Положительные черты характера ребенка 7 лет. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Воспитание характера ребенка в семье

Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.

Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста .

Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.

Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.

Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируются окружению: некоторые черты (хорошие и плохие) остаются в тени. Да и самим себе мы кажемся несколько иными, чем видно в зеркале.

Можно ли ? Да, есть версия, что это возможно. Путем долгих усилий и тренировок вы способны присвоить себе полюбившиеся качества, став немного лучше.

Характер человека проявляется в поступках, в общественном поведении. Он виден по отношению личности к труду, к вещам, к иным людям и по ее самооценке .

Кроме того, качества характера подразделяются на группы – «волевые», «эмоциональные», «интеллектуальные» и «социальные».

Мы не рождаемся с конкретными чертами, а приобретаем их в процессе воспитания, образования, исследования окружения и так далее. На формирование характера влияет, конечно, и генотип: яблоко зачастую падает крайне близко от яблони.

По своей сути характер близок к темпераменту, но это не одно и то же.

Чтобы относительно трезво оценивать себя и свою роль в социуме, психологи советуют выписать свои положительные, нейтральные и отрицательные черты на листочек и проанализировать.

Попробуйте сделать это и вы, примеры качеств характера вы найдете ниже.

Положительные черты характера (список)

Отрицательные качества характера (список)

Вместе с тем, некоторые качества трудно отнести к хорошим или плохим, да и нейтральными их не назовешь. Так, любая мать желает, чтобы ее дочь была застенчивой, молчаливой и стыдливой, но полезно ли это для девушки?

Опять же, мечтательный человек может быть симпатичным, но совершенно непутевым из-за того, что вечно витает в облаках. Напористый индивид для кого-то выглядит упорным, для кого-то – несносным и настырным.

Плохо ли быть азартным и беззаботным? Далеко ли хитрость ушла от мудрости и находчивости? Амбициозность, честолюбие, целеустремленность ведут к успеху или к одиночеству? Вероятно, все будет зависеть от ситуации и контекста.

А каким быть вам, решаете вы сами!


Школа обладает возможностью влиять на развитие сильных сторон и положительных качеств ребенка. Очевидно, что в школе ученики получают множество знаний и учебных навыков. Несомненно, что объем школьной нагрузки оказывает влияние на интеллектуальное развитие.
В дополнение к когнитивным (связанные с знаниями и психологическими процессами) и учебным задачам, которые ставит школа, она обеспечивает детям неформальный учебный план: от школьников ожидается соблюдения правил, сотрудничество с другими учениками, уважение к власти и подготовка к тому, чтобы стать хорошими гражданами

Педагогу-психологу необходимо отметить качества, которые наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Необходимо записывать в журнал поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой календарно-тематический план.

Визуальные способности

Черчение
фотография
запоминание деталей
рисование
живое воображение
зрительное представление
чтение карты
ориентирование
способность к творчеству

Логика и мышление

Способность к работе с компьютером
организованность
способности к решению задач
абстрактное мышление
математика и цифры
логические игры
расшифровка кодов
здравомыслие
способности к наукам
сообразительность
быстрая обучаемость
острая память
понятливость
ум

Телесная сфера

Исполнительские наклонности
вживание в роль
гармоничность движений
танцы
сценическое мастерство
какой-либо вид спорта
физическая сила грациозность
выносливость
телесная гармония
ловкость
координация движений

Музыкальные способности

Игра на музыкальных инструментах
пение
ритмика
запоминание мелодий
сочинение музыки
чтение нот
восприятие музыки

Личность и черты характера

Способность к творчеству
инициативность
целеустремленность
терпеливость
надежность
отзывчивость
смелость
внимательность
трудолюбие
легкая приспособляемость
добродушие
ответственность
благородство
уверенность
независимость
аккуратность
решительность
правдивость
проницательность нежность
зрелость открытость
расторопность
оптимизм
преданность
серьезность
честность
дисциплинированность
привязанность
сила характера
добросовестность

Социальные навыки

Дружелюбие
лидерство
стремление помочь
добродушие
увлечение спортом
вежливость
порядочность
уступчивость
умение быть в команде
умение выполнять что-либо в коллективе
умение делиться
способность к сопереживанию
чуткость
способность к примирению
веселость обаятельность
способность к поддержке
остроумие
умение слушать
привлекательность

Лингвистические способности

Чтение
богатый словарный запас
умение хорошо говорить запоминание фактов
умение творчески писать
поэзия
диспуты
умение шутить, смешить
умение рассказывать

Внешность

Аккуратность
привлекательность
статность осанки
особые черты

Отношение к природе

Склонность наблюдать
любовь к животным
любознательность
любовь к туризму
развивающее коллекционирование
Литература:
1. 1. М.Борба. «Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. М.: Вильямс, 2005
Школа хороших манер
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/shkola_horoshih_maner
Школа хороших манер - один из методов воспитания детей и подростков.
Оптимальный возраст детей - от 12 до 15 лет. Возможно использовать и в школах, и в интернатах, хотя изначально метод был придуман для семейного воспитания.
Детям утром объявляется: «У вас начинается Школа хороших манер. Ваша задача каждый день придумывать один простой пункт о своем поведении, в первую очередь выражающий дружественое отношение друг к другу или к родителям, а вечером по этому пункту вы ставите себе оценку. Пункты могут быть разными: поприветствовать утром всех «Доброе утро!» с улыбкой, помочь маме накрыть на стол, обращаться друг к другу вежливо (не Аська, а Ася)… Каждый день вы добавляете себе новый пункт, а по всем ставите оценки. Все пункты сами записываете на компьютер. Пока с утра не подведены итоги прошедшего дня и не придуман новый пункт, никаких развлечений - это первое дело дня».
Подсказки
Если дети затрудняются в придумывании новых пунктов, родители иногда могут им помочь, составив свой, рекомендательный список, из которого дети могут что-то выбирать.
Едва ли целесообразно включать в список дела из помощи по дому, которые и так раньше были на детях (например, сходить в магазин).
Оценку ставить не за «Я делал», а «Я сделал», и оценивать объективно, с позиции стороннего наблюдателя. Не «Я сказала всем спокойной ночи», а «Меня услышали все, кому я пожелала спокойной ночи!»

Как привести себя в порядок - это в первую очередь отвлечь от негативных или других ненужных мыслей (переживаний), снять напряжение и успокоиться. Обычно здесь помогают следующие приемы:
Вести дневник
работа с верованиями
эмоциональный дневник
что произошло, объем потерь
тетрадь позитивного опыта
написать прощение
Двигательная активность
спорт, танцы, йога,
прогулка, секс
Выброс негатива
выговориться
выбросить обвинения
Расслабление
выспаться, аутотренинг
Дыхание
пение
удивленное «О?»
ровное, удлиненный выдох
проораться, резкие выдохи
Смена декораций. Новые:
обстановка. офис-улица,
окружение: любимый, другая компания
роль, амплуа.
точка зрения. Обсудите!
Якоря
музыкальные
пищевые, цвета и запаха,
воспоминаний
Подарки
«Потешить тушку»: маникюр, массаж, spa
знаки внимания
шопинг, ресторан, лакомства
подарки любимым

Людей всегда интересовало какими чертами их наделила природа и какими могут быть другие люди. В силу того, что общение – это всегда взаимодействие как минимум двоих, то это вовсе не праздный вопрос. И неплохо бы понимать кто перед вами, особенно если это ваш близкий человек, и тем более ребенок.

Данная статья поможет лучше понять особенности своего характера и отличительные черты характера своего ребенка, чтобы процесс воспитания и взаимоотношения в семье приносили радость.

Итак, перед нами 8 основных типов:



В «плохом» варианте из ребенка такого типа может вырасти эгоистичный интриган, карьерист, который не останавливается ни перед чем. В детском и подростковом возрасте этот тип детей может быть склонен к «буллизму» (систематическое издевательство над «жертвой» в школе, во дворе и т.д.). При воспитании такого ребенка важно подобрать ему занятие, которое давало бы возможность выделиться, это может быть какой-то индивидуальный (а не групповой!) вид спорта. Такого ребёнка необходимо учить заботиться о других, понимать окружающих, учитывать чувства других людей. Данный тип детей необходимо учить сочувствию, природа их не наделила данным качеством. Также очень важно научить ребёнка управлять своими аффектами, т.е. контролировать свои эмоции и уметь социально-приемлемо «разряжаться». Для реализации такой родительской стратегии необходимо, чтобы родители были спокойными, но твёрдыми. Это значит не меняли своего решения и не поддавались на провокации ребёнка. Большая ошибка – вступать в противоборство с ребенком такого типа характера! Этого делать категорически нельзя, потому что «найдёт коса на камень»!


  1. Демонстративные
    – это очень яркие люди, среди них большое количество артистов. Лейт-мотив данного типа – быть в центре внимания, «играть на публику». Крайняя степень эгоцентризма. У этих людей яркая внешность, речь, мимика. Недостатки данного типа характера: завышенная самооценка, непостоянство, склонность к манипулированию своим окружением, тяга к постоянным выдумкам и лжи. В самом «плохом» варианте – это авантюристы, типа Остапа Бендера. Положительные черты: живость и общительность, живой отклик на происходящее вокруг. Это яркие личности, которые могут развеселить, внести юмор и разрядить атмосферу в компании. Детей такого склада крайне опасно «перехвалить», нельзя давать им повод думать, что «весь мир – для них»! Хвалить следует за дела и не очень часто! Одновременно, надо помнить, что ни в коем случае нельзя игнорировать такого ребенка. Необходимо понимать, что ребенок демонстративного характера в силу свой природной склонности к манипулированию будет пытаться «вить из вас верёвки». Родителям необходимо научиться не уступать ребёнку, когда он требует своего с помощью слез, скандала, крика, шантажа и т.п. Следует учить учитывать интересы и чувства других людей и считаться с ними. Очень важно дать понять, что вы видите и слышите ребёнка, но не будете уступать ему, когда не считаете нужным или когда он требует своего не должным образом. При этом необходимо сохранять спокойствие и твердость!

  2. Эмоционально подвижные («люди настроения»)
    – данный тип людей природа создала так, что у них постоянно меняется настроение, от которого зависит: мировоззрение, здоровье, работоспособность, аппетит, т.е. фактически все аспекты их жизни. Это очень эмоциональные люди, они «тонкие» и эмоционально тёплые, отзывчивые и ранимые. Отличительная черта этого типа: верность и преданность. Они привязываются к людям, готовы жертвовать своими интересами ради близкого человека. Достоинства: открытые, привязчивые, любящие. Недостатки: нестабильные интересы (быстро увлекаются и также быстро «гаснут»), плохо переносят атмосферу недоброжелательности, крайне тяжела критика. Разрыв эмоциональных связей переживается как трагедия. Периодически страдают «самоедством». Дети данного типа переживают сильно и глубоко, но при этом не «на публику» (как это делают демонстративные), а как бы «про себя». С этими детьми надо дружить, создавать в семье доброжелательную атмосферу, не огорчать, в случае необходимости – помогать и поддерживать. Конфликты в доме – противопоказаны такому типу детей! Очень важна дружба, очень полезно, если у такого ребёнка будет домашнее животное (его друг!). Мягкость, забота, эмоциональное тепло и доброжелательная атмосфера – вот путь к успеху при воспитании ребенка с таким характером.

Подводя итог, необходимо заметить, что в жизни чистых (на «все сто процентов») представителей какого-либо типа характера мы вряд ли встретим. Поэтому, вы вполне можете обнаружить у себя, своего ребенка или других близких черты разных типов. Это вполне нормально, вопрос в том, насколько выражены черты того или иного характера, как они проявляются. Желаю успехов в деле узнавания себя и воспитания подрастающего поколения!

От чего зависит характер ребенка?

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

Наследственность;
воспитание;
поведение родителей;
окружение (детский сад, школа).

В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Темперамент вашего малыша

Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.

Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.

Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.

Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.

Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.

Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.

Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Воспитание характера ребенка в семье

Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.

Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, этово многом зависит от характера самих родителей.

Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.

К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!

Школьный возраст младших детей считают вершиной детского периода. Развитие этапов психических особенностей охватывает период с 6-7 лет до 9-11. Этот возраст несет за собой изменения в стилях жизнедеятельности. Появляются новые потребности, происходит социализация учеников, становятся важными новые типы деятельности, особенно учеба. В школе дети получают помимо новых знаний и навыков необходимые каждому социальные статусы. В отношениях становятся заметны перемены восприятия индивидуального места каждого школьника.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста подводят к новому этапу развития. С точки зрения анатомо-физиологической отрасли, если дети быстрыми темпами растут, можно наблюдать дисгармоничное состояние физического развития. Опережая рост нервно-психических процессов, оно влияет на краткосрочное ослабление нервной системы. Иногда возникает утомление, беспокойство, нужда в большем количестве движений.

Особенности социализации

Основные изменения ситуации в социуме детей младшего школьного возраста:

  • Меняется референтная группа.
  • Изменения в распорядке дня.
  • Ведущая жизнедеятельность теперь учебный процесс.
  • Наглядно-образное мышление сменяется словесно-логическим.
  • Происходит укрепление новой внутренней позиции.
  • Меняется система взаимоотношения к окружающим людям.
  • Достижения мотивируют.
  • Четко становиться заметен социальный смысл обучения, выражается в отношении к отметкам.

Физиологическое развитие

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста 7-11 лет подразумевают изначально улучшение памяти, налаживается координация движений. Благодаря этому возникает способность считать, писать и читать.

Внимание! При появлении в жизни ребенка учебного процесса появляются и проблемные ситуации. Он мало бывает на воздухе, происходит смена и нарушения физического распорядка дня, режима питания. Из-за этого увеличивается вероятность появления инфекций, аллергии, заболеваний сердца и кишечника.

Особенности анатомо-физиологического характера:

  • Возникновение небольших скоплений жировых клеток. Рекомендуют контроль этого физического процесса во избежание ожирения. Процессы переохлаждения и перегрева вызывают меньшую опасность, ведь потовые железы уже сформированы.
  • Грудная клетка увеличивает частоту дыхания, становится больше в объеме. В 11 лет видны отличия построения скелета: у девочек таз шире, есть тенденция физического изменения - бедра расширяются.
  • Стабилизация темпов роста: школьник в 8 лет становится ростом 125-135 см, в 11 около 140-145 см.
  • Органы пищеварения уже полноценно работают. Изменения этого анатомо-физического процесса происходят на уровне со взрослыми.
  • Формируются ткани легких, воздухоносные пути увеличиваются. Большие размеры слизистой оболочки, чем прежде, уменьшается уровень опасности заболеваний дыхательных путей.
  • Количество мочи в сутки постепенно увеличивается. Почки и вся система мочевыделения достигают физического развития уровня взрослых.
  • Увеличение анатомо-физического мышечного развития. Повышается уровень работоспособности и выносливости. Пальцы овладевают тонкими процессами, такими как письмо и лепка.
  • Процесс физического роста и укрепления костей продолжается. Развитие не останавливается, поэтому все также стоит контролировать осанку во избежание искривления позвоночника.
  • Практически полноценное развитие иммунитета.
  • Завершение процесса формирования эндокринной системы. Развиваются половые органы. Ягодицы у девочек 9-10 лет приобретают округленные формы. Грудные железы набухают к 10-11 годам. Половые органы мальчиков в этом же возрасте начинают свой рост.
  • Полноценно развита нервная система. Это проявляется в появлении аналитических возможностей. Дети размышляют над действиями как своими, так и окружающих людей. Они не способны сосредотачиваться на длительный период, так как присутствует в поведении большое количество игровых элементов.

Важно! Дети, получившие воспитание без ровесников в окружении, замыкаются, и им тяжело находиться в коллективе. Это сказывается на характере личности.

Психическое развитие

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста подразумевают появление ощущения и восприятия. Это определено тем, что дети замечают вместо главного в предмете те моменты, которые бросаются сразу в глаза, что ограничивается лишь процессом узнавания и озвучиванием названия предмета в будущем.

Непроизвольное восприятие становиться постепенно целенаправленным по отношению к объекту. В завершение этого анатомо-физиологического этапа развития появится синтезирующий вид восприятия. Ребята первых-вторых классов часто путаются в предметах даже с минимальным сходством.

Основные педагогические направления психического развития:

  • Внимание. Для учебы нужна долгая концентрация внимания, умение переключаться с одного предмета на другой. Непроизвольный тип доминирует. За счет большой мотивации и силы воли возможно удержать внимание. Школьники младших классов сосредотачиваются на одном деле на протяжении 10-20 минут. Индивидуальные отличия присутствуют у каждого ребенка.
  • Память. Происходит развитие произвольной памяти. Проявляется способность запоминания материала, вызвавшего интерес. Всему процессу характерна осмысленность, которая заключается в связи между памятью и мышлением. Выделяют следующие виды памяти: долговременную, кратковременную и оперативную.
  • Мышление. Заключается в переходе наглядного и образного мышления к словесному и логическому. Появляются правильно построенные логически размышления, базирующиеся на основе конкретных материалах. Происходит развитие теоретического мышления. Наблюдаются проявления индивидуальных различий к 10-11 годам.
  • Воображение. Проходит две стадии - воссоздание и продуктивность. В первом классе идет опора на конкретный предмет, после слово начинает доминировать. Реализм воображения ребенка растет. Соответственно увеличивается запас знаний и критическое мышление.
  • Речь. Имеет большое значение для решения учебных задач. Ведь умение ребенка рассуждать вслух - залог успеха. Словарный запас вырастает до 7 тыс. слов.

Гендерные особенности

Специалисты различных областей заинтересованы изучением отличия между разнополыми детьми, которые зависят не от отличающихся половых признаков биологического характера, а от социальной общественной организации. Это так называемые гендерные особенности.

Гендерные отличия представителей разных полов фиксируются в научной литературе в форме описаний темпов возрастного развития интеллекта, эмоциональности, поведении, мотивации, оценивании достижений. Гендерные исследования выявляют природу этих отличий. В них отражаются универсально-биологические или биосоциальные закономерности.

Психофизиологические особенности влияют на развитие школьника и его поведение в социуме, от них зависит половая принадлежность. Ведь каждый ребенок индивидуален и развивается представителем конкретного пола. Родившись в облике девочки или мальчика, ребенок по ходу социализации получает для себя нормы, правила, модели поведения. Они и направляют к мужскому или женскому образу в жизни. Формируются соответствующие качества личности. Так и приобретаются гендерные признаки.

Педагогические исследования показывают основные гендерные различия между девочками и мальчиками не только физического характера:

  • Разные стратегии и способы познания, скорость усвоения информации.
  • Развитие внимания.
  • Эмоциональность.
  • Происхождение мотивации процессов и оценивание достижений.
  • Гендерные особенности поведения.

Главное отличие - сроки, темпы и последовательность развития мозга. Формирование левого полушария происходит ранее у девочек, несет ответственность за рациональность и логичность мышления, речь. Из-за физического отставания развития этого участка у мальчиков до конкретного момента преобладает чувственно-образная сфера.

error: