Весенние воды тютчев год написания. Федор Тютчев — Весенние воды: Стих. Анализ произведения «Весенние воды»

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Весенние воды"

Гонцы весны

В своем творчестве Ф. И. Тютчев посвятил много произведений описанию природы, где в основном изображал ее динамику, движение и изменчивость. Практически все его стихи, передают изменения в природе: смена ярких красок осени, весеннее возрождение, приближение грозы. Стихотворение «Весенние воды», которое было им написано в 1830 году, можно отнести к пейзажной лирике. В нем описан период ранней весны, когда:

Еще в полях белеет снег

Однако это все, что может напоминать о былой власти зимы, которая забросала всю землю толстым слоем снега, чтобы уберечь от лютого мороза. Но, ее час уже пробил, и весна уже полностью вступила в свои права:

А воды уж весной шумят.

И вся природа просыпается от бурного потока весенних вод. С блеском, искрясь и переливаясь под нежным весенним солнышком, они бегут, не уставая:

Бегут и будят сонный брег

Бегут и блещут и гласят…

Весенние воды - первые предвестники окончательного прихода весны. Автор показывает этот момент очень живо, динамично, используя для усиления значимости движения, частые повторения ключевых слов. Следующие несколько строк, отражающие настроение бегущих весенних вод, являются кульминацией стиха, они наиболее наполненные значимостью, силою и энергией:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

И уж непременно, после такого бурного потока весенних вод, придет и теплый май, о котором больше всего мечтают, после долгой зимней спячки. Радость от прихода весны перерождается в стихотворении в восторг преддверия майских дней:

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Стихотворение Тютчева «Весенние воды», наполнено динамикой и движением. В нем автор передает состояние природы не пейзажем, а сценой - в действии. Приход весны венчает «румяный, светлый хоровод» «теплых майских дней», которые с нетерпением ожидает сам автор. И это ожидание еще больше вдохновляет и наполняет силою, как долгое предвосхищение чего-то очень желанного. Именно бурные весенние воды и следующие за ними тепло и свежая зелень, и являются самым ярким образом весны.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Тютчев Федор Иванович очень точно и чувственно ощущал перемены погоды. Он мог на слова положить воздух природы, капли дождя, шелест листьев, гул ветра. Он мог подметить любые изменения природы и воплотить их в своих творениях. Его пейзажной лирике нет равных. Она очень богата метафорами, эпитетами, сравнениями. Значительное место среди произведений пейзажной лирики занимает произведение «Весенние воды». Написанное оно в 1830 году как раз в то время, когда автор был за границей. Красота заграничной природы нечем особо не отличалась от русской. Наступление весны в Германии такое же, как и в России. На полях еще виднеется белый снег, но все вокруг уже знают о приближении весны. Всю природу пробуждают ото сна и предупреждают о наступлении весны тающие, журчащие воды.

Основная тема стихотворения - это описание самой ранней весны. Состоит произведение из двух частей. Описание еще не проснувшейся ото сна земли начинается с первой части. И хотя ночью еще правит зима, но в день, уже весенние ручьи встречают весну. И ожидание тепла и майских деньков начинается со второй части произведения. Ожидание чего-то нового, солнечного и теплого наполняет героя и природу необъятной силой.

Относится стихотворение к пейзажной лирике и написано традиционным четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Состоит оно из трех четверостиший. Все творение автора наполнено движением, динамикой. Это передается с помощью повторов, синонимов, глаголов.

Также можно прочувствовать и философские нотки стихотворения. Каждый человек в душе ощущает весну. Прилив сил и энергии, приближение радости и счастья. И сам автор с нетерпением ждет наступления весны, которая полноправно вступает в свои владения, по наблюдениям поэта, уже в мае месяце. В стихотворении мы можем прочувствовать предвкушение от наступления тепла и радости.

Анализ лирического стихотворения

Учителя второй категории

Средней школы № 4 г. Заинска

Александровой Елены Александровны

Ф. Тютчев « Весенние воды»

Цель анализа: Углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое.

Тема: Пробуждение природы от зимнего сна. Наступление радостных весенних дней.

Идея: Ф. Тютчев описывает самое начало весны, земля ещё покрыта снегом, но его радует, что воды уж весной шумят. Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана (земля, вода).

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещу, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

В этой части слышим шум воды , быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт ещё хочет что–то сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Изобразительные средства языка. Метафора, олицетворение.

Метафоры по действию. Будят, гласят, идёт, выслала, толпится.

Олицетворение. Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

Звукопись. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды.

Цветопись. Присутствуют холодные и тёплые тона (белый снег), (румяный, т. е. розовый).

Словарная работа. Гласят, говорят, объявляют, возвещают.

Гонцы – тот, кто является вестником, приносит весть.

Вопросы и задания к тексту.

Самостоятельная работа учащихся с текстом.

  • Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
  • Запиши, о чём это стихотворение.
  • Сколько и каких частей в этом произведении?
  • Запиши, что ты представил, читая стихотворение.
  • Каким чувством пронизано всё стихотворение. Запиши.
  • Запиши, с каким настроением будешь его читать.

Анализ произведения с детьми.

  1. Работа с текстом до чтения.
  • Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?
  1. Работа с текстом во время чтения.
  • Прочитай стихотворение.
  • О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтверди строчками из стихотворения.
  • Перечитай стихотворение. Разбей его на части.

Что вижу. Каким вижу. Что слышу.

Снег в поле лежит, белый

Брег(земля) сонный

Воду бежит, гонец шумит, гласит

Весну молодой

Майские дни дети водят хоровод, толпятся

У них румяные щёки

  • Какая картина кажется необычной? (вода будит, гласит), (дни румяные, водят хоровод, толпятся)
  • Понаблюдай, как рисует поэт.
  • Кого оживляет? (воду, весну, майские дни)
  • С кем сравнивает? (воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)
  • Какая часть речи – главная в стихотворении? (глагол)
  • Что они характеризуют? (движение воды, весны)
  • Есть ли особые звуки, краски в произведении?
  • Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (о том, что всё проснётся от зимнего сна)
  • Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней)
  • Определи, с каким настроением будешь читать стихотворение.
  1. Работа с текстом после чтения.
  • Самооценка.
  • Насколько глубоко ты понял стихотворение во время самостоятельного чтения?
  • Что сумел прочитать сам?
  • С чем не справился?
  1. Рефлексия.
  • Что вызвало затруднение и почему?
  • Какие выводы для себя ты сделал?

Чемерис Д.Ю. ПиМНО 55 гр. Анализ стихотворения «Весенние Воды» Федора Тютчева. J


Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса. Часть 1. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 180с.: ил., 16 с. ил. – ISBN 5-9507-0083-х стр. 50-51


1) Чтение правильно учителем.


2) Как поэту удается создать впечатление бегущих ручьев, которые все шире и шире разливаются: впечатление НАРАСТАНИЯ победы весны?

- с помощью повторов (Весна идет, весна идет! Бегут и будят…, бегут и блещут…)

- интонации (нарастание интонации в конце строк, много восклицательных знаков)

- глаголов (белеет, шумят, бегут и будя, бегут и блещут и т.д.)


Какую роль здесь играют повторы слов и предложений, прямая речь? (Прямая речь используется для того чтобы одушевить, олицетворить ручьи…)


От лица кого произносится «Весна идет, весна идет!» в последнем четверостишии? (слова автора, он как бы слышит слова ручейков, и повторяет за ними)


Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?

- олицетворение (вода – гонцы, они гласят, весна как живая, хоровод – дни)

- метафора (сонный брег, весной шумят)

- сравнение (воды как гонцы)

- эпитеты (тихих, теплых, майских дней, Румяный светлый хоровод, молодой весны)


3) Какой тип речи в этом стихотворении? Объясните! (описание. Идет описание событий действий, весны)


4) Прочитайте, соблюдая интонацию, с правильно поставленным ударением и дыханием!

Найди рифмующиеся слова в четверостишиях. Они находятся в соседних строчках или через строчку? (через строчку)


На какой слог в них падает ударение? (на последний)


Какое это создает настроение? (создает настроение радости и нарастающей теплоты)


5) Выучите текс и перескажите его, с правильной интонацией и дыханием. Найдите дома др. стихотворения про весну и прочитайте на уроке. Принесите репродукции с изображением весны. Или подберите к этому стихотворению ряд картин.


error: