переключения с одного звука на другой в процессе речи и с одного знака на другой – в письменной речи. Нарушение процесса переключения является центральным дефектом в эфферентной моторной аграфии.

В клинической картине этот дефект проявляется в целом ряде ошибок при написании, вплоть до его грубого распада. Основной ошибкой являются персеверации. На втором месте – перестановки букв в слове; затем – пропуски букв, обозначающих гласные или согласные при их стечении; нередко встречаются повторения одного и того же слога (слова); недописание слов. Трудности больные испытывают и при выкладывании из букв отдельных слов.

Эфферентная моторная аграфия протекает в нейропсихологическом синдроме эфферентной моторной афазии, нарушений динамического праксиса. Для психологической картины расстройства написания характерно нарушение внутренней схемы слова и предложения, нарушение осознания последовательности букв в слове (слов в предложении). У больных нарушается осознание сложных отношений слов внутри предложения, а также утрачиваются динамические отношения слов, благодаря которым не слово, а предложение становится единицей значения и смысла. Этим больным трудно создать « в уме» схему целой грамматической конструкции, разместить и связать слова в предложения. Даже в процессе списывания, которое наиболее сохранно, эти больные допускают много ошибок. Сам процесс списывания приобретает характер развёрнутого, осознанного и побуквенного написания; больные проговаривают при этом каждый звук и слог.

Неречевые формы аграфии

Оптическая аграфия

Нижнетеменные и затылочные отделы коры левого полушария связаны с интеграцией зрительного опыта и его пространственной организацией. Поражение этих участков мозга приводит к нарушению оптического и оптико-пространственного восприятия и образов-представлений букв, что лежит в основе нарушений написания по типу оптических аграфий. Этот вид аграфии рассматривается в синдроме гностических расстройств. Наиболее часто встречающимися в клинике оптических аграфий являются оптическая, оптико-пространственная и оптико-мнестическая формы нарушений написания.

Сущность всех оптических аграфий в том, что графема нарушается как зрительный и зрительно-пространственный образ представления. В них нарушается перешифровка звука в букву.

Поражение нижнетеменных отделов ведёт к дефектам окуализации зрительно-пространственного образа и графемы, что и является центральным механизмом нарушения написания при оптико-пространственной аграфии. В этих случаях нарушается пространственное расположение элементов буквы. Особые трудности при написании букв с пространственной ориентацией (и-п, е-э, б-д и др.), что является центральным дефектом . Данное нарушение написания входит в синдром расстройств пространственных восприятий и образов-представлений . У больных есть трудности ориентировки в пространстве: они не могут найти свою палату, правильно надеть рубашку, путают левое и правое, низ и верх.

Вклинической картине на первое место выступают литеральные пространственные параграфии, поиски нужной буквы. В психологической картине на первое место выступают дефекты пространственных образов-представлений и нарушения координирования элементов букв в пространстве при их написании.

Другой тип оптической аграфии заключается в утере обобщённого оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук; графема при этом перестаёт выполнять функцию обозначения определённого звука. Больные с этой формой аграфии хорошо вычленяют звуки речи, но у них распадается константный и обобщённый образ буквы, что и является центральным механизмом данной оптической аграфии. Центральным дефектом в этом случае является нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замена одних букв другими, близкими по оптическому образу и конструкции (а-о-е, и-п-н, ш-и-п, с-х-к, б-в-р и т. д.).

В клинической картине оптической аграфии наблюдаются поиски нужной буквы, ошибки по типу замены одной на другую, сходную по рисунку (литеральные оптические параграфии), замедленность и произвольность процесса написания.

В психологической картине для этой формы аграфии характерно, с одной стороны, размытость образа буквы, дефекты вычленения её существенных компонентов, несущих на себе значение, то есть микрознаки (б-в, и-й, н-п и т.д.), а с другой – распад обобщённого образа буквы и замена его конкретным, единичным и присущим только данному субъекту (некоторые, например, могли писать букву Д только как д, букву Р – только как р и т.д.). Из-за дефекта обобщённости образа буквы эти больные испытывали трудности перехода от одного вида буквы к другой внутри одной графемы (Д, D, д). При этой форме аграфии нередко остаётся более сохранным написание одним каким-то шрифтом. Нарушаются такие виды написания, как самостоятельное и диктант, а списывание остаётся сохранным.

Этот вид аграфии идёт в синдроме оптической предметной агнозии.

Алексия

Оптическая алексия

Оптическая алексия часто в составе синдрома оптической агнозии или оптико-пространственных нарушений и нередко – в синдроме оптико-мнестических расстройств.

Известны два вида этой формы алексий: вербальная и литеральная. Центральным дефектом при литеральной алексии является распад чёткого значения отдельных букв. Больные с трудом узнают буквы, путают их по оптически близким признакам, неправильно воспринимают их пространственную ориентацию или не узнают совсем. При этом особенно грубо нарушается восприятие букв внутри рукописных слов, где все буквы слиты воедино.

Вторым видом оптической алексии является вербальная алексия . Все трудности возникают при чтении слов. Больной не может объединить буквы в единое целое, не узнавая слова и схватывая его отдельную часть (обычно корневую), и замещает его прочтение догадкой о смысле. Нередко оптическая алексия протекает при нарушении речи. Тогда на первый план выступают трудности буквенного знака с его звуковой характеристикой: больной утрачивает значение буквы, забывает её наименование, путает наименование близких по оптическому рисунку букв. Нарушение взаимодействия речи и зрительного восприятия ведёт к оптико-мнестической алексии , при которой центральным дефектом выступает амнезия на буквы и слова при чтении. При оптико-мнестической алексии обнаруживаются ошибки называния, узнавание букв и слов со слуха даёт меньшее число ошибок. При этой форме алексии нередко возникает угадывающее чтение. Оказывается, что при возрастании влияние контекста число ошибок уменьшается, скорость чтения увеличивается. Иногда оптическая алексия проявляется лишь в замедлении темпа чтения, то есть дезавтоматизации процесса. Чтение приобретает произвольный характер, становится аналитическим, послоговым, и тогда чётко прослеживается «угадывающее чтение».

Сенсорные формы алексии

Нарушение чтения часто идёт в синдроме сенсорной афазии. Процесс узнавания слов остаётся сохранным, в то время как звуковой анализ и синтез читаемого слова оказывается нарушенным, а часто невозможным. Многие слова для больного оказываются лишь системой знаков, не имеющей звуковой основы. Невозможность узнать смысл слов посредством звуко-буквенного анализа превращает процесс чтения в угадывание. Сенсорная алексия наступает вследствие нарушения процесса звукоразличения из-за дефекта акустического восприятия, что является центральным механизмом и центральным дефектом сенсорной алексии. Этим объясняется появление при чтении литеральных замен, паралексий.

Дефекты акустического восприятия приводят не только к заменам одних фонем на другие, но и полной невозможности синтезировать звуки в слово, к невозможности понять его значение.

Моторные формы алексии

Эти формы алексии связаны с дефектами моторной стороны речи и протекают в синдроме эфферентной и афферентной моторной афазии.

При эфферентной моторной афазии устная речь грубо нарушена из-за патологической инертности в двигательных процессах. Возникающие при этом дефекты переключения и персеверации нарушают устную речь, а также чтение, которое может оказаться менее нарушенным, чем устная речь. Больной узнаёт и называет буквы, правильно повторяет отдельные звуки, воспринимает слово целиком и понимает его значение. Чтение становится нередко угадывающим из-за дефекта переключения. В этом случае центральным механизмом нарушения чтения являются дефекты переключения. В первую очередь нарушается звуко-буквенный анализ из-за персевераций, являющихся центральным дефектом при этой форме алексии.

Другая картина нарушения чтения при афферентной мотороной афазии. Центральным дефектом в этом случае являются дефекты кинестетической основы артикуляций; иннервация артикуляции теряет здесь свою избирательность и возникают типичные замены одних звуков на другие, близкие. Контроль над чтением у этих больных сохранён, они знают о своих ошибках и пытаются их исправить. Как и при эфферентной мотороной алексии нарушается звуко-буквенный анализ (центральный дефект), но уже из-за дефектов кинестетической основы речи. Чтение становится резко дезавтоматизированным, всё внимание больного приковано к перешифровке оптических знаков в нужные артикуляции, поэтому понимание отстаёт от восприятия. Артикуляционные трудности приводят нередко к подмене подлинного чтения угадывающим на основе отдельных фрагментов слова. Больные при чтении постоянно прибегают к сравнению только что прочитанного материала с ранее прочитанным. Наименьшие трудности понимания обнаруживаются при сохранении «внутреннего чтения» коротких слов и фраз, которое помогает понимать читаемое.

При всех формах алексии общая стратегия её преодоления – это преодоление механизма нарушения.

Письмо имеет много особенностей, одна из которых – более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими ВПФ. Грамматика и письмо обеспечивают ребёнку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи и других ВПФ. Современная отечественная психология рассматривает письмо с принципиально иных позиций и считает его сложной осознанной формой речи и речевой деят-ти+как сложное психическое образование. В психологическое содержание письма помимо речи входят и процессы восприятия разной модальности-зрит, слух, акустич, пространств,входят и двигательные процессы – кинестетической и кинетической природы, зрительные образы – представления буквенных знаков, оперативная память и тд. Процессы письма (5-7лет, формируется сознательно, намеренно в процессе произвольного обучения, постепенно автоматизируется) и устной (2г, формируется в процессе взаимодействия и общения со взрослыми, непроизвольно формируется и протекает автоматически) речи различаются по: происхождению, способу формирования и протекания, психологическому содержанию и по функциям. То, что письменная речь мыслится, а не произносится составляет одну из главных особенностей этих 2ух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи.

Письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры левого полушария мозга. +лобные доли обеспечивают общую организацию письма (контроль, программирование и регуляция речевой деят-ти). Расстройства письма начали изучаться позже, чем афазии (от греч. А- отрицание, графо – пишу), однако первые упоминания имеются уже в 1798г, и в 1829-джЭксон(США).

Письмо: намерение к письму-замысел о чём?-общий смысл содержания что?-регуляция деятельности и контроль за письмом

Психологический уровень реализации программы письма: Процесс звукоразличения- объём акустического восприятия и слухоречевая память-актуализация образов представлений и перешифровка в буквы-актуализация моторного образа буквы и её перешифровка в тонкие движения руки-написание букв, слов, фраз…

Псизофизиологический уровень: звукоразличение обеспечивается совместная работой речедвигательного и акустич анализаторов-объём восприятия обеспечив акустич анализатор возможно совместно с кинестетич и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для её обработки-перешифровка со звука на букву _ТРО- перешифровка с оптики в письмо букв_совместная работа зрит и двигат анализаторных систем.

Процесс высказывания: мотив- замысел- внутренняя программа выссказ(семантика и предикаты)-реализация во внешней речи(грамматика и синтаксис)


Классификация:

*Речевые аграфии , в основе которых лежат расстройства речи (протекает в синдромах различных форм афазий)

-эфферентная моторная аграфия(кинетическая ):протекает в синдроме эф афазии, динамического праксиса, дефектов процесса понимания речи (нарушение семантики устной речи, синтагматической стороны-структуры фразы и её грамматики-аграмматизмы-нарушение во внешней речи). Аграфия-Поражение задних лобных отделов левого полушария. Соблюдение нужной последовательности звуков при записи слова (слогов). Механизм: нарушения переключения (кинетической организации моторной стороны устной речи) с одной буквы на другую, со слога на слог, со слова на слово. Возможны макро и микрографии. Персеверации (привнесение предыдущих букв, слов…). Перестановки букв в слове, пропуски букв, повторении одного и того же слова, недописывание слов (нарушение письма как сукцессивного процесса). Нарушение внутренней схемы слова и предложения, утрачивается осознание динамических отношений слов.

-афферентная моторная аграфия(кинестетическая): протекает в синдроме аф афазии (нарушение устной экспрессивной речи). Поражение нижнетеменных отделов левого полушария. Из-за нарушения речевых кинестезий теряются артикуляционные границы между звуками, близкими по происхождению (т.д,л,н, б-п-м, н-м-,з-с-ч-ш, ф-в). Центральный механизм: дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушению тонких артикуляционных движений и невозможность дифференцировки звуков по их кинестетическим основам. Главный дефект – нарушение письма отдельных звуков, букв. Не чувствуют, что должны писать. Литеральные парафазии, параграфии- в письме! (замена букв на другие близкие по месту происхождения, пропуск гласных, сличение согласных, пропуски слогов). Нарушаются практически все формы письма кроме списывания. Письмо становится осознанным и дезавтоматизированным процессом. В отличии от эфферентной аграфии остаются относительно сохранными синтагма и грамматическая сторона речи.

-сенсорная аграфия (акустико-гностическая): в соответствующем синдроме сенсорной афазии (поражение задней трети верхней височной извилины – 22Вернике-нарушение устной экспрессивной и импрессивной речи). Нарушаются процессы акустического восприятия из-за дефектов фонематического слуха (центральный механизм) - затруднено восприятие и понимание фонем (центральный дефект в афазии) из-за разного их звучания в зависимости от положения в слове (кит, окно, ток). В этой форме аграфий обнаруживаются и структурные нарушения – в звене звукоразличения. Письмо либо полностью распадается, либо грубо нарушается. Литеральные параграфии, звуки заменяются по фонемотическому признаку (п-б, г-к, г-х, д-л,) Центральный дефект при аграфии – распад всех видов письма, и прежде всего на слух. Сохранны: намерение, замысел, мотивы письма. Контроль за письмом нарушается вторично из-за дефектов фонематического слуха и нарушения операции сопоставления звуков и букв.

*неспецифические формы :

-акустико-мнестическая : форма сенсорной аграфии?. В синдроме а-м афазии – нарушение объёмов акустического восприятия, называние предметов. Нарушение перцепторных образов и образов представлений. Поражение 2-й височной извилины левой височной зоны. Нарушается высший уровень организации письма- уровень письменной речи, а не письма как навыка. Центральный механизм: нарушение объёма восприятия, рассогласование знака и его значения, нарушение образов-представлений. Дефект – нарушение письменной речи как высшей формы письма.

-динамическая: (потеря инициативы, спонтанной речи, письма). Афазия-Нарушение передних отделов речевой зоны кпереди от зоны Брока и задних отделов первой лобной извилины. Центральный механизм-нарушение внутренней речи, общей и вербальной предикативности (меньше глаголов и ставят их на последнее место). Эти механизмы ведут к нарушению активности в создании структуры фразы, её динамики, их взаимодействия в структуре текста. Центральный дефект – нарушение актуализации и построения структуры фразы, нарушение порядка управления согласованием слов внутри фразы и фраз внутри текста, а фазия- нарушение продуктивной речи.. (афазия-нарушение звена реализации замысла во внутренней речи)

-семантическая: поражение зоны ТРО. Центр мех-зм - Нарушение процесса симультанного пространственного восприятия дефект – афазия – восприятие логико-грам конструкций. Нарушение высокого уровня организации письма. Возникают трудности употребления сложных логико-грамматических конструкций (сравнительных конструкций, предлогов, сложноподчинённых предложений)

*Гностические (неречевые ) формы оптических аграфии, в их основе-расстройства разных видов гнозиса (в различных синдромах агнозий): Аграфия: затылочные и теменно-затылочные системы левого полушария (оптические и пространственные нарушения). Протекают в синдроме различных агнозий. Нарушение графемы как единицы оптического и пространственного восприятия.

оптическая аграфия: утеря обобщённого оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук. Центральный механизм – нарушение константности и обобщённости буквы (на основе выделения существенных признаков) +алексия. Хорошо вычленяют звуки речи. Центральный дефект- нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замена одних букв другими, близкими по глобальному оптическому образу, и конструкции (а-о-е, и-ш-п,б-в-р)…этот вид аграфии идёт в синдроме оптической предметной агнозии, акалькулии, алексии. Пишут д, только какД и тп.

- оптико-пространственная аграфия: нарушение нижнетеменных (наиболее сложные формы ориентаций в пространстве –право-лево, хотя не затрагивает структурную организацию воспринимаемых образов) и теменно-затылочных(более грубые - целостное зрительное восприятие-оптическое отчуждение графем-образ звукобуквы) областей левого полушария мозга. Нарушение письма по оптическому принципу. Механизм: распад оптических и оптико-простанственных схем букв. Нарушается перешифровка звука в букву. Сохраняется графический образ звука-графема, но нарушается восприятие и актуализация пространственного расположения элементов буквы – центральный механизм. Центральный дефект:Трудности при написании букв имеющих чёткую пространственную ориентацию (и-п, е-э, б-д). литеральные пространственные параграфии.+пространственная акалькулия. (зеркальное-письмо)

-оптико-мнестическая аграфия: правильно выделяют из речевого потока звуки и несоотв к буквам. Патология речевой организации оптического гнозиса. Стык речевых и оптических процессов. – в синдроме амнестической афазии. Рассогласование речевых и перцепторных образов.

Одним из наиболее сложных процессов психики специалисты считают письмо. Оно одновременно имеет отношение и к непосредственно психике, к восприятию, системному и произвольному, задействована и двигательная сфера. Аграфия подразумевает расстройство письма, имеющее связь непосредственно с нарушенной речью. Известно, что при этом полностью сохранены движения кисти. Заболевание появляется, если имеются повреждения определенного полушария мозга.

Так, для правшей это левое, а для левшей правое полушарие. Аграфию можно выделить «чистую», то есть амнестическую, а так же имеется апраксическая форма, афатическая и конструктивная. При амнестической аграфии в основном затруднения возникают, когда требуется писать под диктовку, или имеет место спонтанное письмо. Если же производится обычное списывание, то сохранность письма все-таки остается. Иногда дети путают в словах порядок букв, или вставляют вместо них другие, что называется литературной параграфией. Ярким проявлением амнестическойаграфии можно назвать затрудненность преобразования в графемы фонем. Дети бывают неспособны отыскать графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы. При этом возникают грубые аграмматизмы, в словах пропускаются буквы, образуются литеральные параграфии. В некоторых случаях могут присутствовать элементы зеркального письма.

Особенности типов аграфий

Нередко амнестическая аграфия дополнена неврологическим расстройством, указывающим на то, что имеется поражение головного мозга. Синдром Герстмана является компонентом такого поражения. Что касается апраксической аграфии, то она возникает как проявление идеаторной . В таком случае ребенок не может понять, в каком положении рука должна находиться при письме, не умеет правильно взять ручку. Кроме того, далее он не способен в нужно последовательности проводить двигательные акты. В связи с этим возникает неправильное соотношение в пространстве буквенных элементов, и некоторые из них могут иметь зеркальное отражение. Если форма особенно тяжелая, буквенный рисунок может распадаться полностью, поэтому ребенок изображает отдельные фрагменты, пересекающиеся друг с другом. Апраксическая аграфия наблюдается в письме всех видов, как под диктовку, так и в самостоятельном письме, или при списывании. Нарушение осуществления движения и организации создают проблемы при написании букв. Апраксическая аграфия представляет следствие поражения угловой и надкраевой извилины левого полушария. В то же время имеются ситуации, когда подобная форма патологии возникает при поражении заднего отдела лобной левой доли второй извилины. При афазии развивается афатическая аграфия, при этом поражена височная левая кора. Данное состояние вызывает дефекты фонематического слуха и слухоречевой памяти. Конструктивная аграфия диагностируется при наличии конструктивной афазии.

Симптомы аграфии

Наиболее выраженным проявлением аграфии врачи называют абсолютную потерю умения писать. Или же, нередко наблюдается сильно нарушенная структура слова, пропущены целые слога, буквы. Кроме того, у ребенка может не получаться соединять в слова отдельные слоги. При этом не имеется нарушений интеллекта, а навыки письма нормально выработаны, тем не менее, подобные проявления дают о себе знать. Детская аграфия считается проявлением алалии. Она может появиться, как следствие недоразвитой речи, и это так же обусловлено поражением мозга. Специалисты называют различные причины, ведущие к данному заболеванию, и наиболее распространенными из них принято считать нарушенную графическую символизацию и фонетическое восприятие. Чаще аграфия выявляются у детей, имеющих недоразвитую устную речь, то есть, недостаточно выраженную. Языковое сознание у таких детей не достигло целостного осознания всего звукового аспекта, ребенок способен в таком случае воспринимать слово лишь со смысловой стороны. С речевой действительностью фонема не связана, и поэтому, усложняется становление звукобуквенной ассоциации.

Диагностика и лечение

При выявлении аграфии не возникает сложностей, врач проводит детальный неврологический осмотр, и может поставить диагноз сразу же. В первую очередь устанавливают причину, что является более сложным. Для этого необходима беседа врача с родителями пациента. Рекомендуется применение различных неврологических исследований. В частности, МРТ, рентген черепа, реовазография, энцефалография, и прочее. В виде профилактики следует проводить с детьми речевые упражнения, и к тому же они должны быть максимально частыми. Более внимательно следите, насколько ребенок способен выражать собственную мысль, обращайте внимание, как он связывает слова. Для детей младшего возраста важно, как будет развиваться речь. Старайтесь не упускать из виду даже малейшего отклонения и речевого отставания. Чтобы в ходе лечения любого расстройства речи обеспечить положительные результаты, в том числе, и при наличии у ребенка аграфии, необходимо применить всестороннюю и комплексную терапию. В частности, требуется назначение лечения медикаментозного характера, в которое включаются препараты, питающие головной мозг, улучшающие его процессы. Подобная лекарственная терапия сочетается с такими мерами, как физкультура, логоритмика, музыкальные занятия, индивидуальные или занятия в группе с логопедом. Важно, чтобы такая терапия была проведена грамотно, и длительный период времени. Само по себе лечение тоже должно быть своевременным, потому что далее из-за аграфии с обучением в школе у ребенка возникнут трудности. Если вы подозреваете, что у малыша имеются признаки аграфии, обращайтесь к специалисту немедленно. Проведя глубокую диагностику, врач назначит адекватный лечебный курс, и состояние будет улучшено и стабилизировано, ребенок сможет усваивать школьную программу и не отставать от сверстников.

Следующая подгруппа речевых аграфий (сенсорные ее формы) - сенсорная (или акустико-гностическая) и акустико-мнестическая. Эти формы нарушения письма и письменной речи также протекают в синдроме соответствующих форм афазий, которые отличаются друг от друга по всем параметрам - по механизмам (факторам), клинической и психологической картине и по нейропсихологическим синдромам. Те же отличия наблюдаются и в этих формах аграфии.

При описании психологического содержания и структуры письма мы отмечали, что письменная речь осуществляется благодаря взаимодействию ряда ВПФ. В случае сенсорных форм аграфии нарушаются процессы акустического восприятия из-за дефектов фонематического слуха (сенсорная аграфия) и снижения объема акустического восприятия и нарушения слухо-речевой памяти (акустико-мнестическая аграфия). В этих формах аграфии обнаруживаются и структурные нарушения, но в разных звеньях. В первом случае - в звене звукоразличения, во втором - в звене оперативной слухо-речевой памяти и в звене объема восприятия.

Сенсорная аграфия

Известно, что для нормального протекания процесса письма прежде всего необходимо четкое константное восприятие фонематического строя языка, что создает необходимые предпосылки для правильного звукобуквенного анализа слова. Нарушение же фонематического слуха неизбежно ведет к нарушению звукобуквенного анализа и процесса звукоразличения.

Звуко-буквенный анализ осуществляется на основе сенсомоторного механизма акустического восприятия речевых звуков. Правильное восприятие звука возможно лишь при сохранности (или полноценной сформированности у детей) фонематического слуха. Известно, что фонема - это не звук, а только одна из существенных его составляющих, которая несет на себе значение, смысл. Акустическое своеобразие фонемы заключается в том, что один и тот же звук в разных положениях и в разной сочетаемости может приобретать разные акустические формы (звучания), но оставаясь одной и той же фонемой, несущей одно и то же значение, т.е. всегда выполняет свою смыслоразличительную роль. У больных затруднено восприятие и понимание фонем из-за разного их звучания в зависимости от позиционного положения в слове (например, «кит», «окно», «ток»). Поэтому важным является сохранность у взрослых больных (и сформированность у детей) не просто восприятия фонем, но их позиционных звучаний. Нарушение фонематического слуха и лежит в основе дефектов звукоразличения при сенсорной афазии и аграфии.

error: